Научная статья на тему 'Духовные ценности в пьесах А. Н. Островского'

Духовные ценности в пьесах А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5400
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ДРАМЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО / ВЕРА / ЛЮБОВЬ / СЕМЬЯ / ПРОТЕСТ / ПОКАЯНИЕ / ПРОЩЕНИЕ / SPIRITUAL VALUES / NATIONAL CHARACTER / A.N. OSTROVSKY DRAMA / FAITH / LOVE / FAMILY / PROTEST / REPENTANCE AND FORGIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Березкина Елена Петровна, Федурина Ксения Павловна

В данной статье рассматривается один из современных подходов к анализу пьес известного драматурга второй половины XIX века А.Н. Островского с позиций выявления отношений его героев к Богу, их религиозного народного мировоззрения и духовных ценностей. От драмы «Семейная картина» (1847 г.) до последних произведений 1870-х годов наблюдается внимание писателя к таким духовным ценностям, как вера, любовь, семья, милосердие, терпение, покаяние, прощение. Разное восприятие Бога героями произведения показано на примере драмы «Гроза». Сюжеты многих пьес Островского строятся по устойчивым «формулам»: «уход возвращение», «разрыв соединение», «обида примирение», «грех -покаяние». А.Н. Островский изобразил традиционный быт русских людей, их уклад, устоявшиеся принципы веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual values in A.N. Ostrovsky’s plays

This article discusses one of the modern approaches to the analysis of pieces of the famous playwright from the second half of the 19-th century, A.N. Ostrovsky from positions identify relationships of his characters to god, their religious people's worldviews and spiritual values. From the drama «Family picture» (1847) until the last works 1870-ies there has been selection writer such spiritual values such as faith, love, family, charity, patience, penance, forgiveness. Different perception of god heroes works shown in the drama "Thunderstorm". The subjects of many of his plays are in the stable «formula»: «care return», «gap connection», «offense reconciliation», «sin repentance». A.N. Ostrovsky depicted the traditional way of life of the Russian people, their way of life, established principles of faith.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности в пьесах А. Н. Островского»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО

© Березкина Елена Петровна

кандидат филологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: beryozkina-lena@yandex.ru

© Федурина Ксения Павловна

магистрант Института филологии и массовых коммуникаций, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: elshina777@mail.ru

В данной статье рассматривается один из современных подходов к анализу пьес известного драматурга второй половины XIX века А. Н. Островского с позиций выявления отношений его героев к Богу, их религиозного народного мировоззрения и духовных ценностей. От драмы «Семейная картина» (1847 г.) до последних произведений 1870-х годов наблюдается внимание писателя к таким духовным ценностям, как вера, любовь, семья, милосердие, терпение, покаяние, прощение. Разное восприятие Бога героями произведения показано на примере драмы «Гроза». Сюжеты многих пьес Островского строятся по устойчивым «формулам»: «уход - возвращение», «разрыв - соединение», «обида - примирение», «грех -покаяние». А. Н. Островский изобразил традиционный быт русских людей, их уклад, устоявшиеся принципы веры.

Ключевые слова: духовные ценности, национальный характер, драмы А. Н. Островского, вера, любовь, семья, протест, покаяние, прощение.

Драматургия является таким родом литературы, который требует активного взаимодействия писателя и читателя/зрителя. Известный драматург второй половины XIX века Александр Николаевич Островский считал, что данный вид искусства убедительно воздействует на общество, ведь пьесы всегда поднимали современные проблемы общественной жизни, имели способность откликаться на актуальные темы.

Творчество А. Н. Островского было в центре драматургии того времени. Его современник, писатель и критик второй половины XIX в. И. А. Гончаров называл Островского создателем русского национального театра; Н. А. Добролюбов произведения этого драматурга считал «пьесами жизни» [1, с. 205], так как в них частная жизнь народа складывалась в картину современного общества. Литературовед XX столетия Л. М. Лотман определяла его пьесы как вершины русской драматургии [4, с. 236].

Произведения А. Н. Островского отражают атмосферу жизни русского человека, его психологию. Многие литературные критики считали пьесы Островского простыми, обыденными, но за внешней простотой они не заметили сложного мира человеческих взаимоотношений, основанного на нравственных и культурных ценностях. Драматург представил в пьесах красоту незатейливого быта, настоящую духовность отдельных персонажей, особую культурную среду купечества.

В центре драматургии Островского находится проблема, прошедшая через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед читателями и зрителями пьес А. Н. Островского открывается широкая панорама русской жизни.

Островский изображал общественные явления, имеющие глубокие корни, конфликты, истоки и причины которых нередко восходили к отдаленным историческим эпохам. Носители новых устремлений и идей в его пьесах вынуждены были вести борьбу с консервативными обычаями и взглядами. Ясность и сила творчества автора нашла свое выражение в конфликтах его произведений, построенных на простых жизненных происшествиях, отражающих однако основные коллизии современного общественного бытия.

Каждый персонаж в пьесах Островского связан со своей средой, эпохой, историей своего народа. Вместе с тем рядовой человек в понятиях, привычках и самой речи которого запечатлено его родство с социальным и национальным миром, является средоточием интереса в пьесах Островского. Положение человека служит в них мерилом состояния общества. В пьесах Островского характерный герой в меру своей типичности является воплощением эстетики, а в целом ряде случаев и духовного богатства, исторической жизни и культуры народа.

Драмы Островского имеют открытый характер. Это качество Ю. В. Лебедев рассматривает как проявление свойств русской драматургии, как отражение высокой духовности писателя. «В "стыдливости формы" у Островского проявляется осознание вечной драмы земного существования, в кругу которого ничто не может быть решено окончательно и бесповоротно, ибо и вся-то земная жизнь - лишь пролог к жизни вечной, лишь преддверие, где все завязывается, но ничего окончательно не развязывается. Нити развязок находятся в руках Творца...» [3, с. 22]. Современному ракурсу прочтения произведений Островского - выявлению отношений его героев к Богу посвящена наша статья.

При анализе пьес драматурга становится заметно, что многие герои религиозны: они носят своего Бога в душе. Однако он не един в изображении писателя. Так, в пьесе «Семейная картина» (1847 г.) представлен «Бог» семейства Пузатовых, он нетребовательный, «свойский». Например, главный «блюститель» правильной божеской жизни - матушка Антипа Антипыча Пу-затова, Степанида Трофимовна, помнит, как следует жить по старине, и ругает сына за то, что тот подымается не в четыре часа утра, а жена его и вовсе, «грех утаить», в одиннадцатом часу. Она же нахваливает купца-плута Ширя-лова: «Каждый праздник он в Церковь ходит, да придет-то раньше всех; по-

28

сты держит; Великим постом и чаю не пьет с сахаром - все с медом либо с изюмом. А если и обманет кого, так что за беда!» [5, с. 124]. В драме «Бедная невеста» (1851 г.) «Бог» - изображение судьбы, счастья, фортуны, но в душе Марьи Андреевны живет милосердный христианский Бог, героиня соединена с ним крепкими узами, способностью приносить себя в жертву ради другого человека. В пьесе считается, что «Бог» привел Беневоленского жениться на кроткой Марье Андреевне. Она, бедная, вынуждена искать оправдание такому скверному поступку общего «Бога» - и находит его. Она утешает себя мыслью, что через Беневоленского ей посылается испытание и что она должна сделать из него хорошего человека. Марья Андреевна, в пятом акте, уже решившись выйти за Беневоленского, говорит: «Страстность души, которая чуть не погубила меня, теперь мне нужна: для нее будет благородное употребление» [5, с. 245].

Под влиянием славянофильства Островский создает пьесы «Не в свои сани не садись» (1852 г.), «Бедность не порок» (1853 г.), «Не так живи, как хочется» (1854 г.). В них сильна надежда на живые начала нравственности человека. Эти начала делают возможным живое существование религии. Ф. М. Достоевский в своих романах и публицистике не раз писал о том, что без веры в Бога нравственность невозможна. Островский показывает численных выше пьесах того Бога, которого еще не раз встретим в других произведениях драматурга, - милосердного судьи, удерживающего от злобы и гнева.

Одной из самых важных духовных ценностей А. Н. Островский считает семью. Его персонажи наделены талантом любить. Например, Митя и Люба («Бедность не порок», 1853 г.), Василий Жадов из «Доходного места» (1856 г.), Лариса в «Бесприданнице» (1878 г.). Как православные христиане они с большой ответственностью относятся к браку. Разрушение семьи сопоставимо для них с грехом. В православных представлениях любовь изображается как чувство созидательное, страсть же - разрушительное. Наиболее ярким подтверждением данного факта служат события пьесы «Гроза».

А. Н. Островский наделил персонажей «Грозы» религиозным сознанием. Марфа Игнатьевна - единственная в пьесе хранительница допетровской, нетронутой веры. Ее поддерживает страница Феклуша. Бог для калиновцев -строгий, гневный, безжалостный, «домостроевский», требующий поклонения и жертв.

У естествоиспытателя Кулигина свой Бог. Он живет с ним в полном ладу, калиновская жизнь не влияет на Кулигина. Этот Бог милосерден, справедлив, благоволит к науке, знаниям. Бог Кулигина не требует жертвоприношения, восхваления, он ценит сердечное тепло. Человек, исповедующий такого Бога, обманывать доверившегося не будет. Многие исследователи предполагают, что Бог Кулигина - это и есть Бог самого Островского.

Катерина искренне настроена на общение с Богом, поскольку отличается от всех представителей «темного царства» глубиною своих чувств, честностью, и решительностью. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане [5, с. 235]. Катерина всегда стремилась к свету и добру, к любви

и к гармонии. Отступив от религиозных заповедей и не найдя поддержки в обществе, героиня решается на роковое признание и самоубийство.

Катерина - человек новой эпохи. Ее трагическая судьба обличает патриархальный мир. Героиня воплощает дух другого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, что близится конец «темного царства». Создав такой выразительный образ, А. Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть сильный народный характер, способный любить, мечтать о справедливости, красоте, истине.

О Боге Катерины рассуждает исследователь Ю. В. Лебедев: «...миросозерцанию Катерины неприемлем далекий и страшный бог Кабановых <...> в вещих снах видятся Катерине не последние времена, а земля обетованная <...> в ее душе играет более живая и свободная религия» [3, с. 23]. В ходе пьесы читатель может наблюдать, как единый светлый Бог, Солнце-Христос девичества героини, распался. Он превратился в грозного судью. Катерина потеряла связь со своим Богом и покорилась богу Кабанихи.

Если пьеса «Гроза» рассказывает об особенностях национального бытового уклада, о мировоззрении русского человека, то русскую натуру, в душе которой бушуют сильные страсти, Островский показал в драме «Грех да беда на кого не живет» (1863 г.). Здесь автор представляет нам характерные для русского человека идеи о сущностных основах бытия. В этой драме, как и в ряде других пьес, Островский подчеркивает ценность земного бытия человека в христианской трактовке. Религиозный тип познания в пьесе воплощен в образе деда Архипа. Здесь ярко показана проблема добра и зла, счастья и страдания, жизни и смерти. Драматург напоминает читателю о важнейших христианских добродетелях, в первую очередь, о любви к ближнему.

Дед Архип физически слеп, а мир вокруг него слеп духовно. «Что я за человек стал! Красного солнышка, ясного месяца я не вижу, зеленых лугов тоже, студеной водицы и всей твари Божьей тоже не увижу никогда. А больнее мне всего, что не увижу я лица человеческого» [5, с. 401]. Архип воспринимает жизнь как благо, дарованное Богом, а мир - как Его творение. Герой считает, что человек должен любить все, что создано Богом, добровольно соблюдать заветы Христа. Дед Архип следует принципам Благодати, он осознает собственную греховность, принимает свою слепоту как наказание, испытание перед уходом в другой мир. В пьесе он говорит о том, что никто никому не судья, каждому предстоит держать ответ перед Богом. Дед Архип никого не судит в пьесе, но и оправдывать Краснова, убившего Татьяну, он не может: «Что ты сделал? Кто тебе волю дал! Нешто она перед тобой одним виновата? Она прежде всего перед Богом виновата, а ты, гордый, самовольный человек, ты сам своим судом судить захотел. Не захотел ты подождать милосердного Суда Божьего, так и сам ступай теперь на суд человеческий!» [5, с. 432].

Физическая слепота Архипа - символ духовного прозрения. Этот герой дает нравственную оценку происходящим трагическим событиям, призывает к милосердию и терпимому отношению друг к другу.

В целом ряде пьес великий драматург показывает, что очищение человека, его преображение возможно лишь через путь покаяния. А. Н. Островский считает одним из важнейших качеств русского народа умение прощать. Сюжеты его москвитянинских пьес строятся по формулам «уход - возвращение», «разрыв - соединение», «обида - примирение», «грех - покаяние». Островский, как отметила А. И. Журавлева, принадлежал к тем творцам, «для которых религиозность и система христианских ценностей была естественна, как нормальное дыхание» [2, с. 13].

Писатель глубоко проник в народное мировоззрение. Тема семейно-бытовых отношений проходит красной нитью сквозь все его творчество. Главными условиями сохранения прочности семьи являются стабильность, уважение моральных принципов и законов своей среды, обычаев и традиций.

А. Н. Островский и в жизни, и в творчестве был религиозным человеком, добропорядочным христианином. В произведениях своих он выступает не бунтарем, реформатором, а мирянином, изображающим духовный быт людей, каждодневные, устоявшиеся верования. При этом душевное состояние, духовное мировоззрение героев далеко не простые, они могут уходить от быта в глубину истории.

Литература

1. Добролюбов Н. А. Темное царство // Русская трагедия: пьеса А.Н. Островского «Гроза». - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 480 с.

2. Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. - М.: Просвещение, 1986. - 156 с.

3. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. - М.; Л.: Акад. наук СССР, 1961. - 360 с.

4. Лебедев Ю. В. О народности «Грозы»...// Русская литература. - 1981. - № 1. -С. 14-31.

5. Островский А. Н. Избранные пьесы. - М.: Правда, 1986. - 557 с.

References

1. DobroliubovN. A. Temnoetsarstvo [Darkkingdom] // Russiantragedy: PieceA. N. Os-trovsky's "Thunderstorm". - Russkaiatragediia: P'esaA. N. Ostrovskogo «Groza». St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2002. 480 p.

2. Zhuravleva A. I., Nekrasov V. N. Teatr A. N. Ostrovskogo [Theatre Alexander Os-trovsky]. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 156 p.

3. Lotman L. M. A. N. Ostrovskii i russkaiia dramaturgiia ego vremeni [Ostrovsky and Russian drama of his time]. Moscow; Leningrad: Akad. Sciences of the USSR, 1961.360 p.

4. Lebedev IU. V. O narodnosti «Grozy» [About peoples "Thunderstorm"] // Russkaia literatura - Russian literature. 1981. No 1. Pp. 14-31.

5. Ostrovsky A. N. Izbrannyep'esy [Selected Pieces]. Moscow: Pravda, 1986. 557 p.

SPIRITUAL VALUES IN A. N. OSTROVSKY'S PLAYS

Elena P. Beryozkina

PhD, A/Professor, Buryat State University 24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

Ksenia P. Fedurina

undergraduate,Institute of Philology and Mass Communications,

Buryat State University

24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

This article discusses one of the modern approaches to the analysis of pieces of the famous playwright from the second half of the 19-th century, A. N. Ostrovsky from positions identify relationships of his characters to god, their religious people's worldviews and spiritual values. From the drama «Family picture» (1847) until the last works 1870-ies there has been selection writer such spiritual values such as faith, love, family, charity, patience, penance, forgiveness. Different perception of god heroes works shown in the drama "Thunderstorm". The subjects of many of his plays are in the stable «formula»: «care - return», «gap - connection», «offense - reconciliation», «sin - repentance». A. N. Ostrovsky depicted the traditional way of life of the Russian people, their way of life, established principles of faith.

Keywords: spiritual values, national character, A. N. Ostrovsky drama, faith, love, family, protest, repentance and forgiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.