Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен как критерий качества образования'

Единый государственный экзамен как критерий качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен как критерий качества образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2008, №1

РЕЦЕНЗИИ

Единый государственный экзамен как критерий качества образования

Общество вступило в новый этап своего развития, на котором качество образования станет одним из главных факторов повышения уровня благосостояния человека. При этом система образования перестраивается (модернизируется), чтобы решить задачу формирования свободной, самостоятельной и успешной личности, способной к активной и экономически эффективной деятельности. Новые условия предполагают целесообразность и необходимость внедрения системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний, одним из основных элементов которого является единый государственный экзамен.

Необходимо отметить, что эксперимент по введению единого государственного экзамена в нашей республике начался ещё в 2001 г. и накоплен определённый опыт организационного и содержательного характера. Сегодня единый государственный экзамен как реальная система объективного, независимого контроля качества знаний действительно представляет интерес для всех субъектов образовательного сообщества. Для общества важно понимание нормативно-правовых основ данного эксперимента, его общих механизмов, осмысление его результатов.

По проблеме обеспечения качества образования с разных позиций выпущено много трудов. Но среди работ, раскрывающих ее с организационно-педагогических позиций, представляет интерес монография Т.В. Третьяковой «Организационно-педагогические основы государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) в форме единых государственных экзаменов», выпущенной ЯНЦ СО РАН в 2007 г.

Ценность данного труда заключается в том, что в нем проанализирована научно-методическая сущность понятия «качество образования», рассмотрен процесс управления качеством образования. Дается сравнительный анализ обеспечения качества педагогического про-

цесса в системе управления образованием. Показаны методологический и исторический ракурсы функционирования в системе образования нашей страны инспектирования, других форм контроля, аттестации и т.д. На основе анализа системы контроля и управления качеством образования в соответствии с государственными документами, раскрывающими их пути и механизмы, автор показывает эволюцию становления данного процесса.

В монографии представлены основные стратегические задачи Министерства образования и науки РФ в преддверии функционирования ЕГЭ в повседневной практике российского образования, приведены нормативные, методические и инструктивные обоснования организации и проведения ЕГЭ в РС (Я), общая статистика эксперимента, анализ результатов по предметам. К достоинству работы следует отнести то, что автором довольно глубоко и всесторонне проанализирован материал оценки и аттестации качества образования с организационно-управленческих позиций. Систематизирован, обобщен материал, содержащий законы, распоряжения, положения правительства страны об осуществлении контроля в области образования. Изучен и представлен целостно мониторинг качества образования в проанализированной концепции. Изучение всей системы контроля качества образования подводит Татьяну Васильевну к определению единого государственного экзамена как современной технологии независимой оценки качества знаний каждого отдельного ученика.

Раскрывая содержание государственной аттестации образовательных учреждений, автор останавливается на ЕГЭ - новой форме аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Автором рассмотрены организационные вопросы проведения единого государственного экзамена как современной технологии независимой оценки качества индивидуальных учебных достижений учащихся, перспективы использования данных в

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. №1

75

РЕЦЕНЗИИ

практике управления качеством образования в системе образования. Справедливо подчеркивается, что введение единых государственных экзаменов дает реальную возможность совмещения государственной аттестации выпускников средних школ и вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения. Несомненно, оно способствует широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере.

На основании изучения, анализа научно-педагогической литературы, собственной практической деятельности Т.В.Третьякова справедливо отмечает, что достижение объективных результатов при осуществлении мониторинговых исследований возможно только при обеспечении стандартизации процедур на всех этапах и по отношению ко всем объектам мониторинга, представительности выборки и единства взаимосвязанности измерительных шкал. Такими качествами, по мнению автора, обладает единый государственный экзамен. На основе анализа результатов ЕГЭ автор отмечает, что к настоящему времени получены достаточно объективные данные по оценке индивидуальных достижений выпускников общеобразовательных школ, позволяющие установить средний уровень учебных достижений российских школьников, дифференцировать абитуриентов по степени подготовленности к обучению в вузах. Также качественные результаты единого государственного экзамена коррелируют с результатами международных исследований и мониторинга, проводимого в рамках федерального эксперимента по определению структуры и содержания общего образования.

Интересны приведенные в монографии результаты шестилетней практики федерального эксперимента о системе независимой оценки индивидуальных учебных достижений учащихся при помощи единых стандартизированных измерений качества образования. Несомненно, данный процесс способствовал не только созданию системы контрольно-измерительных материалов разного типа, но и расширению использования новых информационных технологий в системе образования.

Далее автором отмечается зафиксированный рост числа выпускников, поступающих в вузы, особенно из сельской местности. Действительно, расширение эксперимента привело к возникновению новых возможностей для выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов в реализации конституционных прав на равный доступ к образованию. Заслуживает внимания прогноз автора по результатам анализа итогов эксперимента о том, что представление полной конкурсной информации и результатов зачисления должно привести к большой информированности, большей прозрачности процесса конкурсного приема и повышения доверия к нему граждан. При этом в монографии автором правильно рассматривается вопрос создания единой методической и организационной базы для работы с абитуриентами.

Имеют большую ценность приведенные в монографии нормативное, методическое и инструктивное обоснование организации проведения ЕГЭ в Республике Саха (Якутия), общая статистика, технологическое обеспечение эксперимента, сравнительные данные результатов единых государственных экзаменов по 13 предметам по Республике Саха (Якутия) и по Российской Федерации. Дополнительно включенные статистические данные о качестве выполнения работ по предметам, заключения экспертных комиссий о недостатках в подготовке выпускников к ЕГЭ и другие представляют богатый материал для продолжения научных исследований по проблеме повышения качества образования.

Анализ данных эксперимента по введению ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) позволил сделать автору выводы о том, что проведение единого государственного экзамена позволило получить в целом объективную картину состояния общего образования, выявлены тенденции (позитивные и негативные) в состоянии общеобразовательной подготовки выпускников школ. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем глубже остановились на содержании и характере заданий ЕГЭ по отдельным учебным предметам, чтобы по ним можно было бы судить не только о работе памяти ученика, но и его потенциальных личностных возможностях и способностях.

Д.А. Данилов, д.п.н., профессор, член-корр. РАО

76

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2008, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.