Научная статья на тему 'Движущийся поезд как источник звуковых волн, распространяющихся по рельсовому пути'

Движущийся поезд как источник звуковых волн, распространяющихся по рельсовому пути Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
484
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ШУМА / ШУМ КАЧЕНИЯ / ПРИБЛИЖЕНИЕ ПОЕЗДА / TRAIN APPROACH / NOISE LEVEL / TRUNDLE NOISE

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Бибиков Сергей Викторович, Шапарь Александр Владимирович

На основании экспериментальных данных шум качения пары «колесо–рельс» выбран в качестве доминирующего источника звуковых волн для обнаружителя приближающегося поезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVING TRAIN AS A SOURCE OF ACOUSTIC WAVES PROPAGATING IN THE RAILWAY TRACK

Based on experimental data, the trundle noise of the «wheel – rail» pair was selected as the dominant source of sound waves for approaching train detector.

Текст научной работы на тему «Движущийся поезд как источник звуковых волн, распространяющихся по рельсовому пути»



^ (ю) ^ (ю) С/ С. 13

1 1

а2 (й а2 . л Sin- 2п ~ • л 2п sin— 2п

/ \2n-2 а2 (Й 2 л 2п . 3л Sin — 2п 1 „ • 3л 2п sin— 2п

а2 И2 \ 2 л 2п — 2п

а ^ (Г а2 И4 2л cos — п 1 „ • 5л 2п sin— 2п 2л п cos — п

. . 4 л . 5л 4sin —sin— 2п 2п \ 4л 2sin — 2п

/ \2n-6 а 2 ( Р | а2 ( юТ 2 л 2 3л co^ — ctg — п 2п 1 „ • 7л 2п sin— 2п 2 л 2 3л п co^ — ctg — п 2п

.. 4 л . 7л 4sin —sin— 2п 2п 1 4л 2sin — 2п

Таблица. Показатели точности фильтрации и сглаживания в установившемся режиме

Проиллюстрируем, как получить представленные в таблице выражения для спектральных плотностей полезного сигнала и помехи, определяемых как

5Х (ю) « а2 [^ , 8п (ю) « а2, (3)

что соответствует первой строке таблицы при п = 2. Подставляя (3) в выражения (1) и (2) нетрудно убедиться, что выражения для передаточной функции оптимального сглаживающего фильтра, спектральной плотности ошибки оптимальной нереализуемой оценки и ее дисперсии примут следующий вид:

4 2 4 л

К (ю) = -£—г , S'я (ю) = , К (ю) = а2р .

ю4 +р4 ю4 +р4 2-42

В этом случае среднеквадратическая ошибка оценивания для задачи сглаживания в два раза меньше ошибки фильтрации = 42п = 2 . Таким образом, в тех случаях, когда нахождение оценки в

реальном времени не является обязательным условием, целесообразно вместо задачи фильтрации решать задачу сглаживания.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ по проекту 12-08-00835-а.

1. Челпанов И.Б., Несенюк Л.П., Брагинский М.В. Расчет характеристик навигационных гироприборов. - Л.: Судостроение, 1978. - 264 с.

2. Лопарев А.В., Степанов О.А., Челпанов И.Б. Использование частотного подхода при синтезе нестационарных алгоритмов обработки навигационной информации // Гироскопия и навигация. - 2011. -№ 3. - С. 115-132.

Лопарев Алексей Валерьевич - ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», кандидат технических наук, доцент, начальник сектора, [email protected]

Степанов Олег Андреевич - ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», доктор технических наук, начальник научно-образовательного центра, [email protected]

Яшникова Ольга Михайловна - ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», аспирант, [email protected] УДК 629.4.066

ДВИЖУЩИЙСЯ ПОЕЗД КАК ИСТОЧНИК ЗВУКОВЫХ ВОЛН, РАСПРОСТРАНЯЮЩИХСЯ ПО РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ С.В. Бибиков, А.В. Шапарь

На основании экспериментальных данных шум качения пары «колесо-рельс» выбран в качестве доминирующего источника звуковых волн для обнаружителя приближающегося поезда. Ключевые слова: уровень шума, шум качения, приближение поезда.

Разрабатывается устройство для оповещения о приближении поезда лиц, работающих на железнодорожных путях. Один из принципов действия - анализ виброакустических колебаний, возникающих в рельсе при движении поезда. Рассматривается поезд как источник некоего сообщения о своем приближении, передаваемого в рельс, и необходимо выявить характерные особенности этого сообщения.

Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики,

2012, № 5 (81)

Исследование и классификация излучения шума от движущихся поездов в окружающую среду -предмет промышленной акустики. Источники шума движущегося поезда известны [1], и их можно разделить на две группы:

- регулярные - шум качения пары «колесо-рельс», аэродинамический шум;

- нерегулярные - определяются типом пути, типом и состоянием подвижного состава. К ним относятся стук колесной пары о стыки, удары и шум, вызванные дефектами окружности обода колеса и рельса, скрежет при прохождении поездами кривых малого радиуса, шумы двигателей, передач, грохот элементов конструкции вагонов.

Уровень шума, излучаемого поездом, обычно измеряется в воздухе на расстоянии 25 м от оси пути и на высоте 3,5 м с помощью системы микрофонов [1]. Установлено, что эквивалентный уровень шума, создаваемый зоной «колесо-рельс» грузового вагона, как минимум, на 12 дБ выше, чем шум от кузова. В разных диапазонах частот преобладают шумы разных компонентов системы «колесная пара-путь».

Есть отличия шума, излучаемого в воздух, от колебаний, распространяющихся в рельсе. С целью изучения этих отличий была проведена запись фонограмм приближения поездов на различных участках Октябрьской железной дороги с помощью виброакустического преобразователя, закрепленного непосредственно на рельсе. Было выявлено следующее.

1. Все вышеуказанные источники шума прослушиваются на различных фонограммах, полученных с рельса. Спектр шума, распространяющегося по рельсу на бесстыковом пути, на расстоянии до 200 м от приближающегося поезда близок к тому, что приведен в [2, рис. 3] для измерений шума от рельса и колес на расстоянии 3,7 м, проведенных на воздухе.

2. Нарастающий шум качения является доминирующим в большинстве ситуаций. Спектр шума качения зависит от скорости поезда и перекрывает диапазон 450-22000 Гц. Шумовые компоненты плавно нарастают при приближении поезда по бесстыковому участку пути, либо резко появляются, когда поезд минует неоднородность пути (стрелочный перевод либо искусственное сооружение). Никаких регулярных отличительных признаков в шуме качения не выявлено. Именно шум качения целесообразно использовать в качестве основного источника информации о приближении поезда.

3. В исследуемом шуме можно выделить удары колесных пар о стыки. На бесстыковых путях хорошо обнаруживаются только удары 2-4 первых колесных пар поезда об одиночные стыки. Удары о стык последующих колесных пар ослабляются в 10-50 раз. Парные удары, вызванные последовательными ударами о стык колесных пар двухосной тележки пассажирского вагона, при скоростях поезда более 120 км/ч сливаются в одиночные.

4. На звеньевых путях удары о стыки и шум качения сливаются в широкополосный шум, имеющий максимум спектра в области 800-2500 Гц. Отдельные удары колес о стыки при скорости поезда 50 км/ч и более практически неразличимы. Использование звука ударов о стыки для идентификации приближающегося поезда возможно, но трудно реализуемо в силу большой зависимости от скорости поезда и качества пути.

Эти выводы были использованы при разработке прототипа устройства «Сигнализатор П». В процессе опытной эксплуатации его в 2011 г. на Октябрьской железной дороге был сделан анализ еще более 100 фонограмм приближения поездов. Первоначальные экспериментальные данные и сделанные выводы подтверждены.

1. Определение источников шума на подвижном составе // Железные дороги мира. - 1998. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.css-rzd.ru/ZDM/10-1998/7136.htm, свободный. Яз. рус. (дата обращения 09.04.2012).

2. Шум качения и методы борьбы с ним // Железные дороги мира. - 2003. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.css-rzd.ru/zdm/12-2003/03069-1.htm, свободный. Яз. рус. (дата обращения 09.04.2012).

Бибиков Сергей Викторович - ООО «Центр речевых технологий», зам. технического директора, [email protected]

Шапарь Александр Владимирович - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент, [email protected]

УДК 004.9, 535.6, 681.78

НАСТРОЙКА ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ ПО МЕТОДУ «ОПОРНЫХ ЦВЕТОВ» Е.В. Горбунова, Д.Д. Шитов

Предложена методика настройки цветопередачи оптико-электронных систем технического зрения на базе использования тестовой таблицы, позволяющая осуществлять цветовой анализ наблюдаемых объектов с заданной точностью. Ключевые слова: анализ цвета, цветопередача, тестовая таблица, преобразование цветового пространства.

На сегодняшний день оптико-электронные системы технического зрения (ОЭС ТЗ) широко применяются для решения различных задач наблюдения и контроля в научно-технической и промышленной

Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2012, № 5 (81)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.