ЭФФЕКТ АНТИСАНКЦИИ: КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ*
Светлана АКСЮК
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Татьяна МИХАЙЛОВА
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, доцент. E-mail: [email protected]
Существенные изменения в географии внешней торговли Российской Федерации, произошедшие в результате введенного торгового эмбарго (антисанкций), привели к изменению импортных потоков запрещенных товарных групп от ближайших стран ЕС в направлении географически удаленных государств. Переключения же импорта из ЕС с запрещенных товаров на другие товарные группы практически не наблюдается. При этом география транспортных потоков импорта через границу РФ сужается в прямом соответствии с сокращением общих объемов импорта из пограничных стран.
Ключевые слова: антисанкции, импорт, география импорта, география транспортных потоков, пограничные пункты пропуска.
После резких изменений в условиях внешней торговли России, произошедших в 2014 г., одним из актуальных вопросов во внешнеторговой сфере РФ стало изменение состава и географии импорта в Российскую Федерацию под влиянием антисанкций.
Как следует из экономической теории, запрет импорта ряда продовольственных товаров из стран Европы, США и Канады должен был бы стимулировать переключение на других торговых партнеров, т.е. способствовать росту импорта антисанкционных товарных групп из других стран. Например, запрет импорта сыров из Франции должен приводить к увеличению импорта сыров, допустим, из Аргентины. Но поскольку транспортные издержки перевозок из Аргентины выше, такое изменение приведет к росту общих издержек импорта. При этом общий объем импорта товаров, включенных в список эмбарго, должен упасть. Также возможно переключение на импорт других товаров из стран, находящихся под санкциями, - например, вместо запрещенных сыров из Франции импортеры могут начать ввозить не подпадающее под запрет вино. Степень гибкости в выборе импортных товаров зависит от структуры издержек импортеров.
Фиксированные издержки импортеров включают в себя все, что касается подготовительной работы, налаживания деловых связей, юридического и бухгалтерского сопровождения операций, организации сбыта на внутреннем рынке и т.п. Если фиксированные издержки импорта специфичны по отношению к стране-контрагенту, то импортерам проще переориентироваться на другие товары из той же страны. Если же они специфичны по отношению к товару, следует ожидать, что импортеры найдут новых поставщиков в других странах. Кроме того, применительно к российским реалиям, необходимо учитывать влияние падения курса рубля и связанное с этим снижение спроса на импортные товары в России.
Для оценки вышеперечисленных эффектов, с помощью эконометрических методов, рассматривались товарные потоки из зарубежных стран в регионы России, при этом товары разделялись на две группы: те, которые подпали под эмбарго, и те, которые не вошли в этот список.
На основе проведенного анализа можно сделать два основных вывода.
Во-первых, общая география импортных потоков в Россию для товаров, попавших в
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 1 (62) (январь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
16 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 2 • ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2018
ЭФФЕКТ АНТИСАНКЦИЙ: КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
список эмбарго, действительно существенно изменилась в конце 2014 - 2015 гг. по сравнению с 2013 - началом 2014 гг. Анализ мировых данных обычно показывает, что между географически близкими странами, при прочих равных условиях, торговые взаимоотношения интенсивнее, т.е. торговые потоки ослабевают с расстоянием. Наши же расчеты показывают, что влияние расстояния на торговые потоки между зарубежными странами и регионами РФ в 2015 г. было в два раза слабее по сравнению с 2013 г. Это значит, что российские потребители переключились на более географически отдаленных контрагентов.
Во-вторых, мы не обнаружили долгосрочного эффекта переключения на товары, не подпавшие под эмбарго. В первом квартале 2015 г. наблюдалось краткосрочное переключение на другие товары, когда импорт несанкцион-ных товаров из стран, находящихся под эмбарго, ненадолго вырос. Но в последующем этот эффект не наблюдался. (Рисунок иллюстрирует оцененный эффект введения эмбарго на импорт товаров, находящихся под эмбарго и не под эмбарго, очищенный от эффектов расстояния и падения курса рубля, из «анти-санкционных» стран.)
Таким образом, переключение импортных товарных потоков между разными странами оказывается гораздо интенсивнее, чем переключение потоков между разными группами товаров из одной и той же страны. При этом сравнительно легко происходит переориентация на географически далеких торговых партнеров. Следовательно, роль фиксированных издержек импортеров, специфичных по отношению к конкретной стране-контрагенту, невелика - основную роль при этом играет структура спроса внутри России: импортируются те товары, которые нужны потребителям независимо от географии поставщиков.
Важно также указать на изменения в географии транспортных потоков импортных гру-
зов через пограничные пункты пропуска. Из-за введения антисанкций загрузка пунктов пропуска на границе Российской Федерации (или границах Белоруссии и Казахстана - членов Таможенного союза) со странами ЕС из-за эмбарго должна упасть. Наше предположение состоит в том, что такое падение может сделать пункты пропуска более привлекательными, поскольку поток транспорта может перераспределиться в направлении освободившихся пунктов пропуска.
Кроме того, несколько пунктов пропуска на российско-украинской границе были закрыты для товарооборота из-за военных действий на востоке Украины, что также может привести к перераспределению транспортных потоков. Однако для оценки размера перераспределившихся потоков грузооборота между Россией и Украиной необходимо учесть общее падение товарооборота между странами за рассматриваемый период.
В исследовании, проведенном РАНХиГС и Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара1, данные о внешней торговле РФ анализировались с помощью эконометрических
Эффект введения импортного эмбарго на товары из стран, находящихся под эмбарго, млн. долл.
7 -
6 -
3 -
2 -
1 -
0 -
тглгпт
оооооооооооо
Г^Г^Г^Г^ГЧ ГЧ ГЧ N N Г^ N N
- Страна под эмбарго и товар под эмбарго
- Страна под эмбарго, а товар не под эмбарго
Источник: расчеты авторов.
1 Михайлова Т.Н., Гордеев В.С. География внешнеторговых маршрутов. Роль транспортной инфраструктуры // Научные доклады: экономика.- М.: Дело, 2017. С. 1-44.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 2 • FEBRUARY-MARCH 2018 17
методов. Мы протестировали, наблюдается ли перераспределение транспортных потоков между альтернативными (географически близкими) пунктами пропуска вследствие падения их загруженности и по причине продолжающихся военных действий. При этом оценивался не фактический абсолютный рост/падение грузооборота через пункт пропуска, а относительный рост/падение с учетом общих тенденций во внешней торговле России2.
В таблице приведен список пунктов пропуска, где наблюдалось статистически значимое увеличение потока транспорта импортных грузов. Пункты Бугаевка и Валуйки находятся на границе с севером Луганской области и на границе с Харьковской областью Украины — это ближайшие пункты пропуска к северу от зоны боевых действий. В сторону этих пунктов потоки грузов перераспределились.
На границе России с ЕС есть только два пункта пропуска, где относительная привлекательность за период коннтрсанкций увеличилась, — Ивангород и Чернышевское. Это пограничные города, где наблюдается существенный маятниковый поток частных поездок: жители Ивангорода ездят за покупками в эстонскую Нарву, Чернышевское находится на границе Калининградской области и Литвы. Другие
Пограничные пункты пропуска, на которых увеличилась относительная интенсивность потока транспорта импортных грузов
Пункт пропуска Комментарий
Бугаевка (автомобильный), Валуйки (ж/д) Граница с Украиной
Ивангород (автомобильный), Чернышевское (автомобильный) Граница с ЕС
Выборг (морской) Порт Атлантического бассейна
Новосибирск (Толмачево) (авиа), Владивосток(Кневичи)(авиа) Авиаперевозки
Источник: расчеты авторов по данным ФТС.
пункты пропуска на границе с ЕС не получили дополнительного трафика. То есть можно сделать вывод, что снижение загруженности пунктов пропуска не стало притягательным фактором в выборе транспортных маршрутов — импортные грузы, в общем и целом, не переключаются на более свободные пункты пропуска.
Среди других пунктов пропуска, где было зафиксировано существенное усиление импортных потоков, — морской порт Выборг, что может объясняться, в том числе, возросшей интенсивностью торговли с географически отдаленными странами, поскольку такие перевозки осуществляются морским путем. В аэропортах Владивостока и Новосибирска грузопоток мог также возрасти за счет дальних стран-контрагентов.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что загруженность пунктов пропуска в целом не является фактором, существенно влияющим на выбор маршрута импортных грузов. Качество внутренней российской транспортной инфраструктуры, как было показано в нашей более ранней работе3, влияет на выбор маршрута в гораздо большей степени. Соответственно, модернизация внутренней транспортной инфраструктуры может интенсифицировать не только товарооборот внутри РФ, но и внешнюю торговлю.
Импорт потребительских товаров в РФ может гибко перестраиваться между поставщиками, приблизительно сохраняя общую товарную структуру, при этом роль транспортных издержек и географического расстояния до страны-контрагента не является значимой. Переключения же на другие группы товаров от традиционных поставщиков практически не происходит. Загруженность пограничной инфраструктуры также не является существенным фактором в маршрутизации грузопотоков импорта — гораздо более значимо качество внутренней транспортной инфраструктуры. ■
2 Отдельно контролировались эффекты товаров, регионов, стран-контрагентов, с тем чтобы учесть эффекты введения эмбарго и изменившуюся географию внешней торговли.
3 Михайлова Т.Н., Гордеев В.С. География внешнеторговых маршрутов. Роль транспортной инфраструктуры // Научные доклады: экономика.— М.: Дело, 2017. С. 1—44.
18 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 2 • ФЕВРАЛЬ—МАРТ 2018