И.Г. Харитонова
Двадцать три года с ноосферным образованием
Рассмотрена культурологическая модель ноосферной школы полного дня.
Ключевые слова: модель ноосферной школы, система непрерывного ноосферного образования, биоадекватные технологии.
TWENTY THREE YEARs WITH NoosFERE EDucATioN
The culturological model of noosfere school is considered.
Keywords: a model of noosphere school a system of continuous education, bioadequate technology.
Введение
Понятие ноосферы рассматривает в качестве единой системы планету Земля и обозримую для человека часть космоса, основываясь на нравственно этических нормах духа и разума. В настоящий момент человечество находится на этапе осмысления необходимости ноосферного перехода. Этот этап связан с формированием устойчивых взаимоотношений человечества и природы, для чего необходимо формирование новой системы духовных и профессиональных установок человечества. В этой связи необходимо, во-первых, формирование ноосферного сознания общества, а во-вторых, переориентация политики, экономики, медицины, культуры, образования на ноосферные технологии, модели и практики. Безусловно, ключевым звеном ноосферного перехода может быть и уже является ноосферное образование, лежащее в основе всех секторов человеческой деятельности и имеющее инструментальную возможность их развития посредством качественно иного, дейс-
твительно природосообразного мышления. Целью ноосферной школы закономерно становится воспитание здоровой, успешной, деятельной и нравственной личности с компетенциями целостного мышления, то есть мышления с фоновым ощущением счастья и доверия миру, «поставленным» на раскрытие внутренних ресурсов личности и организма, а также оптимальное самоопределение в социуме.
Возникновение такой ноосферной школы в маленьком провинциальном городе Боровске, на Калужской земле, не случайно, и даже символично. С нашим городом связано имя выдающегося учёного К.Э. Циолковского, он здесь жил и преподавал много лет. В Боровске бывал Н.Ф. Фёдоров — основоположник русского космизма. Ему принадлежат слова: «Цивилизация, только эксплуатирующая и ничего не дающая взамен, не может иметь иного кроме ускоренного конца». Земля Калужская вообще считается колыбелью русского космизма. Наша ноосфер-ная школа, начиная со дня своего основания в 1992 году, каждый день своей уникальной истории и по сей момент осознанно и последовательно воплощает жизнеутверждающие идеи наших великих земляков и соотечественников Н.Ф. Фёдорова, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Б.А. Астафьева, В.П. Казначеева и др.
Культурная модель ноосферной школы полного дня. В решении задач нашей школы мы руководствуемся концепцией ноосферного образования, разработанной в Российской академии естественных наук под руководством доктора психологических наук, профессора Н.В. Масло-вой. Сама идея создания школы и её концепция вдохновляют педагогический коллектив на постоянный творческий поиск — поиск природосооб-разных технологий, методов работы, форм взаимоотношений с детьми и родителями, которые бы
Сведения об авторe
Инесса Геннадьевна Харитонова,
кандидат биологических наук, директор МОУ «Средняя общеобразовательная
ноосферная школа», г. Боровск, Калужская область Тел.: +7 (48438) 4 2 0 57 E-mail: [email protected]
Inessa G. Kharitonova
Candidate of Biological Sciences, Director of «Secondary Noospheric School», Borovsk, Russia,
Tel.: +7 (48438) 4 20 57 E-mail: [email protected]
позволили эффективно реализовывать учебные и воспитательные задачи. Результатом этого поиска стали те экспериментальные направления деятельности, которые мы имеем сегодня.
Главное направление поиска — построение культурной модели ноосферной школы, которое, с одной стороны должно использовать новые технологии обучения, соответствующие современному уровню развития науки (прежде всего естественнонаучной) и информации, предполагающие полную включённость человека как личности и организма в учебный процесс, с другой стороны — построение воспитательной системы для развития цельной, гармонически развитой личности, компетентной в различных ситуациях. Отсюда в процессе инновационного поиска появились следующие направления деятельности:
• Использование биоадекватных технологий (Н.В. Масловой), обеспечивающих природосо-образность образовательного процесса и безопасность, здоровьесбережение всех участников образовательных отношений.
• Разработка ноосферных стратегий и технологий взаимодействия с природой, корпуса глубинных экологических знаний через выстраивание системы непрерывного экологического образования.
• Осуществление системы педагогической поддержки ребёнка в образовании с использованием концепции О.С. Газмана, развитие института классных воспитателей в условиях школы полного дня.
• Развитие системы дополнительного образования, которая в соответствии с запросами участников образовательных отношений, особенностями окружающего социума и возможностями школы позволяет гибко реагировать на происходящие изменения и вводить необходимые для устойчивого здоровья и высокого качества детской жизни курсы.
• Проектная исследовательская деятельность обучающихся, которая является воплощением означенного в трудах Вернадского пути но-осферного развития научной мысли.
• Развитие культурологии православного образования через курс А.В. Бородиной «Основы православной культуры» и православных традиций школы.
В процессе поиска мы пришли к однозначному выводу, что в основе нашей педагогической практики должен лежать принцип природо-сообразности, который означает, прежде всего, обращение человека к естественным, присущим ему от природы способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации левополушарного мышления. Биоадекватные образовательные технологии настраивают педагогов на организацию учебного процесса на основе последних достижений науки в области нейро-соматических возможностей головно-
го мозга в прямой ориентации на сохранение физического и психического здоровья, формирование на этой основе здоровья нравственного. Кроме того, биоадекватность предполагает системность, гармонизацию (использование методик целостного восприятия мира и мышления) и гуманизацию (переход от технократической модели к модели социокультурной) всего процесса взаимодействия участников образования. Использование биоадекватных технологий образования мы считаем приоритетной, системное их внедрение — обязательным для достижения главной цели школы — содействия гармоничному развитию учащейся молодёжи.
Механизмы природосообразного мышления широко используются и при выстраивании системы непрерывного экологического образования, где используются целый ряд приёмов, соответствующих возрастным особенностям психологического развития детей, например,
• экологическая идентификация, когда ребёнок ставит себя на место природного объекта и пытается выработать соответствующее поведение;
• продукция воспитательных мыслеобразов, когда ребёнок самостоятельно работает на основе природных символов;
• моделирование эмпатических ситуаций, когда ребёнок сопереживает не только «одушевлённым героям», но и «неодушевлённым»: радуется за зайца, сочувствует дереву и т.д.
• ноосферно-экологическая рефлексия, когда поведение человека оценивается с точки зрения какого-либо природного объекта.
Всё это помогает лабилизировать и интегрировать представления ребёнка о мире как едином живом организме, формировать его взаимоотношения с природными объектами, организмами и, в конечном счете, с людьми на глубинном субъект-субъектном уровне.
Опыт освоения ноосферной концепции и технологий. Осознание каждым педагогом школы природосообразности ноосферных технологий — задача трудная, но необходимая, поскольку только тогда работа педагогов и школы может считаться эффективной, если она направлена на решение проблем ребёнка.
Находясь в непрерывном педагогическом поиске, мы стараемся обеспечить преемственность ноосферного преподавания, постоянно вносим изменения в учебный план школы в соответствии с концепцией ноосферного образования и исходя из запросов детей и интересов родителей, по существу, реализуем систему непрерывного ноосферного образования детей и подростков. 72% учащихся нашей школы высказываются за углубленное изучение отдельных дисциплин, в то время как 28 % хотят изучать широкий спектр предметов. Для этого введены дополнительные предметы, которые существенно обогащают со-
Рис. 1. динамика качества знаний и уровня обученности школьников
держание общего образования, обеспечивают условия для развития творческой одарённости детей, их самореализации и самоопределения. В учебном плане школы — предметы экологического, эстетического, краеведческого циклов, уроки движения.
За 23 года мы добилась определённых успехов.
Образовательные результаты школы стабильно высокие на протяжении всего периода но-осферного инновирования, особенно в последние годы (рис. 1).
Изучение воспитанности в многолетней динамике проводилось разными способами и методами в рамках исследования и отбора лучших инструментов с точки зрения валидности, глубины и информативности исследуемых показателей. Мы отмечаем постоянно высокие цифры устойчиво-позитивного отношения у старшеклассников к семье и знаниям, что рассматриваем практическим подтверждением единства образовательно-воспитательного пространства «семья-школа». Ноосферный уклон воспитательных мероприятий за последние годы отразился значительным ростом (в 1,5 раза) числа учеников с устойчиво-позитивным и ситуативно-позитивным отношением к человеку как таковому, человеку как к иному: к телесному и духовному Я.
Социальные результаты ноосферной педагогической деятельности, наиболее значимые для нас:
• В 2004 году Боровская ноосферная школа стала победителем сначала областного, а затем и Всероссийского конкурса с присвоением звания «Лучшая школа России» в номинации «Школа педагогического поиска».
• В 2007 году школа стала победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы с денежным поощрением в объёме 1 миллиона рублей.
• В 2011 году школе побеждает в областном конкурсе образовательных учреждений с присуждением звания «Школа здоровья».
Наши дети только за последние 7 лет:
• 70 раз побеждали на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
• 15 раз становились победителями и призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, дважды выигрывали Всероссийский этап эколого-биологической олимпиады школьников учреждений дополнительного образования.
• В активной проектной деятельности регулярно занимают призовые места на областных и Всероссийских научно-практических конференциях и в исследовательских конкурсах.
• За победы на Всероссийских олимпиадах, конференциях и конкурсах 12 школьников получили Премии Президента России (с материальной поддержкой в 30 и 60 тысяч рублей).
• 8 человек в истории ноосферной школы — стипендиаты губернатора Калужской области.
Выводы
Несомненно, описанные результаты являются итогом определенного этапа совместной деятельности наших преподавателей и учащихся. Для такой маленькой провинциальной школы, как наша, эти успехи значительны. Когда мы узнали, что наша школа стала финалистом конкурса «Школа года», мы вместе с учителями провели анкетирование среди учащихся 3—11 классов, где попросили детей ответить всего на один вопрос: «Почему наша школа стала финалистом этого конкурса?». В 17 анкетах были отмечены интересные формы обучения, в 17 — благоприятная обстановка (хорошее отношение к детям, низкая наполняемость классов, питание и др.), в 18 — существование дополнительных предметов. И в 63 ответах связали успех с самими педагогами — самыми квалифицированными, умными, справедливыми, требовательными и одновременно добрыми, мудрыми, родными. Сами педагоги, отвечая на этот вопрос, придерживаются мнения, что именно постоянный поиск новых, более глубоких смыслов и интегративных способов работы стимулирует их саморазвитие, а значит и развитие образовательного процесса и школы в целом. «С чего начинать и к чему в ноосферной практике стремиться в первую очередь?», — спросите вы. И мы ответим: «Начните с создания коллектива единомышленников ноосферного образования, где каждый, развиваясь сам, создаёт условия для развития других, где создаётся единое поле смыслов, в котором дружно растут и расцветают детские души».