Вялов Н.В.
Студент. ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет», г. Красноярск.
Мигунова М.И.
Кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры таможенного дела.
ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет», г. Красноярск.
двойное налогообложение в контексте международного сотрудничества со странами-участниками ШоС и БРИНС
В связи с экономическими санкциями против Российской Федерации, количество заключенных соглашений об избежание двойного налогообложения стремительно сокращается, так по данным Министерства финансов России на основании Указа президента РФ от 8 августа 2023 года приостановлены 38 договоров об избежание двойного налогообложения, в частности со следующими странами: Великобританией, Германией, Испанией, Канадой, Литвой, польшей, США, Финляндией, Францией, Японией, Нидерландами и др. Как следствие данного факта, Россия переориентирует свое внимание на восток и пересматривает свои связи со странами, входящими в ШОС и БРИКС, что считается важным шагом для развития экономики в настоящее время [8, 9-10].
В связи с этим, проблема двойного налогообложения в рамках взаимодействия этих стран, на наш взгляд является весьма актуальной.
по данным статистики, развитие экономических связей с данными международными объединениями в последнее время происходит весьма успешным образом, так активно заключаются международные договоры, что представлено авторами на рисунке 1, происходит укрепление экономических, торговых и культурных связей.
Исходя из представленной информации, очевидно, что за период с 2020 по 2022 год Российской Федерацией заключены новые договоры с пятью азиатскими странами, и внесены существенные изменения в уже действующие договоры путем подписания дополнительных соглашений к ним.
Далее, рассмотрим страновую структуру объединений и особенности заключенных между ними договоров во избежание двойного налогообложения. Для этого проведем анализ состав стран, входящих в ШОС и БРИКС, что наглядно представлено авторами на рисунках 2-3:
Рисунок 1. Страны, заключившие договоры об избежание двойного налогообложения с РФ за период 2020-2022 годы.
Примечание: составлено авторами по данным источника [1].
Таджики
стан В
Рисунок 2. Состав объединения ШОС по состоянию на январь 2024 года.
Примечание: составлено авторами по данным источника [2]. 96 Regional and international studies
Обозначив количественный состав участников стран-объединений ШОС дадим их краткую характеристику. Так, Шанхайская Организация Сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР). Ее главная цель заключается в укреплении экономического и политического сотрудничества между государствами-участниками [2]. Одной из главных задач организации ШОС является борьба с терроризмом и криминалом. Для этого были созданы специальные механизмы по обмену информацией и координации действий в этой области. Организация ШОС также активно работает над укреплением экономического сотрудничества между государствами-участниками, включая вопрос двойного налогообложения. Она активно поддерживает развитие торговых отношений, инвестиционной деятельности и транспортной инфраструктуры. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области энергетики и развития альтернативных источников энергии. Кроме того, ШОС занимается развитием культурного и гуманитарного сотрудничества между государствами-участниками.
Далее, перейдем к рассмотрению организации БРИКС. Организация была основана в июне 2006 года, в рамках петербургского (Россия) экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Информация о государствах-членах представлена на рисунке 3:
Кроме того, в 2024 году к объединению планируют присоединить-
Примечание: составлено авторами по данным источника [3].
БРИКС по состоянию на январь 2024 года.
Рисунок 3. Состав объединения
ся новые государства в статусе постоянных представителей: ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия, Египет и Иран.
Одной из главных проблем, которую решает организация БРИКС, является проблема двойного налогообложения. Для решения этой проблемы организация БРИКС разрабатывает специальные механизмы по обмену информацией и координации действий в области налогообложения.
Организация также поддерживает разработку международных договоров и соглашений, которые позволяют избежать двойного налогообложения.
Одним из примеров успешной работы организации БРИКС в этой области является соглашение между Россией и Индией о предотвращении двойного налогообложения. Это соглашение позволяет избежать налоговых проблем для российских и индийских субъектов внешнеэкономической деятельности, которые работают в этих странах [3].
Завершив обзор структуру организаций ШОС и БРИКС, представим информацию о действующих договорах об избежании двойного налогообложения со странами-участниками объединения, информация о которых систематизирована авторами в таблице 1.
В представленной авторами таблице 1 проанализированы различные виды налогов, которые подлежат регулированию в рамках международных соглашений между странами ШОС и БРИКС. Данные соглашения направлены на обеспечение справедливого и эффективного налогообложения, а также на устранение двойного налогообложения между участниками указанных международных организаций. Анализ указанных налоговых видов позволяет выявить основные аспекты налоговой политики, применяемой в контексте международного сотрудничества и взаимодействия между странами-участницами ШОС и БРИКС.
Таким образом, в настоящий момент почти со всеми странами объединения ШОС и БРИКС Российская Федерация заключила договоры об избежание двойного налогообложения. Это свидетельствует о том, что Россия стремится к укреплению экономических связей с азиатскими партнерами и странами, входящими в состав ШОС и БРИКС. подписание таких договоров способствует улучшению инвестиционного климата, снижению рисков для бизнеса и стимулированию международной торговли.
Вышеприведенные соглашения, конвенции и договоры об избежание двойного налогообложения также способствуют укреплению доверия между странами-участницами и обеспечивают более прозрачные и предсказуемые условия для осуществления экономических
98 Regional and international studies
Таблица 1. Основные условия действующих договоров РФ со странами-участниками БРИКС и ШОС об избежание двойного налогообложения.
Страна-участ- ник объединения, с которой Россия заключила договор Дата вступления в силу Содержание договора Вид налога в Российской Федерации в соответствии с договором/соглашением
Индия 11.04.1998 применяется в отношении лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств. Под лицами понимаются: физические лица договаривающихся сторон, а также предприятия, компания или любое другое образование, которое рассматривается как налогооблагаемая единица в соответствии с действующим налоговым законодательством государств доходы от недвижимого имущества, прибыль от предпринимательской деятельности, доходы от международных перевозок.
Иран 05.04.2002 является соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;
Казахстан 29.07.1997 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;
Китай 29.07.2019 (обновлен), действует с 2016. соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц
Кыргызстан (Киргизия) 06.09.2000 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы налог на доходы (прибыль) организаций; налог на доходы физических лиц
Таджикистан 26.04.2003 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;
Узбекистан 27.07.1995 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежание двойного налогообложения доходов и имущества налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц;
Бразилия 19.06.2020 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц;
ОАЭ 23.06.2018 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений налог на прибыль организаций
Саудовская Аравия 01.02.2010 конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц;
Египет 06.12.2000 соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий и организаций; налог на имущество физических лиц;
Примечание: составлено авторами по данным источника [1].
и торговых операций. Благодаря этому российские компании могут более уверенно вести свою деятельность за рубежом, а иностранные инвесторы видят больше возможностей для вложений в российскую экономику.
Библиографический список:
1. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document?id_4=124786spisok_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_ nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_ tax_agreements_for_the_avoidance_of_double_taxation_between_the_russian_federation_ and_other_states (Дата обращения: 25.03.2024)
2. Официальный сайт объединения ШОС: сайт. // URL: https://rus.sectsco.org/ (Дата обращения: 25.03.2024)
3. Официальный портал объединения БРИКС: сайт. // URL: https://infobrics.org/ (дата обращения: 25.03.2024)
4. Абакарова Р.Ш. Основные проблемы двойного налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-problemy-dvoynogo-nalogooblozheniya-1 (Дата обращения: 25.03.2024).
5. Левченкова Т.А. Международное сотрудничество в налоговой сфере: двойное налогообложение и методы его избежания // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 5 (37). С. 70-74.
6. Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Проблема двойного экономического налогообложения распределенной прибыли и сценарии реформ в России. Финансы: теория и практика. 2022. № 26 (5). С. 207-219. - DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-5-207-219
7. Морозов А.А. Соглашения об избежании двойного налогообложения: базовые принципы и современные аспекты применения / А.А. Морозов, А.И. Охотский // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. № 4. С. 201-220.
8. Шалухо П.И., Володина Н.П. Соглашения об избежании двойного налогообложения: особенности прочтения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2012. № 9.
9. Абакарова Р.Ш. Основные проблемы двойного налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-problemy-dvoynogo-nalogooblozheniya-1 (Дата обращения: 27.03.2024).
10. Воронина Н. В., Бабанин В. А. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера // Все для бухгалтера. 2007. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoynoe-nalogooblozhenie-i-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-kak-problemy-mezhdunarodnogo-haraktera (Дата обращения: 27.03.2024).
11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
12. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
13. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
102 Regional and international studies
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
19. Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.
References
1. List of international treaties on the avoidance of double taxation between the Russian Federation and other states // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=124786sp-isok_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_ rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_tax_agreements_for_the_avoid-ance_of_double_taxation_between_the_russian_federation_and_other_states (03.25.2024)
2. Official website of the SCO association: website. // URL: https://rus.sectsco.org/ (03.25.2024)
3. Official portal of the BRICS association: website. // URL: https://infobrics.org/ (03.25.2024)
4. Abakarova R.Sh. Main problems of double taxation // International accounting. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-dvoynogo-nalo-gooblozheniya-1 (03.25.2024).
5. Levchenkova T.A. International cooperation in the tax sphere: double taxation and methods of avoiding it // Scientific Bulletin of MGIIT. 2015. № 5 (37). P. 70-74.
6. Milogolov N.S., Berberov A.B. The problem of double economic taxation of distributed profits and reform scenarios in Russia. Finance: theory and practice. 2022. № 26 (5). P. 207219. - DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-5-207-219
7. Morozov A.A. Double taxation agreements: basic principles and modern aspects of application / A.A. Morozov, A.I. Okhotsky // Scientific Almanac of the France-Kazakhstan Association. 2020. № 4. P. 201-220.
8. Shalukho P.I., Volodina N.P. Agreements for the avoidance of double taxation: features of reading // Taxation, accounting and reporting in a commercial bank. 2012. № 9.
9. Abakarova R.Sh. Main problems of double taxation // International accounting. 2014. № 17 (311). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-dvoynogo-nalo-gooblozheniya-1 (03.27.2024).
10. Voronina N.V., Babanin V.A. Double taxation and tax evasion as problems of an international nature // Everything for an accountant. 2007. № 10. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/dvoynoe-nalogooblozhenie-i-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-kak-problemy-me-zhdunarodnogo-haraktera (03.27.2024) .
11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
12. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
13. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
19. Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.