Результаты эксперимента показали что, в экспериментальной группе граничные значения отягощений достоверно улучшились по сравнению с контрольной группой. Максимальная величина отягощения (максимально поднимаемый вес) в экспериментальной группе достоверно выше в показателях ведущих групп мышцы. На рисунке 1 представлена динамика изменения максимальной величины отягощения в упражнении “Разгибание ног в тренажере”.
Изменение граничного количества повторений и граничного значения отягощения в процессе эксперимента при дискретности 1 раз в месяц (7 тестирований) показало, что значительно увеличение граничного отягощения приводит к уменьшению аналогичного показателя повторений. Меньший прирост граничного значения отягощения сопровождался большим количеством повторений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьяченко, Н.А. Определение параметров усилия в специальной силовой подготовке на тренажерах / Н.А. Дьяченко, Т.М. Замотин // Российский журнал биомеханики
- 2012. - № 2 (56), т. 16. - С. 68-73.
2. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник / Г.П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 328 с.
3. Дьяченко, Н.А. Методика оценки внешней нагрузки при скоростно-силовой подготовке на тренажерах / Н.А. Дьяченко, А.Н. Жищенко, В.П. Аксенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 38-41.
REFERENCES
1. Dyachenko, N.A. and Zamotin, T.M. (2012), “Determination of the parameters in a special effort strength training at the gym”, Russian Journal of Biomechanics, Vol. 16, No. 2(56), pp. 68-73.
2. Vinogradov, G.P. (2009), Athleticism: theory and methodology of training: the textbook, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
3. Dyachenko, N.A., Zhischenko, A.N. and Aksenov, V.P. (2008), “Method of evaluation of the external load at the speed-strength training at the gym”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, .Vol. 35, No. 1, pp. 38-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.09.2012.
УДК 796.07; 796.034.2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, РАБОТАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ
Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное научное учреждение «Институт социализации и образования» Российской академии образования (ФГНУ ИСиО РАО),
Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Нурсулу Куспановна Байтлесова, соискатель, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова
Аннотация
Статья посвящена решению проблемы повышения двигательной активности женщин второго периода зрелого возраста (36-55 лет), работающих преподавателями вузов. Авторами анализируются причины, по которым значительная часть женщин не посещают фитнес-клубы, и обосно-
вывается целесообразность проведения самостоятельной физической тренировки. Путём теоретического анализа выявляются виды двигательной активности, рекомендуемые специалистами для женщин второго периода зрелого возраста и подходящие для применения в условиях самостоятельной тренировки; путём анкетирования выявляются наиболее привлекательные для женщин виды двигательной активности. Разрабатываются шесть физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ): занятий ходьбой в чередовании с бегом, дыхательными упражнениями, гимнастическими упражнениями по системе хатха-йоги, силовыми упражнениями, оздоровительным плаванием, аквааэробикой. Из них первые пять предназначены для самостоятельных занятий женщин 3-4 раза в неделю по 15-30 мин; последняя (ФОТ занятий аквааэробикой) - для групповых занятий в бассейне под руководством инструктора 3 раза в неделю по 45 мин. Результаты полугодового педагогического эксперимента (n=105) показали, что любые регулярные физкультурные занятия способствуют увеличению двигательной активности; повышению функциональной тренированности и физической работоспособности; улучшению физической подготовленности; оптимизации самочувствия, активности, настроения. При этом самой эффективной по совокупности всех показателей оказалась ФОТ занятий аквааэробикой, что подтвердило преимущество тренировочных занятий, проводимых профессиональными специалистами с соблюдением всех теоретико-методологических норм. Для формата самостоятельных занятий женщин второго периода зрелого возраста наиболее эффективными оказались занятия оздоровительной ходьбой в чередовании с бегом, оздоровительным плаванием, дыхательными упражнениями.
Ключевые слова: женщины-преподаватели второго периода зрелого возраста; двигательная активность; самостоятельная физическая тренировка; физкультурно-оздоровительные технологии; физическая работоспособность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p50-57
MOTION ACTIVITY AS A FACTOR OF PERFORMANCE INCREMENT OF WOMEN-LECTURERS OF THE SECOND PERIOD OF MATURITY WORKING IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Federal State Scientific Establishment «Institute of Socialization and Education» of Russian
Academy of Education,
Olga Gennadievna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod State National Research University,
Nursulu Kuspanovna Baitlessova, the competitor,
Western Kazakhstanian State University named after M. Utemisov
Annotation
The article is devoted to the solution of the problem of performance increment of women-lecturers of the second period of maturity (aged 36-55) working in higher educational establishments. The reasons why the majority of women do not attend fitness clubs are analyzed and the appropriateness of physical self-training is justified by the authors. By means of theoretical analysis, the types of physical activity recommended by specialists for women of the second period of maturity and suitable for use in the conditions of self-training are discovered; by means of questioning, the most attractive types of motion activity for women are revealed. Six health-improving PT technics are developed: walking interlacing with jogging, breathers, Hatha Yoga exercises, muscle-strengthening exercises, health-improving swimming and water aerobics. Five of them are meant for self-training 3 to 4 times a week during 15 to 30 minutes; the last one (water aerobics) is meant for group training in the swimming pool conducted by an instructor 3 times a week for 45 minutes. The results of the pedagogical experiment (n=105) which lasted for 6 months showed that any regular physical training activity contributes to performance increment, functional training performance and physical working capacity increase; improves physical preparedness, promotes stamina, activity and good mood. Water aerobics turned out the most effective technic showing the best rates of the above-mentioned factors, which proved the advantages of physical trainings conducted by specialists when all theoretical and methodological standards are observed. Within the framework of self-training for women of the second period of maturity health-improving walking interlacing with jogging, swimming and breathers proved to be the most effective activities.
Keywords: women-lecturers of the second period of maturity, motion activity, physical selftraining, health-improving PT technics, physical working capacity.
ВВЕДЕНИЕ
Для большинства развитых стран актуальным является сохранение и поддержание физического и психического здоровья женщин зрелого возраста [8]. При этом вопрос здоровья и работоспособности женщин становится тем острее, чем заметнее успехи цивилизации [6]. Настоящим бичом нашего времени стала проблема дефицита двигательной активности, провоцирующая возникновение нарушений в состоянии опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной систем, а также появление избыточной массы тела, депрессий, нервнопсихических расстройств [4].
В наибольшей степени указанная проблема касается людей, занимающихся различными видами интеллектуальной деятельности, в том числе преподавателей вузов. И если в молодом возрасте отрицательные последствия гиподинамии и гипокинезии нивелируется за счёт естественных резервов жизнеспособности организма, то в более зрелом возрасте они проявляются в полной мере и усугубляются возрастными инволюционными изменениями, развитием климактерического синдрома, нерациональным питанием, вредными привычками, стрессами [2,3]. Напротив, лица, вовлечённые в регулярные физкультурные занятия, отличаются более позитивными показателями соматического состояния.
Как отмечает Е.Г. Сайкина [5], развитие современной фитнес-индустрии (в том числе её научно-методического компонента) шагнуло очень далеко. В настоящее время специалисты рассматривают фитнес как целенаправленный систематический процесс оздоровительных занятий и как один из наиболее эффективных путей улучшения соматического и психоэмоционального состояния лиц зрелого возраста [1,2,8; и др.].
Вместе с тем, как показывают новейшие исследования, большинство женщин второго периода зрелого возраста не посещают организованные физкультурные занятия в фитнес-клубах. Причины называются самые разнообразные, но в целом сводятся к следующим [6]: нет времени; не могу себя заставить; нет мест для занятий; не с кем ходить; материальное ограничение; отсутствует соответствующая возрастная группа.
В связи с этим, по нашему мнению, в настоящее время остро встаёт вопрос разработки физкультурно-оздоровительных программ, методик, технологий для женщин второго периода зрелого возраста, предусматривающих самостоятельную организацию занятий и не предъявляющих повышенных требований к техническому оснащению мест занятий. Подобный опыт организации самостоятельных занятий был успешно реализован в диссертациях А.Н. Усатова [7] и О.Г. Румба [4]. Однако, несмотря на то, что в этих работах, речь шла о студентах, на наш взгляд, воплощение заложенных в них идей возможно и на изучаемом нами контингенте.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Путём обобщения результатов теоретического анализа специальной литературы было установлено, что в программу занятий с лицами зрелого возраста специалисты рекомендуют включать самые разнообразные физические упражнения, которые можно разделить на следующие группы: гимнастические упражнения; циклические упражнения умеренной интенсивности; скоростно-силовые упражнения; игры и игровые упражнения. При этом в ракурсе выбора средств самостоятельной оздоровительной тренировки лиц, не имеющих специального физкультурного образования (когда на первый план выходят такие характеристики, как доступность и простота дозирования), к числу перспективных видов двигательной активности для женщин второго периода зрелого возраста относятся: оздоровительная ходьба в чередовании с бегом, оздоровительное плавание, гимнастические, дыхательные, силовые упражнения.
В связи с этим было принято решение разработать пять физкультурнооздоровительных технологий (ФОТ) для женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста, предназначенных для использования в рамках самостоятельных занятий, проводимых 3-4 раза в неделю по 15-30 мин:
- ФОТ занятий ходьбой в чередовании с бегом. Включала терренкуры с чередованием ходьбы и бега на местности и постепенным увеличением рекомендуемой скорости ходьбы и продолжительности бега, а также изменение соотношения ходьбы и бега в сторону увеличения последнего.
- ФОТ занятий дыхательными упражнениями. Занимающимся на выбор предлагались следующие варианты дыхательной тренировки: 1) дыхательные упражнения по методике Стрельниковой; 2) дыхательные упражнения по методике Чайлдерс; 3) дыхательные упражнения с поочерёдным применением обеих методик. В комплексах упражнений было предусмотрено последовательное увеличение количества подходов к выполнению упражнений и увеличение времени задержки дыхания.
- ФОТ занятий гимнастическими упражнениями по системе хатха-йоги. Включала двенадцать безопасных статических поз, оказывающих общее воздействие на женский организм; религиозно-мистическая теория йоги не учитывалась. Порядок выполнения упражнений в комплексе был определён в соответствии с направленностью воздействия на стимулирование функций конкретных органов путём избирательного изменения их кровоснабжения.
- ФОТ занятий силовыми упражнениями. Включала 20-минутный комплекс специальных силовых упражнений с резиновыми жгутами для различных групп мышц, разработанный А.Н. Усатовым и скорректированный нами в соответствии с рекомендациями для женщин второго периода зрелого возраста.
- ФОТ занятий оздоровительным плаванием. Включала 15-30-минутные плавательные тренировки с постепенным увеличением от занятия к занятию плавательной нагрузки путём удлинения дистанции.
Помимо пяти перечисленных ФОТ, разработанных для применения женщинами в условиях самостоятельных занятий, была также разработана ФОТ занятий аквааэробикой, предполагающая проведение групповых занятий под руководством специалиста в бассейне. Данная технология была разработана с целью последующего сопоставления эффективности самостоятельных занятий женщин и групповых занятий под руководством специалиста. Аквааэробика была выбрана как один из наиболее привлекательных и эффективных для женщин второго периода зрелого возраста видов двигательной активности [8]. Разработанная технология состояла из 6-ти частей (по 4 недели), каждая из которых варьировалась по содержанию и величине физической нагрузки.
Проверка эффективности разработанных ФОТ в рамках самостоятельных занятий женщин-преподавателей вузов второго периода зрелого возраста осуществлялась с помощью сравнительного педагогического эксперимента, который проводился с 15 ноября 2010 г. по 15 мая 2011 г. В эксперименте приняли участие 105 женщин-преподавателей вузов в возрасте 36-55 лет. Были сформированы шесть экспериментальных групп (ЭГ) и одна контрольная (КГ). В каждую группу входили 15 женщин - по пять преподавателей разного возраста из трёх задействованных в эксперименте вузов - ЗападноКазахстанского государственного университета им. М. Утемисова, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгородского университета кооперации, экономики и права (таблица). Эффективность разработанных ФОТ оценивалась путём тестирования физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, самочувствия, активности, настроения испытуемых. Кроме того, занимающиеся осуществляли регистрацию величины своей двигательной активности и вели дневники самоконтроля, а специалисты, прикреплённые к вузу для контроля за ходом экспериментальной работы, периодически протоколировали педагоги-
ческие наблюдения.
Таблица
Характеристика участвовавших в эксперименте групп испытуемых
Груп- па ФОТ Коли- чество испы- туе- мых Сред- ний возраст испыту- емых
1-Г л оздоровительная ходьба в чередовании с бегом 15 41
1-Г л дыхательные упражнения 15 43
Г л гимнастические упражнения по системе хатха-йоги 15 42,5
Г л силовые упражнения с резиновыми жгутами 15 41,5
ЭГ5 оздоровительное плавание 15 43
ЧО Г Э аквааэробика 15 43,5
КГ - 15 42
Место проведения экспериментальных занятий
Специалист, контролирующий ход эксперимента
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова;
Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
Белгородский университет кооперации, экономики и права
Байтлесова Н.К.
Копейкина Е.Н.
Богоева М. Д.
всего участников эксперимента - 105 человек; средний возраст испытуемых - 42,5 года
Сравнение показателей женщин ЭГ и КГ в целом свидетельствует, что любые регулярные физкультурные занятия способствуют увеличению двигательной активности; повышению функциональной тренированности и физической работоспособности; улучшению физической подготовленности; оптимизации самочувствия, активности, настроения. При этом предложенная систематичность самостоятельной оздоровительной тренировки является вполне достаточной для возникновения положительных изменений в показателях двигательной активности, физической работоспособности, соматического и психоэмоционального состояния женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста.
60000
40000
10000
п.пппппп
” с* а г'-
П п п П
о I й I я I о I с; среднесуточная ДА
0 I 0 I 0 I 0 I 0 I 0 0 I 0 I 0 I 0 I 0 I 0
среднесуточная ДА в дни средненедельная ДА
физкультурных занятий
средние показатели ДА за весь экспериментальный период
0
Рис. 1. Обобщённые данные о величине двигательной активности женщин
Вместе с тем, сопоставление результатов обследования женщин, практиковавших различные виды двигательной активности, свидетельствует о разной степени влияния разработанных вариантов ФОТ на изучаемые показатели. В частности, было установлено, что при доказанном положительном влиянии всех разработанных ФОТ на двигательную активность, работоспособность, соматическое и психоэмоциональное состояние женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста наиболее эффективными являются технологии занятий аквааэробикой, оздоровительной ходьбой в чередовании с бегом, оздоровительным плаванием, дыхательными упражнениями. Данный результат, в принципе, был ожидаемым, поскольку три из четырёх перечисленных ФОТ представляют собой разные варианты аэробной тренировки, при этом две из них - циклического характера. Что касается дыхательных упражнений, то они изначально представляют собой средства тренировки кардиореспираторной системы занимающихся путём активизации её резервных возможностей, что и определят эффективность их воздействия на тестируемые показатели.
(по показателям модифицированного Гарвардского степ-теста)
Вместе с тем, нельзя не отметить, что совокупное положительное влияние на самочувствие, активность, настроение женщин наиболее заметно оказали несколько иные ФОТ, в частности: занятия гимнастическими упражнениями по системе хатха-йоги и аквааэробикой. По всей видимости, данное обстоятельство связано как со спецификой самих упражнений (релаксирующие в йоге, танцевальные в аквааэробике), так и с используемым в ходе занятий музыкальным сопровождением.
(по показателям 12-минутного теста Купера)
Наконец, следует признать, что самой эффективной ФОТ по совокупности всех показателей оказалась ФОТ занятий аквааэробикой, в организационном плане представляющая собой групповые занятия под руководством специалиста 3 раза в неделю по 45 мин. Данное обстоятельство лишний раз доказывает, что самым эффективным видом тренировки, безусловно, является тренировка, подготовленная и проводимая профессиональным специалистом с соблюдением всех теоретико-методологических норм. Однако в случае невозможности по каким-либо причинам посещать организованные занятия в фитнес-клубах и оздоровительных группах женщинам второго периода зрелого возраста целесообразно 3-4 раза в неделю по 15-30 мин проводить самостоятельные тренировки, в ходе которых можно использовать любую из разработанных ФОТ, либо менять их через каждые полгода занятий.
Рис. 4. Обобщённые данные о состоянии кардиореспираторной системы женщин (по показателям индекса Скибинской)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали, что самостоятельная оздоровительная тренировка является эффективным средством восполнения дефицита двигательной активности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов, и, как следствие, может способствовать повышению их работоспособности, улучшению соматического и психоэмоционального состояния. При этом перспективным является разработка ФОТ, обеспечивающих необходимый минимум двигательной активности, очерченный границами 3-4 занятий в неделю по 15-30 мин, проводимых в любое удобное для занимающихся время. Наиболее эффективными для данного формата занятий являются следующие виды двигательной активности: оздоровительная ходьба в чередовании с бегом, оздоровительное плавание, дыхательные упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буркова, О.В. Влияние системы Пилатеса на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Буркова О.В. - М., 2008. - 24 с.
2. Венгерова, Н.Н. Педагогические технологии фитнес-индустрии для сохранения здоровья женщин зрелого возраста : монография / Н.Н. Венгерова ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2011. - 251 с.
3. Лаврухина, Г.М. Методика проведения оздоровительной гимнастики для женщин с учётом возрастных периодов жизни : автореф. дис. . канд. пед. наук / Лаврухина
Г.М. - СПб., 2002. - 24 с.
4. Румба, О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : монография / О.Г. Румба. - Белгород : Лит-КараВан, 2011. - 460 с.
5. Сайкина, Е.Г. Концептуальные основы подготовки специалистов по фитнесу в современных социокультурных условиях : монография / Е.Г. Сайкина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 394 с.
6. Товстоног, И.М. Рекреационно-оздоровительные занятия с женщинами 35-45 лет с использованием инновационного комплекса взаимодополняющих средств физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Товстоног И.М. - Смоленск, 2011. - 22 с.
7. Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Усатов Александр Николаевич. - Белгород, 2010. - 160 с.
8. Фёдорова, О.Н. Комплексное применение средств Пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук / Фёдорова О.Н. - СПб., 2012. - 26 с.
REFERENCES
1. Burkova, O.V. (2008), Influence of the system of Pilates on physical qualities development, bodybuild correction and psycho-emotional state of middle-aged women: dissertation, Moscow, Russian Federation.
2. Vengerova, N.N. (2011), Fitness industry pedagogical technics for mature-aged women to keep fit: monograph, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Lavrukhina, G.M. (2002), Method of health-improving gymnastics carrying out for women taking into account age periods of their lives: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Rumba, O.G. (2011), System mechanisms ofphysical activity regulation of students of special medical groups: monograph, publishing house LitKaraVan, Belgorod, Russian Federation.
5. Saikina, Y.G. (2007), Conceptual framework of training specialists in fitness in modern socio-cultural conditions: monograph, publishing house Herzen University St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Tovstonog, I.M. (2011), Recreational and health-improving trainings of women aged 35 to 45 using innovation complex of complementary means of physical culture: dissertation, Smolensk, Russian Federation.
7. Usatov, A.N. (2010), Physical self-training as means of performance increment of student youth : dissertation, Belgorod, Russian Federation.
8. Fedorova, O.N. (2012), Complex application of Pilates and aqua aerobics means in training women of the second period of maturity: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.09.2012.