УДК 347.775
^шшшшшшм^
ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
THE DUAL NATURE OF A TRADE SECRET
© А.Х. Махмутов,
академик АН РБ
эл. почта: [email protected]
Д.Р. Пескова,
доктор экономических наук, доцент Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан эл. почта: [email protected]
На основе теоретических заключений и эмпирических данных показано, что коммерческая тайна в современной рыночной экономике выполняет функцию повышения конкурентоспособности предпринимателей, одновременно может выступать инструментом теневой экономики. Приведена схема факторной взаимосвязи коммерческой тайны и конкурентоспособности предпринимательских структур. Предложена методика расчета эффективности использования коммерческой тайны с учетом ее совокупного стимулирующего и деструктивного эффектов.
Ключевые слова: коммерческая тайна, конкурентоспособность, теневая экономика
© A.Kh. Makhmutov D.R. Peskova
It is shown on the basis of theoretical and empirical analysis that in modern market economy a trade secret fulfills the function of raising the competitiveness and at the same time can be an instrument for the shadow economy. The paper gives the factorial relation between trade secret and entrepreneurship and suggests a procedure for evaluating the efficiency of trade secret usage with consideration for its possible stimulating and destructive effects.
Key words: trade secret, competitiveness, shadow economy
Коммерческая тайна — характерный атрибут рыночной экономики. Этот инструмент защищает экономические интересы собственника информации, стимулирует развитие предпринимательской деятельности, способствует переходу к инновационной модели экономики, что особенно актуально. В условиях многообразия форм собственности коммерческая тайна формирует фундамент конкурентоспособности предпринимателя.
Коммерческая тайна обладает рядом значимых положительных функций, ведущей из которых является стимулирование научно-технического прогресса и инновационного развития предпринимательства. Однако в условиях неразвитости институтов рынка положительные свойства коммерческой тайны часто искажаются, видоизменяются, ей могут быть свойственны негативные проявления, в частности, имеет место сокрытие теневой экономической деятельности под видом коммерческих секретов.
Таким образом, в современной рыноч-
52
ной экономике коммерческая тайна имеет двойственную сущность, которая проявляется в следующем. С одной стороны, она выступает как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности и развития предпринимательства, с другой — зачастую в силу переходного состояния экономики, несовершенства рыночных институтов и государственной системы поддержки и регулирования предпринимательства может являться фактором теневой экономики. Рассмотрению этой дуалистичности посвящена статья.
Коммерческая тайна как инструмент повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна существует на различных уровнях: макроуровень коммерческого секрета включает экономическую тайну страны, обеспечивающую ей конкурентные преимущества на международном рынке; мезоуровень охватывает коммерческие тайны регионов и отраслей страны; микроуровень — это секреты корпораций, фирм и отдельных предпринимателей.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 1 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
Одной из тенденций развития современного предпринимательства является тесная взаимосвязь и даже обусловленность инновационного характера деятельности предпринимательских структур доминирующей ролью конфиденциальных коммерчески ценных информационных ресурсов, что определяет возрастающую значимость коммерческой тайны в современной экономике.
Интеллектуальный продукт для реализации должен пройти стадии цикла «идея — рынок», т.е. прежде должны быть произведены научные и прикладные исследования и отсеяны неоправдавшиеся идеи, определены возможные сферы использования. Можно сказать, что коммерческая тайна зарождается, когда идея о потенциальной выгоде от ее внедрения становится очевидной для ее собственника-предпринимателя. Коммерческая тайна сохраняется, пока не начинает снижаться ее предельная доходность, информационная рента. Коммерческая тайна перестает существовать, когда затраты на ее обеспечение превышают ее информационную ренту.
Современный этап развития конкурентных отношений обусловлен рядом существенных факторов, определяющих их специфику [1]. Отметим основные:
— существенное возрастание роли коммерчески ценной информации, нематериальных активов в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур;
— усложнение процессов взаимной связи субъектов рынка;
— возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы;
— изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным ростом трансакционных издержек;
совершенствование ресурсно-факторной структуры производства и некоторые другие существенные особенности рыночной системы хозяйства.
На передний план выходят проблемы создания «новых» конкурентных преимуществ на основе «новых» экономических фак-
торов, в качестве которых выступают информация и связанные с ней технологии. Поэтому современные формы конкуренции должны содержать в себе методы эффективной защиты коммерчески значимой информации.
Обобщая различные подходы к понятию «конкурентоспособность» можно предложить систему взаимосвязи конкурентоспособности предпринимательских структур на различных уровнях, а также показать роль коммерческой тайны на каждом из них (рис. 1).
Индивидуальная конкурентоспособность отдельного работника формируется в основном из качества его образования, способностей к труду и генерации идей, рабочей мотивации. Предмет коммерческой тайны создается работником, который является носителем информации, определяющей успешность предпринимателя. Именно особенности человеческого капитала являются базисом для формирования конкурентоспособности. Квалификация и образование, творческие и изобретательские способности человека, а также уровень его здоровья и в немалой степени морального и материального благополучия влияют на его мотивацию и возможности создания информации, которая потенциально может стать коммерческой тайной. Можно сказать, что коммерческая тайна в некоторой степени служит гарантией сохранения занятости для работника. Действительно, работодатель не склонен увольнять без веских причин сотрудника, создавшего или потенциально способного создать знания, имеющие коммерческую ценность, повышающие конкурентоспособность фирмы. Тем самым коммерческая тайна является своеобразным стабилизатором в сфере трудовых отношений.
Система внутрифирменной мотивации персонала, навыки и умения работников, а также уровень новизны и эффективности применяемых технологий и фондовооруженность формируют конкурентоспособность на микроуровне, что оказывает влияние на отраслевую и региональную конкурентоспособность соотношением цена/качество производимых
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2013, том 18, № 1111111111111111111111111111111111111111111111111111ННННННННЕЗ
Экономическая политика государства
Рис. 1. Взаимосвязь конкурентоспособности предпринимательских структур различного уровня
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 1 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Н
товаров. Здесь происходят реализация функций и свойств коммерческой тайны, ее институциональное закрепление. На мезоуровне, кроме показателей конкурентоспособности предприятия, огромное значение имеет обеспеченность природными ресурсами, географическое положение, а также сложившаяся структура и инфраструктура экономики. Макроуровень конкурентоспособности формируется общим уровнем развития производства, эффективностью государственной экономической политики (в частности, внешнеэкономической политики) и состоянием экономического, политического и социального благополучия. На этом этапе коммерческая тайна выступает результирующим фактором в общей эффективности.
В условиях качественных изменений в мировой экономике, вызванных обострением конкурентной борьбы на всех ее уровнях, интенсивное развитие, модернизация и эффективное управление предпринимательскими структурами становятся залогом высокой конкурентоспособности страны. Для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо исследовать факторы, которые оказывают на нее значительное влияние.
Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности и внешней среды предпринимательской структуры, наличие которых необходимо и достаточно для изменения критериев, следовательно, и уровня ее конкурентоспособности в целом. По своей сути, фактор конкурентоспособности фирмы — это конкретная составляющая ее деловой среды, по которой она превосходит конкурирующие фирмы. При значительном количестве работ на тему повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, различные авторы по-разному определяют комплекс факторов, оказывающих на нее влияние [2; 3].
Интересной представляется классифи-
кация факторов повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в зависимости от влияния на движущие конкурентные силы, определяющие прибыльность отрасли. М. Портером была предложена концепция, согласно которой в любой отрасли функционирования предпринимательской структуры правила конкуренции определяются пятью движущими конкурентными силами: появлением на рынке новых конкурентов, влиянием со стороны покупателей, товарами-заменителями, влиянием со стороны поставщиков, действующими на рынке конкурентами [1]. Воздействие этих конкурентных сил на предпринимательскую структуру определяет ее прибыльность. Данная концепция также подразумевает постоянный поиск новых путей конкурентной борьбы.
Проведенный анализ теоретических аспектов понятия «конкурентоспособность» позволяет нам предложить следующую классификацию уровней конкурентоспособности предпринимательских структур [4]:
— пассивной адаптации — самая низкая степень конкурентоспособности, обозначает способность пассивно приспосабливаться к конкурентной среде, не оказывая существенного влияния на нее;
— развития — средняя степень конкурентоспособности, определяется способностью активно реагировать на изменения конкурентной среды и самосовершенствоваться;
— превосходства — наивысшая степень конкурентоспособности, выражающая способность воздействовать на конкурентную среду благодаря более высокой экономической эффективности.
Данный вариант классификации универсален, т.к. может описывать и макро, и мезо, и микроконкурентоспособности, а также конкурентоспособность товаров и отдельных работников.
Выживание фирмы, следующей концепции пассивной адаптации к постоянно меняющейся конъюнктуре, возможно только в условиях хорошо защищенной рыночной
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2013, том 18, № 1111111111111111111111111111111111111111111111111111ННННННННЦЭ
ниши, что означает минимальную интенсивность конкуренции или ее отсутствие.
Способность развития подразумевает, что фирма систематически совершенствует свои качественные характеристики для укрепления конкурентных преимуществ. Конечный результат усилий по развитию в немалой степени зависит от состояния дел конкурентов и от воздействия внешних объективных факторов, формирующих конкурентную среду.
Уровень превосходства означает, что деятельность этой компании оказывает влияние на положение других фирм на рынке. Достижение конкурентных преимуществ требует внедрения инноваций, а также их защиты.
Коммерческая тайна активно включена в функционирование предпринимательских структур всех степеней конкурентоспособности и, обеспечивая развитие конкурентных преимуществ, является одним из факторов перехода степени конкурентоспособности к качественно более высокому уровню (рис. 2).
уровень превосходства
ществ предпринимателя, но и обеспечивает ему экономическую безопасность.
Ожидаемый эффект применения коммерческой тайны будет определяться по следующей формуле:
Еикт = Р](XСЭ;а) + (1 -Р])(£СЭа' -XСЭ1),
(1)
где Еикт — ожидаемая полезность применения коммерческой тайны для j-го предпринимателя; Р. — вероятность повышения конкурентоспособности j-го предпринимателя; XСЭ]а — совокупный стимулирующий эффект применения коммерческой тайны j-м предпринимателем; X СЭ]Ь — совокупный деструктивный эффект применения коммерческой тайны j-м предпринимателем.
После ряда итераций с (1) получаем:
Еикт =Х СЭа-X СЭЬ (1 - Р]), (2)
следовательно, применение коммерческой тайны имеет положительный экономический эффект в том случае, если
X СЭаа >х СЭЬЪ (1 - Р})
(3)
уровень развития
КТ
уровень пассивной адаптации
Рис. 2. Влияние коммерческой тайны (КТ) на уровень конкурентоспособности
Особенностями коммерческой тайны, позволяющими выделить ее в качестве фактора повышения уровня конкурентоспособности, являются следующие:
1) коммерческая тайна придает используемой информации (конкурентным преимуществам) статус относительной монополии, что существенно повышает значимость и эффект ее применения;
2) коммерческая тайна не только повышает эффективность конкурентных преиму-
Таким образом, эффективность использования коммерческой тайны для j-го предпринимателя можно рассчитать с учетом совокупных стимулирующего и деструктивного эффектов применения коммерческой тайны в виде:
■ ^ X сэь
Е£[> =XСЭа (1 -Р]Ь
(1 - Р]) '
(4)
где Е//1 — эффективность применения коммерческой тайны для j-го предпринимателя. Тогда:
X сэа
м X СЭ] (1 - Р]). (5)
Предложенная методика может найти практическое применение при обосновании подходов к формированию политики предпринимателя в области защиты
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
V /21
2013, том 18, № 1
конфиденциальной информации с целью повышения конкурентоспособности.
В современной экономике категория «безопасность» приобретает расширенное понимание, она содержит составляющие информационной, коммерческой, правовой и материальной безопасности. Проблемы информационной и коммерческой безопасности особо важны в развитии предпринимательства в связи с возрастающей ценностью информации в производстве и жизни общества. Умение грамотно применять и охранять имеющуюся информацию определяет успех предпринимательской деятельности. Однако уровень дохода от использования информации зависит от степени необходимости этих данных рынку и их неизвестности широкому кругу предпринимателей. Поэтому в условиях интенсификации конкурентной борьбы эффективность предпринимательства, гарантия получения доходов в возрастающей мере зависят от сохранности в тайне коммерческих и производственных секретов, основанных на определенном человеческом капитале. Модель факторной взаимосвязи коммерческой тайны и конкурентоспособности предпринимателя содержит два блока воздействий (стимулирующий и деструктивный) на внешние и внутренние факторы формирования конкурентных преимуществ предпринимательской структуры (рис. 3).
Как видно из рисунка 3, одним из элементов возможного деструктивного блока является взаимосвязь коммерческой тайны с теневой экономикой.
Коммерческая тайна как инструмент теневой экономики. Теневая экономика — хозяйственная деятельность, осуществляемая в нарушение действующих законов, формальных и неформальных правил, норм морали. Она не признает общеустановленного порядка, регламентирующего получение доходов, лишает государство права участвовать в их распределении.
В переходной экономике зачастую даже
доказавшие свою эффективность институты приобретают искаженный вид. Например, конкуренция нередко носит недобросовестный характер, функция государственного управления заражена коррупцией. Конечно, подобные проявления наблюдаются и в странах с развитой экономикой, но в гораздо меньшей степени. Не избежала подобной участи и коммерческая тайна. Не секрет, что коммерческая тайна, защищая информацию честных предпринимателей, в силу своей природы позволяет недобросовестным бизнесменам, в свою очередь, скрывать теневые схемы и практики.
Коммерческая тайна выступает в двух формах взаимосвязи с теневой экономикой (рис. 4) [5; 6]. С одной стороны, коммерческая тайна является объектом посягательств со стороны лиц, желающих завладеть ценными сведениями, им не принадлежащими (рис. 4, А), т.е. в этом случае на нее направлено действие теневых институтов извне, а с другой — под видом коммерческой тайны могут скрываться теневые и нелегальные процессы, коммерческая тайна может находиться внутри теневого института или служить ему прикрытием (рис. 4, Б).
Рис. 4. Формы взаимосвязи коммерческой тайны и теневой экономики
Проведенные авторами эмпирические исследования [7] подтвердили, что коммерческая тайна испытывает на себе это двойственное давление теневой экономики, и позволили показать какие именно теневые практики маскируются использованием коммерческой тайны.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/ 2013, том 18, № ..................
о
ж >
> >
>
<
д -о
143
о
Стимулирующие воздействия коммерческой тайны
Создание условий для инновационного развития предпринимательства
Интенсификация предпринимательской активности
Повышение нормы прибыли
Сохранение и развитие кадрового потенциала фирмы
Упрочение доверия между государством и бизнесом
1. Управленческие:
- квалификация и мотивация менеджмента;
- информационная и нормативно-методическая база управления
2. Ресурсные:
- взаимодействие с поставщиками;
- обеспеченность качественным сырьем, материалами, оборудованием и трудовыми ресурсами;
- интеллектуальная собственность
Факторы, определяющие конкурентоспособность
предпринимателя
ВНЕШНИЕ
1. Уровень конкурентоспособности национальной экономики.
2. Эффективность государственной поддержки предпринимательства.
3. Эффективность инновационной и научно-технической политики.
4. Эффективность кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
ВНУТРЕННИЕ
3. Структурные:
- производственная и организационная структуры фирмы;
- гибкость и взаимозаменяемость структурных звеньев
4. Технические:
- наличие собственных (приобретенных) уникальных производственных технологий;
- качество изготавливаемых товаров
5. Маркетинговые:
- занимаемая рыночная ниша и рыночная доля;
- эффективность маркетинговой политики; -репутация фирмы
Деструктивные воздействия
Повышение издержек фирмы в связи с введением режима коммерческой тайны
Сокрытие теневой экономики под видом коммерческой тайны
Снижение возможностей государственного контроля за деятельностью
Расширение возможностей монополизации рынка
Риск утечки конфиденциальной информации
6. Финансово-статистические:
- рентабельность и производительность труда;
- финансовая устойчивость функционирования
7. Морально-этические:
- соблюдение законодательства и норм деловой этики;
- лояльность наемных работников
Рис. 3. Факторная взаимосвязь коммерческой тайны и конкурентоспособности предпринимателя
О
X
о
со
Ь
Чр ф
О
о й О
I
I
I
I
■двойственная природа коммерческой тайны
Рис. 5. Экспертная оценка сокрытия теневой экономики под видом коммерческой тайны
Как видно из рисунка 5, под предлогом защиты коммерческой тайны скрываются преимущественно схемы уклонения от уплаты налогов (47,6 %).
На втором месте по значимости — сокрытие источников финансирования (30,8 %), на третьем — сокрытие направлений использования средств (21,6 %).
Мнения экспертов всех групп (представителей органов государственного управления, предпринимательского сообщества и ученых), отличаясь конкретными цифрами, совпадают по ранжированию, что свидетельствует о достоверности полученных данных. Респонденты из правоохранительных органов особо указали, что в их практике были прецеденты, когда под предлогом защиты коммерческой тайны скрывались операции по незаконному «обналичиванию» денежных средств и/или отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В силу своей уникальности ценными являются данные о том, в каких именно отраслях под прикрытием коммерческой тайны скрывается теневая экономика.
Подавляющее большинство экспертов предполагают, что теневые практики чаще всего маскируются под коммерческую тайну в финансовой сфере (44,1 % опро-
шенных экспертов), транспортном бизнесе (11,2 %), строительстве, сфере потребительских услуг и в промышленном производстве (по 10,1 %), торговле (7,3 %), сельском хозяйстве (1,1 %). При этом 2,47 % экспертов считают, что применение теневых схем не зависит от отрасли.
Коммерческая тайна — это особый экономический институт, создающий условия для повышения конкурентоспособности хозяйственной деятельности. Законодатель наделяет предпринимателей правом на секрет в коммерческой деятельности и при этом стремится обеспечить максимально законопослушную среду. В силу конфиденциальности коммерческой тайны государству сложно получать информацию о проблемах владельцев и пользователей коммерческой тайны для разработки адекватных мер повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере.
Необходимо отметить, что в современных российских условиях коммерческая тайна чаще используется как инструмент теневой экономики, что связано с неэффективностью проводимых рыночных преобразований, неготовностью российских предпринимателей и самого государства вести честную экономическую деятельность в условиях конкуренции.
В связи с этим, законодательно закрепляя право на коммерческую тайну, в целях повышения эффективности коммерческой тайны государству необходимо совершенствовать механизм противодействия возможным теневым применениям права предпринимателей на сохранение коммерческого секрета.
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Портер М. Конкуренция. М. : Изд. дом «Вильяме», 2005. 608 с.
2. Социально-экономические аспекты развития предпринимательства: история, современность, будущее: сб. материалов VII Межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во РГТУ, 2007. 252 с.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2013, том 18, № ......................................................................
3. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М. : ИНФРА-М, 1997. 170 с.
4. Пескова Д.Р. Коммерческая тайна в системе управления конкурентоспособностью предпринимательских структур // ESSJ 2011. № 7. С. 331-338.
5. Пескова Д.Р. О проблеме негативных аспек-
тов коммерческой тайны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 10 (103). С. 57-62.
6. Махмутов А.Х., Пескова, Д.Р. Коммерческая тайна как элемент теневой экономики // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 96-99.
7. Пескова, Д.Р. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности. Уфа : РИО БАГСУ, 2011. 27 с.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 1 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Н