Двухсотлетие Декларации Независимости Венесуэлы
Обзор выступлений профессора К. Бооркес и Президента Боливарианской Республики Венесуэла во время их визита в Москву в октябре 2010 г.
Рафалюк Е.Е.
старший преподаватель кафедры международного права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, г. Москва
В рамках празднования Двухсотлетия Декларации Независимости Венесуэлы, в Москве состоялось два знаменательных события: доклад профессора Кармен Бооркес «Достижения Боливарианского Правительства в области защиты прав коренных народов»1; Форум «Два века независимости Латинской Америки и Боливарианская Революция» с участием Уго Рафаэля Чавеса Фриаса, Президента Боливарианской Республики Венесуэла2.
В своем выступлении профессор К. Бооркес3 отметила, что Россию и Венесуэлу связывают разносторонние сферы сотрудничества, как торгово-экономическая, так и культурная. У истоков развития отношений России и стран Латинской Америкой стоял Франсиско Миранда, один из первых руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке4. Намереваясь использовать в борьбе с Испанией поддержку европейских государств, Ф. Миранда совершил путешествие по странам Европы, а в 1786-1787 гг. посетил Россию. Екатерина II благосклонно отнеслась к иностранному гостю и перед его отъездом вручила Ф. Миранде циркулярные письма на имя дипломатических представителей России в европейских государствах с предписанием оказывать подателю содействие, а также даровала право носить мундир полковника российской армии; кроме того он получил векселя и наличные деньги на сумму 15 тысяч рублей.
Война за независимость испанских колоний продолжалась с 1810 по 1826 гг. Итогом национально-освободительного движения стало образование независимых государств — современной Мексики, Венесуэлы, Перу, Чили, Боливии, Аргентины и других. Началу войны за независимость способствовало пробуждение национального самосознания, влияние войны за независимость в США, Великой французской революции, восстания рабов в Сан-Доминго.
1. Форум прошел 14 октября 2010 г. Место проведения — там же.
2. Кармен Л. Бооркес получила степень Доктора исторических наук с наибольшим почетом (Summa Cum Laude) в Университете Сорбонны в 1996 году. Также получила степень Доктора Honoris Causa (степень доктора философии без защиты диссертации, присуждаемая на основании значительных заслуг соискателя перед наукой или культурой) в Университете Сулия в 2009 году. Автор более 70 статей, посвященных истории и философии Латинской Америки, в том числе автор книги Франсиско де Миранда: предвестник независимости Латинской Америки. Paris. L'Harmattan. 1998 и др.
3. См.: Альперович М.С. Франсиско де Миранда в России. — М., 1986.
4. См.: Посконина О. История Латинской Америки (до XX века). — М.,
2005. — С. 129-143.
Освободительная война в Латинской Америке началась с восстаний в основных административных центрах, и первым был Каракас, Родина Национального героя Латинской Америки — Симона Боливара. Благодаря усилиям патриотов, к концу 1810 г. большая часть Венесуэлы была освобождена от испанцев; в 1811 г. прошли выборы в Национальный конгресс — первый в истории страны законодательный орган. Конгресс принял важнейших акт — «Декларацию прав народов», согласно которой всем жителям бывшей колонии гарантировалась свобода, равенство, соблюдение прав собственности, отмена расовой дискриминации. Важнейшими результатами победы революционных сил стали провозглашение 5 июля 1811 г. независимости Венесуэлы, принятие Декларации (Акта) о независимости Венесуэлы (оригинальный текст не сохранился; принятие акта относят к 5-8 июля 1811 г.), а также в декабре того же года — первой Конституции. Она устанавливала республиканскую форму правления, упраздняла сословные привилегии, декларировала демократические свободы, запрещала торговлю и расовую дискриминацию, однако рабство сохранялось. Первая и Вторая Венесуэльские республики пали; уже к концу 1815 г. испанцам удалось восстановить свое господство на территории Южной Америки. В 1816 г. начался второй этап войны за независимость. Лидеры революционного движения извлекли урок из своего недавнего поражения. Боливар и его сторонник убедились, что успех войны зависит, прежде всего, от поддержки большинства населения колоний, иначе невозможно создать массовую боеспособную повстанческую армию и добиться победы. Один из наиболее известных документов того времени — воззвание Боливара к венесуэльцам, в котором он объявляет о полной отмене рабства, ликвидированного к тому времени только на Гаити. Освободительная война, развернувшаяся на всем континенте под руководством Боливара, дала свои результаты: были освобождены от испанского господства в 1819 г. Новая Гранада, в 1821 г. Венесуэла, в 1822 г. Кито. Под руководством Сан-Мартина в 1816 г. была освобождена Ла-Плата, в 1818 г. Чили, в 1821 г. — Нижний Перу. В 1821 г. было ликвидировано испанское господство в Мексике, в 1824-1826 гг. под руководством Антонио Хосе де Сукре были разбиты последние испанские гарнизоны в Верхнем Перу. В результате войны все испанские колонии в Америке, кроме Кубы и Пуэрто-Рико, получили независимость5.
История показывает: путь латиноамериканского народа к освобождению от колониального гнета был долгим и трудным. Однако эта борьба сформировала и укрепила такие его черты, как непримиримый дух ко всякого рода угнетению; перманентное стремление к свободе и независимости; романтический порыв к революции.
Венесуэла сегодня — это революционная Венесуэла. Понять причины и цели современной Боливарианской Революции можно только в том случае, если исходить из контекста, в котором она возникла. Капиталистическая стадия развития общества достигла своего апогея, и сегодня человечество стоит перед выбором между капиталом и жизнью. Избрав путь сохранения жизни, люди должны осознать — необходима альтернатива капитализму.
5. См.: Constitución Venezolana de 1999. URL: http://es.wikisource. org/wiki/Constituci%C3%B3n_venezolana_de_1999 (дата обращения: 16.10.2010).
Юридические науки
Без сомнения, современный революционный процесс в Венесуэле «питается» революционным опытом борьбы латиноамериканского народа. Однако, кроме этого, большое значение имеет опыт социалистического развития других стран — Советского Союза, Кубы, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. То общество, которое строит сегодня венесуэльское правительство, можно назвать социализмом XXI века. В его центре — человек и его личность, а не капитал. «Мы глубоко убеждены в том, что такое общество возможно и необходимо, — подчеркнула К. Боор-кес, — потому что попытки его создания обусловлены стремлением латиноамериканского народа выжить».
В 1998 г. Уго Чавес приходит к власти в Венесуэле; в декабре 1999 г. принимается новая Конституция6, признающая и гарантирующая права народов, а не элит. Согласно Конституции Венесуэлы власть делится на пять ветвей: законодательную, исполнительную, судебную, электоральную (избирательную) и гражданскую. Так, например, гражданская власть осуществляется Республиканским советом по вопросам нравственности (Consejo Moral Republicano), который состоит из Защитника народа, Генерального прокурора, Генерального контролера Республики. Гражданская власть независима и пользуется функциональной, финансовой и административной независимостью. С этой целью в рамках общего бюджета государства гражданской власти выделяется определенная его часть, ежегодно обновляемая. Электоральная власть осуществляется Национальным электоральным советом (Consejo Nacional Electoral) как руководящим органом и подчиненными ему структурами — Национальной электоральной Хунтой, Комиссией по гражданской и электоральной регистрации, Комиссией по политическому участию и финансированию. В компетенцию электоральной власти входит: упорядочивать избирательные законы и разрешать сомнения и пробелы, которые они содержат; декларировать недействительность выборов полностью или частично; издавать директивы по финансированию и рекламе политико-избирательной кампании и налагать санкции, в случае, если директивы не соблюдаются.
По Конституции 1999 г. закреплены права коренного индейского населения, и этому посвящена целая восьмая глава. «Государство признает существование индейского народа и индейских общин, их социальной, политической и экономической организации, их культуры, обычаев и традиций, языков и религий, а также их право на среду обитания, права на земли, которые они традиционно и исконно занимают, и которые им необходимы для того, чтобы развивать и гарантировать их формы жизни. При участии Национальной исполнительной власти и индейского народа, произвести демаркацию границ и гарантировать право коллективной собственности на их земли, которое будет неотъемлемым, и передача земель может осуществляться в соответствии с настоящей Конституцией и законом», — гласит статья 293 Конституции.
Коренное индейское население представлено в Национальной Ассамблее и в советах, а индейская
6. Е.В. Ларин является автором ряда научных работ по истории Латинской Америки, среди них: Всеобщая история Латинской Америки (2007); История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года) (2005); Куба конца XVII-первой трети XIX в. (1991) и др
женщина в настоящее время является Вице-Президентом Национальной Ассамблеи. Важно отметить, что недавно было создано два новых министерства — по делам женщин и гендерному равенству; по делам индейцев.
Преобразования коснулись и экономической сферы. Произошла диверсификация экономики, положен конец латифундиям, оказывается поддержка малому и среднему бизнесу. Субъектами экономической деятельности, создающими добавочный продукт, признаны домохозяйки. Национализированы вода, свет, энергетический и металлургический секторы. Запрещена приватизация объектов, являющихся «общим достоянием». В стране проведена аграрная реформа. Постепенно уменьшаются показатели бедности: с 1998 по 2009 гг. — на 19 %. Согласно Программе ООН, Венесуэла перешла от страны среднего уровня развития к стране высокого уровня развития.
В медицинской сфере сейчас работает программа интегральной медицины, и 25 млн чел (89% населения) воспользовались этой программой. С помощью Кубы в стране создана Латиноамериканская школа медицины, где ведется подготовка врачей. Пенсия равна минимальному размеру заработной платы. Признаны права инвалидов, язык жестов стал официальным языком. В Венесуэле почти полностью ликвидирована безграмотность. Страна вышла на 5 место в мире по количеству людей, получивших высшее образование. В 2010 г. из государственного бюджета было выделено 50% на социальные нужды. Несомненно, все это влияет на осознание личностью своего достоинства, своих прав и свобод.
Для продолжения намеченного курса, необходимо постоянно включать народ в процесс принятия решений. Общественно-политический режим, который строит Венесуэла, можно назвать «партисипативной демократией действия». Смысл ее заключается в том, что любой человек может продвигать свою кандидатуру во власть. Нельзя не признать: в настоящее время в Венесуэле вершится революция. «Что мы делаем против оппозиционных сил?» — поставила вопрос профессор К. Бооркес. «Мы удваиваем наши усилия», — заключила она же. Идеи Ф. Миранды, С. Боливара продолжают жить. Целями новой революции являются жизнь, свобода, интеграция Латинской Америки и Карибского региона, независимость, мир, справедливость.
В форуме «Два века независимости Латинской Америки и Боливарианская Революция» принял участие Е.А. Ларин, заведующий центром латиноамериканских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор7. В своем выступлении он коснулся взаимоотношений России, Испании и Латинской Америки во время колониального периода. С. Боливар и латиноамериканский народ, по мнению выступающего, никогда не считали Россию врагом, а наоборот, видели в ней своего союзника.
Президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэль Чавес Фриас от своего имени и от имени всего венесуэльского народа поприветствовал Россию и ее граждан. Его всегда восхищала героическая история нашей страны.
Современный мыслитель Ф. Фукуяма сказал, что «истории пришел конец». Однако, напротив — мы
7. См.: Строки размышлений Чавеса. — М.: ИПЦ «Глобус», 2010.
возвращаемся к истории. В Латинской Америке мы наблюдаем процесс, который набирает силу и разворачивается все стремительнее. Он совпадает с тем процессом, который происходил на континенте двести лет тому назад. В то время латиноамериканский народ восстал против экспансии явной и открытой. Сейчас перед нами угроза «скрытого» захвата — посредством навязывания американского образа жизни, моделей поведения, стереотипов, торговых марок, продукции. Однако Южная Америка, как в прошлом, так и в настоящем — это тот континент, где вызревают новые силы для противостояния. С. Боливар говорил: «Народ и правительство черпают вдохновение из революции». В свою очередь, У. Чавес подчеркнул: «Сегодня история наших народов пишется теми, кому это было запрещено».
История повторяется, и необходимо извлекать из нее уроки, делать выводы. В сентябре 1828 г. совершено покушение на Боливара в Боготе; ныне — военный переворот в Эквадоре, есть жертвы, на какое-то время был захвачен Президент страны Рафаэль Корреа. Латинская Америка находится в состоянии готовности противостоять внешней экспансии. Двести лет тому назад авангардные позиции заняли Ф. Миранда, А. Сукре, С. Боливар. «Мы продолжаем их дело, — заявил докладчик, — мы полны решимости достичь независимости, чего бы нам это ни стоило».
Итак, процесс освобождения, имеющий двухсотлетнюю историю, реанимируется. С. Боливар когда-то сказал: «Меня тащит за собой ураган революции». В сентябре 2000 г. началась Боливарианская революция, и мы видим, что революционная буря разворачивается во всю мощь. Только объединяя усилия, Латинская Америка сможет стать свободной и воплотить идею о свободе многих людей.
Мысли о справедливом устройстве общества, гуманизме, всеобщем благоденствии и счастье, мудрых правителях, высказанные Т. Мором, Т. Кампанеллой и другими философами, сегодня не утратили своего значения. Можно спорить о том, какой должна быть модель современного общества: социалистической или иной, однако бесспорным остается тот факт, что в его центре должен быть человек, его личность, права и свободы. Государство и его режим, также как и другие общественно-правовые явления, меняются со временем. В связи с этим, латиноамериканская конструкция социализма XXI века заставляет обратить на себя внимание.
Актуальным остается вопрос о «цене» революции: она как ураган, сметающий все на своем пути во имя утверждения нового мира. Революционная идеология призывает побеждать, во что бы то ни стало. Всегда есть опасность в нарушении императива И.Канта: «Поступай так, чтобы человечество ... непременно употреблялось как цель и никогда как средство».