Научная статья на тему 'Эффективность формирования практических навыков средствами онлайн-ресурсов в процессе преподавания профессионально-ориентированного английского языка: методический аспект'

Эффективность формирования практических навыков средствами онлайн-ресурсов в процессе преподавания профессионально-ориентированного английского языка: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) / английский язык / профессионально-ориентированное обучение / экономический вуз / Интернет / онлайн-ресурсы / information and communication technologies ( ICT) / English language / professionally-oriented learning / economic university / Internet / online resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенина Людмила Петровна

Данная статья посвящена внедрению в процесс преподавания профессионально-ориентированного английского языка информационных технологий. В статье освещается вопрос использования онлайн-ресурсов на занятиях по английскому языку в экономическом вузе. В статье рассмотрены основные проблемы использования онлайн-заданий в процессе изучения английского языка в условиях цифровизации высшей школы и поднимается вопрос выбора оптимальной образовательной платформы, которая поможет закрепить полученные студентами знания через систему заданий и упражнений. Такой платформой является LMS MOODLE. Реализации и внедрение электронного учебного курса, созданного на базе LMS MOODLE, спроектированного самим преподавателем, обеспечит эффективность иноязычного образования в контексте профессиональной подготовки и создаст все условия для дальнейшего совершенствования профессионально-ориентированного английского языка, разработанного в соответствии с системно-деятельностным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варенина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PRACTICAL SKILLS FORMATION BY MEANS OF ONLINE RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING PROFESSIONAL-ORIENTED ENGLISH LANGUAGE: METHODOLOGICAL ASPECT

This article is devoted to the introduction of information technologies into the process of teaching professionally oriented English language. The article raises the issue of using online resources in English classes at an economic university. The article considers the main problems of using online assignments in the process of learning English in the conditions of digitalization of higher education and raises the question of choosing the optimal educational platform that will help to consolidate the knowledge gained by students through a system of tasks and exercises. LMS MOODLE is such a platform. Realization and implementation of the electronic training course, created on the basis of LMS MOODLE, designed by the teacher himself, will ensure the effectiveness of foreign language education in the context of professional training and create all the conditions for further improvement of professionally-oriented English, developed in accordance with the system-activity approach.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования практических навыков средствами онлайн-ресурсов в процессе преподавания профессионально-ориентированного английского языка: методический аспект»

Эффективность формирования практических навыков средствами онлайн-ресурсов в процессе преподавания профессионально-ориентированного английского языка: методический аспект

Варенина Людмила Петровна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена внедрению в процесс преподавания профессионально-ориентированного английского языка информационных технологий. В статье освещается вопрос использования онлайн-ресурсов на занятиях по английскому языку в экономическом вузе. В статье рассмотрены основные проблемы использования онлайн-заданий в процессе изучения английского языка в условиях цифровизации высшей школы и поднимается вопрос выбора оптимальной образовательной платформы, которая поможет закрепить полученные студентами знания через систему заданий и упражнений. Такой платформой является LMS MOODLE. Реализации и внедрение электронного учебного курса, созданного на базе LMS MOODLE, спроектированного самим преподавателем, обеспечит эффективность иноязычного образования в контексте профессиональной подготовки и создаст все условия для дальнейшего совершенствования профессионально-ориентированного английского языка, разработанного в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), английский язык, профессионально-ориентированное обучение, экономический вуз, Интернет, онлайн-ресурсы.

В течение последних двух десятилетий происходит процесс постепенного перехода от традиционного обучения к обучению на базе цифровых технологий. Это стало возможным по большей части с развитием сети Интернет, благодаря которому пользователи могут пересылать сообщения из одного конца света в другой, свободно вести дискуссии с другими пользователями сети в online-режиме и размещать информацию на интернет-сайтах, делая ее доступной для всех желающих. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также позволяют повысить и усовершенствовать эффективность образовательного процесса. Поэтому во многих странах мира, в том числе и в России, образовательные реформы высших учебных заведений сопровождаются концепцией онлайн-обучения, что предполагает разработку курсов, созданных на базе ИКТ.

Использование ИКТ является эффективным средством, как усвоения знаний, так и закрепления материала в процессе изучения профессионально-ориентированного иностранного языка на всех этапах его изучения в вузе. В последние годы именно ИКТ вывели учебно-образовательный процесс на новый уровень, отодвинув в сторону традиционный учебник, который в течение многих десятилетий являлся основным средством обучения как в средней, так и в высшей школе, но теперь, «в эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации», уступил место электронным информационно-образовательным ресурсам» [5].

Электронные средства обучения делятся на две категории:

1) программы, записанные на носителях информации (CD ROM, DVD, флеш-карты и т.п.) и устанавливаемые на автономные компьютеры;

2) онлайн-программы, функционирующие в сети Интернет, которые до недавнего времени являлись только информационными продуктами труда специалистов, работающих в сфере электронных образовательных услуг, но на современном этапе развития E-learning, т.е. системы обучения при помощи информационных и электронных технологий, перешедших на более высокий уровень. Сейчас во Всемирной сети появились серверы, предоставляющие преподавателям широкий выбор инструментов и практически неограниченные возможности по созданию собственных, индивидуальных программ обучения со своими базами данных, учебными пособиями, тренажерами, лабораторными практиками, системой упражнений и тестовыми системами.

сз о со -а

I=i А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

Педагоги и методисты считают, что в системе образовательного процесса будущее принадлежит онлайн-ресурсам. Несмотря на то, что использование на аудиторных занятиях этого типа технологий требует серьезной технической подготовки и возможностей образовательного учреждения, но именно Интернет-площадки с обучающими программами повышают эффективность образовательной среды.

В экономическом вузе основными задачами изучения дисциплины «Английский язык» являются приобретение навыков практического владения иностранным языком в различных видах речевой деятельности в объеме тем, обусловленных профессиональными потребностями; использование устного монолога и диалога в контексте бытовой, общественно-политической и профессиональной тематики; перевод текстов в профессиональной сфере с иностранного языка на родной. Экономический курс английского языка может иметь и электронный формат, соответствующий этим требованиям, так как благодаря его использованию преподаватель может помочь студентам развить их языковые способности с помощью онлайн-упражнений на аудирование, чтение и письмо.

При организации обучения английскому языку в экономическом вузе «могут использоваться разнообразные возможности современных интернет-технологий, реализуемые в таких сервисах, как образовательные и информационные сайты, порталы, базы данных, интернет-словари, электронные библиотеки. Включение этих средств в процесс обучения повышает мотивацию студентов, обеспечивает разнообразие и аутентичность материала, способствует развитию самостоятельности обучаемых, их творческих способностей» [7, с. 153].

Однако, проанализировав ныне существующие онлайн ресурсы связать с изучением экономического английского языка можно только в контексте создания определенных проектов, организации дискуссий на экономическую тематику. Так, Н.В. Ряполова в рамках изучения английского языка по специальности «Экономика» предлагает преподавателям и студентам поработать над исследовательским проектом "Currency of different countries of the world" с привлечением Интернет-ресурсов. В процессе работы над проектом группам выдаются конкретные задания, при выполнении которых член каждой группы должен проделать определенную работу по заранее разработанному плану. Итогом такого рода проектного задания стали мультимедийные презентации в виде слайд-шоу с использованием эффекта анимации, звуковых и видео файлов, подготовленные каждой группой студентов и отражающие изученные темы [6, с. 108]. ° Но такого рода работу, хотя она и позволяет " студентам «более эффективно осмыслить и усво-g ить учебный материал, профессиональную лексику, термины и фразеологические обороты, приме-£ нив полученные знания на практике» [6, с. 108],

скорее, можно представить как технологию репрезентации профессионально-ориентированных ситуаций, которые на следующем этапе могут быть смоделированы студентами и представлены в форме деловой игры. Иными словами, выполнение полученных заданий носят коммуникативный характер, несмотря на то, что в ходе обсуждения и решения проблем, выражения мнений, оценки и ее аргументации, уточнения информации студенты совершенствуют свои речевые навыки, используя при этом профессиональную лексику и экономические термины.

Однако, прежде чем выполнять такого рода проектные задания, необходимо хорошо изучить определенный лексический и грамматический материал, научиться читать тексты экономической тематики. И на этапе закрепления этого материала преподавателю необходимо предлагать студентам упражнения, связанные с отработкой грамматических правил и синтаксических конструкций, контролем усвоения лексических единиц и терминов.

В процессе мониторинга онлайн-ресурсов, которые хоть как-то были бы связаны с экономическим образованием, мы не выявили ни одного сайта, ни одного портала, который бы предлагал подобного рода упражнения. Большинство ресурсов, которые можно было бы использовать на занятиях по английскому языку в экономическом вузе, предлагают лишь тексты экономической и финансовой тематики. Но они, к сожалению, не сопровождаются заданиями и упражнениями.

В связи с этим мы бы хотели обратить внимание на систему управления обучением LMS MOODLE (англ. learning management system "Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment") - образовательную платформу, которая создавалась целенаправленно для обучения и может применяться как для организации традиционного дистанционного образования, так и для поддержки очного обучения, поскольку принципы работы созданного на базе этой платформы виртуального класса вполне сопоставимы с традиционным (очным) классом. Преподаватели, взаимодействуя со студентами через MOODLE, оснащают их всеми теоретическими и практическими материалами. Они могут создавать электронные учебные курсы, наполняя их различным контентом: текстом, таблицами, схемами, графическими объектами, презентациями, видео- и аудиоматериалами и т.п.

Существенным преимуществом платформы MOODLE является то, что студенты могут самостоятельно управлять всеми мультимедийными инструментами, подбирая иллюстративный, звуковой и даже анимационный материал для ответа, что позволяет показать свои знания по всем четырем видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму). По результатам выполнения студентами заданий преподаватель оценивает их работы, дает комментарии. Пользуясь инструментарием для создания тестов, преподаватель имеет возможность организовать всесторонний контроль знаний студентов [3].

В разработанном А.В. Глотовой и М.А. Забко-вой электронном учебном курсе профессионально-ориентированного языка, созданного на основе LMS MOODLE используются следующие структурные элементы:

• раздел «Извещение», в котором преподавателем публикуются объявления, новости, уведомления для студентов;

• раздел «Введение», где дается обзор структуры онлайн-курса;

• раздел «Содержание», разработанный с использованием интерактивных элементов и ин-фографики для наглядного представления тематического наполнения и содержания курса;

• «Журнал посещаемости», управляющий учебной деятельностью студентов, фиксирующий их посещаемость и успеваемость студентов;

• «Глоссарий», представляющий собой список основных терминов для изучения в рамках курса;

• раздел «Лекция», где размещен теоретический материал, например, по грамматике, и где описано последовательное изучение материала с проверочным тестом, содержащим вопросы по теме урока для проведения самоконтроля);

• раздел «Тест», где проводится контрольное мероприятие с использованием одной или нескольких попыток, а также с возможностью ограничения времени на выполнение задания;

• раздел «Задание», в котором помещены упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и умений с возможностью представить развернутые ответы на вопросы в письменной форме, в виде презентации или подготовленного аудио/видеоматериала);

• раздел «Семинар», нацеленный на актуализацию знаний учащихся, развитие критического мышления, стимулирование познавательной и творческой деятельности, на их активное вовлечение в учебный процесс;

• раздел «Форум», дающий возможность коммуникации и проведения консультаций с преподавателем и другими студентами;

• раздел «Вопрос/Ответ», являющийся площадкой для обсуждения возникших вопросов и организации учебного процесса;

• раздел «Библиография», где дается список полезных и дополнительных информационных ресурсов [2, с. 47-48].

Мы считаем, что предложенная структура электронного курса на платформе MOODLE вполне может вписаться в рамки изучения английского языка экономического профиля. Но, на наш взгляд, курс, созданный на основе платформы MOODLE, может быть не самостоятельным, а «прикрепленным» к учебному пособию, используемому на аудиторных занятиях. Мы считаем, что исключать обычную схему учебного процесса не стоит. Презентация нового (лексического или грамматического) материала, аудпирование, тренинг, групповая или парная работа по формированию навыков говорения, дискуссии, презентации проектов - все

эти формы работы остаются. Но в дополнение к ним следует обращаться к платформе MOODLE, на которой преподаватель сам, по своему усмотрению, создает контент, наполняя его не только важной для студентов информацией, но и разного типа упражнениями (лексическими, грамматическими, синтаксическими и т.п.) и заданиями (поисковыми, творческими, тестовыми, на аудирование, на развитие навыков чтения и письма и др.). Интерактивные упражнения могут включать также аудио- и видеоматериалы, сопровождаться ссылками на различные виртуальные источники.

Учитывая специфику данной статьи, нас интересует раздел «Задание», поскольку он поможет понять преподавателю, как студенты освоили изученный материал.

Покажем специфику работы с онлайн-упраж-нениями, сравнив ее с таковыми при оффлайн-обучении.

Студентам предлагается прочитать текст учебника "A working day of a Sales Manager" [4, с. 16]. После текста идет ряд упражнений: на понимание текста, на грамматические конструкции, на закрепление лексики и др. Если выполнять эти задания, используя учебник, то уйдет много времени, которого и так, с учетом сокращения часов, не хватает. Студенты дома в тетрадях выполняют упражнения, преподаватель собирает тетради и проверяет их, а проверку устных заданий осуществляет в аудитории, опрашивая студентов. Таким образом, на изучение одной темы может уходить несколько занятий.

Но преподаватель может ввести данную систему упражнений в созданный им курс на основе платформы MOODLE, в результате чего на выполнение заданий потребуется от пяти до десяти минут. Приведем примеры работы с такими упражнениями.

• Read the following statements and say if they are true or false according to the text.

Студентам не надо переписывать предложения в тетрадь и давать ответ. Они просто «кликают» на стоящие после каждого утверждения варианты ответов: "true", "false".

• Complete the following sentences using the necessary propositions.

В «пропуски» студенты вставляют необходимые предлоги и нажимают Enter. Задание выполнено.

• Read the sentences and insert the necessary words, using active vocabulary.

Задание выполняется, как и предыдущее. Если подобные упражнения выполняются в домашних условиях, то преподаватель перед следующим занятием открывает профиль каждого студента и смотрит статистику, где отражается успеваемость студентов. Но, на наш взгляд, более эффективной была бы подобная работа в аудиторных условиях, где нет возможности «проконсультироваться» с учебником. Но такая работа может проводиться, если в вузе организован процесс обучения в рамках схемы «один студент - один ком-

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

о с

U со

пьютер» и при условии подключения всех компьютеров или ноутбуков к интернету. Тогда данные по ответам студентов сразу же передаются преподавателю, который контролирует процесс выполнения упражнений.

Конечно, задания типа "Answer the following questions", "Translate the word-combinations from Russian into English / from English into Russian", "Act out dialogues on the basis of the following situations" и т.п. лучше проводить по традиционной методике, поскольку они способствуют формированию коммуникативных навыков. Но контроль над усвоением лексических единиц и грамматических правил лучше предоставить системе MOODLE, которая сама проверит все «плюсы» и «минусы» сделанных упражнений и передаст данные преподавателю.

Одной из форм контроля по системе MOODLE является тестирование, которое включает разные типы заданий по пройденному материалу.

В конце каждого раздела студентам, изучающим профессиональный (экономический) английский язык, предлагается пройти аналитические оценочные тесты, позволяющие преподавателям оценить прогресс студентов и составить дальнейшую программу обучения, учитывающую потребности каждого из них.

Перед каждым заданием преподаватель, проектируя тест, может сделать необходимые пояснения, которые расскажут студенту, как работать с каждым разделом и на сколько баллов оценивается каждый правильный ответ. Также преподаватель определяет время прохождения теста (как правило, это 60 минут).

Итак, при прохождении теста студентам следует предложить следующие типы заданий:

1. Задание на аудирование, в процессе выполнения которого студенты должны определить, какое слово было произнесено диктором (в роли диктора чаще всего выступает преподаватель) и выбрать вариант ответа.

2. Задания на знание грамматических правил и грамматических конструкций. Основной акцент здесь ставится на верное использование времен и умение правильно строить предложения и фразы.

3. Задания, которые оценивают словарный запас студентов. Помимо необходимых профессиональных терминов, учащимся предлагается проверить себя на знание повседневной лексики.

4. Задания на проверку произносительных навыков. При выполнении этого теста учащийся в микрофон произносит слово, а система оценивает правильность произношения.

5. Задания, направленные на работу с текстом. Студенту необходимо прочитать небольшой текст профессиональной тематики и вставить в пропуски предложенные варианты слов или фраз.

Исследователи отмечают «полезность применения тестирования в работе со студентами, которое позволяет определить знания студентов и дать оценку учебных достижений обучающих-

ся в максимально одинаковых условиях и с применением максимально однородных по содержанию и сложности проверочных материалов» [1]. Но именно онлайн-тесты, на наш взгляд, оказывают большую помощь при языковой подготовке студентов вузов.

В онлайн-курсе экономического английского, созданного на базе платформы MOODLE, прогресс студентов постоянно отслеживается, а курс адаптируется в соответствии с потребностями и приоритетами учащихся. Все студенты с учетом их знаний и навыков получают индивидуальную письменную оценку своего прогресса. Более того, для обеспечения понимания языкового материала создатель курса может ввести некоторые инструменты самооценки, мотивируя тем самым студентов к прохождению автономного образовательного маршрута.

MOODLE может стать той платформой, которая придет на помощь преподавателям английского языка, пытающимся разнообразить средства и методы организации учебного процесса. Она дает преподавателю возможность не только вносить коррективы в учебную программу, но и создавать отдельные блоки заданий и размещать их на платформе, развитие информационных технологий как образовательных ресурсов способствует эффективному изучению иностранного языка в контексте его профессиональной направленности. Однако, использование ИКТ-технологий будет более целесообразно, если ондайн-ресурсы внедрить в четко структурированную систему занятий. Только в случае хорошо продуманной интеграции онлайн-ресурсов в процесс обучения английскому языку и разработанной на их основе системы упражнений полученные студентами знания, умения и навыки принесут результат.

Литература

1. Авдеева Т.И., Высокос М.И., Зыкова С.И. Применение интерактивных методов в преподавании // Вестник АГУ. - 2017. - № 1. - С. 68-71.

2. Глотова А.В., Зубкова М.А. Преподавание иностранного языка с использованием LMS MOODLE в вузе: дидактические подходы к оргкани-зации образовательного процесса // Russian Journal of Education and Psychology. - 2020. -Vol. 11. - № 5. - С. 35-56.

3. Голунова Л.В. Организация электронного обучения в LMS Moodle: руководство для преподавателей: учебно-методические рекомендации. - Новосибирск: Изд.-во СГУПС, 2022. - 41 с.

4. Кардович И.К., Дубова О.Б., Коробова Е.В., Шрамкова Н.Б. Английский язык для студентов экономических специальностей. English for Students of Economics. - М.: Книжный мир, 2012. - 272 c.

5. Нужа И.В., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде // Современ-

ные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов. Т. 2. - М.: Издательство МГУ, 2012. - С. 230-239.

6. Ряполова Н.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экономических направлений подготовки с использованием инновационных технологий // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Том 14. - № 3. -С.105-112.

7. Ялаева Н.В. Возможности использования MOODLE в обучении английскому языку // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы V международной конференции. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2014. - С. 151-157.

EFFECTIVENESS OF PRACTICAL SKILLS FORMATION BY MEANS OF ONLINE RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING PROFESSIONAL-ORIENTED ENGLISH LANGUAGE: METHODOLOGICAL ASPECT

Varenina L.P.

Plekhanov Russian University of Economics

This article is devoted to the introduction of information technologies into the process of teaching professionally oriented English language. The article raises the issue of using online resources in English classes at an economic university. The article considers the main problems of using online assignments in the process of learning English in the conditions of digitalization of higher education and raises the question of choosing the optimal educational platform that will help to consolidate the knowledge gained by students through a system of tasks and exercises. LMS MOODLE is such a platform. Realization and implementation of the electronic training course,

created on the basis of LMS MOODLE, designed by the teacher himself, will ensure the effectiveness of foreign language education in the context of professional training and create all the conditions for further improvement of professionally-oriented English, developed in accordance with the system-activity approach.

Keywords: information and communication technologies (ICT), English language, professionally-oriented learning, economic university, Internet, online resources.

References

1. Avdeeva T.I., Vysokos M.I., Zykova S.I. Application of interactive methods in teaching // Bulletin of Astrakhan State Univer-siry. - 2017. - No 1. - Pp. 68-71.

2. Glotova A.V., Zubkova M.A. Teaching a foreign language using LMS MOODLE in higher education: didactic approaches to the organization of the educational process // Russian Journal of Education and Psychology. - 2020. - Vol. 11. - No 5. - Pp. 3556.

3. Golunova L.V. Organization of e-learning in LMS Moodle: a guide for teachers: educational and methodical recommendations. - Novosibirsk: SGUPS Publishing House, 2022. - 41 p.

4. Kardovich I.K., Dubova O.B., Korobova E.V., Shramko-va N.B. English for Students of Economics. - Moscow: World of Books, 2012. - 272 p.

5. Nuja I.V., Smirnova N.V. ICT in teaching a foreign language: from a traditional textbook to a virtual learning environment // Modern information technologies and IT-education: a collection of scientific papers. T. 2. - Moscow: Moscow State University Publishing House, 2012. - Pp. 230-239.

6. Ryapolova N.V. Formation of foreign-language communicative competence in students of economic directions of training with the use of innovative technologies // Bulletin of Maikop State Technological University. - 2022. - Vol. 14. - No 3. - Pp. 105112.

7. Yalaeva N.V. Possibilities of using MOODLE in teaching English // Language education today - vectors of development: proceedings of the 5th International Conference. - Ekaterinburg: Ural State University, 2014. - Pp. 151-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.