ЧОПЕНКО Любовь Семеновна - кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой. Чебоксарский кооперативный институт (филиала) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: LS8760@yandex.ru
EVGRAFOVA, Tatyana Nikolaevna — Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: evgrafova72@mail.ru
CHOPENKO, Lubov Semenovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Graduate School. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: LS8760@yandex.ru
УДК 130.3
ДУХОВНЫЙ ОПЫТ - КВИНТЭССЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ -В ПРЕПОДАВАНИИ «ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»
В.Я. Нагевичене
Рассмотрены гностический и эпистемологический методы теории познания. Охарактеризована сущность русской религиозной философии, выражающаяся в единении истории, философии, истории философии, теологии, религии, религиоведения, религиозной философии, религиозной антропологии, философии культуры, истории культуры, психологии, социологии, политологии. Исследован предмет изучения русской религиозной философии, заключающийся в мистике, оккультном мире, которые имеют отношение к основам возникновения православия, или, наоборот, всячески вредны для дальнейшего существования истинного православия России.
Ключевые слова: духовность; религия; православие; философия; мистика; оккультизм; теология.
V.Ya. Nagevichene. SPIRITUAL EXPERIENCE - THE ESSENCE OF A PERSON - TEACHING «RUSSIAN HISTORY OF PHILOSOPHY»
Considered Gnostic and epistemological methods of the theory of knowledge. Characterized the essence of Russian religious philosophy, as expressed in the unity of history, philosophy, history, philosophy, theology, religion, religious, religious philosophy, religious anthropology, philosophy, culture, history, culture, psychology, sociology, political science. Investigated the subject of study of Russian religious philosophy, which consists in mysticism, the occult world that are relevant to the basics of Orthodoxy, or, on the contrary, strongly detrimental to the survival of true Orthodoxy in Russia.
Keywords: spirituality; religion; Orthodoxy; philosophy; mysticism; occultism; theology.
Прежде чем приступать к преподаванию «Истории русской философии», необходимо изучить проблему, связанную с гностическим и эпистемологическим методами теории познания. Гностический метод познания проходит красной нитью через всю историю русской философии, особенно в таких темах, которые рассматривают предфилософский и киевский периоды развития русской философии, принятие христианства, московский ее период (Сергий Радонежский, теория Филофея «Москва - третий Рим»), борьба иосифлян и нестяжателей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский), а также церковный раскол (Никон, Аввакум). Но особенно ярко представление о гностическом духовном опыте познания отражается в философских концепциях представителей Русского
религиозного ренессанса («философии серебряного века»).
Русская религиозная философия по своему предмету исследования является уникальной, она включает в себя сферу исследования истории, философии, истории философии, теологии, религии, религиоведения, религиозной философии, религиозной антропологии, философии культуры, истории культуры, психологии, социологии, политологии...
Во-первых, особенность русской религиозной философии состоит в том, что она полностью прошла под девизом: «нет пророков в своем отечестве», поэтому философы России не претендовали на гениальность или признание их заслуг при жизни. Они развивали гностический, духовный метод познания исходя
из собственного видения этого мира, поэтому многие религиозные философы не могли умолчать о теории Откровения. Этот гностический метод познания заставил их по-иному мыслить и думать, «ведать, что творишь», следовательно, они не вписывались в рамки «научной» философии, основанной только на эпистемологии. Они не могли быть в рамках догматизированной, заформализованной мысли представителей церковных учреждений, в которых находились люди, обладающие не столько духовным, сколько, в основном, церковным опытом работы. Русские религиозные философы не признавались государством, которому всегда надо, чтобы никто не мыслил больше, чем им созданная цензура.
Гонимые государством и церковью, русские религиозные философы вершили огромную работу, постигая Бытие, Мир, Россию, предвосхищали ее будущее, утверждали русский менталитет и русскую идею. Русская философия не была ученицей Запада, она была уникальной и гениальной! И пошла самобытным путем в своем становлении.
Во-вторых, главную свою задачу русская философия видела в искании духовной истины, утверждении духовной жизни, русской правды. Философия пыталась создать собственную систему, основанную на Логосе, раскрывающую рождение духа, способного утвердить философское творчество. Она не воспринимает кантовскую рационалистическую теорию познания, а развивает свою, основанную на духовном опыте. Русская философия более онто-логична и основана на гносеологии. Метод изучения философских проблем - гностический, полученный в результате гностического опыта («живознание»), а метод изложения представлен эпистемологической системой.
В-третьих, предмет изучения русской философии отражается уже в ее названии: философия, религия, православие, специфика развития православного христианства в отличие от других религий, исторические условия принятия христианства на Руси, возникновение самостоятельных философских концепций в лоне теологии, теософии и обретении, наконец, ею автономии. Главный предмет исследования русских философов - Библия - книга Откровения, но и здесь предусматривалось ее исследование в виде раскрытия мифологического сознания (теории грехопадения, теории цельного знания, теории всеединства, теории богочеловечества, софиологии, теории историософии и апокалиптическая философско-религиозная картина мира, ретроспективное восприятие России в будущем, теория Озарения
или Откровения, теория человека-андрогина, нравственность...).
Кроме того, предметом изучения русской религиозной философии являются все разновидности западной и русской светской философии (материализм, позитивизм, экзистенциализм...), состояние современной науки, научная картина мира, непротиворечивый характер науки и религии, необходимость их тесного контакта в постижении Бытия.
Предметом изучения русской религиозной философии является мистика, оккультный мир, которые имеют отношение к основам возникновения православия, или, наоборот, всячески вредны для дальнейшего существования истинного православия России.
В-четвертых, русская религиозная философия применяла многие формы опыта познания и постижения мира и создания своей уникальной, специфической картины Бытия.
Русская религиозная философия формировалась как уникальное явление в своем философском мире на специфической методологии, опирающейся на познании мира через гностический, духовный опыт, который был весьма разнообразным:
1. Опыт научного постижения бытия не отбрасывался ни одним философом, он не противоречил русскому православному видению мира, а утверждал оригинальные формы научного познания, в основе которого лежит Откровение, уживающееся с эмпирическим и рациональным познанием и объясняющим существование талантов и гениев.
2. Опыт художественного восприятия мира тоже является уникальным в становлении философов «серебряного века». Сюда можно включить литургику, предполагающую ряд гностических моментов в восприятии мира: иконы, свечи, обряды., придававшие человеку особое чувствование.
3. Общефилософский метод постижения Бытия, который связан с выработкой категорий и законов философского мышления. Русская религиозная философия формировалась как философия единого цельного знания - «русский космизм», включающий всю систему: человек - человечество - богочеловечество - Бог.
4. Опыт Откровения является естественным для русской религиозной философии. Он основывается на опыте Откровения в виде высших непреложных, не постигаемых разумом, истин - Истин Бога (Христа), их фиксацию в виде «Слова Божьего», изложенного как в религиозных, так и религиозно-философских концепциях.
Русская религиозная философия рассмат-
ривала учения (глубоко и логически обоснованные) о Сверхъестественном, в том числе о Боге и Сатане, о рае и аде, о творении мира из Ничего, о креации и эсхатологии, о страданиях человека и путях их прекращения, о нравственности и безнравственности, о теле и душе, реинкарнации и спасении человека от греховного мира... В раскрытии данных проблем русские мыслители пользовались гностическим, духовным, религиозным опытом.
Духовный, религиозный опыт познания опирается на веру в Откровение без малейшего сомнения в его истинности, поскольку он воспринимался как «живознание». Данный опыт соблюдает терпимость русской религиозной философии по отношению к другим конфессиональным опытам (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков) и даже рассматривает создание универсальной интеррелигии (Е.П. Блаватская, Д.Л. Андреев), выступает против церкви, с ее стремлением утверждения в структуре государственной власти и обладании земными материальными благами.
Гностический, духовный опыт опирается на Авторитеты не только русской православной веры, но и на опыт Великих Посвященных в истории развития мировоззрения народов мира.
Русские философы встали на путь выработки духовного опыта - опыта Великих Посвященных.
5. Опыт познания-постижения мира опирается на мифологию, в нем акцентируется внимание на исследовании «коллектива», «народа», формируются «мифологемы» православного миросозерцания, в которой выстраивается единая концептуальная система происхождения мира, управляемая Богом и духами. Этот опыт раскрывает общечеловеческое и одухотворенное бытие, представленное пранаукой, прарелигией, прафилософией, праэтикой, пра-мистикой, с ориентацией их на настоящее и будущее.
6. Парапсихологический, или экстрасенсорный опыт познания мира не отбрасывался русской религиозной философией, а наоборот, признавалась его значимость у русских святых (дальновидение, ясновидение, передача информации, средства их извлечения, предсказание, телепатия.).
7. Эзо- и экзотерические мистические опыты постижения Мира и Бытия особенно были в почете у русских религиозных мыслителей, поскольку предусматривали: единство с Абсолютом, описываемое в виде «встречи», «посвящения», «обращения»; получение знания в виде Истины, Озарения, высшего знания о
единстве Мира; новое видение Мира и своей деятельности (миссии) в нем, доходящей до творчества и сотворчества с Богом. Эти знания или замалчивались, или символически описывались (три свидания с Софией - В.С. Соловьев, Незнакомка - А. Блок, Черт - Ф.М. Достоевский...).
Не все виды оккультного опыта признавались, многие осуждались с позиции православия, но гностический, духовный методы познания-постижения испытывались многими русскими религиозными мыслителями, о чем они поведали, в основном, в своих дневниковых записях.
Если рассмотреть все виды опытов, которыми пользовались русские религиозные философы в зависимости от их индивидуальных способностей и личных интересов, то можно подвести итог - это духовный опыт.
Духовный опыт, основанный на гносисе, на Откровении, Озарении, лежит в основе как бы третьего вида познания себя, Бытия, Бога, наряду с эмпирическим и теоретическим уровнями познания и, тем самым, завершает цельную теорию познания.
Из всего многообразия уникальных проблем русской религиозной философии, которые отражены в лекциях по курсу «История русской философии», остановимся лишь на одной - духовном опыте познания, представленном русскими философами в опыте Откровения - гносеологии духовного опыта, а затем - реализации Знания, полученного в духовном опыте, в своем творчестве.
Русская религиозная философия утверждала светскую философию, оторвавшись от мировоззрения церкви с ее жесткой догматикой, но свои мысли она черпала из христианства и Библии как книги Откровения.
В своем философском духовном опыте философы выделяли «три кита», составляющие основу русского православия: Истину, Добро и Красоту, поэтому их философско-религиозные концепции носили нравственный, этический и эстетический характер, находя свое выражение в построении этических систем, а в художественной литературе в виде различного жанра: сатира, комедия, драма, поэзия. Русская плеяда великих писателей и поэтов создала великую русскую философскую, духовную литературу и культуру.
Русские философы стремились к соединению красоты и добра, к созданию этического гуманизма, который получает свое определение в идеологии русской духовной мысли, названной Н.В. Гоголем «православной культурой».
Именно эта «православная культура» давала русским мыслителям пафос проповедничества в своем творчестве, в какой бы сфере он не проявлялся. И метод формирования и изложения этой «православной культуры» должен быть один - «исполнить все, сообразно законам Христа», тогда Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой больше не продают на европейском рынке. Именно эту теорию познания, как новую науку мышления, русские религиозные философы видели в том, чтобы глубокое, живое и чистое любомудрие Святых Отцов, представляющее философское начало, соединить с современным состоянием науки и требованиями современного рационального мышления, поэтому они так часто обращаются к единству разума и веры, науки и религии, которые могут изложить истину, полученную в Откровении.
В духовной жизни всегда остаются неразгаданными многие явления, такие как знаменательные сны (И.Д. Менделеев), предчувствия (А.С. Пушкин), таинственные явления (Н.В. Гоголь).
Нужно признать, что за пределами рационального опыта есть нечто, что не может быть охвачено научным познанием, а философия, особенно русская философия, не желая суживать свою задачу чисто научными рамками, должна принять в расчет, что ее объяснения не подходят под науку. Раскрыть эти таинственные явления может только знание, полученное в результате духовного опыта Озарения, Откровения.
Духовный опыт русскими религиозными философами понимается неоднозначно. Он зависит от многих особенностей: от самого духовного опыта, степени овладения им; Откровения, которое получил мыслитель, создавший на его основе свою философскую концепцию; реальных социальных условий, в которых проживает данная личность; степени ее религиозности и отношения к официальным церковным культам и др.
Но все русские религиозные философы признают единым основное положение, что духовный опыт «преобразил» их, что он -квинтэссенция их личности.
НАГЕВИЧЕНЕ Валентина Яковлевна - доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в г. Миассе. Россия. Миасс. E-mail: feml@feml.miass.susu.ru
NAGEVICHENE, Valentina Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social and Humanities. Branch of the South-Ural State University (NIU) in Miass. Russia. Miass. E-mail: feml@feml. miass. susu.ru
УДК 378.1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
А.А. Семенов, О.А. Васильева
Определена сущность понятия «самостоятельная работа студентов», рассмотрен процесс саморазвития студентов в процессе обучения иностранному языку. Изучены факторы, способствующие эффективному саморазвитию человека: осознание необходимости процесса саморазвития; наличие мотивации к саморазвитию в процессе учения иностранного языка; наличие благоприятных условий для саморазвития или трудных условий, требующих от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; а также условия, которые способны влиять на саморазвитие.
Ключевые слова: самостоятельная работа; студент; бакалавр; обучение; неязыковой вуз; иностранный язык; саморазвитие.
A.A. Semenov, O.A. Vasilyeva. INDEPENDENT WORK AS BEING SELF-DEVELOPMENT BACHELORS IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL
The essence of the concept of «self-study students» through the process of self-development of students in learning a foreign language. The factors that contribute to effective self-development of