роль играет система философских представлений, постоянно развиваемая в практике применения ЭОТ.
Отождествление клиента с образом, им же самим и созданным, открывает прямую линию для проявления бессознательного материала, связанного с проблемным эмоциональным состоянием. Терапевт внимательно следит за всеми невербальными реакциями клиента и просит последнего отвечать спонтанно и говорить все, что приходит в голову, даже, если это кажется чем-то глупым или невозможным. Иногда клиент сам поражается тем ответам, которые он дает, но именно эти ответы дают возможность терапевту сделать точные выводы относительно первопричины заявленной клиентом проблемы.
Этот прием спонтанных (свободных) ассоциаций применялся еще в психоанализе З.Фрейда. Отличие от него состоит в том, что мы используем не свободные ассоциации, а направленные. Ассоциации, произносимые от имени образа, также не произвольны, а отвечают на информативные вопросы терапевта, исходящими из его гипотезы. Кроме того, в анализе обычно участвует два состояния и два образа, противостоящих друг другу. Например, образы обвинителя и обвиняемого, страха и пугающей фигуры, подавленной части и подавляющей и т.д. Образы позволяют наглядно увидеть взаимодействие динамических сил психики индивида, понять истинные причины противоречия и найти неожиданный, иногда парадоксальный выход из положения.
Образное выражение эмоций и отношений позволяет ставить безопасные эксперименты «здесь и теперь», выявляющие истинные причины тех или иных поступков и переживаний. Но для правильной интерпретации образов и мысленных экспериментов терапевт должен владеть самой разнообразными теоретическими построениями. В рамках этого практического метода спокойно уживаются идеи психоанализа З.Фрейда, индивидуальной психологии А.Адлера, телесной терапии В.Райха, транзактного анализа Э.Берна, гештальттерапии Ф.Перлза и т.д. Каждый случай требует привлечения своего теоретического аппарата и мы начинаем понимать, что каждая теория «высвечивает» свою сторону психической реальности, а все они вместе составляют достаточно полную картину взаимодействия динамических сил внутри человеческой личности.
УДК 159.928.234
Лосева С.Н. (ФГБОУ ВПО ИГУ ПИ, Иркутск, Россия) [email protected]
Лосева В.И. (ГОБУ СПО ИОМК им.Ф.Шопена, Иркутск, Россия) [email protected]
ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Loseva S.N. (SU PI, Irkutsk, Russia) Loseva V.I. (RCM, Irkutsk, Russia)
SPIRITUALITY AS A COMPONENT OF THE MUSICAL GIFTEDNESS IN PSYCHOLOGY
Признав одним из важнейших качеств развития личности «духовность», мы рассматриваем это качество как изначально заложенный фундамент личности, на котором рассматривается система компонентов музыкальной одаренности, ориентированной не только на высокие профессиональные достижения, но и на непрерывное саморазвитие с позиций психологической науки.
В изучении проблем музыкального воспитания школьников важную роль сыграло исследование известного отече-
ственного психолога Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». Развитие духовности в процессе музыкальной деятельности Б.М.Теплов характеризует так: «значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным - интеллектуальным и эмоциональным - содержанием». По словам Б.М.Теплова, для того чтобы стать хорошим музыкантом и понять музыкальный язык, необходимо овладеть достаточным багажом знаний, умений и навыков, необходимо «быть человеком большого ума и большого чувства».
А.И. Щербакова, продолжая мысль Б.М.Теплова, определяя феномен музыкального искусства, роль музыки и музыкального образования в современном постиндустриальном обществе, пишет, что обращение к музыке исключает отстраненность, безжизненность, кабинетно-научную объективность, так как «это включение всего духовного потенциала человека, сотворческий ансамбль ума и сердца, гармоническое единение эмоции и интеллекта, поскольку объект познания -Музыка».
С.М.Каргапольцев вводит термин «эмоционально-нравственная отзывчивость», которая, по словам автора, «является обобщающим названием многообразных проявлений небезразличного отношения человека к переживаниям других людей, живущих существ, антропоморфизированных (наделенных человеческими чертами) объектов. Предлагаемое название педагогически конкретизирует данную способность в плане эмоциональной (эмотивной) сути, подчеркивает ее неотделимость от высоких идеалов нравственности, гуманности, альтруизма».
Д.К.Кирнарская отмечает, что ни интеллект, ни интеллектуальная активность, ни креативность, никакие другие психологические свойства и качества не определяют музыкальную одаренность в отсутствии специальных ее компонентов, связанных с природой музыкальной деятельности - выражением духовного содержания в звуковой форме.
По мнению В.Д.Шадрикова, духовные способности - это «свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека», устанавливающие качественную специфику поведения; это способности духовного состояния, которые формируются на основе духовных ценностей личности. В.Д.Шадриков отмечает, что духовные способности вырастают из общих способностей и являются высшей стадией развития способностей; автор неоднократно указывает на связь и взаимопроникновение духовности личности в мышление и творчество.
Мы придерживаемся точки зрения Л.И.Ларионовой. Исследователь рассматривает духовность в качестве системообразующего признака одаренности личности, как высший уровень развития личности, который проявляется во взаимодействии с социокультурной средой и формируется в процессе «врастания» ребенка в культуру.
Таким образом, по результатам исследования можно отметить, что для развития духовности как составляющей музыкальной одаренности необходимо развитие эмоциональной сферы личности в процессе вокально-хоровой деятельности, которая способствует развитию художественного восприятия мира. В процессе развития личности постепенно расширяется духовное самосовершенствование, направленное на взаимоотношение с окружающими. В процессе вокально-хоровой деятельности формируется рационально-логическое музыкальное мышление, которое воздействует на внутренний мир личности.