СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вальцев С. В. г. Москва
Духовный кризис в контексте глобализации
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент
Аннотация: в статье анализируется духовный кризис в контексте глобализации, показывается, что процесс глобализации тесно переплетен с процессом духовной деградации человека. Делается вывод о том, проблема заката человечества заключается даже не в деградации, а именно в глобализации. Уникальность сегодняшнего исторического момента заключается в том, что деградации никогда не сопутствовала глобализация этой самой деградации.
Abstract: the article examines the spiritual crisis in the context of globalization, it is shown that the process of globalization is closely intertwined with the process of spiritual degradation of man. It is concluded that the problem of the sunset of mankind is not even in the degradation, namely globalization. The uniqueness of the historical moment today is that degradation never accompanied the globalization of the most degradation.
Ключевые слова: духовный кризис, глобализация, альтруизм, аскетизм. Keywords: spiritual crisis, globalization, altruism, asceticism.
В основе своей глобализация - это, прежде всего, культурная стратегия Запада, направленная на покорение и порабощение всего «другого», незападного, некультурного, нечеловеческого. Глобализация - это принятие норм, ценностей и институтов западного бытия всем человечеством в качестве необходимости закона, «веления времени». В этой стратегии все «незападное», своеобразное, другое должно исчезнуть или занять свою скромную нишу в установленной системе ценностей. Национальные культуры должны считаться с требованиями западной культуры уже потому, что глобализация, как всемирный процесс, есть глобализация вокруг
западных ценностей. Культурный стержень глобализации - западная культура.
Процесс глобализации тесно переплетен с процессом духовной деградации человека. Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно, поэтому они и получили название «вечные ценности». Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом. Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности. Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.
В современном массовом сознании стремление к самоактуализации, религиозность, альтруизм уступают место карьеризму, гедонизму, индивидуализму. Как отмечал отечественный психолог А.Г. Здравомыслов, сегодня стремятся: «максимально вытравлять из массового сознания представление о героическом, «идеальном», возвышающем человека над рутиной повседневностью, тем самым закрепить в человеке обывателя, который заботится только о собственном доме, имуществе, клочке земли, автомобиле, удобствах сервиса и т. д.». Массовая культура реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.
Если бы мы потрудились рассмотреть любые широко распространенные этические системы, то увидели, что все этические нормы сводятся к двум: аскетизму и альтруизму. Аскетизм выражается в требовании биологического самоограничения ради служения Богу или духовного совершенствования. Основными запретами являются запреты вещного потребления («Горе вам, богатые») и антисексуальные запреты («Не прелюбодействуй»). Наиболее полно данные запреты воплощаются во всевозможных постах, обетах, существующих в каждой из религий. Альтруизм выражается в требовании жертвы собственными ресурсами ради окружающих. Например, один из пяти столпов ислама — обязательная милостыня. Мягкой формой альтруизма является запрет на присвоение ресурсов, принадлежащих другому лицу («Не
желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»).
Современные верующие, по данным американских исследователей, вовсе не религиозны в традиционном смысле слова, а религиозные символы, как, например, крестики, превращаются в модные украшения. Такое положение дел привело к тому, что Ватикан назвал необъяснимой и отвратительной моду на ювелирные украшения в форме креста, строго указав на это поклонницам подобных извращений. По словам экспертов, Голландия сегодня - это идеальная модель того, что будет происходить в ближайшее время в мире господства либеральных ценностей. Как показал опрос, у голландцев не существует каких-то ярких антипатий в отношении представителей определенных конфессий. Наименьшее количество респондентов, правда, отдали бы свои голоса за президента-мусульманина (27%). Но нетрудно угадать здесь логику опрашиваемых: прецедента правления президента-мусульманина в европейских странах еще не было. Однако соблюдающий религиозные предписания президент-христианин устроил бы немногим большее количество голландцев - за него проголосовало бы 33% опрашиваемых. Зато 87% респондентов отдали бы свои голоса за президента-атеиста. По словам экспертов, такой перекос в симпатиях к различным группам населения на Западе неслучаен: религия действительно теряет здесь свою актуальность. Для того чтобы этот процесс и дальше набирал обороты, главной ценностью западно-либерального мира должны стать деньги, а не религиозно-нравственные основы христианской морали, призывающей к умеренности.
По сути, мир постепенно охватывает антропологическая контрреволюция, человечество переживает ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба. Возможность превращения человека в существо, по своему физическому облику человеческое (антропоморфное), но своим поведением отрицающее человечность, принципиально заложена в самой анатомической структуре человеческого мозга. Отражающий весь огромный и с трудом представимый путь становления человека, он состоит из трёх частей, трёх слоёв, или, если угодно, трёх мозгов. Самый древний - это «рептильный мозг» (Р-комплекс), доставшийся нам в наследство от рептилий. На него наслоился лимбический мозг - наследство млекопитающих. И наконец, собственно человеческое приобретение -неокортекс. Эти три мозга отвечают за различные функции человеческого поведения, различные сферы человека, причём «рептильному мозгу» принадлежит ключевая роль в агрессивном поведении, в установлении социальной иерархии (в том числе через половое поведение) и контроле территории.
Неокортекс может вообще отключаться или его влияние на поведение и мотивацию человека может значительно ослабеть с соответствующим усилением лимбического мозга и Р-комплекса. Это достоверно доказано медициной и психологией. Одному из крупнейших психологов конца XX в., Станиславу Грофу, это неоднократно удавалось в ходе его революционных экспериментов по изменению человеческого сознания, причём достоверность полученной информации была подтверждена зоологами-палеонтологами. В этом свете сравнение некоторых людей и их поведения с животными
перестаёт быть избитым литературным приёмом, а приобретает прямой, нередко зловещий смысл.
Если мы окинем взглядом историю человечества, то увидим, что духовная деградация того или иного народа не является редчайшим историческим событием. Проблема заката человечества заключается даже не в деградации, а именно в глобализации. Уникальность сегодняшнего исторического момента заключается в том, что деградации никогда не сопутствовала глобализация этой самой деградации.
Литература
1. Вальцев С. В. Ценностный переворот в эпоху глобализации// Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 77-81
2. Вальцев С. В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.
3. Вальцев С. В. Духовная миссия России // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 3 (3). С. 37-40.
4. Вальцев С. В. Основной атрибут духовности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 67-70