Автор статьи считает, что даже при использовании сетевого подхода для исследования семьи ни в коем случае нельзя подменять институты брака и семьи другими новообразованиями типа «семейноподобных союзов» или «пар-тнерств», даже при условии их зарегистрированности государственными или церковными учреждениями. Кроме того, нельзя отказываться от структурного и функционального подходов, так как государство заинтересовано именно в традиционной, благополучной и активно действующей семье (а не семейной группе, не соответствующей данной модели), способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание или улучшение бедственного положения, но и качественное развитие. Именно такая семья является мощным фактором укрепления всего общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества // Мир психологии. 2008. № 3.
2. Всероссийская перепись населения 2010 // Де-москоп weekly, № 491-492, 19-31 декабря 2011г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php (дата обращения 10.10.2012).
3. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7.
4. Носкова А. В. Семейная тематика в европейской социологии // СОЦИС. № 3. 2012.
5. De Carlo I., Aeby G. Family and Stepfamily: Between Structures and Choices Structuring Relationships // Geneva, 7-10 September 2011, ESA 10th Conference „Social Relations in Turbulent Times", Abstract Book.
6. Однополые браки поссорили британских парламентариев и озадачили российских [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html? id=1025353 (дата обращениия 23.05.2013).
7. В Соборе Парижской Богоматери произошли два самоубийства [Электронный ресурс]. URL: http://pra vaya.ru/news/23089 (дата обращения 24.05.2013).
8. 4500 полицейских не смогли спасти центр Парижа от погромов [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/politics/13257259/?from mail=1 (дата обращения 27.05.2013).
9. Wall R., Widmer E, Gouveia R. Changing Meanings Of Family And Family Bonds // Geneva, 7-10 September 2011, ESA 10th Conference «Social Relations in Turbulent Times», Abstract Book.
10. Noskova A. Family and Marriage in the Life Plans of Russians For Present Turbulent Time // Geneva, 7-10 September 2011, ESA 10th Conference «Social Relations in Turbulent Times», Abstract Book.
11. Образ жизни в советской и постсоветской России: динамика изменений / под общ. ред. А. А. Возь-мителя, Г. И. Осадчей. М.: Изд-во РГСУ, 2009.
12. Иудин А. А., Шпилев Д. А. Основные направления исследования проблем семьи в современной Германии // СОЦИС. 2012. № 1.
13. Голод С. И. Прокреация, плюральность эротического ландшафта: история и современное состояние // Социологические исследования. 2008. № 12.
14. Хазова О. А. Семейное законодательство: результаты проведенной экспертизы // Гендерная перспектива российского законодательства: теория и практика: аналит. Вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 4 (160). С. 34-35.
15. Социология как наука. Семья как социальный институт [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_ Nauk/09.php (дата обращения 15.01.2013).
16. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
EFFICIENCY OF THE CIVIL SERVICE AS A RESULT OF THE IMPLEMENTATION OF ITS SOCIAL POTENTIAL
М. А. Яковлева
Статья посвящена реформированию системы государственной службы. В статье рассмотрены проблемы развития института государственной службы в России и возможности повышения ее эффективности.
Ключевые слова: институт государственной службы, социальная политика, государство, муниципальная служба.
M. A. Yakovleva
The article is devoted to reforming the state service system. It shows the problems of development of the Institute of State Service in Russia and opportunities to improve its effectiveness.
Keywords: institute of state service, social policy, state, municipal service.
В Российской Федерации (далее - РФ) управление делами общества, регулирование и защита прав и свобод человека, обеспечение режима законности, общественного порядка и общественной безопасности, установление и реализация основ федеральной политики, федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социально-культурного, национального развития, бюджет, финансы, налоги, охрана окружающей природной среды, руководство государственной собственностью, внешнеторговая деятельность, координация вопросов здравоохранения, образования, социальной защиты осуществляются главным образом и преимущественно в порядке государственной деятельности на основе использования правового механизма, устанавливаемого органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Реформирование системы государственной службы является сложной процедурой. Это связано с тем, что объект и предмет реформирования весьма специфичен, в этой связи следует переосмыслить подходы к представлениям о реформе как только о простом повышении эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней в частности, оптимизации затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
Регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время несколько отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.
Отличительной чертой этой деятельности является ее управленческий характер, нацеленность на обеспечение и реализацию полномочий государственных органов. Так, «государственная служба вплетена в ткань государственного управления (в широком смысле) и выступает необходимым элементом практически всех управленческих процессов. Так, где человек совершает управленческие действия, всегда обнаруживает себя государственная служба» [1, с. 18].
Важно также то, что государственное управление существует для того, чтобы познавать публичные потребности и интересы, оценивать и структурировать их, ставить цели, разрабатывать решения и совершать действия по их практическому удовлетворению. Поэтому социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен единой цепью взаимосвязанных общественных явлений, опосредованной государством как субъектом управления: потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты [2, с. 33-49].
Представляется весьма рациональным подход, предлагаемый Г. В. Атаманчуком, который рассматривает государственную службу как практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций
государства посредством исполнения государственных должностей, учреждаемых в государственных органах. По мнению данного автора, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп: с одной стороны, система правовых, организационных и процессуальных институтов (форм, методов, принципов и т. д.), определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства, и применения государственной власти (так называемая правовая составляющая), а с другой - совокупность людей, специально подготовленных и профессионально занятых в государственном аппарате (социальная составляющая) [3, с. 24-26].
Основной функцией законодательства о государственной службе в России на данный момент является такое построение и организация этого института в РФ, которое позволит эффективно решать серьезные задачи, стоящие перед государством на современном этапе развития страны. С другой стороны, данная система должна четко укладываться в конституционные рамки, учитывая все принципиальные положения, отраженные в Конституции. Это невозможно без построения четко урегулированной нормами права эффективно функционирующей системы организации прохождения государственной службы, в рамках которой отдельные государственные служащие реализуют свои полномочия.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы помимо Конституции РФ закрепляются ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ», который в их числе указывает федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Данные принципы закрепляются в законе в качестве норм, направленных на реализацию основных положений Конституции РФ. Однако следует отметить, что некоторые авторы справедливо говорят о возможности расширения данного перечня некоторыми принципами, которые содержались в Концепции реформирования государственной службы РФ и Федеральной программе «Ре-
формирование и развитие государственной службы РФ (2009-2013 годы)» [4], во исполнение которых и был разработан рассматриваемый закон.
Однако следует отметить, что в современной России государственные органы столкнулись с проблемой дефицита квалифицированных служащих, обусловленного, в первую очередь, социально-экономическими предпосылками, низким уровнем достатка большинства государственных служащих, что не позволяет долгое время удерживать специалистов на службе, либо сильно сказывается (в отрицательную сторону) на их мотивации к трудовой деятельности.
Эффективное решение этой проблемы возможно только на фоне повышения престижности государственной службы, формирования в обществе мотивации поступления на государственную службу. Это предполагает повышение общественного статуса государственного служащего, возможность получения образования, которое должно даваться только уже принятым на государственную службу, достойное материальное вознаграждение, стабильность общественного положения, включающего специальную систему реальных социальных гарантий, применение иных способов стимулирования (система государственных наград, использование системы кредитов, ссуд и т. д.).
Развитие и совершенствование института государственной службы в современной России продолжается. Принимаются новые нормативные акты, создаются новые правовые институты, направленные на решение проблем, связанных с организацией государственного управления посредством государственной службы. В настоящий момент развитие данного института непосредственно связано с административной реформой, продолжающейся в РФ.
Конкретную реализацию политика Президента РФ в сфере реформирования государственной службы на данный момент нашла в Указе Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (20092013 гг.)», принятого в целях совершенствования системы государственной службы РФ, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
В качестве основных направлений реформирования и развития системы государственной службы указывается формирование системы государственной службы РФ как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой, внедрение на государственной службе РФ эффективных технологий и современных методов кадровой работы, повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Основной целью Программы, утвержденной данным Указом, является создание целостной системы государственной службы РФ посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного уп-
равления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. Для ее достижения закрепляется необходимость решения целого ряда задач.
Одной из задач является обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы. Этот принцип нашел свое закрепление в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ». В нем также указывается, что соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы и соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий определяется указами Президента РФ. Однако такие указы пока не приняты, а соответственно, не существует механизма перевода государственного служащего из одного вида государственной службы в другой, хотя в законе его необходимость предусмотрена.
Кроме того, законодательством уже предусмотрен единый учет стажа государственной и муниципальной службы при переводе государственных служащих из одного органа государственной власти в другой.
Указанной выше программой также предусматривается решение таких задач, как совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе, внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих, разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне, регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих. В рамках их решения необходимо разработать и принять единые для всех видов государственной службы нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения государственных служащих жилой площадью, для исключения дискриминации отдельных ее видов в этой части. Кроме этого, следует использовать механизмы не единовременного предоставления жилья в собственность или денежных средств на его приобретение, что неподъемно для государственного бюджета, а систему кредитов и ссуд, погашаемых в период службы, которые позволят заинтересовать государственных служащих в долговременном добросовестном исполнении возложенных на них обязанностей.
Важным аспектом развития института государственной службы в России, который имеет значительный потенциал в повышении ее эффективности, следует признать управление уже отобранными, обученными, сформированными в профессиональном плане сотрудниками.
Необходимо также упомянуть ряд положений, касающихся продвижения государственных служащих по должностям и отбора кандидатов на службу в государственные органы. Положительной тенденцией является существенная демократизация процедур назначения на должности, присвоения классных чинов и званий, включения в резерв кадров.
Требует особого внимания реализация задач указанной выше Программы, связанных с обеспечением законности, дисциплины и противодействием коррупции в государственных органах.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе России» устанавливает в ст. 16, 17, 18 достаточно широкий перечень ограничений, запретов и требований к служебному поведению гражданского служащего. Следует отметить также тенденцию к расширению данного перечня в связи с принятием ряда нормативных актов, направленных на проведение государственной политики по борьбе с коррупцией.
В целях компенсации данных ограничений законодательство предусматривает основные виды социальных и правовых гарантий государственным служащим. Среди них можно выделить: равные условия оплаты труда, право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; условия прохождения службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; медицинское страхование государственного служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения службы, либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения, выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством; возмещение расходов, связанных со служебными командировками, возмещение расходов, связанных с переездом государственного служащего и членов его семьи в другую местность при переводе в другой государственный орган, защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных законодательством, право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания; транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, замещение иной должности государственной службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной службы, возможность предоставления служебного жилья либо компенсации расходов на его приобретение, в порядке, установленном законодательством.
Подводя итог, следует констатировать, что административная реформа системы государственной службы России пока не привела к качественному изменению ин-
ститута государственной службы в России. Пока окончательно не выстроена четкая система правового регулирования государственной службы, не реализованы до конца такие принципы государственной службы как федерализм, единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Проблема поиска механизма повышения эффективности деятельности государственных служащих актуальны во всем мире. Опыт реформирования систем государственной службы разных стран показал, что эта система служащих выходит далеко за пределы повышения оплаты труда, более четкой дифференциации заработной платы в соответствии с уровнем квалификации и опыта работы, объема предоставляемых льгот.
Важная роль отводится и улучшению механизма обратной связи, то есть контроля общества за качеством работы государственной службы и ее эффективностью.
Государственная служба, если она умело организованна, существует как гарантия того, что любой вопрос от стратегического до самого бытового в государственном аппарате будет рассмотрен в надлежащем порядке в установленные сроки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, рационально и исчерпывающе. А для этого нужны соответствующие процедуры, институциональный порядок рассмотрения дел, контрольные механизмы, четкая регламентация делопроизводства и многое другое, позволяющее утверждать, что государственная служба реализуется на базе современных информационно-правовых технологий.
Подводя итог рассмотрению административно-организационных аспектов государственной службы в РФ, следует отметить, что ситуация в данной сфере пока далека от идеала, еще не обеспечено формирование единых организационно-правовых начал ее функционирования. Однако законодательство постоянно совершенствуется, реализуя тем самым административную реформу в РФ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаманчук Г. В. Государственная служба как сфера управления // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 4.
2. Woodrow Wilson. The Study of Administration // Shafritz M. J., Hyde C. A. Classics of Public Administration. Chicago, 2008.
3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы, ее правовая форма и социальные функции // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 2009.
4. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // СЗ РФ от 16 марта 2009 г. № 11 ст. 1277 (в ред. от 10 августа 2012 г.).