ПЕДАГО ГИКА
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», № 2,2013
УДК 378.1
И. В. Буркина [I. Burkina]
эдукология синергетического поиска гуманитарных технологий образования
Education Science, Humanities Search Synergistic Technologies of Education
В статье представлен краткий анализ синергетического поиска гуманитарных технологий образования с позиций требований проблем становления и развития современной эдукологии. Представленная инновационно-педагогическая трактовка открывает интегративно-инновационный взгляд на реализацию гуманитарных технологий в построении целостной системы современного образования.
Ключевые слова: синергетический поиск, гуманитарные технологии образования, эдукология, интегративнные инновации в образовании, культура.
This paper presents a brief analysis of the synergy humanitarian search technology education from the standpoint of the requirements of the problems of formation and development of modern Education science. Introduced innovative pedagogical interpretation opens integrative and innovative look at the implementation of humanitarian technologies in the construction of an integrated system of modern education.
Key words: search for synergy, human technology education, Education science, integrative innovation in education and culture.
Современная интеграция различных сложнодинами-ческих систем влияет на миссию эдукологии синергетического поиска места гуманитарных технологий в педагогической отрасли. В. И. Аршинов и Я. И. Свирский утверждают, что в настоящее время исследования процессов, осуществляемых в русле становления идей синергетики, её концептуального аппарата, являются исходной точкой роста новых образов и представлений в науке. «Научно понять — значит установить явление в рамки научной реальности Космоса», что доказано исследованиями В. И. Вернадского и К. Н. Вентцеля и, конечно, является рубиконом каналов количественного описания волновой трак-
товки синергетических оснований педагогической эдукологии. Физика новой квантовой информации работает не только в плотном материальном мире, но и на любых квантовых уровнях различной реальности. Имея интегративные свойства, гуманитарные технологии в этом случае обосновывают простую возможность интерпретировать такой порядок вещей, который высвечивает Л. Н. Золотухина: «Вчерашние плохо воспитанные и несчастные дети превращаются в духовно убогих людей, не способных родить здорового человека и воспитать Личность». Эдуколо-гия синергетического поиска гуманитарных технологий открывает беспредельные возможности спасительных квантов Любви и сострадания, способных нейтрализовать разрушительные процессы, происходящие в организме другого человека, регулировать процессы в самом себе, восстанавливать гармонию пространств. Такая диалектика стала возможна благодаря основоположникам статического и динамического описания сложных движений Л. Э. Больцсману и А. Пуанкаре, а также благодаря работам А. Н. Колмогорова и Я. Б. Зельдовича. Анализ процессов обновления методологической базы эдукологии приводит нас к необходимости рассматривать более детально синергетический подход, который дает нам новые интегративные возможности для исследования объектов сложных интегративных систем гуманитарных технологий. В этой связи необходимо помнить об исследованиях П. Л. Волк, которая утверждает, что предшественницей синергетики была физическая термодинамика — статистическая теория фазовых переходов, разрабатывавшаяся П. Эрен-фестом, Л. Д. Ландау, К. Дж. Вильсоном, Л. П. Кадановым.
Синергетичесое представление о процессах самоорганиации сложных и сверсложных систем сформировалось, как известно, на почве изучения неравновесных термодинамических процессов, разрабатывалось физиками и математиками И. Пигожиным, Г. Хаккеном, С. П. Курдюмо-вым и другими учеными. Вместе с тем, уже в первых теоретических сочинениях высказывалось убеждение, что основные синергетические закономерности имеют всеобщий характер, распространяясь на другие уровни бытия природы, и на процессы социокультурные, тем самым попадая в сферу рассмотрения эдукологического поиска гуманитарных технологий. Определяя когнитивные основания синергетики, В. И. Аршинов и В. Г. Буданов сформулировали семь основных принципов синергетики, делимые по двум основаниям:
1-е основание — это два принципа Бытия:
1) гомеостатичность и
2) иерархичность, которые характеризуют фазу стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания, принцип иерархического подчинения Г. Хакена (долгоживущие переменные подчиняют себе короткоживущие), наличие устойчивых диссипативных структур аттрактов, на которых функционирует система;
2-е основание представляет собой пять принципов:
1) нелинейность;
2) неустойчивость;
3) незамкнутость (те три «не», которых всячески избегала классическая методология и которые позволяют войти системе в хаотичную креативную фазу, обычно это происходит за счет положительных обратных связей);
4) динамическая иерархичность (обобщение принцип подчинения процессов становления — рождение параметров порядка, когда приходится рассматривать взаимодействие более чем двух уровней, а сам процесс становления есть процесс исчезновения минимум трех иерархических уровней системы; здесь, в отличие от фазы бытия, переменные параметра порядка, напротив, являются самыми быстрыми, неустойчивыми переменными);
5) наблюдательность (относительность категорий порядка и хаоса к уровню наблюдения, масштабу пространственно-временного окна, что может даже превратить хаос в стабильное функционирование).
В этом плане дукология синергетического поиска гуманитарных технологий может сыграть ведущую роль в распространении моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой не только частной области интегративно-целостного образования, но и стимулом интеграционных тенденций в современном мире, ко-
торые представлены в последних международных документах юНЕСКО и Совета Европы, именно здесь сформулирована стратегия глобального образования: «Земля — наш Дом» или европейского образования, заявленного в Болонье. Поэтому среди задач гуманитарных технологий необходимо рассматривать тенденции синергетического характера, формирующие понимание Мира на основе холистических и нецивили-зационных взглядов приверженности к холотропности мышления «сегодняшнего ребенка—будущего человека» в естественной традиции, ответственного за все формы бытия и уровни развития на Земле и в Космосе, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения; общечеловеческие интересы с национальными; безопасность в мире с толерантностью. По большому счету, это есть си-нергетический вызов культуре, для преодоления которого нужны гуманитарные технологии образования, и, как пишет Е. Н. Князева: «Сегодня мы находимся на пути к социосинергетике или гомосинергетике. Мы движемся к синергетике, умеющей подходить к человеческой культуре, к пониманию феномена человека во всех его разнообразных проявлениях, к раскрытию тайн человеческого художественного и научного творчества, познания, здоровья, образования, коммуникаций, встраивания человека в ближайшую и более отдаленную социальную и культурную среду» [4]. Поэтому можно сказать, что раскрыть законы, лежащие в основе эмерджетных явлений природы и общества, законы возникновения новых форм, паттернов, структур, организационных целостностей, может именно синергетика. В этой связи синергетическая методология представляется самой прогрессивной для изучения механизмов выстраивания гуманитарных технологий культурных оснований в развитии сложных интегративных систем современной эдукологии.
С этих позиций эдукология синергетического поиска гуманитарных технологий пока имеет немногочисленные и разрозненные основания теорий отдельных авторов:
- Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. И. Вернадского, В. В. Докучаева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского,
К. Э Циолковского, А. Л. Чижевского, В. А. Шмакова — в области антропокосмизма;
- К. Н. Вентцеля, В. В. Зеньковского, П. Ф. Каптерева, И. В. Киреевского, Н. И Пирогова, С. А. Рачинского,
В. В. Розанова, К. Д. Ушинского, С. Л. Франкла, А. С. Хомякова — о человеке как высшей ценности;
- И. С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерса, Ж. Ж. Руссо, Сократа, В. Франкла, Э. З. Фромма — о гуманистических идеях свободного, нравственно-эстетического воспитания;
- Л. Н. Толстого, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова о непротивлении злу насилием; педагогики
и психологии ненасилия;
- А. Е. Акимова, Г. Н. Дульнева, В. П. Казначеева, Л. В. Лескова, Г. И. Шипова о новой биоэнергоинформационной естественнонаучной парадигме.
При этом, если попытаться проанализировать инновационные тенденции, становится очевидным главное: основы эдукологии движутся по направлению синергетичности выстраивания сложных систем с позиций интегративной области гуманитарных технологий, концептуальными подходами к которым являются «взращивание», «сопровождение», и «поддержка» целостного явления «сегодняшнего ребенка и будущего Человека», способного к социокультурному созиданию, интег-ративному диалогу с природой на различных уровнях бытия.
Синергетический поиск эдукологии отражает не социальную стратификацию и не структуру общественного производства (как просветительская система), а пространство реализации гуманитарных технологий через декристаллизацию содержания и деформацию основных параметров бифуркационных периодов. Такая культура оказывает весьма существенное значение на выбор путей постбифуркационного развития интегративной характеристики эдукологического поиска гуманитарных технологий, учитывающих продуктивные идеи В. С. Библера, С. Ю. Курганова («Школа диалога культур»), В. В. Давыдова (концепция развивающего обучения), целостный подход к содержанию образования В. М. Розова, особое значение личностных качеств субъектов Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили. Как отмечает А. П. Валицкая [3], классическая функция образования как инструмента освоения и репродуцирования культурного опыта человечества в современной образовательной парадигме
существенно уточняется личностной гуманистической доминантой и созидательной установкой современного ребенка, вынужденного жить и действовать в эпоху мировой культурной конвергенции, в условиях глобального изменения мировоззренческой и деятельностной парадигмы. Поэтому установка на накопление естественнонаучных, социально-исторических, технических сведений, на преимущественное развитие логического мышления или даже на эмоциональное освоение — переживание этноисторических типов культур и моделей воспитания чувств оказывается недостаточной и трансформируется в направлении целостного миропонимания, мироотношениия, развития сложных систем первообразов интегративной целостности.
Эдукология в толковании синергетического поиска гуманитарных технологий опредмечивает сущностную потребность человека в структурной определенности мира, его доступности для осознания соотноси-мости вещей, явлений, идей и образов [1].
В педагогической науке и практике сегодня отсутствуют глубокие исследования, касающиеся особенностей внешней интеграции человека, непосредственно взаимосвязанные с его психикой—природной, социальной и духовной. При этом современная психологическая наука предпринимает довольно удачные попытки к системному представлению своего предмета рассматривая психику во всей её целостности. В работах И. П. Волкова, В. Е. Клочко, В. В. Майкова, Б. А. Сосновского, В. Д. Шадрикова, И. С. Шемет предприняты попытки расширения границ и увеличения мерности в описании психики и представлена необходимость перехода к синтезу накопленных знаний и представлений о целостности психики. Современная психология в этом смысле претендует на действующий фактор социального прогресса, не боясь использовать при этом всевозможные техники интегративного воздействия на человека, заявляя, что методы психологического воздействия могут существенно изменить способности человека, его эмоциональные процессы и личность в целом; утверждая, что в потенциале методы интеграции психики, применяемые в массовом воспитании, образовании и социальной практике, могут качественно повысить уровень психического здоровья человека, и конструктивно улучшить общество в целом. При кажущейся благости вышеописанного, мы четко понимаем: никогда нельзя достигнуть высших состояний, таких как гармония, целостность, великая Равностность, применяя методы воздействия; это своего рода насилие над личностью, а педагогика в силу своей
более глубокой методологичности уже проходила через тоталитарность и насилие. И сегодня синергетический подход эдукологического поиска гуманитарных технологий открывает благотворный путь для развития сложных систем интегративно-целостного образования, которое станет органической частью ноосферного родомирия. В этом плане эдукология может развить синергетический поиск методологи и отстоять мерности своих гуманитарных технологий, главными действенными способами которых на сегодняшний день представляются содостижение, сопровождение, поддержка, забота, защита, и далее список открыт, т. к. это сложная открытая система.
Таким образом, можно сказать, что диссипативная структура современного состояния образования претерпевает множество бифуркаций и как бы балансирует между простыми и странными аттракторами (простой аттрактор — процесс иерархизации не может продолжаться бесконечно; странный аттрактор — процесс деиерархизации не может продолжаться бесконечно) [1]. Поэтому в контексте нашей проблемы наибольший интерес представляет опыт применения синергетического поиска в области методологии современной эдукологии открывающей возможность гуманитарным технологиям усовершенствовать целостное осознание нашей постмодернисткой культуры, которая зачастую ценит самовлюбленный релятивизм и славу выше милосердия и доброты, и дает возможность, подобно природе обрести личную целостность обогащая себя идеей Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня. Именно поэтому установки реализации гуманитарных технологий обеспечивают интегральное понимание единой целостной картины образования. Проведенный анализ показал, что на современном этапе существует определенная научная база, сформирован круг идей, подходов и положений к проблеме реализации гуманитарных технологий образования с позиций эдукологии синергетического поиска.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология: теория организации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. СПб., 2002.
2. Буркина И. В. Экокультурные возможности гуманитарных технологий образования // Вестник МАН (РС). Спецвыпуск, 2012.
3. Валицкая А. П. Культурологическая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: Ком Книга, 2007. 272 с.
Об авторе Буркина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, до-
цент, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, заместитель декана по науке факультета постдипломного образования педагогического института СКФУ; Педагогический институт, факультет психолого-педагогического образования, кафедра педагогики и педагогических технологий
Burkina Irina Viktorovna, North Caucasus Federal University, Pedagogical Institute, Associate professor, Department of pedagogics and pedagogical technologies, Candidate of pedagogical sciences.