Научная статья на тему 'Эффективное управление развитием производственного потенциала строительных предприятий'

Эффективное управление развитием производственного потенциала строительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА / УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / PRODUCTION POTENTIAL / MODEL OF THE PRODUCTION POTENTIAL / POTENTIAL MANAGEMENT / COMPETITIVENESS OF THE POTENTIAL / LINGUISTICALLY VARIABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехин В. Б., Зейналов М. З.

Рассматриваются проблемы развития и использования производственного потенциала предприятий в нестабильных условиях современного рынка. Проводится анализ основных факторов окружающей среды влияющих на развитие производственного потенциала предприятий. Уточняется понятие конкурентоспособности производственного потенциала предприятий. Предлагается информационноаналитическая модель производственного потенциала предприятий и методика оценки его конкурентоспособности, позволяющая использовать мягкие показатели, выраженные в нечеткой форме представления и сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мелехин В. Б., Зейналов М. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT MANAGEMENT DEVELOPMENT PRODUCTION POTENTIAL ENTERPRISE

The problems of the development and use the production potential enterprise are considered in sloppy condition modern market. It is conducted analysis main factor surrounding ambiences influencing upon development of the production potential enterprise. It is elaborated notion to competitiveness of the production potential enterprise. It is offered information-analytical model of the production potential enterprise and methods of the estimation to his competitiveness, allowing use the soft factors, expressed in ill-defined form of the presentation and comparisons.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление развитием производственного потенциала строительных предприятий»

МЕЛЕХИН В.Б.,ЗЕЙНАЛОВ М.З.

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Рассматриваются проблемы развития и использования производственного потенциала предприятий в нестабильных условиях современного рынка. Проводится анализ основных факторов окружающей среды влияющих на развитие производственного потенциала предприятий. Уточняется понятие конкурентоспособности производственного потенциала предприятий. Предлагается информационно-аналитическая модель производственного потенциала предприятий и методика оценки его конкурентоспособности, позволяющая использовать мягкие показатели, выраженные в нечеткой форме представления и сравнения.

Ключевые слова: производственный потенциал, модель производственного потенциала, управление потенциалом, конкурентоспособность потенциала, лингвистические переменные.

МЕ1ЕНШ У.В., ZEYNALOV МЯ.

EFFICIENT MANAGEMENT DEVELOPMENT PRODUCTION POTENTIAL ENTERPRISE

Abstract. The problems of the development and use the production potential enterprise are considered in sloppy condition modern market. It is conducted analysis main factor surrounding ambiences influencing upon development of the production potential enterprise. It is elaborated notion to competitiveness of the production potential enterprise. It is offered information-analytical model of the production potential enterprise and methods of the estimation to his competitiveness, allowing use the soft factors, expressed in ill-defined form of the presentation and comparisons. Keywords: production potential, model of the production potential, potential management, competitiveness of the potential, linguistically variable.

Одной из актуальных проблем эффективного функционирования производственного предприятия в изменяющихся условиях спроса является стратегическое управление развитием его производственного потенциала. Выбор той или иной стратегии развития потенциальных возможностей из заданного множества альтернатив зависит от ряда внешних и внутренних факторов окружающей среды. К основным таким факторам можно отнести:

- перспективы изменения рыночного спроса на продукцию, которую может производить строительное предприятие;

- накал конкурентной борьбы на сегменте рынка, на котором функционирует строительное предприятие;

- мощность потенциала, которым уже обладает предприятие и наличия у него устойчивых конкурентных преимуществ;

- доля рынка, занимаемая предприятием;

- положение на рынке, которое занимает предприятие, т.е. кем оно является: лидером, соперником или аутсайдером;

- какие цели в своей деятельности преследует предприятие: укрепить лидерство, выйти в лидеры, закрепиться в «серединке» или избежать банкротства.

Собственного говоря, именно от преследуемых целей деятельности, строительное предприятие и выбирает соответствующую стратегию своего поведения на рынке. Выбранная таким образом стратегия поведения, в свою очередь, определяет стратегию управления производственным потенциалом. При этом независимо от выбранной стратегии технология управления производственным потенциалом предприятия будет включать следующие основные этапы[1]:

1) оценка перспектив развития спроса на товарную продукцию, которую может производить строительное предприятие;

2) оценка доли, которую занимает предприятие на рынке;

3) оценка структуры динамики и эффективности использования предприятием своего потенциала;

4) анализ резервов и потерь потенциала предприятия;

5) оценка конкурентоспособности потенциала предприятия;

6) выбор стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия;

7) проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия, исходя из выбранной стратегии и тактики поведения на рынке;

8) оценка объемов допустимого роста производства, которые складываются из объемов неудовлетворенного спроса и объемов, которые может отыграть предприятие у своих конкурентов за счет имеющихся у него устойчивых конкурентных преимуществ;

9) выбор предприятием стратегии и тактики развития своего производственного потенциала;

10) проведение мероприятий по развитию потенциальных возможностей согласно выбранной стратегии и тактики.

Отсюда, можно считать, что эффективное управление производственным потенциалом строительного предприятия в условиях рынка сводится:

- к управлению использованием имеющихся резервов;

- к управлению снижением потерь производственного потенциала;

- к управлению повышением конкурентоспособности потенциальных возможностей предприятия;

- к управлению ростом объемов производственного потенциала в соответствии с ростом объемов производства.

Таким образом, управление развитием производственного потенциала строительного предприятия можно разделить на управление интенсивным и экстенсивным его развитием ( рисунок 1).

Рис. 1. Основные задачи эффективного управления развитием производственным потенциалом строительного предприятия

В общем случае управление конкурентоспособностью производственного потенциала строительного предприятия сводится[2]:

- к оценке и анализу факторов, повышающих его конкурентоспособность;

- к выбору и проведению управленческих мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности потенциальных возможностей предприятия.

Таким образом, для определения наиболее выгодной стратегии повышения конкурентоспособности производственного потенциала требуется проведение анализа внешней и внутренней среды для выявления факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия. При этом внешняя составляющая окружающей среды определяется следующими основными факторами:

- инвестиционным климатом окружающей среды, в частности наличием возможностей получения кредитов для приобретения различных элементов производственного потенциала;

- возможностью развития основных элементов производственного предприятия на лизинговой основе;

- наличие на рынке возможности приобретения требуемых для развития предприятия элементов производственного потенциала;

- изменением рыночного спроса на продукцию, которую может производить строительное предприятие.

Другими словами, внешняя составляющая окружающей среды характеризуется факторами, обеспечивающими предприятию возможностями беспрепятственного увеличения мощности своего потенциала при наличии соответствующих внешних условий поступления финансовых средств и возможности увеличения объемов производства.

Внутренняя составляющая окружающей среды характеризуется имеющимися у предприятия производственными ресурсами и возможностями развития производственного потенциала за счет собственных средств. Кроме того, в условиях рынка для эффективного функционирования предприятию помимо определенной совокупности ресурсов необходимо также иметь в наличии менеджеров, способных эффективно использовать эти ресурсы для производства продукции пользующейся на рынке высоким спросом.

Исследуя производственный потенциал с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятия, необходимо учитывать, что производственный потенциал предприятия определяется его реальными возможностями, не только реализованными, но и не реализованными на текущий момент времени по различным причинам. Таким образом, первой задачей руководства предприятия является реализация скрытых возможностей производственного потенциала, определяющих основные резервы его интенсивного развития.

При этом наличие выявленных, но не использованных резервов потенциала позволяет менеджерам применить их двумя способами: или использовать для расширения объемов производства и (или) для сокращения сроков строительства объектов.

На уровень и результаты использования производственного потенциала предприятия существенное влияние оказывает и его организационная структура, а также эффективность взаимодействия ее подразделений. С этой точки зрения, наиболее высокими возможностями в условиях рынка, обладают сетевые организационные структуры, позволяющие, с одной стороны, каждому менеджеру принимать самостоятельные решения, с другой стороны за счет наличия гибких связей, при возникновении трудностей переходить к коллективному обсуждению принимаемых решений и на этой основе повысить их действенность[3].

Особую роль в эффективности использования производственного потенциала играет сбалансированность вводимых в производство факторов и, в первую очередь, человеческого и основного капитала[4]. Данное обстоятельство обусловлено тем, что вся хозяйственная деятельность строительного предприятия, в конечном итоге, сводится к определению взаимодействия людей, производимого продукта и получаемой прибыли. На первом месте при этом можно поставить умение людей эффективно использовать имеющиеся у предприятия средства производства и материальные ресурсы. Другими словами, человеческий капитал является основным фактором эффективного развития производства. На Западе давно уже убедились в том, что вложение средств в квалификацию человека умножает доходы и повышает конкурентоспособность. Поэтому данной проблеме необходимо уделить особое внимание в процессе выбора и исследования интенсивных путей развития и использования производственного потенциала строительного предприятия.

Для эффективного управления производственным процессом, прежде всего, следует по-

строить модель его потенциала. Модель производственного потенциала предприятия должна отражать следующие его основные характеристики:

- объем и качество имеющихся у предприятия ресурсов;

- способности производственных рабочих решать различные производственные задачи с требуемым качеством, т.е. их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом работников предприятия;

- способности менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия производственные ресурсы в нестабильных условиях окружающей среды;

- восприимчивость к новациям, т.е. способность предприятия к обновлению выпускаемой строительной продукции;

- информационную избирательность, т.е. способность перерабатывать только полезную, с точки зрения достижения цели, информацию и в объемах достаточных для принятия эффективных управленческих и хозяйственных решений;

- финансовые возможности, т.е. кредитоспособность, внутреннюю и внешнюю задолженностью, привлекательностью для инвесторов, финансовой устойчивостью.

Модель должна также содержать и характер взаимодействия между собой различных характеристик производственного потенциала и закономерности их взаимного влияния друг на друга, например, такая модель для строительного предприятия может быть представлена следующим образом ( рисунок 2).

Рис. 2. Обобщенная сетевая модель производственного потенциала строительного предприятия

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №8, 2014

На приведенном рисунке дружками обозначены основные элементы производственного процесса, производственного потенциала строительного предприятия и их основные качественные (КХ1) и количественные (КХ2) характеристики. Стрелками определяется характер взаимодействия различных элементов модели, который может выражаться как в количественной, так и в качественной форме. Здесь ОП - объемы производства, которые влияют на производственный потенциал (ПП) строительного предприятия, при этом стрелка определяется отношением «достаточный или недостаточный» производственный потенциал для реализации требуемого объема производства. В общем случае модель ОП состоит из двух составляющих: ФОП фактические объемы производства (ФОП) и потенциально возможные согласно рыночному спросу объемы производства (ПОП).

Объемы ФОП связаны с потенциалом ПП отношением «должны быть сбалансированными», которое может принимать следующие значения «хорошо сбалансированы, сбалансированы средним образом и плохо сбалансированы». Материальные ресурсы (МР) связаны с ФОП отношением «обеспечивают или не обеспечивают» в текущий момент времени производственный процесс всеми необходимыми материальными средствами. Ресурсы МР также связаны с ПОП отношением «имеются резервы», т.е. запасы для повышения объемов производства или нет. Аналогичным отношением связан потенциал с ПОП. Финансовые ресурсы (ФР) связаны с потенциалом 1111 и материальными ресурсами отношениями «обеспечивают требуемые объемы» и «достаточно или недостаточно». Каждый элемент производственного потенциала: трудовые ресурсы (ТР), средства производства (СП), энергетические ресурсы (ЭР), производственные технологии (ПТ) и информационные ресурсы (ИР) определяются соответствующими им качественными характеристиками (КХ1) и количественными характеристиками (КХ2).

Между ТР и СП определяются следующие отношения: первые обеспечивают эффективность вторых, которые, в свою очередь определяют структуру такого элемента первых, как «квалификация машинистов». Кроме того, в качестве еще одного отношения показаны допустимые и фактические пропорции замены одного вида производственных факторов другим.

В сумме все рассмотренные составляющие модели образуют совокупную способность предприятия, которая при сравнении с аналогичной способностью другого предприятия будет отражать его конкурентоспособность.

Таким образом, конкурентоспособность производственного потенциала предприятия является сравнительной оценкой или характеристикой, отражающей его интегральные производственные возможности, выраженные относительно каких либо выбранных стандартов, позволяющих установить его экономическую нишу, занимаемую как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для оценки конкурентоспособности потенциала производственных предприятий в западных странах в основном используются два метода: индикаторный и матричный [5].

Однако следует отметить, что данные методы определения конкурентоспособности производственного потенциала различных предприятий обладают следующими недостатками:

- они дают количественную сравнительную оценку возможностей предприятия, но не показывают, насколько эффективно используются имеющиеся у предприятия ресурсы;

- не показывают, к каким значениям показателей, и каким образом к ним должно стремиться предприятие;

- не дают рекомендаций по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия и не отражают внешних условий его развития.

Обойти указанные недостатки можно, используя модельный подход оценки конкурентоспособности производственного потенциала предприятий на основе определения его близости к эталонному по уровню конкурентоспособности потенциалу гипотетического предприятия. В качестве эталона в этом случае рассматривается гипотетическое предприятие, обладающее максимально возможным уровнем конкурентоспособности в текущих условиях функционирования. При этом модель конкурентоспособности производственного потенциала гипотетического предприятия может рассматриваться как целевое условие развития потенциала, к достижению которого должно стремиться реальное исследуемое предприятие. В этом случае, при сравнении конкурентоспособности потенциалов двух предприятий наиболее конкурентоспособным из них является то, у которого степень близости к идеальному потенциалу гипотети-

ческого предприятия является большей.

Для применения метода сравнения потенциала фактического предприятия с эталоном, все гипотетические предприятия по объемам производства удобно разделить на пять основных классов:

- предприятия с очень малым объемом производства от 0 до V1;

- предприятия с малым объемом производства от V1 до V2 ;

- предприятия со средним объемом производства от V2 до V3;

- предприятия с большим объемом производства от V3 до V4;

- предприятия с очень большим объемом производства от V4 до V5.

Затем для каждой вершины сетевой модели производственного потенциала (рисунок 2) определяется множество качественных и количественных характеристик, т.е. показателей которыми в идеале должно обладать предприятие производящее соответствующий i-й объем продукции. В свою очередь каждое ребро модели также определяется наиболее приемлемым для i-й категории предприятий значением соответствующего ему отношения. На основе полученных таким образом данных, формируется эталонная модель конкурентоспособности i-го типа гипотетического предприятия, уровень которой принимается за единицу.

Для определения конкурентоспособности исследуемого предприятия формируется соответствующая ему модель М производственного потенциала с учетом фактически соответствующих ему характеристик и отношений между элементами (вершинами) формируемой модели.

Для проведения оценки выполняется сравнение одноименных показателей и характеристик гипотетического и исследуемого предприятия и определяется близость их значений. На основе полученных оценок близости отдельных показателей и значений отношений вычисляется общая оценка близости р(М*,М) потенциалов гипотетического и исследуемого предприятий.

При этом принимается решение, что чем ближе потенциал исследуемого предприятия к потенциалу гипотетического предприятия, тем выше его конкурентоспособность.

Для сравнения характеристик, входящих в модель элементов и отношений между ними производственного потенциала их удобно представить в нечетком виде, описав при помощи соответствующих им лингвистических переменных и лингвистических функций[]. В этом случае для сравнения нечетко представленных моделей производственного потенциала различных предприятий может быть использована следующая методика сравнения нечетко представленных показателей и отношений.

В результате сравнения по данной методике двух нечетко представленных показателей ai и

ai* или отношений ij и j соответственно получаем степени близости p(ai,ai*) и ^ (rj,rj*) , где i - порядковый номер соответствующего ему показателя в модели, i = 1, n, j- порядковый номер соответствующего ему отношение в модели, j=1,m; ai j соответственно значение i-го показателя и j-го отношения в модели исследуемого предприятия, ai*, rj - соответственно значения i-го и j-го показателя и отношения в модели гипотетического предприятия.

После определения степеней близости по всем отдельным значениям одноименных показателей и отношений в сравниваемых моделях производственного потенциала гипотетического и исследуемого предприятия, степень их близости можно определить следующим образом.

1. Если все показатели являются равносильными по степени влияния на потенциал предприятия, то величина р(М,М*) будет вычисляться следующим образом:

n

p(M.,M*) = min p(ai,a*)

' ' i=1 (1.1)

т.е. она равна минимальному значению из всех локальных показателей близости. Иными словами, степень близости потенциалов определяется наиболее узким местом между сравниваемыми моделями.

Аналогичным образом определяется степень близости значений одноименных отношений в сравниваемых моделях:

ц(М,М ) = min^(r., r ).

j=1 j j

2. Если показатели имеют различные степени влияния на конкурентоспособность строительного предприятия, то величину близости потенциалов гипотетического и фактического предприятий по значениям одноименных параметров можно определить следующим образом:

X к Р\а1, а*)

р (М, М*) = n , где ki - степень влияния i параметра на конкурентоспособность строительного предприятия.

Обычно коэффициенты ki определяются на основе опроса экспертов и удовлетворяют следующему условию:

n

5>, = 1

1=1 , 0 < ki < 1, i = 1,n.

Аналогичным образом определяется степень близости потенциалов гипотетического и фактического предприятий по значениям одноименных отношений.

При этом, если для сравниваемых между собой двух фактических предприятий у одного из них оба показателя выше, чем у другого, то конкурентоспособность первого из них явно доминирует над конкурентоспособностью второго предприятия. Если же у одного предприятия один показатель выше, а другой ниже, то принимается решение, что более конкурентоспособным является то предприятие, у которого степень близости по значениям одноименных отношений выше. Это обусловлено тем, что у такого предприятия производственный потенциал и объемы производства более сбалансированы, чем у другого строительного предприятия. Однако второе предприятие обладает большими потенциальными возможностями и при эффективном их использовании может повысить свою конкурентоспособность и обойти первое предприятие.

В заключение следует отметить, что при изменении рыночных условий функционирования в соответствии с ними необходимо изменить эталонную модель потенциала гипотетического предприятия, например, когда спрос на производимую продукцию увеличивается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предложенный подход оценки и формирования производственного потенциала предприятий позволяет эффективным образом организовать управление его развитием и использованием в нестабильных условиях современного рынка.

Литература

1. Архипов В.М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты). -Л.: Изд. ЛГУ, 1994. -169 с.

2. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала.-Киев.: Знание, 1998. -285 с.

3. Мелехин В.Б., Исмаилова Ш.Т. Сетевые организационные структуры управления строительным предприятием // Экономика строительства. 2004. № 7. С. 14-23.

4.Мелехин В.Б., Мелехин П.В. Методика управления сбалансированным ростом строительного производства // Экономика строительства. 2009. №3. С. 18-22.

5. Рыночная Экономика: Учебник. В 3 т. Т2. Часть1/ Основы бизнеса. —М.: Соминтэк, 1992. - 210 с.

6. Мелехин В.Б., Алиев С.Н., Вердиев М.М. Лингвистические функции и особенности их применения в системах управления и принятия решений // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Основной выпуск. 2008. №2. С. 249-254.

References:

1. Arkhipov VM Design production capacity of associations (theoretical aspects). -A .: Publishing. LSU, 1994. -169 With.

2. Donets YY Efficiency of production potentsiala. Kiev .: Knowledge, 1998. -285 p.

3. Melekhin VB, Ismailov Sh. T. Network organizational structures of the building enterprise // Construction Economics. 2004. № 7. S. 14-23.

4.Melehin VB, Melekhin PV Management technique balanced growth of building production // Construction Economics. 2009. №3. S. 18-22.

5. Market Economy: A Textbook. The 3 tons. T2. Part 1 /Introduction to Business. -M.: Somintek, 1992. - 210 p.

6. Melekhin VB, Aliyev SN, Verdi MM Linguistic functions and features of their application in management systems and decision-making // Scientific and technical sheets of St. Petersburg GPU. Main issue. 2008. №2. S. 249-254.

i=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.