Научная статья на тему 'Эффективная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ'

Эффективная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
безопасность образования / безопасность здоровья / здоровьесберегающий / safety education / health security / health saving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покотыло Михаил Валерьевич

Статистика утверждает, что зачастую при возникновении чрезвычайной ситуации любого типа и масштаба, в первую очередь, гибнут и получают тяжелейшие травмы дети и подростки, не имеющие достаточно знаний и опыта, чтобы защитить себя. Поэтому одной из основных задач современной школы является обучение и обеспечение безопасности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покотыло Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher-organizer effective activities in Health and safety lessons

According to statistics, it is often in the event of an emergency of any type and scale of deaths and seriously injured at first children and adolescents who don't have enough knowledge and experience to protect themselves. Therefore, one of the main tasks of the modern school is the training and safety of students.

Текст научной работы на тему «Эффективная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ»

Эффективная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ как важнейший фактор обеспечения комплексной безопасности сотрудников и обучающихся в образовательной организации

ПОКОТЫЛО Михаил Валерьевич, методист отдела воспитательной работы Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» (М.: Наука, 1954) изложил и обосновал иерархическую пирамиду потребностей человека, согласно которой важнейшей - после физиологических потребностей (утоление голода и жажды) - является потребность в безопасности. С А. Маслоу нельзя не согласиться, любой человек независимо от пола, национальности, образования и вероисповедания стремится оградить себя от опасностей, избавиться от страха и тревог Статистика утверждает, что зачастую при возникно-

вении чрезвычайной ситуации любого типа и масштаба, в первую очередь, гибнут и получают тяжелейшие травмы дети и подростки, не имеющие достаточно знаний и опыта, чтобы защитить себя. Поэтому одной из основных задач современной школы является обучение и обеспечение безопасности обучаемых. Неслучайно, в целом ряде нормативно-законодательных актов Российской Федерации четко прописаны требования, касающиеся обеспечения безопасности детей и подростков. Да и образовательные учреждения сегодня в полной мере отвечают за безопасность детей не

ОБЗОР.

только во время учебного процесса, но и во внеучебное время (период каникул и праздников).

Обеспечение безопасности образовательного учреждения всегда было и еще долго будет оставаться основной задачей и сферой индивидуальной и общей ответственности педагогов перед обучающимися, перед обществом и государством. Успех в деле достижения безопасности любого образовательного учреждения будет зависеть, прежде всего, от создания и реального функционирования (подчеркиваем, именно реального функционирования) четкой системы комплексной безопасности, под которой понимается создание условий для защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Комплексная безопасность включает в себя все виды безопасности: пожарную, электрическую, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, антитеррористическую и антиэкстремистскую защищенность, работу, направленную на формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся и персонала образовательного учреждения.

Успешно решать вопросы обеспечения комплексной безопасности невозможно без налаженного делового сотрудничества с правоохранительными органами (подразделениями полиции, прокуратуры, суда), военными комиссариатами, территориальными подразделениями МЧС России и общественными организациями.

Во время курсовой подготовки преподавателей-орга-низаторов ОБЖ, проводимой на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на лекционных и практических занятиях детально рассматриваются вопросы формирования антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму, профилактики насилия в детской среде. Только за последние

30—обзор.-------------------------------------

три года здесь прошли обучение 8 групп слушателей, что позволило повысить квалификацию порядка 120 преподавателей-организаторов ОБЖ и учителей БЖД Ростовской области.

Для Ростовской области вопросы обеспечения Комплексной безопасности в настоящее время являются наиболее актуальными. Много в этом направлении делается и в нашем институте. В «Плане работы ГБОУ ДПО РИПК и ППРО на 2014/2015 учебный год» в главе 13 подробно изложен комплекс системных мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности. Особое внимание уделено вопросам антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму, противодействия коррупции, охраны труда, обеспечения противопожарной безопасности, комплексной безопасности образовательной среды и информационной безопасности. В текущем учебном году преподаватели кафедры воспитательной работы совместно с сотрудниками кафедры психологии института разработали методические рекомендации по реализации Комплексной программы мер профилактики суицидального поведения обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Ростовской области. В настоящее время сотрудники отдела воспитательной работы курируют деятельность творческой группы по предмету ОБЖ на базе школ г. Батайска с целью разработки диагностического аппарата мониторинга комплексной безопасности школьной образовательной среды.

Но в своей статье мы хотели бы остановиться на вопросах формирования культуры безопасного поведения у обучающихся как важнейшей части комплексной безопасности образовательного учреждения. И здесь, с нашей точки зрения, ведущей является роль преподавате-ля-организатора ОБЖ, призванного не только научить школьников грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях, но и сформировать в раннем возрасте у детей и подростков адекватные мировоззренческие установки,

составляющие культуру безопасности.

Сразу же следует уточнить, что под «культурой безопасности» понимается «единство трех неразрывно связанных компонентов - способов и результатов разумной жизнедеятельности в области безопасности, а также развитости личности и общества в этой области. Способы (их два) - защита в сложившихся ситуациях и предотвращение опасностей с помощью преобразования среды обитания. Результаты - созданные средства, а

личности, а с ней и общества, с помощью специальной

сквозной образовательной области- и это БЖД».

В рабочей программе издательства «Русское слово» перед образовательной областью ОБЖ четко поставлена цель - «сформировать личность безопасного типа», способную не только действовать в ситуации ЧС, но и своим поведением не допускать возникновения нежелательных последствий жизнедеятельности.

В ноябре 2014 года на базе Академии социально-

Технологическая проблема формирования личности безопасного типа связана как с психологической, так и с практической готовностью обучающихся действовать в экстремальной ситуации.

также последствия жизнедеятельности - до сих пор рост уровня безопасности, но сегодня -кризис цивилизации от появления глобальных угроз вследствие преобразовательной жизнедеятельности. И способы, и результаты зависят от развитости личности и общества в области безопасности». По мнению известного специалиста в области педагогики безопасности В.В. Сапронова, развитие личности и общества на современном этапе формируется «разрозненно в разных сферах деятельности и, во многом, стихийно. Однако в условиях кризиса возможность дальнейшего существования человечества (и России!) связывается со способностью целенаправленно обеспечить безопасность жизнедеятельности. Для этого требуется систематическое развитие

го управления проводилась научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций в современных условиях», на которой ведущими теоретиками и практиками обсуждались сложности, возникающие в процессе формирования культуры безопасного поведения. Большинство исследователей полагают, что преподаватели-организаторы ОБЖ в этой работе столкнутся с мировоззренческими и технологическими проблемами.

Мировоззренческая проблема связана с тем, что практически любая современная деятельность человека несет в себе тот или иной уровень опасности. Поэтому главная задача преподавателя-организатора ОБЖ - научить обучающихся и воспитанников соотносить уро-

ОБЗОР.

вень риска своей жизнедеятельности с опасностью для себя и окружающих. Указанная задача требует постоянного самосовершенствования педагога.

Технологическая проблема формирования личности безопасного типа связана как с психологической, так и с практической готовностью обучающихся действовать в экстремальной ситуации. И здесь одних знаний и умений от педагога недостаточно, ведь научить детей оказывать первую доврачебную помощь без необходимых учебных тренажеров невозможно.

С нашей точки зрения, положительный опыт решения проблемных моментов в обеспечении Комплексной безопасности образовательной организации накоплен в гимназии №25 г. Ростова-на-Дону, где создан кабинет ОБЖ, оснащенный современным учебным оборудованием. Причем преподаватель-организатор ОБЖ практикует в рамках «Недели научно-методической кафедры естествознания» проведение для 6 классов практических уроков-демонстраций на тему «Оказание доврачебной помощи пострадавшим». В ходе урока ученики, у которых еще нет в программе уроков ОБЖ, имеют возможность познакомиться с устройством учебного тренажера «Максим» и получить практические умения и навыки проведения сердечно-легочной реанимации.

Особое внимание уделяется отработке коллективных действий обучающихся и персонала гимназии при возникновении пожара. В начале обучаемые получают необходимые теоретические сведения в рамках изучения курса ОБЖ, а затем - при проведении внеклассных мероприятий, например, «Дня защиты детей».

В гимназии №25 г. Ростова-на-Дону растят патриотов своего города, своей страны. Руководство гимназии уделяет пристальное внимание организации и проведению учебных сборов с десятиклассниками. Сборы проходят ежегодно в начале июня. Администрация школы наладила контакт с ближайшими воинскими частями. На территории которых проходят занятия по строевой и физической подготовке, выполняются учебные упражнения по стрельбе из автомата Калашникова, а в конце сборов юноши на аэродроме «Центральный» знакомятся с авиационной техникой, которая стоит на вооружении ВВС России.

Как видим, решение проблем Комплексной безопасности образовательных организаций требует каждодневной системной кропотливой работы на всех уровнях - от конкретного образовательного учреждения на муниципальном уровне до научно-исследовательских учреждений федерального уровня. И эта работа не должна останавливаться.

ОБЗОР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.