1.36. ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ КАК ПРЕДПОСЫЛКА КРИМИНАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Курашинова Анжела Хафановна, канд. пед. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Сегодня многие ученые совершенно справедливо пишут о глубоком духовном кризисе, поразившем не только российское общество, но все современное человечество. И поскольку будущее государства зависит не только и не столько от его социально-экономического благополучия, сколько от духовного здоровья нации, необходим обстоятельный анализ данной проблемы, осознание сложности возникшей ситуации, а также нахождение эффективных способов ее исправления. Особенно ярко данная проблема проявляется в молодежной среде и тем опаснее ее последствия. Природа не терпит пустоты, и образовавшийся духовный вакуум компенсируется псевдодуховными ценностями: коллективизм - круговой порукой, дружба - «нужными связями» и т.д. Развитие личности обеспечивается множеством факторов, в том числе его собственной активностью, но этой активности следует придать нужное направление.
Ключевые слова: духовность, духовные ценности, духовный кризис, духовный вакуум, дегуманизация личности, криминализация.
SPIRITUAL VACUUM AS A PRECONDITION FOR THE CRIMINALIZATION OF YOUTH
Kurashinova Anzhela Khafanovna, PhD in pedagogics. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Ranch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil-law disciplines chair. E-mail: [email protected];
Annotation: Today, many scientists rightly write about a deep spiritual crisis that has affected not only Russian society, but all modern mankind. And since the future of the state depends not only and not so much on its social and economic well-being as on the spiritual health of the nation, a thorough analysis of this problem is needed, an awareness of the complexity of the situation that arises, and finding effective ways of its correction. This problem is particularly evident in the youth environment and the more dangerous its consequences. Nature does not tolerate emptiness, and the created spiritual vacuum is compensated by pseudo-spiritual values: collectivism by mutual responsibility, friendship by "the right connections", love by sex, etc. The development of personality is provided by a variety of factors, including its own activity, but this activity should be given the right direction.
Keywords: spirituality, spiritual values, spiritual crisis, spiritual vacuum, dehumanization of the person, criminalization.
Духовность - одно из наиболее трудноопределимых понятий, и это не удивительно, поскольку мир духовных ценностей многолик и неисчерпаем.
Согласно словарю С.И. Ожегова духовность - свойство души, состоящее в преобладании, духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [1, с. 183].
В других источниках духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности <...>, высоконравственное начало в психической жизни, стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. [2, л. 1]
Так или иначе, анализ различных определений духовности позволяет отметить, что главным ее критерием является нравственная составляющая, уход от материального. Она содержит в себе высокие гуманистические идеи, устремлена к вечным нравственным ценностям, таким как истина, добро, красота, справедливость и др. Только духовно богатый человек может переживать чувство ответственности за себя, свои поступки, судьбу своего государства. Одним из важных показателей духовности человека, на наш взгляд, является его способность созидать, но никак не разрушать.
Как же обстоят сегодня дела с духовностью в нашем обществе? С уверенностью можно сказать, что оно переживает духовный кризис. Особенно ярко это проявляется в молодежной среде.
Процесс становления современной российской молодёжи протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. Общественные реформы, начатые в России в конце 80-х гг. дали личности реальную возможность свободного самовыражения, основу для расцвета индивидуальности, но в отсутствие должного духовного наполнения личности эта идея девальвируется, превращается в пустой звук. Утвердившийся во всех сферах современной жизни прагматический подход формирует у молодого поколения потребительское отношение к обществу и всему, что оно дает. Стремление к собственному комфорту и практической пользе для себя самого все чаще становится одним их ведущих мотивов поведения молодых людей. Вот и получается, что ограбить, убить, уничтожить противника, хотя и незаконными и непорядочными способами, становится обыденным делом. Индивид сам санкционирует для себя тот или иной образ поведения, не сообразуясь с общепринятыми высокими стандартами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, «... личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание» [3, с. 175]. Уровень развития личности тем выше, чем более в ней актуализированы потребности более высокого порядка - в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Личность, если только она личность, не может и не должна опускаться до примитивного уровня потребления. Сегодня главными признаками успешности для молодых людей являются материальное благосостояние и власть, а престижной считается только та работа, которая может их обеспечить. Чтобы чувствовать себя комфортно молодым людям важно быть дорого одетыми, иметь престижную марку машины, жилье соответствующего класса и т.п. И многие действительно располагают такими возможностями благодаря родителям, вопрос только в том, знают ли они им цену, поскольку часто все это ими даже не заработано. Материальное благополучие и упорный труд в их сознании слабо коррелируют между собой. Что касается отношения к труду, то его ценность определяется лишь через призму внешней мо-
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
тивации, в то время как интерес к профессии оказывается вторичным и приносится в жертву высокой заработной плате. Разговоры о том, что человек может быть богат своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой сегодня чаще вызывают у молодежи скуку, воспринимаются как пустые попытки морализаторства и нотаций.
Вместе с тем, существует противоречие между потребностями молодых людей и возможностями их удовлетворения и зачастую они, не будучи ни морально, ни операционально готовы и их удовлетворению, идут по пути наименьшего сопротивления и прибегают к асоциальным формам поведения.
Изменение вектора духовных ценностей также приводит к тому, что молодежь чаще стремится самоутвердиться в среде сверстников не за счет интеллекта, эрудиции и широкого кругозора, а за счет агрессии и грубой силы. Причем жертвами этой агрессии более слабые и незащищенные индивиды общества, но это не вызывает у них никакого укора совести, поскольку она, как центральная категория нравственного содержания личности у них отсутствует. Вызывают негодование и тревогу все чаще проявляющиеся среди молодежи вспышки немотивированной агрессии, как в отношении материальных объектов, так и живых людей. И если драться и бить другого в прежние времена считалось прерогативой юношей, то сегодня в этом вопросе гендерные различия постепенно стираются. Им даже в голову не приходит, что нападать группой на одного, особенно слабого и беззащитного, низменно и неприлично.
Что именно, как не духовная пустота является причиной того, что в Орехово-Зуево разрушен памятник А.С. Пушкину, а в Санкт-Петербурге поврежден памятник великому полководцу М. И. Кутузову? Даже в ситуации, когда такого рода поступки совершаются представителями враждебно настроенных по отношению к нам государств, а в последнее время таковых немало, это не может быть оправдано, а тем более, когда акты вандализма, которые сами по себе уже являются уголовным преступлением, совершаются нашими же соотечественниками. Это ли не тревожный симптом дегуманизации общества, утраты общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей, отказа от мировоззрения, основанного на справедливости и человечности, на внимании и уважении к личности, к индивидуальным особенностям человека, к культурному наследию и истории Отечества?
Правовое сознание личности находится в прямой зависимости от ее нравственного содержания, ведь право, как и мораль, базируется на справедливости как высшем нравственном принципе, они оба выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Поэтому совершенно очевидно, что человек, утративший нравственные начала легче становится на путь правонарушений.
Криминализация населения является одной из наиболее серьезных проблем современного российского общества. Причем это проявляется не только в том, что из года в год собственно увеличивается количество совершаемых преступлений, но также в проникновении самой идеологии и субкультуры криминальной среды в общество в целом. Наиболее уязвимой в этом отношении оказывается молодежь. И хоть преступность существовала всегда, в наше время она приобретает ужасающие масштабы и характеризуется стремительным ростом.
Криминализации общества способствует множество причин объективного и субъективного характера: социально-экономические проблемы, неравенство и поляризация доходов населения, коммерциализация средств массовой информации, кризис современной семьи, отсутствие государственной концепции воспитания молодежи и как следствие всего этого - духовный кризис. Особенно ярко он проявляется в молодежной среде, поскольку она в силу своих социально-возрастных особенностей легче подвергается различным влияниям извне.
Становление человека на путь преступления, как и многие другие знаменательные события в жизни человека, подготавливается условиями предшествующей жизни человека, теми его чертами и качествами, которые предопределили в конкретной ситуации выбор общественно опасного поведения. Поведение человека, в том числе и преступное, практически всегда рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями как среда, как совокупность условий и воспитание. Одним из таких условий является массовая культура, которая оказывает мощное воздействие на сознание молодежи и зачастую прививает молодым людям не самые лучшие и прогрессивные взгляды и привычки поведения. Ее источниками служат кинематограф, телевидение, интернет. Кино, которое когда-то было обозначено вождем октябрьской революции как «важнейшее из искусств», оставаясь таковым, оказывает сильное идеологическое влияние на подрастающее поколение и, к сожалению, не всегда позитивное. Речь идет о тенденции к романтизации представителей преступного мира. Например, фильмы о друзьях Оушена, «Поймай меня, если сможешь». Не отстает и наша киноиндустрия и предлагает вниманию зрителя «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Соньку Золотую ручку» и др. Героев этих фильмов молодые люди зачастую знают лучше, чем исторических личностей, выдающихся полководцев, классиков литературы и других личностей, чьи имена составили золотой фонд культуры страны, более того, они у этих героев учатся. Можно конечно спорить о том, нужна ли цензура на телевидении, в кино и литературе, но то, что их продукция не всегда прививает хороший вкус, демонстрируя худшие образцы поведения, взаимоотношений и выяснения отношений и манипулируя сознанием современной молодежи, - неоспоримо.
Свобода духа, свобода выбора, понятые молодыми неокрепшими умами как вседозволенность, определяют выбираемые ими модели поведения. Приветствуется все, что не ограничивает свободу. В свое время Б. Спиноза отметил, что «свобода есть осознанная необходимость», имея в виду, что наша свобода не может быть абсолютной, поскольку мы живем в мире людей, в обществе. Свободная личность должна осознанно принимать ограничение своих возможностей ради устойчивого функционирования или прогресса самого общества, которое в свою очередь может дать ему еще больше возможностей.
Цельную, духовно богатую личность сбить с истинного пути трудно, цензор находится внутри ее самой, она не нуждается в системе ограничений и запретов. Вытекающий отсюда вывод прост - мы сегодня нуждаемся в хорошо продуманной программе выведения населения страны, и особенно молодежи, из духовного кризиса. Мы полагаем, что начинать нужно с образования, с его подлинной, а не декларируемой гуманизации и гуманитаризации. Глядя на то, что сегодня происходит с образованием воспитанием, создается впе-
чатление, что вечная нить преемственности поколений прервалась, и общество уже не нуждается в самостоятельных, духовно богатых, наделенных критическим мышлением и способных к творчеству гражданах. Благодаря эйфории, захлестнувшей общество с началом перестройки, мы не заметили, как дилетанты от образования стали его «перекраивать» на свои лад и фактически испортили то, что и без реформ работало хорошо, если не сказать отлично [4, с. 180]. К сожалению, пропагандируемая сегодня система либеральных ценностей оказалась в отношении России несостоятельной и, наверное, правы те, кто говорит, что у России свой собственный путь развития, и грубое вмешательство в ее духовную жизнь, искусственное навязывание чуждых ей духовных стереотипов не приведет ни к чему хорошему. Разрушение традиционного механизма и форм социализации молодежи ведет к деформации и извращению самих ценностей и их проявлению в массовом и индивидуальном сознании в форме отклоняющегося поведения (от правовых, нравственных норм поведения) [5, с. 215].
Молодежь - это будущее страны, и от ее привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества. Проблемы молодого поколения неотделимы от проблем государства и поэтому требуют пристального внимания и конструктивного разрешения.
Список литературы:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. - 994 с.
2. http://insai.ru/slovar/dukhovnost. Интернет-ресурс.
3. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 480 с.
4. Курашинова А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т.8. № 5. Часть 1. С. 180-182.
5. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи. Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 215-217.
Рецензия
на научную статью доцента кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Ку-рашиновой Анжелы Хафановны на тему «Духовный вакуум как предпосылка криминализации молодежи»
В своей статье А.Х. Курашинова обращается к актуальной проблеме. В настоящее время, когда наблюдается кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры, моральный, экономический и интеллектуальный хаос, потеря нравственных приоритетов, резкая поляризация общества, разрушение социальных институтов, данная проблема требует обстоятельного анализа и нахождения путей ее разрешения. Особенно уязвимой в плане названных негативных влияний оказывается молодежь, от привычного поведения, образа жизни, личностных качеств которой зависит судьба общества и будущее страны.
Автор не ограничивается анализом критериев, причин и проявлений духовного кризиса и криминализации современного подрастающего поколения и общества в целом, но также рассматривает возможные пути преодоления этой острой социальной проблемы.
Научная статья отличается ясностью и доступностью изложения, грамотной структурой, снабжена достаточным количеством литературных источников.
Считаем, что научная статья А.Х. Курашиновой «Духовный вакуум как предпосылка криминализации молодежи», отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в научном журнале, рекомендованном ВАК.
Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России, кандидат педагогических наук, майор полиции М.Х.Шхагапсоева