М. Е. Гирфаноеа, Н. И. Наумова
Джон Тавернер и его служба в Кардинал-колледже при Оксфордском университете
Аннотация:
В статье рассматривается профессиональная деятельность одного из крупнейших английских композиторов раннетюдоровской эпохи Джона Тавернера, связанная с его службой в Кардинал-колледже при Оксфордском университете. Авторами выявляется специфика музыкальной профессии «руководитель хористов», раскрываются некоторые особенности функционирования духовной многоголосной музыки в Англии в XVI веке. Ввиду неизученности в отечественном музыкознании музыки эпохи Тюдоров, в статье привлекаются зарубежные источники — как современные исследования, так и документы времени Тавернера.
Ключевые слова: Джон Тавернер, Кардинал-колледж, Оксфордский университет, музыка в эпоху Тюдоров, английская полифоническая музыка, хоровое искусство.
М. Е. Girfanova, N. I. Naumova John Taverner and his service in Cardinal College at Oxford University
Abstract:
The article discusses the professional activity of one of the greatest English composers of Early Tudor times - Sir John Taverner - in connection with his service in the Cardinal College at Oxford University. The authors reveal the specifics of Master of the Choristers's position, examine some features of sacred polyphonic music in England functioning in the XVI century. Due to absence of information on the subject in Russian musicological studies, the authors use sources published abroad — both modern research and documentation of Taverner's time.
Keywords: John Taverner, Cardinal College, Oxford University, music in Tudor England, English polyphonic music, choral practice.
С
реди англииских композиторов ран-иетюдоровской эпохи одним из самых значительных является Джон Тавернер (около 1490—1545)1. Современники высоко оценивали Тавер-нера как композитора, о чем свидетельствует уже тот факт, что до настоящего времени сохранилось около 30 манускриптов, в которых представлены его сочинения2.
Важнейший период профессиональной деятельности Тавернера связан с его службой в Кардинал-колледже при Оксфордском университете (с 1526 по 1530 год), где он обучал музыке мальчиков-певчих, а также исполнял обязанности органиста в церкви при колледже (пример 1).
В счете Гильдии Св. Марии4 указывается точная сумма: «Господину Тавер-неру, певчему из колледжа Таттерше-ла, шесть шиллингов, восемь пенсов» («Magistro Taverner de Collegio de Tateshale cantor vis viiid») [1. P. 285]. Из этого счета мы узнаем, что на тот момент Тавернер был певчим (клерком) в церкви при колледже Таттершела5. Когда в мае следующего года епископ Линкольна Джон Лонгланд6 нанес официальный визит в Таттершел, Тавернер продолжал служить певчим.
Кардинал-колледж был основан Томасом Уолси в 1525 году на месте монастыря Св. Фридесвиды, покровительницы Оксфорда. Томас Уолси, архиепископ Йоркский (с 1514 г.), карди-
06 этом периоде жизни Тавернера известно достаточно много благодаря сохранившейся документации Кардинал-колледжа, а также переписке связанных с деятельностью колледжа лиц. О Тавернере до его появления в Оксфорде существует мало документально подтвержденной информации. Достоверно известно, что в 1524 году он был приглашен в качестве певчего в церковь Св. Ботольфа в Бостоне3 и получил за это денежное вознаграждение.
нал Англии (с 1515 г.), являлся одной из самых влиятельных политических фигур в Англии. С 1515 по 1529 год он занимал должность лорд-канцлера при Генрихе VIII, будучи вторым лицом в государстве после короля. Из письма Уолси Лонгланду от 4 сентября 1525 года следует, что Лонгланд должен был подготовить апартаменты для священнослужителей и певчих Кардинал-колледжа (что и было сделано к 25 марта следующего года) и что открытие кол-
леджа приурочивалось к празднику Св. Фриде-свиды (оно состоялось 19 октября 1526 года).
Уолси поручил Лонгланду также набрать хор и назначить «руководителя хористов» (informator choristarum). Первоначально на эту должность планировался Хью Эстон из Лестера7, известный в то время музыкант. Он был несколько старше Тавернера и имел степень бакалавра музыки, которую получил в Оксфорде в 1510 году. Последнее также сыграло немаловажную роль при выборе кандидатуры Эстона. На момент приглашения Эстон уже занимал должность руководителя хористов в колледже Св. Марии в Лестере (он оставался на этом посту до 1548 года), что, вероятно, и послужило причиной отказа Эстона от предложения Лон-гланда.
После этого Лонгланд остановил свой выбор на Тавернере, вероятно, на основании хороших отзывов о службе Тавернера в Таттершеле, куда Лонгланд еще недавно приезжал с официальным визитом. Однако первоначально Тавернер не принял приглашения. Сохранилось письмо Лонгланда Уолси от 17 октября 1525 года, где говорится о причинах отказа Тавернера: «Довожу до Вашего сведения: что касается Джона Тавернера, певчего, которому я послал по королевскому поручению приглашение быть руководителем детей в церкви при Вашем досточтимом колледже в Оксфорде (оный без сомнения подходит для этого), то я никоим образом не могу получить на то его согласия. Он ссылается на благоприятные условия проживания в Таттершеле и на то, что собирается выгодно жениться, и упустит такую возможность, если уедет оттуда» [1. Р. 9]. В качестве временной меры Лонгланд советовал Уолси назначить на должность руководителя хористов кого-нибудь из его придворной капеллы.
В этом же письме Лонгланд указывает, какими качествами должен обладать руководитель хористов, и что ему требуется сделать в первую очередь, заняв пост: «...он должен обладать хорошим певческим голосом, владеть инструментом, находить радость от преподавания, быть учтивым, искусным и опытным педагогом и
прибыть на место за 4—5 дней до дня [официального открытия колледжа], чтобы познакомиться со своими подопечными, послушать их, дать им наставления и ознакомиться с теми песнопениями, которые будут исполняться в день торжества» [1. Р. 9].
Неизвестно, почему Тавернер передумал. Возможно, на него было оказано давление, либо некие дополнительные стимулы заставили его изменить свое решение. Тавернера, по всей видимости, прельщала перспектива работы с большим, по меркам того времени, хором из 12 клерков (взрослых певчих) и 16 хористов (мальчиков). Его годовой доход как руководителя хористов увеличивался по сравнению с тем, что он получал, будучи клерком, в Таттершеле (где годовой доход Тавернера равнялся 6 фунтам), и должен был составить 14 фунтов8 (эта сумма включала жалование в 10 фунтов и дополнительные денежные выплаты на еду и одежду).
В обязанности Тавернера в Кардинал-колледже входило обучать хористов как музыкальной теории, так и практическому исполнительству. В уставах Кардинал-колледжа содержатся следующие требования к руководителю хористов: «[это должен быть] опытнейший музыкант, который как наставляет, так и надлежащим образом обучает музыкальному искусству» («...musices peritissimus qui eosdem instruat et musicam artem commode doceat» [2. P. 13]). В уставах также оговаривается степень участия руководителя хористов в службе: «Руководитель хористов не обязан присутствовать на богослужениях (таких как Утреня и Вечерня) в непраздничные дни, на праздники, в которых хор не участвует, и в другие дни, когда проводятся службы в честь Святых (которых, как мы требуем, должно быть четыре, а именно: в честь Святой Троицы, Святой Марии, Всех Святых и Святой Фридесвиды), но мы требуем, чтобы в это время он усердно обучал хористов музыке. В остальные дни и праздники, однако, руководитель должен присутствовать со своими хористами на всех богослужениях от начала и до конца <.. .> хотя по уважительной причине, с дозволения декана, заместителя декана или
регента он может отсутствовать. В таком случае, мы требуем, чтобы он за свой счет предоставил себе замену, того, кто изъявил бы желание и был способен занять его место» [2. Р. 58].
Помимо руководства хористами Тавернер исполнял обязанности органиста. Некий Энтони Далабер так описывает свой визит в колледж в 1528 году: «Началась Вечерня, декан и остальные каноники были одеты в свои серые амикты9, когда я вошел туда, они готовились к исполнению Магнификата. Я стоял у двери и слышал игру господина Тавернера, остальные в церкви пели...» [1. Р. 10].
Кардинал-колледж сразу же стал лучшим образовательным учреждением среди колледжей Оксфорда и Кембриджа. Известный английский историк того времени и составитель жизнеописаний святых мучеников Джон Фокс10, отнюдь не питавший любви к Уолси, чрезвычайно высоко оценивал новое учебное заведение: «...он [Уолси] основал новый колледж в Оксфорде и собрал вместе все лучшие умы,
2 Современный вид церкви при
Кз р ди на л - ко л ле дже {Кра й ст -Чёр ч). Сейчас - собор
при колледже и в то же время -кафедральный со&ор
о которых только мог знать, среди них: Кларк (Clarke), Тиндейл (Tyndale)11, Соммер (Sommer), Фрит (Frith)12, Тавернер и другие» [3. Р. 125]. Церковь при колледже считалась чуть ли не образцовой в отправлении богослужения, в том числе и в музыкальной части службы. Томас Кромвель, один из доверенных советников Уолси, писал: «Ваша церковь... благочестивая и добродетельная, и в ней не только священники усердны в служении Богу, но также ежедневная служба полна благочестия, торжественности и благозвучия, что, по моему мнению, встречается крайне редко» [1. Р. 9].
Период работы Тавернера в колледже является одним из самых продуктивных в композиторском отношении. Достоверно известно, что в этот период Тавернером были созданы антифоны «Sánete Deus», «Ave Maria» и «О Wilhelme» (или «О Christe Jesu pastor bone»). В статусах Кардинал-колледжа прописано, что после вечернего богослужения должны исполняться три антифона, один из которых посвящен Св. Троице, другой — Деве Марии, а третий — Св. Уильяму. К «оксфордскому» периоду, предположительно, относятся мессы «Small devotion», «Gloria tibi Trinitas», части месс «Le roy Kyrie», «Christe eleison», духовные песнопения «O Christe Jesu», «Alleluia Veni electa», «Alléluia», светские песни «The bella», «Mi hart my mynde», «Love wyll I».
Есть веские основания предполагать, что именно Тавернер руководил составлением собрания «Forrest-Heyther», которое начало формироваться при Кардинал-колледже и является одним из важнейших музыкальных манускриптов того времени. Это самый ранний источник, содержащий музыку Тавернера. Собрание включает 11 месс и открывается шести-голосной мессой Тавернера «Gloria tibi Trinitas». В манускрипте также представлены четыре мессы Роберта Файрфакса [Robert Fayrfax], по одной мессе Уильяма Разара [William Rasar], Томаса Ашвеля [Thomas Ashwell], Джона Мер-бека [John Merbecke], Джона Нормана [John Norman], Эвери Бартона [Avery Burton], Хью Эстона [Hugh Aston]13.
Месса Тавернера «Gloria tibi Trinitas» примечательна в том числе тем, что один из ее разделов, раздел «in nomine» в Sanctus, положил начало самостоятельному английскому инструментальному жанру, получившему широкое распространение во второй половине XVI и XVII в. Благодаря своей мелодической выразительности и мастерски выписанному контрапункту часть «In Nomine» Тавернера вдохновила на создание многочисленных инструментальных обработок, в числе которых — переложения для органа, для клавесина, для лютни и голоса14. Крупнейшие английские композиторы использовали «In Nomine» Тавернера в качестве первоисточника для своих собственных сочинений в новом жанре15. Среди авторов, обращавшихся к жанру In Nomine, — Томас Таллис, Кристофер Тай, Джон Булл, Уильям Бёрд, Орландо Гиббоне, Генри Пёрселл (пример З)16.
в государственной измене. Уолси не дождался вынесения приговора: по дороге из Йорка в Лондон он заболел и скончался. Будущее Кардинал-колледжа было неопределенным, число хористов и капелланов начало уменьшаться...18 Известно, что после Кардинал-колледжа Тавернер занимал должность руководителя хористов в церкви Св. Ботольфа в Бостоне. Однако в связи со снижением финансирования церкви Гильдией Св. Марии и, как следствие, уменьшением денежных выплат Тавернеру и сокращением состава хора до клерков он покинул свой пост. В последующие годы Тавернер отошел от музыкальной деятельности. К этому времени он обладал уже достаточным денежным состоянием и именовался «джентльменом». С 1541 по 1543 год Тавернер был одним из казначеев Бостона и, возможно, стал бы членом городского правления, если бы не скончался в октябре 1545 года.
Тавернер занимал свой пост в Кардинал-колледже до апреля 1530 года — счета колледжа указывают на последнюю оплату Тавернеру в 5 фунтов за первые два семестра 1529/1530 учебного года. Его уход был связан с упадком Кардинал-колледжа, что явилось следствием отстранения от власти Томаса Уолси, основателя и покровителя колледжа. Осенью 1529 года король Генрих VIII обвинил своего лорд-канцлера в злонамеренности и лишил всех полномочий и титулов (кроме епископа Йоркского)17. Через год Уолси был арестован по обвинению
В тюдоровскую эпоху колледжи при Оксфорде и Кембридже являлись крупнейшими центрами распространения духовной многоголосной музыки. К таким центрам, наряду с Кардинал-колледжем, относятся Магдален-колледж (Magdalen College) и Нью-колледж (New College) в Оксфорде, Королевский колледж (Royal College) в Кембридже и др. Здесь собирались обширные нотные архивы с богатым репертуаром. Среди дошедших до нас важнейших собраний времен Тавернера — «Eton Choirbook», «Lambeth», «Caius», «Gyffard»,
«Henrician set». При колледжах содержались большие (по тем временам) высокопрофессиональные хоры. На зарплату певцам, руководителю хористов, на переписку и приобретение полифонических сочинений с целью расширения и обновления репертуара шли немалые денежные средства, подтверждением чему служат сохранившиеся финансовые отчеты колледжей.
Следует отметить, что многие крупные композиторы — современники Тавернера были в свое время руководителями хористов. Среди них — вышеупомянутый Хью Эстон, занимавший эту должность в колледже Св. Марии в Лестере, Уильям Корниш [William Cornysh] — в Королевской капелле в Лондоне, Уолтер Лам-бе [Walter Lambe] — в колледже Св. Георгия в Виндзоре, Джон Шеппард [John Sheppard (Shepherd)] — в Магдален-колледже, Оксфорд, Кристофер Тай [Christopher Туе] — в соборе города Или и др.
Рассмотрение профессиональной деятельности Тавернера, связанной с Кардинал-колледжем, раскрывает одну из страниц малоизученной в отечественном музыкознании тюдоровской эпохи — важнейшего периода в истории английской музыки.
7
Щ/ПжЫн'ИЛ
Точная дата рождения композитора неизвестна. Крупнейший исследователь творчества Тавернера Хью Бенхам в установлении даты исходит из времени появления сочинений Тавернера в манускриптах, начала его службы в Кардинал-колледже, а также других известных фактов биографии композитора. Бенхам приходит к выводу, что Тавернер родился в 1490-х годах, но не позднее 1495 года [1.Р. 5—6].
Творческое наследие композитора весьма обширно по меркам той эпохи. Тавернер сочинял преимущественно в духовных жанрах, им написано 8 месс, 11 антифонов, 3 магнификата. Сохранились также части месс, значительное число духовных песнопений, несколько светских песен Тавернера.
2
Бостон — город в графстве Линкольншир, Англия.
Гильдия Св. Марии являлась самой богатой и влиятельной среди гильдий Бостона, в то время как сам Бостон считался одним из процветающих городов Англии. Гильдия была основана в 1260 году и представляла собой религиозную общину, состоящую из зажиточных купцов и торговцев. Одной из главных задач гильдии было обеспечение бедных жителей Бостона продовольствием. В нее могли входить как мужчины, так и женщины, готовые дать клятву при вступлении, внести первоначальный взнос в размере 6 шиллингов 8 пенсов и оплачивать ежегодное членство в размере 1 шиллинга. В 1520-е годы Гильдия Св. Марии прославилась по всей Англии благодаря хору при церкви Св. Бо-тольфа, который она содержала. Таттершел — городок в графстве Линкольншир, Англия.
Линкольн — город в графстве Линкольншир, Англия. Джон Лонгланд был епископом епархии Линкольна с 1521 по 1547 год.
Хью Эстон (ок. 1485 —1558) — английский композитор раннетюдоровской эпохи, известный своими клавирными сочинениями и духовной музыкой. Что примерно равняется 7000 современных фунтов.
Деталь литургического облачения католического священника.
Джон Фокс (1516 /1517 —1587) — английский историк, автор известных «Актов и монументов» (1563), содержащих жизнеописания христианских мучеников по всей Западной Европе. В течение многих столетий они переиздавались с дополнениями. Хотя популярность «Книги мучеников» в XIX веке снизилась, она имеет большое значение для нас сегодня, так как содержит ценную информацию об Англии XVI столетия, которую невозможно получить ни из какого другого источника. Уильям Тиндейл (ок. 1494—1536) — английский ученый-гуманист, протестантский реформатор и переводчик Библии. Джон Фрит (1503 —1533) — английский протестантский священник, писатель и мученик.
В целом собрание «Гоггев^НеуШег» содержит 18 месс и 3 антема. В 1530 году манускрипт принадлежал младшему канонику Кардинал-колледжа Уильяму Фор-ресту. Примерно в 1553 —1558 годах он
дополнил собрание шестью мессами после того, как стал капелланом Марии Тюдор, королевы Англии. Около 1581 года манускрипт приобрел Джон Болдуин из Виндзора. Затем собрание стало собственностью Уильяма Хейзера, джентльмена Королевской капеллы. Тогда и были добавлены три антема (в 1615 —1625 гг.). Манускрипт был подарен в 1626 году Школе музыки при Оксфордском университете, а в 1885 году был передан в главную библиотеку Оксфордского университета — Бодлиан-скую библиотеку, где и хранится по сегодняшний день (Bodleian Library [GB-Ob], полочный шифр — MS. Mus. Sch. е. 380 [olim: Arch.F.e.23; MadanSC 26346]). Впервые In Nomine Тавернера как самостоятельное произведение (в виде обработки для клавесина) появляется в манускрипте The Mulliner Book, который составлялся Томасом Маллинером, органистом колледжа Корпус Кристи в Оксфорде, примерно с 1545 по 1570 год.
В общей сложности сохранилось более 150 сочинений 58 композиторов. Жанр In Nomine возродился в XX веке. Рихард Штраус в своей опере «Молчаливая женщина» процитировал In Nomine Джона Булла. Ныне живущий английский композитор Питер Максвелл Дейвис (род. 1934) создал произведение «Фантазии на In Nomine Джона Тавернера» («Fantasias on an In Nomine of John Taverner»), а также «Семь In Nomine» («Seven In Nomine»). После отстранения Уолси колледж был переименован в Кингс-колледж (King Henry the Eighth's College), а с ноября 1546 года стал называться Крайст-Чёрч-колледж (Christ Church College), последнее название колледж носит до настоящего времени. После ухода Тавернера ответственными за хор были временно назначены два клерка. В июне 1530 года руководителем хористов в Кардинал-колледже стал Джон Бенбоу из Манчестера.
Список литфатчфы
1. Benham H. John Taverner: his life and music. —Aldershot: Ashgate, 2003. Здесь и далее — перевод Н. Наумовой.
2. Statuses of the Colleges of Oxford, 3 vol. — Oxford: J. H. Parker, 1853. — Vol. II. Part 11.
3. The Acts and Monuments of the Christian Church by John Foxe (Foxe's Book of Martyrs), 14 vol. — Public Domain: Ex-classics Project, 2009. — Vol. VI. Part I.