Научная статья на тему 'Двор и его функции у чувашей Башкирии'

Двор и его функции у чувашей Башкирии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
945
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чуваши / двор / пространство / обряд / дом / постройки / Chuvash / yard / space / rites / home / structures

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев В. В.

В традиционной культуре чувашей двор выступал внутрисемейным пространством, огражденным от деревенского мира. В его пределах строили жилой дом и надворные постройки. Локус двора участвовал в обрядовых действиях свадебного и похоронно-поминального цикла. Совершались здесь и обряды, связанные с рождением ребенка, проводами рекрута и другими событиями. Пространство занимало значимую позицию в обрядовой жизни чувашей и соседних народов. Религиозные действия, совершаемые семьей, проходили в пределах дома и двора и не выходили за границы данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yard and it’s functions from Chuvashes of Bashkortostan

In traditional culture of Chuvash the yard have a place into the family territory, which have the boundery with country world. It was built home and construction. Yard participated in the ritual actions of wedding and funeral and memorial events. Took place here rituals associated with the birth of a child, parting with a recruit, and others еvents. This area holds important position in the ceremonial life of the Chuvash and which is placed next to people. Religious acts committed by the family, were in the range house and yard, and did not extend beyond the territory.

Текст научной работы на тему «Двор и его функции у чувашей Башкирии»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 131-133.

УДК 390 (=471.344)

В.В. Медведев

ДВОР И ЕГО ФУНКЦИИ У ЧУВАШЕЙ БАШКИРИИ

В традиционной культуре чувашей двор выступал внутрисемейным пространством, огражденным от деревенского мира. В его пределах строили жилой дом и надворные постройки. Локус двора участвовал в обрядовых действиях свадебного и похоронно-поминального цикла. Совершались здесь и обряды, связанные с рождением ребенка, проводами рекрута и другими событиями. Пространство занимало значимую позицию в обрядовой жизни чувашей и соседних народов. Религиозные действия, совершаемые семьей, проходили в пределах дома и двора и не выходили за границы данной территории.

Ключевые слова: чуваши, двор, пространство, обряд, дом, постройки.

Единство жилых и бытовых построек, расположенных в непосредственной близости друг от друга на определенном земельном участке, составляло замкнутое пространство - двор, подворье, усадьбу. В чувашском языке для обозначения такого пространства в значении «двор» употребляются слова карташ, картиш, кил картиш, кил-дурт, кил хушши, пурт-дурт и др. Созвучным с чувашскими карташ и картиш является мордовский (эрзянский) термин кардаз, одновременно обозначавший и «двор», и «хлев» [1]. Двор возникал в процессе застройки участка постройками, а при сохранении патриархально-родовых взаимоотношений с объединением домов достигал внушительных размеров [2]. На свадьбу в просторный двор въезжали до 25-30 верховых [3]. На одном большом дворе могли поставить несколько изб, например, для женатых сыновей. Такой пример подметил И.Н. Смирнов в 1902 г. у чувашей Белебеевского уезда Уфимской губернии [4].

Двор выступал самостоятельной хозяйственной и социальной единицей, где проживала одна или несколько семей, скрепленных родственными отношениями [5]. От семьи, занимавшей один двор, призывали на службу рекрута. Именно во дворе завершалась определенная часть проводов в солдаты, проходившая дома. В центре двора новобранец совершал три земных поклона [6].

Двор у чувашей имел вариативность названий, отражавших объекты, подразумеваемые разными словами. Дом и жилые постройки в целом обозначали термином дурт-йёр, а дом и усадьбу - дурт выран [7]. Собственно двор, стоит напомнить, называли карташ либо карташ. Второе его значение - «огород» [8]. Религиозно-обрядовая семантика дома, предложенная А.К. Салминым, включает пурт «избу», жилые и хозяйственные постройки и земельный надел, на котором они расположены - дурт. Объединяет все это, включая семью и домашний скот, кил-дурт [9].

В некоторых местах центр двора у чувашей занимала жилая изба, не имеющая каких-либо пристроек, а домашняя дверь открывалась сразу во двор [10]. Со двора заходили и в другие постройки [11]. В поселениях на неогороженных изгородью дворах П.С. Паллас встречал и бессистемное расположение изб с постройками [12]. Чувашские подворья были подобны марийским, но жилой дом стоял отдельно посреди двора и имел другой вид и другое расположение [13].

Для чувашей традиционным было содержать дворы в чистоте и сохранять в течение лета «около своих хижин зеленеющую траву и деревья»

[14]. Чисто выметенный двор подчеркивал аккуратность и хозяйственность семьи [15]. Особенно тщательно дворы готовили на свадьбы, как со стороны жениха, так и невесты [16].

© В.В. Медведев, 2015

132

В. В. Медведев

Домашними делами занимались на хозяйственной, удаленной от ворот и дома, половине. У дома чуваши сажали и деревья, называвшиеся чук йывад [17]. А у марийцев на дворах обязательно росли одна или две липы [18]. Совершая жертвоприношение божеству Киремет в домашних условиях, чуваши резали животное у дерева, растущего во дворе или на огороде [19].

Дворы чувашских поселений по классификации соотносятся с типом круглого, известного как двор-крепость. Жилой дом располагался в центре, окруженный несомкнутыми надворными помещениями на большом участке [20]. При дворе-крепости на улицу выводили глухие стены домашних построек, окружавшие территорию двора [21].

На земельном наделе, занимаемом семьей, располагались двор, огород и гумно, если оно не было соединено с гумнами односельчан и не находилось раздельно с дворовой частью. Территория двора занимала меньшую часть по отношению к огороду. Разница площади зависела от общих размеров усадьбы, степени застройки бытовыми помещениями и их собственных объемов. Но дворы всегда были меньше огородов. Естественно, изменения связаны с развитием огородничества, а затем и садоводства, возделыванием новых видов культур.

Пространство двора принимало участие в обрядовой жизни чувашей. На свадьбу во дворе устанавливали скамьи и столы, создавая П-образный шилёк. Под этим местом подразумеваются скамьи, стол и деревья, у которых проходили основные свадебные торжества [22].

В семьях, где умирали новорожденные дети, младенца в летнее время выносили во двор либо зимой клали перед порогом. Повитуха поднимала ребенка и передавала родителям, предсказывая ему жизнь в этой семье [23]. Трудные роды облегчали, обращаясь во дворе с просьбой о душе для новорожденного, жертвуя при этом хлеб. При родах, протекавших без затруднений, повивальная бабушка в благодарность во двор бросала яйцо, хмель и солод, после чего мыла младенца [24]. При болезни ребенка его выносили на середину двора, прикрывали домашним корытом для замешивания теста, читали молитву. Затем здесь же били по корыту, а ребенка обмывали отваром [25].

Покровителем домашнего скота и территории двора считается божество Карта турри «хозяин прясла», или «бог дворового скота». В дар божеству адресовали кашу из пшена или полбы [26]. Необходимо добавить: проводя домашнее жертвоприношение, чуваши резали скот во дворе, но готовили пищу в летней кухне либо избе. Последующая совместная трапеза также проходила на дворе [27].

У чувашей во дворе существовало специально отведенное место для забоя домашнего скота и птицы. На этом месте закалывали животных и для жертвоприношений. Данное пространство считали священным, на котором нельзя было плевать и справлять нужду. От детей его огораживали, могли туда поставить чурбак [28].

Чуваши во дворе совершали семейное моление килёш патти [29]. В пространство двора они также постепенно переносили обряды, ранее проходившие в семейной куале. Для этого отводили место, обнесенное изгородью, чтобы избежать его осквернения [30].

Поскольку двор выступал самостоятельной единицей, то продукты на коллективные моления собирали от каждого хозяйства, например, во время совершения обрядов думар чук, аван сари [31].

Перед выходом, выездом со двора придерживались примет: если встречалась

женщина с пустым сосудом или собака, то выезд на улицу откладывали на один-два часа [32].

С территорией двора связаны похоронно-поминальные обряды чувашей. Перед смертью человека во двор выносят вещи, поскольку Чун илли (Эсрел) «ангел смерти», приходящий за душой, надрезает суставы и сбрызгивает кровью домашние предметы

[33] . С целью очищения в доме после смерти человека мыли стены семи нижних венцов

[34] .

Поминальные действия сопровождались обязательным сбором части пищи и напитков для покойного, а в общие дни памяти -для всех умерших родственников. В ходе совместной трапезы в посуду складывали еду, выливавшуюся затем на дворе для животных [35]. Нового покойного поминали каждую пятницу вплоть до обряда юпа. Обязательно пекли блины, готовили яйца. Кусочки каждого блюда выносили во двор и складывали где-нибудь в углу [36].

Фрагментарно поминание проходило и во дворе. На рассвете собирали стол, вокруг него играли музыканты и плясали присутствующие, в завершении стол как бы случайно опрокидывали. Действие символизировало возвращение на кладбище покойника, поучаствовавшего в трапезе, поминках и удовлетворенного таким вниманием [37].

Ежегодным днем памяти предков считается калам кун «моление духам предков». Для этого умершим родственникам накрывали стол. Во дворе разводили символический костер, олицетворявший домашний очаг, у которого обогревались собравшиеся души [38]. Кашу для обряда варили в центре двора, трапезу совершали в доме. Предсказывая будущий урожай, в чашку с приготовленной для обряда кашей клали сырые яйца и обходили двор. Если яйцо варилось

Двор и его функции у чувашей Башкирии

133

за это время, надеялись на урожайный год [39].

Чуваши приписывали мертвым отрицательные черты, в том числе способность вызывать болезни. Для выздоровления готовили лепешки из качественной муки и во дворе, поделив на кусочки, бросали за изгородь, затем выливали пиво, вино [40]. Такими действиями задабривали рассердившегося покойного. От болезни защищались и другими способами. Например, накаливали 42 камня и в полночь выбрасывали во двор. Аналогичное действие проделывали с 42 горошинами.

Обращаясь к духу Хытам и молясь в избе, собирали в кадушку пиво и продукты. Наполненный до краев сосуд выливали во дворе. Этим участники обряда оберегали себя от воздействия злого духа [41].

Таким образом, пространство двора не только являлось местом сосредоточения жилого дома и хозяйственных построек, но и принимало участие в обрядовых действиях. С улицей двор связывали и отделяли ворота, а изгородь служила защитой. Первоначальное строительство дома в центре со временем исчезло. Дом был перенесен в угол участка, выходящего своей стороной на улицу. Традиционные П-образная и Г-образная планировки двора сохранялись до наших дней, но расположение построек варьировалось в зависимости от территории и вкуса владельцев. Обряды, совершаемые во дворе, подчеркивали роль территории, служившей для повседневного времяпровождения семьи и проведения религиозных церемоний.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Эрзянско-русский словарь: ок. 27000 слов. М., 1993. С. 235.

[2] Салмин А. К. Система религии чувашей. СПб.,

2007. С. 528.

[3] Фукс А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. С. 63-65.

[4] Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. I. Ед. хр. 256. Л. 327.

[5] Сулейманов Ф. М. Башкирский двор в конце XVIII - первой половине XIX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1998. С. 3.

[6] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 144. Л. 166.

[7] Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 2000. Т. 11-12. С. 274.

[8] Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 1994. Т. 6. С. 116-117.

[9] Салмин А. К. Семантика дома у чувашей. Чебоксары, 1998. С. 17.

[10] Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб., 1771. С. 138.

[11] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 233. Л. 34.

[12] Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. Ч. 1.

С. 138.

[13] Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М., 1869. Т. 1. С. 309.

[14] Милькович К. С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия. Казань, 1888. С. 1.

[15] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 348. Л. 87.

[16] Фукс А. А. Указ. соч. С. 62 ; Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. С. 50-51.

[17] Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 2000. Т. 15-16. С. 263.

[18] Гакстгаузен А. Указ. соч. С. 296.

[19] Вишневский В. П. О религиозных поверьях чуваш. Казань, 1846. С. 14.

[20] Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашей. Чебоксары, 1994. С. 43.

[21] Традиционное жилище народов России: XIX -начало XX в. М., 1997. С. 15.

[22] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 176. Л. 373.

[23] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 177. Л. 411-412.

[24] Магнитский В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань, 1881. С. 193, 195.

[25] Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 1994. Т. 3. С. 84-85.

[26] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 40. Л. 268; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 167. Л. 78-79.

[27] Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. С. 61.

[28] Михайлов В. И. Обряды и обычаи чуваш // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. 1891. Т. XVII. Вып. II. С. 103.

[29] Магнитский В. К. Указ. соч. С. 46.

[30] Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков. Вып. III: Остатки старинных языческих верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. С. 69.

[31] Миролюбов В. И. Из быта крещеных чуваш. Казань, 1889. С. 11-12.

[32] РНБ. Ф. 21. Оп. 5.149. Л. 119.

[33] Прокопьев К. П. Похороны и поминки у чуваш. Казань, 1903. С. 7.

[34] Салмин А. К. Система религии чувашей. С. 483.

[35] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 156. Л. 79.

[36] Никанор, архиепископ. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Казань, 1910. С. 35-36.

[37] РНБ. Ф. Q.IV. 379. Л. 20-20 об.

[38] Сироткин М. Я. Чувашский фольклор: Очерк устно-поэтического народного творчества. Чебоксары, 1965. С. 12.

[39] Магнитский В. К. Указ. соч. С. 106-107.

[40] РАН. Р. II. Оп. 4.23. Л. 3 об.

[41] Магнитский В. К. Указ. соч. С. 156, 119-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.