Литература
1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: ВШЭ, 1994. - 224 с.
2. Пирс Р. Оценка отношений с партнерами и повышение эффективности предприятий [ Текст] // Европейское качество. - 2004. - № 4. - С. 32-36.
3. Прахалад К. Стратегическая гибкость [Текст]/ Прахалад К., Хэмел Г., Томас Г., О-Нил Д. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
4. Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Л. Фаэй, Р. Ренделл. - Альпина Бизнес Букс, 2004. - 608 с.
I.A Fokina, L.P. Fedorova. ESSENCE OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ENTERPRISE.
The article analyzes scientific definitions of the notion «strategic management» on the basis of systematization of the views of the classical authors of economics. The work shows distinctive features of this notion in comparison with the current and day -to- day management. The constructive definitions offered by competent developers of the strategic management theory as well as the authors' definition of the essence of strategic management of the enterprise are represented in the article.
ФОКИНА Инна Александровна, родилась в 1983 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (2006), аспирант кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 5 публикаций.
ФЕДОРОВА Людмила Петровна, родилась в 1956 г., окончила Московский кооперативный институт Центросоюза (1979), доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 130 работ.
УДК 316.628:316.323
ДУХОВНЫЕ РЕСУРСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Г. В. Калинина, Т. Я. Сильвестрова
Памяти профессора Юрия Степановича Гурова
Развертывание современных глобальных проблем является системным кризисом социального-экономического развития, содержащим в себе процессы дегуманизации или утрату гуманистических начал, общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости и человечности, на внимании и уважении к личности, к индивидуальным особенностям человека.
Определимся в основных тенденциях существования социально-экономических систем:
- функционирование, или поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее ценность, качественную определенность, сущностные характеристики;
- развитие, т.е. приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диа-
лектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях. Условия функционирования социально -экономической системы предполагают не только обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность, но и определенное соответствие этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека.
Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке.
Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изме-
нение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, безусловно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.
Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов, вызываемых как субъективными, так и объективными причинами.
Исчерпанность экономических резервов роста, о чем свидетельствуют многочисленные глобальные проблемы и кризисы, вызывают настоятельную необходимость радикального поворота к принципиально новым ценностям развития. Очевидно, что это, прежде всего, духовные ценности.
Ограниченность экономической теории проявляется в ее замкнутости на сугубо специальных проблемах, утрате традиций широкого подхода к экономической жизни сформулированных еще с древних времен в классических работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского и т. д. и продолженных в обоснованиях А. Смита, К. Маркса, С. Булгакова, Н. Бердяева, А. Маршала, Дж. Кейнса. Как бы игнорируются общие аспекты, глубинные источники движущих сил развития социально-экономических систем, а именно соответствие экономических процессов и отношений с интересами всех людей и каждого человека, человечества в целом, с общечеловеческими ценностями.
Проблема выживания требует изменения прежних гуманистических ценностей и духовных структур, характерных для техногенного развития. Эти изменения уже происходят, концентрируясь в главном. Первое взаимодействие культур, их трансляция и транс -формация ведет к формированию новых гуманистических ценностей. Второе - новый тип научно-технического развития, основанный на неогуманистических ценностях, будет связан с пониманием и соответствующим освоением «синергетических социо-природных объектов», требующим иного типа научной рациональности. Третье -преобразующая деятельность «синергети-
ческих социоприродных объектов» будет строиться не по принципу насильственного манипулирования, а по принципу выбора из возможных сценариев национальных, региональных, общечеловеческих стратегий, обеспечивающих устойчивое цивилизационное развитие, связанное с ноосферной ориентацией и решением глобальных проблем.
В рамках синергетического подхода экономика позволяет по-новому посмотреть на трансформационные риски и управление кризисным социумом. Оно должно быть адекватным нелинейной природе структурных процессов и критерию опережающего предупреждения потенциальных угроз. Следовательно, в управленческой деятельности, особенно в бифуркационный период, нельзя игнорировать синергетические аспекты системной трансформации.
Важно понять, что социально-экономическая система, как и любые сложные системы, имеют не один, единственный, а несколько альтернативных путей эволюции. Путей эволюции много, и они определяются спектрами структур-аттракторов социальных сред как сред открытых и нелинейных. Причем изменения социальных сред приводят к перестройке спектров структур-аттракторов, к изменению возможных направлений будущего.
Развитие определяется не столько прошлым, историей, традициями системы, сколько будущим, структурами-аттракторами эволюции. Можно смоделировать спектры структур-аттракторов, спектры «целей» саморазвития социально-экономических систем.
Вместе с тем необходимо осознавать конструктивную роль хаоса в эволюции. Аналогом хаоса в социальной области является рынок в обобщенном смысле, не только рынок продуктов материально труда, но и рынок услуг, рынок идей, обмены научной информацией. Такой обобщенный рынок является саморегулятором социальных процессов. Он является генератором новой информации, социальных и культурных инноваций.
Хаотическая, рассеивающая, диссипа-тивная основа является показателем связи элементов социальной структуры. Диссипа-тивные, диффузионные, рассеивающие факторы являются средством связи, установления когерентности поведения элементов или подсистем мира. Слишком слабая связь элементов внутри структуры может привести к распаду этой структуры.
Синергетика открывает принципы управления, экономии и ускорения эволюции. Один из важнейших выводов синергетики
состоит в том, что механизмы слепого жесткого отбора, механизмы чисто рыночного типа не являются единственно возможными в эволюции сложных систем, существует путь многократного сокращения временных затрат и материальных усилий, путь резонансного возбуждения желаемых и реализуемых в данной социальной среде структур.
Согласно синергетическим принципам, социально-экономическая система, которая оказалась в режиме бифуркации, может быть выведена из него на основе новых базисных структур, ценностей и норм поведения. В этот момент негативную роль играет концептуально-рационалистическая слабость реформ, социальное мифотворчество и моральный упадок. Ведь в точке бифуркации случайность, малые флуктуации серьезно влияют на судьбу социума, который выходит на новую траекторию исторической эволюции, чтобы обеспечить себе устойчивость в социальном и геополитическом пространстве. В противном случае социум обречен на дезинтеграцию, хаос и распад.
Согласно социосинергетике, трансформационное развитие общества представляет собой процесс социальной самоорганизации, который реализуется в форме взаимодействия социального порядка и социального хаоса. Социум противоборствует энтропии, и в нем постоянно действуют две противоположные тенденции: к порядку и хаосу. В результате дисбаланса социально-экономическая система попадает в ситуацию, далекую от равновесия, а затем, если процесс продолжается, в режим катастрофы.
В условиях нарастающего социального хаоса социум стремится реформировать некоторые подсистемы, чтобы обеспечить стабильное и продуктивное развитие. Реформа в одной подсистеме не преобразует кардинально всю социально-экономическую систему. Последняя сохраняет свое интегральное качество. Однако если преобразования охватывают большинство подсистем, социально-экономическая система может утратить свои механизмы и закономерности. Общество рискует не сохранить стабильное состояние и, более того, реформами спровоцировать катастрофу. В период социально-экономической бифуркации возрастают нелинейные эффекты, появляются исторические альтер -нативы.
Необходимость выбора конкретной альтернативы вызывает в обществе обострение конкуренции, стремление к новизне воплощается, в частности, в продуцировании
абстрактных идеалов, доктрин и утопий, новых социальных иллюзий (свобода, демократия, рынок). Катастрофические процессы возникают в результате спонтанной активности социальной системы, когда ее пытаются регулировать с помощью управляющих воздействий, несообразных с зарождающимися тенденциями развития и особенностей среды. Эта самопроизвольная активность может вызвать лавинообразные последствия благодаря эффекту нелинейности флуктуации, вывести кризисный социум за порог стабильности и спровоцировать бифуркацию. Катастрофу невозможно предотвратить, когда признаки ее приближения уже проявились. Процесс бифуркации развивается слишком быстро, и устойчивое состояние разрушается скачком. Любая случайность может вызвать эффект резонанса, и тогда деструкция старого становится неизбежной. Кроме того, в момент бифуркации необходимо учитывать альтер -нативность будущего развития и особенности нелинейного поведения социума, налагающие ограничения на управляющие воздействия. Для того чтобы управленческий механизм в бифуркационной полосе развития был эффективным, следует применять тонкие социальные и политические технологии, адекватные процессу социальной самоорганизации.
Профессор Гарвардского университета Ду Вэймин говорит, что в ситуации кризиса, который переживает сегодня мировая цивилизация, необходимо мобилизировать четыре типа духовных ресурсов. В первую группу входят этико-религиозные традиции современного Запада, в первую очередь - грече -ская философия, иудаизм и христианство, но с критической переоценкой типичных западных ценностей.
Вторая группа - в многовековых незападных цивилизациях: индуизм, джайнизм и буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии, конфуцианство и даосизм в Восточной Азии, ислам.
Третья группа духовных ресурсов заложена в первобытных традициях коренной американской, гавайской, маори и в многочисленных религиозных традициях туземных племен, традиции которых также несут в себе много поучительного для современного технократического мышления.
Ядро четвертой группы составляет сама структура Просвещения. Необходимость выйти за рамки гуманистического менталитета, сформированного Ренессансом и Просвещением (при этом не разрушая и не отбрасывая его приверженности рациональности, свободе, равенству, правам человека, спра-
ведливому распределению и т.д.), требует тщательного переосмысления значения таких понятий, как современность, процесс молерни-заиии и роль традиций в современности.
Неудивительно, что представители гуманитарного знания во всем мире проявляют возрастающий интерес к восточным цивилизациям, особенно к их духовной роли в устойчивом развитии ноосферной ориентации и решении глобальных проблем. Во многих дискуссиях все более весомое место занимает тема будущего китайской цивилизации и ее возможной духовно-ресурсной роли в мировом цивилизационном процессе.
Китайскую политическую культуру, ее субкультуры, их генетику и диалектику взаимодействия можно герменевтически представить и интерпретировать как культуру Дао, что воплотилось в появлении конфуцианства.
Конфуцианство вырабатывало рационалистическую концепцию «устойчивого» развития государства и общества как непосредственного продолжения упорядоченного космоса, как сферы господства основных законов природы. Это выразилось в формулах: «совпадающее единство Неба и человека», «взаимный отклик Неба и человека», «разграничение Неба и человека», интерпретируемых нами как модели устойчивого развития и ноосферной, и космической ориентации.
Моральные качества человека объявляются Конфуцием исходящими от «Неба» через «путь» («дао»). Конечная цель нравственного самосовершенствования заключается в овладении этико-политическими принципами «жэнь», «ли», «и» и т. д., каждый из которых указывает на определенную сторону поведения человека в его роли следовать через путь «дао» к разумной справедливости, существующей в самой природе.
Обращение к конфуцианству в современных поисках нового типа научно-технического развития, связанного с пониманием и соответствующим освоением «синергети-ческих социоприродных объектов», диктует необходимость создания модели «этико-политического» поведения личности в природе по конфуцианской формуле: «внутреннее совершенство - внешняя царственность». Смысл ее современной интерпретации заключается в сочетании духовного развития личности с ее высокой, политически регулируемой, социально-экологической активностью. Развитие экономики, повышение уровня жизни, качества «человеческого материала» невозможно без концентрации политических
усилий, обеспечивающих устойчивое развитие общества.
Это, с одной стороны, интеллектуальное развитие, мобилизирующее свою богатую техническую традицию, без которого невозможна рационалистическая современная наука, техника, технологии, но придерживающееся приоритетов стабильности («устойчивости» - в западном мышлении), исторически укорененных в социальных институтах и культурных ценностях, совокупности представлений о природе, обществе и человеке.
С другой стороны - моральность, основа основ мира и порядка в обществе, связанная с рационализмом конфуцианства, акцентирующего групповые ценности, считающиеся важнейшим средством и критерием воспитания идеальной личности. Формирование идеи «естественного человека» (тяньжэнь гуань) связано с правильными отношениями между человеком и природой. Конфуцианская моральность, в этом случае, делает упор на перерастание любви к людям в любовь ко всему - вселюбие ко всему сущему, к «слиянию воедино Неба и человека».
Эта древняя концепция слияния воедино Неба и человека («Небо не идет против человека, а человек не идет против Неба») и ее герменевтическая интерпретация слитности, равнозначности всего сущего, взаимоуправляемости приводит к современному ее пониманию как устойчивого ноосферного развития.
Таким образом, общезначимые рационалистические конфуцианские ценности выявляют свою достаточную устойчивость в современных условиях, адаптируясь к экологическим и экономическим потребностям стабильного развития китайского общества. Функциональное их применение может служить региональным духовным ресурсом устойчивого ноосферного развития не только в регионе " Большого Алтая", но и единой цивилизации в условиях дегуманизации.
В заключении имеет смысл отметить: ни одна экономическая цель не является основанием самой себя и достигается лишь в процессе совершения поступков. Человек, поставивший перед собой определенную цель, всегда достигает это в силу собственной воли к реализации некоторой ценности. Цель не возникает сама по себе, она раскроется из ценности, носителями которой является человек. А это означает, что реакция основных тенденций существования социально-экономических систем связана и с проблемой духовных ресурсов самого человека.
G.V. Kalinina, T.Y. Silvestrova. SPIRITUAL RESOURCES OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS STEADY DEVELOPMENT.
The article defines understanding of the place and the role of spiritual needs in ensuring the stability of economic system and its development. The existence of dependence of socially-economic systems on spiritual resources of a person is proved in the article.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна, родилась в 1960 г., окончила Московский кооперативный институт (1977), кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 60 работ.
КАЛИНИНА Галина Викторовна, родилась в 1960 г., окончила Московский кооперативный институт (1981), кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 102 работ.
УДК 332.834.131 (075)
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
С.Н. Егоров
Одним из условий создания стабильной и эффективной системы ипотечного кредитования в России является проведение государством взвешенной, последовательной политики в данной сфере.
По мнению И.А. Разумовой «целью государственной политики является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка ипотечного кредитования в условиях здоровой конкуренции» [6, с. 6].
Возможности развития ипотечного кредитования значительны.
Как отмечает О. И. Баркова и А. И. Гончаров [2, с. 31] «Современная экономика представляет уникальный процесс, сочетающий одновременно несколько позитивных элементов: социальная стабильность, долгосрочное и малорисковое размещение средств; перспективность рынка (пока еще менее 10 % жилья приобретается с помощью ипотечного кредита); возможность выстраивать долгосрочные отношения банков с клиентами».
Однако ситуация на рынке жилья в конце 2008 года изменилась из-за кризисных явлений в мировой экономике.
По данным Минрегиона России, в 2008 году в целом по России введено в эксплуатацию 63,8 млн.кв. м жилья, что на 4,5 % превысило объемы введенного жилья в 2007 году, вместе с тем темпы ввода жилья по
сравнению с 2007 года снижены на 16,5 %. Объем выданных ипотечных кредитов в 2008 году составил 633,8 млрд.рублей, или 114 % к уровню 2007 года.
В конце 2008 года с учетом влияния мирового финансового кризиса на экономику России и в частности строительную отрасль (замедление темпов роста ввода жилья, сокращение в IV квартале по сравнению с III кварталом объема выданных ипотечных кредитов в 2 раза) Минрегионом России были внесены коррективы в программу по реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Планируемый на 2009 год объем ввода жилья был скорректирован до 52 млн. кв. м (снижение относительно объема ввода 2008 года - на 18 %).
В настоящее время ситуация на рынке жилья развивается следующим образом. В январе-феврале 2009 года отмечена стагнация объемов вводимого жилья (101,1 % к соответствующему периоду прошлого года) [7].
Зафиксированный рост объемов жилищного строительства обеспечивался за счет введения в эксплуатацию жилья, построенного в 2008 году, а также средствами, направленными в субъекты Российской Федерации Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по программе переселения граждан из аварийного жилья.