...но плюсов - больше!
эффективность инструментов
государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
в Республике Башкортостан
Одним из главных направлений анализа системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства является оценка расходов бюджета с точки зрения его влияния на результаты деятельности малых предприятий. Большинство развитых и быстро развивающихся стран мира тратят значительные средства на развитие малого бизнеса и повышение его роли в экономике страны. При этом во многих случаях возникает проблема эффективного использования ресурсов, так как увеличение расходов на малый бизнес зачастую не сопровождается адекватным
ростом его экономических показателей.
Основным инструментом реализации государственной политики поддержки предпринимательства в регионах служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки. В Республике Башкортостан программа государственной поддержки малого предпринимательства разработана в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан» и Концепцией развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 годы (от 17.07.2006 г.) [4]. На сегодняшний день наиболее востребованным направлением содействия развитию бизнеса является внедрение прогрессивных финансовых технологий государственной поддержки малого предпринимательства. С 2004 года в Башкортостане реализуются программы возмещения части процентных ставок по кредитным договорам и компенсации части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства.
БарлыбаевЛ.Л.
аспирант
кафедры
финансов и
налогообложения
экономического
факультета
Башкирского
государственного
университета
Возмещение части процентных ставок производится в размере до 1/2 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 1/2 ставки по кредиту. В 2006 году на возмещение кредитным организациям части процентных ставок по кредитным договорам с субъектами малого предпринимательства было предусмотрено выделение из республиканского бюджета 7,3 млн. рублей, в том числе возмещено более 7,297 млн. рублей. В результате конкурсов были отобраны 42 субъекта малого предпринимательства, получившие кредиты на общую сумму более 349,8 млн. рублей. Компенсация части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства предоставляется по следующим
______видам страхования: страхование имущества,
______ответственности и личное страхование (для
_____индивидуальных предпринимателей) при усло-
____вии, что выгодоприобретателем является организация, предоставившая субъекту малого пред_ принимательства кредит. В 2006 году планиро-
__валось предоставление компенсации на сумму
____3 млн. рублей, перечислено 2,997 млн. рублей.
_______Прошедшими конкурсный отбор признаны
_ ___24 участника по 215 договорам страхования
на общую страховую сумму 939,7 млн. рублей.
_ Основной проблемой в получении субъек-
_ тами малого предпринимательства креди-
_ тов в банках остается залоговое обеспечение.
_ В этой связи в Башкортостане создан гарантий_ ный фонд для предоставления поручительств
при кредитовании субъектов малого предпри-
_ нимательства. С 2005 по 2007 гг. из респуб-
_ ликанского бюджета на пополнение средств
_ гарантийного фонда для кредитования малых
_ предприятий было выделено 7 007,85 тыс. руб.
_ Внедрение данного механизма государственной поддержки обеспечит распределение рис_ ков невозврата кредитов между государством,
_ кредитными организациями и заемщиками,
_ облегчит доступ малых предприятий к финан-
_ совым ресурсам.
_ Для определения эффективности использования
бюджетных субсидий в 2006 году, Фондом разви-
_большинство
развитых и быстро
_развивающихся
_стран мира
_тратят
_значительные
_средства
_на развитие
_малого бизнеса,
_на повышение
_его доли
_в экономике
_страны
тия и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан в январе 2007 г. был проведен анкетный опрос 60 субъектов малого бизнеса - получателей бюджетных субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам и компенсацию части страховых взносов. В ходе анкетирования было выявлено:
- получателями бюджетных субсидий являются малые предприятия сферы промышленного производства (43%), сельского хозяйства (21%), строительства (17%), лизинга (11%), инновационной деятельности (3%), бытового обслуживания населения (2%), лесного хозяйства (1%), утилизации отходов (1%), общественного питания (1%);
- бюджетные субсидии направляются на производство продукции (47%), уменьшение задолженности по кредитам (30%), уплату налогов (11%), ремонт (4%), заработную плату работников (4%);
- произошло увеличение экономических показателей деятельности малых предприятий: выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг (на 81,3%), чистой прибыли (на 200%), налоговых отчислений (на 119%), оплаты труда (на 63,8%);
Мультипликативный эффект от использования бюджетных средств, который рассчитывается как отношение динамики экономических показателей к сумме бюджетной субсидии, составил, в зависимости от вида показателя, величину от 1,3 до 27,4. Например, в строительстве отношение экономического показателя налоги к бюджетной субсидии составило величину 22,41, в производстве 6,82, в сельском хозяйстве 34,11 [5].
Представленная позитивная динамика экономических показателей деятельности малых предприятий не должна скрыть и негативные тенденции. В частности, проведенный анализ показал, что бюджетные субсидии в республике не доходят до организаций сферы услуг, предприятий инновационного сектора, здравоохранения, образования и т.д., признанных приоритетными направлениями деятельности малого бизнеса, потенциал роста которых огромен.
на сегодняшний
день наиболее
востребованным
направлением
содействия
развитию бизнеса
является
внедрение
прогрессивных
финансовых
технологий
государственной
поддержки
Я
1 ш гш
Ш щУ
Г
предпринима-
основнои
проблемой
в получении
субъектами
малого
тельства
кредитов
в банках
остается
залоговое
обеспечение
Учитывая вышеизложенное, предполагается создание на базе республиканского бизнес-инкубатора колл-центра, обладающего базой данных действующих субъектов малого предпринимательства для информационного сопровождения Республиканской программы государственной поддержки малого бизнеса на 2008 год.
Также необходимо отметить, что, несмотря на довольно высокую эффективность бюджетных средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, в настоящее время четко просматриваются следующие тенденции в отношении государства к малому предпринимательству:
- ориентация на малозатратные методы поддержки;
- постепенное осознание того факта, что усиление малого предпринимательства в улучшении социальной обстановки, в повышении конкурентоспособности товаров и услуг, в активизации инновационной деятельности, особенно рисковых её стадий, требует целенаправленной, комплексной государственной поддержки [2, с. 225]. Подводя итоги вышесказанному, необходимо также отметить, что ключевыми задачами современного этапа политики Республики Башкортостан в области государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства являются:
- разработка новых и совершенствование функционирующих механизмов государственной финансово-кредитной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с учетом опыта регионов России и зарубежных стран;
- увеличение финансирования республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства;
- активное участие в конкурсе регионов, проводимом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации для выделения средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства на условиях софинансирования.
Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Закон Республики Башкортостан от 21 июля 2000 года №86-з «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан».
3. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. - М.: Наука, 2006. - 261 с.
4. Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010гг. -Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2006. -128 с.
5. Мониторинг эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на государственную поддержку малого предпринимательства в Республике Башкортостан. - Уфа: Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, 2007. - 10 с.
6. Проект Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2008 год.
с 2005 по 2007 гг.
из бюджета
республики
Башкортостан
на пополнение
средств
гарантийного
фонда для
кредитования
малых
предприятий было выделено свыше 7 млн. руб.
A.A. Barlybayev, _
Postgraduate Student, Finances and Taxation Department, Economics _
Faculty, Bashkir State University _
The performance of instruments of State-sponsored financial and credit _
support for small business in the Republic of Bashkortostan _
T\he paper reviews the performance of instruments of State-sponsored _
financial and credit support for small business in the Republic of _ Bashkortostan. The experience of the Republic of Bashkortostan is used
as a case study to investigate ways and means of providingfinancial support _
for small businesses at the regional level. The paper outlines the thrusts and _
scope of State-sponsored financial and credit support for small business. The _
study has used data and analysis findings from State agencies of the Republic _
of Bashkortostan. _