О.Ю. Казмирчук
ДВЕ РЕДАКЦИИ СТИХОТВОРЕНИЙ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ЛЕТО» И «ГОРОД»:
трансформация первоначального замысла в контексте поэтического цикла
В данной статье анализируются две редакции стихотворений Б.Л. Пастернака «Лето» и «Город». Сравнение этих редакций позволяет проследить, как менялся сюжетный и образный строй этих стихотворений в процессе работы БЛ. Пастернака над циклом «Переделкино»
Ключевые слова: Б.Л. Пастернак; «Летний день»; «Город»; поэтический цикл; цикл «Переделкино».
Стихотворения «Город» и «Лето» (название «Летний день» появилось уже в контексте поэтического цикла «Переделкино») написаны Пастернаком в 1940 г. и напечатаны в первом номере журнала «Молодая гвардия» за 1941 г.1 В 1941 г. Пастернак активно работал над стихотворениями «переделкинского» цикла2, таким образом, можно предположить, что именно «Лето» и «Город» послужили отправной точкой для созда-нияцикла. Особая значимость этих текстов реализовалась и в структуре цикла «Переделкино»: стихотворение «Летний день» открывает цикл, а стихотворение «Город» располагается в середине цикла (очевидно, что в стихотворном цикле, как и в любой другой художественной целостности, семантически выделены позиции «начала», «середины» и «конца»)3. Необходимо учитывать и еще один факт: первый («журнальный») вариант интересующих нас стихотворений разительно отличается от «канонической» редакции (редакции, вошедшей в цикл), а значит, нетрудно предположить наличие связи между переработкой этих стихотворений и формированием замысла цикла «Переделкино».
Попробуем сравнить стихотворения «Лето» и «Летний день». В стихотворении «Лето» уже в первой строфе возникает лирический герой, его появление сопровождается описанием жаркого летнего дня, проводимого этим героем на огороде. Бытовая, во многом автобиографическая, ситуация постепенно трансформируется в сюжет о сотворении человека, солнце преображает, заново сотворяет лирического героя. Причем этот антропо-гонический сюжет развивается как бы в «обратной» последовательности по сравнению с библейским сюжетом, сначала герой в поте лица трудится на огороде, потом загоревший в процессе работы герой уподобляется горшку, сделанному из глины: «Ступая пыльной лебедой / И выполотой мятой, / Ручьями пота, как водой, / Я оболью лопату. / Как глину, солнце обожжет / Меня по самый пояс, /Ия глазурью, стерши пот, / Горшечною покроюсь» (С. 147).4
Процесс «сотворения» лирического героя довершает ночь: если солнце дарует герою внешнюю форму, то ночь привносит «внутреннее содержание», теперь герой уподобляется кувшину с водой и цветами. Именно ночь вверяет героя героине, земной женщине, после чего местоимение «я» сменяется местоимением «мы».
Стихотворение «Лето» завершается двумя четверостишиями, в которых формулируется важная для Пастернака идея: именно ночью проявляется истинная, стихийная природа человека: «Наш отдых будет как набег. / Весь день царил порядок, / А ночью спящий человек - / Собрание загадок». Ночью, во сне, человек способен легко соприкасаться с вечным, вселенским началом: «Во сне, как к крышке сундука / И ящику комода, / Потянется его рука / К ночному небосводу» (С. 148). Примечателен и выбор бытовых предметов, с которыми поэт сравнивает небо. Здесь воплощается не только свойственное Пастернаку сближение «высокого» и «низкого», «вечного» и «повседневного», важнее другое: сундук, ящик комода - предметы, предназначенные для хранения чего-то. Небо хранит в себе нечто, необходимое человеку.
Итак, лирический герой написанного в 1940 г. стихотворения «Лето» под действием солнца преображается, т.е. создается заново. Процесс сотворения героя уподобляется творению первого человека. Заново сотворенный силами природы герой обретает возможность контактировать с вечным, вселенским началом.
Теперь попробуем проанализировать переработанный вариант, открывающее «переделкинский» цикл стихотворение «Летний день». Сравним сначала названия. Очевидно, что название «Летний день» вбирает в себя лишь небольшую часть временного периода, охарактеризованного названием «Лето». С другой стороны, название «Летний день» семантически более точно определяет ситуацию, описываемую в стихотворении: в стихотворении воспроизводится суточный цикл, с раннего утра до ночи: «и парит спозаранку» - «а ночь войдет в мой мезонин». И, наконец, название «Летний день» позволяет предположить, что метаморфозы, происходящие с героем, - явление не разовое, а повторяющееся ежедневно.
Даже при беглом сравнении двух тестов становится очевидно, что наиболее серьезной переработке подвергались начало и конец стихотворения. На этих фрагментах мы и сосредоточим внимание.
Первые строки стихотворения «Летний день» семантически противоречат его названию, поскольку в этих строчках вводится мотив весны: «У нас весною до зари / Костры на огороде...» (С. 22). Подобный семантический «сбой» вызван тем, что стихотворение «Летний день» является не самостоятельным художественным произведением, а частью поэтического цикла (его маркированным элементом, его началом), а значит, это стихотворение должно взаимодействовать с другими текстами цикла5.
Само слово цикл в переводе с греческого означает «круг», одно из ярких воплощений идеи круга - это годичный, природный круг, чередование времен года. Сюжетной основой для пастернаковского цикла «Переделкино» становится именно идея годичного природного круга6: цикл движется от весны к весне (весна как символ возрождения).
Четкое соблюдение годичного цикла для Пастернака принципиально уже в силу того, что все «переделкинские» стихотворения выстраиваются в единый сюжет: герой старается уподобить свою жизнь жизни природы, благодаря чему он обретает бессмертие (ведь природа бессмертна, поскольку зима всегда будет сменяться весной), а также герой получает возможность творить. Цикл «Переделкино» завершается стихотворением «Дрозды», лирический герой которого признается в том, что хотел бы подражать певчим птицам в образе жизни и в способе творчества: «Таков приют дроздов тенистый. / Они в неубранном бору / Живут, как жить должна артиста, / Я тоже с них пример беру» (С. 39). Да и само название пастернаковского цикла «повторяет» название дачного поселка, в котором живут поэты и писатели7.
Как было показано выше, сюжет о том, как силы природы «преображают», заново сотворяют человека, уже был воплощен Пастернаком в стихотворении «Лето», а поскольку в границах цикла поэту было важно соблюсти идею годичного круга, в начало стихотворения вводится мотив весны (который, кстати, совершенно не используется в дальнейшем тексте).
Еще один «новый» по сравнению со стихотворением «Лето» образ - образ костра как языческого алтаря. Вероятно, в контексте цикла Пастернаку было важно задать семантику сакрального языческого начала, ведь основная идея цикла (природа бессмертна, природа несет в себе творческий потенциал, а потому герой-художник должен уподобляться природной стихии) восходит к языческому мировосприятию.
Стихотворения «Лето» и «Летний день» различаются и финалами. Если в финале стихотворения «Лето» открыто постулируется стихийность, загадочность человеческой природы и умение человека объединять космическое и земное начало, то стихотворение «Летний день» завершается образом распустившегося побега. Побег стал последним звеном в цепочке метаморфоз, происходивших с героем. Побег - метафора единения героя и героини: «И распустившийся побег / Потянется к свободе, / Устраиваясь на ночлег / На крашенном комоде» (С. 22).
В финале «Летнего дня» стремление героя слиться с природой достигает своего апогея и реализуется в образе побега. В контексте цикла образ побега сближает стихотворение «Летний день» со следующим текстом, «Сосны». Стихотворение «Сосны» становится своеобразным продолжением и развитием проблематики «Летнего дня»: сосна - символ движения вверх, в небо, лирический герой, приобщаясь к миру сосен, обретает пусть временное, но бессмертие, и получает возможность создавать новый мир, видеть море в сосновом бору.
Итак, перерабатывая стихотворение «Лето» для включения его в цикл, Б. Пастернак заметно изменяет начало и конец, «встраивая» этот текст в циклическую структуру.
Теперь обратимся к стихотворению «Город». Стихотворение, написанное в 1940 г., отнюдь не первая попытка поэта дать поэтическую интерпретацию образа города. Образ города играл важную роль уже в первых поэтических книгах БЛ. Пастернака8, этому образу посвящены целые главы автобиографической прозы «Охранная грамота»9
Стихотворение «Город» начинается с противопоставления зимы, переживаемой лирическим героем за городом и в городе: «Из чащи к дому нет прохода: / Кругом сугробы, смерть и сон. / Зима в лесу - не время годы, / А Гибель и конец времен. / А между тем, пока мы хнычем / И тащим хворост для жилья, / Гордится город безразличьем / К несовершенствам бытия» (С. 149). По мнению лирического героя, зима вне города - синоним смерти, апокалиптического конца мира, и только город не боится зимы, только в городе можно найти спасение от зимней смерти (образ зимнего города - один из самых частотных образов ранней лирики Пастернака). Итак, антитеза «смертного» мира природы и «бессмертного» города становится лейтмотивом стихотворения «Город».
Чем же, по мнению лирического героя, объяснимо «бессмертие» города? Город бессмертен, поскольку он способен творить (этот концепт возникал и в книге «Близнец в тучах», и в книге «Поверх барьеров»)10. Как и в этих ранних книгах, в стихотворении 40-го года образ города неразрывно связан со стихией истории. Именно город - арена действия исторических сил, в данном случае город - это родина науки и ремесел.
Стихотворение «Город» заканчивается вопросом-восклицанием, в котором еще раз обыгрывается идея бессмертия города (по крайней мере, города зимнего), его устремленность в будущее: «И разве он и впрямь не вечен, / Когда зимой, с разбега вдаль, / Он всем скрещеньем поперечин / Вонзает в запад магистраль?» (С. 150).
Работая над циклом «Переделкино», Б. Пастернак в 1942 г. возвращается к тексту стихотворения «Город». Что заставляет поэта вновь обратиться к образу города? «Переделкино» - дачный поселок, расположенный в ближнем Подмосковье. Первые стихотворения цикла описывают жизнь героя в этом поселке, жизнь, в которой герой максимально приближен к природе. Но, вероятно, создание образа пригорода невозможно без описания его антипода, города. Кроме того, в первых стихотворениях цикла лирический герой ощущает лишь «природное» время, категория времени для героя воплощается в чередовании времен года, а с образом города для Пастернака связаны представления об историческом времени.
Стихотворение «Город», напечатанное в журнале «Молодая Гвардия», противоречило той концепции цикла, которая была заложена в первых
стихотворениях, ведь в «Городе» природа отождествляется с неминуемой смертью. Перерабатывая стихотворение, Пастернак сохраняет противопоставление зимнего «пригорода» и зимнего «города», причем, на первый взгляд, сохраняется даже трактовка этой оппозиции: зима в пригороде предстает как аналог смерти, а город не подвержен воздействию зимы. Однако в стихотворении 1942 г. Б. Пастернак усиливает эффект «кажимости», «иллюзорности» «субъективности» оценок, даваемых ситуации. Зима в пригороде лишь кажется лирическому герою гибелью, а город в свою очередь только кажется безразличным, не замечающим зимы.
В финале стихотворения 1942 г. герой признается, что сам восхищался могуществом города, но это было давно, в детстве, неслучайно жизнь пригорода описывается глаголами настоящего времени, а жизнь города -глаголами в прошедшем времени.
Таким образом, в стихотворении 1942 г. симпатии лирического героя все-таки отдаются пригороду. Даже первоначальная оппозиция «смерти» и «бессмертия» в контексте «переделкинского» цикла обретает иной смысл: смерть - явление временное, смерть обязательно превратится в жизнь. Так, в предшествующем «Городу» стихотворении «Иней» рассказ о зимней (мертвой) природе осмысляется как инвариант «Сказки о мертвой царевне»11, царевна обязательно проснется.
Однако стихотворение «Город», помещенное в середину цикла «Переделкино», привносит в цикл еще одну важную тему: тему истории, которая будет активно разрабатываться в последующих стихотворениях цикла (см., например, стихотворение «На ранних поездах»).
Проведенный сравнительный анализ стихотворений позволяет предполагать, что написанные Пастернаком в 1940 г. стихотворения «Лето» и «Город» стали своеобразным семантическим ядром, из которого впоследствии вырос цикл «Переделкино». В стихотворении «Лето» возникло представление о том, что природа может преобразить, пересоздать человека, а в стихотворении «Город» формировалась оппозиция «город» - «пригород», в рамках которой образ города связывался с такими концептами, как бессмертие и история. По ходу работы над циклом поэт уточнял и даже переосмыслял некоторые концепции, и поэтому при включении в цикл стихотворения подверглись заметной смысловой перекодировке, что позволяет судить об эволюции авторского замысла.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. комментарии Е.В. Пастернак и K.M. Поливанова: Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1989. С. 625-626; ПастернакЕ.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М.. 1989. С. 245-247.
Sm. kommentarii E.V. Pasternak i K.M. Polivanova: Pasternak B.L. Sobranie soch. : V 5 t. T. 2. M., 1989. S. 625-626; Pasternak E.В. Boris Pasternak. Materialy dlja biografii. M., 1989. S. 245-247.
---------------------------------------------------------------------------------------------
2 См. комментарии Е.В. Пастернак и K.M. Поливанова. Пастернак Б.Л. Указ. соч. С. 624—625.
Sm. kommentarii E.V. Pasternak i K.M. Polivanova. Pasternak В.L. Ukaz. soch. S. 624—625.
3 Подробнее о принципах построения стихотворного цикла см., например: ДарвинМ.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. Красноярск, 1988; Фоменко И.В. Лирический цикл. Становление жанра. Поэтика. Тверь, 1992; Тюпа В.И. Градация текстовых ансамблей // Европейский лирический цикл: Материалы междунар. науч. конфер. М., 2003. С. 50-63.
Podrobnee о principah postroenija stihotvomogo cikla sm., naprimer: Darvin M.N. Russkij liricheskij cikl: Problemy istorii i teorii. Krasnojarsk, 1988; Fomenko I.V. Liricheskij cikl. Stanovlenie zhanra. Pojetika. Tver’, 1992; Tjupa V.l. Gradacija tekstovyh ansamblej // Evropejskij liricheskij cikl: Materialy mezhdunar. nauch. konfer. M., 2003. S. 50-63.
4 Все тексты Б.Л. Пастернака цитируются по изданию: Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1989.
Vse teksty В. L. Pastemaka citirujutsja ро izdaniju: Pasternak В.L. Sobranie soch.: V 5 t. T. 2. M., 1989.
5 Этот механизм подробно описан И.В. Фоменко, см., например: Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака// Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конфер. Пермь, 1990. С. 79.
Jetot mehanizm podrobno opisan I.V. Fomenko, sm., naprimer: Fomenko I.V. Ciklizacija kak tipologicheskaja cherta liriki B.L. Pastemaka // Pastemakovskie chtenija: Materialy mezhvuz. konfer. Perm’, 1990. S. 79.
6 Об это см. подробнее: Маймескулов А. «Переделкино» Бориса Пастернака (разбор цикла). Budgoszcz, 1994. С. 13-15.
Ob jeto sm. podrobnee: Majmeskulov A. «Peredelkino» Borisa Pastemaka (razbor cikla). Budgoszcz, 1994. S. 13-15.
7 О поселке «Переделкино» см. подробнее: Лобов Л., Васильева К. Переделкино: Сказание о писательском городке. М., 2011.
О poselke «Peredelkino» sm. podrobnee: Lobov L., Vasil’eva K. Peredelkino: Skazanie о pisatel’skom gorodke. M., 2011.
8 Подробнее о трактовке образа города в раннем творчестве Б.Л. Пастернака см., например: Баевский B.C. Б. Пастернак - лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993. С. 180-182; Вельская Л.Л. Цикл Б. Пастернака «Петербург» и «Петербургский текст» в русской поэзии начала XX века i i Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конфер. Пермь,
1990. С. 16-20; Смирнов И.П. Б. Пастернак «Метель» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 239-247; Флейшман Л.М. Борис Пастернак в 20-е годы. СПб., 2003. С. 102; Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака «Петербург») // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984. С. 171-176.
Podrobnee о traktovke obraza goroda v rannem tvorchestve B.L. Pastemaka sm., naprimer: Baevskij VS. B. Pasternak - lirik. Osnovy pojeticheskoj sistemy. Smolensk, 1993. S. 180-182; Bel’skaja L.L. Cikl B. Pastemaka «Peterburg» i «Peterburgskij tekst» v msskoj pojezii nachala XX veka// Pastemakovskie chtenija: Materialy mezhvuz. konfer. Perm’, 1990. S. 16-20; Smirnov IP. B. Pasternak «Metel’» // Pojeticheskij stroj msskoj liriki. L., 1973. S. 239-247; Flejshman L.M. Boris Pasternak v 20-e gody. SPb., 2003. S. 102; Fomenko I. V. Ob analize liricheskogo cikla (na primere stihov B. Pastemaka «Peterburg») // Principy analiza literatumogo proizvedenija. M., 1984. S. 171-176.
9 Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 4. М.,
1991. С. 149-240; об интерпретации образа города в «Охранной грамоте» см. подробнее: Фа-рыноЕ. Поэтика Пастернака («Путевые записки» - «Охранная грамота»). Wien, 1989. С. 6.
---------------------------------------------------------------------------------------
Pasternak B.L. Ohrannaja gramota i i Pasternak B.L. Sobranie soch.: V 5 t. T. 4. М., 1991. S. 149-240; ob interpretacii obraza goroda v «Ohrannoj gramote» sm. podrobnee: Faryno E. Pojetika Pastemaka («Putevye zapiski» - «Ohrannaja gramota»).Wien, 1989. S. 6.
10 См.: Гаспаров M.Jl., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: Опыт комментария. М., 2005. С. 130-135.
Sm.: Gasparov M.L., Polivanov К.М. «Bliznec v tuchah» Borisa Pastemaka: Opyt kommentarija. М., 2005. S. 130-135.
11 ФарыноЕ. Указ. соч. С. 256.
FarynoЕ. Ukaz. soch. S. 256.