Научная статья на тему 'Духовные ценности и личностный потенциал педагога'

Духовные ценности и личностный потенциал педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / TEACHER’S PERSONALITY POTENTIAL / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азбукина Елена Юрьевна, Волошина Лидия Васильевна

Предпринята попытка научного осмысления взаимосвязи личностного потенциала педагога и духовных ценностей в контексте современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES AND THE TEACHER’S PERSONALITY POTENTIAL

The article represents an attempt at academic understanding of interconnection between the teacher’s personality potential and spiritual values within the framework of the present-day system of education.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности и личностный потенциал педагога»

УДК 37:001.127.18 (14.01.11)

Е. Ю. Азбукина, Л. В. Волошина ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА

Предпринята попытка научного осмысления взаимосвязи личностного потенциала педагога и духовных ценностей в контексте современной системы образования.

Ключевые слова: духовные ценности, личностный потенциал педагога.

Современная Россия находится в состоянии формирования новой социально-экономической системы. Анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих реформирование и развитие системы образования, позволяет сделать вывод об их обращенности к личности и профессионализму субъектов образовательного процесса. Авторы разделяют мнение ученых (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова,

Н. В. Кузьмина и др.), что темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от личностной позиции, мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных принципов, моральных норм и духовных ценностей человека. Разрабатывая основы духовно-нравственного возрождения России, системе образования необходимо учитывать, что цели и пути ее развития, как и развития нашего народа, всегда воплощались через духовные ценности и личностный потенциал педагога.

Имеющаяся система образования, как показывает практика, лишь частично ориентирована на выстраивание личностью своего духовного мира, хотя в современном обществе значительно расширились проявления так называемого духовного кризиса. Ситуация такова, что значительная часть населения, оторвавшись от исконных духовных ценностей, становится деструктивной силой общества. Это актуализирует реализацию одной из важных функций современного образования - обретение им целостности не только в смысле единства обучения, воспитания и развития, но и в смысле единства материальной и духовной природы человека, единства знания и веры, понимаемой как мировоззренческая убежденность личности, без которой немыслимы ее самореализация, самоопределение и развитие личностного потенциала.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникает в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. «Ценность» - термин, используемый для указания на значение (человеческое, социальное, культурное) определенных явлений действительности, фиксирующий критерии признанного (данным обществом или социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы общественного контроля, как индивидуальные, так

и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу ее формирования и поддержания нормативного порядка в обществе. На современном этапе именно педагогическое образование выступает непременным и безусловным фактором развития человека, условием его самореализации.

В России исторически проявлялся и проявляется повышенный интерес к вопросам духовности, нравственности, а также к вопросам формирования духовных ценностей. Выявляемый педагогический потенциал базовых ценностей традиционных российских конфессий оказывает влияние на формирование духовного мира человека, определяет его реальную действенность. Знание и понимание своей культуры, гуманистическое отношение ко всем народам через понимание их духовно-нравственных традиций являются основополагающими в процессе профессиональной деятельности педагога независимо от того, на каком уровне он организует взаимодействие.

В структуре профессионально-педагогической подготовки учителя ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты системы. Ценности здесь -это духовные феномены, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами человеческого поведения, формирования и развития жизненных и профессиональных установок педагогов [1].

Происходящие в социуме преобразования существенно изменили требования к образовательной системе и педагогу. Актуальной становится проблема развития духовных ценностей и личностного потенциала педагога. Это и выделяет его главную миссию - сохранение, возрождение традиционных духовных ценностей, определяющих культуру как среду, воспитывающую высоконравственную личность; помощь в ценностных ориентациях учащихся. При этом учитель должен обладать целым рядом ценностных установок: в сфере познания - на личностное знание, на понимание; в сфере действия - на совместную творческую деятельность, на диалогическое общение и на игру; в сфере переживания - на эмпатию, толерантность и личностную рефлексию.

С позиций новой социокультурной парадигмы личность педагога в информационном обществе

рассматривается как активный субъект, способный создавать новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления в ценностных ориентациях.

Однако современный педагог даже в развитом информационном обществе остается живым собеседником, наставником, с которым осуществляется взаимодействие, формирующее человека на основе примера и образца. Конечно, информационное общество расширило сферу воздействия на человека, включив сюда рекламу, телевидение, Интернет и т. п. - воздействие СМИ в целом, но живое личностное общение сохраняет за собой преимущество теплоты, расположенности, ощущения заботы и ответственности. Учитель как профессия остается и сегодня в традиционном осуществлении своей миссии, поэтому важнейшим залогом успеха педагога в условиях информационного общества становится постоянно развивающийся личностный потенциал во взаимосвязи с духовными ценностями.

Именно традиционные духовные ценности российского общества, по мнению доктора философских наук Г. И. Петровой, ориентированы на «глубинное понимание человека, поиски смысла его жизни, вопросы и ответы по поводу их тайны и постоянного ее разгадывания» [2]. Поэтому обращение к духовным ценностям и смыслам российского общества является насущной задачей современного педагогического образования в нашей стране.

Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям - насущная потребность нашего времени. И состоится ли это возвращение, зависит во многом от педагога. Особенности профессиональной деятельности педагога во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. В связи с этим педагогу важно ориентироваться на ценности, избранные им в качестве эталонных.

Роль духовных ценностей в формировании личности являлась главной дискуссионной темой научного сообщества. А. Дистервег, например, подчеркивал, что возможность качественного выполнения образовательных задач, поставленных перед учителем, зависит во многом от набора профессиональных ценностей. Ученый-педагог определил спектр ценностей, без которых невозможно представить личность учителя-воспитателя: «Вся деятельность учителя должна служить примером организованности, точности, добросовестного выполнения своих обязанностей» [3]. Здесь необходимо уточнить важность присвоения педагогом системы ценностей, которая постепенно трансформируется в некий внутренний стандарт человеческого поведения и

отношений. Для успешной реализации деятельности педагогу необходимо признать их своими, внутренне быть с ними согласным. Исходя из этого, мы понимаем систему ценностей педагога как его внутренний мир, возникающий в наибольшей степени в результате процесса профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Общеизвестно - закрепленные историческим опытом духовные ценности включают в себя: духовность - идеалы православия, веры и потребности в добре и справедливости, возвышение духовных потребностей над материальными; соборность - идею единения людей и наций ради процветания Отечества и своего рода; государственность - основу социальной справедливости и нравственного авторитета власти; народность - реальное равенство, дружбу и подлинную свободу народов, гарантию в обеспечении большинству населения достойной жизни; патриотизм - любовь к своему Отечеству, верность в служении Родине и своему народу; общинность - коллективный характер труда, преемственность, уважение к старшему поколению и бережное отношение к национальным традициям [4].

На основе анализа точек зрения ученых, указывающих на ценностно-смысловую природу профессионального самоопределения, связанную с активным поиском индивидом смысла (то, ради чего человек живет) своего собственного существования, можно выделить ценностные ориентации и смысл в качестве предпосылки, способствующей развитию личностного потенциала педагога.

Научный анализ литературы показал: личностный потенциал формируется, накапливается, развивается нередко в скрытой от наблюдения форме и только после этого обнаруживается в актуальной ситуации. Как указывает в своей работе «Акмеоло-гическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника» Н. Б. Трофимова, понятие «потенциал» находится в неразрывной связи с категорией «развитие», что обусловливает его скрытую динамическую природу [5].

Потенциал личности, обладающий свойствами системного качества, как рассматривается в акмео-логии, дает основание гипотетически утверждать наличие иерархии в системе потенциалов человека (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Н. Марков), в которую включают биологический, психический и личностный. Последний (личностный) характеризуется пятью основными разновидностями: познавательным, морально-нравственным, коммуникативным, эстетическим, творческим (Е. А. Гуськова).

В связи с этим целесообразно остановиться на составляющих личностного потенциала педагога. Потенциал педагога как личности вбирает в себя возможность и способность человека жить

внутренне богаче и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться. Кроме того, в потенциал педагога как любой личности входят здоровье - психическое, душевное, личностное и психологическое, смысловое наполнение жизни (интересы и стимулы жить, смыслы жизни, любимое дело), интеллект общий и эмоциональный. Но для педагога то или иное сочетание этих внутренних составляющих имеет большее значение, так как определяет такие внешние показатели, как внутренняя культура и свобода, добровольная ответственность, жизненные стратегии и ценностные ориентации, видение перспектив, необходимые для духовного воспитания подрастающего поколения.

Отметим, что если направленность личности на определенную деятельность обусловлена мотивационно-смысловым конструктом, то личностный потенциал педагога обеспечивает эффективность деятельности (С. Б. Каверин, А. Маслоу, К. К. Платонов, Л. М. Фридман, В. Н. Косырев, В. Н. Марков, К. В. Петров и др.).

Таким образом, потенциал следует рассматривать как взаимодействие между тремя основными группами качеств: мотивация, общие и специальные способности, креативность, а также качественное своеобразное сочетание этих факторов, каждый из которых изменяется, приобретает принципиально иной характер в зависимости от наличия и степени развития других.

Для того чтобы донести истинные смыслы духовных ценностей, педагог должен определить свою профессиональную позицию по отношению к ним, чтобы не быть введенным в заблуждение текстами отдельных учебников (истории, общест-вознания, географии), информации в Интернете, СМИ. Выявленный педагогический потенциал культурно-мировоззренческой направленности педагога порождает ценностно-смысловую ответственность в выработке собственной педагогической позиции, которая позволяет осуществлять организацию и руководство современными образовательными процессами и согласованной деятельностью субъектов образования.

С помощью публикационного метода и на основании проведенного теоретического анализа различных образовательных моделей, опирающихся в своей учебно-воспитательной деятельности на духовные ценности, можно отметить общую тенденцию: в России возрождается отечественная традиция приобщения подрастающих поколений к национальным духовным ценностям. Это, в свою очередь, ставит новые задачи перед системой педагогического образования, призванной готовить педагогов, способных в неискаженном виде транслировать эти ценности, приобщая к ним учащихся.

Теоретическое исследование позволило определить пути осуществления взаимосвязи личностного потенциала педагога и духовных ценностей:

- через разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие личностного потенциала, осмысление духовных ценностей, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой педагог может определять варианты становления и развития личностного потенциала с учетом духовных ценностей;

- концепцию личностно ориентированного подхода, учитывающего ценностные ориентации и потребности педагогов в развитии своего потенциала;

- учет мотивов профессионального развития педагога, позволяющий предлагать соответствующее содержание духовных ценностей, корректировать его.

Среди разрабатываемых технологий реализации духовного развития и воспитания личности первостепенной задачей современного педагогического образования выступает приобщение к системе ценностей, соответствующих традиционным российским религиям, через преподавание основ религиозных культур и светской этики. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с правилами, понятиями светской этики и традиционных для нашей страны религиозных культур, с их общими ценностными основами.

Следует помнить, что нравственный пример педагога имеет важнейшее значение для духовного становления личности обучающегося в ходе усвоения содержания духовных ценностей. В современном, постоянно меняющемся обществе система духовных ценностей и ценностные ориентации призваны сохранить устойчивость внутреннего мира педагога, а через него и учащихся [6].

Педагогическая деятельность требует постоянной творческой готовности, поиска нетривиальных и в то же время оптимальных решений в нестандартных профессиональных ситуациях, устойчивого самоопределения в духовных ценностях. Поэтому важнейшим залогом успешной профессиональной деятельности педагога в условиях современного общества становится постоянно развивающийся личностный потенциал, включающий, как было указано ранее, весьма обширный круг качеств и свойств.

Следовательно, своеобразным ядром личности педагога следует признать ее ценностно-смысловой потенциал, который представляет собой сложную, нелинейную, открытую и самоорганизующуюся систему. Данная система актуализирует гуманистическую направленность миропонимания и

мировосприятия педагога, его способность к твор- ременных социокультурных условиях именно ду-

ческой самореализации и духовному саморазви- ховные ценности и личностный потенциал педаго-

тию в вероятностном пространстве социальной и га должны стать основным объектом внимания пе-

профессиональной жизни. Исходя из этого, в сов- дагогического сообщества.

Список литературы

1. Равкин З. И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность: материалы ХУ11 сессии Науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки / под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. С. 6-7.

2. Петрова Г. И. Тенденции развития образования в современных условиях // Информация и образование: границы коммуникаций. (INFO'11): сборник научных трудов. № 3 (11). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. 342 с.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. С. 317.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / РАО. М.: Просвещение, 2009.

5. Трофимова Н. Б. Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тамбов, 2009. 38 с.

6. Костюкова Т.А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagógica! University Bulletin). 2011. Вып. 13. С. 141-144.

Азбукина Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник.

Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» РАО.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Волошина Л. В. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.

Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» РАО.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.03.2013.

E. Y. Azbukina, L. V Voloshina SPIRITUAL VALUES AND THE TEACHER’S PERSONALITY POTENTIAL

The article represents an attempt at academic understanding of interconnection between the teacher’s personality potential and spiritual values within the framework of the present-day system of education.

Key words: spiritual values, teacher’s personality potential.

Azbukina E. Y.

Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems” of Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

Voloshina L. V.

Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems” of Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.