К.В. Краснослободцев
Е.В. СТАРОСТИН: КРАТКИЙ ОБЗОР НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья представляет собой попытку составить краткий обзор научного наследия Е.В. Старостина, почетного профессора РГГУ, директора Историко-архивного института (1992-1996 гг.), заведующего кафедрой истории и организации архивного дела (1981-2011 гг.), кавалера Ордена литературы и искусств (Франция). Статья написана с позиции студента, обучающегося на направлении, созданном Е.В. Старостиным.
Ключевые слова: Е.В. Старостин, Историко-архивный институт РГГУ, Национальная школа хартий, научное наследие, зарубежное архивоведение, архивы Франции, архивоведение.
«Настоящий труд посвящен памяти Евгения Васильевича Старостина, неожиданно ушедшего из жизни 23 марта 2011 г. Будучи заведующим кафедрой истории и организации архивного дела, он также возглавлял Историко-архивный институт в непростые для него времена. История Франции и история общественной мысли вдохновляли его, в частности, на исследования движений революционеров и анархистов девятнадцатого века. Свою кандидатскую диссертацию он посвятил Петру Алексеевичу Кропоткину. Благодаря профессору Старостину началось учебное и научное сотрудничество между Историко-архивным Институтом РГГУ и Национальной школой хартий в Париже. Так, в 2002 г. была создана международная программа "История, культура и архивы Франции", в рамках которой двусторонние стажировки студентов позволили им лучше узнать архивные системы двух стран. Затем, в 2010 г., свои двери открыла совместная магистратура "История и новые технологии". Франция высоко оценила этого большого ученого и замечательного человека, представив Е.В. Старостина к званию кавалера Ордена литературы и искусств»1. Так начинается
© Краснослободцев К.В., 2015
научный труд «Франция и французы в России. Новые источники, новые подходы (1815-1917)», увидевший свет в 2011 г. В более чем шестисотстраничной работе под одной обложкой собраны статьи таких личностей современного архивного мира, как Бруно Дель-мас, Армель Ле Гофф, Анни Шарон, Жан-Мишель Леньо, и другие. И конечно, символично, что такая масштабная работа посвящена профессору Евгению Васильевичу Старостину.
В 2012 г. я поступил в Историко-архивный институт на программу «История, культура и архивы Франции». В один из первых дней учебы нас пригласили на нашу кафедру. На двери висела табличка, которая привлекала внимание, - «Заведующий кафедрой профессор Е.В. Старостин». В кабинете, среди полок с фамилиями преподавателей также была и его полка, но профессор не появлялся. Скоро все встало на свои места. Мы не успели...
Курс «Зарубежная архивная Россика» и доклад о вкладе Е.В. Старостина в эту дисциплину помог мне познакомиться с научным наследием ученого. Предстояло собрать материал. Познакомиться с биографией профессора не составило труда. В отделе периодики Историко-архивного института есть множество изданий как со статьями самого Е.В. Старостина, так и с воспоминаниями о нем его коллег и учеников. Некоторые из этих статей-воспоминаний читаешь подчас как небольшие художественные произведения - так ярко и живо они рисуют образ Евгения Васильевича. Публикации профессора Старостина можно найти во многих известных архивных изданиях: «Отечественные архивы», «Вестник архивиста», «Советские архивы», «Вопросы истории».
На мой взгляд, научное наследие Е.В. Старостина нуждается в собрании, упорядочивании и осмыслении. Не потому, что так положено, а потому, что совершенно очевидно, что многие вопросы, затронутые профессором в научной работе, увы, остаются вне поля зрения современных исследователей. Поэтому, когда на лекциях заходит речь о таких темах, как история и методология зарубежного архивоведения или архивы РПЦ, то преподаватели говорят нам: «дерзайте!», но в классе стоит тишина. Планка поднята высоко. Не проанализировав работы профессора, мы рискуем не то что не продвинуться дальше, но потерять то, что уже есть. Но я отвлекся.
Всю широту научных взглядов профессора Е.В. Старостина нелегко охватить в принципе, особенно в рамках одной статьи, особенно студенту. Поэтому остановлюсь здесь лишь на тех областях, которые непосредственно касаются образовательного процесса.
Несмотря на то что вопросы методологии подчас самые сложные, периодизация истории архивов - это та тема, с которой сегодня мы начинаем курс «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы». Сравнению, критике и поиску лучшей периодизации посвящен целый семинар, на котором ведутся жаркие споры. В центре внимания - статья Е.В. Старостина «К вопросу о периодизации истории архивов»2. В конечном итоге разговор сводится к сопоставлению трех версий периодизации, предложенных Адольфом Бреннеке, Робером-Анри Ботье и Евгением Васильевичем Старостиным. Кто-то отстаивает точку зрения Бреннеке с привязкой типа архива к определенному этапу развития общества. Другим ближе взгляды Ботье с поэтичными названиями этапов («Дворцовый архив», «Сокровищница хартий», «Арсенал власти», «Лаборатория истории»), составленных по принципу роли архивов. Однако все признают логичной и обоснованной точку зрения Старостина, который, оппонируя коллегам, предлагает отвлечься от истории своих стран и создать универсальную периодизацию. Он начинает строить свою периодизацию от несомненного, от функций архива: хранение и использование. Далее в голове сразу возникает образ чашечных весов и, соответственно, три этапа: преобладание функции хранения над использованием, паритет и преобладание использования над хранением. Такой подход напоминает Картезианское сомнение, не правда ли?
Кстати, о философии. Евгений Васильевич предложил термин «архивология»3. Архивология - это почти философия, рождающаяся на стыке источниковедения и архивоведения. Это та область знаний, которая изучает сами источникообразующие факторы, пытаясь выявить общие закономерности и особенности складывания памяти о прошлом Земли и Человека. Мало просто собрать документы, присвоить им номер и разложить по фондам и описям. Нужно сохранить естественные связи между документами, создать условия для успешного их использования. Нужно понять, почему все эти документы сюда попали и чем общество руководствовалось, документируя свою жизнь в тот момент.
Чтобы подчеркнуть широту интересов профессора Старостина, скажу хотя бы о том, как в журнале «Отечественные архивы» мною с удивлением была найдена статья о тайнописи4 за авторством Е.В. Старостина, где со знанием дела доказывается, почему современному архивисту необходимо уметь читать тайнопись.
Оценивая свои научные работы, в автобиографии Е.В. Старостин пишет следующее: «Наиболее полезным из моих трудов
считаю учебник, изданный совместно с Т.С. Волковой, Т.И. Хор-хординой по российским архивам, часть которого опубликована отдельной монографией. И статью, вошедшую в учебное пособие "Архивы РПЦ" - "Библия и архивы", рассматриваю как самую значительную из моего научного наследия»5.
В этой последней из названных работ Евгений Васильевич впервые предлагает взглянуть на Библию как на источник по истории древнейших архивов. Из текста Священного Писания можно вынести, как выглядел первый архив (ковчег, построенный Моисеем для хранения священных скрижалей), кто за ним следил и какова была его судьба. Е.В. Старостин приходит к выводу о том, что «Библия была и остается важнейшим источником по истории зарождения письменной культуры и первоначальных форм хранения документов»6.
Многие труды, написанные профессором Старостиным, были и остаются уникальными в своем роде. Так, например, «Зарубежная буржуазная историография архивоведения», изданная еще в 1986 г., до сих пор не имеет аналогов. Также не теряет своей актуальности и полноты «Зарубежное архивоведение.»7, даже после стольких перемен в архивном деле Франции. Тем более это единственный труд в отечественной историографии, где приводится перечень депозитариев архивного хранения этой страны. Всем изучающим историю архивного дела не пройти мимо первого закона об архивах - Декрета 7-го мессидора второго года Республики. Е.В. Старостин дважды проводил анализ этого документа: сначала в рамках главы в «Зарубежном архивоведении», затем в соавторстве с Т.И. Хорхординой в монографии «Архивы и революция»8. В последней также проводятся параллели между Декретом 7-го мессидора второго года Республики и Декретом от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
Стоит заглянуть в сборник программ и дисциплин по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», чтобы увидеть учебные пособия Е.В. Старостина в основе таких курсов, как: «Всеобщая история архивов», «История архивов России», «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы», «Развитие архивоведческой мысли», «Организация архивной службы за рубежом», «Отечественные и зарубежные архивные фонды по истории международных отношений», «Архивы Франции», «Правовые основы управления документацией за рубежом», «Международное архивное право», «История гражданского общества во Франции».
Нельзя также не сказать о «Путеводителе по истории Франции в архивах России»9. С этим изданием работают многие, кто пишет курсовые, дипломные и другие научные работы на кафедре истории и организации архивного дела. Над подготовкой этого труда работала целая группа авторов: Г.Н. Ланской, Е.В. Старостин и Б. Дельмас, а также студенты Школы хартий и Историко-архивного института. Значимость этой работы трудно переоценить.
Труд, на составление которого ушло семь лет, включает в себя необходимую информацию об организации и устройстве архивной системы в России и обзор источников по истории Франции в федеральных архивах России. Путеводитель составлен с удивительным вниманием к деталям, например, архивные термины представлены в трех вариантах: на русском, на русском латиницей, на французском языках, указаны сайты и точные адреса всех рассмотренных архивов с приложением «Как добраться?», каждый выбранный фонд описан очень подробно. Таким образом, в наших руках действительно оказывается эффективный инструмент поиска (un instrument de recherche). Путеводитель составлен на французском языке и рассчитан, в первую очередь, на французских исследователей, но это не уменьшает его ценности для отечественных студентов и исследователей.
В заключение хотел бы сказать, что сейчас на двери кафедры «Истории и организации архивного дела» висит другая табличка. На ней имя ученицы Евгения Васильевича - Татьяны Иннокентьевны Хорхординой, которая, как и все преподаватели кафедры, продолжает добрые традиции, заложенные прежним заведующим. Для нас, студентов, это выражается в возможности прийти в любое время к нашим учителям и задать вопрос, спросить совета, поделиться мыслями.
Работая над этой статьей, я еще и еще раз задумывался о том, что же отличает просто талантливого человека от профессионала, мастера своего дела. Мне кажется, что мастер не просто много знает и является подкованным в своей теме, но еще и понимает философию своего дела. Он чувствует то, чего не выражает периодизация и сухие научные термины. Он понимает глубинные проблемы в своей области, обладает иногда мистическим знанием, видит в том, чем занимается, отражение проблем всего мира. К сожалению, могу судить о личности Евгения Васильевича только по статьям, рассказам о нем его учеников и коллег, фотографиям, но разве этого мало? Думаю, что он был настоящим мастером своего дела.
Примечания
Charon A., Delmas B, Le Goff A. La France et les français en Russie. Nouvelles sources, nouvelles approches (1815-1917). P.: Ecole Nationale des Chartes, 2011. 678 р. Старостин Е.В. К вопросу о периодизации истории архивов // Отечественные архивы. 1999. № 6.
Старостин Е.В. Архивология // Реализм исторического мышления: проблемы отечественной истории периода феодализма. Чтения, посвященные памяти А.Л. Станиславского. Тезисы докладов. М., 1991. С. 240. Старостин Е.В. Тайнопись // Отечественные архивы. 2004. № 5. Старостин Е.В. Автобиография [Электронный ресурс] // Сайт Историко-архивного института РГГУ. URL: http://iai.rsuh.ru/article.html7id-2240843 (дата обращения: 01.09.2014).
Старостин Е.В. Библия и архивы // Отечественные архивы. 2007. № 4. Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии. М.: РГГУ, 1997. 332 с.
Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Архивы и революция. М.: РГГУ, 2007. 180 с. 9 Lanskoï G., Delmas B., Starostine Ye. Les sources de l'histoire de France en Russie: Guide de recherche dans les archives d'Etat de la Fédération de Russie à Moscou (XVI-XX siècles). P.: Ecole Nationale des Chartes, 2010. 534 р.
8