Научная статья на тему 'Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах'

Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
497
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах»

Е.М. Четина, Е.А. Клюйкова

ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ*

Благодаря повсеместному распространению Интернета творческие объединения поклонников телесериалов, фильмов, книг, музыкальных групп существенно расширили границы сферы деятельности. В этой связи большой интерес представляет феномен фандомов (от англ. fandom - фанатство) - интернет-объединений читателей популярных книг, а также зрителей сериалов, кинофильмов.

Еще в начале ХХ в. существовали досуговые сообщества, которые устраивали творческие встречи, публиковали и обсуждали собственные сочинения по мотивам известных произведений.

В США в 1960-е годы вокруг так называемых фэнзинов (от англ. fan magazine - «фанатский журнал») формировались творческие группы - предшественники фандомов.

Первые российские фандомы появились в 1990-е годы, как следствие роста популярности литературы фэнтези. Позднее возникают фандомы японских анимационных фильмов (аниме) и видеоигр. «Фэнтезийные» фандомы до сих пор одни из самых многочисленных. Отчасти это связано с тем, что жанр фэнтези развивается в соответствии с запросами читательской аудитории, и проблематика произведений часто определяется ее приоритетами.

* Четина Е.М., Клюйкова Е.А. Фандомы и фанфики: Креативные практики на виртуальных платформах. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fandomy-i-fanfiki-kreativnye-praktiki-na-virtualnyh-platformah

Основной формой активности в фандомах является создание фан-арта - творческого продукта, разработанного поклонниками по мотивам любимого произведения, который можно разделить на два вида: визуальный фан-арт (рисунки, коллажи, видеоролики, мультфильмы) и фанфикшн (литературные произведения, написанные по мотивам исходного текста). Отдельный фан-фикшн-текст (наиболее распространенный в Сети) называется фанфик. Объектом фан-фикшна становятся как популярные современные произведения, так и классические тексты (в основном входящие в школьную программу). Так, существуют фанфики на произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, популярны фанфики по мотивам рассказов А. Конан Дойля.

В подобного рода соавторстве, с одной стороны, можно разглядеть хороший знак: современные подростки не только читают классические произведения, но исследуют их и творят по-новому. С другой стороны, большинство интернет-текстов представляет собой набор клишированных формул: фанфикер стремится корректировать систему персонажей и классические сюжетные линии в соответствии со стереотипами массовой культуры.

На специальных интернетовских сайтах активно развивается фандомное движение: каждый год - с июля по октябрь - проводится мероприятие «Фандомная битва», своего рода фестиваль фандомов. Результаты «Фандомной битвы» определяются специальным голосованием в специальном сетевом сообществе. В конце битвы выявляется победитель. Для участников конкурса не так важны его результаты, как возможность выставить свое творчество для просмотра, работа в команде и общение с другими участниками.

В последнее время наблюдается тенденция к максимальному расширению сферы фандомного творчества. Объектом креативных практик становятся не только отдельные произведения, но и исторические эпохи.

Феномен фанфикшна отражает современную ситуацию в Рунете, где наиболее активными художниками слова стали молодые интернет-пользователи (школьники, студенты, аспиранты, выпускники вузов), стремящиеся заявить о своей творческой индивидуальности, пробующие себя в различных формах и направлениях.

Е.М. Четина, Е.А. Клюйкова

В фан-фикшне читатель или зритель получает своего рода власть над любимым произведением. Он может изменить сюжет и характер героев, максимально продлить исходный текст, связать между собой несколько произведений. Фанфики, которые объединяют разные произведения (фильмы, сериалы, книги), называются кроссоверами. Основанием для создания кроссовера часто становится наличие общих авторов: сценаристов, режиссеров, писателей.

Некоторые кроссоверы формируются не на основании «общего», а исходя из ряда различий и противоречий в среде создателей. Так, в Сети распространен фан-арт, посвященный комиксам американских компаний «Marvel» и CD, конкурирующих между собой. Поэтому фанаты склонны сталкивать их персонажей в своих текстах: в фанатском творчестве нередко противостоят друг другу Человек-Паук (Marvel) и Бэтмен (CD). Наконец совмещение миров может быть вызвано лишь фантазией фанфикера.

Коммуникация внутри фандома, как правило, связана с обсуждением содержательных особенностей материала: сюжета, психологических черт персонажей, мотивов их поступков, манеры поведения. Показательно, что при включении в систему фандома, когда человек привыкает к чтению и написанию фан-фикшна, любой новый сериал, фильм, книга вызывает желание прочесть что-то написанное по мотивам. Сам объект культуры уже не является самодостаточным для зрителя или читателя.

Если популярный телесериал находится в стадии выпуска, т.е. ожидается выход новой серии или начало нового сезона, то поклонники, как правило, пытаются предугадать дальнейшее развитие сюжета. Подобная активность может влиять на авторов оригинальных произведений. Все чаще сценарии продолжающихся телесериалов сценаристы пишут с учетом пожеланий и идей, высказанных в фан-домах.

В последнее время фан-фикшн начинают издавать и самостоятельные произведения. Например, вышедший в 2011 г. роман «Пятьдесят оттенков серого» является литературно обработанным фанфи-ком на серию книг С. Майер «Сумерки».

Фандомы как культурные объединения расширяют пространство творческого самовыражения читателей и зрителей, которые могут выступать и в качестве своего рода соавторов. Однако стремление к

упрощению, часто низводящее известные произведения до уровня массовых фан-фикшн-текстов, не способствует дальнейшему творческому развитию фикеров. Подобного рода деятельность может ограничиваться досуговыми занятиями, но если она становится начальным этапом профессиональной деятельности вне фандомов, то приобретенные на блоговых платформах стереотипы могут помешать начинающим авторам.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.