Научная статья на тему 'Единый цифровой рынок: опыт Европейского Союза'

Единый цифровой рынок: опыт Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SINGLE DIGITAL MARKET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC COMMERCE / DEVELOPMENT OF DIGITAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимова О. Ю.

В статье рассматриваются основные направления создания единого цифрового рынка Евросоюза, развитие которого предусмотривается соответствующей стратегией. Разработка стратегии необходима в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и присутствием ряда проблем, которые затрудняют развитие межгосударственной торговли товарами и услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый цифровой рынок: опыт Европейского Союза»

УДК 339.92

Якимова О.Ю., д. э. н., профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Российская Федерация, г. Саранск

ЕДИНЫЙ ЦИФРОВОЙ РЫНОК: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления создания единого цифрового рынка Евросоюза, развитие которого предусмотривается соответствующей стратегией. Разработка стратегии необходима в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и присутствием ряда проблем, которые затрудняют развитие межгосударственной торговли товарами и услугами.

Ключевые слова: единый цифровой рынок, информационно-коммуникационные технологии, электронная торговля, развитие цифровых услуг.

Yakimova O.Yu., doctor of economics sciences, professor National Research Ogarev Mordovia State University Russian Federation, Saransk

THE SINGLE DIGITAL MARKET: THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION

Abstract: In the article the main directions of the creation of the single digital market of the European Union are considered, the development of which is envisaged by the corresponding strategy. The development of the strategy is necessary in connection with the development of information and communication technologies and the presence of a number of problems that hamper the development of interstate trade in goods and services.

Key words: single digital market, information and communication technologies, electronic commerce, development of digital services

Наступление эпохи глобальных перемен в скором времени изменит как форму, так содержание основных сфер жизнедеятельности человека: безопасность, науку, экономику, управление и т.п. Слияние повседневной жизни и информационных технологий является основной характеристикой жизни людей в будущем. Формирование и развитие цифровой экономики затронет и трансформирует экономические системы всех стран.

Категория «цифровая экономика» появилась сравнительно недавно. Ученые и практики еще не пришли к единому пониманию данного явления. Однако, уже сейчас, существует достаточное количество определений «цифровой экономики». Основным, на наш взгляд, надо считать официальное определение, данное в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». В Указе под цифровой экономикой понимается «...хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [3].

Однако, как часто бывает с определениями, данными в официальных документах, данное определение затруднительно для использования. Более функциональным является определение, разработанное колективом авторов под руководством Кешелавы А.В., которые под цифровой (электронной) экономикой представляют экономику, которая характеризуется максимальным удовлетворением потребностей всех ее участников за счет того, что использует информацию, в том числе персональную, благодаря развитию технологий (информационно-коммуникационых и финансовых) и доступности

инфраструктуры. Информационно-коммуникционные технологии и инфраструктура обеспечивают полноценное взаимодействие в гибридном мире всех субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг - участников экономической деятельности [1, 12]. Под гибридным миром, авторский коллектив предлагает понимать результат слияния реального и виртуального миров, который отличается возможностью совершения всех «жизненно необходимых» действий в реальном мире через виртуальный. Необходимыми условиями для этого процесса являются высокая эффективность и низкая стоимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и доступность цифровой инфраструктуры [1, 6].

Основные черты цифровой экономики представлены на рисунке 1.

й

о

в

о

р

ф

и ц и к

ы и

т м

р о

е н

у о

е к

еы э

н

в

о

н

с

сО

Экономическая деятельность сосредотачивается на Платформах цифровой экономики

Персонифицированные сервисные модели

Непосредственное взаимодействие производителей и потребителей

^ Распространение экономики совместного пользования

V

Значительная роль вклада индивидуальных участников

Рисунок 1 - Основные черты цифровой экономики

Интернет и цифровые технологии, превратившись из отдельного сектора экономики в основу всей инновационной экономической системы, меняют образ жизни и работы каждого человека, предприятия, общества в целом [5, 95].

Одним из преимуществ развитие цифровой экономики является создание единого цифрового рынка (ЕЦР). Реализуя общую экономическую политику и углубляя процесс взаимодействия в разных областях, Европейский Союз (ЕС) активно обсуждает этот вопрос. Выступая в Европейском парламенте

(15.07.2014 г.) Ж-К. Юнкер провозгласил реализацию единого цифрового рынка одним из приоритетных направлений для Евросоюза [7].

Единый цифровой рынок - это рынок, позволяющий ликвидировать местные, региональные и глобальные барьеры и облегчить доступ к электронным услугам и информации. ЕЦР даст возможность преуспевать экономике и обществу в цифровой форме, независимо от страны расположения [2, 11].

Единый цифровой рынок ЕС имеет ряд социально-экономических преимуществ перед национальными рынками (рис. 2).

Рисунок 2 - Социально-экономические преимущества единого цифрового рынка ЕС

Формирование единого цифрового рынка требует разработки соответсвующей Стратегии. К тому же, по мнению Еврокомиссии, данная необходимость возникает в связи с тем, что до настоящего времени отсутсвуют унифицированные правила торговли товарами и услугами, относящимися к «цифровым».

Разработка Стратегии ЕЦР и ее содержание дают понять, что усилия ЕС направлены на формирование условий, укоторые позволят странам-участницам Евросоюза эффективно использовать достижения научно-технического прогресса в ИКТ-отраслях и сформировать благоприятный климат для повышения эффективности данной сферы экономики. Создание единого цифрового рынка в Евросоюзе предполагает предоставление высококачественных услуг в едином цифровом пространстве и уровень конкуренции, сопоставимый с остальными отраслями. По оценкам

Еврокомиссии, результатом предлагаемых ею мер должен стать прирост ВВП в формате ЕС в размере 415 млрд евро в год [6, 3].

На сегодняшний день, формат Единого цифрового рынка содержит три блока вопросов. Каждый из этих блоков содержит еще и ряд направлений.

Первый блок: «Улучшение условий доступа для бизнеса и потребителей к товарам и услугам через Интернет на всей територии Евросоюза». Основные направления деятельности по данному блоку:

- создание более простых условий для трансграничной сетевой торговли. На сегодняшний день остаются достаточно запутанными и сложными правила осуществления электронных продаж, что вызывает недовереие к ним у бизнеса и потребителей;

- совершенствование почтовой службы (повышение эффективность и доступности по цене). Высокая цена за доставку посылок и рассогласованность национальных почтовых служб порождают большое количество жалоб, как со стороны продавцов, таак и со стороны покупателей. К примеру, цена доставки посылок из-за рубежа иногда в разы выше, чем их доставка по стране [4, 8];

- отмена неоправданной блокировки, характеризующейся географическим принципом. Блокировка проявляется в отказе пользователям в доступе к сайтам в других государствах-членах ЕС. Автоматически осуществляется перенаправление покупателей на сайты в стране нахождения, но с другими уровнем цен и набором услуг;

- совершенствование нормативно-правовой базы защиты авторских прав и создание равных условий и одинаковых конкурентных возможностей при доступе к цифровому контенту. Распространение цифрового контента ограничивается дифицитом сетей высокой пропускной способности, а также большим количеством цифрового материала, который защищен авторскими правами;

- снижение нагрузки по уплате НДС. С 01.01.2015 г. к НДС на электронные услуги определяется правилами страны нахождения покупателя.

Второй блок: «Формирование необходимых условий для развития цифровой инфраструктуры». Направлениями деятельности в этом блоке Еврокомиссия определила следующие:

- приведение всех правил в телекоммуникационной сфере в соответствие с поставленными целями. Рассматривая вопросы развития сектора информационно-коммуникационных технологий, Еврокомиссия отмечает, что на данный сектор негативное влияние оказывают непредсказуемость в регулировании на уровне Евросоюза и изолированность национальных рынков;

- оптимизация нормативно-правовой базы, касающейся медийных услуг. В 2010 г. Еврокомиссией была принята Директива об аудивизуальных медиауслугах, регулирующих телевещание, в связи с появлением новых технологий распространения контента, ЕК поддержала вопрос об изучении необходимости изменения. Особенно эти изменения касаются вопросов охвата услуг, защиты несовершеннолетних и размещения рекламы [4, 10];

- ликвидация нелегальных контентов в Интернете. На эффективность деятельности борьбы с нелегальным контентом влияют различия в национальных системах;

- разработка мероприятий, позволяющих повысить безопасность в процессе оказания электронных услуг и работы с персональным данными. Для совершенствования деятельности по защите персональных данных и повышения доверия к электронным услугам, ЕК разрабатывает Регламент о защите персональных данных [8].

Третий блок: «Максимизация потенциала роста цифровой экономики». Базовыми направлениями деятельности являются:

- формирование и развитие информационной экономики. Для повышения конкурентоспособности всех сфер экономики, роста качества государственных услуг требуются существенные инвестиции структуры ИКТ, как: облачные вычисления, большие данные, интернет вещей;

- совершенствование межоперационной совместимости и стандартизации в целях повышения конкрентоспособности. Для этого необходимо подготовить

программу стандартизации, обусловить приоритеты, акцентированные на определяющие для ЕЦР технологии и сферы. Особо важно определить стандарты в здравоохранении, транспорте, экологии и энергетике;

- развитие электронного общества, обеспечивающего всем гражданам равные возможности. Необходимо создание объединенной европейской инфраструктуры цифровых (электронных) услуг, а также развитие новых центров взаимодействия государственных органов с бизнесом и населением.

Поскольку все отрасли европейской экономики взаимосвязаны и являются элементами единого цифрового рынка, то его создание - есть наипервейшая и насущно необходимая задача. Однако барьеры, существующие внутри самого ЕС заметно тормозят рост объема продаж товаров и услуг и ограничивают развитие всей экономики.

В заключении необходимо отметить, что Стратегия Единого цифрового рынка является оцень интересной для стран Евразийского экономического союза, один из основных участников которого - Россия. Особенно это важно в контексте перспектив создания единого цифрового рынка стран-участниц этого объединения.

Библиографический список

1. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава. - М.: ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с.

2. Навас-Сабатер Х. Перспективы получения цифровых дивидентов в Евразийском экономическом союзе (Москва, 27 октября. 2017 г.). - Режим доступа: http://www.eurasiancommLssion.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents/ 2016-10-27/Navas-Sabater%20J. WB%20Digital%20Dividends% 20for%20EAEU-Digital%20Agenda.pdf (10.02.2018)

3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.garantru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения 08.02.2018 г.)

4. Ревенко Н.С. Европейский союз к Единому цифровому рынку // Мир новой экономики. - 2016. - № 2.-С. 6-15,

5. Якимова О.Ю. Методы оценки эффективности Корпоративных информационных систем управления //Современные наукоемкие технологии. -2006. - № 3. - С. 95-98.

6. A Digital Single Market Strategy for Europe: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, the European Commission, 06.05.2015, COM(2015) 192 final. 20 p. URL: http : //ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2015/EN/1-2015-192-EN-F1-1 .PDF (дата обращения 06.02.2018).

7. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change. Political Guidelines for the next European Commission. Opening Statement in the European Parliament Plenary Session by Jean-Claude Junker, Candidate for President of the European Commission. Strasbourg, the European Commission, 15.07.2014. 36 p. URL: http : //ec.europa.eu/priorities/docs/pg en.pdf#page=6 (дата обращения 09.02.2018).

8. Directive 2002/58/EC of the European Parliament and of the Council of 12 July 2002 Concerning the Processing of Personal Data and the Protection of Privacy in the Electronic Communications Sector (Directive on Privacy and Electronic Communications). Brussels, the European Commission, 12.07.2002. 11 p. URL: http : //eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:32002L0058&from=BG (дата обращения 12.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.