ных балансовых отчетов, направленных на комплексное управление хозяйственными ситуациями на многоуровневых многоаналитических позициях с получением информации весьма значительной детализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1999.
2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. пособие. М., 1998.
3. Кольвах О.И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: модели и концептуальные решения: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. М., 2000.
4. Маршалл Д.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. М., 1998.
5. соколов я.в. Бухгалтерский учёт: от истоков до наших дней. М., 1996.
П 6. якимкин в.Н. Финансовый дилинг. Кн. 1. М., 2001. л ь о
(□-
X
СП
а
г ш
о ь
ЛИВАНОВА В.В.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА
N
□ Важность деятельности по изучению инноваций и их свойств объясняется резко усилив-
Ш
шимся воздействием научно-технического прогресса на развитие производства и рынка. В
О результате освоения новейших достижений науки и техники в товарообмен широким пото-0 ком вливаются принципиально новые, ранее не выпускающие товары. Одновременно проис-ф ходит процесс ускорения обновления и совершенствования выпускаемых товаров. ^ При проведении подобного рода исследований предпринимателям жизненно важно ^ знать, какая именно стратегия в области развития направлений создания новой продукции § способна принести успех, то есть по каким направлениям должно идти совершенствование
> качества существующих товаров, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке и 2 утвердиться на нем.
Причин для изменений на потребительском рынке молочных продуктов много. Перера-$ ботчики их объясняют тем, что степень технической эффективности для производства боль-о шинства традиционных молочных продуктов такова, что становится все труднее достичь комо мерческого преимущества, вырабатывая продукты дешевле, чем у конкурента. Это относится
> как к производственным затратам, так и к стоимости дистрибуции продукта. Для того, чтобы 2 производство осталось эффективным, необходимо перенести внимание или на сам продукт, 2 или на то, как его продать на рынке [1, с.43-44.]. Средством решения этой важной задачи и ^ является глубокое изучение инновационного процесса.
§ Особенность продуктовых инноваций в молочной промышленности заключается в том, о что новые виды молочных продуктов должны обеспечить решение следующего комплекса за-оь дач: рациональное использование поступающего на предприятие сырья; увеличение сроков Ц годности молочных продуктов; улучшение структуры белкового питания населения, направо ленного на ликвидацию дефицита белка, его качественной неполноценности; безотходное ® использование продуктов вторичной переработки; удовлетворение потребности населения в функциональных продуктах, обогащенными пребиотическими и пробиотическими культу-о рами, позволяющими ослабить фактор воздействия неблагоприятной экологии на человека; | увеличение ассортимента диетических и диабетических продуктов [3, с. 17-18].
Новые виды продуктов в молочной промышленности создаются на основе процессов § фракционирования и модификации молочных компонентов с последующим их комбинирова-(Т) нием между собой или компонентами немолочного происхождения [2, с. 14-15]. Это позво-
ляет целенаправленно создавать продукты требуемого состава, а в сочетании с процессами специальной обработки - с новыми потребительскими свойствами и вкусовыми характеристиками. Если говорить конкретно об ассортименте товаров-новаций молочной промышленности, то в нем условно можно выделить следующие группы:
- продукты из обезжиренного молока, пахты, сыворотки для диетического питания с улучшенными вкусовыми свойствами, обогащенные пищевкусовыми добавками (напитки из сыворотки и пахты, кремы творожные нежирные, кефир ароматизированный и прочие);
- модифицированные продукты с заменой отдельных компонентов молока на растительные (сырные продукты, сливочные пасты, молочные консервы и другие);
- продукты, обладающие защитными факторами (кисломолочные напитки, продукты, обогащенные витаминами, в частности -каратином, поливитаминными премиксами и биологически активными добавками);
- продукты для вегетарианцев (соевое молоко, соевые пасты, соевые сквашенные напитки);
П
- продукты с новыми потребительскими свойствами (сырные пасты на основе творога, л десерты на основе сметаны и сливок, соусы на сметане и сыворотке, взбитые и замо- ц роженные десерты, сухие быстрорастворимые смеси, молочные продукты повышенной ® стойкости с улучшенными вкусовыми характеристиками;
- продукты для диабетического питания (за счет использования бескалорийных под- ? сластителей): напитки, десерты, пасты. ^
Наши исследования показывают, что одним из перспективных проектов на молочных Ш перерабатывающих предприятиях является - применение инноваций в сфере функциональ- 2 ного питания, поскольку важной тенденцией потребления молочных продуктов является ° возрастающий спрос на продукты так называемое «здоровое питание» при использовании пробиотических культур и вторичного молочного сырья. ц
Разработка законченного технологического цикла молочного предприятия предусматри- □ вает полное и рациональное использование всех компонентов молока. В связи с этим особое ^ значение приобретает переработка вторичного белково-углеводного сырья. При этом реша- О ется ряд экологических проблем, так как исключается сброс сыворотки в окружающую сре- 0 ду. Результаты научных исследований, отечественный и зарубежный опыт показывает, что ф полное использование нежирного молочного сырья может быть достигнуто только на основе ё его промышленной переработки в пищевые и технические продукты и полуфабрикаты, кор- а мовые концентраты. В свете вышесказанного, особую актуальность приобретет разработка ^ инновационных продуктов на основе использования вторичного молочного сырья. ^
Исследования показывают, что молочная сыворотка (вторичное молочное сырье) - яв- о ляется основным источником лактозы, содержание которой составляет более 70% сухого £ вещества, - данный вид молочного сырья рассматривается в настоящее время как один из ф
со I—
О
основных источников получения производных лактозы, в частности, лактулозы.
Лактулоза - это форма молочного сахара - лактозы, не вызывающая отрицательных ре- о.
акций организма человека и являющаяся основной питательной средой для полезной мик- <
рофлоры кишечника. Лактулоза уже более 40 лет применяется в педиатрии для стимуляции о
роста лактобактерий у детей грудного возраста, помимо стимуляции роста и активности би- ^
фидо- и лактобактерий, лактулоза повышает всасывание кальция, фосфора, магния в толстом о
кишечнике, т.е. снижает риск остеопороза, влияет на метаболизм липидов, уменьшая риск о
атеросклеротических изменений в сердечно-сосудистой системе, предотвращает образова- о
ние желчных камней [4, с. 50-52]. о
Молочные ингредиенты, такие, как лактоза, лактулоза, фактически смогут помочь про- ^
движению других молочных продуктов, разработке новых видов продуктов питания и напит- |
ков за счет добавления полезных для здоровья компонентов, в частности функциональных. о
Внедренный опыт производства таких инновационных функциональных продуктов с ® содержанием биологически активных компонентов накоплен ОАО «Молочный комбинат
«Ставропольский». Осваивая новые виды продукции, молочный комбинат начал произ- о
водство глазированных сырков с лактулозой и биойогурта L.Casei, обогащенного проби- ®
отической культурой L.Casei, которая способствует профилактике и лечению заболеваний :>
желудочно-кишечного тракта, повышает иммунитет организма, предотвращает развитие °
онкологических заболеваний. °
п
л ь о ш х
СП
а
г ш
о IN □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
Уникальные питательные, диетические и лечебно-профилактические свойства новых продуктов обуславливают их высокую коммерческую цену, что дает возможность получения большей прибыли, а также развитию инноваций.
Для оценки экономической эффективности внедрения разработанной технологии проведен сравнительный анализ: производства биойогурта и биойогурта L.Casei; а также производства глазированных сырков и глазированных сырков «Здоровое питание» с сиропом лактулозы (табл. 1).
Как видно, вариант производства биойогурта L.Casei по сравнению с обычным биойогуртом обеспечивает увеличение прибыли почти в пять раз и рентабельности на 15%. Происходит это в связи с повышением отпускной цены на 16% по сравнению с обычным биойогуртом из-за высокого спроса на новый лечебный продукт, обогащенный пробиотическими культурами. Причем следует отметить, что себестоимость биойогурта L.Casei немногим выше обычного биойогурта - на 1,6%, за счет использования полезных бактерий L.Casei.
Эффективность использования сиропа лактулозы при производстве глазированных сырков состоит в увеличении рентабельности в среднем на 3% по сравнению с обычным выпуском глазированных сырков. Это изменение происходит также за счет повышения отпускной цены на 3,2%. При этом стоимость сырья у сырков с лактулозой увеличена только на 322 рубля - это цена 10кг сиропа лактулозы, идущего на производство 1т глазированных сырков с лактулозой. Прибыль производство 1т нового продукта возросла на 13,8% по сравнению с обычным производством сырков.
таблица 1
Эффективность производства инновационных продуктов на примере ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» за 2006 г
Показатели Вариант1 Вариант 2
Биойогурт Биойогурт L.Casei Глазированные сырки Глазированные сырки с лактулозой
Полная себестоимость 1т продукции, руб. 28994,4 29455,5 52010,1 52332,2
Сырье и основные материалы 14327 14788 34824 35146,1
Оптовая цена 30090,9 34937 64329 66352,8
Прибыль, руб. 1096,5 5481,8 12318,9 14020,6
Рентабельность^ 3,8 18,6 23,7 26,8
0
1 I Ф со I—
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
Таблица 2
Показатели эффективности производства традиционных и инновационных молочных продуктов на примере ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» за 2006 г
Показатели Традиционные продукты Инновационные продукты Изменение результата деятельности
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 597,19 661,17 + 63,98
Выручка от реализации продукции, млн. руб. 619,4 753,73 + 134,33
Прибыль от реализации
продукции, млн. руб. 40,21 92,56 +52,35
Уровень рентабельности, % 6,8 14 +7,2
Таким образом, за счет незначительного изменения себестоимости производства инновационных продуктов и увеличения отпускной цены благодаря высокому спросу на новые продукты - повышается эффективность производства и реализация продукции предприятием.
Вопрос о внедрении инновационных технологий в производство молочных продуктов позволяет нам решить такие проблемы как: 1) использование вторичного молочного сырья - мы получаем безотходное производство, в значительной степени экономим затраты на закупку молочного сырья, а также имеем дополнительный доход от использования вторичного молочное сырье; 2) расширение ассортимента - что влечет появление новых полезных продуктов, а, значит, и нового бренда; 3) удовлетворение постоянно растущих потребительских предпочтений в системе функционального питания в условиях высокой конкуренции на рынке; 4) получение дополнительной финансовой прибыли для создания следующего поколения продукции.
Решение приведенных выше проблем позволяет увеличить эффективность работы молочных перерабатывающих предприятий и повысить их имидж на рынке сбыта.
Исследования показали, что выпуск инновационных продуктов ведет к выравниванию сезонности производства молочных продуктов, значительному увеличению реализации, повышает рентабельность, улучшает вкусовые качества выпускаемой продукции. ^ Внедрение инновационных продуктов предполагает в первую очередь финансовую ь отдачу для предприятия. Результаты наших в работе расчетов (табл.2) основных эконо- (□ мических показателей предпринимательской деятельности подтвердили, что выработка инновационных молочных продуктов на ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» уве- СП личивает рентабельность производства более чем в 2 раза по сравнению с выпуском традиционной продукции. ^ Сочетание инновационных свойств продуктов, а также нацеленность на конечного пот- ;> ребителя в результате эффективных маркетинговых исследований позволили ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» увеличить выручку от реализации на 22%, а прибыль в 2,3 раза по сравнению с выпуском традиционных продуктов. д Подводя итог, можно сделать вывод, что на современном этапе развития предпринима- □ тельской деятельности в молочном производстве одним из основополагающих направлений ^ должно стать применение инновационных разработок в сфере функционального питания, пос- О кольку важной тенденцией потребления молочных продуктов является возрастающий спрос на 0 продукты, обладающие лечебно-профилактическими свойствами. Кроме того, внедрение инно- ш вационных продуктов является важным резервом в увеличении рентабельности предпринима- ^ тельской деятельности, и в повышении эффективности работы молочной отрасли. ф
со
ЛИТЕРАТУРА >
1. Бегг Дж. Инновационные технологии или сохранение вековых традиций. Кто победит? //
0
1 I
Молочная промышленность. 2006. № 4. m
2. Зобкова З.С. Современные технологии молочных и молокосодержащих продуктов // Мо- ££ лочная промышленность. 2004. № 12. ^
3. серегинс.Н., ижевская А.А. От стабилизации к росту через инновационные технологии // ¡j Молочная промышленность. 2007. № 3. 2
4. храмцов А.г., Евдокимов и.А. и др. Использование лактозы и её производных // Молочная 2 промышленность. 2006. № 6. g
со
0
I—
_ О
- О
CL
S
1
ЛИЕВА Л.М.
о
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И НАЛОГОВОГО ®
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
о ш
т
О
Налоговые отношения определены как отношения по поводу перераспределения в о пользу государства части национального дохода, созданного в процессе хозяйственной де- й