УДК 330.34
ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В.В. СМИРНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики факультета управления и социальных технологий E-mail: [email protected] Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары
В статье показана актуальность проблемы эффективного развития экономики России в современных условиях. Целью работы стало раскрытие основных положений для реализации процесса эффективного развития экономики России в контексте обеспечения стабильного экономического роста национальной экономики. Обоснована необходимость проведения системной оценки эффективности развития страны, федеральных округов и регионов, которая позволила бы выявить территориальные диспропорции в процессе функционирования национальной экономики и исследовать факторы, обеспечивающие рост производственных возможностей экономики.
Рассмотрены теоретические аспекты эффективного развития национальной экономики, учитывающие оптимально возможную последовательность применения научных знаний и методов для достижения намеченной цели. Теоретические аспекты позволяют определить основные положения формирования идеи и понятийного аппарата модели «эффективное развитие экономики», проведения анализа устоявшихся теоретических подходов к расширению границ теорий развития национальной экономики и реализации комплекса стратегических направлений.
Разработанная методика оценки эффективности развития экономики, в основе которой лежат классические законы экономической теории, позволяет установить не только объем, но и виды территориальных ресурсов, необходимых для оптимального функционирования воспроизводственного цикла на уровне региона, федерального округа, национальной экономики в целом. В результате проведенной оценки установлено, что в периоды кризиса наиболее эффективный прирост предельно-
го продукта при приращении объема используемых ресурсов происходит в рамках ранее установленных предельных границ эффективного использования факторов производства. На основе результатов проведенного исследования сделано заключение о необходимости реализовать процесс эффективного развития экономики России в формате комплекса требований, материализуемых посредством разработки и воплощения комплекса управленческих решений, ориентированных на оптимальную организацию совокупности экономических, социальных, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия функционально-территориального развития страны.
Ключевые слова: оценка, развитие, регион, система, страна, теория, экономика, эффективность
Отсутствие стабильности мироустройства и, как следствие, обострение экономической, политической, социальной, культурной и других форм конкуренции между странами за ограниченные ресурсы вызывают необходимость пересмотра отношения к проблеме эффективного развития национальной экономики (далее - НЭ). Трансформация мирохозяйственных связей и потеря устойчивости экономического роста России усугубляется нарастающей асимметрией регионального развития.
Для повышения стабильности экономического роста в России необходимо провести системную оценку эффективности развития страны, федеральных округов (далее - ФО) и регионов. Системная оценка позволит выявить территориальные диспро-
порции в процессе функционирования НЭ, указав на функционально-территориальные проблемы и структурные аномалии административно-территориальных образований, устранение которых будет способствовать повышению эффективности развития экономики России. При этом необходимо исследовать факторы, обеспечивающие рост производственных возможностей экономики и стабильность политических решений, направленных на экономический рост в регионах, федеральных округах и национальной экономике.
Экономическое развитие необходимо рассматривать как национальную идею, замкнутую на общепризнанную экономическую цель, которая достигается посредством увеличения объема производства на душу населения, повышения уровня жизни людей (более полное удовлетворение потребностей) за счет роста реальной заработной платы и доходов, а также реализации программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды [1, с. 395]. Таким образом, экономическое развитие затрагивает вопросы рационального использования ограниченных ресурсов в контексте наращивания производственного потенциала, более эффективного распределения и обмена промышленной продукцией, оптимального удовлетворения потребностей населения в сложившемся воспроизводственном цикле.
Теоретические аспекты развития национальной экономики. Теорию эффективного развития НЭ следует рассматривать как оптимальную последовательность применения научных знаний и методов для достижения намеченной цели. Теоретические положения эффективного развития НЭ должны раскрыть необходимую последовательность действий, объединяющих комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение процесса развития НЭ. Порядок формирования теоретических положений развития НЭ включает в себя следующие этапы:
1) формирование идеи и разработка понятийного аппарата. Раскрываются формы постижения в мысли процесса развития НЭ, и отображается единство существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений этого процесса;
2) анализ устоявшихся теоретических подходов и предпосылок к расширению границ теорий развития НЭ. Рассматривается комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение процесса развития НЭ;
3) определение и материализация комплекса
стратегических направлений реализации теоретических положений развития НЭ.
Развитие НЭ есть реакция на рыночные условия существования территориальных (страновых) образований, порождаемая потребностью в целенаправленном процессе обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности экономических агентов на определенной территории. При этом формируется и выживает наиболее адаптивное функционально-территориальное образование, а именно НЭ, обеспечивающая расширенное воспроизводство материальных благ и факторов производства для повышения благосостояния населения территории.
Специфические условия развития НЭ обусловили потребность в современной национальной идеи развития субъектов РФ. Россия - федеративное государство, что способствует более легкому преодолению централизации во взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти. Возникает необходимость в самоидентификации регионов, а именно в выборе основного пути развития, укрепления и расширения экономических связей внутри региона, между регионами и другими странами. При этом существенная асимметрия в экономическом развитии отдельных регионов затрудняет проведение адекватной федеральной и региональной политики формирования общенационального рынка ввиду опасности появления локальных территориальных кризисов.
Таким образом, появляется потребность в формировании идеи самодостаточного развития экономики региона, не противоречащей национальной идее (сохранения и укрепления территориальной целостности государства). В данных условиях следует систематизировать основные факторы, влияющие на процесс ослабления асимметричного развития регионов РФ, в целях формирования согласованной и взаимовыгодной федеральной и региональной экономической политики.
В процессе классификации факторов, обусловливающих возможности эффективного развития НЭ, необходимо сформулировать определение НЭ в формате системы. В данном контексте выделим основные признаки НЭ, а именно: территориальность; целостность экономической, социальной и административной системы; замкнутый воспроизводственный цикл; специфика территориальных агломераций.
Следовательно, НЭ представляет собой систему территориально обособленного экономического пространства, состоящего из взаимоувязанных, различных по локализации структурных образований (регионов), которые, консолидируясь в единую ориентированную совокупность, обеспечивают себе адаптивное существование и развитие. Это определение наиболее полно отражает потребность в развитии НЭ посредством целенаправленного выделения идеи самодостаточного развития как НЭ, так и региона, а также сохранения его общепринятых признаков и определенной стабильности в интерпретации понятийного аппарата (табл. 1).
Процесс реализации теоретических положений развития НЭ раскрыт в трех основных и достаточных направлениях: 1) классические теории; 2) неоклассические теории; 3) теории кумулятивного роста. Данные направления достаточно полно отражают возможности реализации устоявшихся теоретических подходов и предпосылок к расширению границ теорий развития НЭ в рамках сформулированной идеи и понятийного аппарата.
Классические и неоклассические теории, а также теории кумулятивного роста в полной мере раскрывают возможности решения задачи развития НЭ в формате эффективного использования ресурсно-сырьевого потенциала и рыночных механизмов саморегулирования. Безусловно, в современной экономике рыночные механизмы саморегулирования являются детерминантами развития НЭ. Они изменяют поведение экономических агентов в процессе использования ограниченных ресурсов.
Эволюционный тренд теорий развития НЭ позволяет вывести предрасположенность к определению границы экономического роста как в количественном, так и в качественном выражении, в сущности, подталкивая ученых-теоретиков к «основам территориальной экономики», к эффективному развитию НЭ. Новое направление в теории развития НЭ является инновацией в устоявшихся теоретических подходах, скрытой формой отражения совокупных видов деятельности на обособленной территории.
Теория эффективного развития НЭ консолидирует (связывает) комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на истолкование и разъяснение возможностей применения как в отдельности, так и в совокупности классических теорий, неоклассических теорий и теорий кумулятивного роста. Следовательно, процесс развития НЭ отображает
Таблица 1 Основной понятийный аппарат национальной экономики
Понятие Интерпретация понятия
Национальная экономика Система территориально обособленного экономического пространства, состоящего из взаимоувязанных, различных по локализации структурных образований (регионов), которые, консолидируясь в единую ориентированную совокупность, обеспечивают себе адаптивное существование и развитие
Система Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство
Агломерация Компактное расположение, группировка поселений, обладающих развитыми производственными, культурными и рекреационными связями
Локализация Отнесение чего-либо к определенному месту, ограничение распространения явления, процесса тесными границами, территориальными пределами
Процесс Последовательная смена состояний объекта во времени, стадий развития
Развитие Необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания
Ресурсы Источники, средства обеспечения производства: природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал)
Ресурсно-сырьевой потенциал Средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами (которые на данном этапе развития производства использовать экономически целесообразно) основных видов природных ресурсов
Структура системы Организация связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция
Хозяйство Совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей
меру возможного усиления взаимной и кумулятивной обусловленности различных по локализации структурных образований (регионов), взаимовыгодно объединяющихся в единую ориентированную совокупность, способную к развитию.
Для решения проблемы эффективного развития НЭ необходимо определить как федеральные, так и региональные факторы, способствующие удовлетворению материальных и духовных потребностей населения. При выборе критерия оценки федераль-
ных и региональных факторов наиболее уместным является показатель эксклюзивной ценности территории, отражающий функциональную устойчивость подсистем НЭ.
В условиях трансформации мирохозяйственных связей наиболее актуальной проблемой является сохранение устойчивости развития территориальных образований, что обусловливает выбор приоритетной модели НЭ. Классические и неоклассические теории, теории кумулятивного роста в рамках своих границ исследования в современных условиях развития мировой, национальной и региональной экономики не могут помочь осуществить выбор оптимального направления и стратегии развития НЭ. Следовательно, возникает потребность в расширении границ теорий развития НЭ. Возможности расширения границ классической, неоклассической и кумулятивной теорий определяются эластичностью «скелета» теории эффективного развития национальной экономики.
Теория эффективного развития национальной экономики определяет границы применения устоявшихся теоретических подходов к оптимизации НЭ. Расширению границ сложившихся теорий развития НЭ способствует ряд требований рыночной экономики:
1) в целях сохранения территориальной целостности и экономической самодостаточности НЭ необходимо эффективно использовать ресурсно-сырьевой потенциал, обеспечить полную занятость при естественном уровне безработицы (5,5-6%), оптимально связать трудовые и капитальные ресурсы в региональном процессе воспроизводства, сохранить рациональность в распределении и потреблении материальных благ и пр.;
2) оптимально сочетать социальные, институциональные, национальные, культурные и другие факторы для сохранения и повышения уровня экономической активности в НЭ;
3) повышать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов и расширять спектр экономической деятельности в НЭ, для чего устранить приверженность к национальным традициям, приводящим к распространению этнической коррупции;
4) обеспечивать эффективное развитие НЭ, что возможно только в условиях перманентного роста доходов, сбережений, инвестиций и разумной производительности труда, при сохранении естественного уровня безработицы.
Процесс трансформации мирохозяйственных связей обусловил необходимость содержательного изменения структуры и формы территориальной организации хозяйства, его места в территориальном разделении труда, в том числе посредством перерождения межрегиональных связей в РФ. Эта тенденция позволяет шире взглянуть на проблему эффективного развития НЭ в контексте снижения социально-экономической и политической неоднородности территорий, создания благоприятных условий для развития общенационального рынка, гармонизации преобразований в экономике, обеспечения экономической безопасности российского государства и пр.
В рамках новых границ устоявшихся теорий развития НЭ необходимо определить миссию и долгосрочные цели для выбора оптимальных стратегических направлений, а также скоординировать в рамках этих направлений систему принятия управленческих решений. Комплекс стратегических направлений должен представлять собой документ (проект), в котором отражены результаты моделирования возможных вариантов реализации теоретических положений развития НЭ и соответствующие им стратегические планы, где обретают свою научно-практическую форму задачи и комплекс мероприятий для достижения поставленных целей.
Процесс моделирования возможных вариантов реализации теоретических положений развития НЭ должен состоять, как минимум, из следующих этапов:
1) определение потребности и выбор приоритетной теории из спектра устоявшихся в процессе формирования стратегических направлений;
2) проведение ситуационного анализа и формирование «кейса» управленческих решений;
3) определение профиля НЭ в результате реализации управленческих решений;
4) выбор оптимальной цели, определение параметров и допустимых отклонений для управления процессом развития НЭ;
5) обоснование стратегических направлений и комплекса мероприятий по достижению выбранной цели;
6) определение совокупности элементов, способствующих реализации комплекса мероприятий в выбранном стратегическом направлении;
7) оформление и принятие документа оптимальной реализации теоретических положений развития НЭ.
Процесс моделирования заканчивается принятием оптимальных параметров развития НЭ. Эти параметры являются базисом для планирования процесса материализации комплекса стратегических направлений реализации теоретических положений развития НЭ.
Планирование материализации комплекса стратегических направлений должно опираться на системный подход, что предполагает наличие следующих этапов:
1) формирование определенного способа понимания процесса реализации теоретических положений развития НЭ;
2) определение всего спектра способов действий, использования средств и ресурсов, направленных на реализацию теоретических положений развития НЭ;
3) выбор приоритетных стратегических направлений с учетом ресурсной обеспеченности;
4) определение оптимального порядка выполнения последовательных действий для реализации теоретических положений развития НЭ. Планирование в классическом наборе функций
управления является предикатом функции организации. Для организации процесса материализации комплекса стратегических направлений развития НЭ необходимо решить следующие задачи:
1) выбрать и обосновать совокупность мероприятий, направленных на обеспечение взаимоувязанного функционирования всех составляющих единого процесса реализации теоретических положений развития НЭ;
2) подготовить оптимальный инструментарий и необходимую совокупность ресурсов для реализации теоретических положений развития НЭ;
3) спроектировать и использовать в научной практике совокупность мероприятий, оптимального инструментария, необходимой совокупности ресурсов в соответствующих стратегических направлениях;
4) обеспечить гармоническое сочетание комплекса стратегических направлений реализации теоретических положений и устоявшихся теорий развития НЭ.
Следовательно, последовательность действий по реализации теоретических положений развития НЭ включает в себя как необходимые, так и достаточные условия.
Необходимые условия - формирование идеи и разработка понятийного аппарата, анализ устояв-
шихся теоретических подходов и предпосылок к расширению границ теорий развития НЭ, определение и материализация комплекса стратегических направлений реализации теоретических положений развития НЭ.
Достаточные условия - моделирование возможных вариантов реализации теоретических положений развития НЭ, планирование и организация процесса материализации комплекса стратегических направлений. Возможность выполнения совокупности необходимых и достаточных условий является критерием реализации теоретических положений развития НЭ.
Таким образом, порядок реализации теоретических положений развития НЭ охватывает проблему эффективного развития территориально обособленного экономического пространства, состоящего из взаимосвязанных, различных по локализации экономических агентов, которые в процессе своей деятельности консолидируются в границах территории с определенными экономическими, социальными, институциональными и правовыми условиями, обеспечивая себе адаптивное существование и развитие. В данном контексте необходимо сформировать оптимальную систему управления НЭ, учитывающую особенности регулирования деятельности экономических агентов и позволяющую согласовать между ними особые экономико-правовые режимы регулирования определенных видов деятельности при условии сохранения стабильности основных признаков НЭ.
Оценка эффективности развития экономики России. Методика оценки эффективности развития экономики России должна опираться на классические законы экономической теории. Следует установить не только объем, но и виды (качество) территориальных ресурсов, необходимых для оптимального функционирования воспроизводственного цикла на уровне региона, федерального округа, национальной экономики. Объем и качество ресурсов определяются функционально-территориальным аспектом воспроизводственного процесса в контексте соотношения совокупных затрат на производство совокупного продукта, реализации функций распределения и обмена, удовлетворения максимально возможного уровня потребления для сохранения самодостаточности региона, ФО, НЭ.
В то же время объем необходимых ресурсов должен устанавливаться в соответствии с законом убывающей отдачи (закон убывающего предельно-
го продукта). Этот закон предполагает, что переход от простого к расширенному территориальному воспроизводственному процессу определяется возможностью использования основных факторов производства, а именно наличием их на этой территории. При последовательном присоединении переменного ресурса (например, труда) к постоянному (фиксированному) ресурсу (например, капиталу или земле) добавочный или предельный продукт, приходящийся на каждую последующую единицу переменного ресурса, начинает уменьшаться с определенного момента. Необходимо обратить внимание, что закон убывающей отдачи опирается на предпосылку, согласно которой все единицы переменных ресурсов обладают одинаковым качеством [1, с. 480, 481].
На основе изложенного в целях оценки эффективности развития экономики страны, федеральных округов и регионов предложим экспресс-метод, который опирается на законы классической экономической теории и основан на анализе наиболее значимых показателей по следующей эмпирической формуле:
e = /врп ^врп ^врп
1счз ^пп ^фои
где 1ВРП - индекс физического объема валового регионального продукта (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) [2, с. 378-379]; 1СЧЗ - изменение среднегодовой численности занятых в экономике (в процентах к предыдущему году) [2, с. 92-93];
1ПП - индексы промышленного производства (в процентах к предыдущему году) [2, с. 484485];
1ФОИ - индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году) [2, с. 932-933].
тт ^врп ^врп ^врп
При этом соотношения , ,
III
1 счз 1пп 1фои
явля-
ются предельным продуктом относительно прирастающих или убывающих факторов производства. Результаты оценки сведены в табл. 2.
По результатам оценки эффективности развития экономики России выделим наиболее эффек-
Таблица 2
Эффективность развития экономики России, федеральных округов и регионов
в 2005-2013 гг.
Федеральный округ, регион РФ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 1,069 1,008 0,952 1,065 1,021 0,993 1,007 1,088 1,073
Центральный ФО 1,078 1,026 1,021 1,174 0,963 0,963 1,004 1,087 1,084
В том числе:
Белгородская область 0,814 0,899 0,900 1,184 1,356 0,967 1,074 1,296 1,312
Брянская область 0,992 0,859 0,761 1,138 1,040 0,638 1,143 1,117 1,114
Владимирская область 0,794 0,987 0,831 0,910 0,898 1,118 0,902 1,188 1,196
Воронежская область 0,961 0,947 0,965 1,009 0,908 0,800 1,136 0,986 0,967
Ивановская область 0,930 1,002 1,244 - 0,808 1,100 0,904 1,359 1,337
Калужская область 0,983 0,932 0,786 0,786 1,037 0,793 1,196 1,123 1,127
Костромская область 0,980 1,398 1,233 1,086 1,341 0,823 0,970 0,991 0,979
Курская область 1,073 0,949 1,062 1,016 1,062 0,919 1,050 1,205 1,198
Липецкая область 1,026 0,846 0,936 0,998 1,005 0,875 1,076 1,371 1,359
Московская область 1,088 1,002 0,844 1,151 1,188 1,102 1,089 1,125 1,127
Орловская область 1,038 0,929 0,756 1,365 1,134 0,924 0,960 1,298 1,301
Рязанская область 1,004 1,148 0,910 0,826 1,345 1,015 0,959 1,063 1,074
Смоленская область 0,999 1,168 0,879 1,009 1,037 0,885 1,127 1,308 1,301
Тамбовская область 0,917 0,921 0,867 0,991 0,933 0,821 1,034 1,114 1,112
Тверская область 1,390 1,308 0,865 1,065 0,768 0,838 1,019 1,418 1,405
Тульская область 0,870 1,122 0,984 0,938 0,884 0,858 1,001 1,159 1,143
Ярославская область 0,798 1,623 1,130 1,035 0,938 0,865 0,954 1,452 1,447
Москва 1,032 0,971 1,227 1,342 0,959 1,061 0,990 1,012 1,012
Северо-Западный ФО 0,964 0,952 1,062 1,080 1,103 0,909 1,023 1,150 1,135
В том числе:
Республика Карелия 1,031 1,002 1,180 0,737 1,303 0,882 0,910 1,095 1,119
Республика Коми 0,820 0,903 1,235 0,942 0,792 1,077 0,682 1,125 1,132
Архангельская область 0,882 0,720 1,018 1,006 1,876 0,795 0,993 1,099 1,075
Продолжение табл. 2
Федеральный округ, регион РФ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Вологодская область 0,808 1,061 1,061 1,109 1,048 0,911 0,791 1,032 1,041
Калининградская область 0,659 0,957 1,197 0,839 1,001 1,293 0,895 1,092 1,086
Ленинградская область 1,185 0,799 1,340 1,049 0,952 0,720 1,077 1,165 1,174
Мурманская область 0,887 0,949 1,110 0,687 0,972 1,093 0,735 1,110 1,114
Новгородская область 0,703 0,885 0,992 0,999 1,133 0,940 1,157 0,994 1,003
Псковская область 1,233 0,854 0,701 1,020 1,275 0,978 0,853 0,947 0,934
Санкт-Петербург 1,116 1,131 0,915 1,243 1,217 0,938 1,269 1,323 1,315
Южный ФО 1,010 0,953 0,920 1,039 0,929 0,906 1,004 1,056 1,056
В том числе:
Республика Адыгея 0,843 1,010 - 1,252 1,012 1,234 0,914 1,444 1,429
Республика Калмыкия 1,022 1,118 0,787 1,046 1,157 1,038 0,912 0,865 0,867
Краснодарский край 1,044 0,936 0,926 1,040 0,969 0,781 1,037 1,120 1,128
Астраханская область 1,178 1,017 0,761 1,020 0,906 0,961 0,982 0,892 0,895
Волгоградская область 0,865 1,241 0,840 1,038 0,876 1,096 0,845 0,940 0,949
Ростовская область 1,002 0,846 1,007 1,038 0,996 1,116 1,103 1,027 1,016
Северо-Кавказский ФО 0,805 2,036 0,860 1,096 1,029 0,910 1,093 1,079 1,080
В том числе:
Республика Дагестан 0,630 1,130 0,872 1,015 1,098 0,926 1,093 1,219 1,218
Республика Ингушетия 0,345 1,126 1,257 2,992 0,385 0,922 1,242 0,566 0,569
Кабардино-Балкарская Республика 1,129 1,043 0,590 1,194 1,023 0,943 1,227 0,839 0,846
Карачаево-Черкесская Республика 0,726 1,060 0,972 1,239 1,071 1,083 0,740 0,828 0,823
Республика Северная Осетия - Алания 0,742 1,455 0,544 0,964 1,431 1,040 0,869 1,017 1,017
Чеченская Республика - - - 1,304 0,987 0,817 1,279 1,252 1,238
Ставропольский край 0,959 0,951 0,948 1,040 0,965 0,937 1,134 1,086 1,090
Приволжский ФО 0,958 1,006 0,995 1,051 1,042 0,962 1,019 1,095 1,079
В том числе:
Республика Башкортостан 1,035 1,015 0,949 1,076 1,390 1,039 1,085 1,101 1,099
Республика Марий Эл 0,795 0,976 0,809 1,081 1,409 0,772 1,019 0,981 0,981
Республика Мордовия 0,866 1,071 1,040 0,844 1,043 0,743 1,153 1,298 1,301
Республика Татарстан 0,912 1,168 1,091 1,136 0,982 0,916 1,005 1,037 1,040
Удмуртская Республика 0,741 0,968 1,031 1,099 1,239 0,870 0,889 1,307 1,295
Чувашская Республика 0,958 0,968 0,973 1,060 1,066 0,811 0,935 1,097 1,109
Пермский край 1,158 - 1,036 1,142 1,093 1,040 1,039 1,270 1,275
Кировская область 0,734 0,857 0,850 1,173 1,255 1,020 1,003 1,006 1,014
Нижегородская область 1,088 0,937 1,009 0,922 0,932 1,163 1,037 1,122 1,145
Оренбургская область 0,912 1,001 0,981 0,932 1,099 1,010 1,115 0,947 0,956
Пензенская область 0,784 0,762 1,029 1,171 1,130 0,894 0,898 0,970 0,969
Самарская область 1,080 0,922 0,871 1,160 0,934 0,824 1,008 1,117 1,125
Саратовская область 0,752 1,064 1,150 0,988 1,209 0,835 0,980 1,190 1,197
Ульяновская область 0,896 0,928 0,884 0,934 1,107 1,072 0,984 1,048 1,043
Уральский ФО 1,360 0,991 0,939 1,007 0,966 1,042 0,990 1,107 1,105
В том числе:
Курганская область 0,932 0,919 0,962 0,886 1,007 1,105 1,058 1,124 1,117
Свердловская область 1,201 0,977 1,016 1,058 1,066 0,911 1,057 1,234 1,237
Тюменская область 1,440 0,977 0,903 1,000 0,924 1,066 0,954 1,029 1,032
Челябинская область 1,146 1,135 1,020 0,948 1,028 1,055 1,013 1,260 1,254
Сибирский ФО 0,934 0,905 0,937 0,988 1,101 0,913 0,940 1,025 1,025
В том числе:
Республика Алтай 0,848 0,830 0,855 1,047 1,209 0,878 0,739 1,896 1,914
Республика Бурятия 1,010 0,702 0,978 0,969 0,894 0,636 0,909 1,202 1,213
Республика Тыва 0,734 0,772 1,068 0,808 0,799 0,751 1,021 0,792 0,808
Республика Хакасия 0,704 0,613 1,465 1,602 1,269 0,671 0,803 1,104 1,105
Алтайский край 0,905 0,990 0,915 1,004 1,174 0,789 0,911 0,979 0,980
Окончание табл. 2
Федеральный округ, регион РФ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Забайкальский край 1,110 0,983 1,042 0,991 1,331 1,093 1,133 1,211 1,232
Красноярский край 0,843 0,964 1,025 0,777 0,822 0,993 1,001 1,002 1,017
Иркутская область 0,962 0,753 0,837 1,219 1,350 0,988 0,920 0,975 0,955
Кемеровская область 0,928 1,127 1,065 0,970 1,277 0,735 0,813 0,966 0,959
Новосибирская область 1,028 0,904 0,821 0,901 1,054 0,961 1,048 1,094 1,087
Омская область 0,743 0,845 0,853 1,075 1,458 0,855 0,999 1,023 1,029
Томская область 1,446 0,660 0,717 1,080 1,091 1,142 0,866 1,070 1,052
Дальневосточный ФО 1,039 1,087 0,809 0,992 0,910 1,075 0,847 1,346 1,342
В том числе:
Республика Саха (Якутия) 0,948 1,069 0,583 1,032 0,986 1,403 0,802 1,073 1,056
Камчатский край 0,977 1,089 0,873 1,066 0,913 0,748 0,960 0,985 0,986
Приморский край 0,763 0,943 0,983 0,762 0,633 1,009 0,768 1,897 1,891
Хабаровский край 1,057 1,194 0,849 1,063 0,813 0,731 0,858 1,124 1,122
Амурская область 1,208 0,995 0,904 0,836 0,934 1,003 0,765 1,506 1,527
Магаданская область 0,892 0,917 0,839 1,001 0,956 1,107 0,956 0,838 0,829
Сахалинская область 1,110 1,038 1,052 1,015 1,454 1,134 0,833 1,328 1,316
Еврейская автономная область 0,736 1,109 1,144 0,823 1,301 - 0,935 1,314 1,309
Чукотский автономный округ 0,792 2,176 1,459 0,701 0,796 1,901 0,579 0,618 0,614
тивные федеральные округа (табл. 3) и регионы (табл. 4).
В процессе анализа результирующих значений табл. 2-4 было установлено, что в 2005 г. наиболее эффективным федеральным округом является Уральский ФО, наиболее эффективным регионом - Томская область (СФО); в 2006 г. наиболее эффективным федеральным округом является Северо-Кавказский ФО, наиболее эффективным регионом - Чукотский автономный округ (ДФО); в 2007 г. наиболее эффективным федеральным округом является Северо-Западный ФО, наиболее эффективным регионом - Республика Хакасия (СФО); в 2008 г. наиболее эффективным федераль-
ным округом является Центральный ФО, регион -Республика Ингушетия (СКФО); в 2009 г. наиболее эффективным федеральным округом является Северо-Западный ФО, наиболее эффективным регионом - Архангельская область (СЗФО); в 2010 г. наиболее эффективным федеральным округом является Центральный ФО, наиболее эффективным регионом - Чукотский автономный округ (ДФО); в 2011 г. наиболее эффективным федеральным округом является Северо-Кавказский ФО, наиболее эффективным регионом - Чеченская Республика (СКФО); в 2012 г. наиболее эффективным федеральным округом является Дальневосточный ФО, наиболее эффективным регионом - Приморский край (ДФО); в
Таблица 3
Показатель (место) эффективных федеральных округов в 2005-2013 гг.
Федеральный округ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Центральный ФО 1,078 (2-е) 1,026 (3-е) 1,021 (2-е) 1,174 (1-е) - 0,963 (3-е) 1,004 (4-е) 1,087 (5-е) 1,084 (4-е)
Южный ФО 1,010 (4-е) - - 1,039 (3-е) - - 1,004 (5-е) - -
Северо-Западный ФО 0,964 (5-е) - 1,062 (1-е) 1,080 (2-е) 1,103 (1-е) - 1,023 (2-е) 1,150 (2-е) 1,135 (2-е)
Дальневосточный ФО 1,039 (3-е) 1,087 (2-е) - - - 1,075 (1-е) - 1,346 (1-е) 1,342 (1-е)
Сибирский ФО - - 0,937 (5-е) - 1,101 (2-е) 0,913 (5-е) - - -
Уральский ФО 1,360 (1-е) 0,991 (5-е) 0,939 (4-е) - 0,966 (5-е) 1,042 (2-е) - 1,107 (3-е) 1,105 (3-е)
Приволжский ФО - 1,006 (4-е) 0,995 (3-е) 1,051 (5-е) 1,042 (3-е) 0,962 (4-е) 1,019 (3-е) 1,095 (4-е) -
Северо-Кавказский ФО - 2,036 (1-е) - 1,096 (4-е) 1,029 (4-е) - 1,093 (1-е) - 1,080 (5-е)
Таблица 4
Показатель (место) эффективных регионов в 2005-2013 гг.
Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Республика Адыгея - - - 1,252 (6-е) - 1,234 (4-е) - 1,444 (5-е) 1,429 (5-е)
Республика Башкортостан - - - - 1,390 (6-е) - - - -
Республика Алтай - - - - - - - 1,896 (2-е) 1,914 (1-е)
Республика Ингушетия - - 1,257 (4-е) 2,992 (1-е) - - 1,242 (3-е) - -
Кабардино-Балкарская Республика - - - 1,194 (10-е) - - 1,227 (4-е) - -
Республика Карачаево-Черкесия - - - 1,239 (8-е) - - - - -
Республика Карелия - - 1,180 (10-е) - - - - - -
Республика Коми - - 1,235 (6-е) - - - - - -
Республика Марий Эл - - - - 1,409 (5-е) - - - -
Республика Мордовия - - - - - - 1,153 (7-е) - -
Республика Саха (Якутия) - - - - - 1,403 (2-е) - - -
Республика Северная Осетия - Алания - 1,455 (3-е) - - 1,431 (4-е) - - - -
Республика Татарстан - 1,168 (9-е) - - - - - - -
Республика Хакасия - - 1,465 (1-е) 1,602 (2-е) - - - - -
Чеченская Республика - - - 1,304 (5-е) - - 1,279 (1-е) - -
Приморский край - - - - - - - 1,897 (1-е) 1,891 (2-е)
Ставропольский край - - - - - - 1,134 (10-е) - -
Хабаровский край - 1,194 (7-е) - - - - - - -
Амурская область 1,208 (5-е) - - - - - - 1,506 (3-е) 1,527 (3-е)
Архангельская область - - - - 1,876 (1-е) - - - -
Астраханская область 1,178 (8-е) - - - - - - - -
Брянская область - - - - - - 1,143 (8-е) - -
Владимирская область - - - - - 1,118 (8-е) - - -
Волгоградская область - 1,241 (6-е) - - - - - - -
Воронежская область - - - - - - 1,136 (9-е) - -
Ивановская область - - 1,244 (5-е) - - - - 1,359 (8-е) 1,337 (8-е)
Иркутская область - - - 1,219 (9-е) 1,350 (7-е) - - - -
Окончание табл. 4
Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Калининградская область - - 1,197 (9-е) - - 1,293 (3-е) - - -
Калужская область - - - - - - 1,196 (5-е) - -
Костромская область - 1,398 (4-е) 1,233 (7-е) - 1,341 (9-е) - - - -
Ленинградская область 1,185 (7-е) - 1,340 (3-е) - - - - - -
Липецкая область - - - - - - - 1,371 (7-е) 1,359 (7-е)
Магаданская область - - - - - 1,107 (10-е) - - -
Нижегородская область - - - - - 1,163 (5-е) - - -
Новгородская область - - - - - - 1,157 (6-е) - -
Омская область - - - 1,458 (2-е) - - - -
Орловская область - - - 1,365 (3-е) - - - - -
Пермский край 1,158 (9-е) - - - - - - - -
Псковская область 1,233 (4-е) - - - - - - - -
Ростовская область - - - - - 1,116 (9-е) - - -
Рязанская область - 1,148 (10-е) - - 1,345 (8-е) - - - -
Сахалинская область - - - - 1,454 (3-е) 1,134 (7-е) 1,328 (9-е) 1,316 (9-е)
Свердловская область 1,201 (6-е) - - - - - - - -
Смоленская область - 1,168 (8-е) - - - - - - -
Тверская область 1,390 (3-е) 1,308 (5-е) - - - - - 1,418 (6-е) 1,405 (6-е)
Томская область 1,446 (1-е) - - - - 1,142 (6-е) - - -
Тюменская область 1,440 (2-е) - - - - - - - -
Челябинская область 1,146 (10-е) - - - - - - - -
Забайкальский край - - - - 1,331 (10-е) - - - -
Ярославская область - 1,623 (2-е) - - - - - 1,452 (4-е) 1,447 (4-е)
Москва - - 1,227 (8-е) 1,342 (4-е) - - - - -
Санкт-Петербург - - - 1,243 (7-е) - - 1,269 (2-е) 1,323 (10-е) 1,315 (10-е)
Чукотский автономный округ - 2,176 (1-е) 1,459 (2-е) - - 1,901 (1-е) - - -
-,- 25
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
2013 г. наиболее эффективным федеральным округом является Дальневосточный ФО, наиболее эффективным регионом - Республика Алтай (СФО). Наиболее близкое соотношение «эффективный регион - эффективный ФО» было в период мирового финансово-экономического кризиса и в посткризисный период. При этом в периоды относительного благополучия не наблюдается четкая взаимосвязь «эффективный регион - эффективный федеральный округ».
Исходя из изложенного, можно предположить, что в периоды кризиса происходит наиболее эффективный прирост предельного продукта при увеличении объема используемых ресурсов. Таким образом, изменяются границы производственных возможностей в рамках ранее установленных предельных границ эффективного использования факторов производства. Следовательно, кризисные явления в экономике следует воспринимать как катализатор, позволяющий получить эффективный прирост предельного продукта тогда, когда это невозможно, а именно в условиях стабильного экономического роста, который в итоге приводит к падению прироста предельного продукта при приращении объема используемых ресурсов. В то же время нельзя забывать, что после любого кризиса наступает экономический рост и, следовательно, падение эффективности прироста предельного продукта. В принципе на этом положении базируются экономические циклы Н.Д. Кондратьева (А"-циклы).
Основные положения эффективного развития экономики России. Для повышения эффективности развития экономики России необходимо обеспечить стабильность воспроизводственного процесса на региональном, федеральном и стра-новом уровнях. Для этого необходимо оптимально сгруппировать факторы предложения, спроса и эффективности в функционально-территориальном аспекте, определив условия эффективного развития экономики России. При этом необходимо выяснить, каким образом основные факторы предложения (физические и технические агенты расширения производства) связаны с материальной способностью экономики к росту, а именно: рост количества и качества осваиваемых природных ресурсов, рост количества и квалификации трудовых ресурсов, рост объема основного капитала, развитие технологии.
Следует определить, как фактор спроса влияет на обеспечение полной занятости все большего количества ресурсов [1, с. 395]. Необходимо установить, как фактор эффективности связан со способностью оптимального использования имеющихся ресурсов и
каково его влияние на новые потребности производства в дополнительных ресурсах (эффективность производства). Причем необходимо научиться производить востребованный ассортимент продуктов и услуг с максимальной пользой для общества (эффективность распределения). Предложение, спрос и эффективность как факторы роста взаимосвязаны [1, с. 395].
Основным фактором эффективного развития национальной экономики в условиях усиливающейся конкуренции является уровень инновационной активности экономических агентов, связанной с разработкой и внедрением новых производственных технологий и методов управления, а также форм организации предпринимательской деятельности. Инновационная активность экономических агентов связана с процессом накопления капитала, ориентирующим инвестиционные потоки в направлении научно-технического прогресса. Уровень инновационной активности связан с величиной ассигнований на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Наряду с повышением уровня инновационной активности экономических агентов следует оптимизировать процесс распределения ресурсов. Более эффективное распределение ресурсов позволит переориентировать территориальную экономику на развитие высокопроизводительных секторов с высокой долей предельного продукта. Тем самым создаются условия для создания конкурентоспособного как регионального (ВРП), так и валового внутреннего продукта (ВВП). В данном контексте под конкурентоспособным ВВП и ВРП рассматривается стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в стране (регионе) в течение определенного периода, способных повлиять на процесс импортозамещения.
Немаловажным фактором влияния на эффективность развития экономики России является эффект масштаба, реализуемый посредством государственных программ развития территорий - свободные экономические зоны, территории опережающего роста и пр. Эффект масштаба возникает при расширении процесса воспроизводства до предельных возможностей экономики территории.
Наиболее весомыми факторами, препятствующими эффективному развитию экономики России, являются: административно-правовые барьеры для свободного предпринимательства, созданные посредством государственного надзора (регулирования) за экономической деятельностью; внедрение основных санитарно-экологических норм для оценки уровня загрязнения окружающей среды отдельными хозяйству-
ющими субъектами; введение социальных обязательств для предпринимателей по охране труда и здоровья персонала. Эти факторы приводят к росту расходов на очистные сооружения, снижению качества условий труда и обеспечения нетрудоспособных граждан работой за счет инвестиций в основной капитал, который необходим для экономического роста [1, с. 403].
В настоящее время в России инвестируется меньшая доля ВВП, чем в бывшем Советском Союзе. Основными причинами снижения инвестиционной активности являются, в частности [1, с. 406]:
1) низкая норма сбережений. В результате затянувшегося на десятилетия переходного периода в России сложилась низкая норма сбережений, которая в сочетании с повышенным спросом на заемные средства как в частном, так и в государственном секторах привела к увеличению ключевой процентной ставки, что негативно сказалось на инвестиционных расходах;
2) конкуренция со стороны импорта. Рост влияния иностранных транснациональных корпораций, в том числе и за счет вхождения России в ВТО, усилил конкуренцию как на мировом, так и на национальном уровнях. Возможно, именно это определило снижение экономической активности российских товаропроизводителей и, как следствие, отказ от новых капиталовложений в основные средства. Они переориентировали значительный объем своих инвестиций на зарубежные рынки, т.е. в страны с более высокой долей капитализации;
3) государственное регулирование. Увеличение влияния государственного регулирования на социальную и экологическую составляющие экономической деятельности, а именно: охрану труда и здоровья персонала, поддержку нетрудоспособных и инвалидов, охрану окружающей среды. Это отрывает существенную часть инвестиций от вложения в основные средства производства (непроизводительное использование инвестиций) и снижает величину предельного дохода;
4) снижение темпов роста производительности труда. Причиной этому является спекулятивный рост цен на нефть и, как следствие, увеличение издержек функционирования капитального оборудования, что вынудило производителей переходить на менее продуктивные трудоемкие технологии [1, с. 407].
Для решения вышеизложенных проблем необходимо оперативно определиться с государственной политикой, ориентированной на экономический рост. В классической экономической теории выделяют две разновидности такой политики [1, с. 409-410]:
1) политика, ориентированная на спрос. Целью политики являются предупреждение или ослабление экономических спадов с помощью фискальных и кредитно-денежных мероприятий. В частности, политика «дешевых» денег благоприятствуют увеличению инвестиционных расходов, в результате чего происходит накопление капитала, возрастает производственный потенциал экономики;
2) политика, ориентированная на предложение. Цель политики - добиться оптимального сочетания факторов, непосредственно влияющих на рост объемов производства. Эта политика включает расходы на образование и подготовку персонала; налоговую политику, направленную на расширение сбережений, инвестиций и расходов на научные исследования и разработки; введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены индивидуального подоходного налога (ограничение потребления и стимулирование сбережений).
На основе проведенного анализа приходим к следующим выводам. Эффективное развитие экономики России следует рассматривать как совокупность требований (регламентов), реализуемых посредством разработки и воплощения комплекса управленческих решений в рамках взаимосогласованных программ (проектов) развития всех сфер жизнедеятельности НЭ, в соответствии с федеральными и региональными интересами, предусматривающими применение необходимых ресурсов, с определенными мерами и установленными сроками. Процесс эффективного развития России -это целенаправленно организованная совокупность экономических, социальных, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия функционально-территориального развития структурных элементов (агломераций) НЭ и взаимосвязей между ними для обеспечения оптимальной деятельности экономических агентов.
В целях решения проблемы эффективного развития России необходимо создать привлекательный образ страны (регионов РФ) не только для иностранных частных инвесторов, но также и иностранных органов власти, которые своими действиями могут препятствовать импорту инвестиций. Защита национальных интересов страны будет неэффективна, если она приводит к потере «привлекательного образа» государства, как это происходит в настоящее время в связи с введением экономических санкций против России.
Российское государство должно активизировать процесс финансирования реального сектора эконо-
мики, максимально используя федеральные, региональные и муниципальные финансовые источники. Синергетический эффект от реализации совокупности федеральных, региональных и муниципальных программ стимулирования НЭ создаст условия для динамичного роста инвестиций в реальный сектор экономики, тем самым будет способствовать повышению эффективности развития России.
В условиях изменения геоэкономического ландшафта России основным способом влияния государства на процесс эффективного развития нашей страны является комплекс мероприятий, систематизированный в форме государственной экономической политики. Целью экономической политики является достижение
эффективного и равномерного распределения экономической активности на территории России в контексте ориентации на создание условий для расширенного воспроизводства капитала и оптимизации его структуры в соответствии с современными требованиями к эффективному развитию национальной экономики.
Список литературы
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с 14-го англ. изд. М.: Инфра-М, 2003. 972 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сборник. М.: Росстат, 2013. 990 с.
National interests: priorities and security Priorities of Russia
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE EFFICIENT DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
Valerii V. SMIRNOV
Abstract
The article explores the urgency of an issue of the effective development of the Russian economy in a modern context and it also considers the principal provisions to implement the process of the effective development of the Russian economy in the context of ensuring the sustained growth of the national economy. The author substantiates the necessity of carrying out the evaluation of the effectiveness development of the country, Federal districts and regions enabling to identify the territorial imbalances in the process of the national economy functioning and to explore the factors that increase the economy's productive capacity. The paper discusses the theoretical aspects of the effective development of the national economy, which take into account the best probable consistency in the application of scientific knowledge and methods in order to achieve an intended objective. The theoretical aspects enable to determine the principal provisions of formation of idea and conceptual framework for the "effective economic development" and carrying out of an analysis of the established theoretical approaches to expand the boundaries of the theories of the national economy development and the implementation of a system of strategic directions. The author develops the estimation procedure of the effectiveness of the economy development, which is based on the classic laws of the economic theory and which allows to determine not only the volume, but also the types of the territorial resources, which are required for the optimal functioning of the reproductive cycle at the level of region, the Federal District and the national economy as a whole. The evaluation found that in the period of crisis, the best increase is observed in marginal product with
an increment of the volume of resources resulting from the transformation of boundaries of the production capacity within the previously established limits of the efficient use of factors of production. Based on the results of the study, the author makes a conclusion about the need to implement the process of the effective development of the Russian economy in the format of the array of the requirements, which are realized through the development and implementation of the set of the management solutions focused on the optimal organization of the economic, social, political, legal, institutional and other impacts on the environment of the functional and territorial development of the country.
Keywords: evaluation, development, region, system, country, theory, economy, efficiency
References
1. MacConnell C.R., Brue S.L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policies]. Moscow, Infra-M Publ., 2003, 972 p.
2. RegionyRossii. Sotsial 'no-ekonomicheskiepokazateli. 2013: statisticheskii sbornik [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2013: a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2013, 990 p.
Valerii V. SMIRNOV
Chuvash State University named after I.N. Ul'yanov, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation [email protected]