Единое биржевое пространство ЕАЭС в архитектуре общего финансового рынка Евразийского экономического союза
ИНТЕРВЬЮ ТИГРАНА ЩОРСОВИЧА ДАВТЯНА,
Директора Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, журналу «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право»
Аннотация: Директор Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии Т.Щ. Давтян в интервью с Директором Института проблем безопасности СНГ и главным редактором журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право» Н.В. Ступаковым ответил на актуальные вопросы о формировании единого биржевого пространства ЕАЭС. Т.Щ. Давтян особо отметил, что в финансовой архитектуре общего рынка ЕАЭС формирование Единого биржевого пространства занимает ключевое место. Оно представляет собой систему межгосударственных договоров, устанавливающих правила и порядок доступа на биржи государств ЕАЭС операторов биржевой торговли всеми видами финансовых инструментов, включая ценные бумаги и денежные средства. Также формируется единая система регулирования и надзора за участниками биржевой торговли ЕАЭС.
Ключевые слова: единое биржевое пространство ЕАЭС, унифицированные форматы электронного взаимодействия между биржами, соглашения о взаимодействии национальных органов регулирования финансовых рынков ЕАЭС.
Uniform exchange the EAEU in the architecture of the common financial market of the Eurasian Economic Union
INTERVIEW OF DAVTYAN TIGRAN SCHORSOVICH,
Director of financial policy Department The Eurasian Economic Commission, The magazine "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law"
Abstract: Director of Financial Policy Department of the Eurasian Economic Commission Davtyan T.SCH. In an interview with the Director of the Institute of CIS security and chief editor of «International cooperation Eurasian states: Politics, Economics, Law» Stupakov N.V. answers to topical questions about the formation of a single exchange area EAEU. T.SCH. Davtyan stressed that the financial architecture of the common market EAEU formation of a single exchange area is key element. It is a system of international treaties that establish the rules and procedures of access to the exchange EAEU. Statesoperators of exchange trading of all types of financial instruments, including securities and cash are also formed a unified system of regulation and supervision of the participants of exchange trade EAEU.
Key words: a single exchange area EAEU, standardized formats of electronic interaction between the exchanges, on the interaction of national regulatory authorities of the agreement financial markets EAEU.
О проблемах формирования единого биржевого пространства ЕАЭС
по вопросам Института проблем безопасности СНГ и редакции журнала
«Международное сотрудничество Евразийских государств: политика,
экономика, право»рассказывает в своем интервью
Тигран Щорсович Давтян, Директор Департамента финансовой политики
Евразийской экономической комиссии.
Ведет беседу и задает вопросы Николай Валерьевич Ступаков,
Директор Института проблем безопасности СНГ
и главный редактор журнала.
Н.В. Ступаков: Тигран Щорсович, хочу Вас поблагодарить за согласие ответить на вопросы нашего журнала. И конечно, первый вопрос — концептуальный. Какие ключевые идеи будут включены в разрабатываемую сейчас Концепцию формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и какое место занимает перспектива единого биржевого пространства, включая торговлю страховыми услугами и ценными бумагами? Т.Щ. Давтян: Концепция формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза определяет основные цели, задачи и ключевые направления формирования общего финансового рынка с указанием этапов и мероприятий по их реализации.
Государства ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией разрабатывают порядок регулирования общего финансового рынка на основе информационного взаимодействия и административного сотрудничества национальных регуляторов государств-членов и формирования условий для устранения регуляторного и правового арбитража.
Важным ключевым направлением является обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств-членов. Взаимный допуск на национальные рынки обеспечивается соблюдением следующих критериев: • отсутствием необходимости получения дополнительной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности и (или) учреждения;
• отсутствием необходимости учреждения финансовой организации на территории государства-члена в качестве юридического лица;
• установлением согласованных требований в отношении порядка выдачи лицензии (разрешения) на осуществление деятельности участников финансового рынка.
Следующим ключевым направлением является инфраструктура общего финансового рынка, которая представляет собой совокупность финансовых институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование и взаимодействие всех элементов финансового рынка.
Безусловно, приоритетное ключевое направление - осуществление надзора за деятельностью субъектов общего финансового рынка в рамках Союза, который осуществляется на национальном уровне в отношении участников национальных финансовых рынков и в рамках согласованного надзора за субъектами общего финансового рынка, включая трансграничный надзор за участниками финансового рынка. Согласованный надзор предусматривает разработку согласованных подходов к применению мер надзорного реагирования и ответственности за правонарушения на финансовых рынках государств-членов и согласованных требований в области надзора за деятельностью субъектов общего финансового рынка.
В архитектуре общего финансового рынка ключевое место занимает формирование Единого биржевого пространства (ЕБП). По существу,
ЕБП представляет собой систему межгосударственных договоров, устанавливающих правила и порядок доступа на биржи государств Союза операторов биржевой торговли всеми видами финансовых инструментов, включая ценные бумаги и денежные средства, а также формирующих единую систему межгосударственного регулирования и надзора за участниками биржевой торговли со стороны локальных регуляторов.
Н.В. Ступаков: Тигран Щорсович, как Вы думаете, может ли развитие единого биржевого пространства ЕАЭС ориентироваться на опыт ЕС, опыт Китая или создать собственный вариант развития? Означает ли, что развитие на территории ЕАЭС сети организованных торговых площадок может быть ориентировано преимущественно на привлечение эмитентов и участников РЦБ стран СНГ и Центральной Азии? Т.Щ. Давтян: Европейский опыт гармонизации законодательства регулирования финансовых
рынков государств, входящих в состав Евросоюза, является уникальным образцом положительных решений и результатов в финансовой сфере. Вместе с тем, директивы Евросоюза учитывают предложения и наработки профильных международных организаций, экспертных групп и саморегулируемых сообществ финансовых институтов и в этом контексте являются обобщением лучшей деловой практики трансграничного оказания финансовых услуг. Поэтому многие положения директив Евросоюза целесообразно внимательно изучить и по возможности имплементировать в законодательство государств - членов ЕАЭС о финансовых рынках и биржевой деятельности.
Заслуживает также пристального внимания и опыт по реализации проекта интегрированного рынка Латинской Америки (Mercado Integrado Latinoamericano, MILA) в котором приняли участие биржевые рынки Колумбии, Чили, Перу и Мексики. Отличительной особенностью этой транснациональной интеграции является то, что она была реализована без слияния биржевых площадок, или, другими словами, без континентальной корпоративной интеграции бирж. Межгосударственная интеграция стала возможной благодаря использованию технологических средств и минимальной гармонизации регулирования торгов на рынках капитала, клиринга и расчетов и учета ценных бумаг.
Единое биржевое пространство Евразийского экономического союза должно обеспечивать доступ любого потенциального инвестора к финансовым инструментам эмитентов в странах Союза. И наоборот, - прямой доступ эмитента ко всем источникам финансирования. При этом сама возможность доступа должна быть реализована самым простым и эффективным способом на принципах «одного окна» и с минимальными издержками. Вместе с тем архитектура создаваемого в рамках Союза ЕБП должна соответствовать международным стандартам, и, как следствие, интегрирована в мировую систему биржевой торговли.
Н.В. Ступаков: Поможет ли единое биржевое пространство выравниванию уровня развития и регулирования инфраструктуры рынков государств ЕАЭС, особенно в части роста финансовой устойчивости, минимизации рисков, безопасности информационно-коммуникативных технологий на рынке финансовых услуг? Т.Щ. Давтян: Это очень актуально. Для обеспечения финансовой устойчивости и минимизации рисков на рынке финансовых услуг ЕАЭС необходимо определение мер по управлению рисками и внутренним контролем трансграничных сделок с финансовыми инструментами. В связи с этим представляется целесообразной разработка стандартов управления рисками и внутреннего контроля финансовых институтов при совершении трансграничных операций на регулируемых рынках ЕБП с участием ассоциации бирж государств-членов и саморегулируемых организаций и гармонизирующих положений в национальные законодательства в части требований к организации управления рисками и внутреннего контроля.
Для повышения безопасности функционирования инфраструктуры необходимо обеспечить устойчивые взаимосвязи между учетными системами государств - членов ЕАЭС и их взаимодействие с инфраструктурными организациями на глобальном рынке и внедрение согласованных технологий и бизнес-процессов биржевого рынка. Единое биржевое пространство ЕАЭС позволит обеспечить согласованное регулирование и взаимную интеграцию инфраструктур национальных рынков государств ЕАЭС.
Ключевое значение приобретает имплемен-тация в национальные законодательства государств ЕАЭС гармонизированных положений о клиринге на регулируемом рынке, соответствующих международным стандартам.
Необходимо также разработать и внедрить, в том числе и в целях безопасности информационно-коммуникативных технологий, унифицированные форматы электронного взаимодействия
между биржами, центральным депозитарием, брокерами и дилерами государств ЕАЭС, использование средств криптографической защиты информации и сертификата ключа электронной подписи, создание единой системы раскрытия корпоративной и финансовой информации об эмитентах и участниках торговли.
При этом ЕЭК внимательно следит за прогрессом в области развития финансовых технологий, которые могут привести к изменению самого понятия «инфраструктурный риск», а также к изменению механизмов управления этими рисками.
Н.В. Ступаков: Тигран Щорсович, как Вы оцениваете конкретные преимущества, которые получат страны ЕАЭС, исходя из перспектив повышения доступности и качества финансовых инструментов и услуг, снижения транзак-ционных издержек, роста конкурентоспособности биржевых рынков и инфраструктурных институтов ЕАЭС? Ведь даже ведущие экспер-
ты мировых финансовых рынков (например, Джозеф Стиглиц) радикально пересматривают завышенное инвестиционное значение капитальных сделок с некоторыми финансовыми инструментами (деривативами), называя их «реально не обеспеченными активами», угрожающими финансовому рынку и стимулирующими финансовые кризисы. Какие меры финансовой безопасности стран ЕАЭС необходимы в связи с этим?
Т.Щ. Давтян: Николай Валерьевич, я думаю, что обеспечение доступности финансовых инструментов на всей территории Союза приведет к увеличению инвестиционных возможностей для всех категорий инвесторов, в том числе тех, кто прежде всего решает задачу сбережения и приумножения своих денежных ресурсов. Общий финансовый рынок приведет к снижению различных видов издержек, которые сопровождают инвестиционный процесс, включая регуляторные, трансграничные, инфраструктурные и пр., таким образом, себестоимость и, соответственно, цена инвестирования должны будут снизиться, что особенно важно с учетом конкурентной интеграции в мировой финансовый рынок. Эмитенты получат более широкую географию привлечения финансовых средств, а значит, стоимость ресурсов для эмитентов снизится, что положительно скажется на укреплении конкурентоспособности и будет способствовать развитию венчурных проектов.
Вместе с тем, эти положительные изменения не приведут к тому, что инвестиции на финансовых рынках перестанут быть рискованными, а
иногда, например, при инвестировании в новые неизвестные технологии или в специфические виды финансовых инструментов, - высокорискованными. Рискованное фондирование является основным фактором кризисных явлений.
В рамках Евразийского экономического союза государства-члены должны осуществлять согласованное регулирование финансовых рынков, соответствующее макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества.
В целях обеспечения финансовой стабильности государств ЕАЭС Евразийской экономической комиссией рассматривается возможность создания постоянно действующего Совета на уровне руководителей министерств финансов, министерств экономики и национальных (центральных) банков стран Союза, а также членов Коллегии ЕЭК.
Деятельность Совета будет способствовать совершенствованию валютно-финансовых механизмов и расчетно-платежных систем в рамках ЕАЭС и, как следствие, укреплению финансовой безопасности государств-членов и созданию условий для их устойчивого экономического роста.
Н.В. Ступаков: Тигран Щорсович, Вы знаете, что в ЕС формирование единого биржевого пространства сопровождалось созданием наднациональных европейских координационных межгосударственных и ассоциативных органов в сфере регулирования рынка ценных бумаг, сделок РЕПО, страхования финансовых рисков, а также шел процесс создания европейских ассоциаций брокеров, дилеров и др. Планируется ли подобное в ЕАЭС? Т.Щ. Давтян: Создание наднациональных органов регулирования и надзора общего финансового рынка в рамках ЕАЭС предусмотрено в 2025 г.
Однако и до этапа создания наднационального регулятора интеграционные процессы в части регулирования формирующегося общего финансового рынка развиваются весьма интенсивно. Подготовлено и принято Соглашение об обмене
информацией, подготавливается Соглашение о допуске брокеров и дилеров на фондовые биржи Союза, где вопросы взаимодействия регуляторов, особенно в вопросах надзора, прорабатываются достаточно подробно. В интересах формирования и развития Единого биржевого пространства рассматривается необходимость заключения соглашений о взаимодействии национальных органов регулирования финансовых рынков государств Союза.
При этом для установления баланса между чрезмерным и недостаточным регулированием биржевой деятельности и биржевых посредников следует развивать и расширять институт саморегулирования.
Н.В. Ступаков: Еще хотелось бы узнать от Вас, как Директора департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, какие межгосударственные соглашения в сфере финансовых рынков между странами ЕАЭС планируется принять для формирования единого биржевого пространства? Т.Щ. Давтян: Согласен Николай Валерьевич, что межгосударственные соглашения в этой сфере являются основой сотрудничества. В качестве стартового элемента формирования Единого биржевого пространства выступает разработанный проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства - члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторов торговли) других государств-членов.
Проект Соглашения предусматривает допуск без дополнительной регистрации (лицензирования) брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС. Фактически этот порядок предоставит право национальным биржам признавать лицензии брокеров и дилеров, выданные уполномоченным органом государства ЕАЭС, и обеспечивать им возможность непосредственного участия в торгах для заключения договоров купли-продажи ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Проект Соглашения о допуске брокеров и дилеров одобрен распоряжением Коллегии ЕЭК и направлен в государства-члены для проведения внутригосударственного согласования.
Следующим ключевым элементом является проект Дорожной карты формирования единого биржевого пространства Евразийского экономического союза. Этот проект рассматривался на заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам в Ереване 26 апреля 2017 г., на котором была определена необходимость комплексного решения задачи формирования ЕБП, включая денежный рынок и рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
В целях обеспечения свободы осуществления эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами,условий для роста ликвидности биржевых рынков государств ЕАЭС разрабатывается проект Соглашения о взаимном признании выпусков и допуске ценных бумаг и других финансовых инструментов в государствах - членах ЕАЭС. Предметом соглашения является обеспечение взаимного признания ценных бумаг и других финансовых инструментов в государствах - членах ЕАЭС и их допуск на биржи Союза.
Взаимное признание выпусков ценных бумаг влечет необходимость обеспечения полного, современного, достоверного и стандартизированного электронного формата раскрытия информации об эмитентах, о ценных бумагах, о биржах и о
посредниках. Следовательно, необходимо разрабатывать унифицированные требования по стандартам раскрытия информации, а также устанавливать единый формат раскрытия информации. Решением данной задачи послужит проект Соглашения об объединенной системе раскрытия информации об эмитентах, ценных бумагах, посредниках на общем финансовом рынке ЕАЭС.
Н.В. Ступаков: Не могу не спросить о том, какие принципиальные различия существуют в законодательстве стран ЕАЭС о финансовых рынках, не позволяющие провести его гармонизацию в ближайшее время. Т.Щ. Давтян: Думаю, прежде всего следует констатировать, что принципиальных различий в законодательстве, регулирующем финансовые рынки в наших странах, нет. Однако, разумеется, существуют важные страновые особенности в регулировании, надзоре и функционировании финансовых рыков.
Гармонизация национальных законодательств, как правило, предусматривает сближение законодательств государств - членов ЕАЭС, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в сфере финансовых рынков.
В целях создания общего финансового рынка ЕАЭС, включая вопросы обеспечения взаимного признания лицензий и недискриминационного доступа на финансовые рынки государств Союза, подготовлен проект Соглашения о гармонизации законодательства государств - членов Евразий-
ского экономического союза в сфере финансового рынка.
Проектом Соглашения определяются направления и порядок гармонизации в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг, и предусматривается разработка Плана гармонизации законодательств государств ЕАЭС в финансовой сфере. В рамках этого Плана предполагаются:
• принятие согласованных требований к профессиональным участникам финансового рынка в отношении их создания, учреждения и деятельности;
• обеспечение условий для взаимного признания лицензий;
• осуществление гармонизации надзорных требований и подходов к регулированию рисков на основе международных стандартов;
• согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг.
Реализация мер по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка осуществляется по направлениям, определенным Протоколом по финансовым услугам к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
При этом следует подчеркнуть, что гармонизация конкретных требований к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов должна осуществляться при условии, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию в рамках ЕАЭС общего финансового рынка.
Н.В. Ступаков: И последний вопрос, Тигран Щорсович. Когда планируется переход к полному взаимному признанию в странах ЕАЭС общих унифицированных требований к отдельным видам профессиональных участников рынка ценных бумаг, квалифицированным инвесторам, системно значимым финансовым организациям и полноценное функционирование единого биржевого пространства ЕАЭС?
Т.Щ. Давтян: Подводя итоги нашей беседы, отмечу, что ключевыми подходами и базовыми моделями гармонизации регулирования на финансовых рынках государств ЕАЭС являются:
• распространение национального режима на большее число видов деятельности на финансовом рынке;
• использование режима наибольшего благоприятствования;
• обеспечение сегментарной гармонизации и использование упрощенных моделей «взаимного признания».
Эти подходы и модели реализуются в основном на различных этапах процесса гармонизации. Применение полной модели взаимного признания и модели максимальной гармонизации представляется целесообразным после завершения гармонизации минимальных регулятивных требований на всех сегментах финансовых рынков государств Союза.
Сегментарная гармонизация проводится, как правило, в отдельных наиболее готовых для гармонизации сегментах финансового рынка и может быть применима к совокупности продуктов, услуг и инструментов. При этом гармонизация может осуществляться как на основе использования законодательства отдельного государства ЕАЭС, так и комбинации регулятивных норм государств-членов Союза при умеренном уровне издержек.
В рамках модели взаимного признания необходимо достижение взаимного согласия между государствами Союза, по которому каждое государство-член признает и принимает регулятивные требования, установленные другими государствами-членами.
Гармонизация минимальных регулятивных требований основана на определении гармони-
зированных классов участников финансового рынка: «профессиональный участник рынка ценных бумаг», «кредитная организация», «профессиональный участник страхового рынка», «квалифицированный инвестор» и др., и формировании базовых требований в части организационно-правовой формы, гармонизированного перечня видов деятельности и перечня видов финансовых инструментов. При этом надзор за субъектами финансового рынка осуществляется принимающей страной и страной происхождения.
В соответствии со ст. 103 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены завершают процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере к 1 января 2025 г. После завершения гармонизации в сфере финансовых рынков можно предполагать полноценное функционирование единого биржевого пространства ЕАЭС.
В заключение нашей беседы хочу поблагодарить Вас, Николай Валерьевич, за возможность выступить на страницах журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право» по актуальным проблемам евразийского сотрудничества, к которым относится формирование единого биржевого пространства. Я думаю, наша беседа об этом будет интересна читателям.
Н.В. Ступаков: Редакция журнала еще раз благодарит, Вас, Тигран Щорсович, за глубокие и профессиональные ответы на вопросы редакции, которые, несомненно, заинтересуют читателей и помогут в дальнейших исследованиях Института проблем безопасности СНГ.