Научная статья на тему 'Духовные ценности чиновничества в системе подбора кадров'

Духовные ценности чиновничества в системе подбора кадров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИНОВНИЧЕСТВО / КЛАСТЕР / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / OFFICIALS / CLUSTER / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Молнева М. С.

Статья посвящена проблеме изучения духовных ценностей чиновничества. Рассматривается значение ценностей чиновничества на уровне коллектива. Автор дает расширенную трактовку понятия «чиновничество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual values of officials in the system of staff selection

The article is devoted to a problem of studying of spiritual values of officials. Importance of values of officials at a group level is considered. The author gives expanded interpretation of the concept «officials».

Текст научной работы на тему «Духовные ценности чиновничества в системе подбора кадров»

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ПОДБОРА КАДРОВ

М.С. Молнева

Статья посвящена проблеме изучения духовных ценностей чиновничества. Рассматривается значение ценностей чиновничества на уровне коллектива. Автор дает расширенную трактовку понятия «чиновничество ».

Ключевые слова: чиновничество, кластер, духовные ценности.

Проблема изучения чиновничества традиционно актуальна для гуманитарной науки. Ряд социальных, политических и психологических факторов показывают рост такой актуальности и сейчас. Назовем некоторые из них:

- превращение чиновничества в один из главных факторов движения политической жизни страны, зачастую определяющих исходы политических выборов, судьбу реформ, тип господствующих в регионах духовных ценностей;

- все более яркие проявления откровенного мздоимства, бюрократизма и волокиты, дискредитирующие гуманные управленческие инновации, включая национальные проекты;

- рост престижа государственной службы, особенно в условиях региональной безработицы и низкой заработной платы;

- сращивание части чиновников с миром криминала, что показывает опасность дискредитации государственного управления (события в Кондопоге, трудности современного развития рыбной промышленности, золотодобычи, жилищного строительства и риелторства) и др.

Отметим, наконец, и логику развития самой социологии, где проблематика чиновничества актуальна со времен классических работ М. Вебера и Г. Спенсера. Заметим, однако, что хотя разработка проблемы чиновничества велась давно и разнопланово, но исследование именно духовной его жизни носило все же достаточно фрагментарный характер.

Интерес к диалектике духовных ценностей чиновничества вызывает их поразительная стабильность. Даже в 90-е гг. XX в., когда общественное сознание представляло собой пеструю мозаику постоянно меняющихся духовных ценностей различных страт,

именно корпоративные чиновничьи ценности были наиболее стабильны, выражали относительную устойчивость российской государственности. Как отмечает Р. Габдреев, образ профессии предполагает частицу характера, способностей, интересов человека; возможность идентификации подобного рода - наличие психологической близости образа. Специфический образ жизни и сходство содержания и условий деятельности приводят к формированию профессионального типа личности. Профессия шлифует характер человека, оттачивая те или иные грани. Человек обладает свободой выбора тех профессий, которые отвечают его психологическим склонностям. Это становится возможным, если выбор профессии обусловлен как знаниями об объективной специфике профессии, так и специфическим «ореолом», связанным с престижностью профессии, ее субъективным образом, навеянным литературой, кино, театром; в эту «ориентировочную основу» выбора профессии включены и представления о типичных личностных чертах профессионала, т.е. о профессиональном типаже - стереотипе [1].

На наш взгляд, главной ценностью чиновничества является самосохранение, которое в свою очередь имеет несколько градаций:

1. Сохранение самого себя;

2. Сохранение своего административного клана;

3. Сохранение кластера регионального чиновничества;

4. Чиновничества в стране.

Опираясь на это деление, ценности чиновничества можно классифицировать следующим образом:

- собственно эгоистические ценности -стремление обеспечить личное благополучие. Базовыми в этом случае являются такие ценности, как: скрытность, расчетливость,

недоверчивость, умение собирать информацию и использовать ее в собственных интересах, блокирование моральных норм;

- ценности административного клана -умение чиновников объединиться для получения общей выгоды или противодействия кому или чему либо. Следует отметить, что ценности клана носят по большей части запрещающий характер (нельзя выделяться, проявлять инициативу и т.д.);

- ценности региональные. В эту группу входят такие черты, как нежелание пускать посторонних в группу (как правило, иногородних), а также «взаимное обязывание» (компромат);

- федеральные ценности. Эта самая сла-бовыраженная группа ценностей. Как правило, включает в себя умение объединиться в условиях кризиса, а также поддержать «своего» кандидата на выборах.

Отметим также, что ценности чиновничества непременно фиксируются на уровне рядового чиновничьего коллектива. Они даны в самой системе подбора кадров, «чиновничьего кастинга», где в среднем главным фактором является совместимость кандидата с уже действующим коллективом чиновничества. Таким образом, можно выделить и качественно особую группу «эталонных чиновничьих ценностей», выполняющих роль своеобразных «фильтров». Такая зависимость отражена на рис. 1.

Мы считаем, что при любом трудоустройстве существует некое «облако претендентов» и система требований - фильтры, через которые происходит отсев претендентов.

«Облако претендентов» в этом случае чаще всего состоит из лиц, связанных родственными и личными связями.

Фильтры, в свою очередь, состоят из двух уровней:

- анкетные данные (возраст, образование, стаж работы, наличие ученой степени и т. д.);

- корпоративные нормы и ценности.

Согласно типологии И. Федорова [2], мы

полагаем, что все типы можно разделить на две группы: «отвечающие системе» и «не отвечающие системе». К последним мы относим такие типы, как сенситивы (для них характерно отсутствие ярких социальных целей и программ действий), рефлексики (любовь к творчеству, редко ставят перед собой социальные цели), стоики (интерес к темам нравственности и долга).

К типам «отвечающим системе» мы относим такие, как:

- пассионарий (основными чертами для него являются психологический тренинг, тяга к власти над другими людьми, скрытность ит. д.);

- некрофилы (характерны попытки унифицировать окружающий его мир, создать определенную последовательность событий, позволяющую чувствовать себя «хозяином положения», стремление уничтожить все части, не складывающиеся в привычную картину мира);

- прагматики (субпассионарии) (бо-

язнь выхода за пределы стереотипов, терпеливость, стремление избежать творческих операций).

Поскольку «чистые» типы встречаются довольно редко, мы полагаем, что специфическим типом личности «чиновник» является сочетание «пассионарий-некрофил», для которого характерно:

- стремление к власти;

- конспиративность;

Рис. 1. «Эталонные ценности чиновничества» в системе подбора кадров

- нежелание и даже боязнь перемен;

- стремление переделать среду под себя.

Таким образом, базовые ценности, интересы, потребности и символы чиновничества характеризуют именно духовную жизнь общества, по-своему выражая функциональную необходимость ее воспроизводства через движение управленческих отчужденных отношений. Духовность чиновничества, на наш взгляд, является нонсенсом, в лучшем случае -скрываемой, блокируемой с помощью имиджей и делового общения подсистемой, прямо противостоящей отчужденному корпоративизму чиновничества.

Следует также отметить, что категория чиновничества, по нашему мнению, не совпадает с категорией «лиц социальной страты»; «чиновником» вполне может быть и человек, не работающий в аппарате государственного и муниципального управления. Чиновничество - это кластер людей, объединенных специфическими корпоративными ценностями, выражающий качество общественной жизни; группа, для которой в силу любых причин ценности реализации легитимной власти являются приоритетными. Однако чиновничество как социальная страта составляет, несомненно, большую часть

упоминавшегося кластера. В нашей работе мы опираемся на определение кластера, данное Л. Красновой [3], которая понимает кластер как результат и неотьемлемый атрибут социогенеза, представляющий собой совокупность морфем общежития людей, не сводимую к ранее известным формам, таким как ассоциации, группы, стрежнем которого является феномен сопричастности. Духовные ценности сопричастности в рамках кластера принципиально лишены гармонии, они содержат в себе мощное противоречие между ценностями, регламентирующими вхождение в кластер и степенью свободолюбия членов этого кластера. В связи с этим, выделим общую структуру собственно такой страты (рис. 2).

Классическое чиновничество - люди, чей труд специализируется на осуществлении легитимных властных полномочий (государственные чиновники (высший и средний слой), чиновники церковные (Синод), военные, высшие академические элиты).

Муниципальное чиновничество - это своеобразная питательная среда чиновничества. В эту группу входят чиновники, которые специализируются на реализации властных функций на уровне муниципалитета.

Негосударственные чиновники - группы лиц, возникающие стихийным образом в негосударственных структурах: крупных фондах, фирмах, корпорациях.

Ротация на этих уровнях идет через элиты. Согласно К. Мангейму [4], представители элиты - это носители творческой инициативы и традиций. Если эти небольшие группы уничтожаются, если возникают препятствия для их формирования, то ставится под вопрос решение одной из главных задач - задачи создания культурных ценностей и сохранения и приумножения того культурного наследия, которое был накоплено многими поколениями.

По К. Мангейму, в любом демократическом обществе существуют пять типов элит: 1) в области политики; 2) в области организаций; 3) в области знания; 4) в области искусства; 5) в области религии. Каждая из элит (одновременно с решением общих задач) решает и ряд задач особого толка. В частности, если элита в области политики и организаций создает интеграцию многочисленных волевых импульсов, то функции элиты в области знания, искусства и религии -сублимировать духовные энергии, не полностью использованные обществом в ежедневной борьбе за существование.

Спорадическое чиновничество - люди, в чей труд как элемент входят функции чиновничества (главный бухгалтер, главный инженер на уровне среднего и мелкого бизнеса). Этот слой формируется через систему кастинга. Под кастингом мы понимаем подбор, расстановку, обучение персонала, а также прогностику его профессиональной деятельности [5].

Таким образом, с одной стороны, чиновничество формируется через элиты, а с другой - через кастинг (при этом «облако кандидатов» чаще всего представляет собой родственные связи).

Отметим также, что данные слои не являются закрытыми; мобильность возможна на каждом уровне.

Изучение духовных ценностей чиновничества позволяет сделать вывод о существовании ряда функций чиновничества. К числу таких функций можно отнести:

1. Символьно-представительская — чиновничество выступает как неотъемлемый атрибут, «лицо» государства. Из отношения

к чиновничеству во многом складывается отношение к государству в целом.

2. Управляющая - функция, выполнение которой заложено в классическом определении чиновничества. Чиновник понимается как государственный служащий, выполняющий функцию обслуживания государственного аппарата.

3. Корпоративная - заключена в выработке и сохранении корпоративных норм, ценностей. Именно здесь действует обозначенное нами противоречие между элитарной и массовой психологией.

4. Социального «громоотвода». Чиновничество, особенно в советское время, выполняло роль «мальчика для битья»: политики любили покритиковать неумелых или своекорыстных бюрократов, дабы дистанцироваться от непопулярных мер и продемонстрировать столь несложным способом свою «солидарность с народом» (уже известный вариант «царь добрый да бояре злые») [6]. Мы полагаем, что формирование этого идеала у населения начинается еще на этапе школьного образования. Источниками этого служат произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя и других авторов. Современные исследования показывают, что у более 80 % респондентов, независимо от уровня благосостояния, понятие «чиновничество» вызывает негативные ассоциации [7].

5. Социальной репродуктивности -система чиновничества позволяет искать и выделять людей, которые наиболее отвечают требованиям группы; людей, которые, в свою очередь, способны к воспроизведению духовного мира чиновничества, с присущими ему ценностями.

6. Иллюзорно-компенсаторная - выполняемые социальные роли позволяют блокировать личные комплексы, реализовывать желания, в связи с обладанием значительных властных полномочий.

Таким образом, базовыми постулатами теоретической модели духовных ценностей чиновничества можно считать:

1. Чиновничество появляется вместе с государственностью, воспроизводит традиции рациональности и отчуждения государственной власти.

2. Само существование чиновничества как социального кластера выражает необхо-

димость воспроизводства функционального и отчужденного мироуправления, который, гарантируя воспроизводство общественной жизни, одновременно безразличен конкретным людям.

3. Духовные ценности чиновничества выражают именно движение отчужденного корпоративизма. Такой корпоративизм и является системообразующим элементом структуры чиновничества.

1. Габдреев Р.В. // Психология системного

функционирования личности: материалы

междунар. науч. конф. Саратов, 2004. С. 1720.

2. Федоров И.А. Имидж как программирование людей. Рязань, 1997. С. 28.

3. Краснова Л.В. Кластер как выражение групповой духовной сопричастности (на примере

тамбовских предпринимателей): автореф.

дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2007.

4. Современная западная социология: словарь. М., 1990.

5. Гущин Г.К. Подбор кадров как фактор возвышения морально-психологического климата в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2006.

6. Оболонский А.В. // Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 5-16.

7. Петухов В. // Социс. 2006. №3. С. 9.

Поступила в редакцию 22.11.2007 г.

Molneva M.S. Spiritual values of officials in the system of staff selection. The article is devoted to a problem of studying of spiritual values of officials. Importance of values of officials at a group level is considered. The author gives expanded interpretation of the concept «officials».

Key words: officials, cluster, spiritual values.

РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РЕСПУБЛИК СИБИРИ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Е.В. Петрова

В статье рассматриваются особенности демографического развития русского населения республик в этносоциальной структуре республик Сибири (Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, Саха (Якутия)) в конце XX - начале ХХ1 в. Анализ ведется на основе материалов Всесоюзной переписи населения 1989 г. и Всероссийской 2002 г., статистических сборников Росстата и имеющейся научной литературы по проблеме. В статье делается вывод о том, что по многим показателям демографического развития наиболее неблагоприятные оценки и прогнозы развития касаются преимущественно русского населения (коэффициенты рождаемости и смертности, сальдо миграции, баланс трудовых ресурсов).

Ключевые слова: этносоциальная структура, демографическое развитие.

Исследование этносоциальных групп русского населения в сибирских республиках Российской Федерации в настоящее время направлено на анализ особенностей их исторического формирования, специфику материальной и духовной культуры, некоторые социально-демографические характеристики современного развития. Эти группы населения формировались и развивались в среде, обладающей набором отличительных факторов, которые не были характерны для русского населения центральных регионов и мегаполисов страны.

Инонациональное, инокультурное, ино-конфессиональное окружение, удаленность

от центра влияли не только на мировоззрение, психологические особенности русского населения, но и на характеристики их материальной и духовной культуры, общий фон межэтнических отношений.

Исследование русского населения республик Сибири дает возможность дополнить информационную панораму о проблемах русских в регионах России, а также общую картину об особенностях социально-культурного развития русского народа в России и мировом сообществе. Кроме того, считается, что русские в полиэтнических регионах России играют стабилизирующую и интеграционную роль, что подтверждается динамикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.