Научная статья на тему 'Две редакции стихотворений Б. Л. Пастернака «Лето» и «Город»:'

Две редакции стихотворений Б. Л. Пастернака «Лето» и «Город»: Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2542
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Л. ПАСТЕРНАК / «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ» / «ГОРОД» / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЦИКЛ «ПЕРЕДЕЛКИНО» / B.L. PASTERNAK / SUMMER DAY / CITY / THE POETICAL SEQUENCE / THE SEQUENCE PEREDELKINO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казмирчук Ольга Юрьевна

В данной статье анализируются две редакции стихотворений Б.Л. Пастернака «Лето» и «Город». Сравнение этих редакций позволяет проследить, как менялся сюжетный и образный строй этих стихотворений в процессе работы Б.Л. Пастернака над циклом «Переделкино»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two editions of B.L. Pasternak’s poems Summer and City: the Transformation of the Original Design in the Context of the Poetical Sequence

Two editions of B.L. Pasternak’s poems Summer and City are analyzed in the article. The comparison of these editions lets us see how the plot and imagery structure of these poems were changing in the process of Pasternak’s work on the sequence Peredelkino.

Текст научной работы на тему «Две редакции стихотворений Б. Л. Пастернака «Лето» и «Город»:»

О.Ю. Казмирчук

ДВЕ РЕДАКЦИИ СТИХОТВОРЕНИЙ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ЛЕТО» И «ГОРОД»:

трансформация первоначального замысла в контексте поэтического цикла

В данной статье анализируются две редакции стихотворений Б.Л. Пастернака «Лето» и «Город». Сравнение этих редакций позволяет проследить, как менялся сюжетный и образный строй этих стихотворений в процессе работы БЛ. Пастернака над циклом «Переделкино»

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак; «Летний день»; «Город»; поэтический цикл; цикл «Переделкино».

Стихотворения «Город» и «Лето» (название «Летний день» появилось уже в контексте поэтического цикла «Переделкино») написаны Пастернаком в 1940 г. и напечатаны в первом номере журнала «Молодая гвардия» за 1941 г.1 В 1941 г. Пастернак активно работал над стихотворениями «переделкинского» цикла2, таким образом, можно предположить, что именно «Лето» и «Город» послужили отправной точкой для созда-нияцикла. Особая значимость этих текстов реализовалась и в структуре цикла «Переделкино»: стихотворение «Летний день» открывает цикл, а стихотворение «Город» располагается в середине цикла (очевидно, что в стихотворном цикле, как и в любой другой художественной целостности, семантически выделены позиции «начала», «середины» и «конца»)3. Необходимо учитывать и еще один факт: первый («журнальный») вариант интересующих нас стихотворений разительно отличается от «канонической» редакции (редакции, вошедшей в цикл), а значит, нетрудно предположить наличие связи между переработкой этих стихотворений и формированием замысла цикла «Переделкино».

Попробуем сравнить стихотворения «Лето» и «Летний день». В стихотворении «Лето» уже в первой строфе возникает лирический герой, его появление сопровождается описанием жаркого летнего дня, проводимого этим героем на огороде. Бытовая, во многом автобиографическая, ситуация постепенно трансформируется в сюжет о сотворении человека, солнце преображает, заново сотворяет лирического героя. Причем этот антропо-гонический сюжет развивается как бы в «обратной» последовательности по сравнению с библейским сюжетом, сначала герой в поте лица трудится на огороде, потом загоревший в процессе работы герой уподобляется горшку, сделанному из глины: «Ступая пыльной лебедой / И выполотой мятой, / Ручьями пота, как водой, / Я оболью лопату. / Как глину, солнце обожжет / Меня по самый пояс, /Ия глазурью, стерши пот, / Горшечною покроюсь» (С. 147).4

Процесс «сотворения» лирического героя довершает ночь: если солнце дарует герою внешнюю форму, то ночь привносит «внутреннее содержание», теперь герой уподобляется кувшину с водой и цветами. Именно ночь вверяет героя героине, земной женщине, после чего местоимение «я» сменяется местоимением «мы».

Стихотворение «Лето» завершается двумя четверостишиями, в которых формулируется важная для Пастернака идея: именно ночью проявляется истинная, стихийная природа человека: «Наш отдых будет как набег. / Весь день царил порядок, / А ночью спящий человек - / Собрание загадок». Ночью, во сне, человек способен легко соприкасаться с вечным, вселенским началом: «Во сне, как к крышке сундука / И ящику комода, / Потянется его рука / К ночному небосводу» (С. 148). Примечателен и выбор бытовых предметов, с которыми поэт сравнивает небо. Здесь воплощается не только свойственное Пастернаку сближение «высокого» и «низкого», «вечного» и «повседневного», важнее другое: сундук, ящик комода - предметы, предназначенные для хранения чего-то. Небо хранит в себе нечто, необходимое человеку.

Итак, лирический герой написанного в 1940 г. стихотворения «Лето» под действием солнца преображается, т.е. создается заново. Процесс сотворения героя уподобляется творению первого человека. Заново сотворенный силами природы герой обретает возможность контактировать с вечным, вселенским началом.

Теперь попробуем проанализировать переработанный вариант, открывающее «переделкинский» цикл стихотворение «Летний день». Сравним сначала названия. Очевидно, что название «Летний день» вбирает в себя лишь небольшую часть временного периода, охарактеризованного названием «Лето». С другой стороны, название «Летний день» семантически более точно определяет ситуацию, описываемую в стихотворении: в стихотворении воспроизводится суточный цикл, с раннего утра до ночи: «и парит спозаранку» - «а ночь войдет в мой мезонин». И, наконец, название «Летний день» позволяет предположить, что метаморфозы, происходящие с героем, - явление не разовое, а повторяющееся ежедневно.

Даже при беглом сравнении двух тестов становится очевидно, что наиболее серьезной переработке подвергались начало и конец стихотворения. На этих фрагментах мы и сосредоточим внимание.

Первые строки стихотворения «Летний день» семантически противоречат его названию, поскольку в этих строчках вводится мотив весны: «У нас весною до зари / Костры на огороде...» (С. 22). Подобный семантический «сбой» вызван тем, что стихотворение «Летний день» является не самостоятельным художественным произведением, а частью поэтического цикла (его маркированным элементом, его началом), а значит, это стихотворение должно взаимодействовать с другими текстами цикла5.

Само слово цикл в переводе с греческого означает «круг», одно из ярких воплощений идеи круга - это годичный, природный круг, чередование времен года. Сюжетной основой для пастернаковского цикла «Переделкино» становится именно идея годичного природного круга6: цикл движется от весны к весне (весна как символ возрождения).

Четкое соблюдение годичного цикла для Пастернака принципиально уже в силу того, что все «переделкинские» стихотворения выстраиваются в единый сюжет: герой старается уподобить свою жизнь жизни природы, благодаря чему он обретает бессмертие (ведь природа бессмертна, поскольку зима всегда будет сменяться весной), а также герой получает возможность творить. Цикл «Переделкино» завершается стихотворением «Дрозды», лирический герой которого признается в том, что хотел бы подражать певчим птицам в образе жизни и в способе творчества: «Таков приют дроздов тенистый. / Они в неубранном бору / Живут, как жить должна артиста, / Я тоже с них пример беру» (С. 39). Да и само название пастернаковского цикла «повторяет» название дачного поселка, в котором живут поэты и писатели7.

Как было показано выше, сюжет о том, как силы природы «преображают», заново сотворяют человека, уже был воплощен Пастернаком в стихотворении «Лето», а поскольку в границах цикла поэту было важно соблюсти идею годичного круга, в начало стихотворения вводится мотив весны (который, кстати, совершенно не используется в дальнейшем тексте).

Еще один «новый» по сравнению со стихотворением «Лето» образ - образ костра как языческого алтаря. Вероятно, в контексте цикла Пастернаку было важно задать семантику сакрального языческого начала, ведь основная идея цикла (природа бессмертна, природа несет в себе творческий потенциал, а потому герой-художник должен уподобляться природной стихии) восходит к языческому мировосприятию.

Стихотворения «Лето» и «Летний день» различаются и финалами. Если в финале стихотворения «Лето» открыто постулируется стихийность, загадочность человеческой природы и умение человека объединять космическое и земное начало, то стихотворение «Летний день» завершается образом распустившегося побега. Побег стал последним звеном в цепочке метаморфоз, происходивших с героем. Побег - метафора единения героя и героини: «И распустившийся побег / Потянется к свободе, / Устраиваясь на ночлег / На крашенном комоде» (С. 22).

В финале «Летнего дня» стремление героя слиться с природой достигает своего апогея и реализуется в образе побега. В контексте цикла образ побега сближает стихотворение «Летний день» со следующим текстом, «Сосны». Стихотворение «Сосны» становится своеобразным продолжением и развитием проблематики «Летнего дня»: сосна - символ движения вверх, в небо, лирический герой, приобщаясь к миру сосен, обретает пусть временное, но бессмертие, и получает возможность создавать новый мир, видеть море в сосновом бору.

Итак, перерабатывая стихотворение «Лето» для включения его в цикл, Б. Пастернак заметно изменяет начало и конец, «встраивая» этот текст в циклическую структуру.

Теперь обратимся к стихотворению «Город». Стихотворение, написанное в 1940 г., отнюдь не первая попытка поэта дать поэтическую интерпретацию образа города. Образ города играл важную роль уже в первых поэтических книгах БЛ. Пастернака8, этому образу посвящены целые главы автобиографической прозы «Охранная грамота»9

Стихотворение «Город» начинается с противопоставления зимы, переживаемой лирическим героем за городом и в городе: «Из чащи к дому нет прохода: / Кругом сугробы, смерть и сон. / Зима в лесу - не время годы, / А Гибель и конец времен. / А между тем, пока мы хнычем / И тащим хворост для жилья, / Гордится город безразличьем / К несовершенствам бытия» (С. 149). По мнению лирического героя, зима вне города - синоним смерти, апокалиптического конца мира, и только город не боится зимы, только в городе можно найти спасение от зимней смерти (образ зимнего города - один из самых частотных образов ранней лирики Пастернака). Итак, антитеза «смертного» мира природы и «бессмертного» города становится лейтмотивом стихотворения «Город».

Чем же, по мнению лирического героя, объяснимо «бессмертие» города? Город бессмертен, поскольку он способен творить (этот концепт возникал и в книге «Близнец в тучах», и в книге «Поверх барьеров»)10. Как и в этих ранних книгах, в стихотворении 40-го года образ города неразрывно связан со стихией истории. Именно город - арена действия исторических сил, в данном случае город - это родина науки и ремесел.

Стихотворение «Город» заканчивается вопросом-восклицанием, в котором еще раз обыгрывается идея бессмертия города (по крайней мере, города зимнего), его устремленность в будущее: «И разве он и впрямь не вечен, / Когда зимой, с разбега вдаль, / Он всем скрещеньем поперечин / Вонзает в запад магистраль?» (С. 150).

Работая над циклом «Переделкино», Б. Пастернак в 1942 г. возвращается к тексту стихотворения «Город». Что заставляет поэта вновь обратиться к образу города? «Переделкино» - дачный поселок, расположенный в ближнем Подмосковье. Первые стихотворения цикла описывают жизнь героя в этом поселке, жизнь, в которой герой максимально приближен к природе. Но, вероятно, создание образа пригорода невозможно без описания его антипода, города. Кроме того, в первых стихотворениях цикла лирический герой ощущает лишь «природное» время, категория времени для героя воплощается в чередовании времен года, а с образом города для Пастернака связаны представления об историческом времени.

Стихотворение «Город», напечатанное в журнале «Молодая Гвардия», противоречило той концепции цикла, которая была заложена в первых

стихотворениях, ведь в «Городе» природа отождествляется с неминуемой смертью. Перерабатывая стихотворение, Пастернак сохраняет противопоставление зимнего «пригорода» и зимнего «города», причем, на первый взгляд, сохраняется даже трактовка этой оппозиции: зима в пригороде предстает как аналог смерти, а город не подвержен воздействию зимы. Однако в стихотворении 1942 г. Б. Пастернак усиливает эффект «кажимости», «иллюзорности» «субъективности» оценок, даваемых ситуации. Зима в пригороде лишь кажется лирическому герою гибелью, а город в свою очередь только кажется безразличным, не замечающим зимы.

В финале стихотворения 1942 г. герой признается, что сам восхищался могуществом города, но это было давно, в детстве, неслучайно жизнь пригорода описывается глаголами настоящего времени, а жизнь города -глаголами в прошедшем времени.

Таким образом, в стихотворении 1942 г. симпатии лирического героя все-таки отдаются пригороду. Даже первоначальная оппозиция «смерти» и «бессмертия» в контексте «переделкинского» цикла обретает иной смысл: смерть - явление временное, смерть обязательно превратится в жизнь. Так, в предшествующем «Городу» стихотворении «Иней» рассказ о зимней (мертвой) природе осмысляется как инвариант «Сказки о мертвой царевне»11, царевна обязательно проснется.

Однако стихотворение «Город», помещенное в середину цикла «Переделкино», привносит в цикл еще одну важную тему: тему истории, которая будет активно разрабатываться в последующих стихотворениях цикла (см., например, стихотворение «На ранних поездах»).

Проведенный сравнительный анализ стихотворений позволяет предполагать, что написанные Пастернаком в 1940 г. стихотворения «Лето» и «Город» стали своеобразным семантическим ядром, из которого впоследствии вырос цикл «Переделкино». В стихотворении «Лето» возникло представление о том, что природа может преобразить, пересоздать человека, а в стихотворении «Город» формировалась оппозиция «город» - «пригород», в рамках которой образ города связывался с такими концептами, как бессмертие и история. По ходу работы над циклом поэт уточнял и даже переосмыслял некоторые концепции, и поэтому при включении в цикл стихотворения подверглись заметной смысловой перекодировке, что позволяет судить об эволюции авторского замысла.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. комментарии Е.В. Пастернак и K.M. Поливанова: Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1989. С. 625-626; ПастернакЕ.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М.. 1989. С. 245-247.

Sm. kommentarii E.V. Pasternak i K.M. Polivanova: Pasternak B.L. Sobranie soch. : V 5 t. T. 2. M., 1989. S. 625-626; Pasternak E.В. Boris Pasternak. Materialy dlja biografii. M., 1989. S. 245-247.

---------------------------------------------------------------------------------------------

2 См. комментарии Е.В. Пастернак и K.M. Поливанова. Пастернак Б.Л. Указ. соч. С. 624—625.

Sm. kommentarii E.V. Pasternak i K.M. Polivanova. Pasternak В.L. Ukaz. soch. S. 624—625.

3 Подробнее о принципах построения стихотворного цикла см., например: ДарвинМ.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. Красноярск, 1988; Фоменко И.В. Лирический цикл. Становление жанра. Поэтика. Тверь, 1992; Тюпа В.И. Градация текстовых ансамблей // Европейский лирический цикл: Материалы междунар. науч. конфер. М., 2003. С. 50-63.

Podrobnee о principah postroenija stihotvomogo cikla sm., naprimer: Darvin M.N. Russkij liricheskij cikl: Problemy istorii i teorii. Krasnojarsk, 1988; Fomenko I.V. Liricheskij cikl. Stanovlenie zhanra. Pojetika. Tver’, 1992; Tjupa V.l. Gradacija tekstovyh ansamblej // Evropejskij liricheskij cikl: Materialy mezhdunar. nauch. konfer. M., 2003. S. 50-63.

4 Все тексты Б.Л. Пастернака цитируются по изданию: Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1989.

Vse teksty В. L. Pastemaka citirujutsja ро izdaniju: Pasternak В.L. Sobranie soch.: V 5 t. T. 2. M., 1989.

5 Этот механизм подробно описан И.В. Фоменко, см., например: Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака// Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конфер. Пермь, 1990. С. 79.

Jetot mehanizm podrobno opisan I.V. Fomenko, sm., naprimer: Fomenko I.V. Ciklizacija kak tipologicheskaja cherta liriki B.L. Pastemaka // Pastemakovskie chtenija: Materialy mezhvuz. konfer. Perm’, 1990. S. 79.

6 Об это см. подробнее: Маймескулов А. «Переделкино» Бориса Пастернака (разбор цикла). Budgoszcz, 1994. С. 13-15.

Ob jeto sm. podrobnee: Majmeskulov A. «Peredelkino» Borisa Pastemaka (razbor cikla). Budgoszcz, 1994. S. 13-15.

7 О поселке «Переделкино» см. подробнее: Лобов Л., Васильева К. Переделкино: Сказание о писательском городке. М., 2011.

О poselke «Peredelkino» sm. podrobnee: Lobov L., Vasil’eva K. Peredelkino: Skazanie о pisatel’skom gorodke. M., 2011.

8 Подробнее о трактовке образа города в раннем творчестве Б.Л. Пастернака см., например: Баевский B.C. Б. Пастернак - лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993. С. 180-182; Вельская Л.Л. Цикл Б. Пастернака «Петербург» и «Петербургский текст» в русской поэзии начала XX века i i Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конфер. Пермь,

1990. С. 16-20; Смирнов И.П. Б. Пастернак «Метель» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 239-247; Флейшман Л.М. Борис Пастернак в 20-е годы. СПб., 2003. С. 102; Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака «Петербург») // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984. С. 171-176.

Podrobnee о traktovke obraza goroda v rannem tvorchestve B.L. Pastemaka sm., naprimer: Baevskij VS. B. Pasternak - lirik. Osnovy pojeticheskoj sistemy. Smolensk, 1993. S. 180-182; Bel’skaja L.L. Cikl B. Pastemaka «Peterburg» i «Peterburgskij tekst» v msskoj pojezii nachala XX veka// Pastemakovskie chtenija: Materialy mezhvuz. konfer. Perm’, 1990. S. 16-20; Smirnov IP. B. Pasternak «Metel’» // Pojeticheskij stroj msskoj liriki. L., 1973. S. 239-247; Flejshman L.M. Boris Pasternak v 20-e gody. SPb., 2003. S. 102; Fomenko I. V. Ob analize liricheskogo cikla (na primere stihov B. Pastemaka «Peterburg») // Principy analiza literatumogo proizvedenija. M., 1984. S. 171-176.

9 Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Собрание соч.: В 5 т. Т. 4. М.,

1991. С. 149-240; об интерпретации образа города в «Охранной грамоте» см. подробнее: Фа-рыноЕ. Поэтика Пастернака («Путевые записки» - «Охранная грамота»). Wien, 1989. С. 6.

---------------------------------------------------------------------------------------

Pasternak B.L. Ohrannaja gramota i i Pasternak B.L. Sobranie soch.: V 5 t. T. 4. М., 1991. S. 149-240; ob interpretacii obraza goroda v «Ohrannoj gramote» sm. podrobnee: Faryno E. Pojetika Pastemaka («Putevye zapiski» - «Ohrannaja gramota»).Wien, 1989. S. 6.

10 См.: Гаспаров M.Jl., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: Опыт комментария. М., 2005. С. 130-135.

Sm.: Gasparov M.L., Polivanov К.М. «Bliznec v tuchah» Borisa Pastemaka: Opyt kommentarija. М., 2005. S. 130-135.

11 ФарыноЕ. Указ. соч. С. 256.

FarynoЕ. Ukaz. soch. S. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.