Научная статья на тему 'Еаэс - новый этап евразийской интеграции'

Еаэс - новый этап евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермохина Ирина Владимировна

Статья посвящена новой форме экономического сотрудничества Евразийскому экономическому союзу. В статье рассмотрены факторы, оказавшие непосредственное влияние на создание крупнейшего рынка, который должен стать новым мощным центром мирового экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еаэс - новый этап евразийской интеграции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Загидуллин Р.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: проблемы понятийного аппарата // Российский юридический журнал. 2010. № 5. - С. 126.

7. Конституционное право: Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2001. - С. 318.

8. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право - учебник для ВУЗов. - М., 2005. -С. 287.

9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2010. - С. 231.

10.Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. - С. 40.

© Горбункова Е.С., 2016

УДК 341

Ермохина Ирина Владимировна

магистрантка юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарёва

г. Саранск, Российская Федерация

ЕАЭС - НОВЫЙ ЭТАП ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена новой форме экономического сотрудничества - Евразийскому экономическому союзу. В статье рассмотрены факторы, оказавшие непосредственное влияние на создание крупнейшего рынка, который должен стать новым мощным центром мирового экономического развития.

Ключевые слова:

Евразийский союз, экономическое сотрудничество, рынок, интеграция, мировая политика.

Новой формой экономического сотрудничества, отвечающей складывающимся сегодня на международной арене реалиям, выступает евразийская интеграция. Переход от одного этапа интеграционного развития к другому, более высокому, становится понятен при рассмотрении факторов, оказавших непосредственное влияние на событие. Рассмотрим некоторые из факторов, которые повлияли на создание Евразийского экономического союза.

Создание европейцами мощного экономического союза, появление различного рода международных объединений в тихоокеанском и других регионах мира, стимулирует интеграционные процессы и на постсоветском пространстве. Подобное стремление оправдано и в свете последних событий, среди которых введение санкций против нашей страны, Россия стремится стать центром сил, призванных генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

ЕАЭС как молодое международное объединение олицетворяет собой восточный ответ на западноевропейскую экономическую интеграцию. Вместе с тем, Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. Первым альянсом на территории бывшего СССР можно считать СНГ - содружество независимых государств, которое по большей части было аморфным союзом, имеющим крайне низкую эффективность. Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Идея о его создании была озвучена през идентом Казахстана Нурсу лтаном Назарбаевым в 1994 году. В тече ние пяти лет партнёры искали оптимальные решения реализации нового сотрудничества. И в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнёрство вступало в силу в 2001 году. Одним из гл авных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создан ия

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз (ТС) [8, с. 1].

Подготовительная работа по созданию ТС показала, что не все государства ЕврАзЭС готовы к более тесной экономической интеграции. В результате Таможенный со юз создали тр и государства - Россия, Беларусь и Казахстан. ТС стал первым шагом к становлению наднационального центра экономической силы на е вразийском континенте. На осно ве этого объед инения создавался Евраз ийский э кономичес кий союз (ЕАЭС).

Таможенный союз задумывался как торгово-экономическое объединение, имеющее единую таможенную территорию; общий таможенный тариф (за исключе ние м предусмотренных Договоро м о ТС случаев); однотипные механизмы регулирования экономики; единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов. В веда ние единой таможе нной терр итории предполагал отме ну тамо же иного контроля на внутренних таможенных границах.

Нерешённость в полном объёме этих важнейших задач не означает, что да ятельность Таможе иного союза в целом была неудачной. Одним из значительных достижений Союза стало создание режима свободной торговли, который был впоследствии унаследован ЕАЭС [6, с. 1].

Кроме введения режима свободной торговли к моменту преобразования ТС в ЕврАзЭс были полностью или частично реше ны сле дующие задачи:

- в торгово-экономической области: согласован на 60% ОТТ для трёх стран (Россия, Беларусь и Казахстан); началось со гласо в ание мер нетарифного регулиров ания и формирование общих торговых режимов в отношении третьих стран;

- в области экономической политики: введена взаимная конвертируемость национальных валют; согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем; началось создание общей платежной системы; осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения»; определена концепция формирования единого экономического пространства;

- в гуманитарной области: введе н безвизовый режим перемеще ния граждан; согласован процесс получения скорой медицинской помощи; упрощена процедура отправления почтовых и денежных переводов; согласован упрощенный порядок приобретения гражданства; создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях;

- в правовой и организационно й сферах: началась гармонизация национальных законодательств в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной области; сформировано 14 ответов и комиссий по осно вным направле ниям интеграционного сотрудничества [1, с. 108].

Были сформированы органы управления ЕврАзЭс, решения которых способствовали продвижению идей интеграции, формированию общих подходов к созданию правовой основы дальнейшего сближения госуд арств-ч лено в на принципах равноправия и добровольности [2, с. 216].

Однако, несмотря на достигнутые успехи, трансформация ТС в ЕАЭС стала неизбежной. Некоторые из пр ичин данно й трансформации:

- отсутствие наднациональных функций, которое не позволило участникам ТС проводить единую внешнеторговую политику, а согласование позиций каждой стороной самостоятельно затягивало переговорный процесс на национальном уровне и осложняло функционирование ТС;

- отсутствие санкций к сторонам-нарушителям и, как следствие, невыполнение или нарушение сторонами принятых решений;

- различие механизмов трансформации принятых ТС решений в национальные законодательства, которое не гативно отр азилос ь на согласов ании сроков ратификации и вступле ния в силу при нятых решений;

- недостаточно высокий статус организации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

ТС не облад ал статусом международно й организации, что также объясняло предпочтение некоторыми участниками ТС более активного сотрудничества с другими торговыми организациями, статус которых выше.

Такой организацией является ГУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия). Параллельное развитие ТС и ГУАМ не исключало их влияние друг на друга.

ГУАМ с самого начала ориентировался на государства, которые видели своё раз витие в более тесных отношениях с Западом, а не со стратами СНГ.

США и НАТО оказывают активну ю политическую и финансовую поддер жку д анно му объе динен и ю. В своей внешней политике они выступали против Таможенного союза и ЕАЭС, утверэдая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР [4, с. 1].

Заявление ГУАМ о то м, что основным направле ние м е го деятельности будет сотрудничество в транспортно-э нергетической сфере в обход России и стран ТС, также послужило своеобразным стимулом трансформации ТС в ЕАЭС [3, с. 78].

Итогом проведенной работы по усилению интеграции стало подписание 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) До го вора о созд ании Евр азийско го э коно мическо го союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения [5, с. 1].

Последним на сегодняшний день участником, вступившим в союз, стал Кыргызстан. В повестке дня обсуждение вопросов о заключении с иными заинтересованными государствами договоров о зоне свободной торговли. Подобный интерес проявляли многие государства, но, к сожалению, ситуация в Сирии и напряженные отношения с Турцией отодвинули обсуждение этих вопросов.

Важно отметить, что ЕАЭС создан в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жёстким механиз мом принятия и ре ализации решений.

Емкую характеристику Евразийского экономического союза и перспективе его развития дал В.В.Путин. Союз «будет работать на универсальных, прозрачных принципах, понятных для всех, в том числе на основе норм и принципов ВТО. Мы вместе создаем мощный притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн. человек. Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран «тройки» в то же самое время развитая промышленность, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал» [7, с. 1].

ЕАЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования единого экономического пространства, координации действий государств-членов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

ЕАЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Союза и других договоров.

Самыми актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами.

Таким образом, создаётся крупнейший общий рынок на пространстве СНГ, который должен стать новым мощным центром мирового экономического развития.

Список используемой литературы

1. Исингарин Н. Таможенный союз: дела и планы. Алмааты: ОФ «БИС», 2000. 215 с.

2. Малый А.Ф. Институциональная система ЕврАзЭС и опыт Европейского Союза // Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции: материалы междунар. конф. М.: Изд-й центр ун-та им. О.Е.Кутафина (МГЮА), 2014. С. 216-220.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Рапота Г.А. ЕврАзЭс: экономическое притяжение. М.: Инфра, 2005. 220 с.

4. Файзуллаев Д.А. Экономические науки. Макроэкономика. Причины и предпосылки создания ЕАЭС. [Электронный ресурс] / Д.А. Файзуллаев. Финансовая академия при Правительстве РФ, Россия. 2015. URL: http: //www.ereport.ru/ecunions/eaeu.htm (дата обращения: 04.03.2016).

5. Мировая экономика. Евразийский экономический союз. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/eaeu.htm (дата обращения: 10.03.2016).

6. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. [Электронный ресурс]. URL: www.ifcg.ru/actualno/tamozhennyi-soyuz.html (дата обращения: 09.03.2016).

7. Экономика. Путин В.В. ЕАЭС станет мощным центром мирового развития. [Электронный ресурс] URL: http://www.vestifinance.ru/articles/43356 (дата обращения: 10.03.2016).

8. Новости и общество. Экономика. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / Новости и общество. Экономика. Dimitar Nessebar June 11, 2015. URL: http://fb.ru/article/189204/eаes (дата обращения: 10.03.2016).

© Ермохина И.В., 2016

УДК 347.6

Жигулина Виктория Викторовна

курсант 3 курса

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

г. Симферополь, РФ E-mail: Vikysa_number_van@ mail.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Аннотация

В данной статье автор проанализировал проблемы усыновления детей иностранными гражданами, а также пробелы в законодательстве, которые не урегулированы на международном и федеральном уровне.

Ключевые слова:

дети, семья, усыновление иностранными гражданами, международные соглашения.

Семья - это важная социальная ячейка общества. В силу субъективным обстоятельствам не каждая семья в России, а так же и за границей может родить своего ребенка для продолжения рода. Данная проблема берет начало еще в 1980-е годы, в связи, с чем появляется институт усыновления. И уже в 1992 году было впервые разрешено усыновление детей иностранными гражданами. В последнее время, усыновление российских детей гражданами другого государство развито. Во многих странах предъявляют довольно большие требования к кандидатам на усыновление детей, поэтому усыновить детей из другого государства не составляет особой сложности. Институт усыновления иностранными гражданами регулируется Семейным кодексом РФ (Ст. 124) [1], Гражданским процессуальным кодексом (глава 29) [2], Федеральным законом № 44, регулирующим вопросы, связанные с государственным банком детей, которые остались без родительского попечения [3], Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" [4] и иными нормативными актами. По статистике, которую приводит уполномоченный при Президенте по правам ребенка, Павел Астахов, мы видим, что усыновленных детей иностранными гражданами было за 2009 год - 3815, 2010 год - 3355, 2011 год - 3405, 2012 год - 2604, 2013 год - 1488, 2014 год - 1052 детей, это говорит о том, что с каждым годом все больше и больше уделяют внимание защите прав усыновленных детей. Но все равно есть еще ряд проблем, которые еще не решенные

[5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.