УДК 330.341. 2
DOI: 10.18384/2310-6646-2023-2-25-34
ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД
Маньковский И. А.
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Минский филиал 220070, г. Минск, ул. Радиальная, д. 40, Республика Беларусь
Аннотация
Цель. Определить институциональные условия, формирование которых необходимо для преодоления негативных факторов, оказывающих влияние на развитие экономики России, в том числе на процессы её цифровой трансформации и переход на новый технологический уклад, вызванных экономическим давлением недружественных стран, в том числе беспрецедентными антироссийскими санкциями.
Процедура и методы. Теоретической основой исследования послужили научные труды, выполненные в области экономической теории. В ходе исследования применены следующие научные методы: сравнительного анализа, индукции, дедукции.
Результаты. В ходе исследования установлено, что экономика Российской Федерации развивается в условиях экономического давления недружественных стран, которое способно оказать негативное влияние на процесс цифровой трансформации экономики и её последующий переход на новый технологический уклад. В складывающихся геополитических условиях особое значение для преодоления имеющих место негативных факторов имеет соответствующая требованиям времени институциональная структура России. Основное значение предаётся политической и экономической системам, а также применяемой для разработки экономической политики государства экономической теории. Теоретическая и/или практическая значимость. На основании проведённого исследования политическая и экономическая системы определены как системообразующие элементы институциональной структуры России. В политической системе России предложено выделить два блока: государственный блок и блок, составляющий российское общество. Установлено, что два блока политической системы представляют две противопоставленные группы интересов: публичные и частные. В качестве теоретической основы государственной экономической политики доказана необходимость применения институциональной экономической теории. Результаты исследования вносят определённый вклад в развитие теории институционализма.
Ключевые слова: геополитика, институциональная среда, институциональная структура, политическая система, санкции, цифровая трансформация, экономическая политика, экономическая теория
EFFECTIVE ECONOMIC POLICY AS THE BASIS
FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY
AND ITS TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL WAY
I. Mankovsky
Russian University of Economies named after G. V. Plekhanov, Minsk branch ul. Radialnaya 40, Minsk 220070 Republic of Belarus
© CC BY Маньковский И . А . , 2023.
Abstract.
Aim. To determine the institutional conditions, the formation of which is necessary to overcome the negative factors influencing the development of the Russian economy, including the processes of its digital transformation and the transition to a new technological order, caused by the economic pressure of unfriendly countries, including unprecedented anti-Russian sanctions. Methodology. The theoretical basis of the study was scientific works carried out in the field of economic theory. In the course of the study, the following scientific methods were applied: comparative analysis, induction, deduction.
Results. The study found that the economy of the Russian Federation is developing under the economic pressure of unfriendly countries, which can have a negative impact on the process of digital transformation of the economy and its subsequent transition to a new technological order. In the prevailing geopolitical conditions, of particular importance for overcoming the existing negative factors is the institutional structure of Russia that meets the requirements of the time. The main importance is given to the political and economic system, as well as the economic theory used to develop the economic policy of the state.
Research implications. On the basis of the study, the political and economic systems are defined as the backbone elements of the institutional structure of Russia. In the political system of Russia, it is proposed to single out two blocks: the state block and the block constituting the Russian society. It has been established that two blocks of the political system represent two opposing groups of interests: public and private. As a theoretical basis of the state economic policy, the necessity of applying the institutional economic theory is substantiated. The results of the study make a certain contribution to the development of the theory of institutionalism.
Keywords: geopolitics, institutional environment, institutional structure, political system, sanctions, digital transformation, economic policy, economic theory
Введение
На современном этапе экономического развития Российской Федерации, а именно в период проведения цифровой трансформации национальной экономики с её последующим переходом на новый технологический уклад, особое значение приобретает процесс внедрения в экономику инновационных технологий и в целом развитие экономики как инновационной, в следствие чего, в том числе, должна быть достигнута цель трансформации всех секторов экономики и повышения её производительности, что отмечается в научной литературе [14, с . 43].
Вместе с тем сложившиеся геополитические условия функционирования российской экономики оказывают существенное влияние на эффективность её развития, в том числе на процессы цифровой трансформации, разработку и внедрение в экономику инноваций . Так, в настоящее время экономика Российской Федерации функционирует в условиях, во-первых, возрастающего влияния на экономическое развитие факторов политического свойства, которые выражаются в том, что некоторые государства применяют в отношении России непродуктивные с точки зрения взаимовыгодного экономического сотрудничества экономические методы, а также инструменты финансового, торгового, инвестиционного и технологического давления для решения своих геополитических и национальных задач [4, с. 179], угрожающих экономической безопасности России, и, во-вторых, беспрецедентных антироссийских экономических санкций . «Санкции, объявленные России ... свидетельствуют о том, что новый мировой порядок уже формируется . По мере их
ISSN 2072-8549
9
2023/№ 2
воздействия на экономику России должна быть создана новая экономическая модель, которая не только сможет им противостоять, но и будет модератором многих мировых процессов» [2, с. 21]. Таким образом, в настоящее время национальная экономика Российской Федерации развивается под экономическим давлением недружественных стран, чем созданы в некотором роде чрезвычайные условия для её функционирования, что, в свою очередь, можно рассматривать как стимул для переориентации направлений развития экономики, макроэкономических предпочтений России, а также как существенное основание для скорейшего развития экономики инновационного типа
Преодоление названных негативных факторов, оказывающих влияние на процессы цифровой трансформации экономики, её инновационное развитие возможно в случае создания для этого институциональных условий, соответствующих требованиям времени:
- глобально - необходимо формирование институциональной структуры и далее институциональной среды Российской Федерации, соответствующей выбранному направлению социально-экономического развития, в том числе разработка новых приёмов и средств регулирования экономических отношений [8, с. 113]. При этом, в институциональной структуре следует выделить две основные (конституирующие) группы институтов: политические и экономические, эффективное взаимодействие которых друг с другом является непременным условием поступательного развития как непосредственно национальной экономики, так и всего российского общества По сути, политическая и экономическая системы как институты институциональной структуры должны быть квалифицированы как системопределяю-щие [10, с . 85];
- в частности, во-первых, любые инновации, внедряемые в экономику, представляют собой продукт творческого труда человека, осуществлявшего научный поиск, что указывает на необходимость развития человеческого капитала, в том числе посредством совершенствования технологий высшего образования, и, во-вторых, для эффективного социально-экономического развития, включая цифровую трансформацию экономики, её развитие как экономики инновационного типа, переориентацию макроэкономических связей России и релокацию производств с планомерным переходом экономики на следующий технологический уклад, необходима разработка новой экономической политики
Следует констатировать тот факт, что выбор направления экономического развития государства, содержание и качество новой экономической политики, необходимой для достижения поставленных в экономике целей, зависят от ряда факторов, и в первую очередь:
- от качества государственного управления, созданных в государстве политических и, как следствие, правовых условий, обеспечивающих свободу предпринимательства, устанавливающих разумную налоговую систему, создающих условия разработки и внедрения в экономику инноваций, а по сути, от качества институциональной структуры и, как следствие, институциональной среды Российской Федерации;
- от той экономической теории, которая будет выбрана в качестве научной основы разрабатываемой экономической политики
Институциональные условия как основа преодоления негативных факторов в экономике
Влияние политических институтов на экономическое развитие
Такие действия, как непосредственно выбор типа экономики, направлений её развития, желаемого технологического уклада и, далее, создание надлежащих правовых условий эффективной реализации выбранной экономической политики, входят в состав внутренних функций государства как политической системы управления обществом .
Политическая система Российской Федерации как институт институциональной структуры России включает в свой состав следующие элементы:
- государство, состоящее из органов государственного управления, создание которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации (государственный блок политической системы);
- политические партии, не имеющие представительства в Государственной Думе Российской Федерации, профессиональные союзы, иные общественные объедения и граждан, не являющихся членами общественных объединений (блок политической системы, составляющий российское общество)
Таким образом, в структуре политической системы Российской Федерации в рамках институционального исследования необходимо выделить два блока политических сил, представляющих две противопоставленные группы интересов - публичные интересы и частные интересы Публичные интересы представляет государственный блок, а частные - блок, составляющий российское общество
При этом, государственный блок, являясь главным источником политической власти, официальным представителем российского общества в условиях закреплённой в Конституции России представительной демократии, обладающим в силу этого монопольным правом издания нормативных правовых актов, играет главную роль среди других компонентов политической системы [16, с. 19]. «Обеспечивая функционирование всей социально-экономической системы формальными институтами, государство реализует функции дискриминирующего монополиста» [3, с . 25]. В указанных институциональных условиях взаимодействия общества и государства российское общество должно выступать некоторым противовесом публичной власти, силой, направленной на достижение баланса публичных и частных интересов в процессе разработки и реализации государством социально-экономической политики
Политическая система России оказывает прямое регулирующее воздействие на все социальные институты общества, в том числе на экономическое развитие, посредством управления практически всеми, в том числе и экономическими отношениями, включая процесс построения экономики инновационного типа. Непосредственно государственный блок политической системы «...разрабатывает государственную инновационную политику» [12, с . 17] и создаёт, в первую очередь, правовые, а также экономические условия её реализации .
Управление является одной из основных функций политической системы, активно взаимодействующей с другими социальными системами, и в первую очередь с правовой, служащей средством легализации политической воли, и экономической, создающей материальную основу существования государства, общества в целом и каждого его члена в отдельности
В процессе государственного управления, осуществляемого в рамках политической системы, реализуется одно из главных требований общества - распределение национальных ресурсов, что в условиях развитых демократий происходит с применением партисипаторного бюджетирования при делиберативном принятии решений, что не присуще политической системе Российской Федерации
Таким образом, от качества политической системы, в первую очередь её государственного блока, зависят качество и направления социально-экономического
развития России, в том числе содержание реализуемой экономической политики, а также выбор экономической теории в качестве научной основы разрабатываемой экономической политики
Следует отметить тот факт, что в Российской Федерации в настоящее время существуют серьёзные проблемы, влияющие на динамику социально-экономического развития и характеризующиеся как хронические [1, с . 58]. «Одной из важнейших причин ... негативных тенденций ... является тотальная невосприимчивость современной российской экономики к инновациям, а порой их прямое отторжение», на что указывают в научной литературе [7, с . 359]. Приведённое утверждение можно признать обоснованным, а развивающиеся негативные тенденции вызванными наряду с ментальностью многонационального народа, проживающего на государственной территории России, неудовлетворительным качеством политической системы и, как следствие, принимаемых правящим истеблишментом решений в сфере государственного управления национальной экономикой . На основании выводов, сделанных в научной литературе, можно констатировать тот факт, что «.в Российской Федерации меры государственной поддержки и стимулирования внедрения инновационных продуктов, работ и услуг используются неэффективно» [12, с . 19]. При этом следует констатировать тот факт, что политическая система должна обеспечивать эффективное распределение ресурсов в процессе государственного управления практически всеми общественными отношениями, возникающими на государственной территории, и в первую очередь, национальной экономикой, не допуская при этом развития в обществе застойных явлений и деградации народа
На основании изложенного и ранее проведённого исследования [11, с . 35-50] можно констатировать:
- факт высокой степени влияния политической системы и легализующей политическую волю системы права на развитие общества и, соответственно, государства, на направления и эффективность развития национальной экономики Российской Федерации;
- развитие некоторых негативных тенденций в политической системе как совокупности политических институтов;
- назревшую необходимость модернизации политической системы . При этом модернизацию следует проводить на основании методологии институциональной экономической теории, целесообразность применения которой обусловлена тем, что политическая система входит в институциональную структуру России и, что указывалось выше, должна быть признана одним их конституирующих элементов институциональной структуры наряду с системой экономической .
В ходе модернизации политической системе как элементу институциональной структуры должны быть приданы определённые качества, направленные на достижение в экономике баланса публичных и частных интересов, создание условия для формирования эффективной институциональной среды, что, в свою очередь, направлено на оптимизацию взаимодействия политических и экономических институтов, будет способствовать повышению эффективности национальной экономики России и последующей смене технологического уклада
После модернизации политическая система должна обеспечивать наличие в России устойчивой (стабильной) совокупности политических партий, участвующих в политическом процессе в рамках представительной демократии, снижение трансформационных и трансакционных издержек функционирования политического процесса, безусловный контроль законодательной власти за действиями власти исполнительной, за ходом и качеством исполнения принимаемых решений,
в первую очередь в сфере управления национальной экономикой По сути, модернизированная политическая система должна обеспечивать эффективность государственного управления при минимальных расходах общественных благ на содержание государственного аппарата и общественного контроля за выполнением государством возложенных на него функций
Научная основа государственной экономической политики
В отношении экономической теории, которая должна служить научной основой государственной экономической политики в условиях цифровой трансформации и подготовки экономики к переходу на следующий технологический уклад, можно отметить следующее . В третьем десятилетии XXI в . в мировой, в том числе российской экономической науке, доминирующей признана неоклассическая экономическая теория, являющаяся преобладающим направлением развития экономической мысли, экономическим мейнстримом или ортодоксальной экономикой
Так же следует констатировать тот факт, что неоклассическая парадигма рассматривает экономическую систему «.как совокупность взаимодействующих агентов, осуществляющих в свободном экономическом пространстве процессы производства, потребления, обмена и исходящих при этом из собственных интересов, понимаемых главным образом как максимизация прибыли от всех видов деятельности» [6, с 5] Главным отличительным признаком неоклассической экономической мысли выступает математика как инструмент построения теоретических моделей и тестирования их на предмет правильности при помощи инструментария математической статистики (эконометрики) [5, с . 31]. При этом математическое моделирование при построении теоретических моделей в экономике дает нам предполагаемую количественную оценку экономического развития, но упускает из виду качественную, что можно признать одним из факторов, влияющих на достоверность теоретических математических моделей. Изложенное позволяет принять высказанное в научной литературе предположение о том, что «. правящая экономическая парадигма не располагает инструментами для понимания основных факторов, делающих экономическое развитие таким не равномерным» [13, с . 77]. Долгое время экономическая теория «. развивалась в условиях усиливающегося давления математических методов и моделей, которые . потребовали введения весьма жестких предпосылок . не следующих из экономического содержания моделируемых процессов» [15, с . 5], в результате чего можно сделать вывод, что «... экономической науке стало тесно в рамках неоклассической парадигмы» [15, с . 5].
Выбирая экономическую теорию, подлежащую применению для разработки новой экономической модели в условиях цифровой трансформации экономики, необходимости переориентации макроэкономических предпочтений России и подготовки экономики к переходу на новый технологический уклад необходимо учитывать то обстоятельство, что интересы российского государства, в том числе охрана внешних границ, внутреннего правопорядка, оказание социальной поддержки малообеспеченным слоям населения и другие аналогичные интересы, включая процесс управления национальной экономикой, определяемые возложенными на государство функциями, зачастую не совпадают с интересами частными, интересами российского общества, отдельных его групп
Изложенное позволяет утверждать о необходимости изменения подходов к научному анализу экономических отношений, в ходе которого следует учитывать все наиболее значимые социальные институты, и в первую очередь, политические, как институты, определяющие направления экономического развития, способные по-
ISSN 2072-8549
9
2023/№ 2
средством разработки и введения в действие нормативных правовых актов создать условия для достижения поставленных в экономике целей либо, наоборот, парализовать деятельность экономических агентов, активизировать либо минимизировать коммерческий интерес к какому-либо виду предпринимательской деятельности .
Вышеназванными обстоятельствами обусловлена необходимость разработки такой государственной экономической политики, которая будет направлена на удовлетворение частных интересов, т. е . интересов различных слоёв российского общества, без ущерба для удовлетворения интересов публичных, обусловленных необходимостью государственного управления всеми процессами, развивающимися в государстве и обществе, и в первую очередь управления национальной экономикой, что возможно посредством применения методологии институциональной экономической теории, предполагающей междисциплинарный анализ складывающихся экономических отношений .
Применение междисциплинарного подхода позволит, во-первых, проводить всестороннюю объективную оценку всех фактически складывающихся в социуме и в первую очередь политических и правовых отношений, оказывающих в силу своей специфики наиболее существенное влияние на развитие экономических институтов в общем и поведение экономических агентов в частности, и, во-вторых, учесть общественный выбор, необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов [9, с . 58], а также степень влияния на экономические институты действующей модели государственного управления
В рамках проведённого исследования установлено, что государственное управление национальной экономикой России осуществляется политической системой, в структуре которой нами выделено два блока: государственный блок, представляющий публичные интересы и непосредственно оказывающий регулирующее воздействие на социально-экономическое развитие Российского государства и общества, и блок, составляющий российское общество и представляющий частные интересы При этом определено, что блок политической системы, представляющий частные интересы, должен служить некоторым противовесом, сдерживающим фактором при принятии политических решений государственным блоком, что позволит достичь разумного баланса частных и публичных интересов в процессе распределения ресурсов и управления национальной экономикой При этом для результативного проведения цифровой трансформации экономики и её последующего перехода на новый технологический уклад необходима соответствующая экономическая политика, основой которой должна служить современная экономическая теория, представляемая в настоящей статье институциональной экономической теорией, применяющей в качестве методологии экономического анализа междисциплинарный подход, учитывающий влияние на экономическое развитие практически всех наиболее значимых социальных институтов, получающих развитие в России: политических, включая правовые, экономических, ментальности многонационального народа России, существующих негативных тенденций, таких как коррупционные проявления в экономике, достаточно развитый у российского народа правовой нигилизм, возможное оппортунистическое поведение как государственных служащих, так и контрагентов по заключённым договорам, проявление которого не исключается в силу специфической ментальности субъектов экономической деятельности
Заключение
Статья поступила в редакцию 20.02.2023.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов Е . А. , Ерзнкян Б. А. Системные принципы совершенствования стратегического управления: институциональный аспект // Экономическая наука современной России. 2021. № 2 (93). С. 57-71.
2. Андреюк В. Ю . Анализ экономического взаимодействия России и Германии на современном этапе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 2. С. 20-35.
3. Ваславский Я . И . Государство и институционализация «социального порядка» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 21-28 .
4. Вякина И . В . Безопасность экономического развития Российской Федерации в условиях нарастания геополитических угроз // Национальные интересы: приоритеты и безопасность . 2016.№ 5 . С. 178-189.
5 . Заостровцев А. П. Неоклассический мейнстрим: торжество научного метода или ни-
щета философии? // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып. 2. С. 31-36 .
6 . Клейнер Г. Б . Эволюция институциональных систем . М . : Наука, 2004. 240 с.
7. Красильников О . Ю. Инновационная невосприимчивость экономики России // Известия Саратовского университета Новая серия Серия: Экономика Управление Право. 2021. Т. 21. № 4. С. 358-365.
8 Маньковский И А Институционализм как фундаментальная основа новой пардигмы социально-экономического развития // Социально-экономическое и экологическое развитие приграничного региона: возможности и вызовы: материалы III Международной научно-практической конференции, г. Смоленск, 8 ноября 2022 г. Смоленск: Издательство Смоленского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2022. С. 113-116.
9 Маньковский И А Институциональная экономическая теория в качестве научной основы перехода на новый технологический уклад: перспективы и условия применения // Экономическое возрождение России 2022 № 4 С 57-67
10 Маньковский И А Политико-правовая система как основной институт институциональной экономической теории: проблемные вопросы влияния на развитие инновационной экономики // Теоретические и экспериментальные исследования в современной науке: материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, г. Пятигорск, 28-29 апреля 2022 г. Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2022. С. 80-87.
11. Маньковский И . А . Политическая система и система права - основные социальные институты, влияющие на процесс построения инновационной экономики // Экономика Право . Общество . 2022. Т. 7. № 1. С. 35-50.
12. Парникова М. П. , Рубинштейн Е . Д . , Урумова Ф . М. Инновационное развитие РФ: экономические инструменты государственной поддержки внедрения инноваций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 15-22 .
13 Райнет Э С Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / пер . Н. Автономовой . М. : Высшая школа экономики, 2011. 384 с.
14 Расулинежад Э Политика развития цифровой экономики в условиях пандемии коро-навируса (на примере Ирана и России) // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Экономика 2021 № 1 С 42-48
15 Рубинштейн А Я Теория опекаемых благ и патернализм в экономических теориях: общее и особенное . М . : Институт экономики РАН, 2015. 52 с.
16 Силаев В С Структурные элементы политической системы общества (методологический анализ) // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 12 (90). С. 17-21.
ISSN 2072-8549
2023/№ 2
REFERENCES
I. Agafonov E . A. , Erznkyan B. A. [System principles of strategic management improvement: institutional aspect]. In: Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii [Economic Science of Modern Russia], 2021, no. 2 (93), pp. 57-71.
2 . Andreyuk V. Yu . [Analysis of economic interaction between Russia and Germany at the present stage]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2022, no. 2, pp 20-35
3. Vaslavskiy Ya. I. [State and institutionalization of "social order"]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2022, no. 3, pp. 21-28 .
4 . Vyakina I . V. [Security of economic development of the Russian Federation in conditions of
increasing geopolitical threats]. In: Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security], 2016, no . 5, pp . 178-189.
5 . Zaostrovtsev A. P. [Neoclassical mainstream: triumph of scientific method or poverty of phi-
losophy?]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of Udmurt University], 2013, iss . 2, pp 31-36
6 . Kleiner G. B . Evolyutsiya institutsional'nykh sistem [Evolution of institutional systems],
Moscow, Nauka Publ , 2004 240 p
7 . Krasil'nikov O. Yu . [Innovation resistance of the Russian economy]. In: Izvestiya Saratovskogo
universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [News of Saratov University. New series . Series: Economics. Management. Law], 2021, vol. 21, no. 4, pp. 358-365.
8 . Mankovskiy I. A. [Institutionalism as a fundamental basis of a new paradigm of socio-eco-
nomic development]. In: Sotsial'no-ekonomicheskoe i ekologicheskoe razvitie prigranichnogo regiona: vozmozhnosti i vyzovy: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferencii, g. Smolensk, 8 noyabrya 2022 g. [Socio-economic and ecological development of the border region: opportunities and challenges: materials of III international scientific and practical conference, Smolensk, November 8, 2022] Smolensk, Smolensk Branch of REU im G. V. Plekhanova Publ. , 2022, pp. 113-116 .
9 . Mankovskiy I . A. [Institutional economic theory as a scientific basis for transitioning to a new
technological structure: prospects and conditions of application] In: Ekonomicheskoe vozro-zhdenie Rossii [Economic Revival of Russia], 2022, no . 4, pp . 57-67.
10 . Mankovskiy I. A. [Political and legal system as the main institution of institutional economic
theory: problems of influence on the development of innovative economy]. In: Teoreticheskie i eksperimental'nye issledovaniya v sovremennoy nauke: materialy V Vserosiiskoi s mezhdun-arodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferencii, Pyatigorsk, 28-29 aprelya 2022 g. [Theoretical and Experimental Research in Modern Science: V All-Russian Scientific and Practical Conference (with International Participation), Pyatigorsk, April 28-29, 2022]. Stavropol, Design-studiya B Publ. , 2022, pp. 80-87.
II. Mankovskiy I . A. [Political system and legal system as the main social institutions affecting the process of building an innovative economy]. In: Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economy. Law. Society], 2022, vol. 7, no. 1, pp. 35-50.
12. Parnikova M. P. , Rubinshteyn E . D. , Urumova F. M. [Innovative development of the Russian Federation: economic instruments of state support for innovation implementation] In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2022, no. 1, pp. 15-22.
13. Reinert E . S . How Rich Countries Got Rich. . . And Why Poor Countries Stay Poor (Rus. ed. : Avtonomova N . , transl. Kak bogatye strany stali bogatymi, i pochemu bednye strany ostayutsya bednymi. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ. , 2011. 384 p. ).
14 . Rasilynezhad E . [Policy of digital economy development during the coronavirus pandemic (on
the example of Iran and Russia)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo uni-versiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2021, no. 1, pp. 42-48.
15 . Rubinshteyn A . Ya . Teoriya opekayemykh blag i paternalizm v ekonomicheskikh teoriyakh: ob-
shchee i osobennoe [Theory of merit goods and paternalism in economic theories: common and peculiar], Moscow, Institute of Ekonomiks of RAS Publ. , 2015. 52 p.
16 . Silaev V. S . [Structural elements of the political system of society (methodological analy-
sis)]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2007, no . 12 (90), pp . 17-21.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Маньковский Игорь Александрович - кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Минского филиала Российского экономического университета имени Г. В . Плеханова; e-mail: Mankovskiy. IA@rea. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Igor A. Mankovsky - Cand . Sci (Law), Assoc .Prof. , Deputy Director, the Minsk Branch of Plekhanov Russian University of Economics; e-mail: Mankovskiy. IA@rea. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Маньковский И . А . Эффективная экономическая политика как основа цифровой трансформации экономики и её перехода на новый технологический уклад // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № 2. С. 25-34. DOI: 10.18384/2310-6646-2023-2-25-34
FOR CITATION
Mankovsky I . A . Effective Economic Policy as the Basis for the Digital Transformation of the Economy and its Transition to a New Technological Way. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2023, no 2, pp 25-34 DOI: 10.18384/2310-6646-2023-2-25-34
V3V