Научная статья на тему 'Двойничество как средство миромоделирования в романах якутского писателя И. М. Гоголева-кындыла'

Двойничество как средство миромоделирования в романах якутского писателя И. М. Гоголева-кындыла Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
676
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ХРОНОТОП / АРХЕТИПИКА / ДВОЙНИЧЕСТВО / ЖАНР / ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЯ / CHARACTER'S EVOLUTION / NOVEL / CHRONOTOPE / ARCHETYPICS / BINARINESS / GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ноева С. Е.

Статья раскрывает особенности воспроизведения категории двойничества в романах якутского писателя И.М. Гоголева-Кындыла. При исследовании системы романов основное внимание уделяется функционированию бинарных оппозиций, сюжетного двойничества в романах писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the specific ways in which the category of binariness is reproduced in the novels of the Sakha writer I.M.Gogolev-Kïndïl. In researching Gogolev's novels, the author pays the main attention to the functioning of binary oppositions, of binariness in plots in the writer's novels.

Текст научной работы на тему «Двойничество как средство миромоделирования в романах якутского писателя И. М. Гоголева-кындыла»

УДК-82-312.1

ДВОЙНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ В РОМАНАХ ЯКУТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И.М. ГОГОЛЕВА-КЫНДЫЛА

С.Е. Ноева

Статья раскрывает особенности воспроизведения категории двойничества в романах якутского писателя И.М. Гоголева-Кындыла. При исследовании системы романов основное внимание уделяется функционированию бинарных оппозиций, сюжетного двойничества в романах писателя.

Ключевые слова: роман; хронотоп; архетипика; двойничество; жанр; эволюция героя.

Проблема генезиса, функции двойников-персонажей, структуры художественного развертывания двойничества находит отражение в работах многих исследователей. Все исследователи сходятся на том, что двойниковый персонаж выступает как отражение героя, «ведущее самостоятельную жизнь, в котором получают осуществление, акцентуацию и свободное развертывание какие-то стороны его личности» [6, с.86]. Двойственность в литературе, таким образом, связывается с проявлением двоемирия, делением окружающего его мира на «пространство жизни» и «пространство смерти».

Бинарность - двуединая категория, предполагающая равноценность и взаимозаменяемость двух прямо противоположных сторон единого явления, образа, в которой сочетаются, по словам М. М. Бахтина, красота с безобразием, искушаемый с искусителем, верующий с неверующим, праведник с грешником, нищий с богатым, последователь Христа с язычником и т.д., получившая различное выражение в литературе.

Архетип двойничества как всеобщий и повсеместный фольклорно-мифологический мотив всегда считался символом двойственности, дуализма, а также идентичности. М. Бахтин в труде «Проблемы поэтики Достоевского» подробно говорит о «развенчивающем двойнике», который появляется путем карнавального пародирования. «Развенчивающийся двойник», по мнению исследователя, принадлежит «миру наизнанку», исследователь определяет его как элемент «карнавализации». Как утверждает М.М. Бахтин, в произведениях Достоевского в каждом из двойников герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над самим собой).

Двойничество - универсалия, часто употребляемая в различных культурных традициях, в трансформированном и видоизмененном виде получающая отражение в литературных текстах. Антиномия двойников-антагонистов генетически восходит к мифологической структуре «культурный герой - трикстер». Двойничество определяется Е.М. Мелетинским как «литературномифологический сюжетный архетип». В труде о литературных архетипах раскрывается основа появления двойника-героя: сосуществование культурного героя и трикстера в одном лице или в виде двух братьев. По мнению исследователя, эта модель стала базовой для литературных сюжетов и превратилась в архетип. Архетип двойника то распадается на два различных и враждебных друг другу персонажа, то сливается в единый противоречивый образ, обладает огромным смысловым содержанием.

М.С. Уваров в работе «Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры» выясняет, что бинарный архетип является одной из важнейших дискурсивных практик, выполняющих в культуре роль «уникального индикатора» проблемности, остроты и парадоксальности возникающих ситуаций, алгоритмы решения которых не известны. «Бинарный архетип - это уникальный логический подтекст европейской культуры, присущий ей изначально. В XX в. понимание антиномических ситуаций в качестве некоего «разлома» культуры, способа риторически-безответного вопрошания приобретает трагические формы альтернативного стиля мышления, не признающего никаких форм синтеза» [7, с.7-8].

Необходимость реконструирования бинарного аспекта в раскрытии образов И.М. Гоголева определяет круг проблем нашего исследования, а именно: исследование архетипических структур, составляющих базисный фонд произведений, рассмотрение данной категории в качестве особого принципа структурирования, характерного для отражения сложного времени, времени революций, войн.

Категория бинарности находит своеобразное выражение в романах писателя, во всем творчестве которого остро ставится проблема войны и мира. Структура романов построена на бинарных оппозициях: хаоса и порядка, войны и мира, истории и мифа, открытого и закрытого пространства, жизни и смерти, человека и богочеловека. Бинарные оппозиции, как противостоящие и конфликтующие структуры, составляют в его романах модель мира.

Выделяющаяся из данной проблемы тема двойничества отчетливо прослеживается уже в первом романе «Черный стерх» и продолжается в дальнейших произведениях писателя. Бинарные структуры в романах «Черный стерх» (1977, 1982, 1987), «Богиня милосердия» (1993), «Третий глаз» (1999), «Манчаары» (2001) образуют сложную систему пересекающихся или соотнесенных параллельно образов - двойниковых моделей.

Отношение «разбойник - культурный герой» одно из организующих для первых романов Ивана Гоголева. Появление в творчестве Гоголева героя-двойника обусловлено самой историей. В романе «Черный стерх» повествуется о том переломном моменте жизни народа, когда на руинах старых устоев начинает ускоренными темпами строиться новая модель мира, коренным образом меняющая жизнь. Революция, Гражданская война привели к расколу единой системы, распаду единой идеологии, разрыву отношений между поколениями. В целом нравственно-духовную, политическую ситуацию этого периода можно охарактеризовать как ситуацию двойственности, построенную как бинарный антагонизм. Трагедия человека на перепутье, вступившего в период хаоса, разлома у И. Гоголева, - это соотношение сложного характера, переплетенность сюжета. В рамках сюжета «человека на перепутье» и существует проблема двойника.

К такой бинарной модели двойничества относятся образы братьев Карамазовых (Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»), братьев Мэхээлэ и Николая (С.П. Ефремов. «Братья»), Кысыллаай Аларова (он же Виктор Бадаев) (Л.А. Попов. «Тогой Сэлэ»), Кыычи и Валерия Аргыловых (С.П. Данилов. «Красавица Амга»), также характеризующих дуализм героев произведений, повествующих именно о периоде «разрыва» в истории, годах революций, войн, смуты.

В творчестве И.М. Гоголева особое внимание в связи с проблемой двойничества необходимо уделить сложному образу (бинарной паре) Хабырыыс-Хобороос в романе «Черный стерх». Двойник - архетип героя на перепутье являет собой внутреннюю противоречивость человека, оказавшегося перед нелегким выбором: противостояние старого и нового укладов жизни, конфликт между двумя социальными классами, борьба противоборствующих политических оппозиций, народной традиции и западной цивилизации. Как определяет М.М. Бахтин, при изображении двойничества вступают в спор два голоса одного персонажа («разложившееся сознание», по Бахтину) [1, с.377].

Так, модель двойника составлена из двух противоположных и в то же время взаимодополняющих друг друга образов: Хабырыыса, персонажа, представляющего мужское начало, новое, открытое, сильное, динамичное, и Хоборооса - обозначающего женскую сторону, старое, закрытое, стабильное, традиционное. Двойниковый образ, с одной стороны, реализуется как представитель народа, а с другой - представляется как неотъемлемая часть мировой цивилизации; обе эти части находятся в постоянных конфликтах, противоречиях в образах Хабырыыс и Хобороос, стремящихся к союзу ивто же время опровергающих друг друга.

Слова Хобороос: «А достойна ли она Хабырыыса?.. Хабырыыс грамотный... Белый журавль... А Хобороос безграмотна, и к тому же обладает редким удивительным даром... Она и есть черный журавль...» (перевод наш. - С. Н.) доказывают противоположность природы героев [3, с.274].

Хабырыыс и Хобороос - брат и сестра, воспитанные у нищей старушки Хараанай в глухом Бюер алаасе. Старушка именует девочку как Хобороос-Хабырыыс, а мальчика - как Хабырыыс-Хобороос. Наречение девочки Хобороос мужским именем Хабырыыс и, наоборот, мальчика Хабырыыс - женским именем в романе происходит, по сюжету, для спасения ребенка от духа собаки-дьявола, пожирающей якобы детей Тойон Киси (дети умирают в младенчестве). Он вынужден отдать своего новорожденного сына на воспитание нищей одинокой старухе, которая, в свою очередь, запутывая след ребенка, называет его Хабырыыс-Хобороос. Так Хобороос и Хабырыыс представляют собой две противоположные части героя-двойника.

Дети живут в мире и счастье до тех пор, пока их гармонию не нарушают антагонистические силы извне: детей насильно разлучают, мальчика отправляют на учебу в город, девочку оставляют при приемной матери. Гармония единой пары Хабырыыс - Хобороос нарушается, так как половинки одного целого оказались утраченными.

У Хобороос начинается жизнь, полная гонений и нужды. Равным спутником ей становится шаман Кысалга (имя в переводе означает «нужда»). Хабырыыс также не находит гармонии с Раей, дочерью гильдийного купца Ньукуу. Причиной разрыва между супругами становится измена Раи с Долоновым. Любопытно противостояние политических ролей Долонова, меньшевика, и Хабырыыса, сторонника большевистской идеологии. Рая умирает, так и не родив ребенка от Хабырыыса. Борьба двойникового героя за обретение гармонии (т.е. за воссоединение половин) будет продолжаться долго.

Неоднозначность истолкования одного и того же символа объясняется тем, что в романе существуют несколько уровней, т.е. различных кодов прочтения текста. Таким ключом (культурным кодом) к прочтению скрытого содержания текста является имя персонажа. Обратим внимание на номинации основных образов романов «Черный стерх», «Третий глаз»: Хабырыыс -Хобороос, Фома Богомол - Павел Богомол, Павел судаарыскай - Павел Богомол. Данные вариации имен героев отражают бинарные уровни, представленные в качестве кода.

Функционально данные образы также составляют несколько бинарных оппозиций на различных иерархические уровнях. Так, близнецом Хабырыыс на духовном уровне представлена Хобороос, также претерпевший метаморфозу невидимый Никус Романов, антагонистом Хабырыысу выступает меньшевик Долонов.

Разные этапы эволюции одного персонажа отмечаются различными его номинативными характеристиками. Двойственность имени персонажа предполагает сложность природы героя и его соотнесенность к различным культурам (Чоргулла - Сымасыт, Павел Ссыльный - Павел Богомол, Хабырыыс - Никус Романов, Дэриэтинньик - Киси Кириилэ).

Как утверждает М.М. Бахтин, герой и его двойник моделируют амбивалентность сознания героя (столкновение и противостояние его внутренних голосов). Вариативность имени одного персонажа рассматривается в комплексной системе романов в качестве знака, который соотносится с определенным моральным, психологическим состоянием - уровнем героя.

Изменение имени - типичная деталь мифологического перевоплощения, а отрицание самого себя в первую очередь отмечается отказом от собственного имени [4, с.281]. Как отчуждение «Я» от героя рассматривается, например, перемена Хабырыысом своего имени на Никуса Романова.

Обратим внимание на такой аспект, как пространственное расположение героев-двойников: город - символ хаоса, искусственного мира, является постоянным топологическим пространством Хабырыыса, а алас, символизирующий традиционность, постоянство, родину, относится к сюжетной линии Хобороос. «Лес / алас» и «город» образуют ассиметричное пространство типа «свой мир / чужбина».

В романах И.М. Гоголева отражается реальный мир периода хаоса, разложения строя, идеологии. Название романа «Богиня милосердия» дословно звучит как «Разочарование богини Иэйэхсит» и выражает переломный кризисный этап жизненного пути народа. Это состояние мира можно охарактеризовать как утрату рая. Разочарование богов, покровителей в человеке приводит к трагическому финалу, человек оказывается заброшенным, чувствует себя одиноким. Автора занимает проблема отчуждающих личность враждебных сил: безнадежности, отчаяния,

абсурдности мира.

Проблема отчужденности личности от мира и других людей оказывается в центре авторского осмысления. Трагическим является то обстоятельство, что герой утрачивает самого себя. Глубокий трагизм прослеживаем в судьбах сыновей головы наслега Лекейдена из романа «Богиня милосердия». Старший сын Кынаачай, закончив Якутскую гимназию, работал писарем в родном наслеге. Младший Маркел за время учебы в университете в Санкт-Петербурге, сблизился с большевиками. Война разлучила судьбы братьев: младший брат стал большевиком, старший эсером.

Глубоко раскаивается Кыначай, братоубийца, потерявший человеческий облик после смерти брата Маркела. Одинокому герою противостоит окружающий его «страшный» мир. Герой отчужден от самого себя, от общества, окружающего мира. Это слепой, молчаливый, угрюмый, проведший несколько лет в скитаниях несчастный человек. Поистине трагичны судьбы некогда отважного Кыначая, ослепшего от бесконечных рыданий по убитому им брату, их отца Лекейдена, потерявшего в этой страшной войне двоих сыновей.

Двойничество - отражение внутренней раздвоенности героев катастрофичного, дисгармоничного мира романов Ивана Гоголева. Сюжетное движение в них осуществляется как движение характера от одной позиции к другой, противоположной.

Хобороос снится сон: будто ее муж Кысалга превратился в черную ворону и говорит ей человеческим голосом. «Хобороос, знай: я не мог больше жить на белом свете человеком и вынужден был перевоплотиться в ворону. Коли убьешь меня теперь, то уж больше никогда не воскресну» - эти слова Кысалга искренне принимает Хобороос и ворона-Кысалга начинает вместе с ними жить [2, с.237]. Загнанный в себя человек отчуждается от человеческого «Я», от человеческой природы. Эта странная метаморфоза, происходит с шаманом, заблудшим в поисках правды в тяжелый отрезок жизни для всего народа саха.

Внутренняя раздвоенность героев наблюдается в образах революционера Хабырыыса («Черный стерх») и политического ссыльного Павла («Третий глаз»). Герой-революционер Хабырыыс, убежденный материалист, сторонник идей политссыльных Ярославского,

Орджоникидзе, Петровского, после встречи с шаманкой Алысардаах посещает Никольскую церковь. Сюжетная схема «церковь - политссыльный - якутский балаган» встречается также в романе «Третий глаз», где подобный путь проделывает политссыльный Павел. Отказавшись от революционных идей и получив благословение батюшки в церкви, Павел приходит в качестве гостя в балаган бедняка Кулуннуура посмотреть камлание шамана. Интересно, что он является туда уже с измененным именем - как Павел-Богомол. В данном случае усматривается указанный Е.М. Мелетинским архетип трикстера, мотив двойничества, определяющий инициацию героя [5, с. 188]. Здесь мы наблюдаем определенный вид трансформации трикстера в культурного героя: перемену ролей.

Стоит отметить также и такой своеобразный момент в изображении гоголевских героев: двойника или трикстера имеют герои, обладающие высоким символическим «статусом». Можно допустить, что данная особенность предполагает двойную силу героя. Например, Павел-Богомол отрекается от своей роли борца (разрушителя-революционера-ссыльного) и превращается в Павла-Богомола, плотника, который предпочел созидающую, творящую роль и превратился в отца (обратим на семантику слова «отец») маленькой Ангелины. Ролевая трансформация замечается в сюжете преображения таежного разбойника Байбала, товарища убийцы Рысьего Глаза, в Сата Байбала, который также находит смысл жизни в воспитании приемной дочери Чэрэлийэр. Главный герой романа «Черный стерх» Хабырыыс является также сложно трансформированным персонажем, имеющим двойника, трикстера Долонова.

Двойственность природы героев является особенностью гоголевской поэтики, связанной с переходом героя «закрытого мира» в открытый мир многомерного пространства. Трансформация героев (герои вечно живут, умирают и воскресают или воплощаются в новых существах) доказывает, что идея автора ориентирована на образ сверхчеловека. По утверждению М.М. Бахтина, карнавальная пара моделирует единство мира, неуничтожимость народного тела, победу свободы.

Разнообразно воспроизведенные архетипы порождают двойников-героев, вследствие чего закономерно образование бинарной связи между объектами. Связь (диалог, спор, противостояние) в свою очередь соотносится с углублением в себя, то есть раскрывает процесс эволюции, духовного обновления, обретения Самости героем.

Бинарность, как мы видим, формирует всю художественную систему романов И.М. Гоголева. Возникновение в романном пространстве архетипа «двойника» можно объяснить как явление, предопределенное историческим временем. Двойственность ситуации в стране, противоречие в сознании людей и породили образы «двойников», которые занимают в системе романов И.М. Гоголева-Кындыла особое место.

Мотив двойничества - художественно-обоснованный способ наиболее полного раскрытия внутренних движений характера героя, находящегося в «пороговой», конфликтной ситуации. Писателем раскрывается дуалистический характер человеческой природы, непримиримость раздирающих человека стремлений.

Созданы два типа отношений между бинарными моделями в романах писателя. Во-первых, это категорически противостоящие друг другу двойники-антагонисты, связь между которыми представляется как экстремальное проявление бинарности. Оппозиции между элементами пары сильно противопоставлены. Во-вторых, двойники-близнецы, не противостоящие, а дополняющие друг друга. Данная пара, как правило, реализует единство мира.

Создание архетипа двойника связано с ориентацией автора на необходимость выбора: ситуация правильного выбора (или сохранение традиционной модели жизни, или принятие иной идеологии). Кроме того, механизм бинарности, используемый И.М. Гоголевым, раскрывает сложный процесс коммуникации двух культур: диалог-конфликт культуры, своей традиционной и

иной в истории народа саха, и отношение к этому процессу писателя-гуманиста. Моделирование образа героя-двойника, медиатора, принадлежащего к различным культурным сферам одновременно, определяет авторскую концепцию, направленную на создание модели мира, где способность к всеобщему диалогу, миру, является основополагающей перспективой.

The article reveals the specific ways in which the category of binariness is reproduced in the novels of the Sakha writer I.M.Gogolev-Kindil. In researching Gogolev’s novels, the author pays the main attention to the functioning of binary oppositions, of binariness in plots in the writer’s novels.

The key words: novel, chronotope, archetypics, binariness, genre, character’s evolution.

Список литературы

1. Рымарь H.T. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 252 с.

2. Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: БГГУ, 1996. 213 с.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. 470 с.

4. Гоголев И.М. Хара кыталык. Якутск: Кн.изд-во, 1977. 358 с.

5. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2001. 704 с.

6. Гоголев И.М. Последнее камлание. М.: Советский писатель, 1992. 416 с.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1986. 408 с.

Об авторе

Ноева С.Е. - кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора

литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук. [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.