5. Моргунов Е.Б. Активация, утомление и другие состояния работника // Управление персоналом, № 8-9, 2004. С. 12-15.
6. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 288 с.
7. Юречко О.В., Токарь Е.В. Методико-практические занятия по дисциплине «Физическая культура» в вузе: Учебное пособие / Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 2008. 208 с.
ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Гуремина Н.В.1, Путинцева JI.B.1
'Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация 2Приморский краевой инспиут развития образования, г. Владивосток, Российская Федерация
Целью данной статьи является рассмотрение понятия «эдьютейнмент» в системе общего и высшего образования как эффективной технологии развития творческого потенциала личности. Дана краткая историческая справка о становлении эдьютейнмента за рубежом, приведена классификация средств эдъютейнмента. Показана взаимосвязь эдъютейнмента с другими активными методами и технологиями обучения.
Ключевые слова: эдьютейнмент; понятие; обучение; развлечение; современное образование; средства эдъютейнмента; методы активного обучения.
EDUTAINMENT AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE LEARNING PROCESS
Guremina N. V.l, Putintseva L. V.2
1 Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation 2Primorye Regional Institute of Education Development, Vladivostok, Russian Federation
The purpose of this article is consideration the concept of "edutainment" in general and higher education as an effective technology of creative potential development. A brief histori-
cal background about the formation of edutainment abroad is given; the classification offunds edutainment is given. It shows the relationship of edutainment with other active methods and learning technologies.
Keywords: edutainment; concept; éducation; entertainment; modem éducation; means of edutainment; methods of active learning.
На сегодняшний день рынок образовательных услуг является одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Активизируются дидактические процессы, растёт спрос на нерутинные творческие навыки. Меняются цели образования: требуется выпуск конкурентоспособных специалистов, меняются и приоритеты в обучении, при которых нужно обыгрывать сложные профессиональные ситуации - и как следствие, возникает потребность во внедрении в учебный процесс профессионального образования новых игровых методик и технологий.
Целью данной статьи является рассмотрение понятия «эдьютейнмент» как обучения через развлечение в системе общего и высшего образования как эффективной технологии развития творческого потенциала личности
Эдьютейнмент представляет собой гибридное понятие английского происхождения (edutainment), переведенное на русский язык при помощи транскрипции. Само же англоязычное понятие было получено при помощи слияния двух английских слов: «éducation» обучение и «entertainment» - развлечение [4-6]. Следовательно, «эдьютейнмент» - особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения и стойким интересом к процессу обучения [6, с. 68].
Одним из первых опытов создания эдьютейнмента принято считать американские мультфильмы Второй мировой войны, повествующие о солдате, который попал в ту или иную неприятность из-за несоблюдения правил безопасности. Став популярным, сериал «Private Snafu» научил многих, как действовать в экстремальных ситуациях, обойдясь без скучного повторения правил. Во второй половине XX века идеи обучения школьников с помощью развлекательных технологий стали набирать популярность. В середине 1970-х годов слово «эдьютейнмент» стали использовать в применении к документальным фильмам «National Géographie Society». Его же использовали в 1975 году, чтобы охарактеризовать проект «Millennium», который изначально был задуман как развлекательно-образовательный инновационный центр. Авторы проекта отметили, что необходимо объединять образование и искусство, используя воображение в ходе обучения [1, с. 61].
Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, то есть ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. Это технология обучения,
рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение и увлечение.
Проходить занятия и мероприятия с использованием средств технологии эдьютейнмент могут не только в стенах учебного заведения, но и в любом другом месте, где можно получить информацию по какой-либо познавательной теме в непринуждённой атмосфере [8, с. 1835].
Говоря об эдьютейнменте, зачастую используется определение «обучение как развлечение», которое является эффективным познание мира в игровой форме, т.к. через развлечение не просто создается осведомленность об определенном предмете, а одновременно устанавливается эмоциональная связь обучающегося и изучаемого предмета. В дословном переводе этого термина на русский язык можно определить понятием «игразование» - донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих учащимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически [5, с. 50].
Обучение как развлечение подразумевает игровой развлекательный формат, моделирующую деятельность. Профессор М.М. Зиновкина [9, с. 48-52] говоря о «креативном образовании», определяет его как целенаправленное последовательное освоение учеником передаваемых ему методологий и опыта творческой деятельности с формированием собственного творческого опыта. Креативное образование способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности. Таким образом, придумывают, создают и творят те люди, которые увлечены своей деятельностью, т.е. «креативное образование» — это скорее увлечение, нежели развлечение. К тому же в данном случае основное внимание концентрируется только на развитии творческого воображения, фантазии, творческих способностей и других качеств, необходимых для творческого саморазвития.
Однако, нельзя утверждать, что эдьютейнмент - это обучение и развлечение, т.к. «развлечение» разными авторами понимается по-разному: это и игра, и цифровой контент, и творчество, и проживание задаваемых ситуаций. Таким образом, отечественные авторы используют слово «развлечение» в широком контексте: привлечение (проживание жизненных ситуаций), увлечение (творчество, цифровой контент) и, собственно, развлечение (игра). Следовательно, можно предположить, что эдьютейнмент представляет собой интегративное понятие, которое, помимо развлечения, включает и привлечение, и увлечение, о чем сказано выше. Соответственно, чтобы разрешить сложившиеся противоречия, целесообразно обратиться к первоисточникам и проанализировать аутентичную научную литературу. В современной зарубежной педагогике эдьютейнментом занимаются такие ученые, как Я. Ванг, М. Эддис, Ш. Де Вари, Р. Донован и др. [6, с. 69].
Исследователи считают, что эдьютейнмент вобрал в себя самое лучшее из таких областей знания, как:
— педагогика (например, педагогические принципы);
- психология (коммуникативные теории);
— информатика (современные информационные и коммуникационные технологии).
Эдьютейнмент как самостоятельна образовательная технология использует следующие педагогические принципы [7, с. 193]:
— принцип связи теории с практикой, т.к. правильно поставленное обучение и воспитание вытекает из самой жизни и неразрывно с ней связано как через источник знаний, так и через сам результат;
- принцип последовательности, т.к. человек только тогда обладает информацией и знаниями, когда владеет системой четко взаимосвязанных понятий, последовательность которых определена внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями самих учащихся;
- принцип доступности, т.к. доступность обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, организацией учебного процесса, применяемыми методами обучения и др.
На рисунке 1 представлена классификация средств эдьютейнмента.
книги журналы комиксы музыка фильмы образовательные
игры телепрограммы радиопрограммы свободные лекции
Рис. 1. Классификация средств эдьютейнмента
Основными характеристиками использования эдьютейнмента являются: неформальная обстановка и положительная атмосфера на «занятиях», отсутствие строгих рамок и запретов, отсутствие контроля со стороны обучающего, пренебрежение классическими принципами дидактики учёт индивидуальных темпов работы, непредсказуемость конечного результата, возможность активного общения и взаимного обогащения знаниями [4, с. 274].
При всём многообразии предлагаемых эдьютейнментом учебных инноваций их технологической инновацией является реабилитация бессознательных механизмов обучения, чем объясняется причина особой востребованности эдьютейнмента среди всех других современных дидактических инноваций.
Эдьютейнмент как современное решение проблемы организации образовательного процесса для взрослых реализует практическое воплощение самых прогрессивных педагогических идей и самых радужных представлений о возможности каждому обучаемому получить удовольствие от самого процесса обучения. Сходной дидактической инновацией является драмо-герменевти-ка, которая в отличие от эдьютейнмента позволяет сохранять классно-урочную систему (рамки занятий как таковых) и программные блоки информации для усвоения [5, с. 48-50]. Поэтому если идеи эдьютейнмента заняли прочные позиции в образовании взрослых (в повышении их квалификации), то интерес к драмо-герменевтике лидирует в системах школьного, дошкольного и даже вузовского образования. Между собой эти инновации роднит отказ от стремления к тотальной осознанности учениками процесса своего обучения и реабилитация роли неосознаваемых механизмов, мотивов и установок в обучении, что обеспечивает образование качеством и прочностью в большей степени, чем при традиционных методиках обучения.
В современном отечественном образовании к эдьютейнменту очень близки методы активного обучения — способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. При этом задача преподавателя заключается в самостоятельном овладении студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Данные методики и технологии направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности и дают возможность применения полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д. В проектной и научно-исследовательской деятельности наиболее часто бывают задействованы следующие методы активного обучения [2, с. 37]:
1. Решение ситуационных задач. Имитация реального события, реальной проблемы. Учебный материал подается в виде реальной проблемной ситуации, а знания приобретаются в результате активной и творческой работы (индивидуально или в группах).
2. Тренинговые технологии. Обучение направлено на формирование и совершенствование ограниченного набора компетенций. Например, студенты всегда очень активно участвуют в тренингах, построенных на стыке психологии и менеджмента.
3. Творческие задания. Они требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку они содержат элемент неизвестности и имеют несколько подходов.
4. Работа в малых группах. Одна из самых популярных стратегий, потому что она дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия и т.д.), что бывает невозможно в большом коллективе.
5. Развивающая кооперация. Для данного метода характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе (индивидуальное и коллективное выдвижение целей, коллективное планирование работы, самостоятельный подбор информации, игровые формы организации учебного процесса и т.д.).
При разработке и реализации образовательных проектов рекомендуется использовать следующие группы игровых учебных заданий [3, с. 2580]:
а) задания с навыком сотрудничества;
б) задания с навыком коммуникации;
в) задания с навыком самопрезентации;
г) задания, направленные на формирования рефлексии;
д) задания с ценностно-смысловыми установками;
е) задания, направленные на формирование ИКТ-компетентности.
Суть вышеперечисленных методов заключается в формировании у учащихся не академических знаний, а профессиональных компетенций, которые позволяют творчески решать нестандартные задачи и генерировать уникальные идеи для достижения желаемых результатов. При этом ведущий преподаватель выступает как тьютор, наставник и мотиватор, который ориентирован не столько на передачу конкретных знаний, сколько на выработку способностей и мотивации самостоятельно находить необходимую информацию, исследовать и создавать.
Эдьютейнмент наряду с методами активного обучения позволяет повысить эффективность обучения за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления. Их использование обеспечивает эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности педагога. Данные технологии создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить,
ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, оказывают
большое влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности и развитие творческих способностей будущих специалистов.
Список литературы
1. Богданова O.A. Эдьютейнмент как особый тип учения II Инновационные технологии в образовании. 2014. №4(30). С. 61-65.
2. Гуремина Н.В. Методы активного обучения как инновационный тренд российского профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №11. С. 37.
3. Гуремина Н.В., Свиридов М.К. Технологии развития творческого мышления учащихся в проектной деятельности с использованием информационной образовательной среды // В мире научных открытий. 2015. № 7.7 (67). С. 2577-2586.
4. Дьяконова О.О. Дидактический утилитаризм: эдьютейнмент как инновационное решение проблем образования взрослых// Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 27-276.
5. Дьяконова О.О., Букатов В.М. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // Педагогика, 2014. №8. С. 44-52.
6. Железнякова О.М., Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке// Вестник Высшей школы. Серия «Педагогика и психология». 2013. №2. С. 67-70.
7. Кобзева H.A. Edutainment как современная технология обучения// Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 192-195.
8. Кобзева H.A., Пронина А.Е. Средства технологии обучения эдьютейнмент (на примере спи-тинг и инфотейнмент)// В мире научных открытий. 2014. № 11.5 (59). С. 1832-1837.
9. Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. Учебное пособие. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2013. 212 с.