Научная статья на тему 'ЕАЭС: ОЦЕНКА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ'

ЕАЭС: ОЦЕНКА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / выгоды интеграции / торгово-инвестиционное сотрудничество / инструменты коммуникации / информационно-коммуникационная деятельность. / EAEU / benefits of integration / trade and investment cooperation / communication tools / information and communication activities.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кондратьева Наталия Борисовна

Предмет исследования – проблема экспертизы и восприятия вклада Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в экономику государств-членов. Цель – оценка выгод ЕАЭС для государств-членов с учётом функциональных задач интеграционного объединения и разработка рекомендаций для совершенствования параметров анализа и популяризации достижений Союза. В первой части предложен вариант расчёта роли Союза на основе аддитивной модели, суммирующей результаты торгового и инвестиционного сотрудничества внутри Союза за период его деятельности; полученные величины соотнесены с ВВП государствчленов. Сделан вывод о ведущей роли торгово-экономических связей на пространстве ЕАЭС в развитии Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении. Рекомендовано в характеристике роли ЕАЭС учитывать статистику оборота взаимной торговли, а не сальдо; показаны существенные различия в оценках в зависимости от избранного подхода. Во второй части отслежены инструменты информационного сопровождения и освещения деятельности организации, способствующие популяризации выгод интеграции. Предложены пути развития информационно-коммуникационной деятельности ЕАЭС, в том числе с учётом опыта соответствующей политики Европейского союза. В пассивных формах коммуникаций, по мнению автора, целесообразно создание официальных интернет-порталов, разъясняющих законодательство ЕАЭС; необходимо акцентировать внимание в информационных изданиях на количественных достижениях и ориентирах интеграции; в числе активных форм предложена организация сетевых конференций, способствующих как осознанию выгод интеграции, так и дальнейшему раскрытию потенциала ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAEU: ASSESSMENT AND POPULARIZATION OF ACHIEVEMENTS

The subject of the study is the problem of assessing and perceiving the contribution of the Eurasian Economic Union (EAEU) to the economy of the member states. In the first part, a variant of calculating the role of the Union is proposed on the basis of an additive model summarizing the results of trade and investment cooperation within the Union over the period of its activity; the values obtained are correlated with the GDP of the member states. The conclusion is made about the leading role of trade and economic ties in the EAEU space in the development of Kyrgyzstan, Belarus, Kazakhstan and Armenia. It is recommended to take into account the statistics of mutual trade turnover, rather than the balance, in the description of the role of the EAEU; significant differences in estimates are shown depending on the chosen approach. In the second part, the tools of information support and coverage of the organization’s activities are tracked, contributing to the popularization of the benefits of integration. The ways of development of the information and communication policy of the EAEU are proposed, including taking into account the experience of the relevant policy of the European Union. In the passive forms of communication, according to the author, it is advisable to create official Internet portals explaining the legislation of the EAEU; it is valuable to focus attention in information publications on quantitative achievements and integration benchmarks; among the active forms, the organization of network conferences on the present and future is proposed, contributing both to awareness of the benefits of integration and further disclosure of the potential of the EAEU.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС: ОЦЕНКА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 6

УДК 339.97 EDN: PDRUAW

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620238998

ЕАЭС: ОЦЕНКА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

Наталия Борисовна Кондратьева

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8801-3126

Ссылка для цитирования: Кондратьева Н.Б. ЕАЭС: оценка и популяризация достижений // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №6. С. 89-98. DOI: 10.15211/vestnikieran620238998

Аннотация. Предмет исследования - проблема экспертизы и восприятия вклада Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в экономику государств-членов. Цель - оценка выгод ЕАЭС для государств-членов с учётом функциональных задач интеграционного объединения и разработка рекомендаций для совершенствования параметров анализа и популяризации достижений Союза. В первой части предложен вариант расчёта роли Союза на основе аддитивной модели, суммирующей результаты торгового и инвестиционного сотрудничества внутри Союза за период его деятельности; полученные величины соотнесены с ВВП государств-членов. Сделан вывод о ведущей роли торгово-экономических связей на пространстве ЕАЭС в развитии Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении. Рекомендовано в характеристике роли ЕАЭС учитывать статистику оборота взаимной торговли, а не сальдо; показаны существенные различия в оценках в зависимости от избранного подхода. Во второй части отслежены инструменты информационного сопровождения и освещения деятельности организации, способствующие популяризации выгод интеграции. Предложены пути развития информационно-коммуникационной деятельности ЕАЭС, в том числе с учётом опыта соответствующей политики Европейского союза. В пассивных формах коммуникаций, по мнению автора, целесообразно создание официальных интернет-порталов, разъясняющих законодательство ЕАЭС; необходимо акцентировать внимание в информационных изданиях на количественных достижениях и ориентирах интеграции; в числе активных форм предложена организация сетевых конференций, способствующих как осознанию выгод интеграции, так и дальнейшему раскрытию потенциала ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, выгоды интеграции, торгово-инвестиционное сотрудничество, инструменты коммуникации, информационно-коммуникационная деятельность.

Статья поступила в редакцию: 17.11.2023.

© Кондратьева Н.Б. - к.э.н., учёный секретарь, в.н.с. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-28-01174 «Фундаментальные и методологические подходы к оценке стрессоустойчивости ЕАЭС и АСЕАН в сравнении с ЕС: выводы для России».

EAEU: ASSESSMENT AND POPULARIZATION OF ACHIEVEMENTS

Natalia B. Kondratieva Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8801-3126

To cite this article: Kondratieva, N.B. (2023). EAEU: assessment and popularization of achievements. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 36(6): 89-98. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620238998

Abstract. The subject of the study is the problem of assessing and perceiving the contribution of the Eurasian Economic Union (EAEU) to the economy of the member states. In the first part, a variant of calculating the role of the Union is proposed on the basis of an additive model summarizing the results of trade and investment cooperation within the Union over the period of its activity; the values obtained are correlated with the GDP of the member states. The conclusion is made about the leading role of trade and economic ties in the EAEU space in the development of Kyrgyzstan, Belarus, Kazakhstan and Armenia. It is recommended to take into account the statistics of mutual trade turnover, rather than the balance, in the description of the role of the EAEU; significant differences in estimates are shown depending on the chosen approach. In the second part, the tools of information support and coverage of the organization's activities are tracked, contributing to the popularization of the benefits of integration. The ways of development of the information and communication policy of the EAEU are proposed, including taking into account the experience of the relevant policy of the European Union. In the passive forms of communication, according to the author, it is advisable to create official Internet portals explaining the legislation of the EAEU; it is valuable to focus attention in information publications on quantitative achievements and integration benchmarks; among the active forms, the organization of network conferences on the present and future is proposed, contributing both to awareness of the benefits of integration and further disclosure of the potential of the EAEU.

Key words: EAEU, benefits of integration, trade and investment cooperation, communication tools, information and communication activities.

Article received: 17.11.2023.

Стратегические направления развития ЕАЭС до 2025 г. предусматривают реализацию более 300 взаимосвязанных задач в торгово-инвестиционной и социально-экономической сферах. Повестка мер достаточно широка, фактически охватывает и вопросы внешнеэкономической политики, и гуманитарного развития. В ней есть тематика, напрямую затрагивающая интересы граждан (научно-техническое сотрудничество, образовательная деятельность, охрана здоровья) и модные направления, такие как «зелёная» и цифровая экономика. Причём институты межгосударственного объединения не ограничиваются компетенцией в вопросах управления трансграничными видами экономической деятельности; регулирование передвижений товаров, услуг, капиталов, людей и проведение скоординированной экономической политики рассматриваются как средство для достижения более высокой цели повышения уровня жизни в государствах-членах.

Параллельно с возрастанием роли ЕАЭС увеличивается и зависимость благополучия

членов Союза от его надлежащего функционирования. Отсюда следует задача поддержания устойчивости интеграции. Чтобы решить эту задачу необходимо создавать инструменты, популяризирующие деятельность Союза, способствующие положительному восприятию интеграции и пониманию обществом того, как использовать её потенциал.

Если в 2020 г. (в год выхода Стратегии) часть граждан и экономических акторов всё ещё сохраняли безразличие к тому, что происходит в ЕАЭС, то в 2022 г. в чрезвычайно сложных для всех постсоветских государств обстоятельствах специальной военной операции России и огромного санкционного давления на неё со стороны «коллективного Запада» появилась уникальная возможность ощутить свою выгоду от членства страны в интеграционном союзе. Для тех, кто уже успел ранее сформировать своё отношение к ЕАЭС, каким бы оно ни было, произошла переоценка евразийской интеграции; она доказала свои преимущества в турпоездках, в расширении деловых контактов, в возможности ликвидировать дефициты, возникшие из-за санкций. Сохранение этого важного для государств-членов актива и поддержание положительной интеграционной динамики перед лицом вероятных внешних и внутренних угроз, таким образом, следует отнести к числу экзистенциальных направлений деятельности Союза.

Аналогичная задача должна быть поставлена и в интеграционных исследованиях; они призваны дать научно-обоснованную оценку эффектов объединения, выявляя проблемы и разрабатывая необходимые рекомендации, в т.ч. методики наращивания выгод. Задача настоящей статьи - статистически доказать высокую роль ЕАЭС в экономике государств-членов, провести обзор существующих и возможных инструментов коммуникации как важных политтехнологий, популяризирующих достижения ЕАЭС, укрепляющих его позитивный имидж и устойчивость.

Эффекты интеграции

Базовые теории для оценки и наращивания интеграционных эффектов были выдвинуты ещё в 1960-е гг. (в т.ч. Яном Тинбергеном) о негативной и позитивной интеграции (ТтЬе^еп 1965) и Леоном Линдером об интеграционном переливе (Ь^Ье^ 1963). Эти теории нашли воплощение в практике европейской экономики, тем самым хорошо себя зарекомендовали. С тех пор интеграционные эффекты принято трактовать весьма широко (Буторина 2021; Буто-рина, Борко 2022). Выгода от упразднения препятствий во взаимной торговле государств-членов интеграционного союза, согласно идеологам, нарастает по мере увеличения числа сфер экономики и общественного развития, вовлечённых в совместную деятельность. Количество переменных, включаемых в оценку накопленного эффекта, с годами растёт, соответственно, увеличивается и роль Союза в развитии экономики.

Подсчёт вторичных выгод, возникающих от перехода на гармонизированные стандарты и нормы ЕАЭС в таких сферах, как конкуренция, госзакупки, здравоохранение, образование, цифровая и безотходная экономика, а также в таких системах, как пенсионная, - задача, которую решают коллективы учёных на базе опросов компаний. В фокусе внимания отдельных экспертов крупные материальные атрибуты, например, место Союза в мире в производстве отдельных видов продукции, показатели роста торговых, инвестиционных, людских потоков, отслеживание трансграничных проектов: трансъевразийских транспортных и энергетических сетей, производственной кооперации и т.п.

Величина воздействия интеграции на экономику, разумеется, зависит от избранного метода расчётов. На основе одного из них предлагаем оценить результаты торгово-экономических отношений между государствами - членами ЕАЭС в сравнении с их ВВП. Для этого вос-

пользуемся открытыми данными официального сайта департамента статистики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК):

а) сальдо и обороты во взаимной торговле товарами и услугами государств - членов Союза;

б) доход от внешнеторговой деятельности с третьими странами, перераспределяемый согласно установленным союзом правилам;

в) приток прямых иностранных инвестиций из государств Союза и активы, размещённых в государствах-членах (сокращённо обороты инвестиций);

г) сальдо личных денежных переводов трудящихся между государствами-членами. Наибольший интерес могла бы представлять оценка темпов роста этих связей и эффектов, накопленных на сегодняшний день. Однако такой подсчёт не может быть проведён за отсутствием открытых данных за два последних года (2022-2023 гг.). На момент написания статьи были доступны данные за семь первых лет существования ЕАЭС (2015-2021 гг.). Поэтому предпочтение отдано включению в расчёт средних за период показателей. На них была построена аддитивная модель (табл. 1), суммирующая результаты торгово-инвестиционного сотрудничества государств - членов Союза и демонстрирующая роль этих отношений, выраженную в процентах к ВВП (подробный расчёт показателей см. также: Кондратьева 2022).

Таблица 1

Результаты торгово-инвестиционных связей внутри ЕАЭС по направлениям _(среднегодовые значения за 2015-2021 гг., млн долл.)_

Сальдо в торговле товарами Обороты торговли товарами Сальдо в торговле услугами Обороты торговли услугами Таможенные сборы Обороты инвестиций Трансграничные денежные переводы физических лиц и личные переводы

Армения -861,5 2083,6 -45,1 559,4 152,4 29,7 530,7

Беларусь -5969,9 33403,7 484,0 3096,1 619,9 540,7 632,2

Казахстан -8007,5 19460,9 -219,5 3202,8 60,9 762,9 -2271,8

Киргизия -1469,8 2623,7 -42,0 674,2 234,7 127,2 1826,8

Россия 16845,5 54133,5 902,9 6753,5 9964,1 1417,8 -3992,2

Рассчитано по:

- торговля товарами: Внешняя и взаимная торговля... 2022;

- торговля услугами: Экспорт и импорт услуг. 2020; Экспорт и импорт услуг. 2021; Экспорт и импорт услуг. 2022;

- таможенные сборы: Финансовая статистика. 2020; Финансовая статистика. 2022;

- инвестиционные потоки: Прямые инвестиции. 2019; Прямые инвестиции. 2021; Прямые инвестиции. 2022;

- личные переводы: Финансовая статистика.;

- данные по ВВП: Евразийский экономический союз в цифрах.2022: 38.

Для России выигрыш складывается во многом из положительного сальдо торговли с партнёрами и таможенных поступлений. Формальный проигрыш Армении, Беларуси и Казахстана на экономическом пространстве ЕАЭС обусловлен именно потребностями в импорте из России. Киргизия денежными переводами мобильных граждан компенсирует отрицательное торговое сальдо.

Если учитывать отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами (для четырёх из пяти стран), то сотрудничество на пространстве ЕАЭС выражено прибавкой только для двух стран из пяти: у Киргизии она эквивалентна 9% национального ВВП, у РФ - 1,6% (табл. 2).

Однако мы настаиваем на том, что эффекты, статистически выраженные знаком «минус» (конкретно, отрицательное сальдо в торговле), вряд ли верно считать проигрышем, потому что любая экономика нуждается как в экспорте, так и в импорте товаров и услуг. Импорт ведёт к сокращению дефицита факторов и результатов экономической деятельности на наци-

ональных рынках. Важен он и тем, что повышает общую производительность экономики и уровень общественного благополучия. Таким образом, выигрыш страны от участия в Союзе целесообразно измерять именно ростом «обращений» производителей и потребителей к региональному рынку, т.е. показателем торгового оборота, а не сальдо. Ровно в такой же логике следует суммировать потоки инвестиций в страну и из страны, так как и приток капиталов, и вывод капитала с целью его инвестирования в стране-партнёре, имеют положительное влияние на экономику страны и Союза в целом. Учёт торговых оборотов доказывает определяющую роль сотрудничества на пространстве ЕАЭС в развитии четырёх из пяти стран ЕАЭС; эффект для Белоруссии и Киргизии выражен колоссальной величиной, эквивалентной соответственно 62 и 71% национального ВВП (табл. 2), что говорит о ведущей роли ЕАЭС в экономике этих стран.

Таблица 2

Суммарный эффект торгово-инвестиционных связей со странами ЕАЭС _в млрд долл. и в % к национальному ВВП государств-членов_

Суммарный эффект с учётом торгового сальдо, млн долл Суммарный эффект с учётом торгового оборота, млн долл Суммарный эффект с учётом торгового сальдо, в % к ВВП Суммарный эффект с учётом торгового оборота, в % к ВВП

Армения -193,8 3355,8 -1,60 27,73

Беларусь -3693,1 38292,6 -6,04 62,58

Казахстан -9675,0 21215,6 -5,40 11,85

Киргизия 676,9 5486,6 8,72 70,65

Россия 25138,2 68276,8 1,56 4,23

Рассчитано по данным таблицы 1.

Популяризация выгод интеграции

Государства ЕАЭС, выражая политическую поддержку курса на интеграцию, исходят не из альтруистичных соображений, а из экономических и геополитических мотивов. Члены Союза рассчитывают на его мощь, придающую им вес и более широкие возможности на международной арене, а также на размер общего рынка, который необходим для снижения дефицита на внутреннем рынке товаров или ресурсов. Соответственно, в задачу институтов интеграции входит обеспечение и дальнейшее культивирование ее эффектов. Популяризация достижений, проведение целенаправленных действий информационного и коммуникационного характера - это один из способов осознания выгод ЕАЭС внутренними и внешними акторами, дальнейшего раскрытия потенциала и обеспечения устойчивости Союза.

Информационно-коммуникационная деятельность относится к полномочиям Евразийского экономического союза с момента его образования. Согласно п. 1 ст. 23 Договора о ЕАЭС в задачу входит формирование соответствующей политики, включающей разработку и реализацию мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодействия и формирование трансграничного пространства доверия. Хотя до настоящего времени открытых специальных руководств и официальных источников по методологии информационного сопровождения деятельности ЕАЭС не существует, соответствующая компетенция развивается, о чём свидетельствует множество примеров. Эту деятельность необходимо совершенствовать, причём как её пассивные формы - распространение научных и популярных изданий, так и активные - организацию дискуссий о настоящем и будущем.

Научные издания несут важную миссию обоснования деятельности организации. В их числе журналы «Евразийская интеграция: экономика, право, политика», «Евразийская экономическая интеграция», «Вестник евразийской науки», «Вестник экономики Евразийского союза», «Евразийская интеграция», «Индустрия Евразии», «Конкуренция и антимонопольное

регулирование в Евразийском экономическом союзе».

Помимо чисто научных публикаций, хорошей практикой стали популярные обобщающие издания, выпускаемые по случаю важных событий в ЕАЭС, и информационные ежегодники по отдельным направлениям деятельности. В числе недавних - Аналитический доклад, приуроченный к году председательства России в ЕАЭС (Евразийская экономическая интеграция 2023) и макроэкономический ежегодник (О макроэкономической ситуации в государствах - членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития 2023). В докладах акцентировано внимание на положительных тенденциях, а также рассмотрены проблемы и механизмы их решения. То, что результаты представлены не как успехи отдельных стран ЕАЭС, а как коллективные достижения, делает этот документ инструментом коммуникационной политики ЕАЭС. В частности, отмечено, что за 2015-2022 гг. рост взаимной торговли составил 87%, а рост торговли с внешними странами - 59%. Страны достигли продовольственной безопасности (ушли в прошлое молочные войны между Россией и Белоруссией) и высокой самообеспеченности ресурсами. Важно, что информирование о результатах обосновано максимально конкретными измеряемыми показателями.

Этот же подход полезен для стимулирования интеграционной динамики; необходимо расширять практику выдвижения количественных ориентиров и намечать график движения к целям. Так, особенностью Стратегии развития ЕАЭС после 2025 г. должно стать более активное, чем ранее, использование количественных ориентиров. Её следует позиционировать как стратегию формирования «умной» (smart) модели развития. Под этим подразумевается «опе-рационализация» регулирования с включением в него количественных целевых показателей. Продуманная подобно смарт-устройствам, эта модель может базироваться на конкретных, измеряемых, достижимых, уместных и регламентированных ориентирах (specific, measurable, attainable, relevant, time-bound - SMART), а также на заранее сформированном представлении о том, чего от этой модели можно ожидать. Конкретные ориентиры послужат основой для повышения результативности других методов управления и мониторинга результатов.

Говоря о путях совершенствования пассивных форм информационно-коммуникационной деятельности ЕАЭС, связанных с обеспечением работы рынка, стоит предложить создавать официальные интернет-службы, разъясняющие «новеллы» в законодательстве и продвигающие общественную миссию Союза. Нормы, вырабатываемые на наднациональном уровне с целью способствовать трансграничным передвижениям, как и достижения, нуждаются в популяризации. Её задача - не допустить, чтобы право ЕАЭС превратилось в нагромождение большого числа правил, которые возведут новые барьеры и затуманят видимость перспектив. Важно, чтобы технические регламенты и другие правовые особенности воспринимались экономическими акторами не как способ ущемления национального законодательства, а как средство реализации трансграничных видов деятельности.

Решением данной задачи может стать интернет-портал, который бы доходчиво ориентировал в нормах ЕАЭС и давал советы на примерах реальных или возможных жизненных ситуаций. Его информацию целесообразно сгруппировать в два раздела - для предпринимателей и для граждан. В каждом из разделов могли бы быть предусмотрены ответы на часто встречающиеся вопросы и сами нормативные акты.

Раздел «Для предпринимателей» целесообразно наполнить рубриками, посвящёнными регистрации и ликвидации предприятий, информацией о налогообложении, защите интеллектуальной собственности, формам сотрудничества (таким как слияния, совместные компании), ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды.

В раздел «Для граждан» важно было бы включить рубрики:

«Образование и молодёжь» (с полезной информацией для школьников, студентов, стажёров, исследователей, волонтёров);

«Покупки» (для совершающих покупки по телефонам и в интернете, информацию о принципах и системах маркировки продукции, информацию для желающих получить финансовые услуги);

«Вождение автомобиля» (водительские права, регистрация автомобиля, госпитализация, страховка);

«Здравоохранение» (помощь при несчастных случаях, плановой госпитализации, подключении к системам социального страхования);

«Путешествия»;

«Работа и пенсия» (порядок найма граждан государств-членов, признания профессиональной квалификации, формирование пенсионных отчислений).

В обоих разделах необходимо предусмотреть информирование о процедурах оформления и передачи документов, переведённых в цифровую форму.

Пожалуй, самый продуктивный способ популяризации идей и достижений - активные коммуникации. Их целями могут быть оценка аспектов интеграции, выявление проблем, волнующих население и бизнес, а также повышение ориентированности общественного мнения на аспекты интеграции.

Среди активных форм к главным следует отнести проведение крупных мероприятий, таких как Евразийский экономический форум (состоялся дважды в 2022 и 2023 гг.). Количество участников и заинтересованных организаций в них свидетельствует о высоком значении интеграционных связей для стран Союза. В качестве дополнительных каналов взаимодействия граждан и экономических акторов с институтами ЕАЭС, следует назвать целенаправленные социологические опросы по заказу Евразийской экономической комиссии.

Европейский опыт коммуникационной политики

В европеистике существует значительный интерес к коммуникативной деятельности институтов ЕС. Форм общения с гражданами, нацеленных на продвижение позитивного имиджа ЕС, столь много (это и форумы, и научно-популярные издания, и форсайт-исследования, например, Strategic Foresight Report Sustainability and people's wellbeing at the heart of Europe's Open Strategic Autonomy 2023), что официальный Брюссель просто не оставляет «возможности и желания судить о Европе объективно. ... Европейская интеграция стала за период после завершения холодной войны одним из наиболее мифологизированных сюжетов международной жизни» (Бордачев 2022). Коммуникационная политика ЕС насчитывает около 20 лет (Потемкина 2007) и включает в себя развитие методологии восприятия политической информации. Сегодня эту деятельность финансирует Общий бюджет ЕС специальной расходной статьёй. Коммуникационная политика ЕС играет ведущую роль в укреплении его функциональной основы; она помогает широким слоям населения понять идеи официального Брюсселя, акцентируя внимание на выгодах в той или иной сфере интеграции, тем самым повышая причастность общества к делам Союза, а соответствующие количественные ориентиры обеспечивают более решительные, целенаправленные и слаженные действия государств-членов. Критическая оценка смыслового содержания и методов реализации коммуникационной политики ЕС, а также некоторые рекомендации по учёту опыта ЕС даны в недавно опубликованной работе автора настоящей статьи (Кондратьева 2023).

Наиболее ценным следует считать опыт прошедшей Конференции ЕС о будущем своей

организации (Потемкина 2022; Энтина, Энтин 2022). Уникальность мероприятия состояла в том, что оно проработало не 2-3 дня, а целый год, используя современные сетевые и цифровые формы общения. Подобный сетевой форум мог бы быть полезен и ЕАЭС для вовлечения широких слоёв общества в обсуждение евразийской интеграции и консолидации социокультурного пространства. Он видится как площадка для обкатки новых идей и агитации. Насущно обсуждение на таком форуме темы гражданства ЕАЭС и СНГ, расширения прав при покупке товаров, земельной собственности, наследовании. По итогам можно было бы составить комплексное представление о количестве организаций, заинтересованных в деятельности

ЕАЭС, и актуальных сюжетах, вызывающих наибольший общественный отклик.

* * *

Научно-обоснованная оценка и популяризация выгод евразийской интеграции необходимы для того, чтобы укрепить её устойчивость и способность дать отпор таким вызовам современности, как тревожное усиление русофобии и печальное забвение вклада предшествующего 70-летнего исторического периода совместного существования в развитие экономик государств, ныне образующих ЕАЭС.

Как показывают статистические данные, торгово-инвестиционные связи на пространстве ЕАЭС играют ведущую роль в экономике государств-членов. Грамотное информационное сопровождение деятельности Союза позволяет осознать выгоды интеграции, а значит и вызывает стремление акторов к сохранению и приумножению её активов. В рамках этого особого вида деятельности целесообразно продвижение в массы дальнейших установок развития, что будет способствовать культивированию новых эффектов евразийской экономической интеграции.

При постановке количественных ориентиров необходимо руководствоваться принципом их достижимости и ценностной ориентации, способности служить имиджу, материализации выгод ЕАЭС.

Продвижение ценностно-ориентированных трансформаций должно предваряться широким обсуждением конкретных целевых установок. Отсюда - важность активных форм коммуникаций: соцопросов, научных и практических форумов. В результате обсуждений могут быть выделены посылы, поддержанные гражданами. Итоговое содержание стратегий в таком случае можно уподобить императивам.

Список литературы / References

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. 2023 Stratégie Foresight Report. Sustainability and people's wellbeing at the heart of Europe's Open Strategic Autonomy. Brussels, 6.7.2023 COM(2023) 376 final. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2023%3A376%3AFIN (accessed 28.10.2023).

Lindberg, L. (1963). The Political Dynamics of European Economic Integration. Stanford: Stanford University Press.

Tinbergen, J. (1965). International Economic Integration. Amsterdam: Elsevier.

Бордачев, Т.В. (2022). Европа и е' мифы. Валдай, международный дискуссионный клуб. 01.07.2022. [Bordachev, T.V. Europe and its myths. Valdai, International discussion Club. 01.07.2022. (in Russian).]. Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/evropa-i-eye-mify/?sphrase_id=546247 (accessed 28.10.2023).

Буторина, О.В. (2021). Цели региональной интеграции: современное понимание // Миро-

вая экономика и международные отношения (10): 5-14. [Butorina, O.V. (2021). Goals of Regional Integration: a Modern Understanding. World Есопоту and International Relations 65(10): 514. (in Russian).]. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-10-5-14

Буторина, О.В., Борко, Ю.А. (2022). Выгоды региональной интеграции: пересмотр концепции // Современная Европа (1): 5-20. [Butorina, O.V., Borko, Yu.A. (2022). Benefits of regional integration: revision of the concept. Sovremennaya Europa (1): 5-20. (in Russian).] DOI: 10.31857/S0201708322010016

Внешняя и взаимная торговля товарами Евразийского экономического союза. Департамент статистики ЕЭК. Статистика ЕАЭС. [Foreign and mutual trade in goods of the Eurasian Economic Union. Department of Statistics of the EEC. EAEU statistics. (in Russian).]. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/time_series/Pages/d efault.aspx (accessed 09.10.2023).

Евразийская экономическая интеграция. ЕЭК. 2023. [Eurasian Economic Integration. EEC. 2023. (in Russian).] Available at: http://static.government.ru/media/files/4IPAqA7wIPXuh R6TLBdqEBjZoqkMOSK6.pdf (accessed 28.10.2023).

Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: ЕЭК. 2022. [The Eurasian Economic Union in numbers. Brief statistical collection. Moscow: EEC. 2022. (in Russian).].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кондратьева, Н.Б. (2022). ЕАЭС: стратегия позитивной интеграции // Европа в кризисном мире: коллективная монография. Отв. ред. Ал.А. Громыко. М.: Издательство «Весь мир». С. 315-336. [Kondratieva, N.B. (2022). The EAEU: a strategy for positive integration. In: Gromyko Al.A. (ed.) (2022). Europe in a crisis world: a collective monograph. Moscow: Izdatelstvo VES' MIR: 315-336. (in Russian).]. DOI: 10.55604/9785777708953

Кондратьева, Н.Б. (2023). Новации в коммуникационной политике ЕС // Современная Европа (1): 21-33. [Kondratieva, N.B. (2023). Innovation in the Communication policy. Sovremenna-ja Evropa (1): 21-33. (in Russian).]. DOI: 10.31857/S0201708323010023

О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития. ЕЭК. 2023. [On the macroeconomic situation in the member States of the Eurasian Economic Union and proposals to ensure sustainable economic development. EEC. 2023. (in Russian).]. Available at: https://eec. eaeunion.org/upload/medialibrary/b59/Analytical_report_2022.pdf (accessed 28.10.2023).

Потемкина, О.Ю. (2022). Конференция о будущем Европы: итоги и перспективы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (3): 7-13. [Potemkina, O.Yu. (2022). Conference on the Future of Europe: Results and Perspectives. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 27(3): 7-13. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran32022713

Потемкина, О.Ю. (отв. ред.) (2007). Формирование имиджевой политики Европейского Союза. [Potemkina, O.Yu. (ed.) (2007). Shaping the EU communication policy. (in Russian).].

Прямые инвестиции в Евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2019. [Direct investments in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2019. (in Russian).].

Прямые инвестиции в Евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2021. [Direct investments in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2021. (in Russian).].

Прямые инвестиции в Евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2022. [Direct investments in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2022. (in Russian).].

Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Статистический сборник. М.: ЕЭК. 2020. [Financial statistics of the Eurasian Economic Union. Statistical collection. Moscow: EEC. 2020. (in Russian).].

Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Статистический сборник. Москва: ЕЭК. 2022. [Financial statistics of the Eurasian Economic Union. Statistical collection. Moscow: EEC. 2022. (in Russian).].

Финансовая статистика, динамические ряды. Трансграничные денежные переводы физических лиц и личные переводы. Департамент статистики ЕЭК. Статистика ЕАЭС. [Financial statistics, time series. Cross-border money transfers from individuals and personal transfers. Department of Statistics of the EEC. EAEU statistics. (in Russian).] Available at: http://www.eurasian commission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/time_series/Pages/transfers.aspx (accessed 09.10.2023).

Экспорт и импорт услуг в евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2020. [Export and import of services in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2020. (in Russian).].

Экспорт и импорт услуг в евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2021. [Export and import of services in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2021. (in Russian).].

Экспорт и импорт услуг в евразийском экономическом союзе. Статистический бюллетень. М.: ЕЭК. 2022. [Export and import of services in the Eurasian Economic Union. Statistical Bulletin. Moscow: EEC. 2022. (in Russian).].

Энтина, Е.Г., Энтин М.Л. (2022). Конференция о будущем Европы как новейшая форма социальной поддержки интеграции // Современная Европа (1): 21-34. [Entina, E.G., Entin M.L. (2022). Conference on the Future of Europe as the Novel Form of Social Support for Integration. Sovremennaja Evropa (1): 21-34. (in Russian).]. DOI: 10.31857/S0201708322010028

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.