Научная статья на тему '"двойники" и противоположности: от архаики к диалектике (О. М. Фрейденберг и Платон)'

"двойники" и противоположности: от архаики к диалектике (О. М. Фрейденберг и Платон) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
629
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙДЕНБЕРГ / FREIDENBERG / ПЛАТОН / PLATO / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ДРАМАТИЧЕСКАЯ ФОРМА / DRAMATIC FORM / ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ / OPPOSITES / АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ARCHAIC THINKING / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протопопова Ирина Александровна

В статье сопоставляются представления О.М. Фрейденберг об архаическом мышлении с его «двуединством» и концепция противоположностей и «отражений» у Платона. Фрейденберг считает, что «объединение» противоположностей на драматическом уровне диалогов (например, двойственный образ Сократа) является у Платона бессознательным реликтом архаики. В статье рассматриваются взгляды Платона в контексте его споров как с софистами, так и с элеатами, и показано, что идея взаимодействия и сосуществования противоположностей, будучи внешне похожей на архаические представления о двойниках-противоположностях, базируется на рефлексии мышления и речи и на концепции «иного», представляя собой совершенно новую для греков область диалектику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Doubles” and opposites: from archaics to dialectics (O.M. Freidenberg and Plato)

The article juxtaposes the views of O.M. Freidenberg on the archaic thought, with its “duality”, and the concept of opposites and “reflections” in Plato. Freidenberg believes that this unification of opposites is an unconscious relic of the archaics in Plato. I examine Plato’s views in the context of his disputes with the Sophists and Eleats, trying to show that he actually comes to the idea of interacting and coexistent opposites that are also “images” of each other. This idea appears to be similar to archaic ideas about opposing doubles, but it is based on the reflection of thought and speech and on the concept of the “other”, representing a totally new region for the Greeks, the dialectics.

Текст научной работы на тему «"двойники" и противоположности: от архаики к диалектике (О. М. Фрейденберг и Платон)»

УДК 82:1

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-3-56-70

И.А. Протопопова

«Двойники» и противоположности: от архаики к диалектике (О.М. Фрейденберг и Платон)

В статье сопоставляются представления О.М. Фрейденберг об архаическом мышлении с его «двуединством» и концепция противоположностей и «отражений» у Платона. Фрейденберг считает, что «объединение» противоположностей на драматическом уровне диалогов (например, двойственный образ Сократа) является у Платона бессознательным реликтом архаики. В статье рассматриваются взгляды Платона в контексте его споров как с софистами, так и с элеатами, и показано, что идея взаимодействия и сосуществования противоположностей, будучи внешне похожей на архаические представления о двойниках-противоположностях, базируется на рефлексии мышления и речи и на концепции «иного», представляя собой совершенно новую для греков область - диалектику.

Ключевые слова: Фрейденберг, Платон, философия, драматическая форма, противоположности, архаическое мышление, диалектика.

Замысел этой статьи появился, когда я готовила доклад о драматическом подходе в платоноведении в сопоставлении с интерпретацией О.М. Фрейденберг платоновского «Пира». Многие столетия исследователи Платона стремились вычленить из его диалогов прежде всего некое философское содержание, при этом литературная форма и все, что с ней связано, отбрасывалось как «украшательство», нужное лишь для «оживления» текста, но вполне избыточное для понимания философского смысла. Однако со второй половины XX в. ситуация меняется - распространяется так называемый драматический подход, девизом которого является целостность: диалоги нужно рассматривать как целое, не отрывая логические аргументы от литературных аспектов, принимать во внимание все составляющие диалог структурные элементы, специ-

© Протопопова И.А., 2018

фику языка, игру слов, драматические обстоятельства, характеры, сюжетику, способы наррации, мифы, поэтические и прочие цитаты, отсылки, аллюзии, начальные и конечные строки диалога, иронию и юмор1.

Такой подход в исследованиях Платона во многом изменил взгляд на его персонажей, в частности, в свете такого рассмотрения «школьный» образ Сократа - морального ригориста и рационалиста - изменился до образа философского провокатора, оборот-ня-гибриста, который одновременно и мудрец, и шут, и мистагог, ведущий к философскому созерцанию «прекрасного самого по себе», и безжалостный ироник, разрушающий все представления человека о себе самом2. Это очень близко тому, что пишет о Сократе Фрейденберг:

Вся тема целиком, тема «истины-призрака» (алэтэ-эйдолон), воплощена Платоном в фигуре Сократа; в лице Сократа то, что говорит Диотима (персонаж, олицетворяющий «истину»), и то, что говорит ее противоположность, Алкивиад (олицетворение «призрачности»), отождествляется. Сократ есть и гибрист, и небесная мудрость, созидание. Все, что Сократ излагает в этом диалоге со слов Диотимы, облечено в мистериальную форму: Диотима якобы посвящает Сократа как миста в сокровенный смысл мистерий и «ведет» его по ступеням, от простого телесного ощущения к высшему созерцанью - к эпоптее. Если у Алкивиада, носителя мнимой красоты, мировое раздвоение дается посредством образа общенародного глиняного силена, то Дио-тима, носительница истинной красоты, пользуется для этой же мысли метафорой мистериального «восхождения ввысь»3.

Фрейденберг, подходя к Платону прежде всего как к писателю, анализирует, как он выстраивает образы, как соотносятся персонажи, какую роль играют в тексте метафоры и т. д., - все это позволяет ей увидеть важнейшую для Платона философскую тему единства противоположностей не просто в виде отвлеченного положения, но «разыгранную» в качестве драмы; однако она считает такое драматическое «двуголосие» не сознательным приемом автора, а отголоском «былого единства мима комического и мима серьезного. Эти две стороны одной и той же образности соответствуют в "Пире" комедии и трагедии»4.

Тема противоположностей и является для меня здесь основной: я рассмотрю, как ее трактует Фрейденберг в отношении к античной культуре и мышлению5, и как она присутствует у Платона, в особенности, какой акцент приобретает, если читать его тексты прежде всего сквозь призму драматического подхода.

«Мифологическое мышление», «двойники» и «Пир»

В первой приведенной выше цитате Фрейденберг упоминает «мировое раздвоение»: это краткая формула ее основополагающего тезиса относительно всей античной культуры и словесности в частности, базирующегося на представлениях Фрейденберг о «мифологическом мышлении». Сложившееся у нее во многом под воздействием компаративистики Узенера и поэтики Потебни, в «Образе и понятии» это представление получает такой конспективный вид:

В прежнем мифологическом мышлении «свойство» предмета мыслилось живым существом, двойником этого предмета (говоря словами Потебни, признак мыслился вместе с субстанцией). Мифологически мир представлялся раздвоенным на тождественных двойников, из которых один обладал «свойством», а другой не обладал. Эти образы служили выражением самых основных, но и самых суммарных представлений человека о смене жизни и смерти. «Свойство» соответствовало подлинности, известной сущности, лежавшей в основе предмета, то есть жизни; напротив, двойник без «свойства» был только внешним «подобием» подлинного и означал мнимость, то есть смерть. <...> Суммарность и тождественность заставляли делить мир на два противопоставленных явления, между собой общих, - жизнь и смерть, тепло и холод, свет и мрак и т. д. Они персонифицировались в двух «подобных» одно другому существах. Одно из них (положительное начало) представляло собой «свойство», а другое существо (отрицательное начало) - лишь его конкретное «подобие», внешний вид без «свойства»6.

Такое разделение, по мнению Фрейденберг, постепенно подвергается понятийной переработке:

Как только «я» отделилось от «не-я», предметы потеряли прежнее, якобы субстанционально присущее им «свойство», и двойники оказались разобщены. Понятие обратило свойства предмета в умозрительную категорию. Отвлекая черты предмета от самого предмета и сопоставляя эти черты, оно внесло наряду с отождествлением и уподоблением новую категорию отличительности. Двойники - вещи, стихии и существа получили отдельное отвлеченное качество и раздельное бытие, распавшись и между собой, и внутри себя. Так, уже в древнейшем эпосе, в гомеровском, бывшие герои-двойники сделались различными существами7.

Несмотря на постепенное понятийное переосмысление прежних «двойников», по Фрейденберг, основанием античной культуры долгое время служит «представление о двуединости мира, структурно восходившее к образу агона между положительным началом и его "тенью"»; это порождает в мусических искусствах «двучленные конструкции, основанные на полярности и "противоположности" обоих членов. Положительному плану неизменно противопоставлялся "обратный" план, который сопутствовал первому в виде его неизменного антипода. В языке, в речах, в ритмике, в мусических жанрах, в отдельных произведениях и в их частях цельность достигалась средствами внутреннего противопоставления двух членов с итоговым третьим (или усеченно, без третьего)». «Наиболее крупный "противительный" план сказывался в гибриз-ме (от Mpiç), который сопровождал все "подлинное" и служил его "изнанкой"»8.

На основе этих представлений Фрейденберг дает такой анализ платоновского «Пира», который выглядит современнейшей реализацией драматического подхода. Она рассматривает соотнесенность двух Эротов (небесного и гибриста) и двух образов Сократа («мистагога» и тоже гибриста); противоположность Диотимы и Алкивиада в структурно близких частях диалога; трагическое и комическое, выраженное как присутствием трагика Агафона и комедиографа Аристофана, так и рассуждением Сократа в финале о единстве трагического и комического, а также сопоставлением «серьезно-трагического» (здесь мистериального) и комического пластов диалога, включая жанровые сценки (интермедии, пьяный комос) и специфику метафоры (фигурка глиняного силена, с которой сравнивается Сократ). В конце диалога, подчеркивает Фрей-денберг, «остались втроем только те три лица, в чьем трехчлене воплощена мысль о единстве трагического и комического: это Агафон - трагик, Аристофан - комик и объединяющий эти две противоположности Сократ - философ. Вот эти три лица и говорят о том, что «тот, кто творец трагедии, должен быть творцом и комедии»9.

Отметим еще раз, что такой анализ «Пира» вполне актуален для современного платоноведения и по части тонкости и проницательности дает фору многим новейшим исследованиям. Однако повторим и то, что кратко было упомянуто выше: Фрейденберг считает такое устройство платоновского текста отголоском «мифологического мышления» с его главной предпосылкой двуединства мира, в то время как сознательно Платон, по Фрейденберг, является чуть ли не главным виновником разрыва «вещей» и «идей»: «у Платона идеи вещей обособлены от вещей и живут самостоятельно, вне вещей, вне бытия»10.

Попытаюсь обосновать свое несогласие с Фрейденберг в этом вопросе и показать, что драматическая форма намеренно была избрана Платоном для выражения философских идей, весьма далеких от «абстракций» и связанных едва ли не с «единством противоположностей».

«Экскурс в философию»: отвлечение понятий

Фрейденберг говорит, что главной чертой архаического античного мышления является слитное существование противоположностей в виде конкретных персонажей-«двойников», при этом «положительному» двойнику приписывается свойство «сущности», а «отрицательному» - «кажимости», причем одно является образом другого, подражанием ему. Затем, с развитием отвлеченного мышления, единство таких двойников распадается, и противоположности оказываются абстрактными: теперь истина абсолютного бытия противопоставлена кажущемуся миру изменчивых явлений:

Явления начинают делиться на реально существующие и на внешне «уподобленные» реальным, на призрачно существующие явления. В античном понимании все «кажущееся» есть не голый мираж, а внешний аспект реально существующего, разновидность той же (говоря нашими, современными терминами) реальности. Но это еще не все. То, что «кажется», служит точной копией «подлинного» и его слепком, основанным на полном «сходстве» с действительностью. Ранняя античная мысль в силу господства конкретных понятий относила всякую призрачность к миру протяженности. Вот такой слепок-подобие, вот такой призрак действительности и представлял собой античный «образ» (eterov, e'idroXov, imago)11.

Насколько я понимаю ход мысли Фрейденберг, отвлечение понятий заключается в том, что единство противоположных двойников разрывается: теперь то, что было двойником «отрицательным», но не менее реальным, чем «положительный» («внешний аспект реально существующего»), приобретает в философии характеристику «гибнущего», «изменяющегося» и потому неподлинного - в отличие от мира «сущности», который начинает пониматься как действительная реальность. Фрейден-берг говорит, что древние греки разделяли методы познания на opaxov и vonxov: «Один, конкретный, соответствовавший "образу",

они называли то aioQnxov или opaxov (то, что познается органами чувств, главным образом зрением), другой, отвлеченный, соответствовавший понятию то vo^tov (умозрительно познаваемое)»12. Подчеркну, что это отнюдь не общепринятое у всех «древних греков» разделение на методы познания, а вполне философское новшество, причем это одновременно разделение и способов познания, и их объектов, разных сфер сущего: чувственного мира и умопостигаемого. Подобное противопоставление есть у Гераклита (Heracl. 16 1-3) и Парменида (Parm. 8 8), а в более развернутом виде, именно как противоположность opaT6v / vorprov, у Платона (Plat. Rp. 509d-511).

В главе «Экскурс в философию»13 Фрейденберг приводит в пример Парменида и Платона как философов, взгляды которых на противоположности вырастают из архаической идеи двойственности. По ее мнению, они близки друг другу, только у Парменида «истина» и «докса» еще вполне конкретны, а у Платона «идеи» -«это вещи, взятые умозрительно, без реальной конкретности. Они указывают на специфический, античный этап образования общих (абстрактных) понятий». Фрейденберг считает именно Платона тем философом, который резко разделил «чувственное» и «умопостигаемое», придав первому статус «неподлинного», а второму -«истинно существующего»:

«Идеи» Платона, появившись в послеклассической Греции, показывают, как абстракция начиналась с отрыва понятий от тех предметов, которые они определяли. Теперь подлинность означает то, что в реальности не существует; к IV веку реальное окончательно отождествляется со злом, имея за собой отрицательные традиции не только в гносеологии, но и в онтологии, и в этике14.

Здесь Фрейденберг демонстрирует совершенно классическое, «школьное» представление о платоновском умозрении как полностью оторванном от всего конкретного и телесного. Платон с этой точки зрения предстает родоначальником своего рода гностицизма, в соответствии с которым все «чувственное» есть зло. Действительно, если читать его диалоги выборочно, присваивая тем или иным пассажам из речей разных персонажей значение догматических авторских высказываний, мы вполне можем составить подобный «пазл». В таком контексте драматико-диалогическая форма философского содержания Платона и образ Сократа как «медиатора» противоположностей могут действительно выглядеть как подспудный реликт архаического сознания.

Однако я полагаю, что резкое противопоставление умопостигаемого мира «сущего» и чувственного мира «подобий» с приданием

статуса реального и подлинного только одному - «заслуга» вовсе не Платона. Чувственный мир отрицают в качестве неподлинного Парменид и элеаты, а умопостигаемый как несуществующий -Протагор и софисты. И элеаты, и софисты делают выбор в пользу одного из «миров», полностью дезавуируя другой - тут и пролегает описываемый Фрейденберг разрыв противоположностей и отвлечение понятий от предмета.

Платон же, на мой взгляд, как раз видит тупики, к которым приводит стратегия выбора «одного из двух» (неважно, в какую сторону), и пытается объединить разорванные противоположности, но не просто внешне, а на основании того, как они сосуществуют в реальном мышлении.

Платон, Парменид и софисты: противоположности и двойники

В диалоге «Софист» Чужеземец, пытаясь дать определение софиста, относит его последовательно к охотникам, торговцам, борцам, а затем делает вывод, что тот оказался обладателем некоего не истинного, но мнимого знания обо всем (5o^aoxiK^v apa xiva nepi návxrav éniox^nv аофштп^ "^ív áü> oúk áXf|0£iav exrav ávan^avxai; Sph. 233с10-11). Софист сравнивается с живописцем, который с помощью изображений создает подражания и одноименные с существующими вещи (^i^^axa Kai ó^óvu^a xñv ovxrav ánepyaZó^evo^ xfl ypaфlкfi xéxvri; 234b6-7), - он с помощью речи подражает мудрецам и создает о себе мнение как о мудрейшем (234с). В итоге собеседники называют софиста обманщиком (колдуном -yón?) и подражателем (yór|xa ^ev Kai цгцп1^ apa Qexéov aúxóv xiva; 235a8) из рода чудодеев (xñv Qau^axonoiñv; 235b5).

Таким образом, Платон показывает возможность существования не-истины, лжи, которая выглядит абсолютно как истина: это сразу напоминает архаических «двойников», которые, будучи тождественными по виду, противоположны по «сущности», точнее, по наличию или отсутствию ее; софист - подражатель, шарлатан, колдун, чудотворец - внешне неотличим от мудреца-философа. Это затравка для постановки вопроса в более общей форме: как в принципе возможна ложь и - еще более широко - небытие? И тут Чужеземец переходит от критики софистов к критике Пармени-да, которого при этом, будучи гостем из Элеи, называет «отцом» (241d5).

Критику софистов мы находим и в других диалогах Платона («Протагор», «Горгий», «Евтидем», «Теэтет»), и главное в ней -

показать, что истина не является пустым звуком и ее невозможно считать просто выражением отдельных субъективных чувственных восприятий. Что касается Парменида, здесь критика осуществляется с противоположного конца: если софисты утверждают, что нет объективной умопостигаемой истины, то Парменид возвещает, что чувственный мир лишь видимость, подлинно существует только неизменное самодостаточное бытие, а небытия и вовсе нет - ведь помыслить его невозможно (Parm. 8).

Тем самым и софисты, и абсолютный, казалось бы, их «идейный» противник Парменид совершают одно и то же: полностью разрывают связку противоположностей, ниспровергая одну из них и отказываясь считать ее «сущей»; в этом они, являясь внешне противоположностями, внутренне оказываются «двойниками». Платон же выступает и против софистов, и против элеатов из-за такого резкого разделения противоположностей и наделения только одной из них статусом сущего - это ведет к мыслительным тупикам, что и показано в «Софисте». Свою задачу Чужеземец видит в том, чтобы «испытать логос отца» Парменида и усиленно прорываться к тому, что «не-сущее в каком-то отношении есть, а сущего, наоборот, некоторым образом нет» (то те цл ov ю^ еоп ката ti ка! то ov аи naAiv ю^ оик еоп л^; Sph. 241d6-7), или, как сказано в другом месте, «чтобы все неподвижное двигалось» (249d).

В середине диалога Чужеземец, приходя к выводу, что исследовать бытие и небытие порознь невозможно, упоминает «юношей и недоучившихся стариков» (тоц те veoi^ ка! töv yepövTrav тоц бущабеот,): им прямо-таки приготовлен пир благодаря тому подручному утверждению, что многому невозможно быть единым, а единому многим (Sph. 251b5-8). Под недоучившимися старцами, которые ревностно занимаются такими вещами, по мнению большинства комментаторов и исследователей, подразумевается Анти-сфен: он считал, что об одном можно говорить только одно, из чего следовало, что невозможно ни противоречить, ни лгать (Arist. Met. 1024b33). В «Евтидеме» софист Евтидем утверждает, что лгать невозможно (Plat. Euth. 283с-284с), а его товарищ Дионисодор говорит, что поскольку для каждой вещи существуют свои слова, то противоречие невозможно (Euth. 285e-287a); в Дионисодоре исследователи тоже видят аллюзию на Антисфена15.

Фрейденберг упоминает об Антисфене, характеризуя софистику как «этап сложения единичных формально-логических понятий, еще не дошедших до степени общих понятий (недаром Антисфен не признавал общих понятий!)». На мой взгляд, отрицание общих понятий, противоречий и лжи Антисфеном, поднаторевшим в спорах учеником Протагора, а затем Сократа, говорит, прежде всего,

о его эвристической выучке и любви к парадоксам, что можно заметить в описании его бесед с Ксенофонтом (Xen. Symp. 4). Впрочем, и сама Фрейденберг считает, что «в софистике ясно видно начало сужденчества, которое развивает на первых порах голую логи-зацию, механику построения формально-логических процессов, лишенных сути»16.

В приведенных выше примерах софизмов ключевым является как раз отрыв суждений от самой ситуации беседы и производимых собеседниками мыслительных и словесных действий. Именно в этом уличает софистов Сократ: в «Евтидеме» он спрашивает Дионисодора, как тот может требовать у собеседников опровержения, если никто, по его собственному утверждению, не может лгать? (Euth. 286e). И дальше загоняет софистов в угол, указывая на «перформативное противоречие»: если утверждать, что ложь и ошибка невозможны, то спор и опровержение также совершенно невозможны (Euth. 287e-288a).

По этому же принципу Чужеземец в «Софисте» уличает тех, кто вовсе не признает причастности «одного» «другому» (тот же Антисфен): ведь сама речь их обличает, поскольку они вынуждены пользоваться «общими словами» и сочетаниями слов; они имеют домашнего врага, подающего голос изнутри, как удивительный чревовещатель Еврикл, говорит Чужеземец (Sph. 252c2-9). Здесь, как видим, упрек Платона тоже состоит в том, что формальные суждения полностью оторваны от реального процесса мышления и речи: ими можно ловко жонглировать, но к «сути дела» они отношения не имеют.

И наконец, следуя тому же методу «наблюдения за логосом», Чужеземец в «Софисте» приходит к важнейшим выводам. Можно сколько угодно рассуждать о бытии-небытии, покое и движении и прочих противоположностях, пытаясь придать одним статус истины, а другие ниспровергнуть (ср. знаменитый фрагмент «гиганто-махии» в «Софисте», где как раз воспроизводится битва софистов с элеатами; Sph. 246-248), но все это останется лишь словами, абстрактными утверждениями. Совершенной иной уровень поиска начинается, когда мы замечаем, что противоположности в своем единстве уже с самого начала определяют и наше мышление, и нашу речь о них же, и поэтому, выдвигая относительно них какое-то суждение, мы должны внимательно следить за тем, как его содержание согласуется с процессом нашего мышления и высказывания, или, следуя другой формуле Сократа, как сочетаются логос и эргон, слово и дело (ср. Plat. Lach. 188c-e).

Таким образом, Платон, в отличие от традиционно приписываемого ему предельного абстрагирования, напротив, возвращает

философский поиск от голого и отвлеченного теоретизирования к реальной практике мышления-речи: с одной стороны, он разводит «понятие» и «акт мысли», с другой - тем самым выявляет «ноэти-ческое» (то vo^TÖv) не как плоскость понятий, а как объем «мысль-понятие».

И тут мы возвращаемся к нашей главной теме. В описании четырех сфер сущего в «Государстве» (так называемая «Линия», Rp. 509-511) в высшую сферу, то vo^TÖv, входят две: сфера рассудка, «дианоэтическая» (от Siavorn), и ума (vou^), собственно ноэтичес-кая. Сфера рассудка связана с «понятиями» (аксиомы, чертежы), а ума - с чистыми актами мышления. Эти сферы противоположны друг другу, поскольку одна, рассудочная, пользуется образами, пусть даже они выражены математическими понятиями и чертежами, а вторая, умопостигаемая, не связана ни с какой образностью, даже понятийной; рассудочная направлена на завершение рассуждения путем доказательства, а умопостигаемая не завершается, но восходит к беспредпосылочному началу (510b-d).

Тем не менее, эти противоположности подобны друг другу как двойники: дианоэтическая сфера «подражает» ноэтической, и жонглирование понятиями можно принять за настоящее мышление, именно поэтому софист может выдать себя за философа. Но за счет чего существует подражание, образ, ложь и тем самым - парадоксально - небытие? - задает в «Софисте» вопрос Чужеземец. В ходе рассуждений оказывается, что образ - «это уподобленное истине такое же иное» (eiSraAov av фа!^ епш nA^v уе то про^ TaAnöivöv ¿9ra^oira^evov eTepov toioutov; Sph. 240a7-8), а затем вводится диалектически взаимодействующая пятерица пяти великих родов: пара противоположностей («движение-покой», «тождественное-иное»), причастных «бытию»; при этом «иное» пронизывает собой всё, проходя сквозь все роды.

Вот это «иное» и создает невозможность абсолютного тождества, которое, каждый с противоположных позиций, утверждают Парменид и Антисфен. Ничто в мысли не может быть выражено прямо, «само по себе», как «одно» - только через образ, через «иное»; которое, с одной стороны, иное, а с другой - в качестве отражения подобно отражаемому. Ноэсис, будучи безвидным (Rp. 510b), выражается в речи, в понятиях, в образах. Он управляет всеми этими образами, но выражаться вне их не может, поэтому не только «тень» зависит от «предмета», но в определенном смысле и предмет от тени: разделить их невозможно. Именно в силу их всегдашнего необходимого сосуществования и такого же необходимого несовпадения речь и мнения и могут быть ложными, из-за этого и возможны подражание и обман (Sph. 264d).

В третьей части «Софиста» Чужеземец разделяет произведения бога и человека так, что каждая сфера поделена надвое: и в божественном творчестве, и в человеческом всё состоит из «самого» и сопутствующего образа (auxo те Kai то napaKoXouQouv eiSraXov екаотю; Sph. 266c6, d2-4). Здесь противоположности «божественное / человеческое» строятся как структурные подобия, и внутри каждой сферы «само» является противоположностью образу, притом эти антиподы всегда оказываются подобиями как предмет и тень. В «Государстве» точно так же противопоставляются то opaTov и то vonrov, умопостигаемое и видимое; но одновременно они же и уподобляются и по структурному сходству, и потому, что 6paт6v есть теневое отражение ^^ov, т. е. видимое всегда стремится подражать умопостигаемому (ov Kai owa vo^ov цщот av ^ т^ оуею^ Suva^ig Rp. 532a2-3). То же самое мы видим и в мифе о пещере, -пространство вне пещеры структурно повторяет то, что находится внутри пещеры, т. е. пещера и подлинный мир, с одной стороны, абсолютные противоположности, с другой - описаны как двойники, тень и ее предмет (Rp. 514-516).

В «Тимее» образ двойников-противоположностей выражен противопоставлением отца (эйдос образца, неизменное, вечное, неразрушимое) и ребенка (подражание образцу в чувственном, изменяющееся, рожденное, смертное) (ev ^ev ю^ napaSeiy^aTO^ eiSo^ илтеб^, vo-n^v Kai aei гата тauтa ov, ^i^n^a Se napaSeiy^aTO^ Sewepov, yeveoiv e%ov Kai 6paт6v; Tim. 48e5-49a1; 50d2-5). Это модификация все тех же 6paт6v / w^v, которые противоположны, но при этом чувственное непостижимым образом является отпечатком, отражением невидимого и внечувственного умопостигаемого, подражанием ему. Итак, подчеркнем самое важное: противоположности являются полными антиподами, но при этом обладают сходством как двойники. Антиподы они постольку, поскольку одно в качестве «предмета» управляет другим в качестве «тени», при этом именно как тень и предмет они оказываются подобиями, а само «управление» выглядит как неразрывная связь противоположностей.

Таким образом, у Платона мы находим то, что Фрейденберг описывает как главные характеристики архаического сознания. Я полагаю, что Платон приходит к этому в спорах с односторонним отрицанием противоположностей софистами и элеатами, в стремлении показать, что реальное мышление, в отличие от формально-логических суждений, подразумевает парадоксальное взаимодействие противоположностей. Приходя к диалектике, он удивительным образом возвращается к переосмысленной архаике - конечно, если принять то описание, которое дает ей Фрей-денберг.

Философия как драма: слово как дело

Теперь, на основе сказанного выше, вернемся к вопросу, почему именно драматический подход позволяет открывать в Платоне то философское содержание, которое часто упускается в «плоскостной» картине, нарисованной с догматической точки зрения.

Я пыталась показать, что сама содержательная основа его философии связана с идеей сопоставления разных уровней сущего, являющихся одновременно и противоположностями, и отражениями друг друга. Те уровни, которые он описывает в «Линии», разыгрываются в тексте «Государства» несколько раз по-разному: миф о пещере оказывается метафорой логического описания «Линии», а целостная разноплановая структура диалога реализует и уровень «образов» (многочисленные мифы, поэтические цитаты и аллюзии и т. д.), и уровень «вещей» и «мнений» (описания устройств государств и типов души), и уровень рассудка (описания наук и логическая аргументация), и, наконец, уровень ума, который уже не репрезентируется чем-то конкретным, но в полном соответствии с «Линией», оставаясь за кадром, тем не менее управляет всей этой целостной структурой: ведь если читатель различит в тексте диалога «подобное» в «неподобном» и наоборот, он сумеет осуществить свою диалектическую способность и поднимется с уровня «отражения отражения» до уровня осознания собственных актов мышления. А это гораздо ближе к философии, чем любование словесными картинами, которыми софисты очаровывают неопытных юношей (Sph. 234b-e).

Философские предпосылки, которые различают деятельность мышления и высказывание понятий и одновременно показывают их как соотношение «иного», лучше всего выражаются именно действием, реализацией, а не описанием в форме трактата. Фрей-денберг говорит, что архаичное мышление разыгрывается в драме и в самой семантике вещей. У Платона философия «разыгрывается» в диалоге, в философской драме. Драматическая форма позволяет ему разнообразными способами провоцировать читателя, поскольку здесь гораздо больше возможностей для выстраивания неявных противоположностей и, наоборот, сопоставлений; отсутствие необходимости в авторском слове, взаимодействие персонажей, игра словами и структурами текста дают возможность поставить перед читателем такие вопросы, которые не одолеет форма трактата. Например, знаменитая инвектива против поэтов в третьей книге «Государства», где Сократ обвиняет авторов драмы в том, что они скрываются, говорят не от первого лица и подражают, и пересказывает начало «Илиады» в косвенной речи

(Ир. 393е-ф: что это, как не насмешка над читателем, который, увлекшись содержанием, забывает о форме того, что читает, -а это ведь чистейшая драма, чистой воды мимесис! Так Платон предъявляет читателю «перформативное противоречие» - излюбленный метод Сократа по отношению к собеседникам, нацеленный на то, чтобы сопоставить высказываемое с актом высказывания, слово с делом.

Такие «провокации», подчеркнем, удаются именно благодаря драматической форме, в которой автор скрыт: его сокрытость тоже является, на мой взгляд, принципиальной позицией, напрямую связанной с идеей «незримого ума» и «парадигмального образца», - они невидимы и не могут быть предъявлены в чем-то ограниченно-конкретном, но проявляются во множестве соотносящихся с ними образных и понятийных систем. Здесь, думается, весьма уместны рассуждения М.М. Бахтина о вненаходимости автора: «Автор произведения присутствует только в целом произведения, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. Он находится в том невыделимом моменте его, где содержание и форма неразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме»17.

Если читатель не отмахивается от таких загадок, которые предъявляют ему противоречие содержания и формы, не пропускает противоречия в тексте, он, полагаю, начинает осуществлять программу воспитания философа, описанную в шестой-седьмой книгах «Государства». В седьмой книге говорится, что рассмотрение противоречий - главный метод побуждения мысли, а отсутствие противоречий не ведет к мышлению (Ир. 524^е). И Сократ не только провоцирует словесные противоречия, но и сам выглядит двойственным и противоречивым: так, во второй-третьей книгах «Государства», описывая воспитание философских свойств стражей, он выглядит ортодоксом, цензором и моральным диктатором, ратующим за умеренность и благопристойность, а в шестой-седьмой книгах, рассказывая о воспитании философов, он воспевает неистовый философский эрос и стремление к познанию истины без всяких ограничений.

По поводу того, что в «Пире» Сократ, как и Эрот, не только раздваивается на противоположности, но и объединяет их, мы уже приводили цитаты из Фрейденберг. Теперь, после того, как мы показали, что провокаторство и оборотничество Сократа и самого Платона обусловлено определенными философскими предпосылками, самое время процитировать еще одно место из О.М. Фрей-денберг, где она сравнивает Сократа с балаганным шутом:

Это прохождение через звенья мыслей Сократ облекает в наводящие вопросы. Мне уже приходилось указывать на народный типаж этого странствующего представителя не писанной философии; балаганная его реплика непосредственно объединяет в нем все его фольклорные черты. Сократ излагает философию в вопросно-ответной форме, предвосхищая диалоги Платона, но и продолжая драматическую, балаганную линию словесных агонов, загадок-разгадок и всяких разновидностей грифа. Сократ еще близок к фокуснику; его вопросы вполне напоминают загадку, потому что он заранее знает свой умысел и тщательно маскирует его, заставляя разгадчика идти за собой, плутать и обманываться. В конце концов разгадчик неизменно оказывается в дураках, признавая то, что отрицал, и принимая то, чего не хотел. В этом отношении Сократ делает с собеседником то самое, что делает в паллиате раб со своим хозяином18.

Очень похоже описывает поведение Сократа Алкивиад, когда рассказывает о том, как тот дурачил глупых мальчиков, прикидываясь влюбленным, и говорит, что Сократу верить нельзя -что бы он ни говорил, все всегда наоборот (от1 тоша\а!от ¿от!

^ о ёХеу^; Бшр. 214^-2). Я полагаю, что оборотничество и провокаторство Сократа - не просто реликты архаических жанров, а намеренное создание Платоном образа, в какой-то степени соответствующего уровню ума («нуса») - он всегда скрыт, никогда не дан прямо, дается в разных обличьях, но всегда всё внутренне определяет. Таким образом, платоновский Сократ -балагур и плут, философский провокатор - перекидывает мост от архаики к диалектике.

Примечания

1 Пресс Дж. Постановка вопроса в платоноведении // Платоновский сборник. В 2 т. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013. Т. 1. С. 8-47.

2 Gagarin M. «Socrates' Hybris and Alcibiades' Failure» // Phoenix. 1977. № 31. Р. 22-37; Протопопова И.А. "Yßpu; как инверсия «объекта» и «метода» в «Пире» Платона // S^o^fl. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 10. Вып. 2. С. 373-379.

3 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 297.

4 Там же. С. 298.

5 О двойниках и противоположностях в концепциях Фрейденберг см.: Braginskaja N. Binômes, opposition, répétition, contraste. Les racines mythologiques des catégories esthétiques d'Ol'ga Frejdenberg // Revue des études slaves. Paris, 2016. LXXXVII/1. Р. 35-51.

6 Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 235.

7 Там же. С. 235.

8 Там же. С. 262-263.

9 Там же. С. 299.

10 Там же. С. 336.

11 Там же. С. 237.

12 Там же. С. 233.

13 Там же. С. 331-338.

14 Там же. С. 336.

15 Есть исследователи, которые видят в «Евтидеме» намек не только на Антисфена, но и на киников, которые традиционно к нему возводятся: Rappe S. 'Father of the dogs? Cynic elements in Plato's Euthydemus' // Classical Philology. 2000. Vol. 95. № 3. Р. 282-303.

16 Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 338.

17 Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / Бахтин М.М. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 382-383.

18 Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.