УДК 327, 323 Лиана САРГСЯН
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ БРИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОФШОРОВ
Аннотация: Великобритания сыграла ключевую роль в становлении и развитии феномена офшорных зон. Рост числа и масштаб налоговых гаваней, в той или иной степени подконтрольных Британии, связан с постимперским возрождением лондонского Сити в качестве глобального финансового центра. Способствовав возникновению феномена налоговых гаваней, Британия занимает лидирующие позиции в борьбе с их негативным влиянием на мировую экономику. Брекзит заставил с удвоенной силой задуматься о дальнейших действиях Лондона в отношении офшорных зон. Мировое сообщество озабочено вероятностью превращения Британии в крупнейшую налоговую гавань Европы. В статье рассмотрено её место в мировой системе налоговых гаваней, проведён анализ современной британской антиофшорной политики. Сделан вывод о возможности выбора Британией пути радикальной борьбы с офшорами.
Ключевые слова: Великобритания, офшорная зона, налоговая гавань, антиофшорная политика, лондонский Сити, ОЭСР, Группа двадцати.
Великобритания - один из главных полюсов, вокруг которых исторически развивались крупнейшие налоговые гавани. К ним относятся коронные владения -острова Джерси и Гернси и о. Мэн, британские заморские территории, среди которых наиболее значимыми офшорными зонами являются Каймановы острова, Ан-гилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, о. Терке и о. Кайкос, Гибралтар и Монтсеррат, а в последнее время и бывшие британские колонии, такие как Гонконг, Сингапур, Багамские острова и Бахрейн. Неудивительно, что карта данных юрисдикций несколько напоминает очертания бывшей Британской империи. Исследование британской НПО ActionAid показало, что из 100 крупнейших британских компаний, включённых в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь две не пользуются услугами офшорных зон, а 38% заграничных филиалов этих компаний находятся в налоговых гаванях1.
1 Action Aid. Addicted to tax havens: The secret life of the FTSE 100. Oct, 2011.
© Саргсян Лиана Мартиновна — аспирант кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова; ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова". Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, 1, стр. 51. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220188593
Публикация "Панамского досье" вновь подняла вопрос об особом налоговом статусе британских коронных владений и заморских территорий и об их тесной связи с Лондоном. Кроме того, "Панамагейт" раскрыл факты использования офшорных счетов членами британского парламента, а также покойным отцом бывшего премьер-министра Д. Кэмерона. Панамский скандал получил широкий общественный резонанс и дал импульс новым инициативам Великобритании в сфере борьбы с офшорами.
С другой стороны, итоги референдума о выходе Великобритании из ЕС и намерения британского правительства снизить корпоративный налог до 15% заставили всерьез задуматься о дальнейших действиях Лондона, а также о возможности превращения Соединённого Королевства в налоговую гавань в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и минимизации негативных последствий брекзита.
Оправданность такого рода опасений можно оценить адекватно, только раскрыв сущность современной политики Великобритании в отношении офшорных зон, ее движущих сил и противоречий. Изучение британского опыта с учетом роли Туманного Альбиона в системе мировых налоговых гаваней обретает особое значение в рамках мониторинга и оценки результативности усилий по деофшоризации мировой экономики, предпринимаемых с начала мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.
Великобритания - центральный узел глобальной сети налоговых гаваней
История становления и развития офшорных зон тесно связана с политикой Великобритании. Хотя стратегия налоговых гаваней складывалась из отдельных механизмов, разработанных в разных частях света, именно Великобритания создала ключевые элементы политики превращения стран в налоговые гавани. В 1929 г. на основании ряда решений, принятых британскими судами1, была изобретена практика виртуального резидентства, позволяющая учреждать компании в стране без уплаты налогов.
Стремительное развитие налоговые гавани получили в 1960-е годы. Появление современных офшоров часто связывают с увеличением налогообложения в развитых индустриальных странах после Второй мировой войны [Алиев, 2013; Старостина, 2014]. Однако оно имело и причины, также непосредственно связанные с действиями Великобритании.
Столкнувшись после Суэцкого кризиса с растущими объемами спекуляций против фунта стерлингов, британское правительство ввело ограничения на использование своей валюты в торговых операциях между нерезидентами. Тогда британские и зарубежные банки стали использовать в своих международных операциях доллары США. В этих условиях Банк Англии в сентябре 1957 г. принял решение рассматривать любые сделки между нерезидентами, заключенные в иностранной валюте (то есть не в британских фунтах) при посредничестве банков, расположенных в Лондоне, независимо от того, являлись ли они британскими или нет, в качестве сделок, осуществляемых за рубежом, или офшорных сделок, то есть не попадающих под действие законодательства Великобритании [АЬшап, 1969]. Данные сдел-
1 Наиболее значимое - дело компаний Egyptian Delta Land и Investment Co. Ltd. против налогового инспектора Тодда [Egyptian Delta Land and Investment Co Ltd v Todd (Inspector of Taxes) [1929] AC 1, [1928] UKHL TC_14_119 23 July 1928]
Современная Европа, 2018, №2
ки осуществлялись в новом нерегулируемом пространстве, организованном в лондонском Сити с целью привлечения нерезидентов (в основном банков), стремящихся избежать финансового регулирования своей страны. Это пространство, получившее название "Еврорынок", или "офшорный финансовый рынок" [Burn, 2005], стало особенно привлекательным для банков США, которые были ограничены в своей деятельности законом Гласа - Стиголла 1933 г., запрещавшим банкам вести инвестиционную деятельность, и другими мерами финансового регулирования.
Данная практика начала активно использоваться британскими заморскими территориями и коронными владениями. Сохраняя связь с метрополией, они привлекали ключевые американские и европейские банки, международные корпорации и богатых частных лиц серьёзными послаблениями в области финансового регулирования и высокой степенью финансовой секретности.
Великобритания под непосредственным контролем своих государственных органов (Банка Англии и Министерства финансов) создала больше мировых налоговых гаваней, чем любое другое государство [Cain и др., 1993]. Сегодня все коронные владения, а также семь из 14 заморских территорий Великобритании официально признаны налоговыми гаванями1.
В центре глобальной сети налоговых гаваней оказался лондонский Сити, старейшая в мире муниципальная демократия с особым статусом. Корпорация лондонского Сити - официальный лоббист сектора финансовых услуг Великобритании и политики финансового дерегулирования. Она объединяет более 100 ливрейных компаний, обеспечивающих развитие бизнеса и его политическое присутствие в британской экономике и системе управления. Лондонский Remembrancer (чиновник корпорации лондонского Сити) несёт ответственность за соблюдение и защиту Конституции Сити и представляет финансовые интересы корпорации Лондона в британском парламенте.
Возникшая раньше британского парламента, корпорация лондонского Сити обладает специальными привилегиями и свободами, которые позволяют ей находиться за пределами общегосударственного регулирования. Банк Англии, располагаясь в географическом центре лондонского Сити, всегда поддерживал взгляды Сити на необходимость ослабления финансового контроля и обеспечения свободы финансового капитала, а его политика фактически была направлена на защиту и продвижение Сити как офшорного центра.
Расположенные по всему миру британские налоговые гавани привлекают международный капитал и открывают Сити доступ в любую точку мира. Значительная часть привлеченных денег и бизнеса затем направляется в Лондон. Таким образом, через свои офшоры-сателлиты Сити оперирует значительной долей мирового капитала.
Как отметил на парламентских дебатах, посвященных панамскому скандалу, лидер Лейбористской партии Дж. Корбин, Соединённое Королевство находится в "сердце глобальной индустрии по уходу от налогов"2. Действительно, в последнее
1 OECD. List of Unco-operative Tax Havens. URL: http://www.oecd.org/countries/monaco/listofunco-operativetaxhavens.htm (дата обращения: 10.11.2016).
2 UK Parliament Debates: Panama Papers Debates in Commons Chamber, 11 Apr 2016. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2016-04-
11/debates/1604111000001/PanamaPapers?highlight=tax%20havens#contribution-1604111000204 (дата обращения: 15.05.2017).
время активно обсуждается вопрос о том, не является ли сама Великобритания налоговой гаванью. Изучая налоговую систему страны, многие эксперты дают на него положительный ответ [Becht и др., 2006; Palan и др. 2010].
Международные банки, зарегистрированные в Великобритании, также неоднократно были замечены в деятельности по отмыванию денег. В расследовании, проведенном парламентом Франции в отношении лондонского Сити в 2001 г., доказывается, что Лондон является местом, предлагающим соблюдение банковской тайны и конфиденциальности наравне с любой налоговой гаванью, а также часто не желает выполнять просьбы других государств об обмене финансовой информацией [Bierre, 2001].
Теоретически причислить Великобританию к налоговым гаваням позволяют следующие критерии:
• защита информации о трастах как инструмент обеспечения банковской тайны;
• облегченный процесс учреждения компании;
• наличие особого юридического лица "Партнёрство с ограниченной ответственностью" (Limited Liability Partnership - LLP; ПОО) как "фискально-прозрачной"1 компании;
• правило "домициля" и наличие льготного режима для недомицилиев (non-domiciled);
• самая низкая ставка корпоративного налога среди экономик "Группы семи" (с 1996 по 2016 г. ставка снизилась с 33 до 20%).
Экономические выгоды, получаемые Великобританией в результате деятельности офшорных зон, многократно превосходят убытки. Налоговые гавани, созданные Великобританией с целью компенсации ослабления позиций страны на мировой арене после Суэцкого кризиса и создания так называемой Второй Британской империи как крупнейшего глобального финансового центра [Palan, 2015], послужили крупнейшим каналом получения доходов. Британские офшорные юрисдикции превратились в мощные перераспределительные центры для глобальных капиталов, а англо-американское общее право стало наиболее востребованным в проведении транснациональных сделок на финансовых рынках [Бажан, 2017]. Однако со временем - по мере усиления глобальных процессов деофшоризации и внутреннего общественного недовольства сложившимся порядком вещей Соединённое Королевство постепенно перешло к курсу на преодоление негативных последствий офшорной деятельности.
Британская антиофшорная политика
В 1993 г. будущий министр финансов Великобритании Г. Браун обещал "положить конец налоговым злоупотреблениям, проникшим в сердце государственных финансов и позволяющим сверхбогатым жить за счёт всех остальных" . Однако, придя к власти в 1997 г., лейбористы начали проводить весьма противоречивую
1 "Фискально-прозрачная" структура ПОО означает, что оно не облагается налогом, а его прибыль распределяется между участниками, которые затем облагаются налогом только в том случае, если они резиденты Великобритании.
2 UK Parliament. Commons Debates// Bound Volume Hansard, 21 Jan 1998: Column 950 - Debate. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm199798/cmhansrd/vo980121/debtext/80121-09.htm (дата обращения: 15.05.2017).
политику, в результате которой Великобритания стала к концу их правления самой популярной налоговой гаванью во всём мире, согласно исследованию МВФ1.
В 2002 г. лейбористы провели реформу Сити, которая значительно усилила его влияние2. Данная реформа предполагала изменение системы голосования на выборах в орган муниципального управления: право голоса получили не только местные жители (9000 голосов), но и предприятия Сити (23000 голосов), что позволило им выдвигать свои кандидатуры на британских выборах.
Деятельность офшорных зон и их негативные последствия оказались в центре внимания мирового сообщества в связи с финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. [Хейфец 2013]. Лондонский саммит "Группы двадцати" 2009 г. под председательством Г. Брауна положил начало современной "атаке" международного сообщества на офшоры. В преддверии саммита G20 премьер-министр вел переговоры с лидерами ведущих стран мира о начале нового этапа в регулировании налоговой и банковской системы, а на самом саммите было объявлено, что эра налоговых гаваней закончилась3.
Тем не менее в это же время его собственное правительство создало более благоприятные условия для расположенных на территории Великобритании ТНК, позволяющие скрывать прибыль в налоговых гаванях.
Во-первых, с 2009 г. большинство видов дивидендов, полученных британской компанией из-за рубежа, были освобождены от корпоративного налога на доход в Великобритании4. Во-вторых, изменения коснулись правил обложения налогом прибыли контролируемых иностранных компаний (Control Foreign Company). В-третьих, в 2010 г. было также предложено, что доходы дочерних компаний британских ТНК должны облагаться 8%-ным налогом, в то время как прибыли иностранных филиалов британских компаний, включая филиалы в офшорах, вовсе должны были быть исключены из сферы налогообложения Великобритании5. Вместе с тем было отменено запланированное ранее повышение корпоративного налога [Ананьева, 2013]. В совокупности данные изменения представляют собой наиболее фундаментальные реформы в системе налогообложения резидентов Великобритании с момента её введения во время Второй мировой войны.
В посткризисный период Великобритания заключила важнейшие соглашения об обмене налоговой информацией и сотрудничестве в сфере налогообложения с Княжеством Лихтенштейн6 и Швейцарией , сильно отличавшиеся от соглашений, достигнутых между любыми другими странами и офшорными юрисдикциями. Соглашение с Лихтенштейном вводило систему декларирования доходов, предлагаю-
1 IMF Working Paper. Zoromé A. Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition.2007.WP/07/87
2 City of London (Ward Elections) Act 2002. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukla/2002/6/contents/enacted (дата обращения: 15.03.2017).
3 G20. 2009. London Summit Communiqué: Global Plan for Recovery and Reform, April 2.
4 Taxation of Foreign Profits. Budget 2009. 22 April 2009. HMRC.
5 Corporation tax in UK as low as 8% to stop exodus of multinationals. The Guardian. Nov 2010. URL: http://www.guardian.co.uk/politics/2010/nov/29/corporation-tax-8percent-exodus-multinationals (дата обращения: 20.11.2016).
6 UK/Liechtenstein Tax Information Exchange Agreement. 11 Aug 2009.
7 Agreement between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Swiss Confederation on Cooperation in the area of Taxation. London, 6 Oct 2011.
Современная Европа, 2018, №2
щую наиболее льготные условия, когда-либо принятые налогово-таможенной службой для раскрытия налогов. Договорённости же со Швейцарией не требовали обязательного декларирования всех капиталов перед налоговым управлением Великобритании, а напротив, подтверждали анонимность владельцев счетов в Швейцарии.
Поворотным в антиофшорной политике Великобритании можно назвать 2010 г., когда под пристальное внимание властей попали агрессивные схемы ухода от налогов, используемые крупнейшими транснациональными корпорациями. Придя к власти, новое правительство Великобритании во главе с Д. Кэмероном заинтересовалось, каким образом таким крупнейшим ТНК, как Google, Amazon и Starbucks удается при внушительных объёмах продаж отчитываться об убытках и избегать уплаты налогов. Скандалы вокруг корпораций вызвали многочисленные акции протеста.
Такие настроения положили начало парламентским расследованиям в отношении деятельности мировых корпораций в Великобритании, которые показали, как компании, используя различные лазейки в британском законодательстве, осуществляли "агрессивное1 налоговое планирование, уклонялись от уплаты налогов, выводя прибыль в страны с льготной налоговой системой. По расчётам газеты Financial Times, за 2012 г. американские IT-компании заплатили в Великобритании 54 млн фунтов стерлингов, в то время как их оборот в стране составлял 1,7 млрд фунтов стерлингов .
Начиная с 2010 г. Великобритания осуществила ряд успешных мер в борьбе с офшорами как на национальном, так и на международном уровне. Внесено было более 40 поправок в налоговое законодательство с целью устранения серьёзных пробелов в налоговом регулировании, направленных на предупреждение и предотвращение уклонения от уплаты налогов3. В рамках борьбы с агрессивным налоговым планированием в 2012 г. в Великобритании были приняты Общие правила противодействия уклонению от уплаты налогов (General Anti-Abuse Rule - GAAR), направленные на разграничение ответственного налогового планирования и агрессивного уклонения от уплаты налогов.
В настоящее время британская антиофшорная политика проводится в соответствии с национальной стратегией "Нет налоговым убежищам", разработанной в 2013 г. и обновлённой в её заключается в добровольном декларирова-
нии британскими налогоплательщиками своих офшорных активов, выполнении ими соответствующих налоговых обязательств, а также отмене института посредничества уклонению от ухода налогов с помощью офшоров. В целях реализации стратегии правительство запустило глобальную систему раскрытия информации Worldwide Disclosure Facility. Согласно информации HMRC, с 2010 г. благодаря антиофшорным инициативам правительству удалось вернуть в бюджет более 2,5 млрд фунтов стерлингов5.
1 Taxing multinationals: tackling aggressive tax planning through international co-operation. HMRC Policy Paper. 1 Mar 2016.
2 UK targets multinationals with "diverted profit" tax. Financial Times. Dec 3, 2014. URL: http://www.ft.com/fastft/2014/12/03/uk-targets-multi-nationals-with-diverted-profit-tax/ (дата обращения: 10.05.2017).
3 Strengthening Sanctions for Tax Avoidance. HMRS Consultation document. 2015.
4 HMRC. No Safe Havens. 2014.
5 Tough new sanctions announced for offshore tax evaders. 24 Aug 2016. HMRC.
Современная Европа, 2018, №2
В 2014 г. был введён налог на перенаправленную прибыль (Diverted Profits Tax), более известный как "налог на Google" (Google Tax). Он составляет 25% и нацелен на борьбу с выводом прибыли из страны. Эффективность данного налога до сих пор ставится под сомнение, и тем не менее такой практике последовали и другие государства, в том числе Россия.
В рамках антиофшорной борьбы Великобритания активно принимает участие в инициативах международных организаций и неформальных институтов по борьбе с налоговыми гаванями. Страна занимает лидирующие позиции в проектах ОЭСР и G20 по противодействию уклонению от уплаты налогов и обеспечению прозрачности финансовых систем.
В 2014 г. Великобритания приступила к практической разработке мер, направленных на противодействие размытию национальной налоговой базы в соответствии с инициативой ОЭСР BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Одна из ключевых рекомендаций BEPS связана с введением так называемого странового отчёта (Country-by-Country Reporting - CbCR) крупных ТНК и предусматривает возложение на головные компании ТНК обязанности предоставлять в налоговые органы своей юрисдикции информацию о распределении прибыли и налогового бремени между компаниями группы, а также о характере их экономической деятельности. Предоставление "странового отчёта" в Великобритании уже закреплено законодательно.
Сегодня Великобритания обладает одной из крупнейших систем договоров и соглашений об обмене налоговой информацией в мире, что позволяет ей получать информацию из более чем 125 стран и рассчитывать налоговые риски.
В рамках американской инициативы FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) Великобритания заключила соглашение с налоговой службой США о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в британских банках, и об информировании о них налоговой службы США1. Данное соглашение стало частью нового стандарта в обеспечении международной налоговой прозрачности и послужило моделью для будущих соглашений. Великобритания имеет соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией с более чем 100 странами мира.
В преддверии саммита "Группы восьми" в Лох-Эрне в 2013 г. Великобритания призвала свои коронные владения и заморские территории присоединиться к многосторонней "Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам"2. Позднее соглашения об автоматическом обмене информацией были заключены между Великобританией и островами Мэн, Гернси и Джерси, тем самым впервые подключившимся к глобальным процессам деофшоризации.
Недавний офшорный скандал "Паманагейт" также стимулировал ряд важнейших шагов в области борьбы с офшорами. В мае 2016 г. правительство Великобритании стало инициатором созыва первого глобального антикоррупционного саммита, на котором Д. Кэмерон объявил о создании публичного реестра информации о бенефициарах собственности, обсуждавшегося ещё с 2013 года.3.
1 Agreement Between The Government Of The United States Of America And The Government Of The United Kingdom Of Great Britain And Northern Ireland To Improve International Tax Compliance And To Implement FATCA.
2 The Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters. OECD. 2010
3 PM hosts major summit as part of global drive to expose, punish and drive out corruption. Press release. URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-announces-new-global-commitments-to-expose-punish-and-drive-out-corruption (дата обращения: 25.05.2017).
В целях предотвращения коррупции, отмывания денег, финансирования терроризма, а также других глобальных проблем, связанных с деятельностью офшоров, Великобритания также подписала соглашения об обмене информацией о конечных бенефициарах со своими коронными владениями и заморскими территориями. В настоящее время в обмене такой информацией уже согласились участвовать 45 юрисдикций.
* * *
Несмотря на активную позицию Соединённого Королевства в вопросах деофшоризации и ряд успешных шагов в области противодействия налоговым злоупотреблениям, британская политика в отношении налоговых гаваней довольно неоднозначна. Великобритания с собственной сетью островных юрисдикций, выстроенной вокруг лондонского Сити, где находятся штаб-квартиры многих транснациональных корпораций и иностранных банков, до сих пор занимает центральное место в системе налоговых гаваней.
В последние десятилетия ни Консервативная, ни Лейбористская партия не сумели реально противостоять деятельности налоговых гаваней, а проводимая Великобританией политика не соответствовала обещаниям вести антиофшорную борьбу. Всерьёз заниматься вопросом налоговых гаваней британское правительство стало, только столкнувшись с потерями бюджета в результате агрессивного налогового планирования крупнейших ТНК, ведущих деятельность в Великобритании. Наиболее активную позицию занимает Лейбористская партия, которая во главе с Дж. Корбином выступает за значительное повышение налога на корпорации и обложение налогом сверхкрупные доходы [Ананьева, 2017]. Сегодня страна занимает передовые позиции в инициативах международных организаций, а также активно совершенствует национальное законодательство, предпринимая успешные шаги в сфере противодействия налоговым злоупотреблениям. Премьер-министр Тереза Мэй требует резкого сокращения использования компаниями налоговых гаваней.
Проведённое исследование указывает на возможность Великобритании оказывать реальное противодействие деятельности офшорных зон, а учитывая последние инициативы, можно предположить, что страна будет продолжать радикальную борьбу с офшорами. Однако мировое сообщество не исключает возможность превращения Великобритании в налоговую гавань в связи с готовящимся выходом Великобритании из ЕС, несмотря на то что Лондон настаивает на обратном.
Список литературы
Алиев Э.Б. (2013) К вопросу о понятии и роли офшорных зон // Вестник МГИМО-Университета №6 (33). С. 183-189.
Ананьева Е.В. (2013) От "нового лейборизма" к "прогрессивному консерватизму" // М.: Институт Европы РАН: Русский сувенир. С. 70.
Ананьева Е.В. (2017) Правительство Т. Мэй - год у власти. Досрочные выборы 2017 г. // М.: Институт Европы РАН. Доклады Института Европы N0 344. С. 32.
Бажан А.И. (2017) Экономические аспекты брекзита. // М.: Институт Европы РАН. Доклады Института Европы N0 345. С. 69.
Старостина М.И. (2014) Офшорный бизнес в современном мире // Российский внешнеэкономический вестник. №6. С. 65-80.
Хейфец Б.А. (2013) Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика // Вопросы экономики. №7. С. 29-48.
References
Aliev Je.B. (2013) K voprosu o ponjatii i roli ofshornyh zon // VestnikMGIMO-Universiteta № 6 (33). S. 183-189.
Anan'eva E.V. (2013) Ot "novogo lejborizma" k "progressivnomu konservatizmu" // M. : Institut Evropy RAN: Russkij suvenir. S. 70.
Anan'eva E.V. (2017) Pravitel'stvo T. Mjej - god u vlasti. Dosrochnye vybory 2017 g. // M.: Institut Evropy RAN. Doklady Instituta Evropy No 344. S. 32.
Bazhan A.I. (2017) Jekonomicheskie aspekty Brekzita.//-M.: Institut Evropy RAN. Doklady Instituta Evropy No 345. S. 69.
Starostina M.I. (2014) Offshornyj biznes v sovremennom mire // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. №6. S. 65-80.
Hejfec B.A. (2013) Deofshorizacija jekonomiki: mirovoj opyt i rossijskaja specifika // Voprosy jekonomiki. №7. S. 29-48.
Altman, Oscar L. (1969) Eurodollars. In Reading in the Euro-Dollar, ed. Eric B7 Chalmers. London: W.P. Griffith.
Becht M., Mayer C., Wagner H.F. (2008) Where do firms incorporate? Deregulation and the cost of entry // Journal of Corporate Finance. Vol. 14 Issue 3. PP. 241-256.
Bierre C. (2001) French Attack London's 'City' Money Laundry// EIR (Executive Intelligence Review) Vol. 28, № 41, Oct 26. PP. 59-61.
Burn, G. (2005) The Re-Emergence of Global Finance. London: Palgrave.
Cain P.J., Hopkins A.G. (1993) British Imperialism - Crisis and Deconstruction 1914-1990. Harlow, Essex: Longman.
Christensen J., Shaxson N. and Wigan D. (2016) The Finance Curse: Britain and the world economy// The British Journal of Politics and International Relations. Vol. 18 ed. 1, PP. 255-269.
Kane D. (1983) The Eurodollar Market, and the Years of Crisis. London and Canberra: Croom Helm.
Palan R., Murphy R., Chavagneux C. (2010) Tax havens. How Globalization Really Works. Ithaca: Cornell University press.
Palan, R. (2015) 'The second British Empire and the re-emergence of global finance', in Halperin, S. and Palan, R. (eds.) Legacies of Empire: Imperial Roots of the Contemporary Global Order. Cambridge: Cambridge University Press, PP. 40-68.
Zucman G. (2015) The hidden wealth of nations: The scourge of tax havens. Chicago, The University of Chicago Press.
Driving Forces and Contradictions of the British Policy toward Offshores
Author: Sargsian L., postgraduate student at the School of World Politics, Lomonosov Moscow State University. Address: bld. 51, Leninskie Gory 1, Moscow, Russia, 119991. E-mail: [email protected]
Abstract. Britain has played an important role in the formation and development of the tax haven phenomenon. The rise and the scope of tax havens, controlled by the UK, is connected with the post-imperial revival of the City of London as the largest global financial centre. At the same time, as a 'cradle of tax havens', the UK has taken a leading position in reducing their negative influence on the world economy. However, Brexit forced London to consider further actions towards offshores. The international community is concerned that Britain can become the Europe's largest tax haven to cope with economic consequences of Brexit. This paper examines the place of the UK in the global tax haven system and analyses the current British anti-offshore policy. The author envisages a radical approach of London towards offshore activities.
Key words: Great Britain, offshore zone, tax haven, deoffshorization, City of London, OECD, G20.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220188593