Научная статья на тему 'Эффект антисанкций: как изменилась география импорта и транспортных потоков'

Эффект антисанкций: как изменилась география импорта и транспортных потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антисанкции / импорт / география импорта / география транспортных потоков / пограничные пункты пропуска / counter sanctions / imports / imports geography / geography of transportation flows / border crossing point

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Аксюк, Татьяна Михайлова

Существенные изменения в географии внешней торговли Российской Федерации, произошедшие в результате введенного торгового эмбарго (антисанкций), привели к изменению импортных потоков запрещенных товарных групп от ближайших стран ЕС в направлении географически удаленных государств. Переключения же импорта из ЕС с запрещенных товаров на другие товарные группы практически не наблюдается. При этом география транспортных потоков импорта через границу РФ сужается в прямом соответствии с сокращением общих объемов импорта из пограничных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of AntifSanctions: Modified Geogf raphy of the Imports and Traffic Flows

A substantial modification of Russia’s foreign trade on the back of introduction of a trade embargo (antisanctions) have spurred the imports of banned commodity groups to switch over from the EU near abroad countries to geographically distant countries. A switchover of the EU imports from the banned commodities to other commodity groups was not virtually observed. Note that the geography of traffic flows of imports through the border of the Russian Federation was in direct correlation with the reduction of the total import volumes from bordering countries.

Текст научной работы на тему «Эффект антисанкций: как изменилась география импорта и транспортных потоков»

ЭФФЕКТ АНТИСАНКЦИИ: КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ*

Светлана АКСЮК

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Татьяна МИХАЙЛОВА

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, доцент. E-mail: [email protected]

Существенные изменения в географии внешней торговли Российской Федерации, произошедшие в результате введенного торгового эмбарго (антисанкций), привели к изменению импортных потоков запрещенных товарных групп от ближайших стран ЕС в направлении географически удаленных государств. Переключения же импорта из ЕС с запрещенных товаров на другие товарные группы практически не наблюдается. При этом география транспортных потоков импорта через границу РФ сужается в прямом соответствии с сокращением общих объемов импорта из пограничных стран.

Ключевые слова: антисанкции, импорт, география импорта, география транспортных потоков, пограничные пункты пропуска.

После резких изменений в условиях внешней торговли России, произошедших в 2014 г., одним из актуальных вопросов во внешнеторговой сфере РФ стало изменение состава и географии импорта в Российскую Федерацию под влиянием антисанкций.

Как следует из экономической теории, запрет импорта ряда продовольственных товаров из стран Европы, США и Канады должен был бы стимулировать переключение на других торговых партнеров, т.е. способствовать росту импорта антисанкционных товарных групп из других стран. Например, запрет импорта сыров из Франции должен приводить к увеличению импорта сыров, допустим, из Аргентины. Но поскольку транспортные издержки перевозок из Аргентины выше, такое изменение приведет к росту общих издержек импорта. При этом общий объем импорта товаров, включенных в список эмбарго, должен упасть. Также возможно переключение на импорт других товаров из стран, находящихся под санкциями, - например, вместо запрещенных сыров из Франции импортеры могут начать ввозить не подпадающее под запрет вино. Степень гибкости в выборе импортных товаров зависит от структуры издержек импортеров.

Фиксированные издержки импортеров включают в себя все, что касается подготовительной работы, налаживания деловых связей, юридического и бухгалтерского сопровождения операций, организации сбыта на внутреннем рынке и т.п. Если фиксированные издержки импорта специфичны по отношению к стране-контрагенту, то импортерам проще переориентироваться на другие товары из той же страны. Если же они специфичны по отношению к товару, следует ожидать, что импортеры найдут новых поставщиков в других странах. Кроме того, применительно к российским реалиям, необходимо учитывать влияние падения курса рубля и связанное с этим снижение спроса на импортные товары в России.

Для оценки вышеперечисленных эффектов, с помощью эконометрических методов, рассматривались товарные потоки из зарубежных стран в регионы России, при этом товары разделялись на две группы: те, которые подпали под эмбарго, и те, которые не вошли в этот список.

На основе проведенного анализа можно сделать два основных вывода.

Во-первых, общая география импортных потоков в Россию для товаров, попавших в

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 1 (62) (январь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

16 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 2 • ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2018

ЭФФЕКТ АНТИСАНКЦИЙ: КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

список эмбарго, действительно существенно изменилась в конце 2014 - 2015 гг. по сравнению с 2013 - началом 2014 гг. Анализ мировых данных обычно показывает, что между географически близкими странами, при прочих равных условиях, торговые взаимоотношения интенсивнее, т.е. торговые потоки ослабевают с расстоянием. Наши же расчеты показывают, что влияние расстояния на торговые потоки между зарубежными странами и регионами РФ в 2015 г. было в два раза слабее по сравнению с 2013 г. Это значит, что российские потребители переключились на более географически отдаленных контрагентов.

Во-вторых, мы не обнаружили долгосрочного эффекта переключения на товары, не подпавшие под эмбарго. В первом квартале 2015 г. наблюдалось краткосрочное переключение на другие товары, когда импорт несанкцион-ных товаров из стран, находящихся под эмбарго, ненадолго вырос. Но в последующем этот эффект не наблюдался. (Рисунок иллюстрирует оцененный эффект введения эмбарго на импорт товаров, находящихся под эмбарго и не под эмбарго, очищенный от эффектов расстояния и падения курса рубля, из «анти-санкционных» стран.)

Таким образом, переключение импортных товарных потоков между разными странами оказывается гораздо интенсивнее, чем переключение потоков между разными группами товаров из одной и той же страны. При этом сравнительно легко происходит переориентация на географически далеких торговых партнеров. Следовательно, роль фиксированных издержек импортеров, специфичных по отношению к конкретной стране-контрагенту, невелика - основную роль при этом играет структура спроса внутри России: импортируются те товары, которые нужны потребителям независимо от географии поставщиков.

Важно также указать на изменения в географии транспортных потоков импортных гру-

зов через пограничные пункты пропуска. Из-за введения антисанкций загрузка пунктов пропуска на границе Российской Федерации (или границах Белоруссии и Казахстана - членов Таможенного союза) со странами ЕС из-за эмбарго должна упасть. Наше предположение состоит в том, что такое падение может сделать пункты пропуска более привлекательными, поскольку поток транспорта может перераспределиться в направлении освободившихся пунктов пропуска.

Кроме того, несколько пунктов пропуска на российско-украинской границе были закрыты для товарооборота из-за военных действий на востоке Украины, что также может привести к перераспределению транспортных потоков. Однако для оценки размера перераспределившихся потоков грузооборота между Россией и Украиной необходимо учесть общее падение товарооборота между странами за рассматриваемый период.

В исследовании, проведенном РАНХиГС и Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара1, данные о внешней торговле РФ анализировались с помощью эконометрических

Эффект введения импортного эмбарго на товары из стран, находящихся под эмбарго, млн. долл.

7 -

6 -

3 -

2 -

1 -

0 -

тглгпт

оооооооооооо

Г^Г^Г^Г^ГЧ ГЧ ГЧ N N Г^ N N

- Страна под эмбарго и товар под эмбарго

- Страна под эмбарго, а товар не под эмбарго

Источник: расчеты авторов.

1 Михайлова Т.Н., Гордеев В.С. География внешнеторговых маршрутов. Роль транспортной инфраструктуры // Научные доклады: экономика.- М.: Дело, 2017. С. 1-44.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 2 • FEBRUARY-MARCH 2018 17

методов. Мы протестировали, наблюдается ли перераспределение транспортных потоков между альтернативными (географически близкими) пунктами пропуска вследствие падения их загруженности и по причине продолжающихся военных действий. При этом оценивался не фактический абсолютный рост/падение грузооборота через пункт пропуска, а относительный рост/падение с учетом общих тенденций во внешней торговле России2.

В таблице приведен список пунктов пропуска, где наблюдалось статистически значимое увеличение потока транспорта импортных грузов. Пункты Бугаевка и Валуйки находятся на границе с севером Луганской области и на границе с Харьковской областью Украины — это ближайшие пункты пропуска к северу от зоны боевых действий. В сторону этих пунктов потоки грузов перераспределились.

На границе России с ЕС есть только два пункта пропуска, где относительная привлекательность за период коннтрсанкций увеличилась, — Ивангород и Чернышевское. Это пограничные города, где наблюдается существенный маятниковый поток частных поездок: жители Ивангорода ездят за покупками в эстонскую Нарву, Чернышевское находится на границе Калининградской области и Литвы. Другие

Пограничные пункты пропуска, на которых увеличилась относительная интенсивность потока транспорта импортных грузов

Пункт пропуска Комментарий

Бугаевка (автомобильный), Валуйки (ж/д) Граница с Украиной

Ивангород (автомобильный), Чернышевское (автомобильный) Граница с ЕС

Выборг (морской) Порт Атлантического бассейна

Новосибирск (Толмачево) (авиа), Владивосток(Кневичи)(авиа) Авиаперевозки

Источник: расчеты авторов по данным ФТС.

пункты пропуска на границе с ЕС не получили дополнительного трафика. То есть можно сделать вывод, что снижение загруженности пунктов пропуска не стало притягательным фактором в выборе транспортных маршрутов — импортные грузы, в общем и целом, не переключаются на более свободные пункты пропуска.

Среди других пунктов пропуска, где было зафиксировано существенное усиление импортных потоков, — морской порт Выборг, что может объясняться, в том числе, возросшей интенсивностью торговли с географически отдаленными странами, поскольку такие перевозки осуществляются морским путем. В аэропортах Владивостока и Новосибирска грузопоток мог также возрасти за счет дальних стран-контрагентов.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что загруженность пунктов пропуска в целом не является фактором, существенно влияющим на выбор маршрута импортных грузов. Качество внутренней российской транспортной инфраструктуры, как было показано в нашей более ранней работе3, влияет на выбор маршрута в гораздо большей степени. Соответственно, модернизация внутренней транспортной инфраструктуры может интенсифицировать не только товарооборот внутри РФ, но и внешнюю торговлю.

Импорт потребительских товаров в РФ может гибко перестраиваться между поставщиками, приблизительно сохраняя общую товарную структуру, при этом роль транспортных издержек и географического расстояния до страны-контрагента не является значимой. Переключения же на другие группы товаров от традиционных поставщиков практически не происходит. Загруженность пограничной инфраструктуры также не является существенным фактором в маршрутизации грузопотоков импорта — гораздо более значимо качество внутренней транспортной инфраструктуры. ■

2 Отдельно контролировались эффекты товаров, регионов, стран-контрагентов, с тем чтобы учесть эффекты введения эмбарго и изменившуюся географию внешней торговли.

3 Михайлова Т.Н., Гордеев В.С. География внешнеторговых маршрутов. Роль транспортной инфраструктуры // Научные доклады: экономика.— М.: Дело, 2017. С. 1—44.

18 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 2 • ФЕВРАЛЬ—МАРТ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.