ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
УДК 330.332.3
единая санитарно-защитная зона как инновационный прием реконструкции территории старопромышленных городов
н. н. крупина,
доктор экономических наук, профессор E-mail: info@gti. Ncstu.ru
е. н. киприянова,
кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации, электроэнергетики и охраны окружающей среды
E-mail: info>i. Ncstu. ru Георгиевский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета
В статье рассматриваются методологические аспекты проектирования единой санитарно-за-щитной зоны как инновационной технологии экологической реконструкции урбанизированной территории. Выявлены производственно-технические, природно-климатические, эколого-биологические и социально-экономические факторы, определяющие эффективность функционирования специальной барьерной территории, особенности озеленения и планировки, а также особенности многолетних зеленых насаждений как активов территории. Обозначены инструменты фискального стимулирования предприятий к инициативному проектированию. С позиций SWOT-анализа оценена целесообразность проектирования.
Ключевые слова: санитарно-защитная зона, факторы функционирования специальной территории, зеленые активы, фискальные меры, SWOT-анализ.
* Санитарно-защитная зона — СЗЗ.
Управление урбанизированной территорией основывается на нормировании предельно допустимого уровня техногенного воздействия, и важнейшей задачей является сокращение загрязнения воздушной среды. В фундаментальном исследовании Э. Ю. Безуглой и И. В. Смирновой констатируется, что основная часть населения (75 %) «находится под воздействием высокого и очень высокого уровня загрязнения» [2]. Критического уровня достигла эта проблема в старопромышленных городах, где территории с исторически высокой концентрацией индустриальных производств и наиболее интенсивным изменением среды обитания оказались неспособными эффективно функционировать и соответствовать новым требованиям к качеству жизни горожан. Для большинства городов противоречие между промышленным развитием и селитебным освоением настолько обострилось, что позволило специалистам отнести их к категории депрессивных
и даже регионов урбанистического кризиса. Сегодня экологический фактор становится решающим как при рыночной оценке недвижимости [14], так и при территориально-градостроительной реконструкции [1]. За основу коренного преобразования антропогенного комплекса с целью его долгосрочного устойчивого и гармоничного развития принимают природно-экологический каркас территории.
Авторы отдают предпочтение тому определению, согласно которому природно-экологический каркас территории есть совокупность взаимовли-яющих друг на друга, исторически сложившихся природных и искусственно созданных озелененных территорий, образующих пространственно организованную инфраструктуру, поддерживающую устойчивость ландшафта и микроклимата территории [4].
Качество воздушной среды формируется в результате сложного взаимодействия многообразных природных и антропогенных факторов, поэтому пространственная планировка, озеленение и благоустройство урбанизированной среды разрабатываются в том числе и с учетом механизма рассеивания примесей в атмосфере. Традиционно проекты снижения выбросов предусматривают ликвидацию неорганизованных источников, рационализацию транспортных потоков, переход на экологически чистое топливо, модернизацию воздухоочистного оборудования, вывод предприятий за городскую черту и т. п. По мнению авторов, перспективным направлением экологической реконструкции старопромышленных городов, способствующим сбалансированности отрицательных эффектов и повышению уровня комфортности городской среды, следует считать создание единых СЗЗ для промышленных узлов. Тем более что в структуре природно-экологического каркаса такие участки территории относят к буферным зонам, «обеспечивающим посредством регулируемого режима землепользования долгосрочную минимизацию внешних влияний на экологическую сеть и, следовательно, в определенной мере способствующим снижению темпов деградации ландшафта» [4].
Техногенное загрязнение воздушной среды наносит серьезный ущерб обществу и природе, поэтому формирование единых СЗЗ в промышленных узлах индустриальных городов переходит в разряд социально-экономических задач. Социальная составляющая опосредована конституционным правом горожан на здоровую среду жизнедеятельности,
дополненным требованиями безопасности производства [9, 11] и санитарно-гигиенического благополучия населения [14]. СЗЗ призваны обеспечить максимально возможные здоровые и безопасные условия труда и быта, нормальный микроклимат, озеленение и проветривание, благоустройство и эстетический ландшафт как на промышленных площадках, так и на прилегающих к ним жилых территориях. Экономическая составляющая обусловлена комплексом часто неоднозначных вопросов: ограничением прав землепользования и налоговым режимом СЗЗ, порядком бухгалтерского учета и амортизации многолетних зеленых насаждений и объектов благоустройства, распределением капитальных и эксплуатационных затрат, существенными издержками по переселению жителей, уплатой административных штрафов в случае нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Задачи управления экономикой города объединяют взаимоувязанные противоречивые требования: с одной стороны, роста занятости, увеличения объемов регионального продукта, максимизации налоговых бюджетных поступлений и, с другой стороны, эффективного рационального землепользования, ресурсосбережения, поддержания жизнеобеспечивающих свойств территории. Возникает реальная необходимость исследовать конкретные сложные, специальные строительные и инженерно-технические способы решения, взглянув на них с позиций общественной и государственной заинтересованности.
Цель авторов статьи — привлечь внимание широкой научной общественности, специалистов и государственных чиновников к необходимости создания эффективных многофункциональных барьерных территорий для защиты населения от техногенного воздействия, сохранения качества среды обитания, а также выработки инструментов фискального стимулирования предпринимателей к более активному инвестированию некоммерческого средоохранного проекта единой СЗЗ.
Академик Н. Н. Моисеев в результате моделирования основных природных процессов показал, что основной причиной деградации биосферы является непрерывно возрастающая техногенная нагрузка, порождаемая производственно-хозяйственной и военной деятельностью человека, развитием энергетики и транспорта. Именно интенсивный экономический рост в ХХ в. и обусловленный им
демографический взрыв спровоцировали экологический кризис. Теперь его преодоление зависит от усилий самих конкретных субъектов хозяйственной деятельности, в том числе от соблюдения природоохранных регламентов.
Санитарно-защитная зона — это территория с ограниченным режимом хозяйственной деятельности, отделяющая предприятие от жилой застройки. Ее функциональное назначение — служить защитным барьером, обеспечивающим требуемый уровень безопасности населения при работе предприятия в штатном режиме. Критериями для определения ее размера является непревышение на ее внешней границе и за рамками предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно допустимых значений физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и др.).
В старых городах страны, где предприятия размещались некогда на окраинах, но в процессе развития территорий стихийно и бессистемно «вросли в ткань города», СЗЗ перекрывают друг друга, встраиваются в жилые микрорайоны, дачные участки, рекреационные и общественно-культурные зоны, транспортные магистрали. Многие из них быстро постарели, их зеленые насаждения высохли и уже давно не выполняют защитную роль. Промзоны являются самыми экологически опасными территориями городов, в которых вынуждены работать и проживать люди.
Новые социально-экономические условия требуют инновационного подхода к территориальной организации городской промышленности и транспорта. В мегаполисах и крупных городах страны наметились два эколого-градостроительных направления реорганизации производственных зон [10]. Первое — экологизация и уплотнение промышленной застройки, создание замкнутых циклов, подавление выбросов, переход на малоотходные технологии. Второе — ликвидация промзон в центральных и средних районах, превращение их в рекреационные и более комфортные спальные и деловые (офисные) районы. Для остающихся предприятий создается единая СЗЗ.
Сопряжение территорий и общая производственная инфраструктура (инженерные коммуникации, дороги, ограждения, сооружения и т. п.) предполагают выработку определенных прав, обязанностей, порядка взаимодействия субъектов хозяйствования в отношении земельных площа-
дей, природных объектов, многолетних зеленых насаждений, жилой застройки и объектов общего пользования, а также определение стратегии проектирования барьерной территории.
В аспекте развития методологических вопросов стратегического проектирования предлагается авторский подход к систематизации факторов, определяющих эффективность функционирования единой СЗЗ (рис. 1). С учетом ее природы и функционального назначения выделены четыре группы факторов.
В группе производственно-технических факторов на первый план выходят отраслевая специализация и проектная мощность производства. Они в свою очередь определяют тип (организованный или неорганизованный, стационарный или подвижный) и количество источников загрязнения, массу, состав, класс санитарной опасности, эффект суммации выбрасываемых веществ, а также размер зоны активного загрязнения. Немаловажную роль играет активность транспортных потоков в районе промышленного узла, которая дополняет и увеличивает химическое, акустическое и тепловое воздействие промышленных установок. Плотность, способ расположения, ширина и высота зданий промышленной и жилой застройки определяют важнейшую характеристику аэрографических свойств городской территории — ветровую проницаемость (продуваемость, проветриваемость) [5, 13].
В группу природно-климатических факторов входят внешние условия рассеивания примесей в неограниченном пространстве атмосферы, ветровой и температурный режимы территории, осадки, инверсии, инсоляции и т. п. Группа эколого-биологических факторов объединяет факторы типологического и дендроэкологического порядка. Общеизвестно, что дискомфорт население испытывает в районах, где растительность занимает менее 25 %. Но защитные свойства озеленения определяются подбором специального сочетания многочисленных характеристик растений — размера, биологической устойчивости, эффективности поглощения загрязняющих веществ, восприимчивости инсоляций (облучение солнечными лучами), быстроты роста, цвета, формы и прозрачности кроны, почвенных условий и др. Группа социально-экономических факторов объединяет демографические и социально-бытовые условия размещения населения, его мобильность и трудовую активность, плотность расселения, жизненный уровень и др. Высокая демографическая емкость территории повышает вероятность массо-
Рис. 1. Факторы эффективного функционирования единой санитарно-защитной зоны промышленного узла
Производственно-технические:
• отраслевая специализация, мощность производства;
• типы источников и размеры зоны загрязнения;
• транспортная нагрузка;
• инфраструктура территории;
• промышленный ландшафт
Природно-
климатические:
• ветровой, водный
и температурный
режим;
• инверсии и
инсоляция;
• световой режим,
т.е. распределение
и изменение
интенсивности
солнечного света,
поступающего
к растениям;
• солнечная
радиация
Ключевые факторы эффективного функционирования единой санитарно-защитной зоны промышленного узла
Эколого-
биологические:
• коренное
озеленение;
• техническое
озеленение;
• почвенный
покров и др.
Социально-экономические:
• режим землепользования;
• инвестиции, затраты и самоокупаемость активов;
• благоустройство придомовой территории селитебной зоны;
• демографическая нагрузка
вых негативных изменений состояния здоровья и во многом определяет социально-экономический ущерб, а также востребованность качественных защитных мер и объем капитальных затрат.
Наиболее сложной и пока не регламентируемой официальными документами остается оценка индивидуального вклада каждого предприятия промузла в общий объем воздействия, причиняемый ущерб и, следовательно, в формирование единого бюджета проекта коллективной СЗЗ. В связи с этим целесообразно установить определенную последовательность действий.
1. Идентификация основных, вспомогательных, обслуживающих производств, выполняемых технологических операций с учетом используемых сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей, топлива, способов и режимов переработки, хранения, погрузки-выгрузки, транспортировки и
т. п. Применяемые техники и технологии должны быть в достаточной степени дифференцированы и детализированы, чтобы иметь возможность однозначно определить их взаимодействие с воздушной средой через конкретные источники загрязнения. Этот перечень обосновывается нормативными документами, регламентирующими производственную деятельность и в первую очередь мощность источника выброса и установленный предельно допустимый выброс конкретного загрязняющего вещества. Необходимо учитывать максимально возможное количество организованных (управляемых) и неорганизованных (слабоуправляемых) источников, а также вероятность возникновения нештатных ситуаций (неблагоприятных метеоусловий, аварийных, залповых, факельных и иных выбросов).
2. Тотальная инвентаризация всех источников воздействия на атмосферу, расположенных на территории
каждой промышленной площадки, входящей в прому-зел города; дальнейшая увязка с ними загрязняющих веществ по классам санитарной опасности и оценка угроз для здоровья работников и населения. Вещества должны быть характерными для данного вида отраслевой специализации производства и учтены в действующем санитарном классификаторе веществ. При этом следует руководствоваться национальными Руководствами [10, 3], а также международными документами в рамках правительственных соглашений, например, Коротким списком приоритетных веществ [8] и Перечнем вредных веществ Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, который получил название «грязной дюжины».
3. Ранжирование совокупностей «источник — вещество» с учетом установленных критериев приоритетности для каждого предприятия в отдельности и для промышленного узла в целом. Определение категории санитарной вредности предприятия и промузла, выбор ключевых источников, параметры которых учитываются при установлении расчетной границы СЗЗ по фактору химического загрязнения атмосферы.
4. Идентификация источников и критериев оценки физического воздействия на атмосферу — акустического, вибрационного, теплового, электромагнитного, радиационного (в отдельных случаях и пылеобразования, например, цементные или асбестовые заводы).
5. Определение расчетного размера и границ СЗЗ для каждого предприятия в составе промузла и для него в целом по всем видам воздействия на атмосферу. Окончательный размер и границы единой СЗЗ с учетом розы ветров устанавливаются в целях предотвращения максимального из выявленных воздействий и достижения максимального уровня безопасности городской среды.
6. Разработка проекта единой СЗЗ промуз-ла. В состав исходной информации включаются многочисленные документы, предусмотренные действующим порядком создания и согласования подобных проектов.
7. Определение организационно-правового механизма практического воплощения проекта: установление предприятия-заказчика, участников и порядка софинансирования работ, формы участия государства в проекте, способов информационной поддержки и связей с общественностью.
Активом называют имущество, которое находится в распоряжении организации и рассматрива-
ется ею как средство производственной деятельности, способное приносить доход. В состав активов территории СЗЗ следует включать:
• землю;
• многолетние зеленые насаждения;
• здания и сооружения, размещенные на ее территории;
• специальные технические объекты и элементы
благоустройства.
Управление этими активами основывается на процедурах учета, инвентаризации, нормирования, амортизации, охраны, страхования, оценки, списания, учета затрат. Именно отсутствие явной причинно-следственной связи между назначением большинства указанных элементов, объемом произведенной продукции и размером получаемой прибыли создает проблемы при начислении амортизации и учете затрат в целях налогообложения. С этих позиций проведено распределение активов СЗЗ по учетным критериям (табл. 1).
По мнению авторов, активы СЗЗ имеют двоякое значение. С одной стороны, они являются объектами производственного назначения, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических законодательно-нормативных требований и некоторых производственных задач, с другой стороны, выступают объектами общегородского значения, включенными в местообитание человека в силу ограниченности городского пространства.
Именно как объекты общественного значения, элементы СЗЗ составляют часть городского ландшафта и инфраструктуры территории, поддерживают пространственную устойчивость, дополняют промышленный дизайн, формируют эстетический облик наименее благоприятной части урбанизированной среды. Это дает основание рассматривать территорию единой СЗЗ уже и как экономический актив города. Сегодня права на распоряжение отдельными элементами СЗЗ рассредоточены между предприятиями, создающими соответствующие проекты и обслуживающими объекты благоустройства (включая зеленые насаждения), и муниципальным органам власти, которые обладают правом на земельный отвод и желают получать в казну соответствующий земельный доход.
Если главная цель городского управления состоит в повышении качества жизни горожан и сохранении единства городской среды, то она полностью соответствует идее проекта единой СЗЗ и в то же время не препятствует задаче повышения
Таблица 1
Активы территории единой СЗЗ промышленного узла по отношению к амортизации и учету в целях налогообложения
озеленение Благоустройство
Учитываемые Неучитываемые Учитываемые Неучитываемые
Многолетние защитные зеленые насаждения (деревья и кустарники), вступившие в эксплуатационный возраст Многолетние зеленые насаждения общего пользования на приофисной территории Подъездные пути, дороги, тротуары, пешеходные дорожки, ограждения, асфальт, путепроводы, мосты Автостоянки и парковки для транспорта сотрудников и клиентов
Специнвентарь Газоны Водоотводы Скамейки
Передвижное Клумбы Мусороприемники Фонтаны
Инженерные сооружения полива объектов озеленения Крышное, вертикальное, живые изгороди Системы площадного освещения Малые архитектурные формы
доходности землепользования. В границах СЗЗ земли могут использоваться как в социальных, так и в коммерческих целях, если будет урегулирован эффективный правовой механизм землепользования, снижающий налоговое бремя на природоохранное имущество предприятий. Это даст им возможность аккумулировать и реинвестировать средства в развитие территории СЗЗ, сократить в будущем бюджетные расходы на преодоление экологических внешних эффектов (экстерналий).
Организация и устройство СЗЗ являются частью градостроительной политики в области защиты населения и создания благоприятных условий проживания. Для некоторых городов и регионов России решение этой проблемы весьма востребовано. Например, город Мурманск вырос вокруг торгового морского порта, основанного в 1915 г. Санитарные требования к застройке определены значительно позже (1971 г.), поэтому сегодня в санитарной зоне порта (500 м) оказались службы железной дороги, судоремонтный завод, глиноземный терминал, спортивный ледовый дворец и многоэтажные жилые дома [15]. Предприятия в районе порта образуют промышленную зону и заинтересованы в создании проекта единой СЗЗ.
Такой проект призван выполнять координирующую и консолидирующую функцию рационального землепользования и защиты городской среды, содействовать более активной добровольной коллективной природоохранной деятельности, поэтому его следует рассматривать как интерактивный процесс, в котором сочетаются интересы группы субъектов хозяйствования, местных органов власти и жителей города. Инновационный подход к проекту единой СЗЗ промузла означает улучшение градостроительной практики, использование новых приемов решения сопряженных технических и социальных
задач, учета функций природно-экологического каркаса территории и сложившегося расселения людей. Выделим основные аспекты такого проекта:
• проектирование инженерной и транспортной инфраструктуры в целях субъектов хозяйствования с учетом режима ограничений землепользования и интересов местного сообщества;
• функциональное зонирование озелененной части СЗЗ;
• функциональное благоустройство СЗЗ в интересах предприятий;
• функциональное благоустройство СЗЗ на границе с жилой зоной в интересах жителей прилегающей городской территории.
В условиях рынка проект следует рассматривать как бизнес-план нововведений в части реконструк-ционной планировки, озеленения и благоустройства специальной общегородской территории. В этом плане обосновываются:
• цель,
• задачи,
• основное содержание работ,
• требуемые ресурсы,
• правовое, кадровое, информационное и организационное обеспечение,
• стоимость бюджета и источники финансирования,
• срок реализации и период окупаемости капиталовложений, ожидаемые эффекты. Особенностью проекта единой СЗЗ, в значительной мере определяющей экономическую отдачу инвестиций, является его жизненный цикл, длительность которого определяется исключительно активами «барьерного ядра», т. е. многолетними зелеными насаждениями.
В действующей бухгалтерской классификации основных производственных фондов име-
ется соответствующая номинация, но в отличие от традиционных объектов основного капитала полезное использование и амортизация «зеленых насаждений» начинаются не по факту приобретения и посадки саженцев, а с момента наступления эксплуатационного возраста древесно-кустарниковых пород. Поэтому продолжительность жизненного цикла проекта единой СЗЗ определяется, с одной стороны, периодом функционирования самого производственного объекта (собственника актива), с другой стороны, временем поступательного реинвестиционного воспроизводства изношенных зеленых насаждений. Можно выделить три фазы жизненного цикла проекта.
• I фаза — инвестиционная: высадка деревьев и доведение их до эксплуатационного возраста (в среднем 3—4 года);
• II фаза — активное санитарное функционирование: период полезной (защитной) эксплуатации (в среднем 20—30 лет);
• III фаза — угасание: период старения, потери защитных свойств и утилизации зеленых насаждений (в среднем 5—10 лет).
Таким образом, жизненный цикл проекта растягивается на период не менее 45 лет, а прогрессивные технические решения должны преодолевать непродуктивный опыт большинства барьерных территорий промышленных регионов страны. Явно некоммерческий и поэтому обременительный характер данного инфраструктурного производственного объекта приводит к финансированию СЗЗ по остаточному принципу. Упускаются вопросы тщательного подбора древесно-кустарниковых пород и грамотной пространственной планировки их посадки. Технологическая сущность барьерной территории позволяет выделить три самостоятельных участка:
• первый — так называемая «зона задымления», где наблюдаются максимальная концентрация примесей и постоянная сильная загазованность. Роль озеленения состоит в разрушении концентрированных форм токсичных воздушных потоков, поэтому имеется весьма ограниченный перечень дорогостоящих газостойких пород деревьев, способных приживаться в конкретном климатическом районе. Из-за повышенной агрессивности среды срок полезного использования деревьев весьма ограничен по сравнению с их ростом в естественных условиях, требуются специальные технологии ухода за растениями
и системы диагностического контроля за их состоянием.
• второй участок (средний) — зона непостоянной загазованности, где многолетние зеленые насаждения должны обеспечивать рассеивание примесей, газопоглощение, проветривание, тепло- и шумоизоляцию.
• третий участок непосредственно прилегает к жилой зоне (фактически это завершение промышленной площадки предприятия), где должно наблюдаться весьма слабое загрязнение приземного слоя атмосферы, а концентрация примесей не должна превышать предельно допустимого или фонового значения. У зеленых фильтров двойная задача: выполнять защитные функции и повышать эстетико-декоративные качества городского ландшафта, в лучшем случае формировать точечные рекреационные зоны. Естественно, в проектировании востребованы
компетенции специалистов разного профиля (инженеров, биологов, архитекторов), а специализация, трудоемкость и сложность работ объясняют невозможность воплощения проекта только силами заинтересованных предприятий.
Среди проектировщиков и руководителей предприятий нет единодушия в оценке целесообразности проекта единой СЗЗ ввиду сложности и неоднозначности ситуации, отсутствия широкой успешной практики, непроработанности организационных и методических аспектов. В первую очередь, не решены правовые вопросы — кто выступает инициатором (заказчиком) проекта, какова роль уполномоченного органа (Роспотребнадзора), какова степень участия местной администрации и т. п. Так, генеральный директор Института прикладной экологии и гигиены А. Ю. Ломтев обозначает пять причин целесообразности проекта: экономия финансовых средств (для каждого участника и по проекту в целом); сокращение сроков проектирования; оптимизация системы контроля за уровнем воздействия на население; корректная оценка и интерпретация региональной ситуации и принятие более взвешенных управленческих решений; положительное решение ряда вопросов градостроительной деятельности и городского землепользования [12]. Данный институт разработал проект единой СЗЗ для Мурманского порта, однако специалисты порта дают более резкую оценку, указывая, что «не созданы и не отработаны механизмы взаимодействия предприятий внутри промышленных групп, а имею-
щаяся практика не подтверждает жизнеспособности проектов единой СЗЗ в связи с перманентными изменениями на предприятиях (не связанных единым управлением)» [15]. Н. В. Кичигин и В. В. Василевский указывают на большую заинтересованность органов федеральной и региональной власти в установлении единой СЗЗ в сравнении с субъектами хозяйствования, высказывая мнение о том, что «функцию инициатора и координатора разработки проекта единой СЗЗ может взять на себя местная администрация, поручив выполнение данной задачи муниципальному комитету по охране природы или муниципальному учреждению» [6].
Правовая неопределенность, неявный и всеобщий некоммерческий характер конечного результата в виде нормативно чистой воздушной среды указывают на необходимость коллективных усилий представителей городской администрации, потребителей, деловых партнеров, местного сообщества в дальнейшем решении этой социально значимой задачи. Разумеется, определенные природоохранные издержки предприятия включают в цену продукции, ее оплачивает потребитель, который может и не проживать в данном городе. Но природоохранная деятельность — это более масштабные и разноуровневые капиталоемкие мероприятия, выходящие за пределы инженерной защиты атмосферы. Денежных средств на соответствующую планировку СЗЗ явно недостает, к тому же законы конкуренции не позволяют «перегружать себестоимость». В интересах всех участников рынка — найти способы экономической поддержки проекта.
Власти региона в рамках имеющихся полномочий могут разрешить многие «спорные вопросы», связанные с землепользованием, кредитованием, налогообложением, ценообразованием, организацией надзора. Для реализации проекта единой СЗЗ в старопромышленных городах, по мнению авторов, следует задействовать фискальный механизм стимулирования предприятий, включающий прозрачные и реально действенные инструменты:
• бюджетное субсидирование долгосрочных «зеленых кредитов»;
• отмена налога на землю, отводимую под территорию единой СЗЗ;
• отмена налога на имущество в отношении инновационного, работающего с высоким коэффициентом очистки (не ниже 98 %) газоочистного и пылеулавливающего природоохранного оборудования;
• распространение права на амортизационную премию и ускоренную амортизацию на объекты основных средств «многолетние зеленые насаждения», высаженные на первом участке СЗЗ (в зоне задымления);
• использование средств целевой ценовой «зеленой надбавки» (например, в размере 0,01 % от себестоимости) исключительно для покрытия эксплуатационных затрат по СЗЗ (равно как и других средств, полученных от налоговых льгот) и выполнения роли «зеленой метки» в коммуникациях;
• создание на границе единой СЗЗ высокотехнологичных инфраструктурных элементов коммерческого значения (самоокупаемых), передаваемых на правах аренды предпринимательскому сообществу города (банкоматы, рекламные табло, платные парковки и т. п.).
• бесплатное предоставление городской земли под строительство многоквартирных домов для переселения горожан с территории СЗЗ.
По результатам технико-экономического обоснования проект признается эффективным, если его чистая стоимость положительна. Однако отсутствие развитой системы инструментов организационно-экономического механизма поддержки природоохранных инвестиций приводит к тому, что он пока остается убыточным. Реализация проекта в требуемом объеме оздоровительного эффекта под силу только крупной корпорации, имеющей возможность перераспределять природоохранные затраты на другие бизнес-проекты. Предложенный набор фискальных льгот позволит перевести проект СЗЗ из категории «неэффективный» в категорию «нейтральный» (отсутствие убытков), что сделает его более доступным и для предприятий среднего и малого бизнеса. Идеальное условие для реализации — это организация административного сопровождения в статусе проекта государственно-частного партнерства в целях достижении экологических стандартов качества жизни и устойчивого развития территории. Сегодня вопрос о заказчике проекта единой СЗЗ промузла остается открытым, так как он законодательно пока не решен, что оставляет место для дискуссии.
Стратегический подход к оценке проекта единой СЗЗ выявил существенные позитивные и негативные аспекты (табл. 2). Существование угроз в большей степени связано с неуправляемыми рисками, возникающими в том числе при игнори-
Таблица 2
Элементы SWOT-анализа в оценке целесообразности организации единой санитарно-защитной зоны промузла
Аспекты Характеристика
Позитивные Возможности: — улучшение архитектурно-художественного и ландшафтно-эстетического качества городской территории; — ускорение аттестации рабочих мест, что приводит к сокращению воздействия профессиональных вредностей. — создание единой системы контроля и мониторинга состояния атмосферы города; — территория СЗЗ не является собственностью предприятия, а принадлежит городу, что позволяет сбалансировать интересы разных субъектов рынка в условиях дефицита земельных ресурсов; — разработана достаточная нормативно-правовая и научно-методическая база в части проектирования СЗЗ; инновационный подход к проектированию территории
Сильные стороны: — выполнение законодательных норм; — увеличение площади эффективного озеленения, увязка единой СЗЗ в единую систему городского озеленения; — обеспечивается синергии эффектов планировочной организации единой СЗЗ и мультипликативный эффект инвестиций, что замедляет темпы деградации городской среды; — концентрация высокотехнологичных социально значимых элементов благоустройства в границах придомовых территорий; — рациональное использование земли в границах промышленной зоны при размещении разрешенных объектов социального назначения; — межкорпоративная кооперация в сфере природоохранной деятельности с целью консолидации производственных, финансовых, технологических, кадровых ресурсов; — большая согласованность позиций и интересов органов власти, бизнеса и местного гражданского сообщества; экономия ресурсов предприятий и городского бюджета
Негативные Слабые стороны: — в случае диверсификации или роста масштабов производства при низкой эффективности воздухоохран-ных мероприятий возникает необходимость изменения размеров и границ единой СЗЗ; — конфликты субъектов хозяйствования при оценке индивидуального вклада в общее загрязнение воздушной среды; — организационные трудности (из-за многоначалия в управлении и различия в приоритетах и стратегиях); — высокие первоначальные инвестиции (капитальные затраты) и значительные эксплуатационные издержки; — длительный период окупаемости инвестиций в создание единой СЗЗ; — отсутствие возможности учета текущих затрат по содержанию отдельных объектов благоустройства в целях налогообложения; — амортизация многолетних зеленых насаждений начинается с момента достижения ими эксплуатационного возраста, т. е. через 3—4 года после посадки; невозможность достижения высокого защитного эффекта по всем видам воздействия (загрязнение, шум, тепло, излучение и др.) одновременно
Угрозы: — в ситуации аварии или залпового выброса уровень загрязнения воздушной среды повышается, барьерная функция СЗЗ ослабевает; — объективное проявление и неуправляемый вклад в загрязнение воздушной среды естественного круговорота и трансграничного переноса веществ в природе; — неэффективная СЗЗ или их отсутствие создает угрозы изменения микроклимата, отрицательно влияет на здоровье населения и демографические процессы; — обязателен подбор специальных древесно-кустарниковых пород; срок их полезного биологического использования в СЗЗ будет на 20—25 лет короче, чем при произрастании в природной среде
ровании требований создания вокруг промышленных объектов барьерных зон. А существование слабых сторон — с финансовым обременением, которое можно в принципе преодолеть, изменив некоторые «правила игры». Сильные стороны проекта определяются достижением согласован-
ных межкорпоративных действий, инициирующих мультипликативный социально-экономический эффект инвестиций, а возможности — гармонизацией городской среды и балансом разнонаправленных интересов предпринимателей, собственников, государства, местного общества, потребителей,
деловых партнеров. Концепция оценки проекта единой СЗЗ приведена на схеме (рис. 2).
Сравнение действующего и предлагаемого подходов к выработке стратегии проектирования единой СЗЗ в условиях старопромышленных городов указывает на перспективность практической реализации обсуждаемого вопроса (табл. 3).
Сформулируем главные выводы:
корпоративные природоохранные мероприятия позволяют сэкономить государству и конкретному промышленному региону миллиарды рублей, так как здоровая чистая среда жизнедеятельности опосредует рост социальной и экономической активности здорового общества;
экологическая реконструкция депрессивных промышленных территорий должна опираться на технологии гармонизации урбанизированной среды, включающие проекты единой СЗЗ промузла;
проект единой СЗЗ следует рассматривать как инновационный и многофункциональный объект пространственной инфраструктуры, сочетающий в себе производственный и социальный потенциалы;
государственное администрирование путем предоставления комплекса фискальных мер должно стимулировать предприятия к инициативному софинансированию проекта единой СЗЗ.
Проект:
Задачи:
инновационным подход к проектированию; максимальное снижение негативного воздействия; рационализация бюджета проекта единой СЗЗ
Вложение средств ;
1. Источники финансирования:
• прибыль предприятий-участников;
• амортизационные средства;
• средства региональных внебюджетных фондов
2. Непосредственное инвестирование:
• разработка проекта единой СЗЗ промышленного узла;
• воплощение проекта на территории;
• доведение многолетних зеленых насаждений
до эксплуатационного возраста
Отдача средств (результаты)
2. Улучшение
производственного
микроклиматаи
сокращениеуровня
профессиональных
заболеваний
3) Повышение уровня
благоустройства территории
уровня негативного
1. Снижение
воздействия:
• химического загрязнения воздушной среды (25-30 %);
• акустического (шумового) на 15-40%;
• теплового (20-25%);
• электромагнитного (10-15%);
• радиационного (5-10%);
• пылеулавливание (до 50%)
4) Сокращение
эколого-
экономического
ущерба
5) Частичная самоокупаемость вложений в проект
Генерируемые эффекты
1) ироизноданеиный 2) экономический 3) ЭКО.Ю1ИЧССКИЙ
4) региональный
5) социальный
6) бюджешый
7) имиджевый
Рис. 2. Оценка проекта единой санитарно-защитной зоны промышленного узла
Список литературы
1. Алексашина В. В. Экологический императив промышленного строительства // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 6. С. 31—32.
2. Безуглая Э. Ю., Смирнова И. В. Воздух городов и его изменения. СПб. 2008.
3. Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест). МУ 2.1.6.792-99.
4. ГеоргицаИ. М. Особенности конструирования экологического каркаса крупных территорий
Таблица 3
Стратегия развития единой санитарно-защитной зоны
Элементы Старый подход Новый подход
Ключевые функции Защитная (барьерная). Ландшафтная Дополнительно: • градообразующая; • информационная; • экономическая
Условия реализации Пространственная Разобщенность элементов СЗЗ и городской среды. Отсутствие единой системы управления и ответственности. Определенные противоречия между режимом использования СЗЗ и интересами города Постоянно развивающееся взаимодействие с динамичной городской средой и мобильным населением. Единое городское пространство, архитектурная композиция. Учет доминирования влияния СЗЗ на условия жизни населения прилегающей селитебной зоны
Финансирование Отсутствие связи природоохранного планирования с общим городским землеустройством. По остаточному принципу Целенаправленное инвестирование и бюджетирование, мобилизация резервов, опосредованных статусом территории и режимом землепользования
Ключевые субъекты отношений Индивидуальные СЗЗ конкретных промышленных предприятий города Предприятия промзоны. Предприятия сферы ЖКХ. Органы государственной власти; население города. Другие заинтересованные лица
Области возможностей Отсутствие механизмов генерирования средств для реинвестирования в благоустройство и озеленение территории СЗЗ Использование территории с целью повышения уровня самоокупаемости затрат на содержание единой СЗЗ. Выявление скрытых, но не потерянных для города земельных ресурсов и объектов инфраструктуры
// Ярославский педагогический вестник. Естественные науки. 2011. № 1. С. 181—185.
5. Горюнкова А. А. О методологии мониторинга и прогнозирования загрязнения атмосферы при аварийных выбросах опасных химических веществ // Технологии техносферной безопасности. 2011. № 4. С. 1—4. URL: http://ipb. mos. Ru/tttb.
6. Кичигин Н. В., Василевский В. В. Санитар-но-защитная зона: единая или индивидуальная // Экология производства. 2008. № 10. C. 24—26.
7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
8. О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде и их влиянии на здоровье населения: информационное письмо Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России от 07.08.1997 № 11/109-111.
9. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
10. Руководство по оценке рисков для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. URL: http://76. rospotrebnadzor. ru/img/news/files/574.doc.
11. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (новая редакция). URL: http://www. rg. ru/2008/02/09/sanitar-dok. html.
12. Сводные проекты ПДВ и проекты единых СЗЗ. Презентация. URL: http://Minecon. Bashkortostan. Ru.
13. Тасейко О. В. Моделирование пространственного распределения загрязнителей от автотранспорта в условиях городской застройки // География и природные ресурсы. 2004. Специальный выпуск. С. 180—185.
14. Трифонова Т. А., Краснощекое А. Н. Оценка экологической компоненты в кадастре земель урбанизированных территорий // ArcReview. 2008. № 4 (47).
15. URL: http://www. portmurmansk. ru.