2.2. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Самойлов Василий Дмитриевич, д-р пед. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Email: [email protected] Соловьева Марина Львовна. Должность: начальник отдела. Место работы: Управление МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: решение проблемы реализации прав человека на получение двойного гражданства разных государств обусловлено противоречием индивидуальных прав, свобод отдельных граждан с национальными интересами государства. Для России вопросы множественного гражданства предопределены эволюцией массовых миграционных потоков[21]. Поэтому задача поиска сбалансированных решений проблем двойного гражданства определяет важность соответствующих научно-прикладных конституционно-правовых исследований.
Методология: систематизация обоснованных аргументов российских правоведов, использование методов формально-юридического и сравнительно-правового анализа действующих норм российского закона и судебной практики позволило выделить особенности двойного гражданства как конституционно-правового института обеспечения безопасности государства.
Выводы: двойное гражданство в РФ играет важную роль конституционно-правового института обеспечения безопасности государства на основе обозначенных федеральным законом запретов относительно прав бипатрида, связанных с угрозами национальной безопасности.
Значение: обоснованные тезисы определяют важность постоянного исследования прав бипатридов и соответствующих им угроз национальной безопасности.
Ценность: выводы работы предназначены для применения в дальнейших разработках вопросов применения института двойного гражданства в системе обеспечения безопасности государства.
Ключевые слова: двойное гражданство, конституционно-правовой институт, миграция, безопасность государства, бипатрид.
DUAL CITIZENSHIP AS A CONSTITUTIONAL AND LEGAL INSTITUTION OF STATE SECURITY
Samoilov Vasily Dmitrievich, Doctor of Pedagogics, Professor. Position: professor. Place of employment: General Staff Academy of the RF Armed Forces. E-mail: [email protected]
Solovieva Marina L'vovna. Position: Head of Department. Place of employment: Directorate of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
Task: the solution to the problem of realization of human rights to obtain dual citizenship of different States is due to the contradiction of individual rights and freedoms of individual citizens with the national interests of the state. For Russia, the issues of multiple citizenship are predeter-
mined by the evolution of mass migration flows. Therefore, the task of finding balanced solutions to the problems of dual citizenship determines the importance of relevant scientific and applied constitutional and legal research.
Methodology: the systematization of the substantiated arguments of Russian legal scholars, the use of methods of formal legal and comparative legal analysis of the existing norms of the Russian law and judicial practice allowed to highlight the features of dual citizenship as a constitutional and legal institution of state security.
Conclusions: dual citizenship in Russia plays an important role constitutional and legal institution ensuring the security of the state on the basis of identified Federal law prohibitions regarding the rights of nationals-related threats to national security.
Significance: the reasoned theses determine the importance of continuous research of the rights of bipatrides and the corresponding threats to national security.
Value: the conclusions of the work are intended for use in further development of the application of the Institute of dual citizenship in the system of security of the state. Keywords: dual citizenship, constitutional and legal institution, migration, state security, nationals.
Актуальность проблемы реализации прав человека на получение двойного (множественного) гражданства разных государств (бипатризма) не вызывает сомнений, поскольку она обусловлена объективным противоречием личных индивидуальных прав, свобод отдельных граждан, содержание которых динамично прогрессирует в условиях глобализма, с национальными, общими или публичными интересами государства, главные цели которого связаны с защитой территориально-национального суверенитета и с обеспечением безопасности системы социально-экономического развития своего народа. Бесспорный потенциальный конфликт конструкции двойного гражданства связан с общепринятой конституционной обязанностью гражданина защищать интересы своей страны, которые не могут совпадать для различных государств по определению.
Для России, стран СНГ и множества других государств вопросы множественного гражданства предопределены эволюцией массовых миграционных потоков между соседними странами, между развитыми и отсталыми в социально-экономическом плане территориями. Результат миграции между союзными республиками СССР в послевоенное время подвела перепись 1989 года, согласно которой в СССР всего более 30 млн. чел. (10,6% всего населения) проживало не в тех республиках, где родились, из них более половины (65 %) жили в России, на Украине и в Белоруссии. То есть, из этих республик происходило тогда более половины (67 %) всех пожизненных мигрантов. При этом наибольшая доля неместных уроженцев была в Эстонии и Латвии, в Армении и Казахстане[21]. По сведениям МВД РФ[20] за 2017 год российское гражданство приобрели 257822 иностранцев (в 2016 году -265319), при этом в 2017 году поставлено на учет 11606 прибывших в Россию соотечественников, что отражает минимальное число россиян, формально обладающих двойным (множественным) гражданством.
Поэтому задача поиска сбалансированных решений проблем двойного гражданства, удовлетворяющих различные интересы государств и их граждан определяет одно из важных направлений научно-прикладных конституционно-правовых исследований.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РФ
Самойлов В.Д. Соловьева М.Л.
Систематизация обоснованных аргументов российских правоведов, проведение формально-юридического и сравнительно-правового анализа действующих норм российского закона и судебной практики позволяет выделить некоторые особенности двойного гражданства как конституционно-правового института обеспечения безопасности государства.
В этой связи стоит обратить внимание на тезисы российских исследователей о конституционно-правовых аспектах множественного гражданства в контексте обеспечения безопасности государства. В частности, Т.А. Прудникова отмечает, что цели правового регулирования миграции определяются[16]: обеспечением устойчивости социально-экономического развития страны; обеспечением национальной безопасности; удовлетворением кадровых потребностей национальной экономики; использованием различного потенциала мигрантов в интересе российского государства; и т.д. Реализация указанных целей зависит от интеграционного сотрудничества государств в рамках миграционных отношений по специальным принципам^]: по обязательным принципам конвенционного права, по договорным принципам, закрепленным в совместных документах и в международных договорах, по принципу защиты национального интереса государства с сохранением суверенного равенства всех участников процесса интеграционных отношений в области миграции, включающих положения института множественного гражданства. При этом эффективность и качество национальной безопасности, в том числе и с помощью института бипатризма, обеспечивает в рамках Конституции РФ система государственной власти[15].
То есть, мероприятия обеспечения в РФ национальной безопасности, безусловно, включают элементы миграционной политики, в число которых входит конституционно-правовой институт двойного гражданства.
Вместе с этим, Е.С. Смирнова логично аргументирует следующие выводы относительно правового регулирования множественного гражданства в целях национальной безопасности[18]:
1) правовой статус иностранного гражданина, который является элементом института множественного гражданства, взаимосвязан с проблемами безопасности государства в двух аспектах: с одной стороны необходимо обезопасить государство, принимающее иностранца, с другой - обеспечить безопасность самого иностранца как личности;
2) решение вопросов безопасности, которые связаны с миграционными проблемами, осуществляется на всех уровнях обеспечения национальной безопасности: универсальном; региональном и национальном уровнях;
3) проведенное исследование показывает на ключевой элемент решения проблем бипатризма в виде двустороннего сотрудничества государств, подразумевающего больший охват множества стран в целях устранения множества угроз, исходящих от миграции населения, а также важность совершенствования работы влиятельных международных организаций с целью решения вопросов безопасности в сфере мигра-ции[19].
Значит, правовой институт двойного гражданства как обеспечения безопасности государства включает основные элементы: два направления работы системы безопасности (с учетом угроз принимающей стране и угроз личности иностранца), многоуровневый и меж-
дународный характер работы системы безопасности в сфере миграции граждан, бипатридов.
В свою очередь, Н.М. Мамасахлиси в результате комплексного исследования особенностей гражданства как элемента конституционно-правового статуса в РФ логично обосновала следующие тезисы[14]:
1) понятные затруднения, обусловленные двойным гражданством, возникают в силу исполнения обязанностей перед государством: прохождением военной службы, выплатой налогов, рассмотрением споров судом третьей стране и т.д.;
2) для любого государства бипатрид обычно воспринимается недостаточно лояльным лицом, что требует разработки единых стандартов устранения негативных факторов двойного гражданства с помощью заключения двусторонних, многосторонних межгосударственных договоров в этой сфере отношений (в частности в Европейской конвенции 1997 года[2] признается необходимым поиск решений относительно гражданских прав, обязанностей бипатридов);
3) различается два основных вида бипатризма:
- легальное двойное гражданство, в рамках которого государство признает наличие у своего гражданина подданства другому государству (например, в ч. 1 ст. 62 Конституции РФ[1] и в ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ(далее - Закон[5] обозначен конституционно-правовой институт двойного (множественного) гражданства, правила которого должны определяться международным договором или федеральным законом);
- формальное состояние двугражданства, в рамках которого государство игнорирует наличие гражданства другого государства у своего гражданина.
Представленные выше аргументы позволяют говорить о классификации рассматриваемого конституционно-правового института двойного гражданства на два вида:
1) на легитимный институт бипатридов, установленный в ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона конституционно-правовой институт двойного (множественного) гражданства, правила которого должны определяться международным договором или федеральным законом;
2) на формальный институт двойного (множественного) гражданства, обусловленный наличием у одного лица двух и более паспортов (других документов о гражданстве) различных стран, но не регламентированный ни федеральным законом, ни международным договором (согласно ст. 6 Закона в этом случае бипат-рид рассматривается только гражданином РФ, если нет иных правил, установленных международным договором РФ, федеральным законом).
Относительно условий двойного гражданства в России действует единственный Договор с Республикой Таджикистан^], в ст. 3 которого, в частности, отмечено, что бипатрид не может осуществлять одновременно права, обязанности граждан двух стран без ущерба для этого Договора.
Вместе с этим, в России согласно указанных норм Конституции и Закона действуют специальные ограничения федерального законодательства для бипатри-дов, связанные с обеспечением национальной безопасности:
- положениях ч. 2 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1[4] и соответствующей Инструкции[8] обозначено условие допуска к сведениям гостайны в отсутствии у гражданина постоянного проживания его лично, его
близких за границей, а также оформления указанными лицами документов для постоянного места жительства в другом государстве; при этом непредставление данных о двойном гражданстве (постоянном проживании за границей) при заключении контракта установлено основанием для увольнения такого гражданина со службы[10];
- в нормах п. 3.1. ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ[6] установлен запрет на избирательное право для граждан РФ, имеющих гражданство другого государства, вид на жительство, другой документ о праве его постоянного проживания в иностранном государстве, что соотносится с общепризнанными международно-правовыми нормами и обусловлено конституционно значимой необходимостью защиты системы конституционного строя согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[9];
- правовые механизмы иностранного инвестирования в стратегические предприятия согласно ст. 3, 6 и пр .норм Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ[7] включают запрет на прямой, косвенный контроль иностранного инвестора-бипатрида над предприятиями, организациями, соответствующими сделками, имеющими стратегическое значение в системе обеспечения безопасности государства, что разъясняется во множестве решений судов различных инстанций[11, 12, 13].
Таким образом, двойное гражданство РФ может играть важную роль конституционно-правового института обеспечения безопасности государства на основе обозначенных федеральным законом запретов относительно прав бипатрида, связанных с угрозами национальной безопасности. Это предопределяет важность систематизации, мониторинга состояния и постоянной коррекции прав таких граждан РФ и соответствующих угроз национальной безопасности.
Список литературы:
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166) (Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997, Россия подписала согласно Распоряжению Президента РФ от 06.11.1997 N 456-рп). [Электронный ресурс], URL: l^ttp://www.consultant.ш/cons/cg¡/onlme.cg¡?req=doc...(да та обращения: 28.09.2018).
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)//Бюллетень МД. 1995. N 10.
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне"//Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от
29.07.2017) "О гражданстве Российской Федера-ции"//Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от
03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
7. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 31.05.2018) "О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"//Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 1940.
8. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"//Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, N 7, ст. 762.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2008.
10. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 10, 2016.
11. Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 263-ПЭК17 по делу N 308-ЭС17-1916, А63-5209/2016 [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ cons/cg¡/onl¡ne.cg¡?req=doc...(дата обр.: 28.09.2018).
12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2018 N Ф05-2435/2018 по делу N А40-53582/2017-145-465[Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/cons/cg¡/onl¡ne.cg¡?req=doc.(да та обращения: 28.09.2018).
13. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 N 09АП-42861/2015-ГК по делу N А40-102424/2014. [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/cons/cg¡/onl¡ne.cg¡?req=doc.(да та обращения: 28.09.2018).
14. Мамасахлиси, Н. М. Гражданство как элемент конституционного статуса личности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Мамасахлиси Нино Мамиаевна. - Москва, 2018. - 31 с.
15. Прудникова Т.А.Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. теоретико-методологические аспекты. Монография / Москва, 2017. - с. 70.
16. Прудникова Т. А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов(современность и перспективы): автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.14/Прудникова Татьяна Анатольевна. - Москва, 2016. - 52 с.
17. Прудникова Т.А. Административно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности// Вестник Московского университета МВД России. - 2016 - № 3 - С. 207-209.
18. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.10 / Смирнова Елена Станиславовна. - Москва, 2008. - 64 с.
19. Смирнова, Е. С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. - 2- е изд. -Тверь: СФК-офис, 2012. - 591 с.
20. Сведения портала МВД России. [Электронный ресурс], URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/stat¡st¡cs/m¡gra-donnaya/rteiri/14454192/ (дата обращения: 28.09.2018).
21. Denisenko M.B., Scudinovskih O.S. The research leading to these results has received funding from the European Communis Seventh Framework Programme under grant agreement No. 266864 (Project SEARCH).
ПРАВОВОЙ СТАТУС ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РФ
Самойлов В.Д. Соловьева М.Л.
Рецензия
на статью Самойлова В.Д., Соловьевой М.Л. «Двойное гражданство как конституционно-правовой институт обеспечения безопасности государства»
Статья посвящена актуальной и недостаточно разработанной науке конституционного права проблеме. Авторами рассмотрено двойное гражданство через призму обеспечения безопасности государства. В таком виде данная проблема в науке конституционного права рассматривается впервые.
На основе изученного нормативно-правового материала, научной литературы, миграционных процессов
в современной России авторы сделали правомерный вывод том, что двойное гражданство в РФ играет важную роль конституционно-правового института обеспечения безопасности государства на основе обозначенных федеральным законом запретов относительно прав бипатрида, связанных с угрозами национальной безопасности. С этим выводом следует согласиться. Он всесторонне обоснован и доказан.
В целом статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Д. ю. н., проф. В.В Гошуляк
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93,58%