Научная статья на тему 'Двигательная активность как основное условие поддержания и укрепления здоровья современных студентов с отклонениями в состоянии здоровья'

Двигательная активность как основное условие поддержания и укрепления здоровья современных студентов с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1094
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМА / PREPAREDNESS OF THE BODY / ПРОЦЕСС / PROCESS / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / EXERCISE / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романовский Сергей Константинович

Молодое поколение, особенно студенты, относятся в социальном плане к наиболее незащищенной части населения. В данной статье изучена структура заболеваемости студенческой молодежи, состояние здоровья студентов в зависимости от года обучения и успеваемости. Также предпринята попытка обоснования самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями, подобранных с учетом заболевания студента и соблюдения дидактических принципов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романовский Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor activity as the main condition for the maintenance and promotion of health to day''s students, with deviations in health

The younger generation, especially students who are socially active, are the most vulnerable part of the population. This paper studies the structure of morbidity in students, the state of health of students, depending on the year of study and academic achievement. Also attempted to justify the additional independent of exercise, selected based on the student’s illness and compliance with didactic principles of physical training.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность как основное условие поддержания и укрепления здоровья современных студентов с отклонениями в состоянии здоровья»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

С.К. РОМАНОВСКИЙ,

Московский государственный индустриальный университет

Аннотация

Молодое поколение, особенно студенты, относятся в социальном плане к наиболее незащищенной части населения. В данной статье изучена структура заболеваемости студенческой молодежи, состояние здоровья студентов в зависимости от года обучения и успеваемости. Также предпринята попытка обоснования самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями, подобранных с учетом заболевания студента и соблюдения дидактических принципов физической культуры.

Ключевые слова: студенты, здоровье, подготовленность организма, процесс, физическая нагрузка, специальная медицинская группа.

Abstract

The younger generation, especially students

who are socially active, are the most vulnerable part

of the population. This paper studies the structure

of morbidity in students, the state of health

of students, depending on the year of study and academic

achievement. Also attempted to justify the additional

independent of exercise, selected based on the student's

illness and compliance with didactic principles of physical

training.

Key words: students, health, preparednessof the body, the process, exercise, special medical group.

Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [2, 3, 6, 7].

Существенный спад в состоянии здоровья наблюдается в возрасте 18-25 лет, когда только и начинается тот сложный, самостоятельный период жизни, требующий активности всех внутренних резервов личности, к которому шла подготовка все предыдущие годы. По оценкам специалистов (медиков, психологов, педагогов), состояние физического и психического здоровья молодежи вызывает серьезные опасения. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2-3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию [2, 3, 5, 6].

Изучение структуры заболеваемости студенческой молодежи г. Москвы позволяет выявить широкий спектр заболеваний и тенденцию увеличения числа молодых людей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Наиболее высокие среднегодовые темпы прироста по заболеваемости и обращаемости молодежи отмечаются по болезням нервной

системы (35%). По данным Л.Н. Семченко (2011), ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую -специальную медицинскую группу (СМГ).

А в рейтинге ценностей студенты ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда.

Проблема укрепления здоровья студентов на современном этапе является крайне актуальной для государства и общества. Состояние здоровья молодежи зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни. Академик Ю.П. Лисицын в конце прошлого столетия научно обосновал модель социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов Всемирной организации здравоохранения. Согласно данной модели уровень здоровья населения более чем на 50% зависит от образа жизни и условий жизни; по 15-20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10-15% приходится на работу органов и учреждений здравоохранения.

Одну из причин имеющих место негативных явлений, связанных со здоровьем подрастающего поколения, следует искать в организации и проведении процесса физического воспитания. Особую тревогу вызывают студенты СМГ, число которых в отдельных вузах переваливает за 50%. Несмотря на приказ Министерства здравоохранения № 297 (2003 г.), предписывающий врачам разрабатывать индивидуальные программы оздоровления, назначать необходимые оздоровительные и реабилитационные

процедуры, включая лечебную физическую культуру (ЛФК), на кафедры физического воспитания обрушивается вал врачебных справок о полном освобождении студентов от практических занятий по физической культуре. В отдельных вузах количество таких студентов превышает 20-процентный рубеж, т.е. каждый пятый студент в соответствии с заключениями врачей вынужден пребывать в состоянии гиподинамии, неизменно ведущей к риску приобретения новых заболеваний.

Однако, как показывают проведенные исследования [2, 3, 5], образ жизни студенческой молодежи нельзя назвать здоровым. Он характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой физической активностью.

Состояние здоровья студентов тесно связано с годом обучения и успеваемостью в вузе [1].

Значительно сокращается и число здоровых людей среди студентов, обучающихся в вузе на «хорошо» и «отлично». Если в целом по выборке практически здоров каждый 3-й, то среди «отличников» и «хорошистов» - каждый 4-й. Отсюда следует вывод: за диплом с хорошими и отличными оценками нужно заплатить в той или иной степени своим здоровьем.

Самооценки студентами своему самочувствию также показывают, что год обучения и успеваемость -факторы, влияющие на психическое и физическое самочувствие [1].

Анализ литературных данных показывает, что реже других бывают недомогания у первокурсников и второкурсников. Начиная с 3-го курса увеличивается количество различных отклонений. Так, на 3-м курсе у студентов чаще встречаются: раздражительность, сонливое состояние, усталость; к концу обучения - бессонница, плохое настроение, головные боли. Недомогания также наиболее часто встречаются у тех, кто либо учится очень хорошо, либо часто не успевает.

При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними. Показано, что студенты недостаточно используют эффективные компоненты по обеспечению здорового образа жизни. Так, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после учебы проводят только 25,1% студентов, рациональный суточный режим соблюдают только 22,2% студентов, закаливающие процедуры используют 25,9%, а антистрессовые мероприятия - 18%.

С учетом упомянутых выше негативных явлений Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по предмету «Физическая культура», как показывает передовой опыт, должен предусматривать реализацию педагогического процесса в следующих направлениях: реабилитация, сохранение и приумножение здоровья студенческой молодежи с помощью средств физической культуры и спорта; становление и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовленности; повышение спортивного мастерства студентов.

Неизмерима роль в сложившейся ситуации восстановительного лечения, составной частью которого является лечебная физическая культура (ЛФК). Последняя, располагая различными научно обоснованными методами лечебного применения физических упражнений, составляет наиболее активную и действенную часть системы реабилитации. При этом активное, волевое, целенаправленное участие студента, отнесенного по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), в выполнении физических упражнений является обязательным условием реабилитации. Физическая активность, регламентированная в соответствии с дидактическими принципами доступности, индивидуализации, систематичности, постепенного повышения динамичности и другими педагогическими канонами — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, она же является основой реабилитационного процесса [8, 9 и др.].

Одной из задач проведенного исследования являлось обоснование влияния самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями, подобранными с учетом заболевания студента и соблюдения дидактических принципов физической культуры. Это исследование показало следующее.

В течение 6 лет на кафедре физического воспитания Московского государственного индустриального университета проводилось педагогическое наблюдение в условиях реализации учебно-тренировочной нагрузки в объеме 408 часов (на первых трех курсах по 4 часа в неделю) аудиторных занятий при выполнении домашних заданий в объеме 1-2 часа в неделю. Оно показало, что физическая и функциональная подготовленность студентов от курса к курсу повышаются. При этом число студентов, регулярно занимающихся спортом, ежегодно превышает 25%-ный барьер от общего количества студентов, обучающихся на очном отделении. Доля студентов специальной медицинской группы (имеющих отклонения в состоянии здоровья), переведенных в подготовительную или основную медицинскую группу по заключению медицинских работников, составляет около 70%. Была выявлена достоверная положительная взаимосвязь успеваемости студентов с уровнем их физической подготовленности.

В ходе исследования студентам экспериментальной группы (ЭГ) предъявлялись следующие требования: написание и защита реферата, в котором студент, имеющий какое-либо отклонение в состоянии здоровья, перечислял возможные причины возникновения болезни в целом по диагнозу, физиологические негативные изменения в организме, наблюдающиеся при данном заболевании; с помощью литературных источников подбирал физические упражнения ЛФК и методы их выполнения при данном отклонении в состоянии здоровья с раскрытием дидактических принципов физической культуры; выполнение полного объема аудиторных часов по предмету «Физическая культура», в соответствии с учебным расписанием; выполнение самостоятельных занятий объемом в среднем около 2 часов в неделю с постепенным волнообразным повышением нагрузки, согласованных с преподавателем

при разработке, ведении и ежемесячной практической защите дневника самоконтроля, который содержит 6-8 контрольных упражнений, доступных занимающемуся, с обязательным ежемесячным улучшением их результативности; прохождение повторного семестрового медицинского освидетельствования с оценкой динамики состояния здоровья.

Характерной особенностью реабилитационного процесса студентов ЭГ явилось применение физических упражнений, которые в своей совокупности ставили занимающегося в условия активного участия в лечебно-восстановительном процессе. Как показали наши наблюдения, активное участие студентов в реабилитационном процессе способствует мобилизации резервных факторов организма. Упражнения ЛФК и самостоятельные занятия в соответствии с дневником самоконтроля послужили для студентов ЭГ не только для улучшения состояния здоровья, восстановления пораженной системы, но и средством оздоровления всего организма, повышения его адаптационных возможностей. Наглядным доказательством этого положения являются достоверные положительные изменения показателей физической подготовленности и функциональных возможностей в начале и по завершении педагогического эксперимента, представленные в таблице. Как видно из таблицы, у испытуемых студенток КГ, судя по средним данным, зафиксированы положительные сдвиги только в отдельных

показателях физической подготовленности и функциональных возможностей по завершении педагогического эксперимента. Однако эти положительные изменения оказались недостоверными или малодостоверными. За 3 учебных года проведения педагогического эксперимента лишь 8% студентов КГ по заключению врачебного контроля переведены в подготовительную группу. В основном это были студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья в результате полученных травм до поступления в университет.

Со студентами СМГ, входящими в состав контрольной группы (КГ), проводились занятия в соответствии с учебным расписанием. Использовались реабилитационные мероприятия в соответствии с примерной программой по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденной Минобрнауки. Педагогический эксперимент проводился на протяжении 3 лет, начиная с 2009-2010 учебного года по 2012-2013 учебный год.

В результате целенаправленной работы индивидуальной направленности, с учетом диагноза и состояния физической подготовленности каждого, в тесном контакте с врачебным персоналом здравпункта университета 68% студентов ЭГ, поступивших на 1-й курс, в период прохождения курса по дисциплине «Физическая культура», переведены по данным медицинских заключений в подготовительную или основную медицинские группы (табл. 1).

Таблица 1

Показатели функционального состояния и параметры физической подготовленности студентов КГ и ЭГ до начала и по завершении педагогического эксперимента (Х ± 6, доверительная вероятность 0,85)

Показатели и контрольные упражнения Группы испытуемых

КГ (53 чел.) ЭГ (49 чел.)

до эксперимента по завершении до эксперимента по завершении

Процентное соотношение жира к костно-мышечной ткани (%) 24,6±0,8 25,2±1,3 24,8±1,1 21,4±0,9

Проба Руфье (индекс сердечной деятельности) (усл. ед.) 16,8±1,7 16,3±1,4 16,2±1,9 8,3±1,2

Относительный уровень физической работоспособности PWC170 (кгм/мин) 1,36±0,08 1,41±0,12 1,39±0,11 1,8±0,17

Проба Штанге (с) 38,4±2,3 43,2±2,5 39,3±2,6 48,8±2,1

Наклон вперед (см) 3,2±0,9 5,6±1,3 2,8±1,2 8,3±1,9

Сгибание-разгибание рук с опорой на колени (кол-во раз) 8,4±1,7 12,6±2,2 8,7±1,9 18,2±2,6

Опускание ног вправо, влево (маятник) лежа на спине, руки в стороны (кол-во раз) 7,5±1,6 12,3±1,8 7,3±1,9 18,5±2,1

Выпрыгивание из низкого приседа у шведской стенки (кол-во раз) 11,3±1,7 14,2±1,4 11,8±1,9 18,6±2,4

Подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз) 17,4±3,2 25,6±2,5 18,2±2,7 35,8±3,4

Бег на месте высоко поднимая бедро 180 ш./мин (с) 13,6±2,3 19±2,4 13,9±2,1 35,3±3,2

Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко (баллы) -0,6±0,04 1,6±0,03 -0,7±0,06 6,2±1,3

Полученные результаты позволяют заключить, что в достижении успеха в физической реабилитации студентов СМГ в системе высшего профессионального образования главенствующее значение приобретают самостоятельные занятия физическими упражнениями, подобранные с учетом заболевания и систематически выполняемые с постепенным волнообразным увеличением нагрузки, при активном участии в лечебно-восстановительном процессе индивидуума. Реабилитационные занятия в рамках учебного расписания в совокупности с самостоятельными дополнительными занятиями в объеме около 2 часов в неделю способствуют развитию процессов приспособления организма к физическим нагрузкам, повышают уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и здоровья.

Занятия по предмету «Физическая культура» для студентов СМГ в объеме 4 часов в неделю в рамках учебного процесса высшего профессионального образования не имеют должного реабилитационного эффекта.

В результате проведенного анализа физического и психологического состояния здоровья молодежи, его динамики можно сделать следующие выводы:

• 2/3 трети представителей студенчества постоянно или время от времени пребывают в нездоровом состоянии;

• 4-я часть из них страдает хроническими или затяжными заболеваниями.

Негативное влияние на состояние здоровья молодежи оказывает целый ряд причин, связанных с их учебой в высших учебных заведениях:

- до 63% студентов считает, что одним из факторов, влияющих на состояние здоровья, является отсутствие хорошо организованного, качественного питания по доступным ценам;

- отсутствие в целом адаптации учебного процесса к индивидуальным физическим и психофизиологическим особенностям студентов, равнодушное отношение преподавателей к обучающимся;

- практическое отсутствие по месту учебы системы диагностики, профилактики заболеваний и оздоровительных услуг по доступным ценам;

- по мнению 63% студентов, медицинские осмотры, проводимые в вузе, - пустая формальность: ничего конкретного о состоянии здоровья обследуемых во время осмотров не говорится;

- более 60% студентов, нуждающихся в интенсивном и многообразном лечении и не получающих помощь со стороны медицинского персонала, самостоятельно используют различные формы и средства для поддержания своего здоровья;

- отсутствие психологической службы в стенах вуза, способной оказать помощь, дать консультацию по проблемам учебы, взаимоотношений, семейной жизни студентов;

- одним из факторов, влияющих на состояние здоровья, 58% юношей и 29% девушек (в основном студентов 1-го и 2-го курсов) считают неэффективно организованную систему физического воспитания в вузе;

- студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, на 1-м и 2-м курсах положительно изменяют свое отношение к здоровью и здоровому образу жизни. На 3-м курсе, с сокращением вдвое количества часов, предусмотренных Госстандартом на физическое воспитание, резко падает интенсивность их отношения к здоровью, познавательно-практический характер отношения меняется на эмоциональный, сигнализируя о сохраняющейся потребности в физкультурно-оздоровительной активности. У студентов с ослабленным здоровьем интерес к занятиям физической культурой продолжается вплоть до 4-го курса, а затем происходит такой же спад, как и у студентов 3-го курса основной медицинской группы;

- важнейшим показателем уровня культуры личности, как и фактором, влияющим на хорошее настроение, состояние здоровья и позитивное отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни является активная форма проведения досуга - активный отдых и спорт (однако доля студентов, предпочитающих активный отдых, за последние годы сократилась с 31 до 17%);

- 29,5% студентов, проживающих в общежитии, считают, что неустроенный быт не только отнимает львиную долю времени от отдыха и саморазвития, но и формирует культуру потребностей, создает определенную материальную и нравственно-психологическую атмосферу, определяющую физическое и психическое состояние здоровья студентов;

- в целом для студенчества характерны равнодушно-пассивное отношение к своему здоровью и отсутствие культуры его поддержания, доминирует не профилактика заболеваний и оздоровление, а лечение по необходимости.

Литература

1. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст] / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. -М.: ФиС, 2010. - 295 с.

2. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье [Текст] / В.А. Медик, А.М. Осипов. -М.: Логос, 2003. - С. 11-36, 138-161.

3. Пашин АА. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молоде-

жи [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /А.А. Пашин. -М., 2012. - 25 с.

4. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.

5. Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе: учебное пособие. / Г.А. Гилев. - М.: МГИУ, 2007. - 376 с.

6. Дартау Л.А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза / Л.А. Дар-тау // Здоровьесберегающее образование. - 2010. -№ 4. - С. 85-89.

7. Поздеева Л.В. Совершенствование физического воспитания студентов вузов / Л.В. Поздеева // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 110-112.

8. Новокрещенов В.В. Модель организации рекреационных занятий физической культурой студентов

высших учебных заведений: монография / В.В. Ново-крещенов, Р.Х. Митриченко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ижев. гос. техн. ун-т им. М.Т. Калашникова». - Ижевск: ИжГТУ, 2012. -159 с.

References:

1. Kabachkov V.A. Professional physical education in continuing education of young people [Text] / V.A. Kabachkov, S.A. Polievsky, A.E. Burov. - M.: FIS, 2010. - 295 p.

2. Medic V.A. University students: lifestyle and health [Text] / V.A. Medic, A.M. Osipov. - M.: Logos, 2003. -P. 11-36, 138-161.

3. Pashin A.A. Formation of the valuable relation to

health in physical education students [Text]: Author. dis....

Dr. ped. Sciences. - M., 2012. - 25 p.

4. Pyzy Y.P. Management of physical education in educational institutions on the basis of the physical condition monitoring. [Text]: Author. dis. ... Cand. ped. Science/ Y.P. Pyzyr. - M., 2006. - 21 p.

5. Gilev G.A. Physical training in higher education institution: manual / G.A. Gilev. - M.: MGIU, 2007. - 376 p.

6. Dartau L.A. Management of health of students in the higher education institution / L.A. Dartau // Health saving education. - 2010. - No. 4. - P. 85-89.

7. Pozdeeva L.V. Improvement of physical training of students of higher education institutions / L.V. Pozdeeva // Higher education today. - 2008. - No. 5. - P. 110112.

8. Novokreshchenov V.V. Model of the organization of recreational occupations by physical culture of students of higher educational institutions: monograph / V.V. Novo-kreshchenov, R.H. Mitrichenko; M-in science and education. Federations, Feder. state. budget. form. establishment higher. prof. education "Izhev. state. tech. un-t of M.T. Kalashni-kov". - Izhevsk: IzhGTU, 2012. - 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.