РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ
Джонстон Р.Б., Неделеску О.М.
ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ (Реферат)
Johnston R.B., Nedelescu О.М.
The impact of terrorism on financial markets. - N. Y.: IMF, 2005. - 22 p. - (IMF working paper). - Bibliogr.: p. 21-22.
В основу публикации положен доклад сотрудников департамента валютных и финансовых систем МВФ, представленный ими на международной конференции «Финансовые и экономические аспекты борьбы против терроризма», состоявшейся в октябре 2004 г. в Риме и организованной NATO Defense College.
Финансовые институты могут выступать в различных преступлениях в качестве жертв (как это произошло в результате террористической атаки 11 сентября 2001 г.), участников или инструментов. Они прямо или косвенно могут быть субъектами преступлений или злоупотреблений разного типа, выступая в качестве одной из опор терроризма. Кроме того, они могут использоваться как каналы для перевода средств террористических организаций. В данной работе финансовые институты рассматриваются как жертвы террористических актов.
Недавние террористические атаки оказали влияние на национальную и глобальную экономику и финансовые системы. Их последствия имеют кратко-, средне- и долгосрочный характер. Прямой экономический ущерб от терроризма, вызывающего гибель людей и уничтожение имущества, включает расходы на восстановление инфраструктурных и иных объектов и помощь пострадавшим, которые имеют краткосрочный характер. Прямой экономический ущерб от терроризма пропорционален интенсивности террористической атаки и масштабам соответствующей национальной экономики. Прямой экономический ущерб от террористического акта 11 сентября 2001 г. составил, по оценке ОЭСР, 27,2 млрд. долл., в том числе потери частного сектора 14 млрд., местных организаций - 1,5 млрд., федерального правительства - 0,7 млрд. и чистые убытки от нереализованных финансовых операций - 11 млрд. долл. Вместе с тем он равнялся около 0,25% ВВП США (с. 4).
Косвенные убытки от терроризма сказываются на состоянии экономики в среднесрочном периоде, проявляясь в снижении уровня доверия со стороны
потребителей и инвесторов. Это уменьшает склонность последних к инвестициям, что вызывает замедление темпов роста национальной и глобальной экономики. Более того, снижение уровня доверия инвесторов может привести к общему падению цен на активы и к «бегству в качество», что выражается в стремлении инвесторов перевести свои средства в первоклассные ценные бумаги с минимальным риском (обычно в правительственные облигации), что повышает цены на рискованные заимствования. Масштабы и распределение этих издержек между странами и отраслями зависят от таких факторов, как природа террористической атаки, ее эффекты, тип политики, проводимой в ответ на атаку, и эластичность рынков (т.е. их способность к быстрому восстановлению). Террористическая атака 11 сентября 2001 г. оказала влияние на многие про-мышленно развитые страны через снижение общего спроса вследствие уменьшения доверия к экономике, повлиявшего на объем выпуска продукции. Развивающиеся рынки также были затронуты через снижение внешнего спроса и «бегство в качество» на финансовых рынках. Несмотря на материальные разрушения, вызванные атакой 11 сентября, финансовые рынки в целом продемонстрировали свою способность быстро восстанавливаться до нормального состояния и осуществлять свои главные функции.
Долгосрочные последствия террористической атаки сводятся к негативному влиянию на производительность, которое проявляется в повышении трансакци-онных издержек, связанных с обеспечением безопасности, ростом страховых премий, а также финансовых и иных расходов на меры антитеррористической политики.
Значительное число операторов финансового рынка США вели свои операции в зданиях подвергшегося террористической атаке Всемирного торгового центра (ВТЦ) или неподалеку от них. Именно поэтому атака послужила причиной временного прекращения операций на финансовых рынках Нью-Йорка. Наибольший ущерб был нанесен коммуникационной системе крупнейшего кастодиального и расчетного банка Bank of New York. Хотя Bank of New York и J.P. Morgan Chase - два главных клиринговых банка для расчетов по правительственным ценным бумагам - смогли перевести свои операции в другие подразделения, значительное замедление клиринговых расчетов вызвало усиление неопределенности в области завершения торговых сделок по ценным бумагам и увеличение спроса на ликвидность. Рынок правительственных ценных бумаг также был затронут потерей посреднических брокерских фирм, расположенных в ВТЦ. Невозможность использования телефонной связи заставила трейдеров обратиться к интернет-платформам, работающим в режиме онлайн. Террористическая атака отрицательно повлияла и на другие финансовые рынки, например, на рынок РЕПО и услуг банкоматов. Потери страховых компаний оцениваются в более 50 млрд. долл., что в первую очередь объясняется значительным увеличением страховых премий (с. 6).
Поскольку террористическая атака 11 сентября 2001 г. завершилась в 9 часов утра по местному времени, Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и NASDAQ в этот день не открывались. Они возобновили свою работу 17 сентября, после консультаций между представителями частного сектора и Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC). Биржевые индексы в первые дни после теракта снизились: с 17 по 21 сентября 2001 г. индекс Standard and Poor's снизился на 11,6%, а индекс NASDAQ -на 16,1%. За тот же период европейский индекс Dow Jones Euro STOXX снизился на 17,1%. Для сравнения: после теракта в Испании 11 марта 2004 г. этот индекс снизился на 3% и до конца марта повысился до прежнего уровня (с. 4). Различие последствий двух терактов (И сентября 2001 г. и 11 марта 2004 г.) для рынков ценных бумаг может объясняться следующим образом: во-первых, атака в Нью-Йорке нарушила стабильность глобальной финансовой системы, тогда как ее последствия в Испании имели региональный эффект; во-вторых, атака 11 сентября имела место в условиях, когда американская и мировая экономика находилась в состоянии спада, тогда как события в Испании происходили в период начавшегося экономического подъема; в-третьих, теракт в Испании в отличие от событий в Нью-Йорке не был непосредственно нацелен на нанесение ущерба финансовым рынкам и на разрушение систем их коммуникаций.
Как показывают исследования, террористическая атака И сентября оказала негативное воздействие на состояние глобального финансового рынка. При этом, однако, финансовый рынок США испытал меньшее отрицательное влияние теракта и быстрее других восстановил средний уровень доходности до докризисного уровня. Одно из объяснений этого факта заключается в том, что Федеральная резервная система (ФРС) США стала быстро предпринимать необходимые меры, чтобы успокоить и стабилизировать экономику через поддержку финансово-банковского сектора.
В целом события 11 сентября 2001 г. продемонстрировали критическую роль органа, отвечающего за здоровье финансовой системы, каким оказалась ФРС, осознавшая, что для восстановления доверия как на финансовых рынках, так и за их пределами, необходимы немедленные и решительные ответные меры. Чтобы противостоять хаосу и панике, ФРС оставалась действующей, открыв «учетное окно» (discount window) для вливания средств, чтобы удовлетворить потребности банков в ликвидных средствах. Для предоставления необходимых ликвидных средств были использованы различные инструменты открытого рынка: от временной задержки выплат процентов за овердрафт до снижения учетной процентной ставки. В результате объем вливания ликвидных средств оценивался в 100 млрд. долл. ФРС стимулировала федеральные резервные банки более гибко работать с потребителями, пострадавшими от теракта.
SEC также помогала преодолевать кризис путем смягчения правил предоставления кредитов в форме ценных бумаг и скупки корпорациями собственных акций для поддержания их рыночной цены (share buy-back). В то же время другие экономические и финансовые органы с целью обеспечения финансовой стабильности предложили ввести налоговые льготы для поддержания промышленных предприятий, пострадавших от теракта. Страховые и авиакомпании получили прямую финансовую помощь от государства. Администрация и конгресс США объявили о своем намерении действовать как «страховщик в последней инстанции», чтобы удовлетворить требования, предъявляемые к частным страховым компаниям, которые они не в состоянии обеспечить. Через год после 11 сентября 2001 г. в США был принят закон о страховании связанного с терроризмом риска «Terrorism Risk Insurance Act», предусматривающий создание прозрачной системы разделения между государственной и частной компенсацией ущерба застрахованных лиц, потерпевших от теракта. Помимо этого были предприняты меры кратко- и среднесрочного характера, направленные на преодоление экономического спада, усилившегося в результате теракта. К ним, в частности, относится снижение учетной ставки ФРС.
Стремясь быстрее вернуть финансовые рынки в нормальное состояние, ФРС тесно сотрудничала с органами финансового регулирования других стран. На международном уровне были приняты меры для поддержания глобальной платежной системы, повышения уровня доверия и обеспечения стабильности финансовых рынков. Монетарные органы ведущих стран - Канады, зоны евро, Швейцарии, Японии и Великобритании - по примеру ФРС осуществили вливание значительных масс ликвидных средств и снизили уровень процентных ставок. Несколько позже подобные меры приняли Дания, Гонконг, Южная Корея, Новая Зеландия и Швеция. Чтобы помочь решить проблему нехватки валютных средств у иностранных институтов, ФРС осуществила операцию своп с Европейским центральным банком (ЕЦБ) и Банком Англии на сумму в 80 млрд. долл., а также повысила потолок по ранее заключенному соглашению об операции своп с Банком Канады (с. 15). В отличие от масштабных экономических мер, принятых в США и других странах после террористической атаки 11 сентября 2001 г., после теракта 11 марта 2004 г. в Испании не осуществлялось широких мер (в частности, ЕЦБ не менял процентную ставку), за исключением оказания прямой финансовой помощи пострадавшим.
Драматические эпизоды, связанные с терактами, позволяют извлечь ряд уроков, касающихся преодоления последствий финансовых кризисов. Во-первых, опыт свидетельствует о важной роли центральных банков в обеспечении стабильности финансовой системы в условиях кризиса. Действуя как кредитор в последней инстанции и поддерживая открытый и прозрачный диалог с регулирующими органами, ФРС сыграла важнейшую роль в восстановлении дове-
рия к рынку и помогла ему осуществлять свои функции, предоставив банкам необходимые ликвидные средства и предотвратив тем самым публичную панику. Во-вторых, критическое значение для быстрого и эффективного восстановления нормального функционирования финансовых рынков имели кооперация и координация американских и иностранных органов регулирования.
Не следует думать, что террористические атаки нацелены только на коммерческие банки и другие финансовые институты. В 1996 г. атаке местных террористов подвергся Центральный банк Шри Ланки, в результате чего были повреждены база данных и компьютерная система банка. МВФ оказал помощь в восстановлении базы данных банка. Совсем недавно появились сообщения о том, что целью террористических атак могут быть МВФ и Всемирный банк.
Для преодоления последствий террористических атак органы финансового регулирования должны предусмотреть некоторые превентивные меры. С точки зрения этих органов влияние терроризма на финансовые рынки ставит их перед двумя вызовами, связанными с: а) учетом возможности совершения террористических актов при расчете операционного риска; б) принятием адекватных мер по предотвращению финансирования терроризма.
1. Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) определил терроризм как событие, повышающее уровень операционного риска, и отметил роль органов финансового надзора в снижении операционного риска, являющегося результатом террористического акта. Органы надзора должны следить за тем, чтобы все банки разработали эффективные методы идентификации, определения, мониторинга и контроля за операционным риском, связанным с терроризмом, и включить их в общую систему управления рисками. Сами банки должны предпринять меры, обеспечивающие их способность действовать и ограничивать потери в случае серьезного разрушения бизнеса, в основном благодаря разработке сценарных бизнес-планов.
В совместном докладе ФРС и других органов регулирования финансовых рынков, опубликованном в 2002 г. в США, отмечалось, что для минимизации отрицательных последствий широкомасштабного разрушения финансовых рынков и для быстрого восстановления финансовых систем необходимы: 1) идентификация критических видов деятельности в области клиринговых и расчетных операций, необходимых для поддержания стабильности финансовой системы; 2) определение способов восстановления и возобновления этих видов деятельности; 3) обеспечение достаточной географической диверсификации названных видов деятельности для их скорейшего восстановления; 4) регулярное тестирование способов такого восстановления.
2. По мнению Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), между терроризмом и другими преступными методами использования финансовых систем существуют незначительные различия. Финанси-
рование терроризма имеет много общих черт с отмыванием денег с точки зрения источников получения средств, способов их использования и перевода в места, где они не привлекают особого внимания. Террористы используют финансовую инфраструктуру для мобилизации и перевода средств, которые они получают от совершения таких преступлений, как похищение людей, вымогательство, контрабанда, торговля наркотиками, грабежи и воровство. Таким образом, считает ФАТФ, террористы, как и другие преступные элементы, нуждаются в отмывании денег, используя различные способы межбанковского перевода средств, операции с кредитными и дебетовыми картами, неформальные связи и т.д. Кроме того, террористы используют доходы от торговли драгоценными металлами и камнями, проводят операции с благотворительными и неприбыльными организациями. Финансовые сети терроризма имеют глобальный характер, проникая в финансовые системы промышленно развитых и развивающихся стран.
Несмотря на значительное сходство между преступным отмыванием денег и финансированием терроризма, последнее обладает рядом специфических черт, связанных с тем, что террористы, помимо нелегальных источников финансовых средств, используют и легальные фонды. Кроме того, часто суммы, переводимые в связи с финансированием терроризма, невелики по сравнению с суммами отмываемых денег, связанных, например, с торговлей наркотиками. Так, суммы, снимавшиеся со счетов террористов накануне 11 сентября 2001 г., не превышали 10 тыс. долл., что позволяло их рассматривать как простые переводы денежных средств (с. 14). Все это осложняет борьбу с финансированием терроризма, так как требует комплексного междисциплинарного подхода к выявлению и доказательству преступного использования средств.
Первые попытки разработать единый подход к борьбе с финансированием терроризма были предприняты ФАТФ, которая еще десять лет назад разработала 40 рекомендаций правительствам отдельных стран по организации борьбы с отмыванием денег и разработке соответствующих национальных программ. В декабре 1999 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию по устранению финансирования терроризма (UN International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism). В первое время после принятия эту конвенцию ратифицировали всего четыре страны. После событий 11 сентября 2001 г. ее ратифицировали 117 стран. По данным доклада министерства финансов США «Прогресс в борьбе с финансированием терроризма» (Progress in the war on terrorist financing), опубликованного в 2003 г., после И сентября 2001 г. 173 страны приняли решение о блокировании или замораживании активов террористов, 100 стран приняли новые законодательные акты, усиливающие их защиту от операций по финансированию террористов, и более 100 стран создали органы финансовой разведки (с. 16).
К концу 2001 г. полномочия ФАТФ были расширены за счет включения в ее компетенцию вопросов борьбы с финансированием терроризма. На пленарном заседании ФАТФ в октябре 2001 г. были приняты «Восемь специальных рекомендаций» правительствам по организации борьбы с финансированием терроризма (в октябре 2004 г. эти рекомендации были дополнены еще одной -теперь их девять). ФАТФ считает, что эти рекомендации должны дополнять 40 ранее сформулированных рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. Новые рекомендации, направленные на выявление, предупреждение и устранение операций по финансированию терроризма, включают следующие требования к странам (с. 15):
• предпринять немедленные шаги по ратификации и использованию инструментов и мер, предложенных ООН;
• считать преступным финансирование терроризма, террористические акты и террористические организации;
• заморозить и конфисковать активы террористов;
• сообщать о сделках, подозреваемых в связях с терроризмом;
• обеспечивать широкие возможности для оказания правовой помощи другим странам и регулирующим организациям, проводящим расследования финансирования терроризма;
• выявлять потребности отмывающих деньги в использовании альтернативных систем денежных переводов;
• усилить меры по идентификации клиентов местных и международных систем электронных связей по переводу денежных средств и передачи информации;
• следить за тем, чтобы любые организации, особенно бесприбыльные, не могли использоваться для финансирования терроризма;
• выявлять пути и средства международной транспортировки наличных средств и обращающихся инструментов на предъявителя.
В 2002 г. МВФ и Всемирный банк одобрили рекомендации и стандарты ФАТФ, а также создание региональных и национальных органов «в стиле ФАТФ». В 2003 г. ФАТФ пересмотрела свои 40 рекомендаций, включив в сферу их действия новые нефинансовые сектора, организации и профессиональные группы, среди которых: казино, агентства недвижимости, дилеры, занимающиеся торговлей ценными металлами и камнями, адвокаты, нотариусы, аудиторы, сервисные компании и трасты.
Как показывают результаты исследований, успех борьбы с финансированием терроризма во многом зависит от охвата всех потенциальных сфер террористической деятельности, включая все возможные источники их финансовых ресурсов. Большое значение при этом имеет быстрая и точная идентификация лиц, посылающих и получающих денежные переводы через международные фор-
мальные и неформальные сети, что требует межстрановой координации деятельности соответствующих органов. В апреле 2004 г. в Абу-Даби состоялась вторая международная конференция по проблемам неформального перевода денежных средств иностранными рабочими на родину, организованная МВФ и Центральным банком ОАЭ. На конференции отмечалось, что эти неформальные сети могут использоваться для отмывания денег и сбора средств для финансирования терроризма. Через неформальные каналы в развивающиеся страны поступает от 10 до 50% денежных средств от мигрантов, общая сумма которых в 2001 г. составляла 72,3 млрд. долл. (с. 17).
Введение регулирующих мер, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, сопряжено с ростом расходов на содержание соответствующих институтов и подразделений (главным образом в банках), следящих за нарушением требований, правил и норм. Как показывает опыт, регулирующие органы промышленно развитых стран берут на себя функции надзора за соблюдением банками и другими финансовыми институтами требований, связанных с борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. В 2004 г. по решению Управления контролера денежного обращения США (US Office of the Controller of the Currency) банк Riggs Bank после тщательного изучения счетов закрыл счета некоторых правительств и политических деятелей на сумму в 25 млн. долл. В том же году Японское агентство финансовых услуг (Japan Financial Services Agency) закрыло отделение Citigroup, занимавшееся управлением частными активами, обнаружив многие нарушения в регистрации клиентов. ABN Amro и Union Bank of California вынуждены были прекратить деловые отношения с 550 банками стран Восточной Европы, бассейна Карибского моря и России, которые были связаны с высоким риском несоблюдения требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (с. 19).
Наряду с прямыми потерями, связанными с расследованием органов надзора, банки и другие финансовые институты могут утратить свою деловую репутацию из-за огласки фактов расследования, что повлияет на их клиентскую базу и рыночную капитализацию. Так, курс акций одного из крупнейших международных банков снизился на 3% на следующий день после публикации отчета о результатах анализа его деятельности, в котором были отмечены некоторые этические проблемы.
Включение мер, связанных с предупреждением и борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма, способствовало росту издержек служб комплаенс (compliance officer) - контролеров в банках, отвечающих за выполнение действующих и новых правил и норм. Эти издержки были в основном обусловлены использованием новейшей информационной технологии. В «Обзоре глобальной борьбы с отмыванием денег в 2004 г.» (Global Anti-Money
Laundering Survey - 2004), подготовленном «KPMG International», были приведены данные опроса 209 банков из 41 страны, большая часть которых входила в число 1000 крупнейших банков мира. 83% респондентов указали, что за последние три года расходы их комплаенс - служб, связанные с усилением мер против отмывания денег и финансирования терроризма, возросли в среднем на 61% (с. 16-17).
Несмотря на рост издержек, главные выгоды внедрения стандартов и требований борьбы с финансовыми злоупотреблениями в систему управления банковскими рисками связаны с обеспечением большей стабильности и целостности финансовой системы, что способствует более эффективному распределению ресурсов в целях повышения темпов экономического роста. Главной задачей при этом является достижение правильного баланса между издержками и выгодами политики усиления регулирующих мер, направленных против отмывания денег и финансирования терроризма, что позволяет избегать сегментации финансовых рынков.
Л.А. Зубченко