УДК 130.3
ДУША ЧЕЛОВЕКА: НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Г.П.Меньчиков
В статье обосновывается, что «душа человека» живет по своим законам. Вопросы реального бытия души человека эксплицируются через выявление важнейших особенностей ее функционирования, сравнивая с другими структурными элементами и свойствами духа человека.
Ключевые слова: духовная реальность человека, душа человека, духовность человека; закономерности функционирования души человека; психика, сознание, неосознаваемое.
Menchikov G.P. The person s soul: its major own characteristics
The article proves that the «person's soul» lives according to its own laws. The issues of the real existence of the person's soul explicate through the exposure of its major characteristics, rules of its functioning, comparing with the other structural elements of the person's spirit.
Key words: person's spiritual reality, person's soul, person's spirituality; major characteristics; psychic, mentality, consciousness, unconscious.
По вопросу о наличии души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции1. Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признает душу человека на словах, но на деле игнорирует ее, сводя ее сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека2. Душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем «я» человека.
Чтобы понять реальность и самобытность души человека, необходимо учесть, что содержание духовной реальности человеческого существа двуедино в своей интенции: в нашем духе есть гетерономное и автономное. Гетерономное - это во мне, но все-таки для всех и всего в мироздании, и в этом плане оно во мне, но не мое; кроме того, это данное человеку в готовом виде от наследственности и социокультурной среды. Автономное - это во мне сугубо мое, служащее лишь мне как единственному и неповторимому существу мироздания; и нажитое только мной, самим, а не доставшееся по наследству от природы или от социума и культуры. В душу входит прежде всего автономное, его стоит отличать от гетерономного. Иначе говоря, душа включает свою долю и содержание: знаний, оценок, убеждений, воли; психической энергетики тела; неосознаваемо-психического; чувственно-эмоционально-переживательного; представляя все это относительно самостоятельное, персональное качество.
И это «автономное интегральное соединение» специализируется лишь на своем, прежде всего на обеспечении и охранении в человеке его суверенности, монадности во взаимоотношениях с внешним окружающим миром и гетерономной частью внутри себя. Иначе, без этого «устройства», называемого душой, человек в качестве человека просто пропадет: тебя растащат, превратят, ты растворишься, утонешь в своем гетерономном, нивелируешься, потеряешь себя. Тем более, если учесть, что социальная среда, культура гораздо агрессивнее для суверенности человеческого существа, чем природная среда для животного. Иначе «во внутреннем дому твоем»(Августин) поселится только гетерономное - взятое от эволюции природы и от социума, готовое, склонное превратить тебя в «как все» [10,с.43] - а не приобретенное только тобой, принадлежащее только тебе, выражающее только тебя уникального в этой природе, социуме, культуре, а в конечном счете - в мироздании. Да, получается, что душа это своеобразное государство в государстве, у нее, как у феодала, есть свое натуральное хозяйство со своими задачами. Душа человека свободна, причем до анархичности. И ничего с ней не поделаешь - весь
1 Историко-философский экскурс точек зрения на душу человека проанализирован нами в статье Вестника КГУКИ 2009, №1. Данная статья является ее продолжением.
2 Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но неосознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека.
внутренний мир человека за исключением души может признать свободу «как познанную необходимость», но только не его душа. Душа не терпит гетерономного приказа, кроме приказа самой себе в человеке. Отвечая за самобытность человека в этом мироздании, душа автономна и даже капризна.
Душа бытийна, но она может выполнять и различные функции:
- именно это образование в духе человека обеспечивает баланс (гармонию, компромисс) отношений телесной и духовной реальности, то есть одушевляет человека, соединение и баланс сознания и неосознаваемого;
- обеспечивает автономность человеческого существования, его свободу внутри гетерономного и свою собственную независимость;
- обеспечивает в человеке управление самим собой, принятие окончательных решений самим человеком;
- оценивает все с позиций обеспечения человеку автономности, выполняет функции главного наблюдателя из вечности , «прокурора, адвоката и судьи»;
- но главное - она радуется и болит: радуется, когда обеспечивается самоосуществление человека в качестве человека и томится, болит, когда это не получается;
- укрывает от нечутких глаз (внешней среды и гетерономного внутри «я» человека) свою и всего человека интимность, монадность, суверенность.
Функциональную суть души человека Августин, например, выразил таким образом: поскольку она оживляет тело и наполняет его жизнью, она называется душой, поскольку проявляет желания - волей, поскольку вспоминает - памятью; поскольку рассуждает и различает -разумом, поскольку отдается созерцанию - духом, поскольку получает способность чувствовать -душа есть чувство [1, с.165]; поскольку обеспечивает порядочность человека - совестью. Видимо из-за такого обилия выполняемых функций душа человека имеет различные облики и наименования. Они указывают лишь на преобладание в душе человека какого-либо компонента, качества, функции. Так, по преобладанию в душе определенных качеств, души людей характеризуют как возвышенную и низкую, душа у человека бывает умная и глупая, запутанная и светлая, добрая и злая, честная и подлая, душа бывает красивая, наконец, душа бывает аристократическая и рабская, встречается даже оксюморон - «бездушная душа». Последнее кажется бессмыслицей, но здесь мы встречаемся еще с одним вопросом в теории души человека.
Соотношение души и духовности. Душа и духовность обязательно пересекаются, а также могут совпадать и не совпадать. Когда душа развита духовно, тогда душа и духовность совпадают и многие проблемы снимаются как для души, так и для духовности [15]. Когда же душа духовно слабо развита, тогда и возникает "бездушность" [6]. Бездушность не означает отсутствия души, а значит духовную бедность души. Как справедливо полагает В.Г.Федотова, бездушность - это «неразвитая чувственность, элементаризм чувств. Их сведение к невзращенным и неочищенным жизненным влечениям, равно как на другом полюсе отказ от них, аскетизм, ханжество». Бездушность как «неразвитость души, чувственных переживаний, нередко влечет неразвитость в сфере ценностных ориентаций или их умозрительное принятие, не воплощенное в реальной практике («теоретизм»)» [12, с.51].
Августин поясняет и одну из главных причин бездушности. Он говорит, что душу, «не прилепившуюся к крепкой истине», несет, бросает туда и сюда, смотря по тому, куда дует вихрь слов и мнений. Они заслоняют ей свет, и она не видит истины. И тогда «душа блудит» [1, с.118]. То гордость прикидывается высотой души. То невежество и глупость прикрываются именами простоты и невинности. То лень представляется желанием покоя. То роскошь хочет называться удовлетворенностью и достатком. То расточительность принимает вид щедрости. То гнев ищет мести [1, с.82]. Дело доходит до того, что причина и следствие меняются местами. И тогда, по наблюдению Августина, душа человека не хочет, но может изолгаться до того, что человек сам уже не знает, в чем истина [1, с.279]. Соотношения души и духовности могут быть таковы, что человек может иметь низкую душу, но испытать радость души, быть «счастливым негодяем» (Ламетри) от того, что поступил изощренно плохо, даже преступно [5, с.266] - (видимо, сбылось хотя бы как-то его «аристос» и деконструирующее, но «творчество как страсть»). Получается, что человек может иметь душу и быть бездуховным, духовность же несовместима с негодяйством души. Духовность пересекается с душой, но они не тождественны. Итак, духовность
несовместима с низкой душой, но для духовности недостаточно высокой и развитой души, так как духовность еще более сложное состояние духовной реальности человека, в нее входят еще и другие компоненты, кроме души [13; 8, с.340-355]. Однако это соотношение еще раз подтверждает, что душа своенравна и в силу своей специфики действует в соответствии со своими закономерностями бытия.
Мы высказываем свой взгляд на некоторые из них в качестве результатов наблюдений и предположений. В основание положены так называемые эффекты души - наиболее существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, объективные ее свойства, характерные душе любого человеческого существа. Эффекты - не эквиваленты законов [14, с.149], но современные исследования убедительно показывают, что метод эффектов как методология применим. Он позволяет с определенной глубиной судить о некоторых закономерных особенностях, недоступных непосредственному восприятию явлениях бытия [7, с.61,63], в том числе о закономерных особенностях души человека.
Особенность сопричастия («эффект Леви-Брюля»). Факты говорят о том, что душа человека управляется не столько логическими законами (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и другими) сколько законом сопричастия. Это означает, что в отличие от сознания душа человека руководствуется не столько тем, что, почему и как нечто происходит, сколько тем насколько и как «я сам к этому причастен». Если для сознания важна сущность вещей, каковы они сами по себе, то для души этого же человека важны и сущность вещей, но еще больше их значение и значимость, и отсюда личностное к ним отношение, переживание, чувственность, эмоциональность. Видимо поэтому может болеть душа, а психика оставаться сравнительно здоровой. Вот почему человек в общении улавливает вначале тон, а затем смысл высказываемого. Иначе говоря, душе человека свойственна сопричастная интенция, то есть пралогическая (дологическая) по своей сути (Леви-Брюль называет ее «пралогическим мышленем»). Ее особенность в том, что в ней значение слито с сущностью вещей и даже преобладает над сущностью вещей. Но это не альтернативная, а комплиментарная логическому мышлению особенность. В этом не слабость и не сила, а закономерная особенность души человека как фокуса духовной реальности человека.
Особенность импринтинга («эффект К.Лоренца»). Будучи фокусом духовной реальности, душа человека действует таким образом, что запечатлевает и представляет всему духу человека самое базовое восприятие нечто (чаще всего первое), которое сильнее всего участвует в управлении человеком, подчас без его гетерономного общего желания (поскольку у души, как уже говорилось, есть свое желание). Объективная сила импринтинга или базового восприятия -запечатления, происходящего впервые или в пограничной ситуации, или в эмоционально и гносеологически критическое время, то есть в самое благоприятное время для восприятия мира -состоит в том, что здесь перебивается действие всех других восприятий и человек действует, несмотря на «надо» и осознаваемое им «хочу», все равно «по-своему». Он становится словно зомбированным. Например, в ситуациях «первая любовь» или при художественном, творческом или обычном эмоциональном потрясении и других экстатических состояниях.
Особенность «центрированного образа» («эффект Метцгера»). Ее сущность в том, что душа человека всегда предрасположена к тому, чтобы из многих восприятий нечто формировать преимущественно целостное, очерченное, симметричное восприятие, центрированное вокруг некоей основной сущностной оси. Это и есть целостный центрированный образ («хороший гештальт»), обеспечивающий субстанциональность, самость человека в этом мироздании. Образы меняются, но с помощью души человека меняются всегда в сторону приближения к оси сущности события, вещи, приближения к центрированности и целостности. Некоторые отклонения от оси воспринимаются душой, но позже; в начале же получающиеся восприятия, главным образом неосознанно, изменяются в сторону наилучшего целостного центрированного образа.
Особенность оперирования «подкорковой информацией» («эффект Э.Гартмана»). В соответствии с ней душа оперирует всей информацией, имеющейся в духовной реальности человека, но опирается в своем решении на самую глубинную информацию. Поэтому душа выполняет в человеке не единственное, но главное управляющее воздействие. Под информацией понимается не любое сообщение, так как сообщение бывает вообще и предназначенное для человека. Информация бывает для человека. Информацией мы называем сообщение, в котором
смысл вещи дополнился ее значением. Информация это сообщение, обладающее некоторой мерой снятия неопределенности. Она уменьшает неопределенность у получателя, вносит известную организованность в систему, позволяет из-за неполноты сделать выбор. Душа как раз и занимается своеобразной экономией мышления, находясь на стыке и являясь квинтэссенцией сознания и неосознаваемого. Ибо цель неосознаваемого - прежде всего витальная, быть в мироздании физически. Цель сознания - прежде всего надвитальная, собственно человеческая, иметь и нести достоинство человека. Цель же души - витально-надвитальная, компромиссная, самая экономичная, выжить и жить (прожить) человеку в качестве человека в этом мироздании, а не в функции, вещи, средства.
Особенность «защиты автономности» («эффекты З.Фрейда»). Суть в том, что во всей духовной реальности именно душа выполняет роль защитного механизма автономности человеческого существа в мироздании от гетерономности внутри себя и от внешних воздействий, если они непрошены или не восприняты человеком как единственностью в этом мире. Действие души осуществляется здесь в соответствии с защитными эффектами, известными как вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация и другими. На сегодняшний день нами каталогизировано более сорока(!) подобных духовно-психологических «механизмов» защит [8, с.302-319].
Итак, по выражению Шпенглера, душа это «воображаемое душевное тело», это «внутренний глаз», который видит, «внутреннее ухо», которое слышит. Несмотря на своенравность, в ней все-таки «существует представление о каком-то внутреннем порядке, который, как и внешний, отмечен признаком каузальной необходимости». Поскольку человек «не только живет и чувствует, но внемлет и наблюдает, «душа» есть некая картина, возникающая из исконного опыта смерти и жизни..., «душа» есть противомир по отношению к «природе», коррелятивно определяемый в зависимости от понимания последней» [16, с.480, 482].
Остается еще один важный вопрос: если душа в человеке так своенравна, то возможно ли тогда управление душой. Свойства души человека показывают, что своей душой человеку управлять, видимо, возможно и можно, но очень вероятностно и корректно. Поскольку душа уходит в высоты сознания и в толщу неосознаваемого и даже соматического, никогда до конца и точно не знаешь, что человек может ожидать от своей души. И это тогда, когда у души есть духовный стержень, и она, по Августину, «прилепилась к крепкой истине». А если его нет и «душа блудит», то тем более. Поэтому в душевных вопросах не стоит зарекаться, во всяком случае так советуют всеобщие свойства человеческой души. Но что же остается? На душу можно целенаправленно повлиять, но исключительно косвенными, опосредованными и ненавязчивыми путями, накапливая в незаметный осадок (в «послесознательное») то, что потом срабатывает в тебе уже само, не спросив тебя. Накапливая культурный слой, культурную толщу.
Что касается управления извне, то пути и средства остаются в принципе подобными: опосредованно, вызывая встречное добровольное движение, абсолютный диалог. Душа, в отличие от остальной части духовной реальности, совсем не терпит, не принимает внешнего, тем более неосторожного вторжения, нарушения границ своей суверенности. А они существуют, причем, как в духовном переносном смысле, где почувствовать их позволяет лишь человеческий такт, так и в довольно прямом смысле. Известно, что основу душевного комфорта человека составляет в том числе и «территория человека», ее неосознаваемая защищенность, имеющая свои лакуны. При попытке же заставить, сокрушить душу человека (вариант подобный концлагерю, по В.Франклу) человек может поддаться, но его душа нет. Сознание может слукавить (а душа - «уйти в пятки»), может пойти по пути равнодушия, но никто и ничто не в состоянии заставить душу по-другому думать, понимать, относиться, заставить любить. Для души всегда важна её добровольность. Насилию, недобровольному поступку поддаются гетерономные элементы духовной реальности в человеке, но не его душа. Внутренняя непокорность души человека - это одно из направлений ее дальнейшего исследования.
Если душу в принципе нельзя заставить, то ее можно очаровать, увлечь, обольстить, вызвать таким способом в ней собственное встречное движение. И это - к счастью и к сожалению. К счастью - потому, что в случае необходимости душе все-таки можно помочь: уговорить, вызвать встречное движение и повести за собой. К сожалению - потому, что становится возможным манипулирование. В отличие от управления, манипулирование основано на операциях прежде всего с душой человека. В этом одна из главных особенностей манипулирования. В этом
главный секрет педагогических успехов религии, заполнения состоянием религиозности всей духовности, хотя духовность и религиозность - далеко не одно и тоже [9, с.118-121]. Умелость религии состоит в том, что она работает с душой человека и над его душой, а не со всей духовной реальностью человека. Она не заставляет, а умеет очаровывать, она увлекает за собой, обольщает. Особого успеха в ней добивается ритуал исповедания и исповедники. Им доверяют. А доверие принадлежит к числу фундаментальных психических состояний человека [4]. И доверяют потому, что они поймут твою душу и сам с ними ты поймешь свою душу. Влиянием прежде всего на душу человека, а не на другие элементы духовной реальности в человеке объясняется также более эффективное влияние искусства на людей по сравнению с наукой. Наука имеет дело с истиной, знанием, а они жестки для души, они бывают не только бесстрастны, не привлекательны, но и отталкивают от себя. Есть немало истин, от которых мы прячем голову в иллюзии, как страус в песок [2]. А искусство имеет дело с "инфинитными объектами" [3, с.33], а потому с сознательными и необходимыми иллюзиями, которые, как известно, могут быть истиннее самой истины, пока истина не обнаруживает себя. Вот почему, не считая подвижников, бывшая советская педагогика добилась таких парадоксальных воспитательных результатов (образовательные - были достаточно высоки). В чем дело, что еще вчера казавшиеся «сознательными» миллионы людей, за короткое время превратились в «несознательных»? Она не уважала душу человека, она либо принуждала ее, либо обманывала, либо даже не догадывалась о ее «государственном значении».
Резюме. Итак, душа человека - это особое образование во всей духовной реальности человеческого существа. К человеческой душе применим уникальный, «организмический» подход [11, с.226-250], к ней нельзя подходить лишь когнитивно или лишь экзистенциально, то есть одноаспектно. Ее деятельность полифоничнее и ответственнее, чем рассматриваемые порознь ее аспекты. Ее миссия состоит, подчеркнем еще раз, в обеспечении автономности человеческого существа в мироздании на фоне его гетерономности. При утере этой миссии остается психика, но исчезает сам человек как уникальное существо мироздания, с присущим только ему конструирующим духом, аристократичностью, нормальной (человеческой) жизнью лишь в культуре как третьем доме бытия, особой детерминированностью, сопереживанием своего бытия в этом мироздании.
Литература:
1. Августин А. Исповедь. М., 1991. - 448 с.
2. Гарифуллин Р.Р. Иллюзионизм личности. Казань, 1997. - 404 с.; Волкогонов Д.А. Оружие истины.М.,1987. -208 с.
3. Гасилин В.Н. Границы рационализма и онтологического знания//Человек, культура, история. Философский альманах №1. Саратов, 1997.
4. Зинченко В.П. Психология доверия//Вопросы философии. 1998. №7; Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. -730с.
5. Ламетри Ж. Анти-Сенека, или Рассуждения о счастье//Там же.
6. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург,1997.-152 с.; Эпштейн М.Н. Творческое исчезновение личности. Введение в гуманологию//Философские науки.2009.№2; Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности//Вопросы философии.2009.№4.
7. Майданов А.С. Метод эффектов //Вопросы философии. 1997. №12.
8. 8. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ). Казань, 1999.- 408 с.
9. Меньчиков Г.П. Духовность и религиозность//Философские науки. 2000. №3.
10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет Х. Избр.филос.труды. М., 1997.
11. 11. Степин В. С.Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. -274 с.; Клягин Н.В. Современная научная картина мира.М.: Универ.книга,Логос, 2007.-263.
12. Федотова В.Г. Душевное и духовное//Философские науки. 1988. №7.
13. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.,1991. -136 с.
14. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970. Т.5.
15. Фомина З.В.Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.- 251 с.
16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. - 663 с.
17. DennettD. Consciounsness explained. London, 1993. - 551 p.
18. Lycan W. Consciounsness. Cambridge; London, 1996. -165 p.