__
г
В.В.ШАЙДУРОВ, Л.Ф.НОЖЕНКОВА,
Институт вычислительного моделирования СО РАН, г.Красноярск
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2004-2006 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Оценка сложившейся ситуации в области информатизации на территории Красноярского края показала острую необходимость координации процесса информатизации путем концентрации финансовых, материальных, кадровых, организационных и методических ресурсов для достижения конкретных целей. Отрадно, что в течение 2004 года под руководством Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края была завершена разработка Программы информатизации края на 2004-2006 годы [1].
В юридическом смысле она представляет собой закон Красноярского края, направленный на создание региональной информационной инфраструктуры органов власти края. Информатизация края в этой части рассматривается прежде всего как информационно-технологический процесс усиления управления регионом.
В более широком смысле она представляет собой совокупность средств и методов объединения ресурсов имеющихся и новых краевых программ, содержащих элементы информатизации, координацию ведомственных проектов и федеральных программ, реализуемых на территории края, в области информатизации. При этом большое значение уделяется политическим, социальным, экономическим, организационно-правовым целям, а также реальным результатам их достижения, улучшающим жизнь граждан, общества и действенность государственной власти.
В этой связи целесообразно рассмотреть проблемы взаимодействия создаваемой Единой информационной системы здравоохранения (ЕИС) с развивающейся инфокоммуникационной инфраструктурой края.
© В.В.Шайдуров, Л.Ф.Ноженкова, 2004 г.
№11, 2004
СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
В Красноярском крае географически и исторически сложились объективные условия, которые необходимо учитывать при решении вопросов информатизации:
♦ значительная территориальная протяженность и суровые климатические условия;
♦ слабое развитие информационной инфраструктуры управления;
♦ недостаток либо отсутствие квалифицированных кадров в отдаленных районах.
Информационные ресурсы в крае развиваются по ведомственному и отраслевому признаку. Владельцами крупных баз данных, справочных и информационных систем являются краевые подразделения федеральных органов власти, администрация края, крупные промышленные предприятия, научные, образовательные учреждения и библиотеки. Открытый доступ обеспечивается преимущественно к правовым базам данных; иные общедоступные ресурсы в основном представлены в сети Интернет.
Главные потоки информации проводились через технологические сети федерального, регионального и корпоративного уровней, а их незначительная часть - через сети муниципального и локального уровней. Однако тенденции последних двух лет свидетельствуют о больших темпах развития локальных и муниципальных сетей по отношению к другим сетям.
Информационное взаимодействие обеспечивается глобальными сетями передачи данных Sprint, Релком, Интернет и рядом корпоративных сетей. В большей степени информация в крае передается по кабельным каналам (оптоволокну, магистральным и телефонным каналам).
В то же время для края из-за большой протяженности характерно развитие радиосвязи (релейной, тропосферной, спутниковой, транкин-говой, сотовой).
Особенность состояния телекоммуникационной инфраструктуры края заключается в существенном различии уровня и качества обеспеченности телекоммуникациями в городах и районах края. В последних качество и уровень телекоммуникационных сетей связи очень низкие, а в некоторых районах телефонная связь вообще отсутствует. Даже в г.Красноярске, наряду с появлением и развитием современных технологий, используется морально устаревшее и физически изношенное оборудование декадно-шаговых и координатных систем, практически не пригодное для целей информатизации. Значительные цены организаций электросвязи на подключение к быстрым каналам связи (2 Мбита/с) создают барьер на пути их использования. Поэтому на повестке стоит создание оптоволоконной внутригородской сети государственных учреждений.
Причем это только один из вопросов, который необходимо отразить в концепции городской целевой программы информатизации г.Красноярска. К сотрудничеству по созданию этой концепции мы призываем ведущие учреждения и предприятия информационно-коммуникационной отрасли.
Необходимо организационно объединить усилия, уже проводимые в настоящее время в городе Красноярске народным образованием, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, органами социальной защиты, подключив организации здравоохранения, ОМС и другие ведомства.
Аналогичные объединения целесообразно осуществить в городах Норильске, Ачинске, Канске.
Главной особенностью края является высокий научно-технический и образовательный потенциал в области информационно-телекоммуникационных технологий, который способен стать главной движущей силой повышения социально-экономической эффективности и общественной значимости процесса информатизации. Но он сосредоточен главным образом в крупных городах. Что касается сельских районов, то отсутствие квали-
>
гчшш
ЬЛ1
I
>
фицированных кадров придется компенсировать программным обеспечением и базами данных, дистанционно управляемыми и дистанционно модифицируемыми.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В процессе развития информатизации края, наряду с положительными тенденциями, имеется ряд проблем:
♦ большинство федеральных, краевых и муниципальных органов власти работают с данными, имеющими единую основу (сведения о населении, о юридических лицах, об объектах и ресурсах управления и др.), но ведут свои информационные базы обособленно, не взаимодействуя между собой;
♦ информационные ресурсы органов власти не имеют унифицированной технологической основы, не согласованы по форматам обмена данными, а созданные в крае базы и банки информационных ресурсов не имеют единых классификаторов, разбросаны по ведомствам и непригодны для совместного использования;
♦ не преодолен монополизм управленческих и коммерческих структур на доступ в открытые информационные ресурсы;
♦ ведомственная разобщенность информатизации края приводит к дублированию затрат бюджетов разных уровней на создание одних и тех же информационных продуктов, нерациональному использованию трафика связи;
♦ региональная стратегия развития отрасли ИКТ и законодательная база информатизации практически отсутствуют.
По первой проблеме на каком-то этапе необходимо обеспечить взаимодействие ЕИС с государственным регистром населения (ГРН) и активизировать его создание на территории края.
Острота второй проблемы по форматам обмена данными снижается путем создания программных шлюзов и конверторов данных, обслуживаю-
щих также переходы из одной программной платформы в другую с целью наследования накопленных баз данных. Что касается стандартизации справочных данных, то следует отметить планомерную работу Управления здравоохранения администрации Красноярского края, Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра и Красноярского краевого фонда ОМС по созданию автоматизированных медицинских региональных справочников и классификаторов, существенно облегчающих вопросы автоматизации и имеющих значительную ценность и для других субъектов РФ.
Острота третьей проблемы, с одной стороны, может быть снижена путем законодательного разграничения прав доступа к открытым информационным ресурсам, обеспечением сохранности и конфиденциальности, а также наложением обязательств по их поддержанию и актуализации. С другой стороны, необходимо предусмотреть меры и средства сохранности и неразглашения соответствующей информации.
Про значительную экономию финансовых и материальных ресурсов в случае координации процессов информатизации уже говорилось. Добавим, что при координации сокращаются также эксплуатационные расходы. Например, при объединении учреждений несколько сокращается плата за внешний трафик (вне города и края) и существенно поднимается пиковая скорость доступа к информации. Необходимо активно учитывать опыт других организаций и регионов России. Помимо экономии сил, это дает ощутимое ускорение темпов информатизации. И наконец, с учетом складывающейся практики в крае и стране необходимо закреплять в краевых законах и ведомственных инструкциях достигнутые результаты и элементы стратегии. Следует учитывать, что информатизация осуществляется под воздействием следующих внешних неблагоприятных факторов:
1. Начальная стадия создания государственной электронной стратегии в области информатизации.
гчшш
www.idmz.nu ЦП
№11, 2004
2. Слабая адаптируемость к региональным условиям России зарубежных методик и практического опыта создания информационного общества.
3. Недостаточный уровень решения ряда региональных организационных задач: отсутствие единого координирующего органа, неполнота и несовершенство регулирующих механизмов и нормативной правовой базы, перспективных планов и проектов развития, которая приводит к бессистемности процесса информатизации.
Острота первого фактора постепенно снижается по мере реализации ФЦП «Электронная Россия». Коллективные усилия участников этой Федеральной программы в последние годы под влиянием изучения и адаптации международного опыта начали оформляться во все более конкретные платформы, например, такие, как Единая государственная система управления и передачи данных (ЕГСУПД) и Единая функциональная архитектура (ЕФА). ЕГСУПД имеет непосредственное отношение к транспортно-организационной основе передачи данных органов управления от федерального до муниципального уровня. ЕФА накапливает свод принципов и рекомендаций по организации и функционированию административного управления с целью максимальной ориентации на результат.
В крае накоплен опыт развития и внедрения передовых информационных технологий, который показал, что рациональная организация работ по информатизации административного управления на всех уровнях должна основываться на глубоком системном анализе автоматизируемых бизнес-процессов. При этом ключевым моментом является выделение типовых функциональных задач. Выбор и совершенствование информационных технологий для типовых решений, разработка тиражируемых программных продуктов позволяют не только экономить средства за счет устранения дублирования разработок, но и обеспечивать специалистов и работников сферы административного управления более качественными апробированными программными продуктами и информаци-
онными системами. При этом значительно сокращаются сроки адаптации и внедрения, упрощается процесс обеспечения совместимости программных продуктов.
Автоматизация бизнес-процессов управления в крупных территориально-отраслевых системах сводится к решению следующих типовых функциональных задач:
♦ сбор первичных (учетных) данных;
♦ сбор агрегированных отчетно-статистических данных;
♦ организация накопления и использования централизованных (или распределенных) информационных ресурсов;
♦ аналитическое электронное картографирование с применением ГИС;
♦ оперативный анализ данных с применением разнообразных методов и аналитических технологий;
♦ формирование аналитических отчетов;
♦ представление аналитических показателей и отчетов с применением web-технологий;
♦ формирование системообразующих элементов - единых общесистемных справочников и классификаторов.
Следует отметить, что перечисленные типовые функциональные задачи во многом решены в процессе создания Единой информационной системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования Красноярского края. Опыт создания этой системы и других территориально-ведомственных программ информатизации, в том числе других регионов, показывает целесообразность и практическую осуществимость проектов информатизации на основе скоординированного решения типовых функциональных задач.
Перечисленные задачи не являются изолированными. Например, сбор первичных данных в таких важных системах, как информационная система по учету социально незащищенных категорий граждан или информационные системы медицинских учреждений «Электронная история болезни» и «Электронная амбулаторная карта»,
>
гчшш
ЬЛ1
I
>
должен иметь и средства анализа, и средства формирования отчетов. Потребность в системах сбора первичных данных очень широка: здравоохранение, социальная защита, учет имущества, землепользование, образование - перечень сфер применения практически совпадает с территориально-ведомственной структурой организации управления. Именно эти системы составляют базовый уровень - основу информационной пирамиды в каждой ведомственной или территориальной системе.
Финансовые и временные потери, связанные с наличием второго фактора, могут быть существенно снижены за счет учета практического опыта других территорий и проектов на других территориях. Например, Институт вычислительного моделирования имеет большой опыт работ по проектированию и реализации территориально-ведомственных и объектовых систем. В частности, Институт реализует и внедряет свои разработки в сферах регионального и муниципального административного управления, экономики, здравоохранения, обязательного медицинского страхования, социальной защиты населения, землепользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в экологии и во многих других сферах организационного управления как в Красноярском крае, так и в других регионах России. В частности, в настоящее время Институт выиграл тендеры и приступил к реализации двух проектов в ХМАО - по развитию геоинформационной аналитической системы ТЕРРА и по созданию информационной системы Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО. В этих и других разработках наш институт работает во взаимодействии с нашими постоянными партнерами - ООО «Информационные технологии» и ООО «ТОРИНС». В своих докладах на этой конференции наши сотрудники постараются представить свои разработки и типовые технологические решения.
Третий фактор, например, в здравоохранении края существенно снижен созданием Краснояр-
ского информационно-аналитического центра Управления здравоохранения и соответствующих отделов Краевого фонда ОМС и может быть практически устранен принятием соответствующих организационно-координирующих решений Управления здравоохранения и фонда ОМС. Что касается информатизации края в целом, то реализация программных мероприятий требует создания соответствующей организационной структуры в администрации края и включения специальной строки по информатизации в бюджет края. Необходимо также опираться на организационную и технологическую готовность включения ведомственных систем в единое информационное пространство края.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КРАЯ
Цель Программы информатизации края - повышение эффективности решения задач социально-экономического развития за счет интеграции территориально-отраслевых информационных ресурсов, внедрения новых информационно-аналитических технологий и формирования единого информационного пространства управления краем.
Основу формирования, функционирования и развития единой краевой информационной системы составляют следующие принципы:
♦ первоочередность создания общесистемных информационных ресурсов, справочников и классификаторов общего пользования;
♦ обеспечение взаимодействия краевых и муниципальных информационных ресурсов и информационной совместимости;
♦ внедрение аналитических технологий поддержки управления на всех уровнях;
♦ внедрение типовых систем и устранение дублирования разработок;
♦ открытость архитектуры построения информационных систем;
♦ обеспечение межсистемного обмена данными и документами;
гчшш
www.idmz.nu ЦП
№11, 2004
♦ безопасность информационных ресурсов, систем и сетей.
Основные задачи Программы выглядят следующим образом:
1. Системное проектирование Единой краевой информационной системы и Красноярского регионального сегмента Единой государственной системы управления и передачи данных, направленное на интеграцию и централизацию информационных ресурсов и повышение эффективности их использования.
2. Создание и внедрение основных компонентов Единой краевой информационной системы и формирование единого информационного пространства края на основе применения новых информационно-аналитических технологий, развития систем информационного обмена и сбора данных.
Ожидаемыми конечными результатами реализации мероприятий Программы являются:
1. Системный проект «Создание единой краевой информационной системы».
2. Проектно-сметная документация и обоснование для создания Красноярского регионального сегмента ЕГСУПД.
3. Система ведения единых территориальных справочников и классификаторов.
4. Централизованное хранилище данных и регистр информационных ресурсов Единой краевой информационной системы.
5. Краевая информационно-аналитическая система.
6. Интегрированная система электронного обмена и сбора данных.
Как видно, мероприятия Программы предполагают крупноблочную реализацию типовых функциональных задач, и их решение должно быть ос-
ЛИТЕРАТУРА
новано на использовании передового опыта и межведомственной координации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественная оценка прогнозируемого экономического эффекта от реализации Программы состоит в следующем:
♦ повышение производительности труда (примерно на 40-60% сокращается время обработки, анализа документов, подготовки справок, отчетов);
♦ снижение на 30-40% непроизводственных потерь, свойственных документообороту на бумажных носителях;
♦ повышение квалификации служащих;
♦ экономия времени на обработку информации, включая получение паспортов социально-экономического развития территорий;
♦ экономия бюджетных средств за счет устранения дублирования разработок и осуществления политики внедрения информационно совместимых программных продуктов, в частности, за счет реализации системного проекта создания Единой краевой информационной системы и системы ведения единых общекраевых и классификаторов;
♦ экономия бюджетных средст рения технологий гибкого формир ных форм, позво
ти изменения пр нениях норматив ментирующих от ♦ повышени ной поддержки у ния аналитическ и специалистов края.
необхо тов пр ментов,
ляющих избежать эграммных проду| но-правовых доку четность;
эффективности травления краем за счет 1х программ для руковод рганов г
справочников
$ за счет внед-ования отчет-димос-
нформ
изме-регла-
ацион-
недре-ителей
Ш
№
1. Закон Красноярского края № 11-2087 от 25.06.04 г. «О грамме «Информатизация Красноярского края» на 2004-200