Научная статья на тему '«Дуобат» - настольная игра долган: взаимообогащение культур народов'

«Дуобат» - настольная игра долган: взаимообогащение культур народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИВЕНЬ МАМОНТА / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ДОЛГАНЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / НАСТОЛЬНАЯ ИГРА / ТАЙМЫР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудинская Аксинья Дмитриевна

Описывается практика выявления, воссоздания и сохранения предметов материальной культуры малочисленного народа Севера долган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Дуобат» - настольная игра долган: взаимообогащение культур народов»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 394.3

ББК 63.5 (этнография)

А.Д. Рудинская

«ДУОБАТ» - НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ДОЛГАН: ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ КУЛЬТУР НАРОДОВ

Описывается практика выявления, воссоздания и сохранения предметов материальной культуры малочисленного народа Севера - долган.

Ключевые слова:

бивень мамонта, Восточная Сибирь, долганы, материальная культура, музейная коллекция, настольная игра, Таймыр.

Сторонники диффузионизма1, одного из направлений в изучении культуры, считали, что «именно предметы материальной культуры определяют развитие и распространение той или иной культуры и могут выступать объективным предметом исследования, потому что они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по сравнению с другими аспектами культуры» [2, с. 55-56]. Этнографические предметы передаются от одного народа к другому в результате многовековых контактов между ними.

Красноярский край многонационален. Перепись населения 1989 г. зафиксировала 124 национальности, которые подразделяются на три этнические группы - русское (87,6%), пришлое нерусское (11,7%) и коренное население (0,7%). И хотя первые две группы составляют подавляющее большинство (99,3%), коренное население не растворяется среди них, а имеет четко выраженные этнические территории, ареалы своего обитания. Таковы долганы, ненцы, эвенки, нганасаны, кеты, энцы, селькупы.

Долганы - малочисленная народность, проживающая на севере Красноярского края. Своеобразна культура долган Восточного Таймыра, которая является частью общечеловеческой культуры и создана человеком в зависимости от сочетания при-

родных и иных условий существования [1, с. 15]. Александр Федорович Миддендорф в своих трудах «Путешествие на Север и Восток Сибири», изданных Таймырским заповедником (2004, 2006 гг.), писал о долганах следующее: «С напряженным любопытством я рассматривал кочевников этого баснословного племени, с которыми впервые мне удалось встретиться на Енисее, в Ду-дине (69 1/2° с. ш.); туда явились долганские старшины, чтобы ближе условиться насчет того, каким образом и чрез какие пространства Авамской тундры они мне помогут перебраться на своих упряжных животных. Вскоре оказалось, что долганы живут на гораздо большем пространстве, чем можно было предполагать по их немногочисленности, равно как по неизвестному имени их, и что они не только были кочевники, но отчасти занимали также самые северные поселения всего Таймырского края.... Хотя они по-русски знали больше тунгусов Норильского края, но они строже их придерживались старинных нарядов, обычаев и нравов» [3, с. 688-689]. Долганы и сегодня чтят свои традиции, говорят на родном языке, носят традиционную одежду, хотя живут осёдло и давно покинули 0 чумы и балки (фото 1). Е^

Государственный природный био- Ц сферный заповедник «Таймырский» с мо-

мента организации в 1979 г. не оставался в стороне от решения проблем этносов, сохранения и развития территории традиционного природопользования долган и нганасан. Для проведения целенаправленной работы в данном направлении в заповеднике созданы все необходимые условия. Образован специализированный отдел (с 1979 г.), ведущий эколого-просве-тительскую деятельность с населением, в котором действует сектор этнографии и музейного дела, введена штатная единица заместителя директора по экологическому просвещению населения. При заповеднике создан и функционирует Музей природы и этнографии (с 1993 г.), который являет собой хранилище предметов материальной культуры и историко-этногра-фического наследия долган и нганасан, и за 16 лет своей деятельности стал центром экспозиционной и просветительской работы с населением.

Разнообразны коллекции музея, здесь представлены чучела птиц, великолепно сохранившиеся останки доисторических животных. Интерьер музея дополняют творческие работы фотохудожников и орнитологов из Франции, стенды и выставки фоторабот сотрудников научного отдела заповедника по природе Восточного Таймыра. Музей располагает богатой научной библиотекой, уникальной видеотекой. Особый интерес у посетителей вызывает собрание предметов быта долган и нганасан.

Работа мастера Пою

Среди музейных экспонатов выделяется настольная игра долган «Дуобат». Доподлинно известно, что выполнил работу - Жарков Прокопий Макарович (долганское имя - Пою), 1901 года рождения, долганин, охотник, он всю жизнь кочевал вместе с семьей сестры, умер в возрасте 60-65 лет. В 1988 г. коллекция была передана автором данной статьи в музей, где и хранится по настоящее время (фото 2).

«Дуобат» - настольная игра вроде русских шашек. Влияние культуры русских настольных игр очевидно. «Шашки - настольная игра на 64-клеточной доске для двух партнёров, у каждого по 12 фишек, также называемых шашками. Цель -уничтожение шашек соперника или создание положения, при котором у них нет ходов», - такое разъяснение «Русских шашек» дает нам энциклопедия [4, с. 61]. В долганской настольной игре «Дуобат» сохранились условия и цель игры в русские шашки, но изменилась форма: вместо чер-

ных и белых фишек, здесь причудливые женские и мужские фигурки, причём, женские фигурки - плоские пластины с резными узорами, а мужские фигурки - резные башенки и пирамидки на ножках.

Традиционно долганский «Дуобат» изготавливали из бивня мамонта, дерева, рога оленя. Способы обработки бивня мамонта очень подробно описал А.А. Попов в своих трудах по этнографии: «...довольно распространено среди долган употребление мамонтовой кости, сравнительно в большом количестве находимой на севере. ... Мамонтовая кость перед обработкой кладется в холодную воду на один день, если толстая - на три-четыре дня. До самого недавнего времени кость отёсывали топором; при этом получалось много неиспользуемого щепья» [5, с. 275-276] (далее автор описывает инструменты, используемые при изготовлении нащёчников2). В нашем же случае для изготовления набора «Дуобат» нужен лишь острый нож с коротким и узким лезвием. И остается лишь поражаться тому, как виртуозно им владеет мастер, как «послушна» кость его ловким пальцам. И, как писал А.А. Попов, «...следует отметить особенность долганского производства, а именно: удивительную тщательность работы, придающую даже каждой незначительной вещи изящество, желание мастера выпускать из своих рук каждый предмет красивым и приятным на вид, несмотря на большое количество затрачиваемого труда при наличии довольно примитивных орудий производства» [5, с. 255].

Фигурки «Дуобат» работы мастера Пою выполнены ножом. Всего найдено и сохранилось 10 фигурок: 5 - женских и 5 мужских. Две фигурки из десяти были переданы в Орловский музей. В музее природы и этнографии находятся три женские фигурки и 3 мужские фигурки:

1-я женская фигурка - высота - 6 см; ширина - 2 см; толщина у основания 0,8 см; толщина верхней части (ажурной пластины) - 0,1 см;

2-я женская фигурка - высота - 5 см; основание овальной формы - длина овала - 2 см; ширина - 0,10 см;

3-я женская фигурка - высота - 3 см; основание овальной формы - длина овала - 2 см; ширина - 0,7 см;

1-я мужская фигурка - представляет собой пирамидку на ножке - высота - 6 см; ширина и толщина у основания 1,5х1,5 см;

2-я мужская фигурка - представляет собой шахматную пешку с двойным «воротничком» и двойным «подворотничком»

Фото 1. Долганы из поселка Хета Хатангского района

Фото 2. Дуобат работы мастера Пою

одинакового диаметра равного 0,7 см, - высота - 5 см; диаметр основания - 1,5 см;

3-я мужская фигурка - представляет собой шахматную пешку диаметр у основания 1,5 см.

Сохранность коллекции «Дуобат» неполная, и было необходимо их восполнить, восстановить.

Ажурная резьба по бивню мамонта

В 2004 г. мы обратились за помощью к Василию Ивановичу Батагай, художнику-мастеру косторезу (фото 3). Родился Василий Иванович в поселке Кресты Хатангского района в семье, где с уважением относятся к традициям предков, придерживаются народных обычаев. Обучался в Норильском колледже искусств и получил квалификацию «художник-мастер, руководитель кружка по декоративно-прикладному искусству». В.И. Батагай - дважды лауреат Премии Бориса Молчанова в номинации «Художественная выставка» и «резьба по кости и дереву». Мастер работает в нескольких направлениях: техника резьбы по кости и дере-

Фото 3. Художник-косторез В.И. Батагай в музее Огдо Аксёновой, 2004 г.

3

ю О

Фото 4. Эскиз дуобат

Фото 6. Набор насадок на бормашину мастера Г. Мацакова

Фото 5. Эскиз коллекции дуобат на игровой доске

Фото 8 (справа). Женские фигурки новой коллекции дуобат

Фото 7. Мужские фигурки новой коллекции дуобат

Фото 9. Восстановленная коллекция дуобат

Фото 10. Женские и мужские фигурки, выполненные Пою и Г. Мацаковым

ву, декоративная вышивка, изобразительное искусство (акварель).

Творческая жизнь Василия Батагай очень насыщена - участие в художественных выставках, конкурсах, конференциях, молодежных форумах, работа по обучению детей косторезному мастерству. Если хронологически выстроить всю работу художника, то получится очень светлая и колоритная картина: 2001 г. - Всероссийская выставка в Москве; 2003 г. - открытый чемпионат ледовых скульптур в Якутске; 2004 г. - персональная выставка «Свет Полярной звезды» и участие в творческой выставке мастеров-косторезов «Во времена мамонтов» в Париже. работы мастера-художника выставляются в Норильске, Хабаровске и других городах. Несмотря на большую занятость, мастер согласился взяться за работу. Он произвел все необходимые замеры, затем на бумаге в точности восстановил очертания женских и мужских фигурок настольной игры, выполнив прекрасные эскизы (фото 4, 5).

По готовым эскизам предстояло изготовление коллекции «Дуобат». За это нелёгкое дело взялся Геннадий Евгеньевич Мацаков (1966-2006 гг.) - художник-оформитель музея природы и этнографии. Геннадий Мацаков был художником от природы, его творческие работы по кости мамонта выставлялись в музее. Через руки мастера прошло много постоянных и временных экспозиций музея. Он с охотой взялся за работу по восстановлению коллекции «Дуобат». Для выполнения такой тонкой работы был нужен хороший материал, то есть бивень хорошей сохранности, без трещин. Инструменты у мастера были свои. Это - электрическая бормашина с различными насадками (фото 6).

резьбой по кости Геннадий занимался серьезно. В Музее хранятся эскизы его

Список литературы:

работ по бивню мамонта на разные темы: животные, птицы, бытовые картины из жизни северных народов. Отец Геннадия -художник, его рисунок, где эвенк-каюр везет на стойбище врача, сохранился в музее природы и этнографии. Не сразу шла работа, как того хотелось. Бивень мамонта требовал особого подхода. Нужны определенный температурный режим и уровень влаги. И все же через неделю мы смогли увидеть мужские фигурки новой коллекции настольной игры «Дуобат». Затем и женские фигурки. Вскоре вся коллекция красовалась на столе мастера (фото 7, 8).

Можно сказать с уверенностью, что каждая костяная фигурка существует в единственном экземпляре. Над каждой из них склонялся мастер, он вложил частичку души, таланта, творческого труда.

работа по пополнению коллекции «Дуобат» лишний раз доказывает то, что не исчезло у долган народное ремесло -ажурная резьба по бивню мамонта, а, благодаря желанию молодых мастеров-косторезов, будет ещё долго удивлять мир неповторимыми образцами творчества (фото 9).

В 2005 г. Музей природы и этнографии пополнил свой фонд уникальной коллекцией «Долганский дуобат» из бивня мамонта, изготовленной Геннадием Мацаковым. И сегодня посетители останавливаются у стеклянной витрины, где можно увидеть прошлое и настоящее долганской настольной игры. Изделие работы мастера Пою на фото даны слева (фото 10).

Коллекция «Дуобат» раскрывает новые страницы в изучении особенностей материальной культуры долган. И в наше время она представляет научную и историко-культурную ценность как часть культурного наследия жителей Севера Сибири и как часть культуры народов мира.

1. Зоркин В.И. Друг чукчей и эвенов (О писателе-путешественнике и ученом В.Г. Богоразе-Тане и его книгах) // Богораз-Тан В.Г. Восемь племен: романы и повесть. - Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1991. - С. 5-15.

2. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.:

Изд-во «Экзамен», 2008. - 447 с.

3. Миддендорф А.ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2. - СПб.: ООО «Издательство ГеоГраф», 2006. - 850 с.

4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 20. Че-Яя. - М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. - 255 с.

5. Попов А.А. Долганы. Собрание трудов по этнографии. Т. I / Сост. А.А. Барболина. - Санкт-Петербург:

Дрофа, 2003. - 364 с.

1 Диффузионизм - направление в изучении культур, основной предмет исследований которого - заимствование элементов культуры [3, с. 365].

2 Нащечники - представляют собой две пластины из мамонтовой кости, орнаментированные резьбой, соединенные ремнями. Такие нащечники используют для недоуздков пристяжных оленей - примечание А.Р.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.