УДК 002 2:614.84:35
А.М. Елисеев, Ю.В. Седельников, В.Б. Ким (ГУГОЧСг. Москвы),
М.А. Шахраманьян д.т.н., А.П. Попов к.т.н., С.В. Гутарев
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
Приведены структура и состав ЕСОДУг. Москвы. Рассмотрены предложения по первоочередным задачам функционирования ЕСОДУ
Ю.В. Седельников
В.Б. Ким
М.А. Шахраманьян
1. Анализ организации ЕСОДУ Москвы
Впервые вопрос о создании Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ) г. Москвы был поставлен в совместном постановлении Правительства Москвы и коллегии МЧС России от 7 мая 1996 г. № 410-6 «О плане совершенствования Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС)».
Для реализации этого решения были приняты распоряжение премьера Правительства Москвы от 23 июля 1997 г. № 796-РП и приказ МЧС России от 18 августа 1997 г. № 487 «О создании в г. Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях».
Названными документами было предусмотрено создание Московского городского центра управления в кризисных ситуациях (МГ ЦУКС), предназначенного для координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) в чрезвычайных ситуациях, определён состав основных ДДС, входящих в ЕСОДУ, и поставлены первоочередные задачи по проектированию ЕСОДУ (рис. 1).
В феврале 1999 г. Министром МЧС России и первым заместителем премьера Правительства Москвы было утверждено «Положение о МГ ЦУКС». В марте того же года Министром МЧС России был утверждён штат МГ ЦУКС (рис. 1), в соответствии с которым он был укомплектован военнослужащими, а с 1 июня 1999 г. МГ ЦУКС начал свою штатную работу (рис. 2 и 3).
За годы своего существования ЦУКС не раз подтвердил свою высокую эффективность. Он был задействован во всех чрезвычайных ситуациях, возникших в столице. Особенно ярко была продемонстрирована эффективность в таких заметных ЧС, как взрыв в подземном переходе
С.В. Гутарев
Рис. 1. Структурная схема Московского городского ЦУКС
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
на Пушкинской площади, захват террористами заложников в концертном зале на Дубровке. Используя базу данных и комплекс функциональных задач, развернутых в ЦУКС г. Москвы, специалистами ФЦ
ВНИИ ГОЧС были проведены оперативные расчеты возможных последствий от взрыва тротила (табл. 1). Были определены размеры зон поражения и возможное количество пострадавших (рис. 4), необходимое
Рис. 2. Оперативная дежурная смена ЦУКС г. Москвы
Рис. 3. Диспетчерская смена ЦУКС г. Москвы
Рис. 1. Структурная схема Московского городского ЦУКС
МИЛІ....... -ІДІ ИІ
О ••" Мкірой»* І^пгшкм ИІМ< О.И» ІЬш -ІДІ ХІ
о І* ы а •« 1>л х »>, І* «Ь 9~ .-“ Гі и с • К <Д ►Іч ІІ а "Ь кі /ЧИ* І*і ГЕ'.
Рис. 4. Расчет возможных последствий взрыва взрывчатого вещества «тротил» массой 200 кг концертном зале на Дубровке
Таблица 1
Оценка возможных последствий взрыва взрывчатого вещества «тротил» в концертном зале на Дубровке
Основные характеристики зон разрушений Количество пострадавших, тыс. чел.
Степень разрушения Радиус, м. Площадь, кв. км
При массе тротила, кг
50 100 200 50 100 200 50 100 200
Полная 35,6 44,8 56,5 0,0040 0,0063 0,0100 0,70 0,70 0,70
Сильная 58,6 73,9 93,1 0,0068 0,0108 0,0172 0,05 0,08 0,12
Средняя 139,8 176,1 221,9 0,0506 0,0803 0,1275 0,35 0,56 0,89
Слабая 215,4 271,4 342,0 0,0844 0,1340 0,2127 0,59 0,94 1,49
Расстекление 326,2 411,0 517,9 0,1885 0,2993 0,4751 1,32 2,10 3,33
количество сил и средств для проведения аварийноспасательных работ (табл. 2).
Положение о ЕСОДУ было утверждено распоряжением мэра Москвы от 23 июня 1999 г. № 644-РМ. В соответствии с вышеназванным распоряжением в состав ЕСОДУ вошли следующие дежурно-диспетчерские службы (рис. 5):
• Московский городской ЦУКС;
• Информационный центр Московской службы спасения;
• ведомственные ДДС городских служб (дежурная часть ГУВД «02», центральная диспетчерская Службы скорой и неотложной медицинской помощи «03», центральное диспетчерское управление ГУП «Мос-газ» и другие ДДС, привлекаемые к ликвидации ЧС);
• центральные диспетчерские службы (ЦДС) административных округов и районов города;
• оперативные дежурные службы (ОДС) Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС).
В своей работе мг цукс тесно взаимодействует с Центром управления силами (ЦУС) Управления ГПС (УГПС) г. Москвы. Хотя ЦУС УГПС не вошёл в состав дежурно-диспетчерских служб ЕСОДУ, утверждённых распоряжением мэра Москвы от 23 июня 1999 г. № 644-РМ, и является взаимодействующим с ней органом управления, он согласовывает свои действия с
МГ ЦУКС по всем пожарам, требующим привлечения сил и средств МГПСС: пожарам ранга «Пожар № 3» и выше, пожарам на объектах, связанных с хранением химических отравляющих или радиоактивных веществ, а также об угрозе или факте взрыва на пожаре.
ЦУС УГПС г. Москвы принимает сообщения о пожарах в столице и принимает решения о выезде подразделений ГПС на их тушение более 6 тысяч раз в сутки. При этом следует учитывать, что в 90 % случаев привлечения других экстренных служб для реагирования не требуется.
2. Анализ состояния автоматизации и информатизации ЕСОДУ
Таким образом, одной из основных задач ЕСОДУ является оперативный сбор, обработка, обмен и выдача достоверной информации при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. В силу выше сказанного, важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения функционирования ЕСОДУ является автоматизация.
С этой целью в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 1993 г. № 713 начала создаваться автоматизированная система (АС) ЕСОДУ г. Москвы, являющаяся составной частью общегородской информационной системы. Для организации проектирования этой системы в
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Таблица 2
Расчет сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ при полном разрушении концертного зала на Дубровке
ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ:
Административное трехэтажное крупнопанельное здание размерами 120x80 м. Максимальное количество мест ведения работ (рабочих площадок) — 14 (при условии распределения спасательных бригад по всему периметру разрушенного здания)
Состав комплексной бригады:
22 чел., из них спасателей — 10 чел.
Техническое оснащение комплексной бригады:
— экскаватор с емкостью ковша 1—1,5 м3 1
— автомобильный кран грузоподъемностью 25 т 1
— автомобильные самосвалы 5
— погрузчик 1
— передвижная компрессорная станция с комплектом пневмоинструмента 1
— комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента типа «Эконт», «Спрут» 1
Количественно-временные характеристики:
Предельно допустимое время выполнения аварийно-спасательных работ 120 ч
Максимальное количество привлекаемых комплексных бригад (на начальном этапе работ) 14
Минимальное количество привлекаемых комплексных бригад (на завершающем этапе работ) 4
Время выполнения работ на одной рабочей площадке (на начальном этапе) 10 ч
Расчетное время проведения аварийно-спасательных работ 120 ч
Минимально необходимое количество комплексных бригад (для начального этапа работ) не менее 8
Общее количество спасателей (при условии трехсменной работы) не менее 360
Способ проведения работ — последовательно-поэтапная разборка завала сбоку одновременно по всему периметру завала.
При расчете учитывалось возрастание трудозатрат по мере производства работ и увеличение усталости спасателей
информационно-управляющая система РСЧС
Оперативно- дежурная машина
Информационный центр службы спасения
і Диспетчерская! Центр 1 Дежурно- I Службы
служба скорой! управления! диспетчерские службы 1 метеорологии,
мепиттинской 1 ГПС комплекса 1 и мониторинга
помощи | г. Москвы | городского хозяйства 1 окружающей среды
Силы и средства службы спасения
Силы и средства I службы скорой и I неотложной меди- I цинской помощи I
Силы и средства Государственной противопожарной службы
Силы и средства
комплекса
городского
хозяйства
Рис. 5. Состав Единой системы опреративно-диспетчерского управления Москвы
Рис. 6. Фрагмент рабочей карты оператора ЦУКС
соответствии с распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 18 сентября 1997 г. № 968-РЗП был проведен закрытый конкурс, победителем которого был определён ВНИИ ГОЧС (протокол заседания комиссии утверждён первым заместителем премьера Правительства Москвы 6 октября 1997 г.).
В рамках договора на НИОКР по разработке АС ЕСОДУ 1-ой очереди между ВНИИ ГОЧС (исполнитель) и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы (государственный заказчик) в течение 1999-2000 гг. были подготовлены рабочая документация на комплекс средств автоматизации (КСА) и комплекс средств отображения информации коллективного пользования МГ ЦУКС, систему связи и передачи данных АС ЕСОДУ, типовые технические проекты КСА центральных диспетчерских служб (ЦДС) АО г. Москвы и мобильных КСА дежурных машин, разработано и внедрено специальное программное и информационное обеспечение (СПИО) МГ ЦУКС 1-ой очереди и СПИО для сопряжения МГ ЦУКС с пятью дежурно-диспетчерскими службами — ЦУКС МЧС России, ОРУ мэра и премьера Правительства Москвы, дежурными частями ГУВД и ГИБДД, а также ЦГСЭН [1]. КСА МГ ЦУКС введён в постоянную эксплуатацию и обеспечивает эффективную работу оперативной дежурной смены. Для обеспечения приёма от населения и организаций сообщений
о ЧС с использованием рекомендуемого Минсвязи России телефонного номера «051», создания в МГ ЦУКС собственной диспетчерской службы ВНИИ ГОЧС разработал соответствующий технический проект на базе технологий центра обработки телефонных
вызовов (CALL- центра) и компьютерно-телефонной интеграции.
Постановлением Правительства Москвы от 5 декабря 2000 г. № 972 одобрена, а Законом города Москвы от 24 октября 2001 г. № 47 утверждена «Комплексная целевая программа развития МГСЧС на 2001-2005 гг.», в составе которой была предусмотрена специальная подпрограмма «2.2. Совершенствование автоматизированной системы ЕСОДУ г. Москвы с учётом её функционирования в особый период».
К сожалению, работы по развитию АС ЕСОДУ, предусмотренные этой подпрограммой в 2001-2003 гг., практически не проводились, так как запланированное целевое финансирование выделено не было.
С 1986 г. для автоматизации процессов управления тушением пожаров в УГПС г. Москвы функционирует «Автоматизированная система связи и оперативного управления пожарной охраны (АССОУПО) «Дозор», которая, однако, в настоящее время и морально, и физически устарела.
Учитывая этот факт, по договорам с ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» в 1999-2002 г. ЗАО «Инфосистемы Джет» и ООО «Мактор» проводились НИОКР по разработке автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ) УГПС г. Москвы. Однако до сегодняшнего дня эти работы ещё не доведены до стадии ввода в постоянную эксплуатацию.
3. Перспективная организация ЕСОДУ г. Москвы
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопас-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
ности» положил начало преобразованию ГПС МВД России в ГПС МЧС России. Приказами МЧС России от 18 марта 2002 г. № 116 и от 10 сентября 2002 г. № 428 управления ГПС субъектов РФ подчинены начальникам соответствующих органов управления по делам ГОЧС и определены направления дальнейшего совершенствования территориальных систем оперативно-диспетчерского управления в ЧС с учётом изменения статуса телефонного номера «01» как номера экстренного вызова пожарных и спасателей.
С целью обеспечения реализации названной федеральной политики ВНИИ ГОЧС была разработана «Концепция развития Единой системы оперативнодиспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Москвы с учётом преобразования Государственной противопожарной службы», которая утверждена Министром МЧС России и мэром Москвы.
В рамках реализации концепции предполагается осуществить следующие мероприятия:
1. На базе МГ ЦУКС и ЦУС УГПС г. Москвы создать ЕДДС г. Москвы. ЕДДС г. Москвы на первом этапе своего создания может быть организована на нештатной основе, а в последующем — на штатной.
В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативно-дежурные и диспетчерские смены из расчета несения круглосуточного дежурства.
Каждая диспетчерская смена состоит из операторов-диспетчеров по приёму и обработке сообщений. Операторов-диспетчеров на начальных этапах развития ЕДДС предполагается функционально разделить на операторов-диспетчеров по приёму сообщений о пожарах и операторов-диспетчеров по приёму сообщений об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Оперативно-дежурный и диспетчерский персонал ЕДДС, ориентированный на пожары, в полном объёме выполняет функции и задачи ЦУС УГПС г. Москвы.
2. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС размещается на пунктах управления (ПУ), которые создаются в помещениях стационарных ПУ ГУ по делам ГОЧС г. Москвы по адресу «ул.Тверская, д. 8» и УГПС г. Москвы по адресу «ул. Пречистенка, д. 22» (для работы в мирное время), а также в помещениях защитного инженерного сооружения ГУ по делам ГОЧС г. Москвы и городского запасного ПУ (ГЗПУ) мэра и Правительства Москвы (для работы в особый период).
3. Учитывая, что ЕДДС г. Москвы является «ядром» ЕСОДУ, во многом определяющим оперативность и эффективность её функционирования, предлагается четыре основных этапа дальнейшего развития ЕСОДУ.
I этап (2002-2004 годы). ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»). Характеризуется наличием отдельных территориально разнесённых диспетчерских ГПС (в ЦУС УГПС г. Москвы) и ГОЧС (в МГ ЦУКС), между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам связи и переда-
чи данных. В этом случае телефонный номер «01» и номер «995-99-99», выделенный для обращения граждан в случае ЧС, работают параллельно.
После получения по номеру «01» и анализа поступившего сообщения о ЧС, не являющегося извещением о пожаре, диспетчер ГПС выполняет перекоммутацию этого вызова в МГ ЦУКС, где оно соответствующим образом обрабатывается. Аналогично, при получении по телефонному номеру «995-99-99» сообщений о пожарах они пересылаются в ЦУС УГПС г. Москвы.
В этом случае дополнительная информационная нагрузка на номер «01» и затраты на сопряжение МГ ЦУКС и ЦУС УГПС будут минимальными.
На этом этапе начинается разъяснительная работа среди населения об изменении статуса номера «01» в части приёма сообщений о всех видах ЧС, для отработки организационных и программно-технических решений следующего этапа - «Объединённая диспетчерская» (ЕДДС-ОД) создаётся опытный участок в г. Зеленограде,
По мере возрастания информационной нагрузки на номер «01» и технической готовности ЦУС УГПС г. Москвы ЕДДС-РД преобразуется в следующий вариант - ЕДДС-ОД.
II этап (2004-2005 годы). ЕДДС-ОД («Объединённая диспетчерская»). Характеризуется организацией рабочих мест диспетчеров ГОЧС непосредственно в здании ЦУС УГПС г. Москвы. В этом случае практически всю информационную нагрузку по работе с населением в случае возникновения пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий берёт на себя номер «01» (впос-ледствие на 4 этапе заменяемый на номер «112»).
Сообщения о пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, полученные по бесплатным телефонным номерам «01» и «112» («911») сотовых телефонных сетей г. Москвы, должны также переком-мутироваться соответствующими операторами связи на ЦУС УГПС г. Москвы.
Для справочного обслуживания населения по вопросам безопасности в ЧС должна быть создана справочно-консультационная служба ЕДДС (на базе многоканальных номеров — существующего «99599-99» и перспективного «051»), а также автоматизированная система консультативного обслуживания (АСКО) граждан через Интернет.
Всё это потребует увеличения количества линий специальной связи «01» к ЦУС УГПС г. Москвы (ориентировочно в два раза) и комплексной автоматизации процессов приёма и обработки сообщений граждан на основе создания Центра обработки телефонных вызовов (са11-центра) ЕДДС.
III этап (с 2006 года). ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»). Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация на «пожары» и «другие ЧС» стирается: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступающую информацию.
На этом этапе целесообразно оформление ЕДДС как штатного подразделения ГУ по делам ГОЧС г. Москвы.
Для реализации этого этапа необходимо создание соответствующей учебной базы для обучения операторов-диспетчеров современного уровня подготовки и организация самого процесса подготовки (переподготовки) персонала диспетчеров.
IV этап (по отдельному плану МГТС). ЕДДС-ЕС («Единая служба»).
В соответствии с документом «Система и план нумерации на сетях связи стран седьмой зоны нумерации», разработанным на основе международных соглашений Российской Федерации и утверждённым Государственной комиссией электросвязи и Минсвязи России, предусматривается выход на все экстренные службы по единому общеевропейскому номеру чрезвычайной помощи «112».
На этом этапе необходимо нормативно закрепить и организовать передачу непосредственно в ЕДДС сообщений граждан по бесплатному номеру МГТС «112» о пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в требуемых случаях и в другие экстренные службы.
4. Первоочередные задачи дальнейшей автоматизации функционирования ЕСОДУ
В настоящее время действует утвержденная Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 47 подпрограмма «Совершенствование автоматизированной системы ЕСОДУ г. Москвы с учётом её функционирования в особый период» «Комплексной целевой программы развития МГСЧС на 2001-2005 гг.», в которой, однако, ещё не были учтены вопросы развития автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления УГПС г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. № 367-ПП одобрена, а Законом г. Москвы от 9 июля 2003 г. № 47 утверждена «Городская целевая программа «Электронная Москва», в составе которой предусмотрены п. 1.3.7.6 «Создание опытного участка Единого дежурно-диспетчерского центра г. Москвы на базе единого канала реагирования на ЧС в Зеленоградском АО» и п.п. 1.3.7.7. «Создание ЕДДЦ г. Москвы на базе единого канала реагирования на ЧС, в том числе, экологические происшествия».
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. № 330-ПП разработан проект «Комплексной городской целевой программы развития гражданской обороны г. Москвы на 2004-2008 гг., в рамках которой предусмотрено создание резервного защищённого ЕДДЦ г. Москвы.
И, наконец, в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 17 марта 2003 г. № 76-РМ разработан проект
жарная безопасность г. Москвы на 2005-2009 годы», в которой планируется дальнейшее развитие АСОДУ УГПС г. Москвы, оснащение пожарных частей современными комплексами средств автоматизации.
Естественно, что все работы по развитию АС ЕСО-ДУ г. Москвы в рамках названных программ должны вестись системно и взаимоувязано, без дублирования и параллелизма.
Прежде всего необходимо провести проектирование и создание экспериментального Единого дежурно-диспетчерского центра г. Зеленограда, на котором должны быть отработаны основные организационные и программно-технические решения по ЕДДС г. Москвы.
В срочном порядке требуется уточнить организационное обеспечение АС ЕСОДУ с учётом преобразования ГПС: провести работу по анализу действующих нормативно-правовых и организационно-методических документов по развитию и функционированию ЕСОДУ г. Москвы, разработать проекты уточнённых документов и согласовать их с заинтересованными органами управления, разработать методические рекомендации по обучению населения новому порядку обращения к телефону «01» (с учетом различных категорий населения — детей, пенсионеров и др.).
Целесообразно также провести информационное обследование взаимодействующих с ЕДДС г. Москвы дежурно-диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ (более 30 служб), с целью разработки соглашений об их информационном обмене с ЕДДС, последующей интеграции разнородных информационных ресурсов ЕСОДУ г. Москвы в единое информационное пространство, а также осуществить имитационное моделирование функционирования АС ЕСОДУ с целью выработки рекомендаций по её составу, структуре и общему алгоритму функционирования.
Требуется подготовить и утвердить новое техническое задание, технический и рабочий проекты для дальнейшего развития АС ЕСОДУ г. Москвы с учётом изменения статуса телефонного номера «01», ввести в действие соответствующие подсистемы и комплексы средств автоматизации, а также разработать интегрированное СПИО АС ЕСОДУ г. Москвы.
Чрезвычайно важно создать современную мульти-сервисную сеть связи и передачи данных ЕСОДУ [2], обеспечить использование в интересах предупреждения и ликвидации ЧС городских систем видеонаблюдения [3].
Предполагается, что перечисленные мероприятия позволят уже к 2006 г. существенно поднять оперативность и эффективность совместных экстренных действий городских служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
«Городской долгосрочной целевой программы «ПоЛитература
1. Елисеев А.М., Попов А.П. и др. Единая система оперативного управления для Москвы // Ведомственные корпоративные сети и системы. — 2000. — № 2. — С.137-144.
2. Попов А.П. Системы связи при возникновении чрезвычайных ситуаций в Москве // Системы безопасности. - 2003. - № 2 (50). - С.114-115.
3. Елисеев А.М., Попов А.П. Системы видеонаблюдения в интересах обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях // Системы безопасности. ССТУ: Каталог. — 2003. — С.14-15.
Научно-технические разработки