Научная статья на тему '«Двойная реальность» как российский цивилизационный синдром'

«Двойная реальность» как российский цивилизационный синдром Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДВОЙНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / CIVILIZATION SYNDROME / "ПЕРВАЯ" И "ВТОРАЯ" РЕАЛЬНОСТЬ / "FIRST" AND "SECOND" REALITY / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / "ТРЕТЬЯ" РЕАЛЬНОСТЬ / SYNTHETIC REALITY / СИНТЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПОСТГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ. / "DOUBLE REALITY" / HYPER-REALITY / "THIRD REALITY" / POSTHYPER-REALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Феофанов Константин Анатольевич

Статья посвящена противоречию между реальной социально-политической ситуацией и общест-венно-демонстрируемыми представлениями о ней, «первой» и «второй» реальностью. Будучи мировым лидером производства искусственной реальности, значительно отличающейся от на-стоящей, Россия демонстрирует симптомы тяжѐлой болезни, выражающейся в неспособности к решению реальных социаль-но-политических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a contradiction between an actual social and political situation and a society-demonstrated per-ceptions on it, i.e. «first» and «second» reality. As a world leader in production of an artificial reality considerably different from the real one, Russia demonstrates a severe disease syndrome, manifested in inability to solve the real social and political problems.

Текст научной работы на тему ««Двойная реальность» как российский цивилизационный синдром»

К.А. ФЕОФАНОВ доктор политических наук, профессор кафедры социологии, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «Станкин»*

«Двойная реальность» как российский цивилизационный синдром

На фоне византийского христианства и раскола церкви в конце X -середине XI в. монголо-татарское иго XШ-XV вв. послужило ключевым фактором формирования особой исторической судьбы России. Всесилие власти и полное бесправие человека, клановый характер управленческой вертикали как единственного источника развития, доходов и ресурсов, обществообразующая коррупция, неправовые способы регулирования общественных отношений, составляющие основу российской цивилизации, на протяжении последних семи-восьми веков многократно воспроизводились и упрочивались. В отличие от западных и восточных стран с неменьшими зверствами и жертвами правящих режимов длительное многовековое целенаправленное угнетение российских территорий в XШ-XV вв. ещё более серьёзно сказалось на цивилизационной специфике, полностью уничтожив общественные механизмы противостояния властному произволу1. Более поздние попытки внести коррективы посредством модернизаций были неудачными и сопровождались ожесточённым возвратом к цивилизационным основам, подчёркивая их внеисторическую гомеостатичность, консервативность, устойчивость и

фундаментальность.

* Феофанов Константин Анатольевич, e-mail: [email protected]

1 Теория цивилизационного влияния (подавления) учитывает факторы критичности-некритичности, насильственности-ненасильственности, длительности и степени важности подавляемых цивилизационных интересов (см.: Феофанов К.А. Безопасность цивилизационного развития как социокультурный феномен: сущность, закономерности, понятийный аппарат // Социально-гуманитарные знания, 2006, № 3, с. 19-33).

Жизнь, свобода, достаток, репутация, настоящее и будущее человека на протяжении столетий ничего не стоили и всецело зависели от представителей власти (много ли они стоят в России в XXI в. в условиях абсолютной коррупции и эфемерного права, по-прежнему всецело подчинённого власти?). Во все исторические времена единственный способ выжить и для «рядового» гражданина и чиновника любого уровня - стать «угодными» и «удобными» для вышестоящей власти. Попытаться любой ценой получить её расположение, демонстрировать полную лояльность, ни в чём не перечить, не высказывать реального мнения, не проявлять инициативу, не выделяться из общей массы, высказываться только в рамках вышестоящего мнения, подчёркивая его мудрость, спасительность для общества, глубину и перспективность. Типичным для российского отношения к руководству является преднамеренная, автоматизированная, почти подсознательная искусственная имитация посредством проявления лести, холуйства, угодничанья, заискивания, показухи, «лебезения», «прихлебательства» и других поведенческих и моральных характеристик, направленных на то, чтобы произвести как можно более благоприятное впечатление, выставить что-либо в наиболее выгодном свете, скрыть неблагополучные стороны.

Происходит «раздувание щек», «делание хорошей мины при плохой игре», «пиар на пустом месте», демагогическая критика себя и других «для начальства», «для партнеров» и «для Запада» в целях создания видимости эффективной работы.

Колоссальное различие между реальной ситуацией и повсеместно демонстрируемым «улучшенным фасадом» в продолжение сотен поколений приводило к ценностно-нормативному конфликту в сознании и поведении людей, к постоянной множественности смыслов, уровней и контекстов используемых мнений и высказываний, вынужденной лицемерности большинства общественных коммуникаций. Искренность

и покаяние, духовность и другие христианские ценности, с одной стороны, и лживая, ханжеская и лицемерная, хотя и изначально вынужденная имитация, насилие и манипулирование - с другой, на протяжении веков не просто соседствовали, но и уживались друг с другом в парадоксальном ценностно-ментальном конгломерате. Длительное противостояние несовместимых друг с другом основополагающих нравственных и поведенческих императивов способствовало столкновению десятков и сотен вытекающих из них ценностных ориентаций и поведенческих мотивов и привело к формированию «мигрирующего», «ускользающего», «хамелеонного» сознания, адаптивной гибкости, многоуровневости, манипулятивности, неискренности и парадоксальной «инверсивности» поведения -способности впадать в крайности и «действовать противоречивым образом». «Думаю одно, делаю другое, говорю третье, мечтаю о четвёртом, планирую пятое, показываю, что действую шестым или седьмым способом, на самом деле вторым, но истинной целью всё равно является четвёртый вариант». Причём все семь способов могут быть противоположными и даже взаимоисключающими. По распространённой оценке наших соотечественников, американцы и европейцы слишком «примитивны» в мышлении и поведении, так как очень часто «что думают, то и говорят (!)». Многослойность противостоящих друг другу реальностей и смыслов в повседневном поведении обычных российских граждан сродни многоходовым комбинациям зарубежных профессиональных секретных служб1.

Всесильность и незыблемость данных поведенческих образцов в качестве системы общественных отношений, государственного и корпоративного управления обусловливают всеобщую и повсеместную

1 Психологические механизмы «иллюзионизма личности», обнаруженные профессором Р.Р. Гарифуллиным, включают умолчание, фальсификацию, дезориентацию, пустословие, маскировку, полуправду и переформализацию. См.: Гарифуллин Р.Р. Психология симулякров и её принципы: пальмировка, шанжировка, пассировка // Интернет-сайт psychology.net.ru

обязательность их применения. Данная цивилизационная специфика пронизывает все слои российского общества, и даже самые верхние уровни управленческой иерархии демонстрируют имитационные действия для подчинённых, населения, избирателей, потребителей, внутренних и зарубежных партнёров. Создание улучшенной, максимально целостной и реалистичной второй реальности полезно и выгодно власти, оно помогает на постоянной основе избегать ответственности за нерешение насущных проблем, решить которые в первой реальности в ближайшей перспективе не представляется возможным. Насыщенная, улучшенная, красивая, беспроблемная и адаптированная под реципиента вторая реальность бесконечно отдаляется, противостоит и подавляет скучную и полную проблем жизнь в условиях первой реальности. Созданная как социальный миф и спектакль искусственная вторая реальность начинает усиленно охраняться и оберегаться властью. Попытки «диссидентов» и «отщепенцев» рассказать обществу о реальных проблемах первой реальности и их «неуважение» к «достижениям» второй во все времена приводили к их идеологическому и физическому преследованию и уничтожению (в том числе с помощью подчинённого власти «независимого права»). Поддержание «устоев» искусственной реальности соответствует не только интересам власти, но и российским цивилизационным основам, и потому хорошо охраняется.

Тенденция раздвоения реальности приобрела особую распространённость в XX в. Если раньше искажение настоящей, «реальной» реальности подчинёнными для начальства и начальством для подчинённых имело место в коммуникативных системах личного взаимодействия, то только в XX в. возникает возможность усиливать коммуникативные технологии межличностных взаимодействий колоссальными по силе воздействия, средствами массовой информации. Использование средств массовой информации в

интересах власти и властных кланов наделило субъектов создания второй реальности особыми, прежде невиданными возможностями. Конечно, западное и восточное общества также получили средства массовой информации в распоряжение правящих режимов и отдельных социальных групп, но подлинную страстность и цивилизационную тягу к формированию улучшенно-имитационной второй реальности проявили в полной мере советское и российское общества. Впервые в колоссальных масштабах это проявилось в Советском Союзе, когда гигантская идеологическая машина начала в полной мере работать на имитацию и симуляцию действительности и создание второй реальности.

Российские особенности «двойной реальности» по глубине рассогласования между первой и второй реальностью превзошли не только общества цивилизационного Запада, но и общества цивилизационного Востока. Представляется, что СССР, КНДР и КНР по данному параметру превосходили даже страны «коварного» арабского мира. Само общество в «социалистических» странах изначально планировалось на основе стремления к получению политически и идеологически желательных результатов1, т. е. целенаправленно отслеживало созидание, комплексность и уровень развития второй реальности. Для отражения процессов имитации и симуляции (наряду с используемыми понятиями первой и второй реальности) применим западный «постмодернистский» (хотя встречается ещё в латинских переводах Платона для более простых явлений) термин «симулякр», обозначающий копию, не имеющую оригинала в реальности, репрезентацию чего-то, что на самом деле не существует (Ж. Бодрийяр). Сегодня имитации и симуляции создают целостные и комплексные элементы второй реальности («гиперреальности»),

1 Одно из обоснований данной позиции было представлено Н. Луманом, (см.: Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии // Социологические исследования, 1997, № 3, с. 55).

способные оттеснять и замещать первую, «чувственную» реальность и восприниматься социумом как настоящая реальность, виртуальный и искусственный характер которой не осознаётся.

Ж. Бодрийяр приводит пример с войной 1991 г. в Персидском заливе, показывая, что у наблюдавших за ней по Си-Эн-Эн (CNN) не было возможности знать, было ли там что-то на самом деле или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Механизмы производства симулякров детально показаны в художественном фильме «Плутовство» (англ. -Wag the Dog, «Хвост виляет собакой»)1.

Впрочем, пока Запад демонстрирует лишь отдельные, не столь значительные, хотя уже поставленные на систематическую основу в ряде ключевых сфер внутренней и внешней политики расхождения между первой и второй реальностью.

В большинстве подобных случаев речь может идти о серьёзных проблемах, нарушениях и значительных, уже ставших систематическими отклонениях в социально-политическом развитии. Усиление недемократических тенденций после 11 сентября 2001 г., война в Персидском заливе 1991 г., иракская война 2003-2010 гг. и нарушение прав человека в Гуантанамо в реальности довольно далеки от процессов, предъявленных средствами массовой информации населению США и мировому сообществу. Однако данные две реальности пока ещё не расходятся настолько, чтобы выглядеть как «картины мира» абсолютно разных стран и политических режимов.

Российская же социально-политическая действительность уже в 3040-е гг. XX в. активно использует симулякры первого и второго порядков, но симулякровая гиперреальность третьего порядка (Ж. Бодрийяр) начинает активно формироваться только в послевоенную эпоху. В эпоху

1 См.: Baudrillard J. La Guerre du Golfe n'a pas eu lieu (Войны в Заливе не было). P., 1991 Simulacrum // Интернет-сайт en.wikipedia.org/wiki/Simulacrum.

«развитого социализма» всестороннее идеологически-мифологическое искажение реальности начинает значительно превосходить «постмодернистский» Запад в масштабах и систематичности. В СССР целенаправленно формируется профессиональная идеологическая индустрия по целенаправленному искажению первой реальности и обеспечению навязывания и господства второй реальности. Подавление искусственной реальностью настоящей на десятилетия становится определяющим условием жизни советских людей. Цивилизационно не имея возможности решать реальные проблемы путём организации эффективного управления и развития, ненасильственной и эффективной модернизации, наша страна начинает стремительно двигаться в другом направлении, «развивая» вторую реальность и в итоге становясь мировым лидером симуляции гиперреальности, очень сильно оторванной от первой действительности. Это единственное, в чём наша страна, осуществив модернизацию в отдельных сферах и так и не сделав этого в ряде ключевых областей, «перепрыгнула» в «постмодерн», превосходя остальные страны.

Фактически две реальности одной страны представляют собой совершенно различные социально-политические, технологические, инфраструктурно-бытовые и нравственные системы. Пропасть между лучезарной искусственной гиперреальностью с отдельными проблемами временного характера и обществом-монстром в виде «деформированного», «мутантного», «феодального» и «казарменного» социализма является исторически и цивилизационно уникальным артефактом «двойной реальности». Совокупность российских симптомов и процессов «расхождения» реальностей в досоветскую, советскую и постсоветскую эпохи может быть обозначена как цивилизационный синдром «двойной реальности». С наибольшей силой он проявился в советский и постсоветский период и по-прежнему остаётся определяющим социально-политическим процессом в

настоящее время. Рассмотрим подробнее цивилизационно-историческую специфику «двойной реальности» вышеназванных эпох. Так для советской эпохи были характерны:

1. Абсолютизация противопоставления СССР и Запада. США рассматривались как поборники всего отрицательного и как враг, а СССР - как сторонник и единственный защитник всего лучшего и прогрессивного. Все действия СССР представлялись в идеальном свете, США и Запада - в негативном с помощью созданной для этого «второй реальности». В действительности (в первой реальности) ангелами и демонами не были ни СССР, ни США, а любые действия и события были продиктованы национальными интересами и имели множество самых разнообразных нюансов и полутонов, неизвестных и недоступных для понимания гражданами обеих стран.

2. Внутренние проблемы СССР были представлены как несистемное и случайное отклонение от идеальной нормы в духе «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет». Вина за все проблемы была свалена на диссидентов и «происки» Запада, т. е. внутренних и внешних врагов, с которыми ведётся непримиримый (и в самом ближайшем будущем, несомненно) успешный бой. В действительности (в первой реальности) реальные проблемы не были ни случайным отклонением от нормы, ни происками врагов (хотя таковые тоже имели место). Они выступали индикатором более глубоких детерминант, лежащих в цивилизационной сфере, в особенностях национального менталитета и психологии, и не могли не выйти на поверхность в условиях ослабления тоталитаризма в конце 50-х гг. Это касается и внутренних проблем СССР-России, и «дел империи» - взаимодействий республик в рамках СССР, и внешнеполитических процессов. Реальные причины состоят в том, что в нашей стране цивилизационно невозможна демократия как система, а её отдельные несистематически проявляющиеся элементы могут иметь только формально-ими-

тационный характер, будучи во временных интересах недемократически инициированы различными субъектами властно-вертикального управления. Территориально огромные Советская империя и Россия с цивилизационно-различными и геополитически-разновекторными республиками и субъектами федерации могут быть эффективно управляемыми и экономически, и политически сильными только в условиях авторитаризма и тоталитаризма. Иначе они не функционируют эффективно и даже разваливаются на составные части, порождая непреодолимые проблемы, единственным решением которых выступает «закручивание гаек».

3. Реальные проблемы (и тем более их решения) в эпоху «развитого социализма» преимущественно не находили отражения в обсуждении на партийных и комсомольских собраниях, конференциях и съездах и обозначались как временные, несущественные и быстро разрешимые. Бравурные речи делегатов съездов КПСС и ВЛКСМ и репортажи о ключевых и заурядных событиях советской истории представляют собой особый цивилизационно-уникальный жанр, характерный только для нашей страны. В эпоху «развитого» социализма вторая реальность выглядела как набор выхолощенных абстрактных утверждений, не отражающих никакую конкретику: «дальнейшая демократизация общества», «углубление социалистического самоуправления народа», «работать по-новому», «повышать роль и ответственность парторганизаций», «за чистый и честный облик партийца», «за принципиальную кадровую политику», «укреплять связь идеологии с жизнью», «обогащать духовный мир человека». «Пройденный страной путь, ее экономические, социальные и культурные достижения -убедительное подтверждение жизненности марксистско-ленинского учения, огромного потенциала, заложенного в социализме, воплощенного в прогрессе советского общества. Мы вправе гордиться всем

свершённым за эти годы - годы напряжённого труда и борьбы!»1. «ВЛКСМ добивается того, чтобы ничто не мешало молодому человеку проявить себя, показать все свои способности, чтобы каждый ощущал свою причастность к решению сложных экономических и социальных проблем, стоящих перед советским обществом. Главный политический итог XX съезда ВЛКСМ состоит в том, что советская молодежь полностью поддержала курс КПСС на перестройку, на обновление всех сторон жизни»2. Неформальные рекомендации к официальным выступлениям партийных и комсомольских функционеров сводились к беспроигрышной формуле: «негатив - через задачу». Такой подход исключал необходимость и возможность реального анализа проблем, но с партийной принципиальностью и верой в светлое будущее требовал говорить о сегодняшнем дне исключительно в позитивном и оптимистическом ключе. Если что-то не поддавалось решению или было откровенно слабым, высказывалась необходимость «и впредь повышать» уровень соответствующей деятельности. Реальные же проблемы жизни и быта нескольких поколений советских людей могут быть описаны в совершенно иных терминах, выходящих за рамки настоящей статьи.

«Перестройка» конца советской эпохи и ранний постсоветский период, особенно первая половина 90-х гг. XX в., характеризуются уже значительно меньшими масштабами конструирования второй реальности. Общество приходит в движение, проявляя повышенное внимание к самой первой реальности, к самим реальным проблемам и их возможному решению. Впервые за десятки лет первая и вторая реальность снова «встречаются» и остаются неразделёнными в продолжение нескольких лет. В ходе поистине исторических и революционных преобразований российский народ на некоторое время

1 Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. М., 1987, т. 3, с. 3-4.

2 Из речи первого секретаря Центрального комитета ВЛКСМ В.И.Мироненко // Комсомольская правда, 1987, 26 мая; Интернет-сайт vimironenko.narod.ru

становится активным субъектом, а не только объектом исторического процесса. До тех пор, пока в сознании миллионов людей, незнакомых с основами цивилизационного подхода и не знающих, «чем всё это может закончиться», теплится трагическая надежда, что они не «винтики» и не «пушечное мясо», и сами могут если не «творить» историю, то хоть что-то решать. Историческое межвременье воссоединённой реальности, российского экзистенциального единства, иллюзорных демократических надежд, творческого самовыражения и человеческого достоинства народа просуществовало чуть более двух лет (август 1991 г. - октябрь 1993 г.).

После осени 1993 г. и выборов в Государственную думу 12 декабря 1993 г. в стране инициируются отдельные гиперреальные пропагандистско-идеологические новации, сопровождающие «транзит» от одной политической системы к другой. Именно в результате выборов, поставивших страну в тупик, становится окончательно понятно, что любое дальнейшее движение, угодное одним, совершенно неинтересно другим. Одержавшие победу ЛДПР, проельцинский «Выбор России» и КПРФ, словно Лебедь, Рак и Щука, сводят результирующий вектор и импульс развития к нулю. Проблемы не решаются и не могут решаться. Неясно общее направление развития (кроме удержания власти как самоцели), нет парламентской и общественной поддержки власти. Первая реальность, неразрешимая, чудовищная и угрюмая снова уступает место второй, в которой можно многое изменить по мановению «волшебной палочки» с помощью «правильно поданной» СМИ информации. Иллюзии демократии и проблемы первой реальности на постоянной основе и во всё больших масштабах начинают замещаться имитациями и симуляциями.

Симулякровые новации 90-х гг., нередко реализуемые в форме откровенного обмана «безмолвствующего» населения, дорого стоили российскому народу. Наиболее одиозными выступают «ваучерная» и

иные формы приватизации, передача государственного имущества в частную собственность, сопровождавшаяся высочайшим уровнем насилия, коррупции и преступности. Выдающимся имитационным процессом середины 90-х гг. стали выборы Президента РФ 16 июня и 3 июля 1996 г. (в двух турах). Вместе с тем до 1996 г. и даже до кризиса 1998 г. гиперреальная симуляция реальности была сравнительно мягкой, так как первая реальность всё ещё преобладала, задавала темп и стиль решения проблем, содержала иллюзии и надежды и ещё не была окончательно слита с позднее пришедшей ей на смену второй реальностью. Ключевым процессом второй половины 90-х гг. была борьба за электронные средства массовой информации, а её апогеем -телевизионное политическое противостояние в программе С. Доренко на первом канале (ОРТ) в конце 1999 г. Данный информационный кризис впоследствии разрешился победой субъекта, хозяина и властителя дальнейшей симуляции - политической команды Президента В. Путина.

С приходом к власти «питерского» политического клана во главе с В. Путиным в продолжение первой половины 2000-х гг. на основе подконтрольных средств массовой информации происходит формирование, выстраивание и усиление симулякров второй реальности. «Воцарение» властвующей элиты во всех сферах государственного управления и консервация её персонального состава на ключевых государственных постах вместе с номенклатурной ротацией сопровождаются поиском всё более убедительных идеологических аргументов и механизмов легитимации политического режима. Действующий политический режим погрязает в системных последствиях ошибок 90-х гг., прежде всего, несправедливой и экономически неэффективной приватизации, не имея возможности ни исправить их, ни предотвратить вызванные ими последствия. Несмотря на обретение парламентского большинства «Единой России» в 2003, 2007 и 2011 гг. загнанные вглубь насущные проблемы России уже не

могут быть решены в первой реальности. Помимо объективных предпосылок этому также не способствует значительное число «паразитов» и «прихлебателей» власти - чиновников, в принципе не способных что-либо решать и вообще действовать, из которых преимущественно состоит «Единая Россия». В полном соответствии с цивилизационным кодом для них не существуют и никогда не существовали интересы России, а власть всегда воспринималась исключительно как источник полномочий, статуса и дохода.

Во второй половине 2000-х гг. становится окончательно понятно, что демократия и рыночная экономика в России из-за её цивилизационной специфики вообще никогда не могут быть установлены в западной форме и на основе западных политических, экономических и культурных образцов. Истинная и очень простая причина состояла в том, что Россия цивилизационно не является Западом, но этот урок из-за господства антикоммунистических и либеральных иллюзий в переходный период не мог быть усвоен априори, до обретения соответствующего трагического негативного опыта.

Абсолютный и очевидный для всего общества тупик идеалов демократии и рынка на российской почве, тем не менее, не привёл к чреватому рисками официальному отказу от прежнего пути и провозглашению поиска новых, более подходящих для России аутентичных цивилизационных решений и проблем. В число рисков подобной «коррекции курса» входили проблематизация отношений с Западом и мировым сообществом, непредсказуемость и возможная катастрофичность «новой перестройки», утрата управляемости, ещё более кровавый новый передел собственности и смена власти внутри России. Был вынужденно и осознанно сохранён курс на «демократию» и «рыночную экономику», официально подчёркнута преемственность с допутинской переходной эпохой, посмертно возвеличены герои того времени (памятники, корабли, заводы, университеты и библиотеки,

возведённые, названные и всенародно с освещением в СМИ торжественно открытые в честь Б. Ельцина, Е. Гайдара и В. Черномырдина). Была создана новая целостная идеология, соединяющая воедино все периоды развития постсоветской России.

Однако невозможность реального решения проблем привела к их «консервации» и «латентной симулякризации». С помощью средств массовой информации был осуществлён их, по возможности, максимально незаметный для большинства населения перевод во вторую реальность с характерным историческим, жизненным и управленческим оптимизмом, уходом от «скуки» реальных решений, виртуальным квазирешением и демагогическим «забалтыванием». Большая часть самых серьёзных проблем так и не были решены в реальности, но посредством средств массовой информации было повсеместно объявлено о комплексных и исключительно эффективных мерах по их разрешению, внёсших значительный вклад в опыт мировой демократии, рыночной экономики и развития.

Данный «очень продуктивный» подход, связанный с переводом проблем внутрь и на другой уровень, может быть увенчан временным успехом, но впоследствии всегда неизбежно обречён на расплату в виде «социальных взрывов», «закручивания гаек» и новых, ещё более одиозных проблем. В настоящее время единственным, хотя и весомым фактором, отодвигающим взрыв загнанных вглубь проблем и противоречий, является высокая цена на энергоносители. О реальном решении многих неразрешимых проблем (коррупция, деградация отечественного производства и образования, отсутствие реальной политической конкуренции) сегодня уже никто не задумывается. Задачи действующей власти имеют исключительно временщический характер -в непредсказуемых российских условиях продержаться как можно дольше, делая «очень хорошую мину» при «очень плохой ситуации» не

за счёт реальной работы и решений, а посредством имитационных действий в сфере виртуально-симулякровой второй реальности.

• «Реальность такова, что реальность больше не существует. Симулякр-президент рассказал симулякру-народу, что симулякр свободного человека является главной целью российского государства-симулякра. Симулякр многопартийности и курс на модернизацию-симулякр для этого в помощь. Народ-симулякр радостно поддержал Президента. Затем симулякр-оппозиция вышла на митинги-симулякры. Эксперты-симулякры сделали выводы-симулякры. А СМИ-симулякры всё это растиражировали. Так выглядит современная российская

л

политическая реальность»1. Гиперискажению реальности также способствует деятельность связанных с государством и его чиновниками компаний, которые с помощью манипулятивных технологий инициируют приобретение населением иллюзорных, реально бесполезных услуг, получая лояльность и баснословные прибыли. В политической сфере «втюхиваются» публичные имиджи, в социальной -либеральные, коммунистические и иные прожекты, в повседневной жизни - приоритет материальных и других полезных режиму ценностей, в медицине - полезные фармацевтическим компаниям, но бесполезные для населения средства от болезней, и в целом - желательный образ жизни и мыслей для всего населения.

• В результате население «покупает» «дутых» политиков и бессодержательные идеи, иллюзорные ценности и призрачные надежды на выздоровление. В качестве манипулятивных механизмов используются эвфемизация, подмена понятий, сравнение в пользу манипулятора, переосмысление, вживлённая оценка, речевое связывание, импликатуры и риторические вопросы2. В производстве гиперреальности немалую роль сыграли и продолжают играть советские

1 Симулякр: философско-политологическое эссе // Интернет-сайт Центра публичной политики «Импульс» politvolga.ru 2011, 12 марта.

2 См.: Имшинецкая И. Манипулирование в рекламе // Интернет-сайт p-marketing.ru

и российские обществоведы, часть которых идеологически обслуживает правящие элиты, упрочивая легитимирующие основания второй реальности. Из всех имитационных алгоритмов всегда выпадают «обычный российский человек» и «широкие народные массы», не участвующие во власти и подчинённом ей распределении национальных ресурсов, равно как и в «фабриках» по производству гиперреальности. До тех пор, пока будут сохраняться имитационные тенденции, российские социально-политические проблемы будут не только не решаться, но и всё более ухудшаться, а большинство российского населения будет продолжать быть обречённым на деградацию и умирание.

Как некогда реальное порождало воображаемое, искусственная вторая реальность обладает свойством обратного влияния и порождения первой. Так на первых стадиях обратных влияний возможны, например, следующие адаптации ко второй реальности.

- Активное принятие - усиленное стремление быть как можно ближе к власти и при власти, чтобы пользоваться всеми её ресурсами (как правило, это более чем сознательный выбор на фоне осознавания политического обмана и расхождения двух реальностей). Доступ к ресурсам власти возможен только при соблюдении «правил игры» и необходимого уровня имитационности.

- Пассивное принятие - «нас всё устраивает», «лишь бы не было хуже», «и так хорошо», «пусть власть занимается своими делишками, а мы будем заниматься своими».

- Пассивное непринятие - отгораживание от «лживой» второй реальности, уход из общества, эскапизм: «Я живу своей жизнью, в общество не лезу, пусть и оно оставит меня в покое».

- Активное непринятие - ориентация на бунт, легальную и нелегальную «революционную» активность, митинги, марши несогласных и т.п. Значимыми переменными адаптации первой

реальности ко второй реальности выступают степень их осознанности и легальности; возможны другие переменные и варианты. Приведённая классификация имеет пересечения с концепцией аномических

л

адаптаций Р. Мертона1, так как в случае «расхождения» реальностей также возникает состояние аномии. Однако порождающий аномию конфликт разворачивается в иной плоскости и отражает противоречие между тем, что есть, и тем, чего нет между реальностью и обманом.

В результате адаптаций ко второй реальности первая реальность перестаёт быть истинной реальностью в чистом виде, а приобретает конвергированный, модифицированный, гиперреализированный характер. В реальном социуме индуцируются новые социально-политические процессы, которые затем порождают новые волны взаимовлияний и дифференциаций. Данные комплексные реально-нереальные состояния включают многочисленные прямые и обратные влияния, фрагменты различных реальностей, элементы нескольких цивилизационных кодов, симулякров различных порядков и в целом предстают как смешанная многослойная синтетическая реальность (постгиперреальность). Насыщенная симулякрами первого, второго и третьего порядков «двойная реальность» сотен поколений наших соотечественников реализуется на нескольких конфликтующих друг с другом уровнях, что оказывает негативное влияние не только на нравственность, но и на психическое здоровье нации. Запредельный, с точки зрения нравственных и психических возможностей человека, уровень лжи, неискренности, ханжества, лицемерия, несправедливости и бесправия больного общества, хоть и повышает адаптивную способность к выживанию в самых нечеловеческих условиях, всё же создаёт постоянный стресс и требует хотя бы кратковременного избавления в виде новых разнообразных иллюзий.

1

Конформизм - инновация - ритуализм - ретритизм - мятеж. См.: Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Пер. с англ. К.А. Феофанова // Социологические исследования, 1992, № 2-4.

Наиболее распространённым в России результатом пассивного непринятия и конфликта между первой и второй реальностями является временный уход в ещё более иллюзорную третью реальность пьянства и алкоголизма. Довольно распространены культурные адаптации ко второй реальности, пользующиеся успехом у «особенного» российского человека, обладающие

психотерапевтическим эффектом, восполняющие ущемлённое вследствие доминирования реальных проблем, но всегда готовое к гипертрофированной компенсации чувство национальной гордости и достоинства. Известный российский артист М. Задорнов даже построил на данной особенности российского менталитета сценический образ и карьеру. Он приводит примеры из повседневной жизни глубоко больного российского общества с парадоксальным, лицемерным, извращённым, на грани идиотизма и помешательства расхождением реальностей, противопоставляя её жизни, по его выражению, «тупых американцев». Феномен зрительного зала и телеаудитории, собрания больных, воспевающих гордость за свою болезнь, является примером компенсаторной иллюзии, аналогичной алкогольной, суть которой заключается во временной миграции в альтернативную, отличную от первой и второй, третью реальность.

Систематическое улучшающее искажение первой реальности могло бы считаться атрибутом интересной и своеобразной российской специфики, а не симптомом тяжёлой болезни, если бы не обусловленное ею уменьшение способности к решению реальных социальных, политических и экономических проблем, особенно в ситуации «недоразвития» демократии, гражданского общества и экономических отношений в «лишь частично модерновой» России. В отличие от Запада, имеющего запас прочности докритического разрушения и могущего себе позволить игры с реальностями (главное при этом не заиграться, не переступить черту невозврата), Россия

перегружена, «нашпигована» рисками и не может себе позволить дальнейшее промедление в решении реальных проблем. Именно этот факт не оставляет шанса на привычно-мягкий иллюзорно-закамуфлированный диагноз. Тем не менее из-за цивилизационной специфики ожидать сближения российских реальностей не приходится. В ближайшее время тенденции «двойной реальности» будут продолжать развиваться на основе всё более совершенных коммуникативных и технологических возможностей. Из гиперреальности возможен только один, к сожалению, очень трагический выход -катастрофа. Только катастрофы действуют отрезвляюще, на какое-то время (до нового состояния имитационной амнезии) прерывая иллюзионную шизофрению «двойной реальности» и возвращая зарвавшихся и завравшихся правителей и их народы к реальной, всегда жестокой действительности.

Феофанов К.А. «Двойная реальность» как российский цивилизационный синдром. Статья посвящена противоречию между реальной социально-политической ситуацией и общественно-демонстрируемыми представлениями о ней, «первой» и «второй» реальностью. Будучи мировым лидером производства искусственной реальности, значительно отличающейся от настоящей, Россия демонстрирует симптомы тяжёлой болезни, выражающейся в неспособности к решению реальных социально-политических проблем.

Ключевые слова: «двойная реальность», цивилизационный синдром, «первая» и «вторая» реальность, гиперреальность, «третья» реальность, синтетическая реальность, постгиперреальность.

Feofanov K.A. «Double reality» as a Russian civilization syndrome. The article is devoted to a contradiction between an actual social and political situation and a society-demonstrated perceptions on it, i.e. «first» and «second» reality. As a world leader in production of an artificial reality considerably different from the real one, Russia demonstrates a severe disease syndrome, manifested in inability to solve the real social

and political problems.

Key words: «double reality», civilization syndrome, «first» and «second» reality, hyper-reality, «third reality», synthetic reality, post-hyper-reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.