ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 372.881.111.22
E-MAIL ПРОЕКТ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
© о. в. Мартынова
Пензенский государственный педагогический университет им. В.г. Белинского, кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка
e-mail: [email protected]
Мартынова О. В. - E-Mail проект в процессе преподавания немецкого языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 875-879. - В статье представлен опыт участия в Е-Mail проекте учащихся, изучающих немецкий язык как иностранный. Автор раскрывает основные принципы метода проекта, знакомит с особенностями организации Е-Mail проекта, делится собственным опытом участия в проекте, делает выводы о целесообразности участия в проектах такого рода. Статья может представлять интерес в первую очередь для учителей и преподавателей немецкого языка как иностранного, так как содержит конкретные практические рекомендации по проведению подобных проектов и ссылки на интернет-ресурсы, для заинтересовавшихся данной проблемой. ключевые слова: E-Mail проект, немецкий язык, обучение немецкому языку.
Martynova O. V. - The E-Mail Project in the Course of Teaching the German Language // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 875-879. - The article presents the experience of the students learning German as a foreign language who participated in the Е-Mail project. The author reveals the main principles of the project method, introduces the features of the E-Mail project organization, shares her own experience of participation in the project, makes conclusions about the expediency of participating in suchlike projects. The article can be of interest primarily for German language teachers. It contains practical recommendations for carrying out similar projects and the reference to the Internet-resources for those interested in the problem.
Keywords: the е-Mail project, the German language, German language training.
В эпоху стремительных общественных и научнотехнических изменений образовательные системы государств, особенно высокоразвитых государств, подвергаются значительным изменениям. В настоящее время передовыми образовательными системами центральной фигурой образовательного процесса признан учащийся. Его деятельность является предметом изучения исследователей разных специальностей. Общепризнанным считается факт, что приобретенные знания подвергаются постоянным изменениям. Поэтому важно, сформировать у учащихся умение самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретать новые знания, профессии, потому что это становится актуальной потребностью всей сознательной жизни.
изменения в общественной жизни России обуславливают необходимость модернизация отечественного образования, соответственно совершенствование общепринятых и поиск новых подходов к преподаванию иностранного языка с целью вовлечения каждого ученика в активную учебно-практическую деятельность. Одним из наиболее эффективных методов преподавания иностранного языка, позволяющего учи-
тывать индивидуальные потребности учащихся и создавать условия для активной и личностно значимой деятельности каждого, является метод проектов.
Теоретические аспекты использования метода проектов
использование метода проектов в процессе обучения имеет достаточно богатую историю. Сам метод возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем, и он был тесно связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом дж. дьюи, а также его учеником В. Х. килпатриком. дж. дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, руководствуясь его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему нужно приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может помочь в выборе источника информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
идея метода проектов развивалась, претерпевала некоторые изменения, совершенствовалась с учетом потребностей науки и общества. Но суть ее осталась прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии джона дьюи или критического мышления)[1].
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками амери-
Реализация метода проектов требует от учителя определенной подготовки, в частности, знания особенностей реализации проекта того или иного вида, умения четко планировать этапы его реализации.
Реализация E-mail проекта на уроках немецкого языка
В настоящее время метод проектов получил широкое распространение в процессе обучения иностранным языкам. Это вполне объяснимо. Целью обучения иностранным языкам в настоящее время явля-
канских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах метод проектов получил широкое распространение.
В последнее время в связи с происходящими изменениями в сфере образования педагоги различных специальностей стали все чаще обращаться к использованию метода проектов в обучении.
Проекты, реализуемые в образовательной практике, отличаются своим разнообразием. Современными учеными предприняты попытки классифицировать их исходя из различных характеристик проектов. В современной науке существует большое количество классификация проектов. Одной из наиболее полных является классификация проектов, предложенная Е. С. Полат, в основу которой положены следующие критерии (табл. 1).
ется формирование коммуникативной компетенции учащихся. для этого необходима активная практика на иностранном языке, необходимо мыслить, рассуждать, оформлять свои рассуждения на иностранном языке, участвовать в реальном диалоге культур. Современные мультимедийные средства и Интернет позволяют создавать благоприятные условия для достижения данной цели, позволяют успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности: письму, чтению, говорению, аудированию.
Таблица 1
Классификация проектов
1. Доминирующий в проекте метод:
исследовательский творческий ролево-игровой ознакомительно-ориентировочный
2. Предметно-содержательная область:
монопроект межпредметный проект
3. Характер координации проекта:
С открытой координацией Со скрытой координацией
4. Характер контактов:
внутренние или региональные международные телекоммуникационные
5. Количество участников проекта:
индивидуальные групповые коллективные
6. По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные долгосрочные
Одним из проектов, позволяющих повысить эффективность изучения немецкого языка, повысить мотивацию к изучению немецкого языка, включить учащихся в реальный диалог культур является проект «Das Bild der Anderen», курируемый Немецким культурным центром им. Гёте [3].
Это международный проект, предполагающий участие учащихся разных стран и континентов, изучающих немецкий язык. Реализация данного проекта стала возможна благодаря развитию современных информационных технологий, т. е. это телекоммуникационный проект, предполагающий совместную познавательную творческую деятельность учащихся-партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Их деятельность основана на компьютерной телекоммуникации и имеет общую цель -исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на достижение общего результата.
Участие в данном международном телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.
Данный проект, несмотря на свою относительную новизну, достаточно хорошо методически разработан и многократно реализован на практике. Он был основан в 1989 году в университете Амстердама. Сама идея проекта основывалась на традиции находить друзей, единомышленников по переписке, которая существовала во многих школах в разных странах в разные периоды времени. но использование для этой цели электронной почты в то время было техническим прорывом и стало важным фактором принципиальным изменившим «метод письменной коммуникации», расширив его возможности в территориальном и временном пространстве.
Технология реализации данного проекта предполагает несколько этапов в его реализации:
Первый этап - ознакомительно-поисковый: включает в себя, во-первых, знакомство учащихся с самим проектом, создание условий для формирования у каждого учащегося интереса к участию в данном проекте; во-вторых, поиск партнеров по проекту.
В настоящее время каждый класс, группа учащихся, изучающих немецкий язык, может принять участие в данном проекте. для этого необходимо зарегистрироваться у модератора проекта, сообщив о своем уровне владения языком, возрасте учащихся и количестве учащихся в группе. С этого момента модератор будет информировать координатора проекта о
потенциальных партнерах из других стран, которые тоже хотят участвовать в данном проекте, присылая актуальные предложения на адрес электронной почты. координатор также может смотреть актуальные предложения на странице проекта, где они опубликованы [4]. Роль координатора может выполнять как учитель, так и сами учащиеся в зависимости от уровня владения немецким языком. Оптимальным является вариант, когда учитель организовывает презентацию потенциальных партнеров по проекту, и совместно с учащимися в ходе совместных обсуждений принимается окончательное решение о выборе группы-партнера.
При выборе группы-партнера важно учитывать возраст учащихся, уровень владения языком, количество учащихся в группе. Возможен вариант, когда учащиеся образовывают пару и общаются с одним человеком.
Немаловажным фактором при выборе группы является и страна, в которой живут партнеры. Если эта страна или город представляют особый интерес для учащихся, то это будет дополнительным стимулом узнать что-то новое об этой местности из уст тех, кто непосредственно живет там. Зарубежные коллеги из Европы, описывая опыт участия в данном проекте, отмечают, что наиболее удачные заканчивались поездками и реальными встречами с партнерами. к сожалению, это достаточно затруднительно для российской действительности в силу многих причин (необходимость оформления визы, высокие транспортные расходы и т. д.). Хотя этот вариант при определенных обстоятельствах не исключается.
Важным условием успешной реализации проекта является о, что еще до начала участия в проекте учащиеся с одной стороны, осознают, что данный проект - не просто дружба по переписке в традиционном понимании, а часть занятий по немецкому языку. Так как учитель будет определять во многом тему писем, будет читать и корректировать письма, стиль изложения. С другой стороны, они осознают и тот факт, что участие в проекте принесет много положительных эмоций. В частности, они научатся писать настоящие письма на немецком языке, которые будет получать и на которые будет отвечать реальный человек, представитель другой страны, культуры, тоже интересующийся и изучающий немецкий язык.
После выбора класса-партнера, на, так называемом вводном уроке, учащимся предлагается составить коллаж на тему, что я знаю о стране, в которой живут наши партнеры, провести «мозговой штурм» на данную тему. Этот плакат/коллаж важно сохранить и сравнить с тем, который учащиеся составят по окончании проекта, чтобы наглядно показать, что дало участие в проекте, что нового узнали учащиеся, реализовав его.
Второй этап - аналитический. данный этап включает установление контакта с координатором-партнером, утверждение конкретных тем проекта, детальную разработку хода реализации проекта с учетом особенностей учебного процесса групп-партнеров. до того как учащиеся обменяются первыми письмами
учителям-руководителям проекта необходимо познакомиться, рассказать о своей школе, расписании уроков учащихся, роли немецкого языка, методах преподавания немецкого языка, о времени каникул, праздников в классе, установить тесный деловой контакт.
кроме того необходимо сообщить друг другу точные координаты школы-партнера, список учащихся, предпочтения учащихся в выборе партнера по переписке.
к тому же, необходимо обсудить то, как будут формироваться пары, темы для обсуждения, использование других мультимедийных средств (фото, видеоролики, рисунки, интернет-страницы), то, как будет презентоваться и оцениваться проект по его окончанию.
После того, как все договоренности по проведению проекта достигнуты, начинается следующий этап реализации проекта.
Третий этап - практический. Он включает практическую реализацию проекта - написание писем партнерам на совместно согласованные темы. Работа над письмами организовывается, как правило, следующим образом. учащиеся после прохождения определенной темы подготавливают письмо для своего партнера. Создатели проекта предлагают некоторые свои методические разработки по определенной проблематике [5]. Хотя учителем в каждом конкретном случае могут быть использованы свои разработки в зависимости от индивидуальных особенностей участников проекта, условий реализации проекта, уровня методической компетентности самого учителя.
После того, как работа по подготовке письма проведена учитель проверяет письмо, делает определенные поправки в плане грамматики, лексики, правильности оформления. Затем учитель отправляет письма на адрес учителя-партера по переписке и распечатывает их для портфолио проекта.
По окончании проекта ученики пишут друг другу прощальные письма, в которых благодарят партнера за сотрудничество. Очень хорошо, если после окончания официального проекта, партнеры продолжат общение уже в частном порядке или договорятся продолжить проект в следующем учебном году.
На протяжении всего проекта очень важно учителям-партнерам поддерживать тесную связь. Потому что от согласованности их совместной деятельности зависит успешность проекта, и они несут совместную ответственность за реализацию проекта.
Четвертый этап - презентационный. На этом этапе проводится итоговое занятие, на котором подводятся итоги проекта. Это, во-первых, подведение итогов, сравнение, что я знал о партнере в начале проекта и что знаю теперь, завершение оформления личных портфолио участников. Во-вторых, чему я научался благодаря проекту в языковом плане. Результаты проекта могут быть представлены в различной форме: рисунки, презентации, коллажи и т. д.
Очень хорошо, когда результат проекта демонстрируются публично т. е. представляются на обозрение других. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки лично-
сти, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Участникам проекта часто хочется показать свою работу представителям референтной группы: другим учителям, сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии с их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, стимулировать мотивацию к дальнейшему участию в проектной деятельности.
Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление перед публикой даёт возможность каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, учащиеся учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.
Пятый этап - рефлексионный. На заключительном этапе реализации проекта осуществляется рефлексия проекта как учителями-координаторами, так и учащимися.
На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же возможно планирование тем будущих проектов.
Учитель на данном этапе задаёт вопросы для само-рефлексии учащихся, а также организовывает обсуждение этапов, результатов проекта его участниками.
На данном этапе важна оценка усилий каждого ученика и группы в целом: креативность, качество работ, потенциал и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации.
Учитель проводит личные беседы с каждым участником и анализирует выполнение плана работы над проектом, а так же взаимоотношения в группе, дает рекомендации для дальнейшей работы каждого, развивая у учащихся самокритичность, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.
Преимущества участия в E-mail проекте в процессе изучения немецкого языка
Автор публикации имела свой опыт участия в проекте. Проект был осуществлен в 2007-2008 учебном году учащимися 1 курса факультета иностранных языков ПГПУ имени В.Г. Белинского. В качестве партнеров по проекту выступили учащиеся гимназии Tahahousein из города Надор, Марокко.
Личное участие в проекте, изучение опыта коллег позволило выявить некоторые преимущества внедрения данного метода в процесс изучения немецкого языка.
- Участие в проекте позволило существенно развить письменную речь учащихся. Они творчески подходили к написанию писем партнерам, искренне старались сделать их грамматически, лексически и стилистически грамотными, а так же интересными по
содержанию. Это способствовало развитию коммуникативной компетенции учащихся.
- Участие в проекте служило хорошим стимулом, мотивирующим фактором к изучению немецкого языка. Осознавая, что заданием является написание настоящего письма для конкретного человека, учащиеся с особой ответственностью и заинтересованностью подходили к выполнению задания.
- Проект позволяет учитывать интересы и возможности каждого участника проекта, позволяет каждому высказывать свое мнение, реализовывать свои потребности в общении. А его реальная цель создает благоприятные условия для успешности каждого.
- Данный проект учит эффективной совместной работе. Каждый чувствует свою ответственность перед партнером из другой страны и перед своими сокурсниками, так как проект рассчитан на определенные временные рамки, которых необходимо придерживаться.
- Участие в проекте позволяет участникам устанавливать реальные контакты с представителями других культур, узнавать новое о других и лучше познавать самих себя.
- Участие в этом проекте позволяет воспринимать немецкий язык не просто как школьный предмет, а как средство реального общения, средство для получения личностно ориентированной информации.
- Преимуществом проекта является его общедоступность. Использование электронной почты позволяет не только очень быстро, но и практически бесплатно отправлять и получать корреспонденцию.
- Значительным преимуществом данного проекта является его грамотная методическая разработка, подготовка и сопровождение сотрудниками Немецкого культурного центра им. гёте.
Методические рекомендации по реализации
E-mail проектов в процессе преподавания немецкого языка
Изучение научной литературы по данной проблеме, личное участи в проекте, изучение опыта коллег из других стран позволило автору сформулировать некоторые методические рекомендации по реализации E-mail проектов в процессе преподавания немецкого языка:
- координатор проекта должен иметь высокий уровень языковой и методической подготовки;
- при реализации международного телекоммуникационного проекта требуется тщательная предварительная разработка проекта с партнером-коор-динатором;
- координатор должен быть готов затратить личное время на подготовку и реализацию телекоммуникационного проекта;
- успешность реализации проекта во многом зависит от качества совместной деятельности партнеров-координаторов, участие в подобном проекте требует высокого уровня ответственности координатора по отношению к реализации проекта, умения найти компромисс с представителем другой культуры в условиях коммуникации посредством мультимедийных средств;
- темы проекта должны быть личностно значимыми для участников проекта, с одной, стороны, но соответствовать темам учебной программы, с другой;
- участники проекта должны быть одной возрастной категории и иметь релевантный уровень языковой подготовки;
- ответные письма не должны «заставлять себя ждать», обмен корреспонденцией должен осуществляться регулярно;
- в процессе реализации проекта обязательно ведение индивидуальных портфолио и портфолио проекта, что позволят по завершении проекта объективно оценить участие в проекте каждого участника, значение проекта для каждого участника;
- участники проекта должны осознавать отличия реализуемого проекта от личной переписки;
- участие в проекте должно быть органичной частью коммуникативно-ориентированного процесса изучения иностранного языка.
Заключение
Внедрение метода проектов в процесс преподавания иностранных языков - перспективное направление в методике обучения иностранным языкам.
Метод проектов личностно ориентирован, позволяет стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
В процессе реализации проекта осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.
использование современных средств коммуникации, в частности, участие в E-Mail проектах на уроках немецкого языка не означает полный отказ от традиционных форм и средств обучения, а предполагает рациональную интеграцию современных методов и средств в учебный процесс, что позволяет создать уникальную естественную языковую среду и делает процесс преподавания и изучения языка более продуктивным.
Внедрение современных методов обучения иностранному языку требует от учителя высокого уровня профессионализма и обуславливает необходимость постоянного совершенствования личных профессиональных качеств и компетенций.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/ meth%20project/metod%20pro.htm.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе №№ 2-3. 2000 г.
3. Materialien: Deutsch-Lernerprojekte [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goethe.de/lhr /mat/ lrn/deindex.htm.
4. Aktuelle Suchanzeigen [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/pl/lp/prj/ bld/mit/ asu/deindex.htm.
5. Das Kochbuch für E-Mail-Projekte im Deutschunterricht [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.goethe.de/ins/pl/lp/prj/bld/dnl/deindex.htm.