М.В. Талан, Э.Д. Шайдуллина,
доктор юридических наук, профессор. Нижегородская академия МВД России
Казанский юридический институт МВД России
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ НАД ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ
UNIFORM STATE AUTOMATIC INFORMATION SYSTEM AS THE WAY OF CONTROLLING PRODUCTION AND CIRCULATION OF AN ALCOHOL PRODUCTS
В статье определены некоторые аспекты несовершенства единой государственной автоматизированной информационной системы как средства контроля над производством и оборотом алкогольной продукции. Кроме того, предложены меры по дополнительному контролю над рассматриваемой экономической деятельностью.
Certain aspects of uniform state automatic information system’s — the way of controlling production and circulation of alcohol products — imperfections are determined in this article. Measures of an additional control of economic activity that is under review are offered as well.
Производство алкогольной продукции (в том числе пищевого этилового спирта, используемого в качестве сырья) начинается с момента закупки, сертификации, установки и опломбирования основного технологического оборудования, изготовленного как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами [1]. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также п. 5131 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации [2] технологическое оборудование для винодельческой, спиртовой, ликероводочной промышленности подлежит обязательной сертификации [3]. Кроме того, основное технологическое оборудование для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина и виноматериалов должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, за исключением вышеуказанного оборудования, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции [4]. Технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд алкогольной продукции (в том числе этилового спирта) должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизи-
рованную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и пер едав аемой информации [5].
Однако единая государственная автоматизи -рованная информационная система, введенная в действие с 1 января 2006 г., по мнению аудито -ров Счетной палаты РФ, не осуществляет возло -женных на нее функций по контролю над произ -водством и оборотом этилового спирта и алко-гольной продукции. Поскольку действующая редакция Налогового кодекса РФ допускает различные толкования норм, регулирующих исчис -ление акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию, то сохраняется возможность применения налоговых схем, которые дают возможность получать налоговые вычеты в размерах, многократно превышающих реально уплаченный в бюджет акциз, что способствует развитию те -невого рынка алкоголя. О бессмысленности еди -ной государственной автоматизированной ин-формационной системы заявляли и в Федераль -ной налоговой службе РФ, но иных способов контроля над производством алкогольной продукции у государства пока нет [6].
Существует еще одна проблема, связанная с несовершенством единой государственной авто -матизированной информационной системы учета объема производства алкоголя. Организации -производители после производства алкогольной продукции, как правило, осуществляют ее по -ставки организациям оптового звена. Данные поставки также сопровождаются фиксированием соответствующей информации в единой информационной системе, представлением в контроли -рующий орган уведомлений о поставках, декла -
рированием объемов поставляемой продукции и оформлением иной правовой документации. Од -нако в случае, например, пожара на складе орга -низации-производителя и уничтожения алко -гольной продукции указанная цепочка действий организации прерывается. Объемы производства алкогольной продукции фиксируются в единой информационной системе, а последующий путь алкогольной продукции фактически остается документально не определенным, за исключени -ем акта о пожаре, в котором указываются причины его возникновения, объемы утраченной алкогольной продукции и прочая информация и который подписывается должностными лицами организации-производителя. Согласование же с государственным органом, осуществляющим контроль над объемами производства и оборота алкогольной продукции (в настоящее время — с Росалкогольрегулированием РФ) российским законодательством, и в первую очередь законом №171-ФЗ, не предусматривается. В результате создаются предпосылки для «мнимого» уничтожения алкоголя с целью извлечения организа-циями наибольшей экономической выгоды от производственной деятельности и уклонения от уплаты налогов, связанных с реализацией произ -веденной алкогольной продукции [7].
В свою очередь, с 19 октября 2009 г. Росал -когольрегулирование РФ осуществляет пломбирование рассмотренных выше технологического оборудования и средств измерения и учета (пункт 5.3.1 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154 [8]).
Как нам представляется, одним из вариантов дополнительного регулирования объемов производства этилового спирта и алкогольной продук -ции, а также последующего их движения «от производителя к оптовому поставщику» может быть создание в субъектах Российской Федерации контролирующих учреждений, аналогичных Г осударственной инспекции РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алко -гольной продукции, а также защите прав потребителя [9], сотрудники которой в силу своих служебных обязанностей осуществляют жесткий контроль над данной сферой экономической деятельности. Например, сотрудники отдела Г осал -когольинспекции РТ, осуществляющего кон -троль над производством спирта и алкогольной продукции на территории Республики Татарстан, фиксируют качество и количество произведен -ной алкогольной продукции, а также осуществляют учет спирта не только у производителей, но и на предприятиях и в учреждениях, использую -щих данный спирт в технических целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от
13.01.2006 № 17-р с прилагаемым перечнем видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.07.2006 №976-р) // СПС «Консультант-Плюс».
2. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (в ред. по -становлений Правительства РФ от 17.03.2010 №148, от 17.03.2010 №149): Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 50. — Ст. 6096.
3. О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. от
30.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5140.
4. О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (в ред. постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 136): Постановление Правительства РФ от 28.06.2006 № 396 // Собрание законодательства РФ. — 2006. — №27. — Ст.2941.
5. Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : Постановление Правительства РФ от
19.06.2006 № 380 (в ред. постановления Прави-тельства от 09.03.2010 №136) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 26. — Ст. 2845.
6. О требованиях к техническим средствам фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от 28.04.2006 №253 (в ред. постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 136) // Собрание законодательст -ва РФ. — 2006. — №19. — Ст. 2079.
7. Мошкович М. Алкоголь любит тень // ЭЖ-Юрист. — 2008. — № 37. — С. 9.
8. Королева И .Б. Административно -правовое регулирование производства и оборота алко -гольной продукции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. — М., 2008. — С. 59—60.
9. Об утверждении методических рекомендаций по пломбированию (опечатыванию) автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования и коммуникации в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольной продукции от 16.10.2009 № 86 // СПС « КонсультантПлюс».
10. Вопросы Г осударственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей: Постановление Кабинета Министров Рт от 05.08.2005 №391 (с изм. от
19.07.2010) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных
актов республиканских органов исполнительной власти. — 2005. — № 30. — Ст. 0725.