Научная статья на тему 'Двойное налогообложение в контексте международного сотрудничества со странами-участниками ШОС и БРИКС'

Двойное налогообложение в контексте международного сотрудничества со странами-участниками ШОС и БРИКС Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
двойное налогообложение / торгово-экономические операции / международные инвестиции / двусторонние и многосторонние договора и соглашения / double taxation / trade and economic transactions / international investments / bilateral and multilateral treaties and agreements

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вялов Н. В., Мигунова М. И.

В рамках международного сотрудничества немало важным фактором выступает двойное налогообложение, которое оказывает существенное влияние на торгово-экономические операции, как внутри страны, так и на международном уровне и является одним из инструментов налогового планирования. Процесс двойного налогообложения заключается в том, что налогоплательщик может дважды облагаться налогом с одного и того же объекта налогообложения в двух странах, что приводит к снижению прибыли, вследствие увеличения затрат, что безусловно ведет к снижению стимулов для инвестиционной и предпринимательской деятельности. Данный факт, несомненно, создает барьеры для экономического сотрудничества и роста. Во избежание данных последствий, страны-участники объединений ШОС и БРИКС заключают двусторонние и многосторонние соглашения об избежание двойного налогообложения с целью стимулирования экономической деятельности. В данной статье рассматривается взаимодействие Российской Федерации с международными экономическими объединениям – ШОС и БРИКС в условиях экономических санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран-участников Евросоюза (ЕС) и США. Поэтому, входящие в объединения страны-участники становятся важными игроками в мировой экономике, и признали необходимость решения вопросов, связанных с двойным налогообложением. На основе проведенного анализа заключенных соглашений об избежание двойного налогообложения стран-участниц объединений, в статье дается представление о способах и методах данного процесса в рамках торгово-экономических связей, что безусловно, с одной стороны, будет способствовать снижению уровня налоговой нагрузки, а с другой стороны раздвигает рамки межстранового сотрудничества в сложившейся политической обстановки в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Double taxation in the context of international cooperation with the SCO and BRICS member-states

Within the framework of international cooperation, double taxation is an important factor, which has a significant impact on trade and economic transactions, both domestically and internationally, and is one of the tools of tax planning. The process of double taxation consists in the fact that a taxpayer can be taxed twice from the same taxable object in two countries, which leads to a decrease in profits due to increased costs, which certainly leads to a decrease in incentives for investment and entrepreneurial activity. This fact undoubtedly creates barriers to economic cooperation and growth. In order to avoid these consequences, the member countries of the SCO and BRICS associations conclude bilateral and multilateral agreements on the avoidance of double taxation in order to stimulate economic activity. This article examines the interaction of the Russian Federation with international economic associations – the SCO and BRICS in the context of economic sanctions against the Russian Federation by the member states of the European Union (EU) and the United States. Therefore, the member countries of the associations are becoming important players in the global economy, and have recognized the need to address issues related to double taxation. Based on the analysis of the concluded agreements on the avoidance of double taxation of the member countries of the associations, the article gives an idea of the ways and methods of this process within the framework of trade and economic relations, which, on the one hand, will certainly contribute to reducing the level of tax burden, and on the other hand, expands the framework of inter-country cooperation in the current political situation in the world.

Текст научной работы на тему «Двойное налогообложение в контексте международного сотрудничества со странами-участниками ШОС и БРИКС»

Вялов Н.В.

Студент. ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет», г. Красноярск.

Мигунова М.И.

Кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры таможенного дела.

ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет», г. Красноярск.

двойное налогообложение в контексте международного сотрудничества со странами-участниками ШоС и БРИНС

В связи с экономическими санкциями против Российской Федерации, количество заключенных соглашений об избежание двойного налогообложения стремительно сокращается, так по данным Министерства финансов России на основании Указа президента РФ от 8 августа 2023 года приостановлены 38 договоров об избежание двойного налогообложения, в частности со следующими странами: Великобританией, Германией, Испанией, Канадой, Литвой, польшей, США, Финляндией, Францией, Японией, Нидерландами и др. Как следствие данного факта, Россия переориентирует свое внимание на восток и пересматривает свои связи со странами, входящими в ШОС и БРИКС, что считается важным шагом для развития экономики в настоящее время [8, 9-10].

В связи с этим, проблема двойного налогообложения в рамках взаимодействия этих стран, на наш взгляд является весьма актуальной.

по данным статистики, развитие экономических связей с данными международными объединениями в последнее время происходит весьма успешным образом, так активно заключаются международные договоры, что представлено авторами на рисунке 1, происходит укрепление экономических, торговых и культурных связей.

Исходя из представленной информации, очевидно, что за период с 2020 по 2022 год Российской Федерацией заключены новые договоры с пятью азиатскими странами, и внесены существенные изменения в уже действующие договоры путем подписания дополнительных соглашений к ним.

Далее, рассмотрим страновую структуру объединений и особенности заключенных между ними договоров во избежание двойного налогообложения. Для этого проведем анализ состав стран, входящих в ШОС и БРИКС, что наглядно представлено авторами на рисунках 2-3:

Рисунок 1. Страны, заключившие договоры об избежание двойного налогообложения с РФ за период 2020-2022 годы.

Примечание: составлено авторами по данным источника [1].

Таджики

стан В

Рисунок 2. Состав объединения ШОС по состоянию на январь 2024 года.

Примечание: составлено авторами по данным источника [2]. 96 Regional and international studies

Обозначив количественный состав участников стран-объединений ШОС дадим их краткую характеристику. Так, Шанхайская Организация Сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР). Ее главная цель заключается в укреплении экономического и политического сотрудничества между государствами-участниками [2]. Одной из главных задач организации ШОС является борьба с терроризмом и криминалом. Для этого были созданы специальные механизмы по обмену информацией и координации действий в этой области. Организация ШОС также активно работает над укреплением экономического сотрудничества между государствами-участниками, включая вопрос двойного налогообложения. Она активно поддерживает развитие торговых отношений, инвестиционной деятельности и транспортной инфраструктуры. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области энергетики и развития альтернативных источников энергии. Кроме того, ШОС занимается развитием культурного и гуманитарного сотрудничества между государствами-участниками.

Далее, перейдем к рассмотрению организации БРИКС. Организация была основана в июне 2006 года, в рамках петербургского (Россия) экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Информация о государствах-членах представлена на рисунке 3:

Кроме того, в 2024 году к объединению планируют присоединить-

Примечание: составлено авторами по данным источника [3].

БРИКС по состоянию на январь 2024 года.

Рисунок 3. Состав объединения

ся новые государства в статусе постоянных представителей: ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия, Египет и Иран.

Одной из главных проблем, которую решает организация БРИКС, является проблема двойного налогообложения. Для решения этой проблемы организация БРИКС разрабатывает специальные механизмы по обмену информацией и координации действий в области налогообложения.

Организация также поддерживает разработку международных договоров и соглашений, которые позволяют избежать двойного налогообложения.

Одним из примеров успешной работы организации БРИКС в этой области является соглашение между Россией и Индией о предотвращении двойного налогообложения. Это соглашение позволяет избежать налоговых проблем для российских и индийских субъектов внешнеэкономической деятельности, которые работают в этих странах [3].

Завершив обзор структуру организаций ШОС и БРИКС, представим информацию о действующих договорах об избежании двойного налогообложения со странами-участниками объединения, информация о которых систематизирована авторами в таблице 1.

В представленной авторами таблице 1 проанализированы различные виды налогов, которые подлежат регулированию в рамках международных соглашений между странами ШОС и БРИКС. Данные соглашения направлены на обеспечение справедливого и эффективного налогообложения, а также на устранение двойного налогообложения между участниками указанных международных организаций. Анализ указанных налоговых видов позволяет выявить основные аспекты налоговой политики, применяемой в контексте международного сотрудничества и взаимодействия между странами-участницами ШОС и БРИКС.

Таким образом, в настоящий момент почти со всеми странами объединения ШОС и БРИКС Российская Федерация заключила договоры об избежание двойного налогообложения. Это свидетельствует о том, что Россия стремится к укреплению экономических связей с азиатскими партнерами и странами, входящими в состав ШОС и БРИКС. подписание таких договоров способствует улучшению инвестиционного климата, снижению рисков для бизнеса и стимулированию международной торговли.

Вышеприведенные соглашения, конвенции и договоры об избежание двойного налогообложения также способствуют укреплению доверия между странами-участницами и обеспечивают более прозрачные и предсказуемые условия для осуществления экономических

98 Regional and international studies

Таблица 1. Основные условия действующих договоров РФ со странами-участниками БРИКС и ШОС об избежание двойного налогообложения.

Страна-участ- ник объединения, с которой Россия заключила договор Дата вступления в силу Содержание договора Вид налога в Российской Федерации в соответствии с договором/соглашением

Индия 11.04.1998 применяется в отношении лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств. Под лицами понимаются: физические лица договаривающихся сторон, а также предприятия, компания или любое другое образование, которое рассматривается как налогооблагаемая единица в соответствии с действующим налоговым законодательством государств доходы от недвижимого имущества, прибыль от предпринимательской деятельности, доходы от международных перевозок.

Иран 05.04.2002 является соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;

Казахстан 29.07.1997 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;

Китай 29.07.2019 (обновлен), действует с 2016. соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц

Кыргызстан (Киргизия) 06.09.2000 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы налог на доходы (прибыль) организаций; налог на доходы физических лиц

Таджикистан 26.04.2003 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;

Узбекистан 27.07.1995 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежание двойного налогообложения доходов и имущества налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;

Бразилия 19.06.2020 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц;

ОАЭ 23.06.2018 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений налог на прибыль организаций

Саудовская Аравия 01.02.2010 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц;

Египет 06.12.2000 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий и организаций; налог на имущество физических лиц;

Примечание: составлено авторами по данным источника [1].

и торговых операций. Благодаря этому российские компании могут более уверенно вести свою деятельность за рубежом, а иностранные инвесторы видят больше возможностей для вложений в российскую экономику.

Библиографический список:

1. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document?id_4=124786spisok_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_ nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_ tax_agreements_for_the_avoidance_of_double_taxation_between_the_russian_federation_ and_other_states (Дата обращения: 25.03.2024)

2. Официальный сайт объединения ШОС: сайт. // URL: https://rus.sectsco.org/ (Дата обращения: 25.03.2024)

3. Официальный портал объединения БРИКС: сайт. // URL: https://infobrics.org/ (дата обращения: 25.03.2024)

4. Абакарова Р.Ш. Основные проблемы двойного налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-problemy-dvoynogo-nalogooblozheniya-1 (Дата обращения: 25.03.2024).

5. Левченкова Т.А. Международное сотрудничество в налоговой сфере: двойное налогообложение и методы его избежания // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 5 (37). С. 70-74.

6. Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Проблема двойного экономического налогообложения распределенной прибыли и сценарии реформ в России. Финансы: теория и практика. 2022. № 26 (5). С. 207-219. - DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-5-207-219

7. Морозов А.А. Соглашения об избежании двойного налогообложения: базовые принципы и современные аспекты применения / А.А. Морозов, А.И. Охотский // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. № 4. С. 201-220.

8. Шалухо П.И., Володина Н.П. Соглашения об избежании двойного налогообложения: особенности прочтения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2012. № 9.

9. Абакарова Р.Ш. Основные проблемы двойного налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-problemy-dvoynogo-nalogooblozheniya-1 (Дата обращения: 27.03.2024).

10. Воронина Н. В., Бабанин В. А. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера // Все для бухгалтера. 2007. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoynoe-nalogooblozhenie-i-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-kak-problemy-mezhdunarodnogo-haraktera (Дата обращения: 27.03.2024).

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

12. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

13. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

102 Regional and international studies

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

19. Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.

References

1. List of international treaties on the avoidance of double taxation between the Russian Federation and other states // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=124786sp-isok_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_ rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_tax_agreements_for_the_avoid-ance_of_double_taxation_between_the_russian_federation_and_other_states (03.25.2024)

2. Official website of the SCO association: website. // URL: https://rus.sectsco.org/ (03.25.2024)

3. Official portal of the BRICS association: website. // URL: https://infobrics.org/ (03.25.2024)

4. Abakarova R.Sh. Main problems of double taxation // International accounting. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-dvoynogo-nalo-gooblozheniya-1 (03.25.2024).

5. Levchenkova T.A. International cooperation in the tax sphere: double taxation and methods of avoiding it // Scientific Bulletin of MGIIT. 2015. № 5 (37). P. 70-74.

6. Milogolov N.S., Berberov A.B. The problem of double economic taxation of distributed profits and reform scenarios in Russia. Finance: theory and practice. 2022. № 26 (5). P. 207219. - DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-5-207-219

7. Morozov A.A. Double taxation agreements: basic principles and modern aspects of application / A.A. Morozov, A.I. Okhotsky // Scientific Almanac of the France-Kazakhstan Association. 2020. № 4. P. 201-220.

8. Shalukho P.I., Volodina N.P. Agreements for the avoidance of double taxation: features of reading // Taxation, accounting and reporting in a commercial bank. 2012. № 9.

9. Abakarova R.Sh. Main problems of double taxation // International accounting. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-dvoynogo-nalo-gooblozheniya-1 (03.27.2024).

10. Voronina N.V., Babanin V.A. Double taxation and tax evasion as problems of an international nature // Everything for an accountant. 2007. № 10. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/dvoynoe-nalogooblozhenie-i-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-kak-problemy-me-zhdunarodnogo-haraktera (03.27.2024) .

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

12. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

13. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

19. Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.