Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
СОЦИОЛОГИЯ ИСЛАМА
УДК 379.85:291.3/297
Д.А. Гусенова, З.-Б.Т. Алиханова
Духовность, туризм и паломничество в исламе
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»; gusenowa03111978-@yandex.ru
В статье рассматривается взаимосвязь духовности, туризма и паломничества в контексте религиозных норм ислама. Авторы показывают, что все эти проявления географической мобильности в той или иной мере основываются на степени религиозности мусульманина, на его понимании духовности. Предлагается разграничить религиозный туризм на духовный, халяль-туризм, паломничество и религиозный (исламский) туризм, имеющий отношение к посещению «святых мест», культовых объектов и так далее. Утверждается, что у России, имеющей в своей политико-географической конфигурации мусульманские регионы, огромный потенциал развития этих направлений в религиозном туризме.
Ключевые слова: духовность, паломничество, ислам, религия, мусульмане.
In this article the authors examine the relationship spirituality, tourism and pilgrimage in the context of religious laws of Islam. The authors show that all these manifestations of geographical mobility in varying degrees based on the degree of religiosity Muslim on his understanding of spirituality. It is proposed to distinguish between religious tourism on: the spiritual tourism, Halal-tourism, pilgrimage and religious (Islamic) tourism, related to the visit to «the Holy places», cult objects, and so on. Claiming that Russia as a state which has in its political-geographical configuration of the Muslim regions and has huge potential for the development of these areas in religious tourism.
Keywords: spirituality, pilgrimage, Islam, religion, Mussulmen.
Об исламском туризме как о новом социальном феномене, в той или иной степени связанном с догматикой и практикой ислама, заговорили ещё в конце 80-х гг. XX в. Эти исследования имели и имеют прагматичный характер, в особенности в условиях весомой представительности данной эксклюзивной группы, составляющей без малого четверть населения планеты.* Причудливое сращивание ислама и туризма нашло отображение в различных направлениях географической мобильности, а именно: религиозный туризм, духовный туризм, халяль-туризм и паломничество, воспроизводящие элементы духовности в исламе. Мы попытаемся в данной статье рассмотреть эти аспекты, и поскольку наши исследования могут быть интересны не только мусульманам, но и представителям других конфессий, то мы не можем здесь не остановиться на знаковых и знакомых рядовым мусульманам знаниях.
Примечательно, что сам термин «духовность» в арабском языке передается либо словом рух, которое означает «дух», либо словом ма'на («Д •*»), обозначающим «смысл». В обоих случаях термины предполагают обращенность вовнутрь и сосредоточенность на внутреннем. Как пишет по этому поводу Наср, духовность мусульманина питается из сакрального внутреннего мира Священного Писания и субстанции души
* Зарубежные авторы насчитали в 2010 г. 1,6 млрд мусульман, тогда как информационно-аналитический журнал «Ансар» за февраль 2013 г. обнародовал цифру в 1 757 292 623 мусульманина, что указывает на увеличение численности за три последних года на 100 млн человек.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
45
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
Пророка, незримо присутствующей везде и всюду, в осязаемых и неосязаемых феноменах: в божественных знамениях, хадисах и сунне, в сердцах верующих и ищущих Бога.
Коран призывает мусульман не отвергать знамения, которые являются миру в том или ином обличии. Эти знамения, как правило, становятся объектом паломничества, хотя последнее в исламе предполагает нечто иное. Потому мы выделим здесь в отдельную категорию религиозный (исламский) туризм, предполагающий посещение сакральных мест с целью удовлетворения духовной потребности, без увязки с религиозными предписаниями. В исламе понятие паломник имеет совершенно иное значение, нежели в других религиях. Паломником, с точки зрения ислама, мы можем называть человека, совершившего хадж в Мекку, к имени которого после этого прибавляется почетное звание хаджи. Посещение иных культовых объектов не может само по себе являться паломничеством с точки зрения Корана, поэтому возникает определённая понятийная проблема, на которую мы обратим внимание научного сообщества религиоведов. Как нам представляется, имеет смысл использовать здесь термин «религиозный (исламский) туризм», направленный на «закрепление» личностью своих религиозных убеждений. Кстати, проблема разграничения религиозного туризма и паломничества существует не только в исламе, но и в других религиях. По этому поводу Патриарх Кирилл отметил, что в православии «главным для паломника является поклонение святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре» [7]. Объектом поклонения могут быть иконы, монастыри и т. д. Мы здесь напомним, что под туризмом подразумевается всякое путешествие, ограниченное во времени, без цели получения дохода. Однако и использовать слово «турист» по отношению к данной категории путешественников мы также не можем. Поэтому в данной статье применительно к паломничеству и религиозному (исламскому) туризму мы будем использовать понятие «паломник» с некоторыми уточнениями.
В Дагестане примером религиозного (исламского) туризма является посещение 26 реликвий пророка Мухаммада (халат, в котором он был погребён, предметы домашней утвари, волосы и т. д.), привезённых из Абу-Даби в Махачкалу 25 августа 2013 г. Тогда выставку посетили, по некоторым подсчётам, около 1,151 млн паломников, прибывших поклониться святыням. Отдельный интерес может представлять активное посещение верующими маленького Али в доме Юкубовых (с. Краснооктябрьское, Кизлярский р-н, РД), на теле которого, по словам свидетелей, появлялись строки Корана - феномен, не у всех вызывавший доверие. В один ряд с этими примерами можно поставить и посещение «святых мест» в периферийных районах исламского мира: могил знаменитых шейхов, устазов, природных объектов, обладающих чудодейственной силой, и т. д. Есть и иные многочисленные примеры, вызывающие религиозный интерес у мусульман. Так, 23 июля 2008 г. в Душанбе жители увидели в небе яркую вспышку, после чего облака на этом месте рассеялись, и явно вырисовалась надпись «Аллах» (^') [6]. Таких примеров много.
Размышляя о взаимосвязи духовности, паломничества и туризма, следует обратить внимание на то, что одним из центральных в понимании мусульманами своей духовности является понятие «знания», которые Коран не делит на светские и религиозные, а обобщает их. Само обладание ими предполагает приближение к вере, к признанию существования Творца. Знания - награда и добродетель для «разумных людей», которые, уверовав, скажут: «Все глубокие знания люди получают от Г оспода своего, и никто не сможет раскрыть их [этих аятов] истинного смысла, кроме тех, к кому благосклонен Ты» (сура 3, аят 8). Знания рассматриваются как удел избранных, «хороших людей» (сура 3, аят 178-179), верующих, которым открывается мир, созданный Всевышним,
46
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
через Писание ровно настолько, насколько это соответствует глубине веры самого человека. Так, в суре «Корова», аяте 247 сказано: «...Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью». Считая знания наивысшей ценностью, Коран, таким образом, демонстрирует связь исламской духовности и интеллектуальности.
Коран призывает человека встать на путь поиска этого сакрального знания - духовного поиска. В исламе имеется множество своеобразных упоминаний о пути как некоем метафизическом состоянии верующего, который должен постоянно находиться в духовном поиске - поиске Бога. Как пишет С.Х. Наср, «ислам состоит из Закона (аль-Шари'а), духовного пути (аль-Тарика) и Истины (аль-Хакика), которая и есть источник как Закона, так и Пути» [8, с. 24]. Помимо этого, составляющими ислама являются пра-воведческие школы, богословско-философские учения и эзотерические суффийские ордена, тоже несущие в себе определённое предназначение. Внутреннее измерение ислама (батин) заключено в Пути (аль-Тарика), озарено Истиной и неразрывно связано с исламской духовностью.
Несмотря на то, что Коран констатирует, что «не глазами, а проницательностью и знаниями можно постичь Господа, посылавшего вам прозрение [т. е. религию] (сура 5, аят 108), в этой главной для мусульман книге звучит призыв к путешествию, а сам туризм можно воспринять как часть образовательного, познавательного процесса. В Коране по этому поводу говорится: «Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение» (сура 29, аят 19 (20)), «Идите по земле, а потом посмотрите, каков был конец считающих ложью Истину» (сура 6, аят 11), «Разве они не ходили по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них?» (сура 47, аят 10). Через путешествие, через созерцание творений Всевышнего, через «наблюдение за признаками смены истории, естественными и рукотворными чудесами, все из которых являются подарками Бога», -как пишет К. Дин [1, с. 559], - мусульманин должен приблизиться к Нему, ощутить Его величие, Его присутствие на земле, овладеть духовностью. Это путешествие должно нести в себе духовное наполнение, связанное с актуализацией Бога на земле, в сочетании с социальными установками на объединение мусульманской уммы и на проповедническую активность, обозначенную в Коране выражением «делиться своей верой». Туризм в этом смысле есть когнитивный аспект исламской духовности.
Религиозный (исламский) туризм есть нечто среднее между гедонической концептуализацией туризма и собственно кораническим паломничеством. Несмотря на «призывы» в исламе к путешествию, данные Всемирной туристской организации показывают некоторую пассивность граждан мусульманских государств в плане выездного туризма. Так, в соответствии с докладом-отчётом ВТО за 2012 г. большая часть расходов путешественников в 2012 г. приходится на немусульманские страны, в числе которых (в миллиардах): Китай - 102,0; Германия - 83,8; США - 83,5; Великобритания - 52,3; РФ - 42,8; Франция - 37,2; Канада - 35,1; Япония - 27,9; Австралия - 27,6; Италия - 26,4 [5].
В отличие от религиозного туризма, паломничество (хадж) - плод исламской духовности, её наглядное воплощение в активности, её дополнение, опора и поддержка для духовной жизни, реализации или возвращения к Истоку. В исламе паломничество в Мекку является одним из пяти наставлений, которым в обязательном порядке должны следовать правоверные мусульмане. В Мекке необходимо побывать хотя бы один раз в жизни, если мусульманину представляется такая возможность. Это объединяющее начало культурно, политически, территориально разобщённых социальных групп, идентифицирующих себя как мусульмане в конкретной точке мироздания (в Мекке) логично продолжается в идее единения мусульманской уммы как части мирового со-
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
47
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
общества. Реисламизация периферийных районов мусульманского мира способствовала росту количества желающих совершить паломничество в Мекку. Г остиничная индустрия в этой сфере стала расти стремительными темпами. За последние годы облик Мекки из-за этого претерпел кардинальные изменения.
В исламе объекты паломничества чётко определены. В Коране по этому поводу сказано: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (сура 3, аят 97). Потому паломничество (хадж в Мекку) и туризм разобщены по признаку должного и рекомендуемого.
Существует мнение о необходимости выделения в отдельную категорию так называемого духовного туризма, понимаемого как феномен, когда «кто-то посещает определенное место вне его обычной среды с целью духовного смысла и/или роста, без явных религиозных целей, которые могут, впрочем, оказаться религиозными или нерелигиозными, носить священный или эмпирический характер, но в контексте божественного, независимо от самого повода поездки» [3, c. 145]. То есть духовный туризм предполагает ознакомление с культовыми, религиозными объектами не только «своей» религии, но и «чужой», как, например, если мусульманин посетит Собор Парижской Богоматери, который является действующим религиозным объектом. Проведённые по этому поводу исследования* (степень включенности/невключённости, открытость по отношению к представителям других вероисповеданий, уважение всех религий или, напротив, высокомерное отношение к представителям других конфессий, предпочтение общего или определённого духовного туризма) показали, что среди опрошенных свою сопричастность общим духовным ценностям, вне зависимости от своей религиозной эксклюзивности - 61 и 65 % соответственно [3]. Эти исследования, считают авторы, продемонстрировали возможность сегментации рынка туристских услуг не по духовной, а по национальной и/или индивидуальной категориям, что потребует соответствующей стратегии принимающей стороны.
Когда речь идёт о современном туризме, наполненном эмоциями и яркими впечатлениями, вызванными культовыми объектами, то «тенденции форм религиозного туризма могут различаться между приверженцами разных конфессий» [2]. Например, христиане и мусульмане в этом плане имеют существенные различия, противоречия -между необходимостью учесть пожелания тех, кто стремится использовать определенные места как места поклонения, и тех, кто посещает их не как паломник, а в качестве экскурсанта, как в случае с уже приводимым нами примером Собора Парижской Богоматери. Возникает проблема обеспечения уровня сервиса для немусульманских путешественников в мусульманских странах. В ряде стран по этому поводу предлагаются отдельные услуги. Так, например, серьезными проблемами являются употребление алкоголя, проституция и индустрия развлечений в целом, которые жёстко пресекаются в исламе, ввиду чего на сайтах турагентств и посольств обычно вывешивается подобного рода информация об ограничениях. В мусульманских странах туристам следует использовать «строгий» гардероб. К примеру, в Катаре нельзя фотографировать женщин, мужчин (без их согласия), внутренние помещения мечетей, в Иране женщина должна появляться во всех общественных местах в платке. А во время месяца Рамадан туристам рекомендуется воздерживаться от приема пищи и курения в светлое время суток во всех общественных местах, включая аэропорт.
Для этих целей проводился контент-анализ интервью респондентов: 41 австралиец и 26 пакистанцев. По мнению самих авторов, исследования выглядят неполными из-за небольшого количественного охвата и требуют последующих наблюдений с привлечением более широкой выборки.
48
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
С точки зрения развития религиозного (исламского) туризма или развития туризма в исламских странах важно понимать, что исламские нормы это не просто религиозные предписания, а облечённые в правовую оболочку коранические заповеди, которые условно делятся на пять категорий: повелевание, рекомендуемое, в правовом плане безразличное, разрешённое (халяль), запрещённое (харам) поведение. На их основе мусульманские нормы регламентируют не только хозяйственную деятельность, но и как одеваться, что употреблять в пищу и т. д. И от того, насколько чётко придерживается мусульманин этих требований, определяется уровень его религиозности. Это же находит отражение и в выборе отдыха: или это туризм как индустрия развлечений, как приятное путешествие, или, напротив, отказ от этого в пользу паломничества, если речь идёт о культовых объектах.
По мнению Д. Джафари и Н. Скотта, в отличие от массового туризма, который для мусульман ассоциируется с гедонизмом, вседозволенностью, шикарностью, религиозный (исламский) туризм рассматривается в качестве альтернативы паломничеству. С другой стороны, проблема состоит в соблюдении запретительных предписаний во время путешествий, например употребление халяльной пищи, совершение омовения при пятикратных молитвах, выбор туров без алкоголя и так далее. Поскольку всё это накладывает определённые ограничения во время путешествия, получается, что религия, как подмечают авторы, влияет и на выбор пункта назначения.
В*
последнее время в ряде мусульманских и немусульманских стран мира для привлечения мусульман-туристов предлагают т. н. халяль-туризм. Считается, что первой страной, начавшей халяль-туризм, была Малайзия. Халяль-туры предполагают раздельные бассейны, халяльные напитки, еду, развлечения, в отелях объявляется время намаза, имеются молельные комнаты, отдых без музыки и т. д. На это работает целая индустрия - как пищевая, так и косметическая. Так, например, порт Роттердама выделяет отдельные склады, чтобы продукты категории «халяль» не контактировали с «запрещёнными продуктами». В компании «Нестле» 20 % заводов полностью соответствуют категории «халяль». Даже в McDonald s сегодня предлагаются халяльные блюда. Как отмечают в The Economist, в маркетинге подобные предпочтения потребителей коммерциализированы версией «быть святее, чем другие» [4]. Для внедрения нового понятия - «халяльный туризм» - группа отелей Al Jawhara Hospitality Group (JHG) в Дубае организовала мероприятие Pure Rooms (чистые номера), первое в своём роде на Ближнем Востоке, которое строго соответствует нормам исламского гостеприимства.
Примечательно, что для халяльного туризма не существует конкретного определения, обычно под ним понимают туристический продукт, подразумевающий услуги по размещению в соответствии с нормами ислама. И это даже несмотря на то, что 60-70 % клиентов данной группы отелей являются немусульманами. В подобных халяль-отелях, как правило, соблюдается строгий дресс-код и не допускается, чтобы мужчины и женщины сталкивались в общественных местах (для них предлагаются отдельные кафетерии, рестораны и плавательные бассейны). Если заведение одновременно предлагает услуги для мусульман и немусульман, то все его оборудование, работники, продовольственные запасы должны быть разделены на две секции.
На фоне развития такого тренда многие отели стремятся адаптировать свои услуги для гостей-мусульман. Во время прошлогоднего Рамадана всемирно известный отель Sacher в Вене предоставил гостям специальные помещения для молитв, а также органи-
* Здесь речь, прежде всего, идёт о Турции, Марокко, отдельные предложения есть в Египте, Малайзии, ОАЭ, Катаре.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
49
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
зовал предрассветную трапезу (сухура) и разговение (ифтара). Интерес к халяльному гостиничному бизнесу распространяется за пределы мусульманских стран. Компании Almulla Hospitality и Kempinski до 2015 г. собираются открыть в общей сложности 150 халяльных отелей в странах Ближнего Востока, в Европе и Северной Америке. Вдобавок сеть отелей Jawhara собирается сделать 25 % своих отелей в Дубаи халяльными. Эти отели даже будут отчислять - 2,5 % от прибыли. Новые отели под брендом Shaza откроются в Северной Африке, регионе Персидского залива и Европе. Крупнейшая в мире сеть отелей Best Western уже открыла халяльные отели в Малайзии, Бахрейне и Омане и собирается расширяться в этой сфере. Брюссельская Rezidor Hotel Group, которой принадлежат бренды Radisson Blu и Park Inn, ожидает 20-процентного ежегодного роста халяльного гостиничного бизнеса в ближайшее десятилетие. Южная Африка в процессе подготовки к чемпионату мира по футболу открыла в Кейптауне новый халяльный отель Coral International специально для футболистов из Алжира и Камеруна.
В Турции для этих целей даже создан Центр стандартизации и сертификации, который будет выдавать т. н. «халяль»-сертификаты ресторанам, магазинам, рынкам, кафе, сетям быстрого питания и отелям, которые должны пройти проверку, чтобы подтвердить, что они оказывают услуги в соответствии с исламскими канонами. При этом проверяются условия приготовления пищи, обстановка, предлагаемые услуги, работа персонала и соблюдение гигиены. Тщательно проверяются меню, в котором блюда из халяль-продуктов должны быть в отдельном меню, т. к. нельзя предлагать алкогольные напитки. Все эти меры турецкого правительства позволили существенно повысить уровень халяль-туризма и войти в число стран, где созданы наилучшие условия для отдыха мусульман. Так, в 2012 г. 1,3 млн арабов посетили один только Стамбул, что на 54 % больше, чем годом ранее.
В 2007 г. во Всемирном отчете по туристическому рынку были опубликованы прогнозы, согласно которым этот сектор туризма будет в ближайшие годы динамично расти, а уже через год отчет ВТО подтвердил его огромный потенциал. Компания The Rezidor Hotel Group, владелец таких сетей-отелей, как Radisson Blu и Park Inn, считает, что в ближайшие 10 лет спрос на отдых по шариату будет расти на 20 % ежегодно. Все это показывает, что этот огромный и, по сути, нетронутый рынок медленно, но верно перестает быть сугубо нишевым. Однако его подъем приходится на эпоху роста исламофобии в Европе и на Западе, где многие страны рассматривают возможность запретить никаб. Если такие тенденции сохранятся, страны вроде Франции, которая до сих пор была модным туристическим направлением для обеспеченных арабов, понесут крупные потери в туристическом бизнесе.
Россия, к сожалению, стоит в стороне от этих процессов. Наши исследования услуг внутренних операторов показали, что организованного отдыха, который бы соответствовал требованиям шариата, в стране нет. В России по сравнению с обычными турами предлагаемые выездные халяль-туры, как правило, дороже, а если учесть, что мусульманка не может путешествовать одна без сопровождающего, то цена соответственно возрастает в 2 раза и составляет в среднем 40 тыс. руб., что вполне сопоставимо по цене с хаджем.
Интерес к мусульманским странам со стороны россиян достаточно высок и в совокупности составляет треть туристского рынка в России. Российские туристы из списка 50 наиболее посещаемых мест среди мусульманских государств предпочитают Турцию, Египет, Тунис, ОАЭ, Катар и Иорданию. Данные выглядят следующим образом [10]:
50
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
Таблица 1. Направление и количество россиян, выезжающих в мусульманские
страны с целью туризма
Страна 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 9 мес. 2013 г.
Турция 1 923 363 2 212 792 1 964 949 2 367 560 2 681 662 2 516 136 2 767 649
Египет 1 255 399 1 426 742 1 615 398 2 198 320 1 452 813 1 906 637 1 429 629
ОАЭ 207.205 228 102 214 343 286 856 394.581 549 382 433 421
Тунис 129 749 149 001 123 157 180 080 145 359 207 545 245.081
Катар - - - - - 53 906 36 712
Иордания 9 874 16 413 10 073 10 204 8 555 11 275 7.467
Всего выехавших за границу с целью туризма 9 368 968 11 313 697 9 542 107 12 605 053 14 495 894 15 332 136 14 812 446
Доля мусульман- 3 525 590 / 5 459 792 / 3 928 260 / 5 043 020 / 4 682 970 / 5 244 881 / 4 919 959 /
ских стран % 37,6 % 48,25 % 41,16 40 % 32,3 % 34,2 % 33,2 %
Мусульманские страны в плане туризма, несмотря на собственный консервативный уклад жизни, оказались более гибкими, потому не менее востребованными со стороны туристов-немусульман. Они формируют у себя выборочные узкоспециализированные туры в зависимости от степени умеренности по этим вопросам, на что в большей степени влияет и уровень светскости самого общества. На это указывает и тот факт, что туристов-христиан, в данном случае россиян, не «отпугивают» строгие обычаи мусульманских регионов.
Есть, конечно, и негативные примеры, такие, как турецкий отель Adaburnu Golmar, названный первым в мусульманском мире курортом для нудистов. Впрочем, он закрылся всего через шесть дней после своего открытия, очевидно, под давлением общественного мнения. Формальным же поводом для этого стали результаты инспектирования отеля местными властями, указавшими на несоответствие архитектурному проекту одного из балконов здания.
Эти «вторжения» туристов с иной религиозной культурой и пониманием социального уклада жизни приводят в конечном итоге к межрелигиозным конфликтам.
Таблица 2. Количество въехавших в РФ иностранных граждан
Страна 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 9 мес. 2013 г.
Турция 49 479 54 593 43 756 56 376 80 754 100 918 88 315
Казахстан - - - - - - 17 626
Туркмения - - - - - - 10 808
Узбекистан - - - - - - 10 113
Иран - - - - - - 7 669
Азербайджан - - - - - - 7 608
Таджикистан - - - - - - 7 573
Египет 1 159 1 550 1 915 2 425 2 705 3 897 3 864
Иордания 954 818 855 950 967 1 166 1 051
ОАЭ 937 457 307 304 393 458 468
Тунис 339 328 387 507 440 731 683
Всего въехавших из-за границы в Россию с целью туризма 2 213 597 2 295 074 2 100 601 2 133 869 2 335 977 2 570 469 2 310 418
Доля мусульманских стран, % 51 868 / 2,38 % 56 961 / 2,5 % 46 920 / 2,24 % 60 562 / 2,8 % 85 259 / 3,3 % 107 170 / 4,16 % 149 712 / 6,83 %
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
51
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
Если проанализировать эти показатели более детально и выявить, пользуясь демографической терминологией, положительное и отрицательное «сальдо» въезда/выезда граждан государств: в Россию из соответствующей страны, к примеру Турции, и наоборот, граждан РФ в Турцию, то сальдо в отношении России получается условно отрицательным (см. диаграмму). То есть россиян выезжает в эти мусульманские страны с целью отдыха больше, чем туристов из этих государств въезжает на территорию нашей страны.
Показатели сальдо въезда и выезда граждан в РФ и из РФ
20 %
0 %
-20 % -40 % -60 % -80 % -100 %
2,80 % .Турция.
015% 015%
п----1--1---^------1---г---г
.Египет___Иордания_____ОАЭ .
-97,50 % -99,98 % -91,62 % -99,85 %
0,28 % т-----г
.Тунис.
-99,70 %
0
I------г
Катар.
-100 %
■ Показатели въезда на российскую территорию иностранных туристов Показатели выезда российских туристов на территорию страны пребывания
Для получения диаграммы мы выявили усреднённые данные по количеству въехавших и выехавших с территории по годам, суммировали количество въехавших и выехавших в один общий показатель - количество туристов с обеих сторон, а проценты выводились от этих показателей. Так, в Турцию в среднем выехало 2 347 730 россиян, а въехало граждан этого государства в РФ лишь 64 741 человек. Получается, что 97,5 % россиян въехало в Турцию, и для нас это отрицательные показатели, поскольку выехавшие туристы расходовали свои сбережения на территории другой страны, и 2,8 % от числа туристов турков въехало на территорию РФ. В этом случае для нас эти проценты имеют положительные показатели, поскольку это дополнительный приход денежных средств.
В заключение хотелось бы добавить, что если посмотреть в целом на ситуацию «обмена» туристами между мусульманскими государствами и РФ, то для России, несомненно, это имеет отрицательное сальдо. Здесь совершенно очевидно, что жители мусульманских государств не спешат посетить нашу страну с туристскими намерениями. И одной из причин этого является как раз отсутствие так называемой «халяль-инфраструктуры».
Литература
1. Din K.H. Islam and tourism: Patterns, issues, and options // Annals of Tourism Research. - 1989. - № 16 (4). - P. 542-563.
2. Jafari J., Scott N. Muslim world and its tourisms // Annals of Tourism Research. -2014. - № 44. - P. 1-19.
3. Haq F., Newby L., Jackson J. Segmentation of the spiritual tourism market // ANZMAC: Australian & New Zealand Marketing Academy - Conference, Crown Prome-
52
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б. Т.
nade, Melbourne, 30 November - 2 December 2009 / URL:
http://www.duplication.net.au/ANZMAC09/papers/ANZMAC2009-009.pdf
4. Consuming passions. Muslim consumers are looking beyond the traditional religious stipulations on meat and finance. Time to have fun // The Economist. May 25th 2013. URL: http://www.economist.com/news/international/21578380-muslim-consumers-are-looking-beyond-traditional-religious-stipulations-meat-and
5. UNWTO Tourism Highlights. 2013 Edition. - P. 13. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto_highlights13_en_hr.pdf
6. Жители Душанбе увидели в небе надпись «Аллах» // Семья: журнал для всей семьи [Электронный ресурс] Режим доступа:http://semya.kz/news/2008-07-24-837
7. Материалы конференции «Православное паломничество: традиции и современность» // http:www.mospat.ru/index.php?page=26271.
8. Наср С.Х. Исламское искусство и духовность / пер. М.Л. Салганик. - М.: ИПЦ «Дизайн». Информация, 2009. - 232 с.
9. Сколько мусульман в мире // Информационно-аналитический канал «Ансар». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ansar.ru/analytics/2013/03/18/38793
10. Показатели выезда российских граждан за рубеж. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141035/
11. Халяль-туризм в Турции получил новый толчок. Ансар: информационноаналитический канал. URL:http://www.ansar.ru/economics/2013/02/15/37425
Поступила в редакцию 28 ноября 2013 г.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 1
53